Юридическая Библиотека - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОРСКОГО ЗАЛОГА. В.Б. ЛИПАВСКИЙ -

На главную »  » ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОРСКОГО ЗАЛОГА. В.Б. ЛИПАВСКИЙ

Гражданское право: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОРСКОГО ЗАЛОГА. В.Б. ЛИПАВСКИЙ


    Липавский Владимир Борисович, генеральный директор юридической компании "Ост Лигал", магистр частного права.

     

    Морской транспорт представляет собой одну из важнейших отраслей экономики Российской Федерации. Его значимость обусловлена политическим и экономико-географическим положением страны. Исторически флоту придавалось значение одного из главных стратегических ресурсов государства.

    Деятельность торгового флота в силу своего международного характера всегда в большей или меньшей степени базировалась на принципах рыночной экономики независимо от внутригосударственной политической и правовой системы.

    Несмотря на то что транспортной деятельности изначально был присущ вспомогательный, "обслуживающий" характер, на сегодняшний день уместно говорить о том, что услуги морского флота, являющиеся неотъемлемым компонентом рыночного обмена вещественными товарами, стали самостоятельным объектом торговли <*>.


     

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОРСКОГО ЗАЛОГА

     

    В.Б. ЛИПАВСКИЙ

     

    ВВЕДЕНИЕ

     

    Липавский Владимир Борисович, генеральный директор юридической компании "Ост Лигал", магистр частного права.

     

    Морской транспорт представляет собой одну из важнейших отраслей экономики Российской Федерации. Его значимость обусловлена политическим и экономико-географическим положением страны. Исторически флоту придавалось значение одного из главных стратегических ресурсов государства.

    Деятельность торгового флота в силу своего международного характера всегда в большей или меньшей степени базировалась на принципах рыночной экономики независимо от внутригосударственной политической и правовой системы.

    Несмотря на то что транспортной деятельности изначально был присущ вспомогательный, "обслуживающий" характер, на сегодняшний день уместно говорить о том, что услуги морского флота, являющиеся неотъемлемым компонентом рыночного обмена вещественными товарами, стали самостоятельным объектом торговли <*>.

    --------------------------------

    <*> См.: Рылов С.И., Мимха А.А., Березов П.Н. Внешнеторговые операции морского транспорта. М., 1996. С. 9.

     

    Представляется очевидным тот факт, что меры по возрождению российского флота должны носить комплексный характер и не могут ограничиваться сферой материально-технического стимулирования. Не менее важной задачей является совершенствование нормативно-правового регулирования торгового судоходства.

    Вторая половина 90-х годов отмечена качественно новым шагом в развитии частного права, и в том числе морского частного права: принят новый Гражданский кодекс, который в отличие от своего предшественника ориентирован на рыночные отношения. В начале 1999 года Россия присоединилась к целому ряду международных конвенций, регулирующих отношения, связанные с морским транспортом, в том числе к Брюссельской конвенции 1924 г. с последующими Протоколами. Следующей ступенью в реформе морского законодательства стало принятие 30 апреля 1999 г. нового Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ).

    Нормотворчество и правоприменение в сфере торгового судоходства должны основываться на тщательном научном анализе соответствующих институтов морского частного права в его системном соотношении с общими принципами гражданского права.

    Настоящая работа ставит целью исследование института морского залога. Выбор данной темы обусловлен следующими обстоятельствами:

    1. Несмотря на то что глава XVII Кодекса торгового мореплавания Союза ССР 1968 г. (далее - КТМ-68) содержала правила, посвященные привилегированным морским требованиям, новый КТМ РФ содержит во многом существенно отличные правила, что, на наш взгляд, позволяет говорить о морском залоге как о новелле в российском законодательстве. Анализ законодательств зарубежных государств позволяет говорить об отсутствии единого подхода к регулированию морского залога. Интересно, что различия наличествуют не только между континентальной и англо-американской правовыми системами, но и внутри этих систем. Международная унификация правил о морском залоге столкнулась со значительными трудностями: несмотря на то что было принято три конвенции, посвященные морским залогам и ипотекам (1926 г., 1967 г., 1993 г.), участниками первых двух является ограниченное число государств, а третья - Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 г. - в силу пока не вступила <*>.

    --------------------------------

    <*> См.: Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. М., 2002. С. 419.

     

    2. Значительный интерес представляет соотношение морского залога с ипотекой морского судна, а также с институтом залога в гражданском праве вообще. Как будет показано ниже, институт морского залога содержит ряд правил, не свойственных "гражданскому" залогу, что зачастую ставит правоприменителя в тупик. Решение данных проблем требует их глубокого изучения на доктринальном уровне, между тем на сегодняшний день число известных автору научных трудов, посвященных исследуемому вопросу, крайне мало.

    3. Несмотря на то что с момента принятия Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации прошло уже более четырех лет, институт морского залога не нашел активного применения среди участников отношений в области морского торгового судоходства. Неэффективность использования возможностей, предоставляемых данным институтом, во многом объясняется непониманием его происхождения, правовой природы и места в системе институтов гражданского и морского права.

    Анализ морского залога требует не только исторического, но также сравнительно-правового исследования и в первую очередь, на наш взгляд, следует обратить внимание на англо-саксонский опыт правового регулирования. В Англии и США накоплен весьма значительный опыт применения морского залога, также указанному институту посвящено большое количество научных работ, что, безусловно, представляет не только теоретический, но и практический интерес.

    Исследование морского залога осложняется тем, что в законодательствах, международных конвенциях, а также в научной литературе зачастую происходит смешение разнопорядковых понятий, таких как собственно морской залог и обеспечиваемые им привилегированные требования. Во многом такое смешение вызвано самим историческим развитием морского залога и предшествующих ему институтов, но об этом будет сказано ниже.

    Попытки унификации норм о морском залоге на международном уровне сталкиваются с проблемой квалификации понятий: так, в англо-американской правовой системе приблизительным аналогом российского понятия "морской залог" является термин "maritime lien". Однако, не говоря уже о том, что содержание данных институтов в данных правовых системах существенно разнится, существуют и иные сложности терминологического свойства. Под термином "lien" в праве Англии понимаются залоги, имеющие самую различную природу: залоги общего права (judicial liens), залоги, основанные на законе (statutory liens), морские залоги (maritime liens), залоги, основанные на праве справедливости (equity liens) <*>. Также важно не перепутать морской залог с ипотекой морского судна и залогом судна по англо-американскому праву (ship mortgage). Принимая во внимание указанное выше, автор для целей данной работы полагает возможным использовать термины "морской залог" и "maritime lien" для обозначения института морского залога как способа обеспечения привилегированных морских требований, термины "ипотека морского судна" и "ship mortgage" - для указания на институт залога морских судов на основании договора в обеспечение обычных (не морских привилегированных) требований.

    --------------------------------

    <*> См. об этом подробнее: Федчук В.Д. Средства предварительной правовой защиты имущественных интересов морских кредиторов в праве Англии // Дис. на соиск. степ. канд. юрид. наук. М., 1990. С. 71.

     

    Учитывая изложенное, исследование института морского залога будет произведено в его историческом развитии, в соотношении со смежными институтами (ипотека морских судов, "гражданский" залог), а также в сравнении норм российского законодательства с другими правопорядками, прежде всего США и Англии.

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Целью настоящей работы являлось исследование правовой природы морского залога, определение его места в системе институтов гражданского и морского права, изучение соотношения норм о морском и гражданско-правовом залоге.

    В результате исследования, проведенного преимущественно методом исторического и сравнительно-правового анализа, можно прийти к следующим выводам.

    1. Морской залог с самого начала своего развития - институт морского права. Зародившись в древней Lex maritima, морской залог развивался достаточно обособленно от гражданско-правового залога. Несмотря на то что исследуемый институт в сегодняшнем виде имеет много общего с гражданско-правовым залогом, он произошел не от гражданско-правового залога. Общие черты объясняются, прежде всего, схожестью целей двух указанных институтов как способов обеспечения обязательств.

    Вместе с тем сравнение морского и гражданско-правового залога обнаруживает существенные различия между ними. Различия относятся, прежде всего, к основанию возникновения залога, форме и содержанию залогового правоотношения, предмету залога, очередности удовлетворения требований, обеспеченных залогом.

    2. Определение правовой природы морского залога как вещного или обязательственного правоотношения сопряжено с трудностями во много схожими с теми, что возникают при исследовании природы гражданско-правового залога. Вместе с тем ряд особенностей морского залога, таких как, например, возникновение в силу закона, отсутствие обязательств владельца заложенного имущества в рамках залогового правоотношения, скрытый характер залога, повышенный уровень связанности с вещью, позволяют говорить о том, что морской залог, по сравнению с гражданско-правовым залогом, ближе к тому, чтобы называться вещным правом.

    Судебная практика и доктрина Великобритании и США также сталкиваются с проблемами при определении правовой природы морского залога, при этом такие проблемы лежат в несколько иной плоскости: так, в Англии весьма распространено мнение о том, что морской залог является институтом процессуального права. В США морской залог рассматривают как категорию материального права.

    Несмотря на то что правопорядки Великобритании и США относятся к семье общего права, морское право этих стран имеет цивилистическое происхождение и, даже испытав значительное влияние общего права, по-прежнему имеет много общего с морским правом стран континентальной Европы. Именно поэтому попытки определить правовую природу морского залога обнаруживают использование категорий вещного права, не свойственных праву США.

    3. Вследствие того, что морской залог является институтом, отличным от гражданско-правового залога, применение правил законодательства о гражданском залоге к исследуемому в настоящей работе институту должно быть очень ограничено. Полагаем, что нормы о гражданском залоге могут быть применены лишь в порядке аналогии закона, при условии что в законодательном регулировании морского залога будет обнаружен пробел.

    Практикой диссертационных работ обычно являются критика действующего законодательства и формулирование предложений по его совершенствованию.

    Представляется, что правила Кодекса торгового мореплавания о морском залоге достаточно четко и полно регулируют отношения, связанные с морским залогом, кроме того, данные правила соответствуют последним мировым тенденциям, воплощенным в Конвенции 1993 года.

    В связи с этим особую важность представляет не корректирование законодательных норм, а уяснение их сути, определение правовой природы соответствующих институтов с целью правильного их применения как участниками правовых отношений, так и правоприменительными инстанциями.

    Действующий Кодекс торгового мореплавания предоставляет достаточно широкие возможности для защиты интересов слабой стороны в отношениях, связанных с торговым судоходством. В особенности это относится к экипажам морских судов. Как было показано выше, институт морского залога является эффективным средством обеспечения их имущественных интересов.

    Таким образом, исследование морского залога имеет не только научное, но и вполне очевидное социально-экономическое значение.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

     

    Нормативные источники

     

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1995 N 51-ФЗ.

    3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ.

    4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81 ФЗ.

    5. Кодекс торгового мореплавания Союза ССР, утв. Указом Президиума ВС СССР от 17.09.1968.

    6. Кодекс торгового мореплавания Союза ССР 1929 г.

    7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ.

    8. Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ (в ред. от 24.12.2002) "Об ипотеке (залоге недвижимости)".

    9. Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ (с изм. от 12.03.2001) "О несостоятельности (банкротстве)".

    10. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

    11. Ставки сборов с судов в морских торговых портах Российской Федерации, утв. Минэкономики РФ 04.08.1995, Минтрансом РФ 21.07.1995.

    12. Торговый устав. Т. XI // Устав торговый, уставы ремесленный и фабричный с приложением устава о пошлинах за право торговли и прочих и разъяснениями по решениям гражданского, кассационного департаментов и общих собраний Правительствующего Сената до последнего времени.

    13. Международная Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся морских ипотек и морского закладного права (International convention for the unification of certain rules relating to maritime liens and mortgages) 1926 г.

    14. Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся морских ипотек и морского закладного права (International convention for the unification of certain rules relating to maritime liens and mortgages) 1967 г.

    15. Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 г.

    16. Международная конвенция о спасании 1989 г.

    Тексты нормативных правовых актов советского и современного российского периода, а также тексты международных конвенций получены из справочно-правовой системы "КонсультантПлюс".

     

    Специальная литература

     

    1. Рылов С.И., Мимха А.А., Березов П.Н. Внешнеторговые операции морского транспорта. М., 1996.

    2. Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. М., 2002.

    3. Федоров А.Ф. Морское право. Одесса, 1913.

    4. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). М., 1994.

    5. Кассо Л.А. Понятие о залоге в современном праве. Серия "Классика Российской цивилистики". М., 1999.

    6. Победоносцев К. Курс гражданского права. Ч. 3. Договоры и обязательства. СПб., 1890.

    7. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 3. СПб., 1909.

    8. Хвостов В.М. Система римского права: Учебник (издан по четвертому изданию 1908 года). М., 1996.

    9. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. М., 2001.

    10. Фалилеев П.А. Ипотека морских судов. М., 1997.

     

    КонсультантПлюс: примечание.

    Монография Гонгало Б.М. "Учение об обеспечении обязательств. Вопросы теории и практики" включена в информационный банк согласно публикации - Издательство "Статут", 2004.

     

    11. Гонгало Б.М. Учение об обеспечении обязательств. Вопросы теории и практики. М., 2002.

    12. Федчук В.Д. Средства предварительной правовой защиты имущественных интересов морских кредиторов в праве Англии // Дис. на соиск. степ. канд. юрид. наук. М., 1990.

    13. Баринова И.И. Международная унификация правил о морских залогах и ипотеках // Морское право и международное судоходство на современном этапе: Сборник научных трудов. М., 1986.

    14. Бабкин С.А. Ипотека морских судов: Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 г. и воплощение ее положений в российском законодательстве // Транспортное право. N 1. 2001.

    15. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Научно-практический комментарий. М., 1996.

    16. Thomas, D.R. Maritime Liens // British Shipping Laws. Vol 14 (Stevens & Sons, 1980).

    17. Gilmore, G. & Black, C.L. The Law of Admiralty 2nd ed.

    18. W. Tetley. Conflicts of maritime lien law // http://tetley.law.mcgill.ca.

    19. W. Tetley. Maritime law as a mixed legal system // http://tetley.law.mcgill.ca.

     

     

     

     



  • Мягкая Мебель от производителя - диван книжка. Диваны и кресла из Финляндии.