Юридическая Библиотека - Правовые основы деятельности акционерных обществ. Могилевский С.Д. -

На главную »  » Правовые основы деятельности акционерных обществ. Могилевский С.Д.

Гражданское право: Правовые основы деятельности акционерных обществ. Могилевский С.Д.


    В современных экономических условиях важнейшей организационно-правовой формой организаций становится акционерное общество. Это объясняется развитием рыночных отношений во всех сферах деятельности российских физических и юридических лиц. Переход к рыночной экономике потребовал разработки законодательных и подзаконных нормативных актов, определяющих правовые основы и условия функционирования субъектов права, в первую очередь коммерческих организаций, играющих важнейшую роль в развитии российской экономики.

     Особое место среди нормативных актов занимают нормы, регламентирующие правовой статус юридических лиц, порядок их организации и деятельности. Знаменательным событием в становлении правовой базы, регламентирующей положение юридических лиц, стало принятие 21 октября 1994 г. нового Гражданского кодекса РФ. Именно в нем были сформулированы основные положения, определяющие понятие, виды и особенности различных юридических лиц. За изданием Кодекса последовало принятие ряда федеральных законов, которые развивали и детализировали положения Кодекса применительно к конкретным разновидностям юридических лиц: "Об акционерных обществах", "О некоммерческих организациях", "Об обществах с ограниченной ответственностью" и др. Таким образом, в правовой системе России стала формироваться самостоятельная, достаточно обособленная отрасль права, имеющая особый предмет регулирования, которая по аналогии с западными системами получила название "корпоративное право".


    Могилевский С.Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ: Учеб.-практич. пособие. - М.: Дело, 2004

     

     Правовые основы деятельности акционерных обществ

     

     Введение

     

     В современных экономических условиях важнейшей организационно-правовой формой организаций становится акционерное общество. Это объясняется развитием рыночных отношений во всех сферах деятельности российских физических и юридических лиц. Переход к рыночной экономике потребовал разработки законодательных и подзаконных нормативных актов, определяющих правовые основы и условия функционирования субъектов права, в первую очередь коммерческих организаций, играющих важнейшую роль в развитии российской экономики.

     Особое место среди нормативных актов занимают нормы, регламентирующие правовой статус юридических лиц, порядок их организации и деятельности. Знаменательным событием в становлении правовой базы, регламентирующей положение юридических лиц, стало принятие 21 октября 1994 г. нового Гражданского кодекса РФ. Именно в нем были сформулированы основные положения, определяющие понятие, виды и особенности различных юридических лиц. За изданием Кодекса последовало принятие ряда федеральных законов, которые развивали и детализировали положения Кодекса применительно к конкретным разновидностям юридических лиц: "Об акционерных обществах", "О некоммерческих организациях", "Об обществах с ограниченной ответственностью" и др. Таким образом, в правовой системе России стала формироваться самостоятельная, достаточно обособленная отрасль права, имеющая особый предмет регулирования, которая по аналогии с западными системами получила название "корпоративное право".

     Согласно Энциклопедическому юридическому словарю *(1) под корпоротивным правом понимается, во-первых, составная часть гражданского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных обществ и товариществ и иных видов коммерческих организаций; во-вторых, система правил, установленных собственником или администрацией коммерческой организации и регулирующих различные внутрифирменные отношения. Как мы видим даже из этого определения, предмет регулирования со стороны корпоративного права очень широк.

     Преимущества акционерных обществ, которые выявлялись постепенно, по мере их развития, признаются в наши дни, как правило, во всех странах рыночной экономики.

     Широкое развитие акционерных обществ обусловило появление разветвленного корпоративного законодательства, которое постоянно развивается и совершенствуется, что вызывает необходимость его изучения в целях рационального и успешного применения.

     Действующий с 1 января 1996 г. Федеральный закон "Об акционерных обществах" в значительной мере способствовал упорядочению деятельности акционерных обществ, однако отдельные пробелы, а также отсутствие детальной проработки ряда вопросов в Законе требовали дальнейшего совершенствования акционерного законодательства.

     7 августа 2001 г. в Федеральный закон "Об акционерных обществах" были внесены существенные изменения и дополнения *(2), вступившие в силу с 1 января 2002 г. Поправки к Закону охватили все его основные разделы - 66 статей из 94. Значение этих мер определяется прежде всего положением, которое занимают акционерные общества в современной российской экономике. На 1 июля 2001 г. в России насчитывалось около 60 тыс. открытых и более 370 тыс. закрытых обществ. Акционерная форма была использована как основная при преобразовании десятков тысяч крупных и средних государственных и муниципальных предприятий в негосударственные коммерческие структуры. Часть акционерных обществ образована путем объединения частных капиталов физических лиц. Соучредителями многих акционерных обществ выступают иностранные участники - корпорации, компании, фирмы, банки, фонды. Более трех тысяч акционерных обществ имеют закрепленные в федеральной собственности акции. Поэтому каждая новация в правовом регулировании затрагивает интересы весьма широкого круга лиц.

     Представляемая книга, посвященная исследованию и разъяснению всех новаций в развитии акционерного законодательства, рассчитана на широкий круг читателей. Она будет интересна простым акционерам, кто поменял свой "ваучер" на акции или купил акции "своего" общества, где работал или работает, либо акции стороннего акционерного общества, поскольку в ней много внимания уделяется правам акционеров и способам их защиты. Она будет интересна руководителям акционерных обществ и членам их "команд управления", поскольку в книге даются ответы на вопросы, непосредственно связанные с жизнью и развитием этих обществ: как сформировать контрольный пакет акций при наименьших финансовых затратах? как через положения устава усилить или ослабить позиции исполнительных органов? как выбрать наиболее эффективную структуру управления акционерным обществом? как правильно перераспределить полномочия между общим собранием, советом директоров и генеральным директором? И другие вопросы. Она будет интересна студентам юридических вузов, поскольку по проблемам корпоративного права наши образовательные учреждения испытывают еще больший голод, чем по остальным дисциплинам. Книга будет полезна даже для депутатов Государственной Думы, поскольку дает ясное представление о применимости и целесообразности тех или иных законодательных разработок.

     Учитывая, что автор книги уже более десяти лет работает с конкретными акционерными обществами и знаком с опытом применения законодательства в этих организациях, он приводит в книге конкретные проекты решения многих задач. На примере допущенных обществами ошибок предлагаются рекомендации, которые позволят избежать их в дальнейшем.

     Есть простое правило: лучше ошибок не допускать, чем их потом исправлять. Как-то в телевизионную передачу пригласили в качестве гостей молодых людей - специалистов в области выживания. Как выяснилось, они способны с учетом своих знаний и навыков выйти практически из любой экстремальной ситуации. Из студии им задают вопрос: как вы сможете выжить в такой ситуации: вы в пустыне, солнце в зените, жара 60°, вы в трусах и без воды, ближайшее жилье за триста километров от вас? Переглянувшись, один из них отвечает: "Поскольку мы профессионалы, то в такую ситуацию не попадем. А для тех, кто попал, мы можем предложить молитву, которая поможет быстрее умереть". Общаясь с "командами управления" хозяйственных обществ, автор неоднократно убеждался, насколько это применимо и к вопросам деятельности акционерных обществ.

     Чтение этой книги даст возможность читателю представить акционерные общества во всем их многообразии и неповторимости. Именно с целью предупредить читателя о тех путях, которые могут привести его в "пустыню", донести до него информацию о "правилах игры" с акционерными обществами и задумывалась эта книга. Эти "правила" надо знать, тогда можно играть и выигрывать, в противном случае впереди "пустыня". Выбор за читателем.

     

     Глава 1. История развития акционерных обществ в России

     

     Акционерная форма в современном ее значении вырабатывалась постепенно из различных форм соединения нескольких лиц с их капиталами для какого-нибудь общего предприятия на протяжении весьма длительного периода времени. Поэтому обращение к правовому феномену, возникшему две с половиной тысячи лет назад, продиктовано не столько историческим интересом, сколько необходимостью самопознания и потребностями сегодняшней радикально меняющейся жизни.

     Большинство российских правоведов - исследователей акционерных обществ *(3) выделяют в развитии акционерных обществ в России пять периодов: период возникновения акционерной формы в ХVII-XVIII вв., период развития акционерных обществ в XIX в., в начале XX в., советский период развития акционерного законодательства второй половины XX в. и, наконец, период становления современного законодательства России - конец XX - начало XXI в. Конечно, на наш взгляд, любая классификация всегда является достаточно условной, тем более если это касается истории. Ясно, что, когда речь идет о ранних этапах развития акционерных обществ, нас в большей мере интересуют тенденции, которые в конечном счете привели к формированию правовых основ этой организационно-правовой формы юридического лица. Но даже с этих позиций выделение всех периодов развития обоснованно и полезно.

     

     1.1. Становление акционерной формы в России в XVII-XVIII вв.

     

     По мнению И.Т.Тарасова, история акционерных компаний России очень коротка и несложна *(4).

     Свод законов Российской империи 1807 г. был одной из первых попыток кодификации российского законодательства, который содержал в себе и ряд нормативных актов об акционерных, в том числе торговых, обществах, корпорациях.

     Традиционной стала точка зрения, согласно которой, по исследованиям Г.Ф.Шершеневича, Россия принадлежит к числу стран, перенявших акционерную форму, а не выработавших ее самостоятельно *(5). Однако другой точки зрения придерживается В.В.Долинская: в интересах научного исследования, а не удовлетворения "гордости великороссов" она отмечает, что в Европе систематизация и легализация правил об акционерном деле начались только с 1843 г. Хотя, безусловно, в формирование акционерных обществ, акционерного законодательства и акционерного права внесли свой вклад многие государства *(6).

     В силу экономико-географических особенностей производство в России развивалось экстенсивным путем. Россия в известной мере приполярное государство. В суровых климатических условиях, при неразвитом производстве обычно речь идет о создании материальных благ хотя бы для собственного потребления, их излишки еще не появляются, а следовательно, торговать особо и нечем. Поэтому условия для торговли в России создавались очень медленно, хотя интерес к акционерному движению проявляется еще при царе Алексее Михайловиче, которому в виде доклада был представлен проект организации крупной компании для производства китоловного промысла и добывания сала *(7). Реализации он не получил.

     Реальные шаги к использованию акционерных обществ были сделаны при Петре I. Позиция государства однозначно выражалась в Указах от 27 октября 1699 г., 27 октября 1706 г., 2 марта 1711 г., 8 ноября 1723 г. *(8): купцам (т.е. определенному сословию) торговать компаниями по примеру торгового класса иностранных государств; иметь об этом с общего совета (прообраз органа управления акционерного общества) установления (какие-то нормы, регулирующие их организацию и деятельность), которые способствовали бы развитию торговли, и приносить тем самым через налоги дополнительные доходы в государственную казну. Причем Указом от 4 августа 1724 г. Петр I поручил Коммерц-коллегии "дирекцию и управление над этими компаниями, как мать над дитятей" *(9).

     Первым проектом акционерных компаний можно считать представленный в Правительствующий сенат 17 сентября 1739 г. проект компании для торговли с Китаем Лоренца Ланга, шведского инженера, состоявшего на службе у Петра I, выполнявшего также ряд дипломатических поручений и назначенного впоследствии вице-губернатором Иркутской провинции. Капитал компании (в проекте Ланга это был банк) должен был составлять 2 млн. руб. и был поделен на акции номинальной стоимостью 300 руб. Оплачивать акции предполагалось немедленно. Вступить в компанию мог любой человек ("хотя из знатных или подлых"), в том числе иностранец. Управление было сосредоточено в руках общего собрания, право голоса на котором получали владельцы не менее 10 акций. Права участия в общем собрании могли быть предоставлены поверенным. Общее собрание избирало директоров и устанавливало способ распределения чистой прибыли. Директор должен был иметь не менее 8 акций, а генеральный директор - не менее 12. Компания получала монопольное право торговли. Провозглашалась независимость компании от всех присутственных мест и неприкосновенность капитала. В проекте была установлена свобода продажи акций, но не ранее чем через три года после действительного начала "компанического торга" *(10). Однако неоднократные призывы правительства участвовать в этой компании (в 1739-1741 гг.) не получили отклика. Ни торговцы, ни их капитал еще не испытывали необходимости объединяться.

     Такая потребность появилась только во второй половине XVIII в. Первой акционерной компанией можно считать учрежденную 24 февраля 1757 г. "Российскую в Константинополе торгующую компанию" *(11). Инициаторами ее создания были венецианские купцы, которые в 1749 г. обратились в Сенат через русского консула в Константинополе с просьбой разрешить торговлю между Венецией и Россией через Черное море и создать для этого на Дону торговый дом или контору. К тому времени, когда предложение было рассмотрено, принято с рядом поправок и ответ поступил в Венецию, один из главных инициаторов создания компании умер. Поэтому взамен несостоявшегося проекта русскому правительству вскоре был предложен план совместной торговой компании. В ней изъявили желание участвовать также русские купцы и владельцы заводов и мануфактур *(12).

     Капитал компании представлял, как и в проекте Ланга, определенную величину - состоял из 200 долей, которые назывались акциями, по 500 руб. каждая. Половина акций оставлялась за учредителями, именуемыми фундаторами, на вторую половину объявлялась открытая подписка. Правительствующий сенат внес добавление, согласно которому выставленные на открытую подписку 100 акций, если они не будут приобретены желающими, предоставляются директорам. Как видно, уже на раннем этапе развития акционерных компаний осознавался тот факт, что власть, управление в акционерных обществах опирается на экономическую собственность.

     Права акционеров, удостоверенные "билетом", подлежали свободному отчуждению, но они были неразрывно связаны с обязанностью дополнительных взносов. Это особенность первого этапа развития акционерных обществ в Западной Европе и России, а на современном этапе она характерна прежде всего для закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью *(13).

     Дальнейшее увеличение или уменьшение капитала предполагалось осуществлять путем распределения прав и обязанностей между владельцами акций пропорционально количеству этих акций.

     Управление было сосредоточено в руках учредителей, являвшихся директорами компании, а его организация строилась по принципам голландской Ост-Индской компании с незначительной законодательной регламентацией и передачей решения многих вопросов на усмотрение фундаторов, которые были обязаны предоставлять ежегодные, а также необходимые по времени и обстоятельствам "генеральные счеты", которые могли быть проверены и сличены с книгами.

     "Российская в Константинополе торгующая компания" занималась активной торговой деятельностью и просуществовала до 1762 г. А.И.Каминка отмечал "важное значение этой компании в деле насаждения принципов акционерного дела" *(14).

     В последующие годы был создан ряд акционерных компаний: в 1758 г. - Компания персидского торга, в 1762 г. - Акционерный эмиссионный банк, в 1798 г. - Российско-Американская компания и др., что способствовало постепенному распространению в российском обществе представлений об этой организационно-правовой форме.

     Особое место занимает Российско-Американская компания. По утверждению И.Т.Тарасова, в России фактически до 1822 г. существовала только одна акционерная компания - Российско-Американская, по характеру своему отчасти сходная с первыми европейскими колонизационно-торговыми компаниями.

     Российско-Американская компания составилась из частных промысловых обществ, учредившихся после открытия командором Берингом Алеутских островов и северо-западного берега Америки в 1741 г. Указом от 8 июля 1799 г. компания эта принята была под Высочайшее покровительство, а 27 декабря того же года определены дарованные ей привилегии: пользоваться исключительно всеми промыслами и заведениями, находящимися по северо-восточному берегу Америки от 55° до Берингова пролива и далее, также на островах Алеутских, Курильских и других по северо-восточному океану; производить новые открытия не только выше 55°, но и далее к югу и занимать открываемые земли в российское владение; смотря по надобности, заводить поселения и укрепления для безопасного жительства; торговать со всеми окрестными народами и т.п. Для управления делами компании было учреждено Главное правление, которое сначала находилось в Иркутске, а потом, в 1801 г. переведено в Петербург с присвоением ему преимуществ присутственного места. Для присутствия в правлении положено избирать из числа акционеров, имеющих 25 акций, 4 директоров с пожалованием их в звание коммерции советников. По возобновлении в 1821 г. компании предоставлено было, между прочим, право избирать в главные правители морских офицеров сроком на 5 лет и употреблять флаг с императорским гербом *(15).

     Акционерные компании этого периода, в том числе Российско-Константинопольская и Российско-Американская, были неустойчивы и неразвиты, но в них четко проявлялись следующие характерные особенности.

     Основу деятельности акционерного общества составлял уставный капитал, состоящий из равных частей - акций. Держатель акций наделялся не только правами, но и обязанностями, а внесенный участником вклад не мог быть истребован обратно. Акции подлежали свободному отчуждению. Вопросы управления, в отличие от ситуации в Западной Европе, законодательно урегулированы не были и в значительной степени предоставлялись на усмотрение участников; вопрос о порядке принятия решений - простым большинством голосов, квалифицированным (в 2/3 или в 3/4) или единогласно - также не был законодательно урегулирован. Управление и его организация были сосредоточены в руках главных участников-фундаторов.

     Создание акционерных обществ шло двумя путями: "сверху" и "снизу". Компании, основанные на частной инициативе, отличались большей жизнеспособностью, чем основанные по указанию правительства, хотя первые компании также были созданы в соответствии с правительственным актом. "Несомненно, что правительственный акт предшествовал частной инициативе, тем не менее частная инициатива не оставалась безучастной свидетельницей... во всяком случае возможно проследить, как постепенно привилось к нам представление об особенностях этой формы ассоциации - способе составления капитала, организации управления" *(16).

     

     1.2. Акционерные общества и законодательство России в XIX в.

     

     Первыми серьезными шагами в развитии акционерного законодательства в России стало провозглашение принципа ограничения ответственности акционеров по долгам акционерной компании стоимостью вкладов, внесенных в оплату принадлежащих им акций. В общем виде это нашло отражение в Указе 1782 г., а впоследствии было закреплено в Указе 1805 г., принятом в связи с банкротством Петербургской компании для постройки кораблей и попыткой кредиторов взыскать с акционеров долги компании. Такое действие кредиторов, по разъяснению, данному в Указе, "совершенно противно самому существу сего рода компаний", "акционерная компания отвечает одним складочным капиталом, а следовательно, ни один из акционеров при неудаче не теряет свыше положенного капитала" *(17).

     До начала XIX в. российское акционерное законодательство было представлено Высочайшими указами, актами (уставами или правилами) отдельных компаний. С 1 августа 1807 г. и на протяжении дальнейших 30 лет правовой основой учреждения акционерных обществ был изданный главой монархического государства Манифест от 1 января 1807 г. "О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий". Впоследствии Манифест, дополненный рядом положений, был включен в т. XI Свода законов Российской империи, а в Уставе торговом составил специальную главу "О торговом товариществе" *(18).

     Манифест предусматривает все необходимые для развития акционерных обществ принципы современного гражданского и акционерного законодательства. В ст. 1 провозглашался принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, в котором содержался такой элемент гражданского и акционерного права, как автономия воли *(19): "Желаем, чтобы верноподданное наше купечество, особливо для преобладания во внешней торговле, впредь производило свой торг в образе товарищества. Но никто к сему не принуждается законом, который только указует новую стезю" *(20). В Манифесте названы три организационные формы товарищества: полное товарищество, товарищество на вере и товарищество по участкам. "...Бывает товарищество по участкам, которое слагается из многих лиц, складывающих воедино определенные суммы, коих известное число дает складочный капитал. Но как цель одного служить важным видам государственного хозяйства, то сего рода компания утверждается с нашего утверждения и, по существу своему допущая участников из всех состояний, не прямо принадлежит к занятиям купечества" *(21).

     Из текста Манифеста можно сделать вывод, что на тот момент институт торговых (хозяйственных) обществ и товариществ в российском законодательстве был еще недостаточно разработан, в связи с чем к одному и тому же виду юридических лиц применялись различные понятия: "акционерное общество", "акционерная компания", "товарищество по участкам", "товарищество на паях". По существу акционерное общество (товарищество по участкам) представляет собой складочный капитал, состоящий из определенного числа вкладов оговоренных размеров. Участниками акционерного общества вправе выступать любые лица независимо от сословия. Это юридическое лицо может функционировать не только в торговле, но и в любой сфере хозяйства. Как крупное объединение, акционерное общество призвано решать важнейшие задачи государственного хозяйства. Был определен порядок создания акционерных компаний - с разрешения верховной власти на основании, по определению Л.Е.Шепелева, "частных законодательных актов" *(22), что послужило в дальнейшем основой для формирования обширного сепаратного законодательства или, можно сказать, локальных актов юридических лиц *(23). Уставы акционерных компаний, утвержденные до конца 1836 г., в качестве частных законодательных актов публиковались Сенатом в "Санкт-Петербургских сенатских ведомостях". При подготовке первого Полного собрания законов Российской империи, издание которого завершилось в 1830 г., в него было включено около десятка уставов компаний, учрежденных в XVIII - первую четверть XIX в. Уставы, утвержденные в 1826-1836 гг., вошли в соответствии с хронологией в первые 11 томов второго Полного собрания законов. Шесть уставов компаний, действовавших на 1831 г., были опубликованы в Приложении к тому 11 Свода законов Российской империи *(24).

     Выходившие до 1836 г. издания Свода законов содержали всего по две статьи об акционерных компаниях. Эти статьи помещались в томе 10 и представляли собой почти буквальное повторение Манифеста 1807 г. и Указа 1805 г.

     Рост числа акционерных обществ, изменение ситуации на фондовом рынке, возможность повторения ошибок, уже совершенных другими странами, наличие норм только общего характера, которые не позволяют урегулировать более сложные ситуации, потребовали более пристального внимания законодателя к акционерной форме. В результате 6 декабря 1836 г. было утверждено Положение о компаниях на акциях *(25), которое с изменениями и дополнениями затем вошло в Свод законов в виде второго отделения главы "О товариществе" под названием "О товариществах по участкам или компаниях на акциях" *(26).

     Положение основывалось на проекте, который был разработан Министерством внутренних дел с учетом предложений Министерства финансов. По существу, Положение преследовало решение следующих задач:

     1) создание специального законодательства, детально регулирующего учреждение компании на акциях;

     2) соблюдение принципов системности и единообразия в правовом регулировании организации и деятельности акционерных обществ;

     3) создание благоприятных условий для применения акционерной формы в промышленности;

     4) соблюдение принципа свободы предпринимательства;

     5) государственное противодействие мерам недобросовестной конкуренции.

     Общей целью Положения 1836 г. было создание необходимых правовых условий для развития акционерного учредительства при предоставлении правительству эффективных средств воздействия на процесс этого учредительства *(27).

     Закон определил существо акционерной формы организации и установил, что компания на акциях создается путем соединения известного числа частных вкладов определенного и единообразного размера в один общий складочный капитал, которым ограничивается круг действий и ответственности компании. Была закреплена свобода выбора предмета и сферы деятельности акционерных обществ, единственным ограничением которой был запрет нарушать чью-либо исключительную собственность.

     Положение закрепляло концессионную систему учредительства, т.е. разрешительную, в виде привилегии. Государственный совет исходил из того, что разрешение учредить компанию на акциях является особого рода привилегией. Такая привилегия должна предоставляться компаниям, которые будут заниматься общеполезной деятельностью, приносить прибыль себе и государству, не допускать разорения вкладчиков. Правительство должно все это заранее предусмотреть, проанализировав учредительные документы, финансовое положение учредителей и перспективы деятельности акционерного общества. Правительство обязано принять меры к справедливому распределению прибыли компании, ограничивая произвол учредителей.

     Следует отметить, что концессионная система была распространена в более развитых с правовой точки зрения государствах, и до сих пор разрешительный порядок создания юридических лиц остается актуальным.

     Законом разрешалось учреждение акционерных компаний определенных видов: либо выдавалось только дозволение создать компанию; либо предоставлялись некоторые преимущества в виде временных изъятий из общих правил; либо даровались привилегии, т.е. исключительное право действий, с воспрещением для того же предприятия всех других действий в течение определенного срока.

     Устав компании представлялся через соответствующее министерство в Комитет министерств, если требовалось только получить дозволение на учреждение компании, или в Государственный совет, если испрашивались особые преимущества или исключительные привилегии. Если на предложение Комитета министерств или Государственного совета следовало Высочайшее соизволение, "устав приводился в действие и во всеобщую известность" *(28).

     В уставе компании предусматривались цель организации компании и ее наименование; размер капитала, количество выпущенных акций; порядок составления капитала (полная оплата единовременно или взносами по частям); порядок распределения акций, включая указание на количество акций, которые учредители оставляют за собой, и порядок раздачи акций; обязанности, права и ответственность компании и ее акционеров; порядок отчетности; порядок распределения дивидендов; порядок управления делами компании; устройство и компетенция правления и общего собрания акционеров; порядок закрытия и ликвидации компании и др.

     Таким образом, концессионная система делала сепаратное законодательство одним из важных элементов акционерного права. На основании Положения о компаниях на акциях решались основные организационные вопросы акционерных компаний и устанавливались пределы прав и обязанностей акционеров, а с помощью уставов эти нормы конкретизировались. Так постепенно заполнялись пробелы в законодательстве, вытеснялись и заменялись нормы, не отвечающие целям организации компаний.

     Положение допускало выпуск и обращение только именных акций номиналом не менее 50 и не более 1000 руб. Таким образом, законодатель позаботился и о реальном формировании уставного капитала ("не менее 50 руб."), и о широком участии лиц в приобретении акций ("не более 1000 руб."). Оплата акций могла производиться единовременно ("вся вдруг сполна") или по частям в определенные сроки ("раздробительно"). Срок и количество первоначального "раздробительного" взноса определялись в уставе компании, а сроки последних взносов - правлением или общим собранием. До полной уплаты цены акции выдавалась заменяющая акцию расписка, владелец которой наделялся всеми правами и обязанностями акционера. Однако сама акция до полной оплаты ее цены не выпускалась.

     По Положению учредители компании имели право отделять в свою пользу не более одной пятой части общего числа акций. Регламентировались правила проведения подписки и разверстки акций.

     Необходимо отметить, что проект Положения 1836 г. предусматривал два вида акций - именные и на предъявителя, а также указание максимального числа акций, которые могли быть предоставлены одному лицу. Как отмечал А.И.Каминка, "первоначальные предложения законодателя были смелее, нежели последующее выполнение" *(29).

     Положение также предусматривало, что если в определенный уставом компании для подписки и внесения вкладов срок не все акции будут разобраны или деньги, "следующие к оплате", не внесены полностью, а учредители не пожелают и уставом не будут обязаны принять оставшиеся акции на себя, то компания признается несостоявшейся *(30). Исключение составляли случаи, когда по общему согласию акционеров будет признано возможным либо ограничиться собранным капиталом, либо соразмерно уменьшить само предприятие. И то и другое допускалось только при новом разрешении правительства.

     Положением 1836 г. предусматривались права и ответственность акционеров. Основное право акционеров - присутствовать на общем собрании компании и участвовать в его суждениях (право совещательного голоса), а число голосов определялось количеством акций, принадлежащих одному лицу (право решающего голоса). Предусматривались также случаи и порядок участия поверенных от акционеров в общем собрании, но этот вопрос решался особо в уставе каждой компании.

     Ответственность компании ограничивалась "одним складочным ее капиталом в акциях". Каждый акционер рисковал в случае неудачи предприятия только своим вкладом, внесенным в собственность компании, и сверх этого не нес личной ответственности и не мог быть принужден к какому-либо дополнительному платежу по делам компании. Таким образом, законом признавался принцип ограниченной ответственности, который впоследствии был закреплен в современной теории.

     Положением устанавливался порядок внутреннего управления компанией. Учредители компании заведовали ее делами до тех пор, пока не будут разобраны все акции с внесением за них положенной платы ("полной или первоначальной по срочной раскладке"). После этого общее собрание акционеров назначало членов правления или директоров, в число которых могли избираться и учредители. Директора компании и члены правления действовали в качестве уполномоченных представителей компании.

     Правление распоряжалось делами и капиталами компании в соответствии с ее уставом, в котором определялось, в пределах какой суммы правление без созыва общего собрания было уполномочено "производить расходы по предприятию компании" *(31). Отчеты, которые представлялись в обязательном порядке общему собранию, подписывались всеми членами правления.

     Решение правления "приводилось в исполнение по большинству голосов присутствующих членов", если "за" было подано больше половины голосов. При недостижении кворума, необходимого для принятия решения, вопрос решался на общем собрании акционеров. Компетенция общего собрания определялась уставом компании.

     Решения общего собрания получали обязательную силу, когда принимались "по крайней мере тремя четвертыми явившихся в собрание акционеров при исчислении голосов их по размеру акций, который определен в уставе компании".

     Согласно Положению в случае закрытия компании ликвидацией ее дел занималось правление. Закон установил, что никто из акционеров не может получить обратно никакой части своего капитала, пока компания не внесет сумму, необходимую для погашения всех ее обязательств; только после такой уплаты правление приступает к удовлетворению требований акционеров "соразмерно возможности и оставшимся в распоряжении компании способом".

     Устанавливая общие пределы прав и обязанностей акционерных компаний и возможные формы их организации, Положение предусматривало, что "состав и образ действий каждой компании" определяется ее уставом. В практике акционерного учредительства вскоре сложилась единообразная форма устава акционерного общества. Около 70 обычно включаемых в уставы положений распределялись по шести разделам: 1) цель учреждения общества, его права и обязанности (как правило, перечислялись и учредители акционерного общества); 2) основной капитал общества, акции, права и обязанности их владельцев; 3) правление общества, его права и обязанности; 4) отчетность по делам общества, распределение прибыли и выплата дивидендов; 5) общие собрания акционеров; 6) разбор споров по делам общества, его ответственность и прекращение деятельности. Такая структура уставов сохранилась до 1917 г.

     Для "приведения устава в действие" предусматривалась необходимость уведомления о нем Сенатом всех учреждений и лиц, к которым устав мог иметь отношение. На практике же все происходило несколько иначе. Акционерное общество ставилось в известность об утверждении его устава не Сенатом, а курирующим данную отрасль хозяйства министерством, в то время как подлинник устава направлялся в Сенат. С этого момента устав вступал в силу, а учредители получали право приступить к организации компании и реализации акций. Приведение устава "во всеобщую известность" осуществлялось путем публикации его в официальном периодическом издании "Санкт-Петербургские Сенатские ведомости" (с 1863 г. - Собрание узаконений и распоряжений правительства). Кроме того, до 1912 г. уставы акционерных обществ публиковались в ежегоднике "Полное собрание законов".

     С середины XIX в. практика стала все дальше отклоняться от законодательства, все большее значение приобретали уставы, особенно как средство для обхода закона. Акционерная форма все чаще необоснованно применялась мелкими частными предприятиями типа кондитерских и прачечных. Изменилось понятие учредителей, которыми, по уставам некоторых компаний, стали называть не тех, кто внес большую долю капитала, а тех, кто возбудил ходатайство об утверждении устава. В нарушение правовых норм такие ходатайства принимались и от одного лица. Кроме этого деятельность учредителей утратила публичный характер, информация о ней стала практически недоступной, а сами учредители фактически уклонялись от ответственности.

     Стали популярными имущественные вклады, что прямо противоречило не только закону, но и сути акционерных обществ. Однако в некоторых секторах экономики для эффективной работы компаний и выполнения ими обязанностей перед акционерами и третьими лицами в некоторых случаях возникала острая необходимость установления определенного соотношения между имущественной и денежной составляющими в уставном капитале акционерного общества. Именно эта необходимость нашла отражение в проекте нового Положения 1871-1872 гг. *(32).

     В нарушение закона уставами допускались предъявительские акции (при условии, что их не будут называть паями).

     Ограничивалась свобода акционеров распоряжаться акциями внутри компаний.

     При утверждении уставов стали устанавливаться ограничения, не предусмотренные законом, например, на минимальную сумму уставного капитала и номинал акций. Хотя, конечно, это можно рассматривать как восполнение пробелов в законодательстве.

     Нарушением принципа ограничения ответственности акционера размером его вклада стала практика возложения на акционера обязанности внесения дополнительных платежей.

     Существование такой независимой правоприменительной практики, которая часто вступала в противоречие с действующим законодательством, не устраивало правительство. Поэтому было принято решение упорядочить создание и деятельность акционерных обществ.

     В 1857 г. из-за снижения процентов по вкладам в государственных кредитных учреждениях произошел ажиотажный приток средств инвесторов в акционерные компании. Результатом явились "акционерные надувательства", возникшие в 1856-1857, 1864 и 1869 гг. Однако они имели меньший размах и менее серьезные последствия, чем, например, в Англии, что объясняется применением уголовно-правовых норм в регулировании и охране предпринимательских отношений, а также серьезным контролем за фондовым рынком со стороны Министерства финансов и высоким номиналом ценных бумаг, в связи с чем малообеспеченные слои населения были отстранены от участия в предпринимательстве и тем самым "спасены" от биржевого ажиотажа, а государство - от гнева народа *(33).

     С 1859 г. правительство ограничило акционерное учредительство, указав министерствам на более строгий отбор ходатайств об учреждении акционерных обществ. С 1863-1864 гг. произошел отток капиталов в создание и развитие банков и железнодорожных обществ.

     В рамках акционерных компаний получают широкое распространение паевые товарищества (аналог современных закрытых акционерных обществ). Правительство разрешало реализацию их паев только среди учредителей и приглашенных ими по своему усмотрению лиц (современная закрытая подписка на акции).

     Во второй половине XIX в. правительство пыталось устранить пробелы в Положении 1836 г. и недостатки в деятельности акционерных компаний. Это нашло выражение в Положении Комитета министров, утвержденном 26 декабря 1858 г. Работа над первым проектом была завершена к 1861 г. В соответствии с проектом закреплялось положение, согласно которому государство не несло ответственности по долгам акционерных обществ ("разрешение на учреждение компании не заключает в себе ручательство правительства в успехе самого предприятия"). Был легализован выпуск акций на предъявителя, допускалась возможность оплаты ценных бумаг по частям в порядке, определяемом уставом акционерного общества. Разрешались сделки с акциями на сроки, которые ранее запрещались Положением 1836 г. Акционерам предоставлялось право внесения предложений в повестку дня общего собрания акционеров без предварительного их одобрения правлением. Конкретизировалось понятие исключительной компетенции общего собрания акционеров. Изменения в устав, связанные с наиболее важными вопросами деятельности акционерного общества, могли быть внесены только с санкции правительства. Но развитие сепаратного законодательства ослабило заинтересованность в принятии закона общего характера. Многочисленная критика в адрес данного проекта практически "похоронила" этот вариант, и в ноябре 1871 г. комиссия при Министерстве финансов приступила к работе над новым проектом, появившимся в 1872 г. *(34)

     Проектом 1871-1872 гг. предусматривался отказ от разрешительной системы акционерного учредительства и переход на явочную или регистрационную систему, при которой для возникновения акционерного общества было достаточно формальной регистрации составленного в соответствии с законодательством устава в явочном порядке в отделе Департамента торговли и мануфактуры. Исключение составляли те акционерные общества, которым предоставлялись особые преимущества (кредитные организации, страховые общества и некоторые другие). Число учредителей не могло быть менее семи. Кроме именных акций и акций на предъявителя появилось понятие "привилегированные акции". Изменился их номинал устанавливался минимум в 100 руб. Первому собранию подписчиков предоставлялось право определять стоимость неденежных вкладов в уставный капитал. Акции, оставшиеся после распределения между учредителями, в дальнейшем распространялись путем публичной подписки, причем первый взнос при подписке на акции не мог быть менее 10%. В течение трех лет акции должны были быть оплачены полностью. В случае уменьшения складочного капитала общества более чем на 50% оно должно было приступить к самоликвидации.

     По проекту 1871-1872 гг. предоставление права голоса акционерам регулировалось уставами, но владельцы сотой части всех акций или акций на сумму, превышающую 5 тыс. руб., получали право голоса обязательно, а одному акционеру не могло принадлежать более 50% голосов.

     Устанавливались различные виды кворума: для действительности общее собрание акционеров считалось правомочным при решении особо важных вопросов, если на нем присутствовало не менее половины владельцев капитала; при решении остальных вопросов - если присутствовала одна пятая часть; для принятия решений по особо важным вопросам требовалось, чтобы за них было подано три четверти от присутствующих голосов, по остальным вопросам - половина.

     Проект детально регулировал организацию и деятельность органов управления акционерного общества. Наряду с очередными общими собраниями акционеров вводили внеочередные собрания, созываемые правлением по требованию акционеров, владеющих не менее чем 10% уставного капитала (норма, аналогичная современному российскому законодательству). Акционерные общества были обязаны ежегодно избирать ревизионную комиссию для проверки баланса, отчета, книг.

     В ходе работы над проектом в него вносились изменения и дополнения, однако соответствующий закон так и не появился, чему, возможно, по мнению А.И.Каминки, помешали именно достоинства проекта (в частности, отказ от концессионной и введение явочной системы учреждения акционерных обществ) *(35).

     В конце XIX в. были разработаны еще два проекта: а) проект Комиссии под председательством П.П.Цитовича и проект Высочайше утвержденной редакционной Комиссии по составлению Гражданского уложения. Эти проекты ориентировались на нормы Германского торгового уложения 1897 г., хотя имели противоположную направленность.

     Проекты не имели четкой системы, отличались наличием значительных пробелов, но, главное, они придерживались буржуазной идеологической доктрины - политики проведения отдельных благотворительных мероприятий, призванных замаскировать эксплуататорский характер отношений между трудом и капиталом, отвлечь трудящихся от участия в классовой борьбе. Такая политика проводилась в интересах учредителей и администрации акционерных обществ, при этом часто игнорировались интересы рядовых акционеров. Кроме того, оба проекта мало учитывали российскую специфику. В результате Государственный совет отклонял такие проекты или посылал их на доработку. Поэтому до падения царской власти акционерное законодательство так и не было реформировано.

     Однако акционерное движение продолжало развиваться. Акционерное учредительство было одним из проявлений общеэкономического подъема того времени, а спецификой акционерного учредительства было усиление его связи с фондовой биржей и коммерческими банками. Именно в России они сыграли важную роль в привлечении свободных капиталов в акционерное дело *(36).

     В 1864-1873 гг. было учреждено 60 акционерных банков, из которых 46 - коммерческие, а 14 - поземельные (долгосрочного кредита). В 1893-1901 гг. открыто 219 акционерных компаний с уставным капиталом 328,8 млн. руб. Таким образом, к концу 1901 г. насчитывалось 1506 акционерных компаний, а их совокупный уставный капитал равнялся 2467 млн. руб. Доход на капитал составлял 6% и более, что было больше дохода не только на государственные ценные бумаги в России, но и на капитал акционерных обществ на Западе. Биржевой подъем, а затем кризис конца XIX в. в России по экономической сущности были аналогичны таким же явлениям, происходившим в Западной Европе, хотя и протекали несколько мягче *(37).

     

     *(1) См.: Энциклопедический юридический словарь. М., 1996. С. 150.

     *(2) См.: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах"//Российская газета. 2001. 9 авг.

     *(3) См.: Тарасов И. Учение об акционерных компаниях. М., 2000; Каминка А.И. Основы предпринимательского права. 1917; Каминка А.И. Акционерные компании. Т. 1. СПб., 1902; Долинская В.В. Акционерное право. М., 1997; Кашанина Т.В. История корпораций и корпоративного права. М., 1995, и др.

     *(4) Тарасов И. Указ. соч. С. 110.

     *(5) Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. I. СПб., 1908.

     *(6) Долинская В.В. Торговые общества: сравнительный анализ//Вестник Московского университета. Сер. II. Право. 1992. N 3.

     *(7) Лапо-Данилевский И.П. Русские промышленные и торговые компании в первой половине XVIII столетия. СПб., 1888. С. 17.

     *(8) Полное собрание законов Российской империи. Т. III. N 1706; Т. VII. N 4348.

     *(9) Тарасов И. Указ. соч. С. 110.

     *(10) Каминка А.И. Акционерные компании.

     *(11) Полное собрание законов Российской империи. Т. XIV. N 10694.

     *(12) Семенов А.В. Изучение исторических сведений о российской внешней торговле и промышленности с половины XVII столетия по 1958 год. СПб., 1859. Ч. I.

     *(13) См.: Долинская В.В. Акционерное право.

     *(14) Каминка А.И. Акционерные компании.

     *(15) Тарасов И. Указ. соч. С. 111.

     *(16) Каминка А.И. Акционерные компании.

     *(17) Полное собрание законов Российской империи. Т. XXVIII. N 21900.

     *(18) Свод законов Российской империи. Т. XI. Ч. 2. Ст. 55-78 (93).

     *(19) Долинская В.В. Понятие гражданского права. Т. I. М., 1997.

     *(20) Свод законов Российской империи. Т. XI. Ч. 2.

     *(21) Там же.

     *(22) Шепелев Л.Е. Акционерные компании в России. Л., 1973.

     *(23) Там же.

     *(24) Там же.

     *(25) Полное собрание законов Российской империи. Т. XI. N 9763.

     *(26) Свод законов Российской империи. Т. X. Ч. I. Ст. 2139-2198.

     *(27) Долинская В.В. Акционерное право.

     *(28) Свод законов Российской империи. Т. X. Ч. I.

     *(29) Каминка А.И. Акционерные компании.

     *(30) Свод законов Российской империи. Т. X. Ч. I. Ст. 2139-2198.

     *(31) Здесь и далее приводятся выдержки из Положения 1836 г.

     *(32) В качестве примера современного решения этой проблемы можно привести положения российского банковского законодательства. См. Инструкцию Центрального банка РФ от 17 сентября 1996 г. N 8 с изменениями и дополнениями от 6 ноября 1996 г. "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации"//Вестник Банка России. 1996. N 46, 64. Подп. "а" п. 13.3.

     *(33) Шепелев Л.Е. Указ. соч.

     *(34) См.: Долинская В.В. Акционерное право.

     *(35) Каминка А.И. Акционерные компании.

     *(36) См.: Каминка А.И. Акционерные компании.

     *(37) См.: Шепелев Л.Е. Указ. соч.



  • etna купальники 2013 . Металлическая мебель еще здесь.