Юридическая Библиотека - Комментарий к постановлениям Пленумов Верховного Суда РФ по гражданским делам. Гуев А.Н. -

На главную »  » Комментарий к постановлениям Пленумов Верховного Суда РФ по гражданским делам. Гуев А.Н.

Гражданское право: Комментарий к постановлениям Пленумов Верховного Суда РФ по гражданским делам. Гуев А.Н.



    Гуев А.Н. Комментарий к постановлениям Пленумов Верховного Суда РФ по гражданским делам. - "Экзамен", 2007 г.

     

     Комментарий к постановлениям Пленумов Верховного Суда РФ по гражданским делам

     

     Глава 1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам

     

     Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 г. N 2/1
    "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

     

     Пункт 1

     

     1. Применяя п. 1, нужно учитывать следующее:

     а) в нем внимание судов обращено на то, что:

     по общему правилу положения части первой ГК следует применять с 01.01.1995;

     нормы гл. 17 ГК "Право собственности и другие вещные права на землю" (ст. 260-287) первоначально предполагалось ввести в действие со дня введения в действие нового Земельного кодекса РФ. Тем не менее Федеральным законом от 16.04.2001 N 45-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (официально опубликован в "Российской газете" N 84, 28.04.2001 г.) гл. 17 ГК (за исключением норм, касающихся сделок с земельными участками сельскохозяйственных угодий) введена в действие с 28.05.2001 (т.е. по истечении 1 месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 16.04.2001 N 45-ФЗ). Следует иметь в виду, что Федеральный закон от 24.07.2002 N 101 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" вступил в силу с 28.01.2003 (в соответствии со ст. 19 указанного Закона). Это означает, что с 28.01.2003 вступили в силу и нормы главы 17 ГК в части, касающейся сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения;

     б) особые правила установлены для введения в действие положений:

     глава 4 ГК "Юридические лица" (ст. 48-123) они подлежат применению со дня официального опубликования части первой ГК, т.е. с 08.12.1994 (см. об этом подробнее  коммент. к п. 5-10 Постановления от 28.02.1995 N 2/1);

     статья 234 ГК о том, что:

     "1. Лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

     Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

     2. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.

     3. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.

     4. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.".

     Положения ст. 234 ГК распространяются и на случаи, когда владение имуществом началось до 01.01.1995 и продолжалось после 01.01.1995.

     Аналогичные правила распространены и на случаи, когда владение имущественными правами (ибо ни в ст. 128 ГК, ни в ст. 234 ГК, ни в комментируемом постановлении для них никаких исключений не сделано) началось до 01.01.1995 и продолжалось как во время введения в действие части первой ГК, так и после наступления этого момента (т.е. после 01.01.1995).

     2. Для правильного применения п. 1 необходимо также иметь в виду положения:

     а) пунктов 11, 12 данного постановления о порядке применения сроков исковой давности (см.  коммент. к ним);

     б) пункта 2 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 (см.  коммент.);

     в) пункта 4 Постановления от 20.12.1994 N 10 о том, какими законодательными актами следует руководствоваться при рассмотрении споров о компенсации морального вреда (см.  коммент.).

     

     Пункт 2

     

     1. Применяя положения абз. 1 п. 2, нужно иметь в виду, что:

     а) в соответствии со ст. 2 Закона N 52 утратили силу:

     преамбула, раздел I "Общие положения", раздел II "Право собственности" и подраздел 1 "Общие положения об обязательствах" раздела III "Обязательственное право" ГК РСФСР;

     статьи 4, 5, 6 (в части правил, установленных ст. 79 ГК РСФСР), ст. 7-13 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12.06.1964 "О порядке введения в действие Гражданского и Гражданского процессуального кодексов РСФСР";

     Закон о собственности;

     постановление Верховного Совета РСФСР от 24.12.1990 "О введении в действие Закона РСФСР "О собственности в РСФСР";

     Закон о предприятиях, кроме ст. 34 и 35;

     б) до вступления в силу Закона об ЮЛ (т.е. до 01.07.2002) сохраняли силу нормы:

     статья 34 Закона о предприятиях о том, что государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется районным, городским, районным в городе Советом народных депутатов по месту учреждения предприятия (в настоящее время соответствующим подразделением исполнительного органа местного самоуправления), что данные о госрегистрации предприятия в месячный срок сообщаются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для включения в государственный реестр, а также о том, что деятельность незарегистрированного предприятия запрещается, а доходы, полученные им, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.

     Статьи 34 Закона о предприятиях устанавливала также перечень документов, необходимых для создания предприятия. Решение о регистрации или отказе в регистрации должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента подачи таких документов в орган местного самоуправления. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.

     В такой же срок необходимо было сообщить (в орган, осуществивший госрегистрацию) сведения об изменениях и дополнениях, внесенных в учредительные документы предприятия, об изменении его организационно-правовой формы (п. 4, 5 ст. 34 Закона о предприятиях);

     статьи 35 Закона о предприятиях, предусматривавшей, что отказ в государственной регистрации предприятия возможен в случае нарушения установленного Законом порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства Российской Федерации. Отказ в регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в трехдневный срок в письменной форме учредителю предприятия. Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован в арбитражный суд. Предприниматель может взыскать через арбитражный суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия.

     2. Обращено внимание судов на то, что:

     а) нормы упомянутых выше законов применяются при разрешении споров по поводу тех прав и обязанностей, которые возникли до введения в действие части первой ГК (с учетом того, что нормы гл. 4 ГК "Юридические лица" (ст. 48-123) вступили в силу с 08.12.1994, см. об этом  коммент. к п. 1 данного постановления);

     б) необходимо руководствоваться нормами ст. 22-33 ГПК и ст. 27 АПК о подведомственности дел.

     3. Для правильного применения п. 2 нужно учитывать также, что:

     а) нормы Положения о регистрации предпринимателей и Положения о госреестре предприятий действовали до 01.07.2002 и начала формирования ЕГРЮЛ (в отношении ЮЛ) и до 01.01.2004, а также начала формирования ЕГРИП (в отношении ИП). См. об этом также  коммент. к п. 21 Постановления от 01.07.1996 N 6/8;

     б) в соответствии со ст. 132 ГК предприятие (упомянутое выше) признается не субъектом, а объектом прав. Это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

     В настоящее время правильнее говорить об организации или о ЮЛ. Одной из разновидностей организационно-правовых норм ЮЛ является унитарное предприятие, указанное в ст. 113-115 ГК (но это не "предприятие" в том смысле, которое вкладывало в данный термин ранее действовавшее законодательство). (См. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. (Изд. 4-е). - М., Экзамен, 2006);

     в) положения п. 5-8 данного постановления (см.  коммент.).

     

     Пункт 3

     

     1. Согласно п. 3 впредь до приведения законов и иных правовых актов, т.е. указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ (п. 6 ст. 3 ГК) в соответствие с частью первой ГК подлежат применению лишь постольку, поскольку не противоречат ее нормам:

     а) законы РСФСР и Российской Федерации (содержащие нормы гражданского права), принятые и вступившие в силу до введения в действие части первой ГК. Аналогично решается вопрос и относительно указов Президиума Верховного Совета РСФСР (Российской Федерации), вступивших в силу до 01.01.95;

     б) Основы ГЗ, а также иные акты законодательства СССР (в т.ч. и указы Президиума Верховного Совета СССР, содержащие нормы гражданского права и вступившие в силу в установленном порядке). При этом необходимо обратить внимание на то, что нормы Основ ГЗ и иных актов законодательства Российской Федерации применялись на территории Российской Федерации с 03.08.1992, за исключением положений, устанавливающих полномочия Союза ССР в области гражданского законодательства и в части, не противоречащей Конституции РФ и законодательным актам Российской Федерации, принятым после 12.06.1990.

     2. Принципиальное значение имеют положения абз. 2 п. 3 о том, что:

     а) постановления Пленума Верховного Суда РФ, содержащие разъяснения по поводу законодательства, действовавшего до вступления в силу части первой ГК, подлежат применению, если права и обязанности возникли до 01.01.1995;

     б) упомянутые разъяснения к тем правам и обязанностям, которые возникли после 01.01.1995, применимы лишь постольку, поскольку не противоречат нормам части первой ГК.

     

     Пункт 4

     

     1. Анализируемый пункт постановления относится к порядку применения "иных правовых актов", содержащих нормы гражданского законодательства. К ним относятся:

     указы Президента РФ (например, Указ от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР");

     постановления Правительства РФ (например, постановление от 05.12.1991 N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну");

     постановления Правительства СССР и РСФСР (например, постановление Совета Министров СССР от 29.06.1984 N 683 "Об утверждении Положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов").

     При этом имеются в виду такие нормативные правовые акты, которые касаются вопросов, регулируемых только федеральными законами (например, ст. 51 ГК предусматривает принятие закона о регистрации юридических лиц, ст. 139 ГК предусматривает принятие законов о служебной и коммерческой тайне).

     2. Применяя положения абз. 2 п. 4, нужно иметь в виду, что упомянутые в нем правовые акты действовали на территории Российской Федерации (в части, не противоречащей нормам части первой ГК):

     а) до 01.03.1996, т.е. до введения в действие части второй ГК (ст. 2 Закона N 15);

     б) до введения в действие соответственно ТУЖД (т.е. до 19.05.2003); ВК (т.е. до 01.04.1997); КТМ (т.е. до 01.05.1999), КВВТ (т.е. до 12.03.2001).

     Однако нормы УАТ от 08.01.1969 продолжают действовать в части, не противоречащей нормам ГК. Иные правовые акты (т.е. указы Президента РФ и постановления Правительства РФ), как и принятые в установленном порядке акты министерств и ведомств (других федеральных органов исполнительной власти) по указанным в п. 4 вопросам, подлежат применению постольку, поскольку они не противоречат нормам ГК, а также упомянутым выше ТУЖД, ВК, КТМ, КВВТ, другим федеральным законам.

     

     Пункт 5

     

     1. Анализ положений п. 5 постановления показывает, что:

     а) лишь до 07.12.1991 (включительно) допускалось учреждение и государственная регистрация ЮЛ в таких организационно-правовых формах, как:

     акционерное общество открытого типа (АООТ);

     акционерное общество закрытого типа (АОЗТ);

     товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО);

     смешанное товарищество (СТ);

     полное товарищество (не являвшееся ЮЛ);

     индивидуальное частное предприятие;

     индивидуальное семейное предприятие (ст. 8-12 Закона о предприятиях);

     производственный кооператив (ст. 20 Основ ГЗ);

     арендное предприятие (ст. 21 Основ ГЗ);

     коллективное предприятие (ст. 21 Основ ГЗ, ст. 15 Закона о собственности);

     государственное или муниципальное предприятие (ст. 6, 7 Закона о предприятиях).

     Кроме того, допускалось создание различных общественных организаций (например, профсоюзов, молодежных организаций), объединений, учреждений и иных некоммерческих организаций;

     б) после 08.12.1994 ЮЛ коммерческие организации могли быть созданы только в организационно-правовых формах, предусмотренных гл. 4 ГК, а именно в таких, как:

     полное товарищество (ст. 69-81);

     коммандитное товарищество (ст. 82-86);

     общество с ограниченной ответственностью (ООО) (ст. 87-94);

     общество с дополнительной ответственностью (ОДО) (ст. 95);

     открытое акционерное общество (ОАО), закрытое акционерное общество (ЗАО) (ст. 96-104);

     дочернее хозяйственное общество (ст. 105);

     зависимое хозяйственное общество (ст. 106);

     производственный кооператив (ст. 107-112);

     государственные и муниципальные унитарные предприятия (в т.ч. дочерние предприятия - до вступления в силу Закона о ГУП., т.е. до 03.02.2002, казенные предприятия, ст. 113-115).

     2. Применяя положения абз. 2 п. 5, нужно обратить внимание на то, что они:

     а) однозначно квалифицируют создание (после 08.12.1994) коммерческих организаций в иных организационно-правовых формах (т.е. прямо не предусмотренных в гл. 4 ГК) как нарушение установленного законом порядка их образования (что может послужить основанием для ликвидации такого ЮЛ в соответствии со ст. 61 ГК);

     б) предписывают судам признавать (в силу закона) акты о регистрации таких ЮЛ недействительными;

     в) не распространяются на случаи учреждения (создания) после 08.12.1994 некоммерческих организаций: дело в том, что и ГК, и Закон о некоммерческих организациях оставляют перечень их форм открытым (ст. 50 ГК, ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).

     

     Пункт 6

     

     1. Характеризуя положения п. 6, нужно учесть, что:

     1) начиная с 08.12.1994 реорганизация или ликвидация ЮЛ (в т.ч. некоммерческих организаций) может осуществляться лишь в соответствии со положениями ст. 57-65 ГК а также нормами Закона об ЮЛ, Закона О ООО, Закона ГУП, Закона о ПК, Закона об АО, устанавливающих в частности, что:

     а) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных

     органов или по решению суда. Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

     Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

     При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица;

     б) имеет место правопреемство при реорганизации юридических лиц. Так при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом;

     в) при реорганизации составляется передаточный акт и разделительный баланс.

     Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

     Непредставление вместе с учредительными документами, соответственно, передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

     г) имеются гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации. В этих целях учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами;

     д) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

     Юридическое лицо может быть ликвидировано:

     по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

     по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК, другими законами.

     Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным выше, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

     Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

     Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 ГК вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

     Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 настоящего Кодекса.

     Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

     е) есть ряд обязанностей у лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица.

     Так учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с настоящим Кодексом порядок и сроки ликвидации.

     С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде;

     ж) предусмотрен четкий порядок ликвидации юридического лица.

     В этих целях ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

     Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

     з) необходимо осуществить удовлетворение требований кредиторов. При этом в ходе ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

     в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

     во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

     в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

     в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

     в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

     При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан.

     Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

     Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

     и) правила о последствиях несостоятельности (банкротства) юридического лица. Установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

     Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

     Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве). Требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной пунктом 1 статьи 64 ГК;

     2) при несоблюдении этих правил суд признает недействительным:

     решение о реорганизации или ликвидации ЮЛ (независимо от того, кем оно было принято);

     акт о госрегистрации нового ЮЛ, созданного в результате реорганизации (например, при разделении или преобразовании) ЮЛ.

     2. Правильное применение п. 6 возможно только с учетом положений:

     а) пунктов 7-9 данного постановления (см.  коммент.);

     б) пунктов 23-26 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 (см.  коммент.);

     в) указанных выше законов;

     г) пунктов 1-5 Постановления от 09.12.1999 N 90/14 (см.  коммент.).

     

     Пункт 7

     

     1. Применяя положение п. 7, нужно иметь в виду следующее:

     а) в них указаны две группы унитарных предприятий:

     1) не находящиеся в государственной или муниципальной собственности:

     индивидуальные частные предприятия;

     индивидуальные семейные предприятия;

     предприятия профсоюзных, общественных, религиозных организаций и т.п.;

     2) находящиеся в государственной или муниципальной собственности:

     государственные унитарные предприятия;

     муниципальные унитарные предприятия;

     федеральные и иные казенные предприятия (создание последних стало возможным после вступления в силу Закона о ГУП т.е. с 03.12.2002);

     дочерние предприятия (они могли быть созданы до вступления в силу Закона о ГУП. После этого ранее созданные дочерние предприятия подлежали или присоединению к создавшим их ГУП, или ликвидации до 03.06.2003; ст. 37 Закона о ГУП);

     б) преобразование (упомянутое в п. 7) должно было быть:

     завершено до 01.07.1999. После наступления этой даты унитарные предприятия, не находящиеся в государственной или муниципальной собственности, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего госрегистрацию соответствующих ЮЛ, налогового органа или прокурора (п. 5 ст. 6 Закона N 52);

     осуществлено в полное или коммандитное товарищество, в АО или в государственный кооператив (с учетом положений ст. 66-112 ГК, Закона об АО, Закона об ООО и Закона ПК).

     2. Внимание судов обращено на то, что до упомянутого выше преобразования:

     а) к унитарным предприятиям, не находящимся в государственной или муниципальной собственности, применимы нормы ст. 113, 115, 296, 297 ГК (см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. (Изд. 4-е). - М.: Экзамен, 2006;

     б) кредиторы таких ЮЛ вправе предъявить иск к собственникам их имущества (например, к физическому лицу, учредившему индивидуальное частное предприятие):

     лишь в том случае, если имущества самих ЮЛ недостаточно, чтобы удовлетворить требования кредиторов;

     как к лицам, которые несут субсидиарную ответственность по долгам унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления. При этом необходимо руководствоваться нормами ст. 296, 399 ГК.

     

     Пункт 8

     

     1. Характеризуя разъяснения, содержащиеся в п. 8, нужно иметь в виду следующее:

     а) даже если государственное или муниципальное предприятие было создано до 08.12.1994 и обладало имуществом на праве полного хозяйственного ведения (в соответствии со ст. 47 Основ ГЗ и ст. 5 Закона о собственности), после этой даты упомянутые ЮЛ обладают имуществом лишь на праве хозяйственного ведения;

     б) указанные предприятия владеют и пользуются своим имуществом и распоряжаются им в пределах, определяемых ГК (ст. 294). При этом в п. 8 речь идет именно о недвижимом имуществе. Следует учесть, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал либо иным образом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (однако остальным имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами, ст. 296 ГК);

     в) указанное выше согласие собственника должно исходить от уполномоченного федерального органа исполнительной власти (или органа местного самоуправления), например, от Росимущества России, и иметь надлежащую форму (т.е. письменную, на бланке установленного образца, должно быть подписано, скреплено печатью и т.п.). Последние вправе обращаться в суд с иском о признании сделок (упомянутых в п. 8) недействительными либо о применении последствий недействительности ничтожных сделок (ст. 11, 12, 166-169, 173, 179 ГК).

     2. Анализ содержания п. 8 позволяет сделать ряд важных выводов:

     а) его положения распространяются лишь на сделки, совершенные после 07.12.1994. Именно такие сделки в данном случае являются ничтожными;

     б) если государственное унитарное предприятие распорядилось недвижимым имуществом до 07.12.94 (например, внесло его в качестве вклада в уставный капитал АО), то такая сделка правомерна, поскольку она не противоречила положениям действовавшего ранее Закона о собственности (например, п. 2 ст. 5 этого Закона).

     

     Пункт 9

     

     1. Применяя разъяснения п. 9, следует иметь в виду, что:

     а) не являются юридическими лицами только крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), созданные после вступления в силу части первой ГК. Однако ранее созданное (в соответствии с нормами действовавшего на момент его создания законодательства) КФХ может иметь статус юридического лица. В ст. 7 Закона N 52 предусмотрена возможность приведения статуса КФХ в соответствие с нормами ст. 23, 257 ГК, но сроки не установлены. В силу этого положения п. 9 распространяются лишь на КФХ, созданные до введения в действие части первой ГК;

     б) они существенно уточняют положения п. 2 ст. 23 ГК, четко указав, что к предпринимательской деятельности главы КФХ применяются нормы ГК, регулирующие деятельность ЮЛ коммерческих организаций.

     2. Анализ содержания п. 9 показывает, что:

     а) по общему правилу споры с участием главы КФХ подведомственны арбитражным судам;

     б) однако споры с участием главы КФХ рассматривают суды общей юрисдикции, если такая подведомственность:

     определена законом (например, споры при расторжении брака между главой КФХ и его женой);

     вытекает из существа правоотношения (очевидно, например, что спор между главой КФХ и физическим лицом, с которым он заключил трудовой договор (контракт), рассматривается в судах общей юрисдикции).

     

     Пункт 10

     

     1. Применяя положения п. 10, нужно иметь в виду следующее:

     а) они касаются оснований и последствий недействительности сделок, указанных в ст. 162, 165-180 ГК. На иные случаи их распространять не следует;

     б) в них идет речь как о сделках, заключенных до 01.01.1995, так и о сделках, которые были совершены после 01.01.1995;

     в) условием их применения является то, что суд рассматривает предъявленные (по упомянутым сделкам) требования после 01.01.1995.

     2. Анализ содержания п. 10 позволяет сделать также три важных вывода:

     а) возможно, что не только сама сделка была совершена до 01.01.1995, но и требование о признании сделки недействительной (упомянутое в п. 10) было предъявлено до 01.01.1995. Однако если соответствующие требования рассматриваются судом после 01.01.1995, нужно исходить из п. 10;

     б) положения п. 10 посвящены случаям, когда суд принимает решение о признании недействительной сделки именно после 01.01.1995;

     в) хотя в п. 10 речь идет только о решении, имеются в виду и иные судебные акты (определения, постановления), принимаемые судами общей юрисдикции.

     

     Пункт 11

     

     1. Анализ разъяснений п. 11 позволяет сделать ряд важных выводов:

     а) сроки исковой давности, упомянутые в п. 11, это:

     и общий срок исковой давности (ст. 196 ГК);

     и специальные сроки исковой давности (ст. 197 ГК);

     и восстановленные (в установленном порядке) сроки исковой давности (ст. 205 ГК);

     б) они исходят из того, что предусмотренные ГК сроки исковой давности применяются лишь к искам:

     по которым не истекли сроки исковой давности, предусмотренные ранее действовавшим законодательством (т.е. Основами ГЗ и ГК 1964 г.);

     по которым не истекли сроки давности, предусмотренные самим ГК;

     в) предписано не применять сокращенные сроки исковой давности, предусмотренные в ст. 79 ГК 1964 г., если:

     иск касается взыскания неустойки (пени, штрафа);

     заявлен иск, вытекающий из поставки некомплектной продукции;

     упомянутые сокращенные сроки исковой давности на 01.01.1995 уже истекли. Если же они не истекли, то вместо таких сокращенных сроков применяется общий (трехгодичный) срок исковой давности.

     2. Особые положения установлены в абз. 3 п. 11:

     а) ими следует руководствоваться только в случаях:

     когда речь идет о сокращенных сроках исковой давности (а не об иных сроках);

     когда сокращенные сроки исковой давности, прямо перечисленные в абз. 3 п. 11, не изменены в нормах части второй ГК, посвященных договорам поставки, купли-продажи, подряда, перевозки;

     б) если сокращенные сроки исковой давности, упомянутые в абз. 3 п. 11, не изменены нормами гл. 30, 37, 38, 40 ГК, то они подлежат применению и после 01.03.1996;

     в) в любом случае указанные сроки исковой давности подлежали применению с 01.01.1995 по 01.03.1996.

     3. Специфика положений абз. 4 п. 11 состоит в том, что:

     а) в них речь идет о сроках исковой давности, не подлежащих применению по той причине, что заказчиком (покупателем, потребителем, приобретателем) является ФЛ, на которое распространяются специальные гарантии, установленные Законом о потребителях;

     б) в случаях, когда ФЛ приобретает (заказывает и т.п.) товары (работы, услуги) для личных, семейных, бытовых или иных аналогичных нужд (не связанных с предпринимательской деятельностью), необходимо руководствоваться специальными сроками исковой давности, установленными Законом о потребителях для предъявления требований по поводу недостатков товара (работы и услуг). (См. об этом подробный  коммент. к п. 1,  3,  13-15 Постановления от 29.09.1994 N 7.)

     

     Пункт 12

     

     1. Анализ разъяснений п. 12 позволяет сделать следующие выводы:

     а) заявление стороны о применении срока исковой давности может быть сделано как устно (например, после начала рассмотрения дела в судебном заседании, ст. 154-166 ГПК), так и в письменной форме (например, в стадии подготовки дела к судебному разбирательству, ст. 147-153 ГПК);

     б) упомянутое заявление может быть сделано на любой стадии процесса, однако обязательно до вынесения решения судом первой инстанции;

     в) заявление, о котором сказано в п. 12, может послужить основанием к отказу в иске (о чем прямо указывается в решении суда), если сделавшая его сторона представит суду материалы (они должны быть в деле), свидетельствующие о том, что срок исковой давности истек. Впрочем, такие материалы могут быть представлены и другими лицами, участвующими в деле: главное, чтобы в деле такие материалы имелись.

     2. Специфика положений абз. 2 п. 12 состоит в том, что:

     а) они имеют в виду лишь случаи, когда срок исковой давности был пропущен:

     ЮЛ (в т.ч. и некоммерческими организациями);

     гражданином ИП, в т.ч. и главой КФХ (см. об этом  коммент. к п. 9 данного постановления);

     б) в них речь идет лишь о пропуске срока исковой давности по требованиям, которые непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью ИП, а также ЮЛ. Если же иск связан с иной деятельностью ИП

     (например, если спор возник из жилищных правоотношений) или некоммерческой организации, то п. 12 его не охватывает. Аналогично решается вопрос и в тех редких случаях, когда коммерческая организация осуществляет деятельность, не связанную с предпринимательством.

     



  • освещение для магазинов