Юридическая Библиотека - Краткий обзор изменений, внесенных в часть вторую НК РФ в 2007 году. О.Ю. Буланова -

На главную »  » Краткий обзор изменений, внесенных в часть вторую НК РФ в 2007 году. О.Ю. Буланова

Периодика: Краткий обзор изменений, внесенных в часть вторую НК РФ в 2007 году. О.Ю. Буланова


    Изменен порядок определения расчетной стоимости табачных изделий одной марки, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, с разными максимальными розничными ценами, указанными на потребительской упаковке (пачке). Так, при декларировании налогоплательщиком табачных изделий расчетная стоимость определяется как произведение каждой максимальной розничной цены и количества ввозимых пачек, на которых эти цены указаны (п. 7 ст. 187  НК РФ).

     Также уточнено понятие максимальной розничной цены, представляющей собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям не только предприятиями розничной торговли и индивидуальными предпринимателями, но также предприятиями общественного питания и сферы услуг.


    "Ваш налоговый адвокат"

     

    Журнал Издательского дома ФБК-ПРЕСС

     

     

     Краткий обзор изменений, внесенных в часть вторую НК РФ

     

     ...Федеральным законом от 16 мая 2007 г. N 75-ФЗ

     

     Изменен порядок определения расчетной стоимости табачных изделий одной марки, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, с разными максимальными розничными ценами, указанными на потребительской упаковке (пачке). Так, при декларировании налогоплательщиком табачных изделий расчетная стоимость определяется как произведение каждой максимальной розничной цены и количества ввозимых пачек, на которых эти цены указаны (п. 7 ст. 187  *(1) НК РФ).

     Также уточнено понятие максимальной розничной цены, представляющей собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям не только предприятиями розничной торговли и индивидуальными предпринимателями, но также предприятиями общественного питания и сферы услуг.

     Данные изменения на основании ст. 2 Закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования *(1), но не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Учитывая, что налоговый период по акцизам - месяц, изменения вступят в силу с 1 июля 2007 г.

     Кроме того, внесены изменения, предусматривающие индексацию налоговых ставок в отношении ряда подакцизных товаров в 2008-2010 гг. В частности, увеличены ставки акцизов на спирт этиловый, алкогольную спиртосодержащую продукцию, вина, пиво, сигариллы, легковые автомобили. В отношении папирос и сигарет с фильтром и без фильтра предусмотрено увеличение как рублевой ставки, так и адвалорной составляющей ставки акцизов на 0,5 процентных пункта в год.

     Неизменными остались налоговые ставки для спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии, безалкогольного пива, табака, сигар, автомобилей с мощностью двигателя не более 90 л.с., автомобильного и прямогонного бензина, дизельного топлива, моторного масла.

     

     ...Федеральным законом от 16 мая 2007 г. N 76-ФЗ

     

     Законом внесены изменения в главы 23 "Налог на доходы физических лиц" и 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ.

     С 1 января 2008 г. в отношении доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, устанавливается ставка НДФЛ в размере 15%. До указанной даты такие доходы подлежат обложению налогом, как и ранее, по ставке 30%.

     Пункт 4 ст. 224 НК РФ дополнен прямым указанием на то, что налоговая ставка в размере 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, применяется исключительно к доходам, которые получены физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ. Там же приведена формула расчета налога, подлежащего удержанию налоговым агентом из доходов налогоплательщика - получателя дивидендов.

     Теперь о налоге на прибыль. Установлена ставка 0% по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о их выплате эта организация в течение 365 дней и более владеет:

     - не менее чем 50-процентным вкладом в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации;

     - депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых дивидендов.

     При этом стоимость приобретения и (или) получения вклада или депозитарных расписок должна быть более 500 млн руб. Если дивиденды выплачивает иностранная организация, данная ставка применяется, только когда государство постоянного местонахождения этой организации не включено в утверждаемый Минфином России перечень офшорных зон. До утверждения этого перечня ставка 0% будет применяться ко всем дивидендам, выплачиваемым иностранной организацией, независимо от их национальной принадлежности при соблюдении прочих условий. Для подтверждения права на применение ставки 0% по налогу на прибыль организаций налогоплательщику необходимо будет представить в налоговые органы ряд документов, перечень которых определен п. 3 ст. 284 НК РФ.

     

     ...Федеральным законом от 16 мая 2007 г. N 77-ФЗ

     

     С 1 января 2008 г. законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации утрачивают право утверждать форму отчетности по налогу на имущество организаций. Данным изменением устраняется противоречие между п. 7 ст. 80 НК РФ, согласно которому формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения утверждаются Минфином России, и абз. 1 п. 2 ст. 372 НК РФ, в соответствии с которым законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют кроме величины налоговой ставки, порядка и сроков уплаты еще и форму отчетности по налогу на имущество организаций.

     

     ...Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ

     

     Этим нормативным актом законодатель уточнил порядок применения специальных налоговых режимов, установленных для субъектов малого бизнеса, и подкорректировал главу 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ. Данный Закон вступает в силу с 1 января 2008 г., но положения подп. 9 п. 3 ст. 149, п. 9 ст. 165, абз. 2 п. 9 ст. 167, ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ в новой редакции распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

     

     В части НДС

     

     Пункт 6 ст. 145 НК РФ дополнен нормой, согласно которой документом, подтверждающим право на освобождение от НДС организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения или уплаты единого сельскохозяйственного налога на общий режим налогообложения, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей. Такое изменение связано с тем, что в настоящее время не определен перечень документов, которые должны представлять указанные налогоплательщики с целью подтвердить размер выручки от реализации продукции (работ, услуг) для получения права на освобождение от НДС (менее 2 млн руб. за три месяца).

     Несколько изменена и дополнена ст. 149 НК РФ, которая определяет операции, не подлежащие обложению НДС (освобождаемые от налогообложения). Так, норма об освобождении от налогообложения операций по реализации на территории РФ лома и отходов цветных металлов "перекочевала" из п. 3 в п. 2 ст. 149 НК РФ. Благодаря перестановке налогоплательщик, реализующий такой лом и отходы, не сможет при желании отказаться от этой льготы, воспользовавшись нормой п. 5 этой же статьи. Упоминание о черных металлах, содержащееся в подп. 24 п. 3 ст. 149 НК РФ, не нашло отражения в новой норме, поэтому их реализация на территории России теперь будет облагаться НДС на общих основаниях.

     Также внесены изменения в подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ, согласно которым предлагается расширить перечень операций по реализации драгоценных металлов в слитках, освобождаемых от налогообложения НДС.

     В пункте 9 ст. 165 НК РФ закреплен порядок подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% российскими предприятиями, которые оказывают услуги по перевозке или транспортировке (их организации и сопровождению), сопровождению, погрузке и перегрузке товаров, вывозимых из России либо ввозимых на ее территорию, и не представляют в налоговые органы таможенные декларации (их копии) в силу п. 4 ст. 164 НК РФ. В частности, документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0%, представляются указанными налогоплательщиками не позднее 180 календарных дней с даты отметки, подтверждающей вывоз товаров с территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ). Сейчас финансовые и налоговые органы настаивают на том, что 180-дневный срок для сбора документов не для таких налогоплательщиков, поэтому для подтверждения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов они должны представлять оправдательные документы одновременно с налоговой декларацией, т.е. не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (письма Минфина России от 12 марта 2007 г. N 03-07-08/34, УФНС России по г. Москве от 30 марта 2006 г. N 19-11/25011).

     Согласно дополнениям, внесенным в п. 3 ст. 170 НК РФ, при передаче имущества участнику договора простого товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из общего имущества участников договора (раздела такого имущества) суммы налога, ранее принятые к вычету, по такому имуществу восстанавливать не нужно.

     Действие нормы п. 5 ст. 171 НК РФ о принятии к вычету сумм НДС, уплаченных продавцу со стоимости возвращенных или отказных товаров, неоказанных услуг, невыполненных работ (при расторжении договоров либо возврате сумм авансовых платежей), распространяется на покупателей, исполняющих обязанности налогового агента по удержанию и уплате НДС в бюджет. Если покупатель не является плательщиком НДС (освобожден от налогообложения), он вправе включить в расходы суммы налога, исчисленные и уплаченные им в бюджет при исполнении обязанностей налогового агента.

     

     В части ЕСХН

     

     Изменения, внесенные в ст. 346.1 НК РФ, закрепляют за налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, обязанность по уплате НДС по операциям в рамках договора простого товарищества или доверительного управления имуществом на территории Российской Федерации. Аналогичные нормы установлены для налогоплательщиков, применяющих УСН и систему налогообложения в виде ЕНВД (ст. 346.11 и 346.26 НК РФ).

     Данным изменением нормы НК РФ о спецрежимах приведены в соответствие со ст. 174 Кодекса, согласно которой при совершении операций по договору простого товарищества или договору доверительного управления имуществом на участника товарищества (доверительного управляющего) возлагаются обязанности плательщика НДС.

     В статьи 346.2 и 346.3 НК РФ внесены дополнения, согласно которым порядок и условия начала и прекращения применения ЕСНХ распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, выполняющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья как собственного производства, так и производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

     Дополнениями в ст. 346.5 НК РФ устранены противоречия между налогоплательщиками и контролирующими органами по учету расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств. Теперь возможность признания таких расходов наравне с расходами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств прямо закреплена нормами Кодекса. Причем расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств определяются с учетом положений п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ.

     Кроме того, перечень расходов, установленных п. 2 ст. 346.5 НК РФ, пополнился издержками в виде потерь от падежа птицы и животных в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ.

     

     В части УСН

     

     Согласно дополнениям, внесенным в п. 4 ст. 356.12 НК РФ, при решении вопроса о переходе на УСН налогоплательщики определяют предельную величину доходов, позволяющую применять данный налоговый режим, из тех, что получены только от деятельности, в отношении которой применяется общая система налогообложения. Если налогоплательщик применяет также спецрежим в виде ЕНВД, то доходы от деятельности, переведенной на уплату данного налога, при расчете предельной величины доходов не учитываются.

     Для налогоплательщиков вводится обязанность указывать в заявлении о переходе на УСН сведения не только о размере доходов за девять месяцев, но также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Учитывая, что данная норма вступит в силу с 1 января 2008 г., данные сведения необходимо будет включить в заявление о переходе на упрощенную систему с 2009 г.

     Благодаря дополнениям, внесенным в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, налогоплательщик получил возможность учесть расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств с момента ввода основного средства в эксплуатацию (с учетом положений п. 2 ст. 257 НК РФ). Ранее контролирующие органы отказывали в признания подобных расходов ввиду того, что они не поименованы в НК РФ (письма Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 03-11-04/2/35, УФНС России по г. Москве от 14 сентября 2006 г. N 18-11/3/[email protected]).

     Изменениями в подп. 35 и 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ поставлена точка в вопросе признания затрат на обслуживание контрольно-кассовой техники и вывоз твердых бытовых отходов. Если по суммам, затраченным на обслуживание ККТ, споров практически не было (их включали в состав материальных расходов) *(2), то учесть расходы на вывоз твердых бытовых отходов и не получить при этом претензию со стороны налоговых органов было невозможно *(3). Суды зачастую принимали сторону налогоплательщиков, относя подобные затраты к затратам на транспортные услуги сторонних организаций, входящим в состав материальных расходов (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29 июля 2005 г. по делу N А56-23975/04, ФАС Поволжского округа от 28 июня 2005 г. по делу N А55-18889/2004-6). Однако имеется и отрицательная для налогоплательщиков судебная практика (Постановление ФАС Поволжского округа от 18 ноября 2004 г. по делу N А49-4871/04-549А/8).

     Поправки в п. 1 ст. 346.17 НК РФ узаконили возможность исключить из состава доходов суммы возвращенных авансов и предоплат, учтенных в момент их получения. Это правило применяется и в настоящий момент: при возврате налогоплательщиками ранее полученных сумм предоплаты (авансов) налоговая база по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, уточняется за тот отчетный период, в котором указанные суммы были получены (письмо Минфина России от 9 апреля 2007 г. N 03-11-04/2/96).

     Уточнен порядок списания расходов по основным средствам, купленным в рассрочку. В настоящее время признать расходы по такому имуществу можно только после полного погашения его стоимости (письмо Минфина России от 4 апреля 2007 г. N 03-11-04/2/89). Поскольку данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января текущего года (п. 2 ст. 346.17 НК РФ), после 1 января 2008 г. эти расходы можно будет учесть в последний день отчетного (налогового) периода, в том числе и за 2007 г., в размере уплаченных сумм.

     В подпункт 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ внесено изменение, приведшее к неопределенности: расходы на приобретение сырья и материалов будут признаваться после их оприходования и оплаты. Однако положение о том, что эти затраты учитываются в составе расходов по мере списания сырья и материалов в производство, из данной нормы не исключено. Возникает вопрос: каким правилом руководствоваться налогоплательщику при списании стоимости сырья и материалов? Поскольку все сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, полагаем, что применяться должен более удобный способ - после принятия на учет и оплаты. Бухгалтеру не придется контролировать, переданы сырье и материалы в производство или нет.

     Пункт 2 ст. 346.25 Кодекса изложен в новой редакции, согласно которой переходящие на общий режим налогообложения налогоплательщики должны признать доходы и расходы, учтенные, но не оплаченные в период применения УСН, при расчете налога на прибыль методом начисления в первый месяц смены режима.

     Также уточнены особенности уплаты НДС при переходе с общего режима налогообложения на УСН, и наоборот. В частности, ст. 346.25 НК РФ дополнена п. 5, согласно которому налогоплательщики, перешедшие на УСН, могут принять к вычету НДС, который они перечислили и уплатили с авансов в период применения общей системы налогообложения. При этом необходимо, чтобы отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) произошла после перехода на УСН. Налог принимается к вычету в последнем месяце применения общей системы при наличии документов, свидетельствующих о возврате НДС покупателю. По мнению контролирующих органов, возврат НДС в такой ситуации в настоящее время невозможен (письмо ФНС России от 24 ноября 2005 г. N ММ-6-03/[email protected]). Однако зачастую при обращении в суд налогоплательщикам удается отстоять свое право на вычет (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 2 мая 2006 г. по делу N Ф04-1971/2006(21971-А27-32), от 27 апреля 2006 г. по делу N Ф04-1484/2006(21849-А45-7)).

     Аналогичная норма закреплена в п. 8 ст. 346.26 НК РФ, регламентирующем принятие к вычету НДС, уплаченного с авансов, при переходе с общей системы налогообложения на уплату ЕНВД.

     В статью 346.25 НК РФ внесен также п. 6, согласно которому при переходе на общую систему налогообложения можно будет принять к вычету "входной" НДС, который не был включен в расходы в период применения УСН. Такой порядок применяется и сейчас (письмо ФНС России от 24 ноября 2005 г. N ММ-6-03/[email protected]), но с 1 января 2008 г. он будет законодательно закреплен. Аналогичная норма для налогоплательщиков, перешедших на общий режим налогообложения с ЕНВД, содержится в п. 9 ст. 346.26 НК РФ.

     Внесены изменения в ст. 346.25.1 НК РФ. Поправки направлены на приведение указанных в данной статье видов деятельности в соответствие с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) *(4). Также установлен порядок перехода с упрощенной системы на основе патента на общий порядок применения УСН и обратно. Так, индивидуальный предприниматель обязан сообщить в налоговый орган об утрате права на применение УСН на основе патента и переходе на иной режим в течение 15 календарных дней с начала применения иного режима. Вернуться на упрощенную систему на основе патента можно не ранее чем через три года после утраты указанного права. Кроме того, установлена возможность зачета уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при уплате стоимости патента, порядок представления налоговых деклараций и ведения налогового учета такими налогоплательщиками.

     

     В части ЕНВД

     

     Изменениями, внесенными в ст. 346.26 НК РФ, расширен перечень видов деятельности, в отношении которых будет применяться система налогообложения в виде ЕНВД. С 1 января 2008 г. в этот перечень войдет оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.

     Подлежит переводу на уплату ЕНВД и оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей. В настоящее время под уплату ЕНВД подпадают исключительно услуги по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих зала обслуживания посетителей.

     С 2008 г. будет запрещено применение системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении услуг общественного питания, оказываемых учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения.

     Внесенными в ст. 346.27 НК РФ изменениями уточнено, что единый налог на вмененный доход не уплачивается с услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию автотранспортных средств. Поправка связана с возникновением вопросов при оплате услуг не заказчиком, а третьим лицом, поскольку при гарантийном обслуживании автотранспортных средств оплата данных услуг производится заводом-изготовителем.

     В то же время глава 26.3 НК РФ не уточняет, кто именно должен оплатить оказанную услугу (Постановление ФАС Центрального округа от 12 мая 2006 г. по делу N А09-12397/05-29). Отсюда следует, что деятельность по оказанию услуг по ремонту (в том числе гарантийному), техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств облагается ЕНВД независимо от того, кто за них платит: непосредственно заказчик или же третье лицо. До недавнего времени Минфин России с такой позицией соглашался (письмо от 25 августа 2006 г. N 03-11-04/3/387). Однако в настоящее время финансовое ведомство настаивает на том, что услуги по гарантийному ремонту не переводятся на ЕНВД, поскольку оказываются физическим лицам бесплатно за счет продавца, изготовителя и т.п. (письма Минфина России от 11 апреля 2007 г. N 03-11-04/3/111, от 19 февраля 2007 г. N 03-11-04/3/49, от 13 декабря 2006 г. N 03-11-04/3/536). С 2008 г. для разногласий не останется повода.

     Уточнено понятие розничной торговли. Так, например, не признается таковой в целях уплаты ЕНВД реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети, в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), через телемагазины и компьютерные сети, а также передача лекарств по льготным (бесплатным) рецептам.

     Определено, что с 2008 г. к услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации таких подакцизных товаров, как алкогольная продукция и пиво. Данная формулировка позволяет сделать вывод, что не относится к услугам общественного питания и, как следствие, не подпадает под уплату ЕНВД реализация указанных подакцизных товаров их производителем. Реализация объектами общественного питания алкогольной продукции и пива, приобретенных с целью перепродажи, с нашей точки зрения, подпадает под ЕНВД. Однако не исключено, что контролирующие органы эту норму будут толковать иначе. В текущем году реализация спиртных напитков в розлив относится к услугам общественного питания и подлежит налогообложению единым налогом на вмененный доход (письмо Минфина России от 25 декабря 2006 г. N 03-11-04/3/354).

     Уточнено понятие торгового места. Даны определения стационарного торгового места, помещения для временного размещения и проживания (в действующей редакции НК РФ - спального помещения), объекта предоставления услуг по временному размещению и проживанию, площади платной стоянки. Установлен порядок определения общей площади помещений для временного размещения и проживания, в том числе в зданиях гостиничного типа.

     В новой редакции изложена таблица, содержащая физические показатели, характеризующие вид предпринимательской деятельности, подлежащей переводу на уплату ЕНВД, и базовую доходность в месяц (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Так, базовая доходность для оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров снизилась до 1 500 руб. в месяц, зато в качестве физического показателя определено посадочное место. Для оказания услуг по перевозке грузов перечисленные показатели остались неизменными. Сейчас разделение по виду перевозок отсутствует.

     Дифференцированы физический показатель и базовая доходность для розничной торговли, ведущейся в объектах стационарной и нестационарной торговой сети. Для торговых мест, площадь которых не более 5 м2, указанные показатели не изменятся (9 000 руб. в месяц за торговое место), а если площадь торгового места больше, базовая доходность составит 1 800 руб. в месяц за квадратный метр площади. Физические показатели и базовая доходность для услуг по передаче в аренду торговых мест также дифференцированы в зависимости от площади торговых мест.

     Установлены физические показатели и базовая доходность для услуг по передаче в аренду земельных участков под организацию торговых мест, размещение прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и пр., а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей. При расчете налога и выборе соответствующего показателя также имеет значение площадь указанных земельных участков.

     Согласно внесенным в ст. 346.29 НК РФ изменениям, если до конца календарного года не будет в установленном законом порядке изменен корректирующий коэффициент K2, в следующем году будет использоваться коэффициент K2, действующий в предыдущем году.?

     

    О.Ю. Буланова,

    юрист "ФБК-право"

     

     "Ваш налоговый адвокат", N 7, июль 2007 г.

     

     ─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

     *(1) "Российская газета" N 105 от 19 мая 2007 г.

     *(2) См. письма Минфина России от 16 августа 2005 г. N 03-11-04/2/49, от 27 января 2005 г. N 03-03-02-5/6.

     *(3) См. письмо Минфина России от 10 января 2006 г. N 03-11-04/2/1.

     *(4) Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст.