Историей науки давно подтвержден факт теснейшей связи всех наук с философским знанием. Все науки в той или иной степени находят в философии основополагающие методологические идеи. Особенна роль философского знания в переломные периоды человеческого развития, поскольку в такие эпохи всегда идут напряженные поиски новых мировоззренческих ориентиров.
История права и философское знание
Автор
М.А. Дамирли - кандидат юридических наук (Бакинский государственный университет)
"Журнал российского права", 2001, N 11
История права и философское знание
Историей науки давно подтвержден факт теснейшей связи всех наук с философским
знанием. Все науки в той или иной степени находят в философии основополагающие
методологические идеи. Особенна роль философского знания в переломные периоды
человеческого развития, поскольку в такие эпохи всегда идут напряженные поиски
новых мировоззренческих ориентиров.
В каждой сфере научного познания обязательно наличествует философский
уровень. Этот уровень выясняется через раскрытие соотношения данной сферы
научного познания с философским знанием.
Взаимоотношения историко-правовой науки с философским знанием являются
наиболее сложными. Представляется, что при рассмотрении данной проблемы следует
исходить прежде всего из своеобразия предмета истории права, а также из сложившейся
структуры философского знания. Именно тот факт, что при историческом изучении
права присутствуют одновременно и "право", и "история", делает необходимым
выяснение взаимоотношений ее с философским осмыслением как права, так и истории,
которое осуществляется в рамках специальных философских дисциплин, то есть
с философией права и философией истории.
Определить взаимоотношения истории права и философского знания - значит
установить ее взаимосвязи не только с философией вообще, но и со специальными
философскими дисциплинами, к которым относятся: а) философия, имеющая дело
непосредственно с правовой материей, - философия права; б) философия, занимающаяся
постижением истории, - философия истории.
* * *
Если историю права с философией права сближает общность объекта (обе
они занимаются изучением права), то с философией истории - направленность
их на постижение истории. Каково же соотношение истории вообще, истории права
в частности, с философией истории? Чтобы ответить на этот вопрос, следует
прежде всего уточнить, что представляет собой философия истории, что является
главным в ее предмете, тем более что на этот счет среди исследователей нет
единого мнения. Нередко даже само понятие философии истории трактуется весьма
неоднозначно и противоречиво, что отчетливо видно из нижеследующего краткого
анализа.
Хотя философско-историческая проблематика существовала давно*(1), как
особая подсистема философского знания, философия истории сложилась в XVIII
веке*(2). Ее проблематика и содержание, находясь в центре внимания всех великих
мыслителей, постоянно развиваясь, существенно изменялись с течением времени.
Характер этих изменений английский философ истории Р. Дж. Коллингвуд
описывает следующим образом: "Термин "философия истории" изобрел в восемнадцатом
веке Вольтер, который понимал под ним всего лишь критическую, или научную,
историю, тот способ исторического мышления, когда историк самостоятельно судит
о предмете, вместо того чтобы повторять истории, вычитанные из старинных книг.
Этим же термином пользовались Гегель и другие авторы в конце восемнадцатого
века, но они придали ему другой смысл: у них он означал просто всеобщую, или
всемирную, историю. Третье значение данного термина можно найти у некоторых
позитивистов девятнадцатого века: для них философия истории означала открытие
общих законов, управляющих ходом событий, о которых обязана рассказать история"*(3).
А сам Коллингвуд термин "философия истории" употребляет в ином значении, отличающемся
от всех изложенных выше; для него философия истории - это теория исторического
познания.
До сих пор не утратила своего значения сформулированная Г. Риккертом
программа философско-исторического знания, в рамках которой он придает три
значения понятию философии истории: "это всеобщая история, учение о принципах
исторической жизни и логика исторической науки"*(4). Представляется неправомерным
отождествление философии истории с всемирной историей, как поступали многие
и до, и после него. Если в первом случае история как всемирно-исторический
процесс анализируется по-философски, то есть всемирная история выступает объектом
философского рассмотрения, то во втором она хронологически излагается во всемирном
масштабе. По Гегелю, философия истории или философская история "означает не
что иное, как мыслящее рассмотрение" всемирной истории*(5).
Широкое распространение получило деление проблематики в рамках философии
истории на два основных направления: онтологическое и гносеологическое. При
этом, однако, определились несколько позиций. Некоторые ученые, хотя признают
существование указанных направлений, но, являясь сторонниками того или другого,
главное внимание обращают или на исследование бытия исторического процесса
(О. Шпенглер, А. Тойнби), или на проблемы познания исторических явлений (В.
Дилтей, Б. Кроче, В. Виндельбанд, Р. Коллингвуд, Р. Арон, А. Данто). В рамках
гносеологического направления исследовались также логико-методологические
проблемы историографии; некоторые авторы (К. Поппер, К. Гемпель) считали своей
задачей описание и анализ используемых историками исследовательских процедур
и объяснительных приемов.
Другие, узко трактуя философию истории, считают, что она должна заниматься
только онтологическими (например, ранний Н. Кареев, из современников - А.
Ивин) или только гносеологическими проблемами (например, Г. Зиммель, В. М.
Хвостов).
Третьи исходят из единства онтологического и гносеологического аспектов.
Например, из современных исследователей И. А. Гобозов, вслед за Э. Бернгеймом,
считает, что предметом философии истории являются как гносеологические, так
и онтологические проблемы, причем она (философия истории) их рассматривает
в единстве, во взаимной связи, хотя при этом не исключается их анализ отдельно
друг от друга с целью более глубокого изучения*(6).
Более подробную характеристику указанных двух аспектов Ю. А. Кимелев
дает следующим образом: "Предметом философии истории является историческое
измерение бытия человека. Объектом философского рассмотрения становится тот
или иной сегмент исторической жизни человечества или всемирная история в целом.
Особую сферу образует философское изучение границ, возможностей и способов
исторического познания в его различных видах, прежде всего изучение научно-историографического
и философского же познания истории. В этом случае философия берет на себя
функции методологической рефлексии относительно исторического познания в его
теоретических формах. Отсюда принятое в последнее столетие разделение философии
истории на две разновидности. Первая осуществляет философскую тематизацию,
философское исследование и осмысление исторического процесса как определенной
бытийной сферы, объективной данности, как одного из важнейших, если не важнейшего,
контекста существования человека. Такую философию истории, наиболее ярко и
полно воплощенную в классических образцах, имевшую явное преобладание в истории
существования этой философской дисциплины, принято называть материальной,
или субстанциональной философией истории. Это название призвано отделить первую
разновидность философии истории от второй, связанной с рефлексией относительно
природы исторического познания, особенно теоретических способов постижения
истории, и соответственно обозначаемой как формальная или рефлективная"*(7).
Украинский ученый И. В. Бойченко, соглашаясь с этой точкой зрения, выступает
адептом выделения третьей разновидности философии истории: "Как видно, в этом
случае, и это довольно типично, выделяются, по сути, только две ипостаси философии
истории - онтологическая и гносеологическая, поскольку третья, методологическая,
лишь подразумевается, отождествляясь с другой - гносеологической: Между тем
особенно важным и отдельным, специальным, предметом исследования, по крайней
мере, в современной философии истории, являются также методы познания и преобразования
исторической действительности, их природа, механизмы их формирования и использования.
В этом срезе философия истории приобретает значение методологии истории"*(8).
В литературе встречаются и иные трактовки, основывающиеся на более широком
подходе. Так, И. С.Кон выделяет четыре аспекта, присутствующих в любой философии
*(1) См.: Семенов Ю. И. Секреты Клио. Сжатое введение в философию истории.
М., 1996.
*(2) Хотя сам термин "философия истории" был введен французским просветителем
Вольтером в 1765 г. в работе "La philosophie de l'histoire", как самостоятельная
дисциплина она конституировалась в обширной работе немецкого просветителя
И. Г. Гердера "Идеи к философии истории человечества" (четыре тома были опубликованы
между 1784 и 1791 годами). Менее распространенным является мнение, согласно
которому основателем философии истории считается Дж. Вико. Так, М. М. Стасюлевич
называет его "отцом философии истории", поскольку с его именем связана "первая
попытка методического решения" задачи подведения "под общие законы разнообразных
случайных событий". См.: Стасюлевич М. М. Философия истории в ее главнейших
системах. Исторический очерк. СПб., 1902. С. VIII.
*(3) Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С.5.
*(4) Риккерт Г. Философия истории // Философия жизни. Киев, 1998. С.
177-179.
*(5) Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Соч. Т.VIII. С.9.
*(6) См.: Гобозов И. А. Введение в философию истории. М., 1999. С.20,
27.
*(7) Кимелев Ю. А. Философия истории. Системно-исторический очерк //
Философия истории: Антология. М., 1995. С.4-5.
*(8) Бойченко I. В. Фiлософiя iсторii. Киев, 2000. С.131.
*(9) См.: Кон И. С.К спорам о логике исторического объяснения (Схема
Поппера - Гемпеля и ее критика) // Философские проблемы исторической науки.
М., 1969. С.263.
*(10) См.: Кукарцева М. А. Философия истории в США второй половины ХХ
века: социально-эпистемологический аспект: Автореферат дисс. : доктора философских
наук. М., 1999. С.13.
*(11) Достаточно вспомнить слова Гегеля, первым указавшего на эту связь:
"Метод может ближайшим образом представляться только видом и способом познавания,
и он в самом деле имеет природу такового. "В ищущем познании метод тоже поставлен
как орудие, как некоторое стоящее на субъективной стороне средство, через
которое оно соотносится с объектом" (Гегель Г. В. Ф. Соч. Т.VI. С.298-299).
*(12) См.: Ракитов А. И. Историческое познание: Системно-гносеологический
подход. М., 1982. С.22.
*(13) См.: Там же. С.153.
*(14) Риккерт Г. Указ. соч. С.181.
*(15) Алексеев С.С.Теория права. М., 1994. С.10.
*(16) Орехов В. В., Спиридонов Л. И. Социология и правоведение // Человек
и общество. Вып.5. Л., 1969. С.63.
*(17) Анализ философско-исторических исследований показывает, что правовая
проблематика в целом оставалась вне их поля внимания: у корифеев философии
истории нет специальных работ по интересующему нас вопросу.
*(18) Подробнее о соотношении философии права с историей права см.: Керимов
Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М.,
2000. С.109-125.
*(19) Лукич Р. Методология права. М., 1981. С.69.
*(20) Ясперс Карл. Смысл и назначение истории. М., 1994. С.155.
*(21) Трельч А. Историзм и его проблемы / Пер. с нем. М., 1994. С.17.
*(22) Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990. С.4.
Юридический виртуальный клуб "Ex-jure" <---2008-2015--->
Все материалы сайта предоставляются посетителям абсолютно бесплатно. Сайт действует исключительно не на коммерческой основе, ставя своей целью развитие правовой науки в сети Интернет. Любое копирование, сохранение и использование материалов сайта, противоречащее законодательству, запрещается и карается по закону. Если вы являетесь автором или правообладателем материалов, расположенных на страницах сайта, и считаете, что ваше право нарушено, пожалуйста, напишите администрации сайта [email protected] для урегулирования возникшего конфликта.