|
|
|
- Анализ большого количества диссертаций в различных областях знаний показывает,что многие авторы смутно представляют, как не формально, а по сути должна завершаться научная часть диссертации.
|
|
|
|
- УДК 794
- Корчагин В. А. Научные выводы и заключение совета по диссертации: Рекомендации
- по написанию. / В.А. Корчагин Липецк -ЛГТУ, 2002. - 24 с.
-
- Изложены рекомендации соискателям ученых степеней по разработке завершающей
- части
- диссертационной работы и подготовке заключения диссертационного совета, приведен
- образец оформления заключения совета.
- Рецензент д.т.н., профессор В.Н, Мещеряков
-
- (C) Липецкий государственный технический университет, 2002
-
- 1. ФОРМУЛИРОВКА НАУЧНЫХ ВЫВОДОВ
-
- Анализ большого количества диссертаций в различных областях знаний показывает,
- что многие авторы смутно представляют, как не формально, а по сути должна
- завершаться
- научная часть диссертации.
- Диссертация (на соискание ученой степени как кандидата, так и доктора наук)
- является
- научно-квалификационной работой (как предписывает п.8 <<Положение о порядке
- присуждения
- ученых степеней ВАК), а в п.9 изложено основное требование - диссертация должна
- содержать совокупность новых научных результатов и положений и свидетельствовать
- о личном вкладе автора в науку. Следовательно, диссертация должна обязательно
- завершаться научными выводами, хотя при этом может быть и отдельное заключение.
- Требования к содержанию определяются пп.: 8,9 <<Положения...>>. Они звучат так:
- п.8. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть
- научно-квалификационной
- работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны
- теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое
- крупное научное достижение, либо решена крупная научная проблема, имеющая важное
- социально-культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно
- обоснованные
- технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит
- значительный вклад в развитие экономики страны и повышение ее
- обороноспособности.
- Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть
- научно-квалификационной
- работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для
- соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические,
- экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных
- прикладных
- задач.
- п.9. Диссертация должна быть написана единолично, содержать совокупность новых
- научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, иметь
- внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.
- Предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и
- критически
- оценены по сравнению с другими известными решениями.
- Анализ этих пунктов <<Положения...>> свидетельствует.
- 1. Совет должен заключить, что диссертация является научной квалификационной
- работой, соответствующей определенной научной специальности (или
- специальностям).
- 2. Совет должен определить один из признаков диссертации.
- Для докторской диссертации на основании выполненных автором исследований
- разработаны
- теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать:
- - как новое крупное научное достижение в развитии конкретного
- научного
- направления;
- - решение крупной научной проблемы, имеющей важное социально-культурное или
- хозяйственное значение;
- - изложение научно обоснованных технических, экономических
- или технологических решений....
- Для кандидатской диссертации:
- - как решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей
- отрасли
- знаний;
- - изложение научно обоснованных технических, экономических
- или технологических разработок, обеспечивающих решение важных
- прикладных
- задач.
- Докторская диссертация должна представлять собой совокупность новых
- теоретических
- знаний. Поскольку результат любой научной работы, в том числе докторской
- диссертации,
- выражается в научных знаниях, то эти знания должны быть выражены в определенных
- формах. Формами организации научного знания являются:
- - факт (синоним: событие, результат). К научному факту относятся лишь
- такие события, явления, их свойства, связи и отношения, которые
- определенным образом зафиксированы, зарегистрированы. Факты
- составляют
- фундамент науки. Без определенной совокупности фактов невозможно построить
- эффективную
- научную теорию.
- Сегодня мы наблюдаем, например, стремительное проникновение математики в
- экономику;
- экономики, юриспруденции, психологии в педагогику и т.д. Это, безусловно,
- положительные
- явления. И попытки интеграции наук в докторских диссертациях можно только
- приветствовать.
- Но при этом каждый диссертант должен четко представлять себе, что если он
- собирается
- защищать диссертацию по экономическим наукам, то его диссертация должна быть
- экономической, т. е. предметом защиты должно выступать новое научное
- экономическое
- знание, хотя и полученное, к примеру, с помощью математических моделей. Если
- по
- педагогическим - то диссертация должна быть педагогической, содержать новое
- научное
- педагогическое знание, хотя и полученное с использованием достижений психологии,
- экономики, юриспруденции и т.д. То есть <<смешение жанров>> в диссертациях
- недопустимо.
- Оформление завершающей части диссертации может быть различным. Встречаются
- следующие
- варианты:
- 1. Общие выводы.
- 2. Основные результаты.
- 3. Заключение по работе. Общие выводы.
- Любая из перечисленных форм допустима; требуется только, чтобы каждое из
- использованных
- понятий (<<выводы>>, <<результаты>>, <<заключение>>) в изложении соответствовало
- своему смыслу.
- Анализ множества диссертаций показывает, что завершающей части большинства из
- них свойственны следующие недостатки:
- * отсутствуют научные выводы;
- * выводы подменяются информацией о проделанной работе -<<разработана
- методика...>>, <<проведено исследование...>>, <<получена
- зависимость...>>;
- * информация фактически не информативна, т.к. ограничена только названиями
- <<методик>>,
- <<зависимостей>> без раскрытия их сути, смысла, принятых автором допущений,
- ограничений;
- * научные выводы заменяются техническими, которые могут
- присутствовать,
- но только как дополнение к научным, т.к. диссертация не технический отчет, а
- ... (пп. 8 и 9 <<Положения...>> ВАК России).
- Проанализируем несколько взятых из реальных диссертаций примеров того, что
- авторы
- преподносят как выводы.
- I. "Исследована динамика процесса ротационного ленточного шлифования.
- Установлено,
- что радиальная составляющая сил резания зависит от натяжения ленты, а
- тангенциальная
- составляющая - от параметров шлифования... По итогам исследования динамики
- процесса
- получены зависимости по определению силы прижима ленты к обрабатываемой
- поверхности
- от усилия натяжения. Рассчитана величина натяжения проволоки в процессах
- обработки".
- Первое предложение - информация о том, чем занимался диссертант, второе -
- технический
- результат, немного наполненный содержанием (указано, что от чего зависит);
- третье
- -- информация с оттенком результата, т. к. даны названия зависимостей. Четвертое
- предложение содержит информацию о незначительной части работы,
- ради которой нет нужды <<делать>> диссертацию, поскольку в предыдущих
- предложениях
- автор не указывает, что <<натяжение проволоки>> его как-то интересовало
- методически
- - он говорит только о ленте. Не ясно для чего проводился расчет натяжения
- проволоки.
- Первое предложение могло бы рассматриваться как вводное (каковым оно, к
- сожалению,
- не является), если после него была бы развернутая характеристика ротационного
- ленточного шлифования, чего в последующих предложениях нет, а есть только
- фрагменты,
- которые цельной картины не образуют. Не показаны также смысл и суть
- зависимостей,
- их научная трактовка, а она могла бы стать стержнем научного вывода, объединив
- разносмысловые предложения, которые в редакции автора не решают ни одной из
- задач:
- не содержат ни полной информации об одном из важнейших разделов диссертации,
- ни полного технического вывода, а тем более научного.
- Из сказанного можно сделать вывод (<<Вывод - логический итог рассуждения,
- умозаключения...>>)1,
- что приведенный текст никак нельзя назвать выводом, да и хорошим описанием
- результатов
- исследований его тоже нельзя признать.
- II. "Разработана математическая модель абразивного инструмента с учетом упругого
- перемещения зерна при резании от параметров обработки, позволяющая получить
- основную
- информацию о физической сущности процесса и закономерностях ротационного
- ленточного
- шлифования".
- Данный текст в целом можно назвать информацией о проделанной работе, может даже
- фрагментом аннотации (<<Аннотация -- краткое изложение книги, статьи...>>)2,
- если немного изменить стиль изложения. В предложенной же редакции фраза
- <<Разработана
- математическая модель...>> с последующими претендующими на вывод словами <<с
- учетом упругого...>> звучит только как намек на вывод, хотя эти слова могли бы
- стать основой научного вывода, если бы автор разъяснил, что это такое <<упругое
- перемещение зерна>> и как оно соотносится с упругой деформацией основы (ленты).
- Конечная часть фразы вместо того, чтобы раскрыть (что было бы логично) суть
- <<учета
- упругого перемещения>>, превращена автором в очередную претенциозную, звонкую
- пустоту. При такой оценке можно и не обращать внимание на то, что эта часть
- фразы
- неверна по определению: математическая модель не может позволить получать
- какую-то
- (тем более основную) информацию о физической
- 1 Словарь русского языка. М.: Гос. изд-во ин. и нац. слов., 1961
- 2 Там же
-
- сущности чего-либо, т.к. модель должна достоверно описывать эту физическую
- сущность
- явления языком математики и, к тому же, трудно представить, что такое
- <<математическая
- модель абразивного инструмента>> и как с ее помощью можно получить информацию
- о <<закономерностях ротационного ленточного шлифования>>.
- Из сказанного следует вывод: важность приведенного примера для суждения о
- научной
- ценности диссертации очень мала, хотя из него мог быть сформирован значимый
- научный
- вывод (при условии, если в диссертации имеются какие-либо исследования об
- упругих
- перемещениях абразивного зерна в ленте или вместе с нею).
- III. "Уточнены особенности температурного поля и получены функциональные
- зависимости
- для расчета температуры в зоне резания при ротационном ленточном шлифовании.
- Определена зависимость интенсивности теплового потока в зоне резания от
- параметров
- обработки. Решение тепловой задачи позволило убедиться в том, что ротационное
- ленточное шлифование при прочих равных условиях не вызывает интенсивного
- тепловыделения,
- сказывающегося на структурных изменениях обрабатываемого материала".
- В данном примере первые два предложения -- опять только информация о том, что
- делал автор, и в какой - то степени результат: <<Определена зависимость...>>.
- Но что за <<особенности>>, что за <<зависимости>> - автор не раскрывает и тем
- самым делает предложения практически бессмысленными с точки зрения представления
- их как результата и тем более вывода. Не известны ни посылки, ни допущения, ни
- физика процесса в представлении автора. Последнее предложение является намеком
- на технико-научный результат, но для придания ему статуса полноценного,
- научного,
- необходима научная интерпретация приведенного результата.
- Диссертация как научно-квалификационная работа и выводы как ее важная часть,
- должны быть предметом обсуждения, должны показывать уровень эрудиции автора,
- его подготовки, аналитических способностей и т.д. и т.п. А о чем же можно
- судить,
- что можно обсуждать по так называемому выводу (из последнего примера):
- <<Определена
- зависимость...>>
- Один из признаков вывода -- возможность судить о правильности постановки задачи,
- хода исследования и о полученном результате. Другим важным признаком является
- его информативность. Вывод должен дать читателю в сжатом виде информацию о сути
- научного результата, достаточную настолько, чтобы можно было не изучать текст
- диссертации подробно.
- Рассмотрим разницу между часто встречающимся вариантом подмены вывода
- информацией
- о проделанной работе и настоящим выводом на простейшем примере. Предположим,
- что исследователь изучал, какой будет (четной или нечетной) сумма различного
- числа слагаемых, и установил, что если складывать нечетное количество нечетных
- слагаемых, то сумма - всегда нечетное число, если же число нечетных слагаемых
- четное, то и сумма - четное число.
- Проведя эту работу, подробно изложив в статье (или диссертации) все, что было
- сделано: вычисления, примеры, итоговую зависимость, автор в завершение пишет
- выводы.
- На ваше рассмотрение предлагается несколько вариантов оформления выводов, в
- которых
- сохранена стилистика текстов, наиболее часто используемая в диссертациях.
- 1. Проведено исследование процесса сложения простых чисел.
- 2. Проведен системный анализ процесса сложения простых чисел.
- 3. Разработана методика анализа сложения простых чисел, учитывающая их
- вид и количество.
- 4. Исследованы особенности сложения простых чисел. Определена
- зависимость результатов сложения (или суммы чисел) от количества слагаемых.
- Решение задачи позволило убедиться, что число слагаемых влияет на характер
- (характеристики)
- получаемого результата.
- 5. Установлена зависимость результатов сложения простых чисел (или просто
- суммы простых чисел) от вида и числа слагаемых.
- 6. Проведенные теоретические и экспериментальные
- исследования
- выявили зависимости основных параметров качества (характеристик) суммы простых
- чисел от процесса сложения и вида (типа) простых чисел. На основе этих
- исследований разработан математический аппарат (программное обеспечение),
- позволяющий
- (позволяющее) автоматизировать процессы вычислений. Приведены результаты
- пробных
- расчетов
- Варианты можно и продолжать, фразы взяты, как сказано выше, из реальных
- диссертаций
- и авторефератов.
- В них много общего: дается информация о том, что делалось, о процессе, но нет
- ничего конкретного о сути результата и о выводах, как говорится <<вокруг да
- около>>.
- Хотя, конечно, в каждом пункте что - то есть: в первом - исследование, во втором
- - анализ, в третьем - зависимость и т.д. Но фактически это не результаты и не
- выводы, а только их оболочка,
- заглянуть под которую и понять суть результата невозможно. Это можно
- рассматривать
- как некую завлекалочку, которая приглашает к изучению диссертации. Но смысл
- вывода,
- результата, заключения иной: в кратком, сжатом, обсуждаемом виде вскрыть суть,
- итог либо <<исследования>>, либо <<анализа>>, либо <<зависимости>> и т.д., т.е.
- того процесса, того <<делания>>, которое автор выполнил. Использованные слова
- даже по смыслу глубоко различны: <<исследование>> -- вид работы; <<анализ>> --
- метод исследования чего-то, результатом которого может быть и <<зависимость>>.
- Но отметить, что в результате анализа (или исследования) получена зависимость
- <<а>> от <<в>>, --это практически ничего не сказать.
- Для полновесного звучания, для превращения приведенных вариантов в вывод или
- по крайней мере в информирующий результат необходимо вскрывать суть, смысл
- исследованного
- явления.
- В предложенном примере исследования автор установил, что при сложении нечетного
- количества нечетных слагаемых и сумма будет нечетной, а при четном количестве
- слагаемых - сумма нечетных слагаемых будет четной. Эта мысль, этот итог в виде
- умозаключения и должен быть выводом исследования. Можно предложить несколько
- вариантов его оформления.
- I. Проведено исследование зависимости результатов сложения простых чисел.
- Установлено,
- что при сложении нечетных чисел сумма будет четным числом при четном количестве
- слагаемых и нечетным - при нечетном.
- В этом изложении конкретно назван объект исследования -зависимость, а не процесс
- сложения, т.к. в данном примере процесс сложения никакого интереса не
- представляет
- и не он объект исследования (хотя дело не в слове <<процесс>>, и процесс может
- быть объектом исследования, например <<процесс истечения жидкости через
- сопло>>).
- Первое предложение играет роль вводного. Второе же раскрывает смысл зависимости
- -- это умозаключение автора, его выводы, сделанные после проведения
- исследования.
- Такая редакция информативна по сути, смысл зависимости сформулирован и предельно
- ясен, не требует какого-то дополнительного для читателя изучения, его можно
- обсудить,
- оперируя конкретными фактами.
- II. При анализе результатов сложения нечетных простых чисел установлено, что
- результирующая сумма будет четным числом при
- четном количестве слагаемых и нечетным - при нечетном
- количестве.
- В такой редакции без вводного предложения сразу указывается метод исследования
- - анализ и делается вывод о результате и итоге анализа с раскрытием сути. Таким
- образом, вводного предложения может и не быть. Но если оно есть, то может
- звучать
- по-разному: главное его назначение - ввести в проблему. Изложение вывода тоже
- может быть различным и зависит от общего построения заключительной части
- диссертации,
- в которой рекомендуется давать общую характеристику исследования с перечислением
- основных результатов, но только наполненных содержанием. А после этого привести
- действительно основные выводы - умозаключения автора по полученным результатам,
- избегая слова <<установлено>> без раскрытия сути. Здесь уместно отметить, что
- количество выводов не может быть регламентировано -- вывод (основной) может быть
- и один. Из всего сказанного следуют выводы.
- 1. В заключительной части текста диссертации нужно четко, в соответствии
- со смыслом различать такие понятия, как <<заключение>>,
- <<результаты>>
- и <<выводы>>.
- 2. Недопустимы фразы типа <<проведено исследование...>>, <<получена
- зависимость...>>, <<разработана методика...>> и т.д.,
- ограниченные
- только названием и не наполненные раскрытием сути, смысла соответствующих
- понятий.
- 3. В выводе в краткой форме излагается умозаключения автора о результате и
- принятых автором ограничениях, допущениях, при которых получен результат.
- 4 Выводы должны приводиться в последовательности, соответствующей их важности:
- первым должен быть наиболее глобальный, а последующие должны его развивать,
- уточнять.
- 5. Вывод или результат должен быть информативен, т.е. нести информацию о
- сути, взаимосвязях, физической трактовке взаимодействия
- исследованных
- факторов.
- 6. Вывод должен давать читателю полную информацию о результате
- работы, не вынуждая вникать в текст диссертации (здоровое любопытство читателя
- не возбраняется).
- 7. Вывод должен отражать научные результаты, которые затем вносятся в
- заключение
- диссертационного совета.
- 8. Вывод при всей его краткости должен быть обсуждаем по сути.
-
- 2. СОДЕРЖАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО
- СОВЕТА
-
- В соответствии с <<Положением...>> диссертационный совет обязан сформулировать
- свое заключение по защищаемой диссертации, в котором должно быть изложено его
- мнение по следующим пунктам:
- 1. Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем.
- 2. Оценка достоверности и новизны научных результатов работы.
- 3. Значение полученных результатов для теории и практики.
- 4. Рекомендации об использовании результатов исследования.
- 5. Квалификационная оценка диссертации.
- Анализ перечисленных пунктов показывает, что они имеют внутреннюю логическую
- связь, которая должна быть выражена их содержанием. Последний же пункт --
- <<Классификационная
- оценка диссертации>> -- служит своего рода подсказкой, определяя, какими словами
- и что нужно отражать в каждом из них, и в то же время в нем сконцентрировано
- отражается то, что дано развернуто в пп. 1 - 4. Наличие внутренней логической
- связи предопределяет содержание основных пунктов заключения, которое вызывает
- наиболее оживленную дискуссию среди членов диссертационных советов. Причина этой
- дискуссии, как правило, в неконкретности текста и подмене понятий в проектах
- заключений.
- Оценка достоверности результатов и четвертый пункт заключения обычно не вызывают
- затруднений, поэтому анализировать их содержание и давать рекомендации по их
- формулировке смысла нет.
- Проанализируем примеры написания п. 1. В соответствии с названием в нем должны
- быть изложены основные научные результаты, полученные лично соискателем.
- Просмотр
- большого числа проектов заключений свидетельствует, что чаще всего приведенные
- в этом пункте сведения не являются научным результатом. Можно указать следующие
- типичные недостатки.
- 1. Научные результаты заменяются информацией о проделанной работе.
- Аналогичное заключение сделано ранее при анализе правильности формулирования
- выводов по диссертации. Также наиболее распространены формулировки типа:
- - проведено исследование процесса... (далее его название);
- - разработана методика расчета... (чего-то);
- -разработана математическая модель... (и опять название объекта, для которого
- эта модель якобы необходима).
- Такой стиль изложения охарактеризован выше, где сказано, что результат научный
- и технический от просто информации о проделанной работе отличается
- наполненностью
- содержанием, сутью методики, зависимости и раскрытием действительности научной
- новизны.
- Можно привести следующие неудачные примеры:
- ^Разработана математическая модель абразивного инструмента и процесса
- шлифования.
- 2)Разработаны теплофизические основы процесса
- высокотемпературной газовой экструзии, которые включают математическое и
- программное
- обеспечение...
- Мало чем отличается в лучшую сторону и формулировка научного результата типа:
- <<математическая модель гидропрессовой сборки-разборки>>, т.к. ни слова о сути
- <<модели>>.
- Неудачность этих вариантов в их неконкретности, в не раскрытии смысла
- полученного
- результата. В них называется только проблема, над которой работал автор, и то,
- что он разработал - <<математическая модель>>, но какова эта модель, в чем ее
- особенность - ни слова. Во втором примере не отражена научная суть разработанных
- теплофизических основ процесса. А вообще-то, как можно разработать
- <<теплофизические
- основы процесса>>? Не изучить, не исследовать теплофизическую сторону процесса,
- а разработать теплофизические основы!!
- 2. Информация о выполненной работе не индивидуализирована.
- Например, такой <<научный результат>>, как <<математическая модель абразивного
- инструмента>>, подкрепленный ничего не значащими словами типа <<позволяющая
- оценить
- режущие возможности инструмента>>, встречается в заключениях во многих
- диссертациях.
- Причина этого, конечно, в том, что авторы пользуются одними и теми же аналогами.
- Но это и следствие недопонимания того, как важно показать в формулировке
- научного
- результата личный, авторский вклад.
- Правильно сформулированный научный результат, тем более новый, по своему
- определению,
- будет индивидуализирован.
- 3. Приводимая информация о проделанной работе, считаемая авторами заключения
- <<научным результатом>>, излагается в последовательности, не
- учитывающей
- важности этой информации.
- Какой-нибудь пустяк упоминается первым, а самое важное прячется где-то в
- середине,
- а то и совсем в конце пункта. Как говорилось выше, первым должен быть назван
- самый главный, масштабный научный результат, а последующие должны его развивать.
- При выполнении многопланового исследования (например, в докторской диссертации)
- главных научных результатов может быть и несколько. В этих случаях их желательно
- размещать блоками: в каждом блоке есть главный научный результат и дополняющие
- его. Такое построение облегчает логическое восприятие цельности научной
- значимости
- исследования.
- Пример неудачной последовательности изложения: <<Разработана методика расчета
- и конструирования алмазного перфорированного круга с принудительной подачей
- смазывающе-охлаждающей
- технологической среды в зону резания. Разработана математическая модель
- абразивного
- инструмента и шлифования>>. Проанализируем этот текст формально - по его
- построению.
- Главным предложением, информацией (почему это информация, а не научный
- результат,
- сказано выше) является второе, где упоминается <<математическая модель
- абразивного
- инструмента и шлифования>>, а методика расчета этого инструмента (первое
- предложение),
- естественно, вытекает из более общей математической модели (уже было отмечено,
- что нужно обладать очень богатой фантазией, чтобы представить <<математическую
- модель абразивного инструмента и шлифования>>). Таким образом, логически первое
- предложение все же следствие второго, поэтому по информативной важности они
- должны
- быть приведены в обратной последовательности. Необходимо еще раз подчеркнуть
- -- только с точки зрения информативности, т.к. <<методика расчета
- конструирования>>
- -- это не научный результат, а технический и даже больше практический (хотя
- разницу
- между последними установить очень сложно, но то, что это не научный результат,
- -- сомнения нет). С этой точки зрения данному предложению вообще не место в п.
- 1 заключения. Это можно считать недостатком изложения п. 1.
- 4. В п. 1 наряду с информацией о научном результате помещаются
- сведения о полученных технических или практических результатах.
- К ним относятся и часто упоминающиеся сведения о патентах и авторских
- свидетельствах.
- Примером такого неуместного для п. 1 изложения, помимо рассмотренного, служит
- встретившаяся при анализе нескольких проектов заключений фраза: <<Полученные
- на основании разработанных моделей технологические рекомендации
- позволяют повысить
- производительность труда, гарантируют качество плоских поверхностей и повышают
- эксплуатационные характеристики деталей машин>>. Или еще: <<Разработаны способы
- и средства контроля погрешности профиля зубьев колес>>.
- Обе приведенные фразы не содержат научного результата. Первая имеет много общего
- с рекламой, а вторая представляет собой информацию о сугубо технической работе.
- Эта фраза могла бы быть превращена в научный результат, если бы были вскрыты
- и названы какие-то закономерности того же <<контроля погрешности...>>.
- 5. Изложение п. 1 (это относится и к другим пунктам) не соответствует его
- названию.
- Авторы заключений не обращают внимания на то, что предписывается названием
- пункта.
- Неправильный подход к изложению содержания пункта наблюдается во всех
- приведенных
- примерах.
- Если сопоставить замечания к формулировке научных результатов с замечаниями,
- сделанными в предыдущем разделе по поводу правильности формулирования выводов,
- то видно, что они идентичны. Это не случайно, а только подчеркивает общность
- выводов и научных результатов: научный результат должен по сути повторять
- научный
- вывод, но только быть редакционно, стилистически связан с наименованием пункта.
- Этот пункт должен формулироваться следующим образом:
- Лично соискателем разработана теория (или математическая модель)...
- Лично соискателем получена закономерность...
- Если вспомнить правильные формулировки вывода (по придуманному исследованию),
- то в п. 1 заключения нужно записать:
- Лично автором установлено, что при сложении нечетных чисел сумма будет четной...
- или Лично автором при анализе результатов сложения нечетных чисел установлено,
- что...
- В этих примерах содержание отражает наименование пункта, раскрывает его.
- Но возможен и вариант, когда название пункта становится составной частью
- содержания,
- например:
- Основные научные результаты, полученные лично соискателем:
- * математическая модель процесса... (и далее раскрывается научная суть
- модели);
- * зависимость... (то же).
- Из сказанного можно сделать вывод:
- * требования к формулировке научного результата аналогичны
- требованиям к формулировке выводов по диссертации;
- * формулировка научного (ых) результата (ов) должна повторять
- научный
- вывод.
- Перейдем к анализу изложения п. 2 заключения (второй части <<Оценка новизны
- научных
- результатов>>).
- Рассмотрим неудачный вариант: <<Проведено комплексное исследование процесса
- плоского
- алмазного шлифования торцом круга с подачей смазочно-охлаждающей жидкости в зону
- резания. Установлено, что применение такого инструмента понижает температуру
- в зоне резания, позволяет повысить производительность обработки, стойкость
- инструмента
- и эксплуатационные характеристики деталей>>.
- Где оценка новизны, как рекомендует <<Положение...>>? А где формулировка
- научного
- результата? Можно ли <<комплексное исследование>>, <<производительность
- обработки>>
- и т.д. считать научным результатом?
- Приведенный пример является одним из образцов крайне неудачного текста, но, как
- ни странно, кочующего с полным повторением слов из заключения в заключение и
- все под рубрикой <<Оценка новизны>>!
- Анализ многих проектов заключений позволяет назвать следующие недостатки
- изложения
- п. 2:
- 1. Отсутствует оценка новизны научного результата.
- 2. Формулировка научного результата вновь подменяется информацией
- о проделанной работе или техническими результатами.
- 3. Информация, представляемая вместо научного результата, по своему содержанию
- не имеет ничего общего с требуемой редакцией п. 1 заключения.
- Здесь уместно сказать о необходимости логической взаимосвязи содержания пп.
- 1,2,3,5
- заключения, которая должна состоять в следующем.
- В п. 1 должна приводиться четкая, всеобъемлющая формулировка научных
- результатов.
- В дальнейшем (в других пунктах, где научный результат упоминается) в этой
- формулировке
- не должно появляться новых терминов.
- В п. 2 сформулированные научные результаты без добавления нового смысла,
- перефразирования
- или замены слов должны быть оценены по степени (или уровню) новизны>>.
- Кстати, только при четком формулировании научного результата можно дать оценку
- его новизны. А как можно признать новым так называемый научный результат в
- приведенном
- выше примере, который почти дословно повторяется в заключениях по нескольким
- диссертациям.
- К сожалению, из представленных для анализа проектов заключений ни в одном нет
- правильной редакции п. 2: из-за отсутствия формулировки научного результата и
- невыполнения требования логической взаимосвязи содержания пп. 1 и 2. Поэтому
- здесь можно ограничиться следующей рекомендацией, взяв за основу приведенный
- выше вывод и научный результат по придуманному исследованию: полученный автором
- научный результат в виде установленной зависимости суммы (четная или нечетная)
- от количества нечетных слагаемых является новым.
- Перейдем к анализу п. 3. Судя по названию, в нем должно быть сформулировано
- значение
- результатов для теории и практики.
- Как уже было сказано, содержание пункта должно быть логически связано с
- содержанием
- пп. 1 и 2. Основой этой связи должна быть формулировка научного результата,
- зафиксированная
- в п. 1, оцененная по уровню новизны в п. 2. Здесь же должно быть показано
- значение
- результата для теории и практики. Для теории, например, ее развитие, получение
- новых знаний и т.д., а для практики -- какие-то технические решения, например,
- те же методики расчета и конструирования абразивных инструментов, новые
- технологии,
- новые производства, а также патенты и другие подобного типа достижения или
- документы.
- Сам научный результат в п. 3 должен быть повторен без добавления новых
- формулировок,
- возможна только редакционная трансформация, увязка с названием пункта.
- Можно рассмотреть и проанализировать несколько неудачных вариантов изложения
- пункта:
- 1)Результатом выполненной работы является решение научно-технической проблемы
- снижения трудоемкости обработки плоских поверхностей деталей из
- труднообрабатываемых
- материалов и повышения производительности труда за счет разработки и внедрения
- новой технологии на основе специального алмазного инструмента.
- 2)Получены научно обоснованные данные для совершенствования существующих и
- создания
- новых схем шлифования.
- В приведенных примерах (дословное воспроизведение) нет ни слова о значении
- научных
- результатов для теории, а для практики -неконкретное многословие.
- Другой вариант:
- Научная ценность полученных результатов состоит в разработке математической
- модели
- гидропрессовой сборки-разборки на основе решения контактной задачи с учетом
- масляной
- прослойки и сложной формы сопрягаемых деталей.
- Недостаток этого варианта станет ясным, если сопоставить его с формулировкой
- научного результата из п. 1 анализируемого заключения: <<Математическая модель
- процесса гидропрессовой сборки-разборки: закономерности распространения масляной
- прослойки по длине соединения>>.
- Сопоставьте два этих текста с формальной точки зрения, т.к. формулировка
- научного
- результата в данном случае не отражает научный результат (а почему - сказано
- выше); научная ценность результата п. 2 состоит в получении самого результата
- -- в разработке математической модели. Ситуация, конечно, не абсолютно
- невозможная,
- например, какое-нибудь великое, пионерское открытие! Не хочу обижать автора
- проекта
- заключения, но вряд ли данный результат из этой категории.
- А нужно было только показать в тексте пункта, что дает для теории процесса
- гидропрессовой
- сборки-разборки разработанная автором математическая модель.
- Часть текста, касающаяся практической значимости, которая <<...заключается в
- разработке практических рекомендаций по назначению числа маслораспределительных
- канавок и их месторасположению, позволяющим...>>, удачнее, чем формулировка
- вклада
- в теорию, но все-таки, как нам кажется, недостаточно вскрывает, что еще может
- извлечь практика из полученных результатов. Остается и основное замечание: из
- содержания пункта в целом не ясно, что же такое автор сделал, чтобы получить
- практические рекомендации. (Оставляю за кадром редакторские замечания.)
- Этих примеров достаточно, чтобы понять главные недостатки в изложении п. 3, с
- учетом которых можно сформулировать основные требования к его содержанию:
- 1. В п. 3 должна быть строго повторена формулировка научного результата из п.
- 1, преломленная для определения вклада в теорию и практику.
- 2. Вклад в теорию должен отражать направления ее развития и, желательно,
- наименование
- разделов.
- 3. При формулировании значения научного результата для практики нужно назвать
- и получающиеся технические результаты: методы расчета, конструкции (того же
- инструмента),
- технологические процессы и патенты на изобретения, свидетельства на полезные
- образцы и т.д.
- Очень важным является завершающий пункт - пятый. В этом пункте диссертационный
- совет должен дать аргументированную конкретной информацией, а не общими словами,
- оценку выполненной диссертации.
- Анализируя результаты диссертации, необходимо определить тот признак, которому
- диссертация как научно-квалификационная работа соответствует; он должен быть
- сформулирован в п. 5 после указания номера и названия научной специальности.
- Естественно, из формулировки должны быть исключены слова, не соответствующие
- профилю диссертации, например: в диссертации по техническим наукам не стоит
- упоминать
- решение социально-культурных проблем. Также должны быть заменены выражения
- <<соответствующих
- научных направлений>>, <<важных прикладных задач>> на конкретное название
- последних.
- После выбранного и сформулированного основного признака диссертации его
- правильность
- должна быть аргументирована и раскрыта с помощью приведенных в п. 1 заключения
- научного результата и в п. 3 практической значимости.
- Таким образом, формулировка научного результата с некоторыми редакционными
- увязками
- перейдет из п. 1 в пп. 2,3 или 5 и окажется своеобразным стержнем всего
- заключения.
- Приведенный научный результат и практический вклад должны доказывать
- правильность
- выбранного научно-квалификационного признака диссертации.
- После аргументации научно-квалификационного признака логично появление в тексте
- п. 5 утверждения, что <<в целом защищенная диссертация соответствует требованиям
- п. 8 <<Положения...>>.
- Из сказанного будут понятны недостатки в изложении п. 5 во многих проектах
- заключений.
- Рассмотрим несколько примеров.
- I. Диссертация является научно-квалификационной работой, соответствующей
- специальности 05.02.08, в которой проведено обоснование технологических
- возможностей процесса шлифования и разработка на его основе нового
- научного направления -- создания нового высокопроизводительного инструмента
- с подачей смазочно-охлаждающей жидкости в зону резания, внедрение
- которого
- внесло значительный вклад в народное хозяйство. Результаты
- работы позволили значительно повысить производительность
- обработки
- деталей из труднообрабатываемых материалов, что соответствует пункту 8
- <<Положения...>>.
- В этом примере не указан основной квалификационный признак, а приведено то, что
- от кандидатской диссертации и не требуется -- разработка нового научного
- направления,
- и этим направлением называется инструмент. Называть новым научным направлением
- создание нового инструмента не солидно для научного направления и слишком громко
- для инструмента, не говоря уже о том, что в проекте заключения, из которого взят
- пример изложения п. 5, вообще ни в одном из пунктов (ни в п. 1, ни в п. 2) о
- <<новом научном направлении>> ни слова. Кроме того, в этом примере нет ничего
- нового: все формулировки можно отнести к первому в истории шлифовальному кругу,
- примененному для обработки какой-то детали на заре цивилизации. А к чему
- относятся
- слова <<что соответствует пункту 8 <<Положения...>>, непонятно.
- II. Диссертация является законченной научной
- квалификационной
- работой, в которой изложены научно обоснованные
- технические
- и технологические разработки, соответствующие специальностям
- 05.02.08 <<Технология машиностроения>> и 05.13.12
- <<Системы автоматизации проектирования>>. В целом, диссертация
- соответствует
- требованиям пункта 8 <<Положения...>>.
- В данном случае квалификационный признак назван действительно в соответствии
- с п. 8, но это утверждение совершенно не раскрыто и не аргументировано. Ссылка
- на то, что <<технические и технологические разработки>> соответствуют
- специальностям
- 05.02.08 и 05.13.12, не решает эту задачу.
- Приведем вариант заключения диссертационного совета в целом, которое отвечает
- требованиям п. 8.
-
- 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА
-
- Диссертация посвящена исследованию технологии направленного термомеханического
- упрочнения деталей машин с целью повышения их конструктивной прочности.
- 1. Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем:
- * теория направленного, анизотропного упрочнения деталей при ВТМО, проявляемого
- в различных условиях нагружения, главную роль в формировании которого играет
- анизотропия субструктуры (текстура дислокаций), возникающая в
- процессе высокотемпературной деформации, определяется соотношением
- схем деформации при упрочнении и эксплуатации;
- * уточнение теории наследования упрочнения, полученного при ВТМО после
- повторных закалки и пластической деформации; теоретически и
- экспериментально
- доказано, что наследование свойств происходит, если после высокотемпературной
- деформации охлаждение фиксирует полигонизированную субструктуру, развивающуюся
- либо в ходе деформации, либо во время последеформационной выдержки, а
- образование
- даже частично рекристаллизованной структуры исключает наследование упрочнения
- ввиду ее нестабильности и завершения рекристаллизации при нагреве для
- повторной закалки.
- 2. Оценка достоверности и новизны научных результатов Полученные автором
- научные результаты обоснованы
- экспериментальными закономерностями, установленными при испытаниях широкого
- круга
- сталей с использованием современных методов исследования и оборудования.
- Достоверность
- выводов подтверждается большим количеством экспериментальных данных и широким
- внедрением разработок в промышленности.
- Разработанные автором теория направленного анизотропного упрочнения деталей при
- ВТМО и уточнения теории наследования упрочнения сталей после ВТМО являются
- новыми.
- 3. Значение полученных результатов для теории и практики Полученные автором
- научные
- результаты: теория направленного,
- анизотропного упрочнения деталей при ВТМО и уточнение теории наследования
- упрочнения
- сталей после ВТМО -- имеют значение для теории термомеханической обработки в
- целом.
- Разработанные схемы ВТМО имеют большое значение для практики. На их основе
- автором
- впервые созданы и внедрены в промышленность оригинальные технологические
- процессы
- ВТМО и необходимое оборудование для упрочнения ответственных деталей машин
- цилиндрической
- формы -- валов, осей, пальцев, труб, винтовых пружин, проволоки. Новизна
- технических
- решений подтверждается двенадцатью патентами, полученными в ходе выполнения
- диссертации.
- На пяти заводах страны (Ленинградский сталепрокатный завод, Кировский завод
- обработки
- цветных металлов и др.) созданы участки по производству с ТМУ валков станов
- холодной
- прокатки. Суммарный экономический эффект от внедрения разработок автора составил
- около одного миллиона рублей. Все это доказывает очень высокую ценность
- диссертации.
- 4. Рекомендации об использовании результатов исследования Научные результаты
- исследования должны быть использованы в
- учебных курсах при подготовке инженеров по специальностям: <<Технология
- машиностроения>>,
- <<Металловедение и термообработка>>, <<Материаловедение в машиностроении>>.
- Технические результаты заслуживают внедрения на межгосударственном уровне, с
- продажей лицензий на оборудование и технологию.
- Разработки автора необходимо внедрять на заводах:
- * черной и цветной металлургии;
- * автомобильных и тракторных;
- * оборонной промышленности.
- 5. Квалификационная оценка диссертации.
- Представленная к защите диссертация является научной квалификационной работой,
- соответствующей специальности 05.16.01 <<Металловедение и термообработка>>, в
- которой на основании проведенных теоретических обобщений главных положений
- процесса
- термомеханической обработки, разработанной теории направленного, анизотропного
- упрочнения деталей при ВТМО и уточненной теории наследования упрочнения сталей
- после ВТМО при повторных закалке и пластической деформации, а также широкого
- внедрения в промышленность оригинальных технологических процессов ВТМО и
- необходимого
- оборудования для упрочнения ответственных деталей машин, осуществлено решение
- крупной научной проблемы, имеющей важное хозяйственное значение - повышение
- конструктивной
- прочности
- деталей машин ответственного назначения. Это позволяет считать
- диссертацию
- соответствующей п. 8 <<Положения...>>.
- Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:
- 1. Для придания диссертационной работе законченного вида и приведению в
- соответствие
- ее с <<Положением о порядке присуждения ученых степеней>> ВАК она должна
- заканчиваться
- научными выводами, которые в краткой форме излагают умозаключение автора о
- результатах,
- полученных зависимостях, моделях и т.д. и раскрывают их научную суть и
- физическую
- трактовку взаимосвязей исследованных факторов и явлений.
- 2. Заключение диссертационного совета по защищенной диссертации
- должно показывать внутреннюю логическую связь изложения требуемых
- <<Положением...>>
- пунктов, основа которой - правильно сформулированные научные
- результаты,
- взятые из научных выводов диссертации.
-
- Библиографический список
-
- 1. Ильин В.В. Природа науки: Гносеологический анализ. /В.В. Ильин, А.Т.
- Калинкин.
- М.: Высшая школа, 1985. - 230 с.
- 2. Майданов А.С. Искусство открытия: Методология и логика научного творчества.
- /А.С. Майданов. М.: Высшая школа, 1993. -256 с.
- 3. Положение о порядке присуждения ученых степеней. Бюллетень ВАК. No2, 2002
-
- Оглавление
- 1 .Формулировка научных выводов.........................3
- 2.Содержание заключения
- диссертационного совета....................................11
- 3.Заключение диссертационного совета................20
- Библиографический список..................................22
-
| |
|