А.ОЛАР
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИИ И РЕСПУБЛИКИ
1789-1804
ИЗДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Перевод с французского Н.КОНЧЕВСКОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
Москва • 1938
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ РЕСПУБЛИК V 1799-180% 11.
ГЛАВА I
1)1>ЕМЕННЬШ КОНСУЛАТ II КОНСТИТУЦИЯ VIII ГОДА
I. —IS брюмера и общественное мнение. —
II. Политика временных консулов.— III. Редактирование конституции VIII хода.— IV. Анализ
о топ конституции.— Г. Плебисцит но вопрос ц
об се утверждении.
стория плебисцитарной республики, т. е. Конгеу- лата, не должна была бы. повидимому, войти в состав истории французской революции, так как государственный переворот 18 брюмера открывает собою эпоху, когда развитие основных принципов 1789 г. было затруднено и задержано, эпоху общей реакции. Но эта реакция не произошла одновременно во всех областях; разрушение того, что было сделано революцией, человеком, в пользу которого народ отрекся тогда от своих прав, произошло не сразу. Только постепенно и мало- помалу тот политический строй, который уже был, повидимому, выработан согласно идеям XVIII в., был упразднен в своих наиболее существенных учреждениях и заменен другим политическим строем, новым по форме, но архаичным по своему духу и стремлениям, своего рода военной и религиозной тиранией. Очень краткого очерка будет достаточно, чтобы показать, каким путем произошло это медленное и временное исчезновение тех политических принципов, за возникновением и судьбою которых мы следили более или менее подробно.
I
Франция с удивлением узнала о новом государственном перевороте, который не оправдывался никакою серьезною внутреннею или внешнею опасностью. По с 1789 г. француз-
скос общество видело столько так называемых «дней», создававшихся народом или правителями, а в самое последнее время конституция III года так часто нарушалась, что незаконные акты, совершенные 18 и 19 брюмера, вызвали скорее удивление, чем негодование. 13 Париже рабочие пе поднялись на защиту демократических депутатов, ставших жертвами государственного переворота. После прериальских событий
II года народный элемент был почти уничтожен в столице; в Париже не существовало больше якобинского клуба. Демократическое общественное мнение не имело больше в нем своего центра и не располагало никакими средствами борьбы, а потому осталось инертным. Буржуазия уже стала чувствовать себя тогда гораздо спокойнее, особенно представители крупной торговли. Государственная рента, которая оценивалась
17 брюмера по курсу в 11 франков 38 сантимов, подпялаеь
18 брюмера до 12 фр. 88 с., 19 брюмера до 14 фр. 38 с., 21-го — до 15 фр. 63 с., а 24-го — до 20 фр. Но никто не радовался происшедшему, за исключением роялистов, которые имели сначала наивность думать, что Бонапарт вернет им Людовика XVIII. Они стали оскорблять республиканцев в своих песнях и театральных пьесах; но это скоро прошло, и можно сказать, что в Париже общественное мнение оставалось в общем холодным, равнодушным, почти апатичным.
Но о департаментах нельзя было бы сказать вполне то же самое. Там произошло несколько случаев формального противодействия. Многие из чиновников, выборных членов депар- тамситских или кантональных администраций и комиссаров Директории протестовали и отказались зарегистрировать декреты 18 брюмера. Президент гражданского трибунала департамента Ионны поступил так же. Временным консулам пришлось по этому поводу отрешить довольно много должностных лиц. Одна нз департаментских администраций, а именно Юрская, не ограничилась даже простым протестом: она декретировала созыв вооруженной силы, чтобы итти против «тира- нов-узурпаторов», но не встретила повиновения.
Со стороны многих клубов также послышались протесты, как, например, из Версаля, Меца, Лиона, Клермон-Феррана. Гулузские якобинцы обратились к гражданам (но безуспешно) с призывом взяться за оружие. Таким образом, в департаментах послышались голоса республиканской оппозиции; но это была оппозиция меньшинства, оппозиция членов клубов и чиновников. Нигде, повидимому, она пе встретила отголоска в народных массах; нигде правительству не пришлось подавлять Даже начатков восстания в защиту закона. Роялисты были в “осторге, в провинции, как и в Париже; но кровавого столкно- ,и‘нин между ними и республиканцами пе произошло. Можно
сказать, что масса нации без особого волнения ждала актов со стороны Бонапарта, Сиейса и Роже Дюко, чтобы высказаться
об этом новом «дне».
II >
Временные консулы выполняли свои обязанности с 20 брюмера по 3 нивоза VIII года (с 11 ноября по 24 декабря 1799 г.). На первом же их заседании было предложено выбрать президента Консулата. Консулы решили, что они не станут выбирать его, а что обязанности президента будут выполняться поочередно, в течение одного дня, каждым из них, причем очередной президент не должеп был носить другого титула, кроме титула «очередного консула». Алфавитный порядок решил, что на первом заседании президентом будет Бонапарт, на втором—Роже Дюко, на третьем — Сиейс, и т. д. Таким образом, Бонапарт не получил официально диктатуры на другой же день после государствеипого переворота, и неправильно было бы сказать, что он пользовался ею тогда фактически. Если в военных делах он имел преобладающий голос, подобно тому, как имел его Карно в Комитете общественного спасепня, то, с другой стороны, нельзя указать ни одного подлинного случая, в котором он говорил бы и действовал как диктатор ранее чем была вотирована конституция VIII года, за исключением, впрочем, тех инцидентов, которыми сопровождалась самая выработка этой конституции. В течение этих первых недель политика правительства была чаще всего почти анонимной, и Копсулат представлял собою тогда ту же Директорию, состоявшую из трех членов, причем Бопапарт появлялся в это время публично пе иначе как среди своих двух сотоварищей, копечно, не умаляя себя и не стушевываясь, но окруженный теми же почестями и облеченный тою же официальной властью г.
Политика временного Консулата отличалась скромностью и примирительным характером. Победители предшествующих революционных «дней» — 31 мая, 9 термидора, 18 фрукти- дора — хвалились тем, что они искоренят порок и заблуждение, во имя истины и добродетели. Новые спасители республики, герои 18 брюмера VIII года, были ловкие и осторожные люди: они с трудом пробрались к власти и с большим на-
1 Министерство было составлено следующим образом: министр юстиции— Камбасерес. иностранных дел — Рейнар, полиции — Фуше, поенный— Портье, Финансов—Годен, внутренних дел—Лаплас, морской и колоний — Ьурдоп де Натри. Отсюдп нпдно. что временные консулы удержали четырех прежних министров, а именно: Камоасереса, Рейнара, Ф; то н Ьурдона де 13атри.) силнем, чем желали; добившись власти, они хотели заставить забыть о своей рискованной проделке, стараясь быть благоразумнее и удачливее своих предшественников. Это была ассоциация популярного генерала и разочарованного философа, которые ставили своею целью не пересоздать общество, а залечить его раны паллиативными мерами. О военной диктатуре никто пе говорил. Бонапарт переменил свою генеральскую форму на штатский сюртук (о чем было заявлено в газетах); правительство хотело установить гражданский порядок. Оно не задавалось целью создать что-нибудь грандиозное или новое; оно просто хотело лучше поступать, задевая при этом по возможности менее людей.
Оно старалось привлечь к себе передовых республиканцев. Так как предлогом для государственного переворота 18 брюмера послужила опасность, грозившая со стороны якобипцев, то консульским постановлением от 20 брюмера из европейской Франции были изгнаны тридцать четыре якобинца, в том числе Дестрем, Арена и Феликс Лепелетье, а девятнадцать других были интернированы в Ларошели, между прочими Брно, Антонель, Тало, Дсльбрель, но это постановление было отменено 4 фримера того же года; все ограничилось тогда тем, что первые тридцать четыре якобинца были временно отданы под-надзор полиции. До утверждения конституции VIII года, повидимому, не состоялось ни одной действительной проскрипции.
Некоторые из числа шестидесяти одпого депутата, исключенных 19 брюмера, примкнули к новому порядку. Генерал Журдан обменялся с Бонапартом вежливыми письмами.
Из оставшихся в живых монтаньяров II года Барер прислал сочувственное письмо, которое было напечатано в «Moni- teur» от 19 фримера VIII года и наделало много шума Даже те нз бывших республиканских депутатов, которые не примкпули к новому правительству, как, например, Дельбрель, Тало, Дестрем, и которые, быть может, понимали, что свобода уже погибла, тем не мепее воздерживались от какого-нибудь оппозиционного акта; мои^но сказать, следовательно, что большинство республиканцев или признало государственный переворот, или примирилось с пим.
Консулы отправили в департаменты, в качестве эмиссаров. Двадцать четыре делегата, среди которых находились бывшие члены Конвента: Жар-Панвилье, Лекуэнт-Пюираво. Пеньер; и Эти новые эмиссары искуено защищали дело нового порядка, Успев окончательно успокоить республиканцев. Правительство
1 Это не было, однако, льстивым выражением сочувствия: lJapep предлагал Бинанарту целый план демократической конституции.
отрекалось от роялистов и делало вид, что поддерживает республиканские формы. В циркуляре от 6 фримера VIII года министр полиции Фуше предавал проклятию эмигрантов, которых отечество «навсегда выбрасывало из своих недр». Хотя террористические законы о заложниках и о принудительном займе были отменены (22 и 27 брюмера VIII года), но республиканцы видели в этом не какое-либо проявление реакции, а естественный вывод из прений, происходивших по этому поводу в обоих Советах еще ранее 18 брюмера.
Словом, политика временного Консулата была как бы продолжением политики Директории
Ill
Возможно, что в эту эпоху Бонапарт мечтал одно мгновение
о славе Вашингтона и что эта политика, с виду столь либеральная и примирительная, была искренней. Но в тот момент, когда она произвела свое действие, когда он увидел, что республиканцы успокоились или примирились, когда он убедился, что никакое сопротивление не угрожает ему, его личное честолюбие- снова пробудилось, и он воспользовался тем чувством общего доверия, которое было вызвано в нации умеренностью временного Консулата, чтобы добиться вотирования конституции, сделавшей его повелителем Франции.
Мы видели, что две законодательные комиссии “, выбранные обоими Советами и заменявшие временно Законодательный корпус, должны были выработать те изменения, которые предполагалось внести в конституцию III года. С этой целыо они образовали две «секции». В секцию Совета пятисот вошли членами Шазаль, Люсьен Бонапарт, Дону, Мари-Жозеф Шенье. Булэ (из департамента Мёрты), Кабанис и Шабо; в секцию Совета старейших — Гара, Лосса, Лемерсье, Ленуар-Ларош и Ренье. Эти секции решили, повидимому, сначала взять за основу проект Сиейса. Но этот проект еще не был редактирован, и они не могли добиться от знаменитого мыслителя ничего, кроме одних разговоров и черновых набросков. Им казалось, что он хотел примирить монархическую идею с демократической. Верховным повелителем оставался бы народ, но он не должен был осуществлять своей верховной власти непосредственно, не будучи достаточно просвещен для этого. Необхо-
димо было, чтобы он передал осуществление ее в другие руки. «Доверие» должно было итти снизу, а «власть» — сверху.
Когда у Сиейса потребовали более определенных указаний, он представил два туманных наброска. В первом из них народ должен был составлять списки «нотаблей», из которых «э-тек- тор-прокламатор» избирал бы должностных лиц. Роль правительства играл бы Государственный совет из пятидесяти членов; народ избирал бы Законодательное собрание. Были бы учреждены, кроме того, «трибунат, конституционное жюри и охранительный сенат», нечто в роде кассационного трибунала в политической сфере. Этот сенат назначал бы «электора-про- кламатора» и «поглощал бы» его. если бы он проявил честолюбие, так же как он поглощал бы слишком популярных трибунов. Эта система была изображена в виде пирамиды, основание которой составлял народ, а вершину — электор-прокла- матор. Бонапарт не находил в этом проекте никакого места для своего честолюбия и острил по поводу электора-прокламатора, сравнивая его «со свиньею, предназначенною на откорм». Сиейс выработал второй проект, в котором исполнительная власть поручалась уже пе государственному совету, а двум консулам— консулу литра и консулу войны. Это значило предоставить место Бонапарту; но Сиейс и во втором проекте устанавливал множество гарантий для свободы и предосторожностей против честолюбия одного человека
Секции были склонны принять этот второй проект Сиейса. Но Бонапарт искусно помешал его обсуждению и образовал у себя небольшой комитет, состоявший из него самого, Сиейса, Рёдерсра и Булэ (из департамента Мёрты). Он попробовал застращать «философа» и в первый раз заговорил властным языком ". Сиейс смолк, и его проект был оставлен.
Тогда секции выработали проект конституциия, в основу которой была положена система ценза, политическая привилегия буржуазии причем исполнительная власть была, впро-
чем, организована так же, как и в проекте Сиейса. Газеты встретили этот проект с кислою миною. Бонапарт стал грозить, что он поручит составить конституцию первому встречному и сам представит ее па утверждение народа. Тогда Дону составил проект, в котором, под наименованиями Консулата, Сената и Трибуната, воспроизводилась та же конституция III года, но только демократизированная отменой ценза. Бонапарт не принял этого проекта, ставившего преграды его честолюбию. Он решил сам продиктовать (или почти что продиктовать) тому небольшому комитету, который собирался у него в доме, проект конституции, ставший йотом конституцией VIII года Нельзя быть уверенным, чтобы эта конституция, составленная в салоне Бонапарта, была потом вполне подвергнута голосованию законодательных комиссии, члены которых подписали ее каждый отдельно (22 фримера). Бонапарт заставил признать ее путем как бы нового государственного переворота.
IV
Конституция 22 фримера VIII года - (13 декабря 1799 г.), представлявшая собою жалкое подражание проектам Сиейса и Дону, состояла из 95 статей, следовавших одна за другою без всякого систематического порядка. О Декларации прав в ней даже не упоминалось; в ней не было также речи о свободе печати и совести; единственное ее либеральное постановление заключалось в статьях 76—82, гарантировавших личную безопасность.
Еще более заслуживало в ней внимания то, что, признавая попрежнему нацию самодержавной, она лишала ее права избирать своих депутатов, права изготовлять через их посредство законы и руководить через их посредство государственными доходами и расходами.
Действительно, восстанавливая всеобщее избирательное право 2, она в то же время уничтожала его.
Всеобщее избирательное право было восстановлено, потому что все французы, достигшие двадцатилетнего возраста, не находившиеся в положении прислуги и имевшие законное местожительство в течение года, признавались с тех пор гражданами и получали право подавать голос.
Но это право уничтожалось следующими хитроумными постановлениями:
Все граждане каждого «коммунального» округа должны были сами сократить в десять раз свое число, избрав из своей среды «тех, которых они считали наиболее способными управлять общественными делами». Эта десятая часть граждан должна была составить «коммунальный» или «окружной» список, в который входили по праву все общественные должностные лица округа. Все граждане, вошедшие в окружные списки каждого департамента, должны были избрать из своей среды десятую часть своего состава; таким путем получался департаментский список, куда также входили по праву все департаментские должностные лица. Все департаментские списки должны были тем же путем сократиться в десять раз и образовать «национальный список» лиц, имеющих право быть избранными па «национальные общественные должности», т. е. в депутаты, трибуны и т. д. Эти различные списки кандидатов составлялись раз навсегда. Что касалось вакантных мест, которые могли бы образоваться в них благодаря умиравшим, то они замещались бы только раз в каждые три года. Наконец, составление этих списков было отложено до IX года, так что при первоначальном замещешш и организации различных общественных должностей избиратели не должны были принимать и действительно не принимали никакого участия. Но если бы даже они и приняли своевременно это участие, то это было бы лишь призрачное осуществление верховной власти народа, вотум, лишенный всякого практического значения. Предположите, что данный округ заключал бы в себе десять тысяч гра- ждап. Если бы эти десять тысяч граждан имели право избрать из своей среды, положим, только сто человек, из числа которых должны были бы потом назначаться должностные лица, то они все-таки еще имели бы некоторое влпяпне на ход дел. Но избрать из этих десяти тысяч человек по меньшей мере тысячу граждан — значило в сущности не избрать никого, так как требование такого большого числа ire давало возможности никакого выбора; чтобы достигнуть этой цифры, приходилось бы выбирать всех мало-мальски грамотных; в лучшем случае
можно было бы разве только устранить несколько лиц, из числа способных занимать общественные должности, но уже ни в каком случае нельзя было бы исключить из этого списка представителей целой партии, целого обществеппого течения.
Такова была эта достойная смеха и якобы демократическая избирательная система, которою Бонапарт заменял систему конституции III года, основанпую па цензе, и путем которой, делая вид, что он возвращает французскому народу права, завоевапные им в день 10 августа 1792 г., он в действительности отстранял народ от политической жизни. Но, с другой стороны, этой пародией на проект Сиейса оп организовал у оспования пирамиды то «доверие», которое должно было служить источником «власти», стоявшей на вершине.
Одним из органов этой власти, которому поручалась избирательная и охранительная функции, был «Охранительный се- пат» из 60 членов (несменяемых и пожизненных, возрастом пе моложе сорока лет), причем число их, путем ежегодного добавления двух новых сенаторов в течение двадцати лет, должно было быть доведено до восьмидесяти. Возникновение этого Сената носило чисто революционный и диктаторский характер. Статья 24-я конституции гласила: «Граждане Сиейс и Роже Дюко, выходящие консулы, назначаются членами Охранительного сената; к ним присоединяются второй и третий консулы, назначаемые настоящей конституцией. Эти четыре гражданина избирают большинство Сепата, который затем сам пополняет свой состав и приступает к тем выборам, которые возлагаются на него». Впоследствии Сенат должен был сам замещать каждое вакантное место, которое могло образоваться в нем, назначая нового сенатора из списка трех кандидатов, представленных Законодательным корпусом, Трибунатом и первым консулом. Главнейшими функциями Сепата были: 1) избрание законодателей, трибунов, консулов, членов кассационного суда и комиссаров государственного контроля: 2) утверждение или отмена тех актов, которые были бы обжалованы перед ним со стороны Трибуната или правительства, как нарушающие конституцию. Заседания его не были публичными.
Что касается законодательной власти, то право предлагать законы принадлежало одному правительству. Редактировались они Государственным советом, являющимся самым активным органом новой системы, и затем подвергались обсуждспшо Трибуната и Законодательного корпуса. Трибунат состоял из Ю0 членов возрастом пе моложе двадцати пяти лет, назначавшихся Сенатом на пять лет п возобновлявшихся ежегодпо в одной пятой части своего состава, с правом быть избранными вновь. Законодательный корпус насчитывал 300 членов возрастом пс менее тридцати лет, назначавшихся и возобновлявшихся тем же порядком, по имевших право быть вновь избранными только по истечении одного года. В нем должно было всегда находиться, по крайней мере, ио одному депутату от каждого из департаментов республики. Трибунат обсуждал проекты законов, принимал их или отвергал и посылал из своей среды трех ораторов для изложения и защиты перед Законодательным корпусом мотивов своих вотумов. Законодательный корпус выслушивал также ораторов правительства, государственных советников и затем вотировал тайной подачей голосов и без всяких прений. Заседания Законодательного корпуса длились только четыре месяца. Когда Трибунат отсрочивал свои заседания, он назначал постоянную комиссию числом от десяти до Лятиадцати человек, которая должна была созвать его, когда она сочла бы это нужным. Заседания Трибуната н Законодательного корпуса были публичными, по число присутствовавшей в mix публики не должно было превышать двухсот человек.
Жалованье сенаторов равнялось 25 ООО франков, жалованье трибунов —-15 ООО франков, а членов Законодательного корпуса— 10 000 франков.
Исполнительная власть поручалась трем консулам, назначавшимся на десять лет, причем они могли быть избираемы вновь без всякого ограничения. Избирать их должен был Сенат, ио на первый раз они были назначены самой конституцией, а именно: первым консулом был назначен Бонапарт, вторым— Камбасерес, третьим — Лебрён Фактически вся власть находилась в руках первого консула, и она оказалась гораздо больше той власти, которою пользовался Людовик XYI по конституции 1789—1791 гг.: «Первый консул обнародывал законы; он назначал и отрешал, по своему усмотрению, членов Государственного совета, министров, посланников и других высших представителей Франции за границей, офицеров сухопутной армии и флота, членов местной администрации и комиссаров правительства при судах. Он назначал всех судей уголовных и фажданекпх трибуналов, за исключением мировых судей и членов кассационного суда, без права отрешать их от должности» (ст. 41). «Во всех остальных действиях правительства второй и третий консулы имели совещательный голос; они подписывали журналы, касающиеся этих актов, чтобы констатиро-
1 Законодательные комиссии были призваны высказаться ио этому поводу. Согласно свидетельству различных современников, Бонапарт получил единодушный утверднтедьпый вотум; Камбасерес и Лебрён получили каждый по 21 голосу в каймой из комиссий. См. брошюру, озаглавленную: «Seance extraordinaire de la nuit lenne an palais des Consuls» (“ац. библ., Т,Ь. 43/405). и газету al.c Bien Inforiue» от 24 Фримера VIII года)..
ватъ свое присутствие, и, если хотели, могли заносить туда свои мнения, после чего достаточно было окончательного решения одного первого консула». Воля Бонапарта пе встречала почти никакой законной преграды. Статья 45-я гласила, правда, что размеры государственных доходов и расходов определялись ежегодно особым законом; но закон этот предлагался правительством, и Законодательный корпус должен был принять или отвергнуть его целиком, без всяких поправок. В виде смехотворного воздания чести принципам либерального образа правления в статье 55-й говорилось, что никакой правительственный акт не имел законной силы, если он не был подписан министром, а в ст. 72-й говорилось, что министры были ответственны. Между тем не существовало никакой ответственности ни для сенаторов, ни для членов Законодательного корпуса, ни для трибунов, ни для консулов, пи для государственных советников (ст. 69). Правительственные чиновники могли подвергнуться преследованию за действия, сопряженные с их обязанностями, лишь в силу решения Государственного совета (ст. 75). Таким образом, по отношению к Бонапарту не существовало никаких конституционных способов противодействия; это была диктатура, еще не прпзнапная и замаскированная фразами, но уже готовая оформиться.
V
Конституция должна была «немедленно же быть представленной на утверждение французского народа» (ст. 95). Все было пущено в ход, чтобы обеспечить успех этого плебисцита. Вместо того чтобы созвать первичные собрания, которые когда- то подавали голоса по поводу конституции 1782 г. и III года, их признали как бы уже упраздненными из боязни прений, которые могли бы возникнуть в них, и решили заставить граждан вотировать отдельно, безмолвно, публично и письменно. В каждой коммуне были выставлены утвердительные и отрицательные реестры, на которых всякий гражданин должен был «подписать сам или попросить подписать за себя другого» Д а или нет (закон 23 фримера и постановление 24 фримера).
Так как этот вотум не имел места повсюду немедленно же и одновременно (в Париже он происходил в конце фримера, в департаментах — в течение всего пивоэа), то у Бонапарта было время подготовить различными мерами общественное мнение. Главнейшею из них был новый государственный переворот, который еще более подчеркнул революционный характер всего, что произошло после 18 брюмера: законом 3 ннвоза, изданным задолго до полного окончания плебисцита, конституция была введена в действие, и консулы уже приступили к отправлению своих обязанностей 4 нивоза. Таким образом, большинству избирателей пришлось высказываться по поводу уже функционировавшей конституции.
Таким путем хотели устрашить их; ио в то же время постарались успокоить их искусной политикой. Франция жаждала внешнего и внутреннего мира. Бонапарт счел нужным громко возвестить о своих мирных предложениях Англии и Австрии. Б то же время он возвестил о своем намерении залечить раны гражданской войны и примирить всех французов, оставшихся во Франции. Умиротворение Вандеи было начато еще Директорией. которая поручила бывшему начальнику генерального штаба Гоша, Эдувиллю, добиться подчинения роялистских инсургентов, обескураженных победами Брюна и Массена. Вся заслуга этого предприятия была приписана Консулату, потому что последствия его обнаружились лишь после 18 брюмера. Д’Отшнан, Фротте, Бурмон и др. подписали перемирие в Иу- апсе только 23 фримера VIII года. Оставалось заключить мир. Эдувплль добивался этого с терпеливостью, которая раздражала Бонапарта. .Постановлением от 7 нивоза он потребовал от инсургентов, чтобы они сложили оружие, под угрозой оказаться, в противном случае, стоящими «вне конституции». Но искусная политика Эдувилля уже начинала приносить своп плоды. В этот момент левый берег Луары уже подчинился, а правый бгрсг последовал его примеру через несколько дней. Один Фротте в Нормандии еще пе сложил оружие. Завидуя этому успеху, Бонапарт отнял командование у Эдувилля и передал его Брюну. Шеститысячный отряд был послан против Фротте, который объявил о своем подчинении, но был взят в плен п расстрелян, несмотря на данный ему пропуск (29 плювиоза VIII года). Вандеи и шуанства в крупных размерах не существовало более. Убийство Фротте произошло после плебисцита; по умиротворение уже было обеспечено ранее этого, в тот самый момент, когда происходило вотирование.
Что касается эмигрантов, то сначала возвращение во Францию было попрежпему запрещено тем из них, которые выехали из нее добровольно, чтобы бороться со своим отечеством (ст. 93 конституции) По отношению к другим французам, изгнанным, отправленным в ссылку или подвергшимся другого рода проскрипциям, были приняты различные смягчающие меры. Гак как закон 3 нивоза VIII года уполномочил правительство разрешать возвращение во Францию нод условием отдачи под иадзор «всяко.му лицу, отправленному в ссылку без суда, и силу постановления Законодательного корпуса, если только
1 См. циркуляр Фушо от 17 нивоза VIII года в «Gazette de France»
0т 19- выноза.
данное лицо было названо при этом ио имени», то большинство сосланных после 18 фруктидора были возвращены, в том числе Карно. Вернули также бывших либеральных членов Учредительного собрания, вроде Лафайетта, Латур-Мобура, Ларош- фуко-Лпанкура и передовых республиканцев вроде Барера и Вадье. Среди монархистов Пишегрю. а среди республиканцев Билльо-Варенн были изъяты нз числа лиц, которых коснулись эти меры. Были также отменены те статьи постановления
4 фримера, которыми отдавались под надзор полиции 34 республиканца, осужденные на ссылку декретом 20 брюмера.
Эта политика коснулась всех партий пакапуне плебисцита или в то время, как он происходил. Произошло как бы всеобщее разоружение в сфере общественного мнения, и, когда поданные голоса были сосчитаны (18 плювиоза VIII года), конституция оказалась принятой *, если верить цифрам, приведенным в «Бюллетене законов», большинством 3 011 007 утвердительных вотумов против 1 562 отрицательныхл. Среди подавших отрицательный голос было обращено внимание па бывших членов Конвента — Камюса и Лекуантра ". Из числа вотировавших утвердительно, мы встретили в парижских списках многих
1 В своей «Истории парижской национальной гвардии», вышедшей в 1827 г. (Нац. библ.. Lb. 133/2, т. 8), Ш. Конт говорит (стр. 388), что число подписей в пользу конституции VIII года «превышал^, по крайней мере, па три четверти число граждан, умевших подписать свое имя». «...Реестры,—говорит он еще, — предназначенные для подписей, были вручены только одним служащим. Всякое лицо, каковы бы пи былп его возраст, иол, положение и родина, не только допускалось, по приглашалось >; подписи. Я видел, как подписывались дети, которые не имели никакого представления о том, что они совершали, и подписывали свои имена на реестрах так же, как они сделали бы это на своих школьных тетрадях. В городах, где граждане не являлись подписываться, чиновники составляли сами списки их имен, а потом заставляли детей переписывать их в реестры. Я знал молодых людей, которые употребляли целые дни на эту работу. Наконец, подсчет подписей производила комиссия, которую избрали вожди заговорщиков и в которую они допустили только своих соумышленников». Это свидетельство III. Конта страдает тем недостатком, что оно гораздо позднее тех событий, к которым относится; но если бы даже опо было одновременно с ними, у нас не было бы никаких средств проверить его. Весьма возможно, что во Фрапцпи ие было тогда трех миллионов лиц. умеющих писать; по закон 24 Фрнмсра пе устранял от вотума безграмотных, потому что оп уполномочивал граждан просить подписываться за себя других. Часто происходили подлоги, и что подписывались за других без их согласия—это возможно, но не доказано.
- Реестры этого плебисцита находятся в Национальном архиве, В II. 75-471. Пересмотреть нх все потребовало бы слишком много врс* меии. Я мог пересмотреть только пекоторые из них, даже не все .из относящихся к Сенскому департаменту. аМопНепг» (т. XVI, стр. 355) говорит, что в Париже было только 10 отрицательных вотумов и 12 4а0 п ложительн ых. v.r.
* «Moniteur», т. XXI, стр. 344; «Gazette de France» от 3 нивоза года, стр. 371.
артистов, ученых, литераторов, профессоров Естественноисторического Музея при Ботаническом Саде, профессоров из College de France и Медицинской школы, членов Академии, почти всю избранную часть интеллигенции '. Мы находим там также имена бывших членов Конвента, монтаньяров Мерлнно, Лей- риса. Лекинио и Бр еара 2, а также еще более знаменательное имя бывшего военного министра Бушотта, твердого республиканца Вотируя за конституцию VIII года, эти республиканцы думали, что они вотируют за революцию и республику против монархии и старого порядка.
Таким путем возникла во Франции плебисцитарная республика. Мы называем ее так потому, что осуществление верховной народной власти было сведено в ней к плебисциту, происходившему при всеобщей подаче голосов, плебисциту, ограниченному ответом «да» или «нет», плебисциту, путем которого французский народ (не желая и не сознавая этого) отрекся от своих верховных прав в пользу одного человека или, лучше сказать, в лице которого вместо многих представителей, избиравшихся им до тех пор для законодательной и правительственной деятельности, он избрал теперь как единственного представителя Наполеона Бонапарта.
ДЕСЯТИЛЕТНИ!! КОНСУЛАТ
I. Организация общественных властей.—
II. Положение печати.— ///. Административная организация, — IV. Новые нравы.— V. Илиями победы при Марсию на внутренние дела.
Покушение, проскрипции, усиление деспотизма.
I
рн консула, назначенные новой конституцией, собрались па свое первое заседание 4 нивоза VIII года (25 сентября 1799 г.), т. е. сорока четырьмя днями ранее того, как стало известным, что народ принял конституцию С первого же заседания стало видно, что робкая политика временного консулата прекратилась: неудержимая энергия Бонапарта увлекла за собой его сотоварищей.В тот же день, 4 нивоза, были произнесены многозначительные слова и совершены важные акты. Прокламация первого консула к Французам положила начало новому правительственному языку: устойчивость правительства, сильная армия, порядок, правосудие, умеренность — вот какие слова заменили собой прежние революционные речи и революционные принципы. Министры были назначены в числе семи, а именно: министром юстиции — Абриаль; министром иностранных дел — Талейран; военным министром — Бертьс: министром внутренних дел — Люсьен Бонапарт; министром финансов— Годен: морским и колоний — Форфэ; общей полиции — Фуше[1]. У консулов был свой государственный секретарь, ведший протоколы заседаний и подписывавший правительственные акты; им был назначен Марэ, будушпй герцог Бассано.
Государственный совет был создан и получил свою организацию еще накануне, 3 нпвоза. На обязанности его лежало редактирование законопроектов и административных распоряжений; кроме того, он должен был подготовлять решения консулов по всем делам административно-судебного характера; он также решал вопросы о предании суду должностных лиц. Ему была предоставлена неумолимая и опасная власть «расширять смысл законов» по требованию консулов. Здесь именно, в этом Государственном совете, Бонапарт основал свое правительство и проводил свою политику; здесь он господствовал, председательствуя, произнося речи и склоняя советников к своим идеям, сначала путем убеждения (прежде чем победа при Маренго сделала его деспотом), а затем подавляя их и тиранизируя часто очень грубым выражением своей воли. Протоколы заседаний этого Совета не дошли до нас; но мы имеем личные воспоминания многих из государственных советников: Тпбодо, Рёдерера, Пеле (из департамента Лозеры), Мио де Мелито Вот каковы были вначале организация и личный состав Государственного совета: «департамент военных дел»: президент Брюн, советпики Дсжан, Лакюэ, Мармон, Петиэ; «морской департамент»: президент Гайтон, советники Шампаньи, Флёрьё, Лескалье, Редон, Кафареллп; «департамент финансов»: президент Дефермон, советники Дюшатель (из департамента Жиронды), Девэп, Дюбуа (из департамента Вогез), Жолливэ, Ренье, Дюфрен; «департамент гражданских и уголовных законов»: президент Булэ (из департамента Мёрты), советники Берлье, Моро де Сен-Мери, Эммери, Реаль; «департамент внутренних дел»: президент Рёдерер, советники Бспезек, Кретэ, Шапталь, Реньо (из Сен-Жан-д’Анжели), Фуркруа; генеральный
секретарь Совета—Локре '. Совет собрался на заседание 4 нивоза в четыре часа пополудни и тотчас же выразил мнение, что конституция косвенным путем отменяла те законы, которые устраняли от общественных должностей бывших дворян и родственников эмигрантов. Это было очень важное решение, так как оно показывало, что в случае надобности Бонапарт мог законодательствовать через посредство Государственного совета, без помощи Трибуната и Законодательного корпуса ".
Согласно конституции, Сиейс, Роже Дюко, Камбасерес и Лебрен назначили тех граждан, которые должны были составить большинство Охранительного сената. Их выбор нал на более или менее выдающихся лиц, из которых почти все оказали важные услуги делу революции, как, например. Монж, Вольнэй, Гара, Гарран-Кулон, Келлерман, Ка б анис, Сиейс и Роже Дюко сделались членами Сената по праву; затем Сенат немедленно же сам пополнил свой состав, доведя его до установленного конституцией комплекта в 60 членов. Эти вторые выборы пали на менее известных людей, в числе которых оказались, однако, Добантон, Лагранж и Франсуа (из Нешато)
Сенат немедленно же избрал 300 членов Законодательного корпуса и 100 членов Трибуната, причем не обнаружил пи узости, ни раболепия. Напротив того, Законодательный корпус оказался составленным почти исключительно из лучшей части бывших членов различных революционных собраний, с заметным предпочтением по отношению к людям 1789 г., но без устранения и таких горячих республиканцев, как Грегуар Бреар, Флоран Гио, и даже таких личных противников Бонапарта, как Дальфонс, который оказал в Совете старейших энергичное сопротивление государственному перевороту
16 брюмера.
В состав Грибуната вошли люди, характер и прошлое которых делали их годными для той роли конституционной оппозиции, которая составляла, повидимому, главную задачу этого собрания: Андриё, Байёль, Мари-Жозеф Шенье, Бенжамен Констан, Жан де Бри, Демёнье, Генгенэ, Станислав де Жирарден, Жар-Панвилье, Лалуа, Ларомигьер, Пеньер
Трибунат и Законодательный корпус с твердостью и пониманием дела выполняли свои долг в борьбе с нарождающимся деспотизмом и отвергли многие из антилиберальных законопроектов; но эти собрания, выдававшиеся своим личным составом, не носили характера национального представительства; это не было даже представительство тех «нотаблей», списки которых должны были появиться лишь в IX году. Вот почему оппозиция их была бесплодной и бессильной, и Бонапарту не стоило большого труда сломить ее.
II
В период временного консулата периодическая пресса пользовалась, быть может, большей свободой, чем какая была предоставляема ей с самого 2 июня 1793 г. Так, «Moniteur» в номере от 29 брюмера VIII года, хотя и в почтительной форме простого предположения, предостерегал общественное мнение против честолюбия Бонапарта, советуя в то же время этому последнему, в случае если бы через три месяца не был заключен мир, «сложить с себя гражданскую власть» и снова стать во главе армии. Газета «Le Bien-Informe» в номерах от 14 и 24 фримера смело обличала реакционные проекты конституции, противопоставляя им американскую конституцию, которую перепечатала на своих столбцах. Во «Французской Газете» от 26 фримера можно было прочесть следующие строки: «Конституция провозглашена 24-го числа во всех округах Парижа. Вот анекдот, хорошо обнаруживающий настроение парижан. Во время чтения конституции одним из муниципальных чиновников каждый из слушателей старался протесниться вперед, чтобы лучше расслышать читаемое, вследствие чего никто не мог уловить подряд двух фраз; и вот какая-то женщина говорит своей соседке: «Я ничего не разобрала». — «А я не проронила ни одного слова», — отвечает та. — «Ну что же там сказано?» — «Что у нас есть Бонапарт». В форме подобных сатирических анекдотов проявлялась оппозиция нескольких газет. Бонапарт боялся, чтобы в союзе с оппозицией Трнбупата и За-
1 Протоколы заседаний Законодательного корпуса и Трибуната были напечатаны. В Нац. библ. имеется неполный экземпляр этого издания; «о в Нац. архиве хранится нолпый экземпляр.
конодателыюго корпуса она не помешала ему овладеть властью. И вот, 27 нивоза VIII года, «принимая во внимание, что часть газет, издающихся в Сенском департаменте, служит орудием в руках врагов республики», он издал постановление о запрещении всех парижских политических газет, за исключением следующих тринадцати: «Moniteur», «Journal des Debats», «Journal de Paris», «Bien-Informe», «Publiciste», «Ami des lois», «Clef du cabinet», «Cytoyen fran?ais», «Gazette de France», «Journal des hommea libres», «Journal du soir des freres Chaignieau», «Journal des defenseurs de la patrie», «Decade philosophique».
Правда, мы видим, что лучшая часть парижской прессы уцелела. Уцелела даже оппозиционная «Французская Газета»; но «Moniteur», главнейшая из тогдашних газет, сделалась с 7 нивоза официальной, а двенадцать остальных находились под угрозой немедленного запрещения, если бы они стали помещать статьи, «обнаруживающие недостаточное уважение к общественному договору, верховной власти народа и славе французской армии», или же если бы они печатали «оскорбительные отзывы о правительствах и нациях, дружественных французской республике или находящихся в союзе с ней, хотя бы даже подобные статьи были извлечены из иностранных периодических изданий». В конце копцов всякая оппозиция сделалась невозможной для печати, и можно почти сказать, что постановление 27 нивоза Y1II года послужило фактически началом деспотизма.
Эта приостановка свободы печати, объявленная сначала временной мерой, предназначенной действовать «до окончапия войны», не была отменена после Амьенского мира и оставалась в силе в течение всего периода Консулата и Империи, с различными, отягчавшими ее добавлениями, в числе которых
• (если говорить только о времени Коисулата) можно указать на запрещение говорить о передвижениях армии и флота (16 плювиоза VIII года; 11 и 14 прериаля XI года), печатать какое бы то ни было перечисление или резюме статей в заголовке помера (15 термидора VIII года), сообщать известия, способные встревожить торговый мир и взволновать общественное мнение (9 термидора IX года), говорить о религиозных делах (18 термидора IX года) или о средствах продовольствия (18 фримера X года), сообщать о самоубийствах (фрн- мер XI года)
Ни одна новая политическая газета не получала разрешения на'выход в свет, за исключением официозного п эфемерного «Парижского бюллетеня». «Друг законов» был запрещен
’ Относительно полицейских мер против прессы смотри Arch. u«it. 3452 3433.
9 прериаля VIII года за то, что печатал эпиграммы, задевавшие Академию. Две других газеты, «Bien-Informe» и «Journal des hommes libres», волей-неволей прекратили свое существование— первая в жерминале, а вторая в фруктндоре VIII года. Если оставить в стороне официальный «Moniteur» и журнал «La Decade philosophique», почти переставшей говорить о политике, то в жерминале XI года в Париже выходило только восемь политических газет: «Journal des Debate» (8150 подписчиков), «Publiciste» (2 850), «Gazette de France» (3 250), «Clef du cabinet» (1080), «Citoyen frangais» (1300), «Journal des defenseurs de la patrie» (900), «journal du soir» (550), «Journal de Paris» (600); всего 18 680 подписчиков
Постановление 27 нивоза не касалось провинциальных политических газет; но те из них, которые проявляли какую-нибудь независимость, были прекращены особыми распоряжениями, как например «Republicain democrate», издававшийся в городе Ош, тулузский «Antiroyalistc» или руапская «Vedette» [2]. Правительство старалось добиться того, чтобы в каждом департаменте издавалось только по одной газете, руководимой или вдохновляемой префектом. Что касалось иностранных газет, то, за исключением нескольких недель, следовавших за Амьенским миром, почти всем им было запрещено проникать во Францию.
В тени и несогласно действовал цензурный комитет. Предостережения, выговоры, угрозы и случаи запрещений довели газеты (как и в эпоху Директории, после 18 фруктидора) до того, что они выражали свои политические симпатии лишь подбором известий или историческими намеками в своих литературных отделах, да и то не всегда безнаказанно.
Запуганные таким образом газеты сделались незначительными, почти несуществующими. Но это не входило в расчеты Бонапарта: он хотел бы, чтобы пресса была послушна и интересна, чтобы она имела вид свободной[3]. Подобно тому, как пыталась делать это Директория, он попробовал вдохновлять ее, руководить ею сам. Издатели газет должны были выбирать сотрудников, которые нравились бы правительству. Каждой газете доставлялись готовые статьи, соответствовавшие ее прежнему политическому оттенку. Но все эти ухищрения пикого не ввели в заблуждение.
Не следует, однако, думать, чтобы к концу Консулата вся печать сделалась безусловно прирученной. После убийства герцога Энгиенского «Journal des Debats» осмелился высказать свое порицание, напечатав перевод речи из Силия Италика, в которой Пакувий отклоняет своего сына от замысла убить Аинибала. Сюар, которого просили напечатать в «Publiciste» апологию этому убийству, отказался, написав очень гордое письмо.
Но когда была учреждена Империя, исчезли последние следы независимости, и вся печать всецело принадлежала правительству.
III
Деспотизм существовал уже в конституции VIII года, но только в скрытом состоянии, замаскированный наполовину такими формулами, которые Бонапарт, как оп сам высказывал это позже по поводу итальянской конституции, намеренно делал краткими и туманными. В тот самый день, когда стало известным, что конституция принята нацией, маска была сброшена, и первый консул представил Трибунату и Законодательному корпусу законопроект (сделавшийся закопом 28 плювиоза
VI года) о преобразовании администрации, законопроект, устанавливавший безусловную централизацию в пользу одного человека и отнимавший у народа всякое право избирать каких бы то ни было должностных лиц, оставляя ему от его прежней верховной власти разве только одно право избирать непосредственно мировых судей.
В конституции было сказано, что территория республики подразделяется на «департаменты» и «коммунальные округа». Деление на департаменты было оставлено без всяких перемен, кроме упразднения департамента Мои-Террибль, который был присоединен к департаменту Верхнего Рейна. Что касалось «коммунальных округов», о которых конституция упоминала, не определяя нх границ, то все думали, что это означало сохранение тех кантональных муниципалитетов, посредством которых авторы конституции III года пытались установить действительную коммунальную жизнь. Но такого рода коммуны, достаточно крупные, чтобы проявлять жизнь и инициативу, могли бы быть помехой для деспотической централизации. Поэтому все муниципалитеты были восстановлены в том виде, в каком нх установило Учредительное собрание и в каком они существуют до енх пор, т. е. было восстановлено то мелкое административное дробление, которое уничтожало муниципальную жизнь.
Под именем «округов» были восстановлены округа, упраздненные конституцией III года, но только в меньшем числе. Что же касалось состава местной администрации, то хотя конституция и позволяла предвидеть, что члены ее будут назначаться исполнительною властью, но из нее все-таки не вытекало, чтобы вся административная власть как в департаментах, так и в округах могла быть предоставлена одному лицу. Между тем, статья 3-я закона 28 плювиоза гласила, что «местная администрация должна быть воэложепа на одного префекта», причем в каждом округе должны были находиться супрефекты, состоявшие под его начальством Это было восстановление ин- тендантств старого порядка с их субделегатами, но только с еще большею властью, потому что эта власть уже не сталкивалась теперь ни с какою корпорацией), ни с каким учреждением, ни с какою традицией.
В изложении мотивов этого закона признавалось в принципе, «что управлять должен был один человек, а решать — многие». Решения могли быть в данном случае двоякого рода: во-первых, относившиеся к распределению налогов; такого рода решения возлагались на «генеральные советы», «окружные советы» и «муниципальных раскладчиков»; во-вторых, решения административно-судебного характера; они возлагались ка «советы префектуры».
Генеральные и окружные советы, избиравшиеся на три года, заседали лишь в течение пятнадцати дней в году, с целью распределения прямых налогов между округами и коммунами. Кроме того, генеральный совет вотировал, для покрытия департаментских расходов, «добавочные сантимы», которые префект расходовал по своему усмотрению, под условием давать в них раз в год отчет генеральному совету, причем нрава последнего ограничивались тем, что он «выслушивал» этот отчет и выражал свое мнение относительно нужд департамента.
Права «муниципальных советов» были несколько обширнее: они могли не только выслушивать, но и обсуждать отчеты о приходах и расходах, которые мэр представлял затем суире-
1 Без сомнения, при предшествующем режиме комиссары Директории, состоявшие при центральных администрациях и муниципалитетах, благодаря все большему и большему расширению своих полномочий, уже подготовили умы к этому институту префектов и супрефектов. Но так как комиссары должны были назначаться из среды жителей того района, в котором им приходилось действовать, то, будучи в такой же степени местными людьми, как н агентами центральной власти, они старались бережно относиться к местному настроению, даже когда упраздняли выборные администрации. Напротив того, префекты и супрефекты почти никогда в» назначались из жителей данного департамента или округа, почти никогда не были «местными людьми», и это обстоятельство придавало гораздо более суровый характер новому способу административной централизации.
фекту, утверждавшему их окончательно; они постановляли также решения относительно займов, таможенных сборов и пр. Ведение метрических книг, так же как и заведываппе полицией, поручалось мэрам и нх помощникам. Но в городах с населением, превышающим сто тысяч душ, полиция находилась в руках правительства. Париж был подчинен особому режиму и имел своего «префекта полиции». Префекты, супрефекты, члены генеральных и окружных советов, мэры, их помощники и муниципальные советники назначались одни — первым консулом, а другие — префектами. Что касалось судебно-административного трибунала, установленного в каждом департаменте под именем «совета префектуры» и состоявшего, смотря по департаменту, из 5, 4 или 3 члепов, то последние назначались первым консулом; президентом этого трибунала мог быть префект, голос которого, в случае разделения голосов, имел преобладающее эпаченпеТаким образом, отделив сначала чисто административную власть от решающей, авторы закона затем слили их в интересах деспотизма.
Трибунат пришел п ужас, когда был внесен этот проект; либералы этого собрания увидели в нем узаконенную тиранию. Докладчик, которым был Дону, подверг его беспощадной критике (23 плювиоза VIII года), но в заключении высказался за его принятие на том единственном основании, что «опасно было бы» отвергнуть его Печать безмолвствовала, Трибунат чувствовал себя бессильным. Былп произнесены красноречивые речи против такого упраздения всех вольностей, но в конце концов Трибунат принял проект большинством 71 голоса против 25, а Законодательный корпус сделал то же самое большинством 217 голосов против 63.
Таким путем возникла деспотическая централизация; но па первых порах обнаруншлись лишь ее благоприятные последствия, благодаря искусному выбору префектов и супрефектов,
сделанному Бонапартом х, а тайнее благодаря тому, что вначале он мог быстро совершить разного рода улучшения, подсказанные ему его гением. Администрация была проста и функционировала быстро; ее находили справедливой; Европа «завидовала нам». Эта администрация становилась грубой и тиранической лишь мало-помалу, по мере того как сам властелин из доброго деспота превращался в злого.
IV
Эта трансформация совершалась медленно, и различные фазисы ее плохо улавливались современниками. В момент вотума конституции VIII года Бонапарт еще сохранял своего рода республиканскую простоту. Лишь 30 плювиоза он перешел на жительство в Тюильери, как уполномочивал его на это закон [4]. Консульского двора еще не существовало; вместо придворных Бонапарт задумал окружить себя статуями героев: он приказал, чтобы большая галлерея Тюильерийского дворца была украшена изображениями Демосфена, Александра Македонского, Аннибала, Сципиона, Брута, Цицерона, Цезаря, Тю- ренна, Конде, Вашингтона, Фридриха Великого, Мирабо, Марсо8 и т. д. Ои еще удерживал отчасти республиканский этикет и еще не разрешал употребления другого титула, кроме
титула гражданина Когда было получено известие о смерти Вашингтона, полнился приказ (18 плювиоза VIII года) о наложении траура во имя идей «свободы и равенства».
Но наряду с республиканскими обычаями уже начинали обнаруживаться новые правы, или, скорее, опять начинали робко появляться нравы старого порядка. Вновь открылись оперные маскарады, запрещенные с 1790 г., причем на них переодевались в монахов и советников парламента столько же по духу реакции, как и ради насмешки. Блестящий вечер, устроенный Талейраном 6 вантоза VIII года (25 февраля 1800 г.), обнаружил намерения первого консула сгруппировать вокруг себя людей старого и нового порядка: на этом вечере присутствовали Куаиьи, Дюма, Порталис, Сегюр-старший, Ларошфуко-Лианкур, де Крильон, госпожи де Верженн, де Кастеллан, д’Эгильон, де Ноайль 2. В момент государственного переворота 18 брюмера и в период временного консулата Бонапарт окружал себя исключительно людьми 1789 г., либералами, членами Академии. Теперь он начал притягивать к себе новые элементы для сформирования своего будущего двора и обратился за ними к старому порядку. Что касалось либералов, которые серьезно смотрели на себя как на трибунов и законодателей и уже стали составлять оппозицию, то оп был недоволен ими и клеймил их названием «идеологов» 8.
Скоро он еще более изменил характер того французского патриотизма, вырождение которого способствовало успеху государственного переворота 18 брюмера. Люди революционной эпохи привыкли связывать слово «патриотизм» со словом «добродетель»; вместо этого последнего слова Бонапарт начал употреблять слово «честь». Так, 17 вантоза VIII года оп потребовал «во имя чести», чтобы новобранцы отправились в свои полки ранее 15 жерминаля того же года. Новый патриотизм заключался в соревновании французов ради достижения цели, поставленной Бонапартом, честь заключалась в славе быть провозглашенным от имени Бонапарта победителем. В такого рода «чести» Монтескье видел движущую силу монархий, и этот именно возврат к монархическому духу, это превращение граждан в подданных подготовлял тогда Бонапарт своей заменой словом «честь» слов «добродетель», «свобода» и «равенство», которыми революция украшала патриотизм. Теперь речь шла уже ие столько о том, чтобы любить отечество ради него самого, сколько о том, чтобы любить его ради известного властелина и в лице этого властелина, как это было во времена старого порядка.__ ^_
1 Однако оп первый подал пример говорить madame, а не сНолеппе.
s «Journal de defcuseurs de la patrie» от 9 вантоза N III года.
* См. ниже. 903, прим. 2.
V
1 ак как переговоры с Австрией ие удались, то Бонапарту представился случай стяжать новую военную славу, которая послужила ему для обеспечения своего господства внутри государства. Но конституция не предоставляла ему командования армией. Эхо командование было поручено Бертье, который уступил тогда пост военпого министра Карно. Первый консул мог принять участие в походе лишь в качестве «зрителя», но этот «зритель» был в действительности настоящим главнокомандующим.
Военные приготовления сопровождались мерами предосторожности, направленными против свободы. Были запрещены три газеты: «Le Bien-Informe», «Le Journal des hommes libres» и «Le Journal des defenseurs de la patrie»; была восстановлена театральная цензура (15 жерминаля VIII года), прпчем тогда кончил свое существование во Франции тот аристофановский театр, который до той поры пользовался сравнительно большой свободой и уже почти не появлялся вновь после того.
На время своего отсутствия, длившегося с 16 флореаля по 12 мессидора VIII года, Бонапарт ие решился удержать в своих руках осуществление исполнительной власти, и оно перешло согласно конституции ко второму консулу, Камбасересу, который с успехом справлялся со своими временными обязанностями. Оказалось, что правительственный механизм мог функционировать без Бонапарта, и даже распространился слух, что временное правительство уже заранее установило порядок избрания первого консула, на случай если бы Бонапарт погиб на войне [5].
После победы при Маренго (25 прериаля VIII года, 14 июля 1800 г.) он поторопился вернуться в Париж, даже не воспользовавшись всеми плодами своей победы.
Он был встречен с почестями, но без раболепия, и Трибунат старался даже превозносить скорее героизм ДеээJ. Но в сельской и рабочей массе обнаружился восторженный порыв, и народ стал верить в «звезду» и в «провиденциальную миссию» первого консула. В этот именно момент вполне определилась, повидимому, и формулировалась в уме Бонапарта его честолюбивая мечта.
Вскоре после того одно непредвиденное событие еще более усилило его популярность и предоставило новые орудия его честолюбию.
3 нивоза IX года (24 декабря 1800 г.), в то время как Бонапарт ехал в карете в Оперу по улице Сен-Никез, один из роялистов, по имени Сен-Режан. попытался убить его посредством взрыва бочонка с порохом, спрятанного в тележке. Четыре человека были убиты взрывом и около шестидесяти ранены. Первый консул остался певредим. Его гнев немедленно я{е ассоциировался с его политическими интересами, и он приписал это преступление «якобинцам», т. е. тем республиканцам, которые не хотели отдать республику в рукп одного человека. То время, когда он старался приобрести их расположение, чтобы обеспечить успех плебисцита, уже прошло. Он ненавидел их и боялся более чем какой-либо другой партии. Крики: «вне закона!», которыми они преследовали его в день 18 брюмера, еще раздавались в его ушах. Ему представился хороший случай избавиться от некоторых из них и устрашить остальных. Он хотел также блестящим образом опровергнуть Питта, называвшего первого консула «детищем и поборником якобинцев», а также выставить себя перед Европой человеком, защищающим порядок.
Со всех сторон притекали доказательства, что покушение на улице Сен-Никез было роялистским; ио это не помешало Бонапарту настаивать на своем желании нанести удар республиканцам. Так как нельзя было бы добиться закона о проскрипции ни от Трибупата, ни от Законодательного корпуса, то была принята исключительная мера, в виде «правительственного акта», который был составлен в Государственном совете 14 нивоза и в силу которого 130 республиканцев должны были «быть подвергнуты особому надзору вне европейской территории республики», уже не в качестве соучастников в преступлении Сеп-Режана, а как участники сентябрьских убийств и анархисты, т. е. как члены оппозиционной партии.
Мотивировка того сеиатус-консульта, которым был одобрен этот акт (15 нивоза), показывает, что республиканцы-консерваторы были также рады отделаться от республиканцев-демокра- тов: «Охранительный сенат и пр., принимая во внимание, что, как это всем известно, в течение уже нескольких последних лет в республике, а особенно в Париже, прояшвает значительное число лиц, которые в различные моменты революции Загрязняли себя величайшими преступлениями, что эти лица, оо- лекались именем и правами парода, являлись и продолжают являться, по всякому поводу, очагом всевозможных заговоров, агентами всяких покушений, продажными орудиями в руках всякого внешнего или внутреннего врага, людьми, подрываю щи ми всякое правительство, и бичами общественного порядка, что амнистии, дарованные этим лицам при разных обстоятельствах, пе только не вернули их на путь повиновения закону, но сделали их еще более дерзкими, благодаря привычке и безнаказанности, что их заговоры и покушения, участившиеся за последнее время, благодаря именно тому, что они были неудачными, являются для них новым мотивом нападать на правительство, правосудие которого грозит им окончательной карой; что из документов, представленных Охранительному сенату, явствует, что присутствие этих лиц в республике, а особенно в нашей громадной столице, служит постоянной причиной тревог и тайного страха для мирных граждан, опасающихся возможного успеха какого-либо из заговоров этих кровожадных людей и нового проявления их мести; принимая во внимание, что конституция не установила необходимых спасительных мер для подобного рода случаев и что при отсутствии в конституции и в законах тех средств, которые могли бы положить конец опасностям, угрожающим каждодневно обществу, воля и желание народа могут быть выражены тою властью, на которую оп возложил специальную миссию охранять общественный договор и подтверждать или уничтожать акты, благоприятствующие или противоречащие конституционной хартии; что, согласно этому, Сенат, истолкователь и охранитель этой хартии, является естественным судьею по отношению к мере, предложенной в данном случае правительством; что эта мера соединяет в себе все преимущества твердости и снисходительности, так как, с одной стороны, она удаляет из общества беспокойные элементы, ставящие его в опасное положение, а с другой стороны, предоставляет им последнюю возможность исправиться; приппмая во внимание, наконец, согласно подлинным словам Государственного совета, «что обращение правительства к Охрапительному сенату с целью вызвать обсуждение и решение этого авторитетного учреждения по отношению к его собственному акту становится в силу примера гарантией, способной успокоить в дальнейшем нацию и предостеречь само правительство от всякого действия, опасного для общественной свободы»; в силу всех этих соображений, Охранительный сенат объявляет, что правительственный акт от 14 нивоза представляет собою меру, охраняющую конституцию»
Хотя подвергавшиеся этой проскрипции республикаицы, к которым присоединили еще несколько человек уже без всякого сенатус-консульта, были все одинаково невиновны, они не все испытали на себе одни и те же репрессивные меры. Наиболее известные из них: Тало, Феликс Лепелетье, принц Гессенский и Шудьё, избегли ссылки, благодаря, без сомнения, той двойной игре, которую вел тогда министр полиции Фуше; но бывший член Совета пятисот Дестрем, обратившийся к Бонапарту с суровым порицанием в Сен-Клу, был сослан в Гвиану и уже не увидел больше Франции. Около сорока сосланных также были отправлены в Гвиану; остальных, среди которых находился бывший генерал Россиньоль, отправили на Маге, один из Сейшельских островов.
Только около двадцати из ннх остались живы и вернулись во Францию в эпоху Реставрации[6].
Но этим еще не ограничились меры, принятые тогда против республиканцев-демократов. Постановлением от 17 нивоза
IX года были отданы под надзор полиции в самой Франции, с запрещением жить в Сенском и в соседних с ним департаментах, 52 гражданина, известных своими демократическими убеждениями: Антонелль, Моиэ Бэйль, Леньело, Лекуантр, Сер- жан и т. д. Кроме того, были заключены в тюрьму без всякого суда жены и вдовы республиканцев: вдовы Шометта, Марата, Бабёфа 2. Не обошлось также без пролития крови и незаконных смертных приговоров. Шесть человек, а именно: Шевалье, Вейсер, Метж, Эмбар и Шапелль, обвиненные в воображаемом заговоре, устроенном полицией, были преданы военному суду и расстреляны на Гренельской равнине. Другие, более известные республиканцы: Арена, Серакки, Топпино-Лебрен и Демер[7] виль, были приговорены к смертной казни сенским уголовным трибуналом, хотя все их преступление заключалось в речах, враждебных Бонапарту, или, в самом худшем случае, в каких- либо слабых поползновениях на заговор; они были гильотинированы 10 плювиоза IX года. Что касается истинных виновников покушения на улице Сен-Никез, то роялист Сен-Режан и его соучастник Карбон, ввиду многочисленных и неопровержи- мых доказательств их преступности, были приговорены к смерти и казнены 16 жерминаля того же года (6 апреля 1801 г.).
Вопреки тому, что утверждалось многими историками, материальный общественный порядок не был обеспечен во Франции в эпоху Консулата. Разбойничьи шайки роялистов останавливали дилижансы, как и во времена Директории, убивали патриотов и грабили в деревнях дома граждан, прпобревших национальные имущества. 1 вандемьера IX года шайка шуаноп захватила сенатора Клемана де Ри, жившего на даче в своем Туреньском замке; 28 брюмера того же года другая шайка убила «конституционного» епископа Одрена, объезжавшего в департаменте Финистер свою епархию.
Для борьбы с такого рода преступлениями достаточно было бы жандармов, лету чих отрядов и военных судов; но Бонапарт воспользовался общественным негодованием, чтобы добиться учреждения «особых трибуналов», которые в случае надобпо- сти могли бы избавлять его не только от роялистских разбойничьих шаек, но также и от республиканской оппозиции. Закон 18 плювиоза IX года, который едва не был отвергнут Трибунатом (вотировавшим его 49 голосами против 41) и имел против себя значительное меньшинство в Законодательном корпусе (где было подано 192 утвердительных и 88 отрицательных вотумов), уполномочил правительство учреждать в тех департаментах, в которых, по его мнению, это было необходимо, особые трибуналы, состоявшие из президента и двух судей обыкновенных уголовных трибуналов и, кроме того, из трех военных и двух штатских лиц по назначению первого консула. Ведению этих трибуналов подлежали почти все преступления такого характера, что они могли тревожить правительство, причем их приговоры не допускали ни апелляции, ни кассации, за исключением вопроса о компетентности. Таким образом, Бонапарт мог в любом департаменте создать, по своему усмотрению, нечто в роде революционного трибунала для того, чтобы мстить своим врагам, и он действительно учредил такие трибуналы не менее чем в 32 департаментах.
Возраставший деспотизм Бонапарта не устрашил либералов Трибуната и Законодательного корпуса, хотя этот деспотизм опирался на еще более увеличившуюся популярность первого консула после мирного договора с Австрией, заключенного в Люневилле 20 плювиоза IX года. Три первых титула гражданского кодекса, выработанные в Государственном совете при личном и преобладающем участии первого консула, подверглись сильной критике в Трибунате, как мало согласованные с основными принципами 1789 г. и отмечавшие собою реакцию по сравнению с прежним проектом, уже вотированным в некоторой своей части Конвентом. Первый из этих титулов был отвергнут Трибунатом и Законодательным корпусом, а второй, Также отвергнутый Трибунатом, должен был подвергнуться
рассмотрению Законодательного корпуса, когда правительство взяло свои проект назад, сопровождая этот акт оскорбительным посланием (нивоз X года).
В то же самое время Законодательный корпус и Трибунат еще сильнее подчеркнула свою оппозицию, избрав кандидатами на должность сенаторов таких «идеологов», как, например, Дону.
Вернувшись из своего триумфального путешествия в Лион с титулом президента Итальянской республики (плювиоз X года) и престижем популярности, вызывавшей более энтузиазма в департаментах, чем в Париже, Бонапарт почувствовал себя достаточно сильным, чтобы нанести, в виде наказания, удар вождям оппозиции в обоих представительных собраниях.
Приближался момент, когда надо было, соглаепо конституции, приступить к возобновлению одной пятой части Трибуната и Законодательного собрания. Вместо того чтобы назначить выходящих членов по жребию, первый консул, по внушению (как говорят) Камбасереса, задумал заставить Сенат составить список тех из членов этих двух Собраний, которые должны были сохранить своп полномочия. Действительно сена- тус-консультом от 27 вантоза X года были указаны в Законодательном корпусе 240 членов, а в Трибунате — 80, как неподлежавшие возобновлению; благодаря именно этому были удалены со сцены все вожди оппозиции, а в том числе трибуны Дону, Байёль, Иснар, Тибо и особенно Бенжамен Констан, который уже успел проявить тогда способности оратора и парламентского деятеля. Их заменили более послушными людьми. Тем не менее, именно тогда вошел в Трибуиат Карно. Подвергнувшись такой очистке, эти Собрания стали оказывать менее оппозиции; но они все-таки еще сохранили до известной степени, как мы это увидим ниже, свою независимость.
Мир, заключенный с Англией в Амьене 4 жерминаля X года (25 марта 1802 г.), привел к тому общему замирению, которого так желали французы после восьмилетней войны. Бонапарту показалось тогда, что наступил момент осуществить в форме пожизненного консульства один из своих честолюбивых замыслов, средства выполнения которого уже были подготовлены им переменой в его религиозной политике. Эта перемена имеет такое важное значение для истории плебисцитар* ной республики, что мы должны посвятить ей особую главу.
[1] Ято министерство подвергалось на время существования ^01И ’"ы , следующим изменениям: в министерстве юстиции Абрпаль был залии
[2] См. Henri Welschinger, La Censure sous le premier Empire, стр. 82 и c.ie^.
[3] См. доклад Порталиса от 23 брюмера IX года (журнал «La Revolution t'rancaise», т. XXX1J, стр. 66-72). «Первым правилом, — говорит он,— должно быть призпано не предоставлять журналистам полной свободы, но вместе с тем внушить читателю приятную уверенность, что эти журналисты свободны. Для этого стоит только постоянно тайной и невиди- мой рукой руководить редактированием газет».
* Закон 3 нивоза VIII года назначил различным установленным властям следующие нациоиальиые здания: I) Люксембургский дворец — Охранительному сенату; 2) дворцы Тюнльерн— консулам (Бонапарт жил в апартаментах Людовика XVI, Лебрен—в павильоне Флоры, Камбасе- рес — в отеле Эльбёф); 3) дворец Совета пятисот (Бурбонскнй)— Законодательному корпусу; 4) Дворец Эгалнтэ (Палэ Рояль)—Трибунату. Тибодо («Memoires sur le Cousulal», стр. 2) говорит, что церемония переезда в Тюильери все еще носпла характер республиканской простоты. Госпожа Сталь («Considerations», изд. 18i3 г., стр. 36'i) была, напротив того, поражена королевским видом Бонапарта и рабским видом его свиты.
[5] См. мемуары Мио де .Мелито, т. I, стр. 209 и след., а также мемуары Станислава Жирардена, т. 1, стр. 17о, и мемары Люсьена Иопа- •ырта, т. I, стр. 410.
[6] Согласпо устпо.чу преданию, записанному в 1838 г. Боше (т. XXXVIII, стр. 37&), этот сеиатус-копсульт был вотнроваи но без эпергнчного сопротивления со стороны мсш.шппства. «Гара, Ламбрехтс и Ленуар-Ларош горячо оспаривали его. Лаижюпнэ воскликпул: «Не падо государственных переворотов! Государственные перевороты губят государства!» Один Сиейс пытался защищать меру соображениями относительно «общественной безопасности», соображениями, чудоинщпое применение которых
[7] JJouauapi назначил, одппко, пенсию сестре Робеспьера.
| |