Фельдман, Д. И., Курдюков, Г. И.,канд. юрид. наук., Лихачев, В. Н.,канд. юрид. наук. О системном подходе в науке международного права /Д. И. Фельдман, Г. И. Курдюков, В. Н. Лихачев. //Правоведение. -1980. - № 6. - С. 40 – 47
О системном подходе в науке международного права.
Д. И. ФЕЛЬДМАН, доктор юридических наук
Г. И. КУРДЮКОВ, В. Н. ЛИХАЧЕВ, кандидаты юридических наук
О СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ В НАУКЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Диалектический материализм опирается на богатое разнообразие научных методов, в том числе и на системный подход «как один из принципов, одну из черт своей методологической системы».1 Применение системного подхода в социальном познании означает исследование закономерностей развития общества как целостного организма, как системы.2 Несмотря на то, что сам системный подход понимается по-разному, все более выкристаллизовывается его рассмотрение, во-первых, как общенаучной, междисциплинарной методологической концепции, не выходящей за рамки специализированного знания, н, во-вторых, как философской методологии, составляющей часть марксистской диалектики. Применение системного подхода, с одной стороны, плодотворно для конкретных научных дисциплин, а с другой, при этом происходит обогащение самого метода «обобщенными понятиями частных наук».3
О перспективах применения системного подхода в юридической науке неоднократно писали
С. С. Алексеев
, Д. А. Керимов, Л. С. Явич и др.4 Интересную попытку использования системного подхода при изучении структуры советского законодательства предприняла С. В. По-лешша.5 Юристы-международники применяют его при анализе важнейших теоретических и ряда практических аспектов науки международного права. Так, по мнению Г. И. Тункнна, одной из важнейших задач в этом аспекте является разработка «функционирования международного права» как системного понятия, а также применение системного подхода» в исследовании различных проблем такого функционирования.6
В ряде работ советских юристов показаны возможности системного исследования при изучении многочисленных подразделений международного права.7 В настоящей статье сделан акцент на применении системного подхода при характеристике предмета и метода правового регулирования, а также основных принципов данной системы.
В юридической науке объект (предмет) и метод правового регулирования рассматриваются в качестве основания классификации права на отрасли и институты. Один из путей анализа международного права как системы норм — «изучение внутреннего строения международного права с точки зрения предмета и метода (способа) правового регулирования. Целью такого изучения является определение реально сложившихся отраслей и институтов международного права».8
Международные отношения, будучи категорией социальной, развиваются в соответствии с объективными законами общественного развития9 и обладают следующими признаками: они являются системой отношений суверенных государств, различных по своей общественно-экономической основе; строятся на принципе мирного сосуществования и равного, универсального участия в нем всех государств; являются системой, регулирование которой происходит из координационных центров, блоков управления (государств и международного права). Государства в отличие от других субъектов международного права образуют первичный уровень в правовом регулировании международных отношений. По выражению К. Кольяра, «государственные образования оказываются в центре международного сообщества и международного права».10 В свою очередь, признак суверенитета государств свидетельствует об их много системности: они могут одновременно и в различных формах выступать субъектами международных отношений, субъектами права и правового регулирования, что, естественно, сказывается и на объектах регулирования.
Государства четко разграничивают сферы международного и внутригосударственного регулирования. Объект международного права, справедливо замечает Д. Б. Левин, «связан только с такими вопросами, которые регулируют в порядке разграничения или согласования высшей компетенции двух или более субъектов международного права».11 Иную позицию занимают представители буржуазной доктрины международного права. Так, по мнению Г. Мозлера, «граница между международно-правовым регулированием и государственно-правовой компетенцией не является раз и навсегда установленной».12 Г. Кельзен полагал, что международное право координирует национальный правопорядок и его основная функция — «определение территориальных, временных и материальных сфер действительности национальных правопорядков».13 Нередко названные концепции сопровождаются проектами создания надгосударственных органов, наделенных компетенцией правового регулирования; «мировой федерации», так как отсутствие центральной власти ли «мирового права», по мнению буржуазных юристов, делает неопределенными границы и правила международного права.14
Между тем критерии и границы объекта правового регулирования коренятся в самой структуре международных отношений, которые выходят за рамки внутренней компетенции государств и в результате совместной их деятельности закрепляются нормами международного права. Его система может рассматриваться лишь в пределах регулирования указанных отношений (вид, сфера и система международных отношений в целом).
Объективное международное право образует система договорных и обычных норм. Своеобразная специализация международного права обусловлена природой международных отношений, которая предполагает наличие развернутой системы международно-правовых норм. Элементы международного права, находящиеся в отношениях и связях, образуют целостность, единство, что свойственно понятию любой системы, составляющей по общему правилу целое, которое больше суммы его частей. Руководствуясь данным положением, американский юрист Н. Онуф пишет, что система международных юридических правил является поэтому «абстрактной характеристикой международных отношений».15
Существует мнение, что у международного права нет единого объекта и тем самым последний нельзя трактовать однозначно.16 Во-первых, если объект носит системный характер, то, следовательно, он имеет определенную структуру и связь со средой (функции). Во-вторых, сам по себе объект правового регулирования рассматривается как основание для познания и сравнения объективного и субъективного права. Поэтому иногда в международно-правовой литературе разграничиваются объект нормы международного права, договора и правоотношения.
Нормы права как выражение согласованной воли направляют взаимодействие государств и в конечном счете преобразовываются в правоотношения. В последних выделяется совместная и индивидуальная деятельность государств, которая складывается из поведения (действие или воздержание от действий) и принятия решений на основе правовых предписаний. В этом аспекте правовое регулирование является своеобразным построением правовых отношений между государствами. Нормативная основа, созданная объектом правового регулирования, обусловливает возникновение общих и конкретных правоотношений, в которых реализуются субъективные права и юридические обязанности государств.17 Иногда международные правоотношения называют объектом объекта правового регулирования.18 Так, П. Радойнов в структуре правового регулирования различает пространственный и материальный объекты. Пространственный объект касается правового регулирования в рамках международных договорных отношений между двумя или более государствами, согласованных в пределах единой международной региональной общности, организации или в рамках универсальных договорных отношений. Материальный объект представляет собой вид согласования по предмету, куда входят универсальное и партикулярное международное право, регулирование внутригосударственным правом и регулирование между внутригосударственным и международным правом.19
Правовое регулирование в современных условиях — согласованная деятельность государств с учетом, как их интересов, так и режима международной законности в целом. Регулирующая функция международного права заключается в воздействии на участников международных отношений, наделении их правами и обязанностями и определении средств обеспечения указанных прав.
Методы регулирования международных отношений разнообразны. В политических отношениях государства вырабатывают политические нормы как высшие уровни управления международными отношениями.20 Политические нормы, пишет Я. Гилас, «не могут быть тождественными с нормами права, они могут их отражать и даже бывают в противоречии с ними».21 М. Коцев полагает, что методы политического и правового регулирования есть два отдельных, но в то же время неразрывно связанных между собой вида деятельности.22 Суть метода правового регулирования международных отношений — в соглашении субъектов права, которое является настолько специфичным по сравнению с правом внутригосударственным, что позволяет рассматривать его как особый вид регулирования.23 Однако в науке международного права возможности применения системного подхода при анализе метода регулирования выявлены еще недостаточно. В общей теории права метод правового регулирования обоснованно рассматривается как система средств, используемых для целенаправленного воздействия на окружающую среду.24 Обычно называются следующие средства: 1) метод автономных решений (включающий согласование и дозволение), 2) метод обязательных предписаний (включающий предписание и дозволение), 3) метод рекомендации.25 Такая система дает представление о правовом воздействии на поведение субъектов регулируемых отношений.
С. А. Малинин
выделяет конкретные элементы метода международного публичного права: соглашение, равноправие между субъектами, мирное разрешение споров и невмешательство во внутренние дела государств, принуждение.26
Соглашение как единый метод концентрирует способы, средства и формы международно-правового воздействия. Исходя из объективных и субъективных факторов, государства путем соглашения избирают способы правового воздействия, содержащие императивные и диапозитивные начала, рекомендации и решения, которые специфически проявляются в международных отношениях. Один и тот же объект здесь может быть урегулирован разными юридическими средствами, а правовые предписания выражены в различных по содержанию и объему нормах. В зависимости от форм поведения субъектов выделяются императивные и диапозитивные нормы, влияющие соответственно на формирование подотраслей н институтов международного права. В современном международном праве наметились две тенденции, ведущие к усилению его нормативности: во-первых, возросло количество императивных принципов и норм, и, во-вторых, высок удельный вес нормативных положений, лишенных категорического императива.27 Метод правового регулирования выражает состояние согласованной воли государств на всех стадиях их взаимоотношений. Ведущая роль при этом принадлежит договорному методу. Широко используются также рекомендации и решения, которые представляют собой «известные модификации в методе международно-правового регулирования».28 Метод международно-правового регулирования исключает отношения подчинения и субординации между государствами.
Таким образом, международное право допускает различные способы воздействия на развивающуюся сложную систему регулируемых отношений, оно способно соединять элементы единого метода в целях эффективного воздействия на поведение субъектов международного права.
Актуальная проблема науки международного права — применение системного подхода к изучению его принципов. Исследование принципов международного права в органической взаимосвязи с международными отношениями, дипломатией, внешней политикой государств и мировых социальных систем в целом позволяет раскрыть механизм их действия, определить и вычленить их внутри- и внешнесистемные связи, место отдельных принципов в системе современного международного права, показать их влияние на регулирование международных отношений, развитие норм, институтов, подотраслей международного права. Такой подход дает возможность выявить закономерности возникновения и функционирования системы, названных принципов, ее дальнейшую эволюцию и основные тенденции развития.
Система принципов международного права — единая, лишенная противоречий совокупность норм jus cogens, характеризующаяся целостностью, внутренней согласованностью.29
Системный характер основных принципов отражен в важнейших политических и правовых документах современности — Уставе ООН, Декларации принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, Декларации принципов Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и др., где речь идет именно о системе принципов, о взаимосогласованности и взаимной обусловленности их действия. Внутреннее единство, согласованность имеют, следовательно, исключительно важное значение для международного права, для его кодификации и дальнейшего развития.30 Системность принципов — качественная характеристика основных начал международного общения наряду с демократичностью, нормативностью, императивностью, всеобщностью, стабильностью, динамичностью и др. В настоящее время наблюдается тенденция углубления системного характера всей совокупности международно-правовых принципов, их демократического совершенствования. Этот процесс закономерен. Чем выше уровень системности, тем эффективнее воздействие принципов международного права на регулирование международных отношений. Элементы организационной системы принципов определяют должное поведение государств и других субъектов, устанавливают критерии правомерности их деятельности на международной арене, пронизывают содержание отдельных норм, институтов и иных структурных подразделений международного права, обеспечивают выявление и восполнение его пробелов, способствуют достижению оптимальности и согласованности всех звеньев системы.
В этой связи к основным принципам международного общения логично применить разработанное в философии понятие активного центра.31 Принципы международного права — главный элемент и субстанциональная категория системы международного права, определяющие основные черты и характер правового регулирования. Они, объективны по своей сути, отражают, закрепляют и развивают межгосударственные и иные связи, но, будучи воплощением согласованной воли государств с различным социально-экономическим строем, одновременно, испытывают влияние субъективного фактора. Принципы выступают как общепризнанный и, следовательно, общеобязательный стандарт достижения субъектов международного права.
Вместе с тем они занимают двойственное положение в системе международно-правовых начал. Как обобщенно интегративные и дифференцированные нормы, данные принципы имеют общие черты, свойственные всем без исключения принципам, и черты особенные, единичные. Одновременно с этим они входят в систему императивных норм и образуют ее подсистему, особое правовое объединение. Система принципов международного права включает различные, но во всяком случае не противоречащие друг другу нормы: универсальные и локальные, общие, а также нормы отдельных институтов и иных подразделений международного права.
Особое место в системе международно-правовых принципов занимают основополагающие императивные принципы. В свою очередь, ведущий среди них — принцип мирного сосуществования, который «предполагает наличие других важных принципов международного права, таких как ненападение, равноправие государств и народов и др. Он отражает в общей форме их содержание, хотя и не составляет простую сумму этих принципов».32 Следовательно, можно говорить о наличии определенной иерархии принципов международного права,33 которые образуют некоторую структурную инвариантность, имеющую определяющее значение для всей системы международного права. Это выражается в . том, что принципы по отношению к системе международного права (как системе более высокого порядка) составляют «механизм саморегулирования», призванный обеспечить единство, взаимосогласованность и взаимодействие отдельных ее составных частей.34 Инвариантность, таким образом, проявляется в целостности системы. Она предполагает тесную взаимосвязь принципов как элементов системы, общую направленность их функций, единство целей и одновременно качественное их своеобразие.35 Теоретически важно раскрыть и связь принципов, как отличительного признака любой системы.
Для принципов международного права характерно наличие полисвязей, т. е. множественности связей между принципами, между ними и системой принципов, между ней и другими подсистемами международного права в целом, а также связей системы принципов и отдельных принципов с международными отношениями. Все типы связей условно подразделяются на внутрисистемные и внешние, т. е. выражающие динамику отношений (принципов и системы) в системных границах и за ее пределами. Можно выделить такие типы связей, как взаимодействие, генетические связи, структурные, функционирования, управления и др. Анализ системно-структурных связей позволяет прийти к следующим выводам: 1) Многообразие связей и зависимостей раскрывает содержание системного характера принципов международного права. 2) Можно говорить о наличии объективной зависимости между принципами в ходе правового регулирования. Чем выше уровень и глубина такой зависимости, тем интенсивнее степень воздействия системы на международные отношения. 3) Характер, количество и качество связей между принципами позволяют раскрыть правовые потенции отдельного принципа, выявить эффективность его функционирования.
Применение системного подхода имеет важное значение и в плане сравнительного анализа буржуазных доктрин в данной области, оправдывающих, в частности, так называемые стабильные (устойчивые) системы в международных отношениях.36 Порой строятся модели мира, которые, несмотря на прокламированную «идеологическую трансцендентность», позволяют их авторам оставаться на позициях буржуазного мировоззрения.37
1 Кузьмин В. П. Место системного подхода в современном научном познании и марксистской методологии. — Вопросы философии, 1980, № 2, с. 51.
2 См.: Кузьмин В. П. Системные основания и структуры в методологии К. Маркса. — В кн.: Системные исследования. М., 1978, с. 27.
3 Садовский В. М. Принцип системности, системный подход и общая теория систем. — Там же, с. 14; Урсул А. Д. Общенаучный статус и функции системного подхода.— Там же, 1977, с. 46.
4 См.: Алексеев
С. С. Структура
советского права. М., 1975, с. 7; Керимов Д. А. Философские проблемы права. М. ,1972, с. 288; Явич Л. С. Общая теория права. Изд-во Ленпнгр. ун-та, 1976, с. 131.
5 См.: Поленина С. В. Теоретические проблемы системы советского законодательства. М. 1979, с. 22—35.
6 См.: Тункин Г. И. XXV съезд КПСС и основные проблемы советской науки международного права.— В кн.: Советский ежегодник международного права. 1976. М., 1978, с. 23. — Такое положение вполне согласуется со сложившейся в философской науке точкой зрения, что системный подход реально существует, по сути дела, в каждой пауке, независимо от того, выражена она «системным языком» или нет (см.: Кузьмин В. П. Место системного подхода в современном научном познании и марксистской методологии, с. 49).
7 См.: Баскин Ю. Я., Фельдман Д. И. Международное право: проблемы методологии. Очерки методов исследования. М., 1971, с. 62—76; Лукашук И. И. Международно-правовое регулирование международных отношений. М., 1975, с. 107—139; Фельдман Д. И. О системе международного права. — В кн.: Советский ежегодник международного права. 1977. М., 1979, с. 101 —104 и др.
8 Игнатенко Г. В. Международное право и общественный прогресс. М., 1972, с. 26.
9 См.: Губин В. Ф. Марксизм-ленинизм о международных отношениях как особом виде общественных отношений и международное право. — В кн.: Советский ежегодник международного права. 1974, М., 1975, с. 39.
10 Кольяр К. Международные организации и учреждения. М., 1972, с. 47—48.
11 Левин Д. Б. Актуальные проблемы теории международного права. М., 1974, с. 64.
12 Моslеr Н. Volkerrecht als Rechtsordnung.—In: Zeitschrift fur auslandisches offentliches Recht und Volkerrecht, 1976, Bd. 26/1—3, S. 39.
13 К el sen H. The Principles of International Law. N. Y., Г952, p. 202.
14 См.: Hoffman S. International Systems and International law. — In: The International System.
New Jersey
, 1961, p. 230, 235; Wright Q. The Foundation for a Universal international Systems.— In:
Asia
n
States
and the Development of Universal International Law. Delhi-London, 1973, p, 153; F a 1 k R. A. A Study of Future Worlds. N. Y, 1975, p. 57—72
15 Оnuf N. G. International Legal Order as an Idea. — American Journal of international Law, 1979, vol. 73, n. 2, p. 250.
16 См.: Лукашук И. И. Международно-правовое регулирование международных отношений, с. 75.
17 При этом объект правоотношения — это «те явления (предметы) окружающего мира, на которые направлены права и обязанности, а следовательно, и направлено самое поведение участников правоотношения» (Алексеев
С. С. Проблемы
теории права, т. 1. Свердловск, 1972, с. 331).
18 См.: Xонин В. Н. Объект международно-правового регулирования. Киев, 1974, с. 20.
19 См.: Радойнов П. Съгласуване на вътрешнодържавното и международноjt право. София, 1971, с. 35.
20 См.: Лукашук И. И. Международные политические нормы в условиях разрядки напряженности.— Советское государство и право, 1976, № 8, с. 107.
21 Gilas J. Miedzynarodowe normy polityczne. — Przeglad stosunkow miedzynarodowe. Opole, 1978, № 3, s. 20.
22 См.: Коцев М. Съвременни методи за правно регулиране па международни те отношения. — Международны отношения, 1976, № 3, с. 104.
23 См.: Данчев А. Регулирането па междуържавиите отношения отгладна точка на спстемнпте идеи. — Правиа мислъ, 1973, № 6, с. 57; Коцев М. Указ, соч., с. 104.
24 См.: Сорокин В. Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. М., 1976, с. 51—52.
25 См.: Лаптев В. В., Шахматов В. П. Цели правового регулирования и система права. — Правоведение, 1976, № 4, с. 32.
26 См.: Малинин
С. А. Мирное
использование атомной энергии. М, 1971, с. 9-10.
27 См.: Тункин Г. И. Теория международного права. М., 1970, с. 180—181; Игнатенко Г. В. Заключительный акт общеевропейского совещания в Хельсинки.— Правоведение, 1976, № 3, с. 97.
28 Левин Д. Б. Указ, соч., с. 11.
29 См.: Бобров Р. Л. Основные проблемы теории международного права. М., 1968, гл. 7—8; Рулько Е. Т. Роль основных принципов современного международного права в повышении эффективности международно-правового регулирования. — Вести. Киевск. ун-та, 1979, вып. 8, с. 27—33.
30 См.: Игнатенко Г. В. Великая Октябрьская социалистическая революция и современное международное право. — В кн.: Советский ежегодник международного права. 1977, с. 25; Мовчан А. П. Проблемы кодификации и прогрессивного развития международного права. Автореф. докт. дис. М., 1974, с. 10.
31 См.: Свидерский В. И., Зобов Р. А. Новые философские аспекты элементно-структурных отношений. Изд-во Ленингр. ун-та, 1970, с. 83.
32 Тункин Г. И. Теория международного права, с. 83.
33 См.: Миронов Н. В. Международное право: нормы и их юридическая сила. М., 1980.
34 См.: Черданцев А. Ф. Системность норм права. вып. 12. — Учен. тр. Свердловск, юрид. ин-та, 1970, с. 49.
35 Целостность связана как с самой организацией системы, ее структурой, так и функциями, которые нельзя рассматривать в отрыве от сущности международного права. Это положение игнорируется в западной юриспруденции (см., например: Robilant Е. D. II Diritto nella societa industriale. Milano, 1974, p. 62).
36 См.: Hoffman S. International Systems and International Law, p. 202— 207.
37 См.: Астафьев А. К. Системный подход и проблема регуляции природной среды. — Вопросы философии, 1977, № 2, с. 80.
| |