|
|
|
А. Олар (1849 — 1928)—один из крупных буржуазных французских историков. Олар стал известен своей работой «Ораторы революции», 3 т. (1882 1885). В то время, когда шла ожесточенная борьба между монархистами и республиканцами, когда самому существованию третьей республики грозила опасность, когда реакционные историки Франции обливали грязью и позорили французскую революцию и ее деятелей, клеветали на французский народ,— Олар выступил с реабилитацией буржуазной революций! Вскоре он был приглашен в Париж в Сорбонну, где ему была поручена кафедра истории французской революции, основанная парижским муниципальным советом в связи со столетним юбилеем революции. Олар много писал по истории этой революции, был главным редактором «La Revolution frangaise», специального журнала, посвященного французской революции, редактировал ряд ценных изданий исторических документов (особое место занимает среди них многотомное собрание актов комитета общественного спасения). Заслугой Олара является то, что он разоблачил фальсификацию источников и ложный метод исследования И. Тэна, доказал, что его работа «Происхождение современной Франции» является «карикатурой на историю революции». |
|
|
|
А.ОЛАР
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИИ И РЕСПУБЛИКИ
1789-1804
ИЗДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Перевод с французского Н.КОНЧЕВСКОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
Москва • 1938
МНЕНИЯ II ПАРТИИ. ГОРА ПОСЛЕ ПОБЕДЫ. РОБЕСПЬЕР,
ГЕБЕР, ДАНТОН (С ИЮЛЯ 1795 г. НО ЖЕРМИНАЛЬ Н ГОДА)
I. Федерализм. — 11. Монтаньярская Франция.— III. Социализм. — IV. Гебсртнсты и дин- тонисты.
I
антон был отстранен от власти потому, что его общая политика казалась пеудавшейся, потому, что север Франции был в руках неприятеля, федерализм развивался и вандейское восстание продолжалось. Но эта неудача была только кажущейся. Новому Комитету общественного спасения пришлось вначале только пользоваться запоздавшими, но счастливыми результатами политики предшествующего Комитета. 13 июля 1793 г. нормандская армия была разбита и рассеяна при Верноне, что повело за собой подчинение всей Нормандии. Север Франции был умиротворен без большого труда, а новая конституция заставила его жителей сплотиться вокруг Конвента.
Всего больше опасений причинял юг; там средства убеждения не всегда оказывались достаточными. Федералистичсеиое движение, скоро обратившееся в роялистское, чуть пе распространилось на все южные департаменты. Еще 7 июня департамент Жиронды начал восстание, собрал вооруженную силу 11 объявил о своем намерении созвать Национальный конвенг в Бурже. Его эмиссары разнесли проповедь гражданской войпы по всему Лангедоку, где организовалось несколько инсуррек* ционных комитетов общественного спасения. Департаменты 1 ар и Устьев Роны также восстали и вооружились. Департаментам
Верхней Гаронны и Эро (Herault), к счастию, помешали присоединиться к движению их муниципалитеты и пародные клубы. благодаря чему и не удался план бордосцев. Оказавшись оторванным, департамент Жиронды должен был подчиниться, и эмиссары Конвента, Изабо и Тальен, без особенно большого труда восстановили там позднее власть Конвента. Но в Ронской долине пришлось прибегнуть к силе, чтобы помешать лионскому и марсельскому мятежам подать друг другу руки. Лион начал восстание 29 мая; Марсель — накануне парижских событий 2 июня, и марсельская армия двинулась в. поход, чтобы подать помощь ннмской армии и лионским повстанцам. Конвент отделил 1 500 человек от альпийской армии, которые, в то время. как последняя осаждала Лион, стали спускаться по долине Роны под начальством генерала Карто. В то же время сорок два якобинских клуба департаментов Гара, Ардеша и Ронского собрались в Балансе и провозгласили, «что Национальный конвент служит центром и единственным пунктом объединения Франции». С помощью этих народных клубов (а также большинства муниципалитетов) небольшой отряд Карто мог победоносно продвигаться вперед. Марсельцы дошли до Оранжа, имея в виду соединиться с жителями Нима, которые ждали их у Моста св. Духа (Pont Saint-Esprit). Но вотирование конституции, твердое поведение народных клубов и патриотические увещания комиссаров Дромского департамента заставили нимцев вернуться в свой город. Марсельцы отступили, и Карто завладел Авиньоном почти без ружейного выстрела. Этот город примкнул к Конвенту под влиянием умно задуман- иого декрета 25 июля 1793 г., в силу которого он был сделан главным городом нового департамента Воклюз, причем его интересы отделялись от интересов Марсели. 24 августа Карто опрокинул марсельскую армию, а 25 вошел ~в Марсель, в тот момент, когда роялисты этого города готовились сдать его англичанам.
Между тем Лион оказывал отчаянное сопротивление. На требование сдаться, 9 августа, он ответил отказом, заявляя в то же время о своих республиканских чувствах, хотя во | лаве своей национальной гвардии он поставил роялиста Преси. I «к как армия Келлермана была вначале слишком слаба, чтобы положить город, то эмиссар Конвента, Дюбуа-Крансе, попробо- вал устрашить Лион бомбардировкой, начавшейся 22 августа и только воспламенившей мужество лионцев. С другой стороны, пьемонтцы вторгнулись в Савойю, и альпийская армия риско- Вала оказаться между двух огней. Лиоп свободно ввозил с"ьестные припасы из старинной области Форез, главный город которой, Монбризон, бывший тогда окружным городом департамента Роны и Луары, был ему предан. Тогда прибегли
к средству, с помощью которого удалось отделить Авиньоп от Марсели: в силу постановления эмиссаров от 12 августа (утвержденного Конвентом 19 ноября) был создан новый департамент Луары с главным городом Монбризоном. Многочисленные подкрепления, приведенные из Пюи-де-Дома и центральных департаментов Кутоном, Мэнье п Шатопсф-Рандо- ном, позволили блокировать Рион, после чего началась правильная осада. 8 октября комиссары секций явились с предложением капитуляции, а 9 октября республиканская армия вошла в город. Преси с наиболее скомпрометированною частью лионцев успел прорваться сквозь линию осаждающих и перейти швейцарскую границу. Копвепт издал 12 октября грозный декрет: «Город Лион будет уничтожен. Все, что было обитаемо богатыми, будет разрушено. Останутся только жилища бедняков, убитых или осужденных патриотов, здания, специально предназначенные для промышленности, и монументы, посвя- щенные человечеству или народному просвещению. Самое название Лион будет вычеркнуто из списка городов республики. Совокупность оставшихся домов будет носить название «Освобожденного города» (Ville-Affranehie) Кутон ограничился разрушением нескольких домов на площади Белькур, а что касается виновных жителей, то предоставил своим преемникам, Фуше и Колло д'Эрбуа, расправляться с побежденными посредством массовых расстреливаний картечыо.
Еще труднее было подавить восстание Тулона, носившее еще более опасный характер. Мы уже говорили, что этот город провозгласил королем Людовика XVII и сдался англичанам (28 августа). Но республиканцам удалось изолировать тулонский мятеж и после продолжительной осады (во время которой отличился Наполеон Бонапарт) овладеть городом 29 фримера II года (19 декабря 1793 г.). Конвент декретировал, чтобы это радостное событие было ознаменовано национальным празднеством, чтобы взятый город был лишен своего имени (он был назван «Port-de-la-Montagne») и чтобы часть его домов была разрушеиа. Виновные подверглись страшному мщению. Мятежники, взятые с оружием в руках, были иредашл трибуналу, составленному из республиканцев, которые были посажены в тюрьму тулонцами во время осады, и этот трибунал был беспощаден. После подобия суда было за один раз расстреляно от ста пятидесяти до двухсот ннсургептов. ОтньШС ^ монтаньяры господствовали в Тулоне
Во время этих восстаний, лионского и тулонского, имевших жирондистское происхождение, народное негодование приняло такие размеры в Париже, что Комитет общсствонпого спасения п Конвент решились пожертвовать главнейшими из заключенных жирондистов. Декретом от 3 октября 1793 г. были преданы революционному трибуналу все арестованные депутаты и кроме того арестованы вновь семьдесят пять членов Конвента, подписавшиеся под протестом против событий 2 июня; последних спасло от смерти только покровительство Робеспьера. Процесс начался 24 октября. Обвиняемых было 21, а именно: Бриссо, Верньо, Жансонне, Лоз де Перрэ, Карра, Гардьен, Дюфриш- Валазе, Дюпра, Сильери, Клод Фоте, Дюко, Буайе-Фонфред, Ласурс, Лестер-Бовэ, Дюшатель, Менвьель, Лаказ, Легардн, Буалло, Аптибуль и Виже. Трудно было подвести столь различных людей под обвинение в одном и том же заговоре; вследствие этого прокурор Фукье-Тенвнль ограничился повторением туманных и противоречивых обвинений, которые были перечислены в докладе Амара. Допросы и показапия не могли установить никакого общего преступления подсудимых. Выслушанные свидетели, все до одпого поддерживавшие обвинение, служили главным образом выразителями ненависти Горы к Жиронде. Процесс затягивался. К концу шестого дня были допрошены только девять свидетелей, и якобинцам показалось, что общественное мнение колеблется. Тогда клуб потребовал, 29 октября, чтобы Конвент «освободил трибунал от формальностей, заглушающих совесть и препятствующих убеяедепшо», т. е. потребовал, чтобы Конвент помешал Верньо и его сотоварищам защищаться, и добился декрета, разрешившего президенту «революционного» трибунала (так был, паконец, назван эгот трибунал в декрете) спросить у присяжных, после трехдневных прений, достигло ли их убеждение достаточной ясности. И действительно, после допроса подсудимых, прея^де чем
кто-либо из них приступил к своей защите, присяжные объявили, что уже пришли к достаточно ясному убеждению (30 октября) и признали, подсудимых виновными в «заговоре против единства и нераздельности республики, против благоденствия и безопасности французского народа». Фукье-Тен- виль потребовал смертной казни. Возмущенные тем, что их убпвают без суда, подсудимые вскочили на ногп, испуская крики, причем один из них, Дюфрнш-Валазе, заколол себя кинжалом. Президент велел вывести нх, и трибунал произнес смертный приговор, который был приведен в исполнение на следующий же день, 31 октября (10 брюмера II года).
Скоро настала очередь госпожи Ролан; осужденная на смерть революционным трибуналом, она была гильотинирована 18 брюмера (8 ноября 1793 г.). Ролан покончил с собой 20 брюмера в Радпоне (департамент Эр). Манюэль был казнен 24 брюмера, а Рабо Сент-Этьенн — 15 фримера (5 декабря). Кондорсе кончил самоубийством 9 жерминаля II года (29 марта 1794 г.). Что касается депутатов, пытавшихся поднять гражданскую войну в провинции, то, покинутые своими сторонниками, они подверглись беспощадному преследованию. Лувз, Иснару и некоторым другим удалось скрыться и остаться в живых; Салль и Гадэ были гильотини])ованы в Бордо 1 мессидора (19 июня 1794 г.), а Барбару постигла там же и та же участь 7 мессидора (25 июня). На другой день, 8 мессидора, в поле, близ Сент-Эмильона, были найдены трупы Бюзо и Петиона, наполовину съедепные собаками. Один из друзей жирондистов, бывший министр иностранных дел Лебрен, был приговорен к смерти революционным трибуналом 7 нивоза (27 декабря 1793 г.)', а его сотоварищ Клавьер покончил с собою в тюрьме 18 фримера (8 декабря 1793 года).
называть себя «монтаньярскнм» не только в Париже, но и по „сей Франции.
Так, 3 сентября в Орлеане публичное и народное собрание, под председательством члена Конвента Лапланша *, открылось единодушными криками: «Да здравствует республика! Да здравствует святая Гора!» 30-го числа того же месяца член Конвента Шамбон писал из Шалона-на-Саоне2: «Какой прекрасный день мы провели вчера в Шалоне-на-Саопе! Я пригласил народный клуб в прошлую пятницу устроить свое заседание в церкви св. Викентия и сделать призыв к народу. Моя па- дежда соединить всех шалонцев оказалась небезуспешной. Еще задолго до открытия собрания в церкви уже была масса народа; богатые не отличались там от бедных, аристократы от патриотов; одни отрекались от своих заблуждений, другие предлагали свои богатства отечеству, и священный храм оглашался лишь следующими крикамп: «Да здравствует республика! Братство, союз и любовь к отечеству! Да здравствует свобода! Да здравствует святая Гора, спасшая народ!»
После бордоского мятежа, когда представители Копвепта вступили в город (октябрь 1793 г.), «санкюлоты, — писали ониs, — вышли толпою нам навстречу с лавровыми ветвями в руках и приветствовали нас криками: «Да здравствует республика! Да здравствует TopaJ»
Что касается «санкюлотства», то еще в январе 1793 г. парижская коммуна заменила праздник крещения праздником санкюлотов *. Но только со времени торжества монтаньярской партии горячие и воинствующие республиканцы стали вообще пазывать себя «санкюлотами». Саикюлотство, это — монтаньяр- скин республиканизм, объявивший войну не только роялистам и жирондистам, но также и богатым, мюскадеиам 6, всему буржуазному духу.
В это же самое время и нравы приняли еще более демократический характер.
На первых же заседаниях Конвент подал пример замены слова «monsieur» словом «citoyen», и это немедленно же вошло п общее употребление.
Обращение на «ты», уже испробованное в 1792 г., пе причлось тогда. Теперь, когда монтаньярская партия одержала Решительную победу, Комитет общественного спасения положил
' «Recueil des actes», т. VI, стр. 277.
, bid., т. VII, стр. 147. t "Uecueil des actes», т. VII, стр. 554. t «Revolutions de Paris», т. XV, стр. 83. по^г,, ч встречаю в первый раз это слово в письмо ШатонеФ-Рандопа, гтр to2a0>*; feurs, 15 septembre 1793. («Recueil des actes», т. VI, Cl,; *>-, «Скоро это слово вошло в общее употребление. Ср. ibid., т. VII, *71, 326, 384. 1 *1
начало обращению на «ты»^ в своей официальной корреспонденции, с 10 брюмера II года и вся Франция признала этот обычай, ставший обязательным помимо закопа ". Одежда также изменилась: многие из республиканцев стали носить карманьолу (короткая куртка), красный колпак и гладкие волосы. Но Робеспьер и правительство не приняли этого обычая, и он не распространился 3.
Тем временем республиканское чувство стало принимать форму религиозного. С тех пор как республика стала мон- таньярской, она обратилась в религию; у нее появились свои мученики и свои святые.
Мы уже видели, что убитый в июле 1793 г. Марат, популярность которого при его жизни почти не распространялась дальше Парижа, стал олицетворением республики, пронзаемой кинжалами чужеземцев н священников. Затем пастроенпое воображение присоединило к Марату других мучеников, Шалье и Лепелетье. Культ этой новой троицы был организуем муниципалитетами и эмиссарами Конвента [1]. В сущности, это был культ борющегося отечества, находившегося в смертельной опасности.
С сентября 1792 г. и по термидор II года святая Гора была символом объединенного патриотизма, республиканской религии.
III
Эта торжествующая Гора, символ политического единства, пе была такой «единой», какой она с гордостью считала себя. В ней замечались если не различные партии, то различные группы и стремления, столкновения между идеями и лицами.
Прежде всего, замечалось ли среди монтаньяров стремление к дальнейшему расширению социального переворота? Я говорю не только о том расширении, которое было произведено законом 17 июля 1793 г., лишившим часть собственников даже тех феодальных сборов, права на которые подтверждались
первоначальными документами; нет, я спрашиваю, существовала ли среди монтаньяров партия, которая желала бы иного распределения собственности? Существовали ли в ней сторонники аграрного закона?
Мы уже констатировали проблески социалистического движения [2] в момент выборов в Национальный конвент г. Это движение было торжественно отвергнуто Конвентом, декретировавшим 21 сентября 1793 г. поддержание собственности. С другой стороны, в момент издания этого декрета у Франции была только одна забота, исключавшая все остальные: изгнать австрийцев и пруссаков из Шампани, обеспечить национальную независимость. Только когда эта независимость казалась обеспеченной завоеванием левого берега Рейна, социализм снова появляется на сцене.
На этот раз нельзя было сказать, чтобы у социализма не было других адептов, кроме нескольких мало известных демагогов: дальнейшего расширения социального переворота требовал в «Парижской хронике» от 19 и 21 января 1793 г. одип из наиболее знаменитых инициаторов движения 1789 г. и о^ин из корифеев прежней буржуазной партии, Рабо Сент-Этьенн, бывший член Учредительного собрания, депутат от департамента Об (Aube) в Конвенте.
«Когда установлено политическое равенство, — писал он,— бедные скоро начинают чувствовать, что оно ослабляется неравенством имуществ; а так как равенство означает независимость, — то они приходят в негодование и ожесточаются против людей, от которых они зависят в силу своих потребностей; они требуют имущественного равенства; но очень редко случается, чтобы богатые добровольно удовлетворили этому желанию. Тогда приходится добиваться его силою или путем закона». Но силою можно добиться не равенства, а лишь новой формы неравенства. «Надо, следовательно, стремиться получить его путем законов и наложить на них двойную задачу: во-1-х, произвести более равномерный раздел имуществ, во- 2-х, создать законы для поддержания его, чтобы предупредить имущественное неравенство в будущем». Но так как невозможно достигнуть этого быстро, с одного разу, то необходимо иметь сначала «моральные учреждения», которые развивали бы В|>Уе к трезвости, воздержанию и скромности. Необходимо подловить эгалитарные нравы, сближать между собою францу-
зов на гражданских празднествах. «Истинное равенство, это — братство». Но затем законы должны будут реформировать право собственности. «Законодатель, — вот подлинные слова Рабо,— может также установить точные законы относительно максимума богатства, которым в праве обладать один человек н при превышении которого общество заступает его место и пользуется его правом».
Это важное заявление не прошло не замеченным. Рёдерер ответил на него в «Journal de Paris» от 23 января: «В этих немногих словах, дорогой ех-коллега, я вижу нарушение свободы и собственности. Правда, я вижу в них некоторый выигрыш для равенства; но будет ли это равенство в изобилии, в богатстве, в общем благосостоянии? Нет, это будет равенство в нищете, в голоде, во всеобщем разорении л.
Рабо возражал в «Хронике» от 27 числа: «Человек приносит в общество свое имущество и свою личность, чтобы подвергнуть их общественной охране. Из собственности частных лиц слагается общественная собственность, так же как общая сила слагается из отдельных сил; из сочетания же этих соединенных средств в виде сил и в виде имущества слагается, наконец, общая охрана. Но общество может доставить свою охрану лишь в той мере, в какой оно может располагать силами н имуществом каждого; следовательно, эти силы н эти имущества находятся в распоряжении общества».
Около того же самого времени (мне неизвестно, было ли эго раньше или позже статьи Рабо) один народный агитатор, ныне забытый, Варлэ, напечатал «торжественную декларацию
о правах человека, живущего в обществе» ’, три статьи которой, приводимые нами ниже, носят социалистический характер: «Право земельного владения имеет свои границы в обществе; размеры этого владения должны быть таковы, чтобы они не причиняли никакого ущерба коммерческой или земледельческой промышленности. Во всех государствах неимущие составляют большинство, а так как их свобода, безопасность и сохранение их личности составляют блага, стоящие впереди всех остальных, то их самая естественная воля и их самое неизменное право заключаются в том, чтобы предохранить себя от гнета богатых, ограничивая честолюбие приобретателя и нарушая справедливыми средствами чрезмерную непропорциональность имуществ. Так как собственность — неприкосновенное право, то всякий собственник свободен располагать по своему усмотрению своим имуществом и своими доходами, какого бы род* они ни были, «если толькб употребление, какое он делает Яр! них, не ведет к разрушению общества». Богатства, накоплен*
ные в ущерб общественному благосостоянию путем кражи, ажиотажа, монополии или скупки, становятся национальною собственностью с той минуты, как общество приобретет прочное фактическое доказательство хищения».
Статьи Рабо Сент-Этьенна не встретили сочувствия ни в ком из друзей жирондистской партии. Что касается брошюры Варлэ» то этот «демагог» по всей вероятности не написал бы ее, если бы кое-где в мастерских не было тогда проявлений социалистических взглядов. Но большинство парижских рабочих придерживалось, повидимому, социальной политики Ге- бера, как она изложена им в декабре 1792 г. в № 198 его «Рёге Duchesne». «Я не проповедую, — писал он, — того, что умные люди называют аграрным законом, потому что, согласно расчету одного знаменитого математика, если бы все земли были поделены, то каждый из нас получил бы только сорок экю дохода, а это — не сокровище Перу. Невозможно установить полного равенства имущества, ибо если даже предположить, что у каждого из нас было бы свое поле, свой луг, сад, своя маленькая ферма, то тот, кто умел бы лучше обрабатывать землю, у кого было бы больше сил или изобретательности, тот скоро сделался бы богаче своего соседа. Итак, я не требую раздела земель, но я хочу, чорт возьми, чтобы заставили раскошелиться всех этих богачей, насыщенных кровью бедняков, чтобы заставили финансистов вернуть все, что они награбили у нации, чтобы остригли когти всем этим хищным зверям, и тогда будет чем покрыть издержки войны. Скупки прекратятся, золотые и серебряные монеты не будут больше продаваться, и торговля пойдет своим обычным ходом. Не будут больше кататься в каретах, но в этом нет и необходимости. Умному человеку нужна только груша, чтобы утолить жажду, и кусок хлеба на старость». Марат говорил почти то же самое, натра- тяя пролетариев на эгоистов-богачей и скупщиков, но пе излагая общ*?го плана социальной реформы.
25 февраля 1793 г. в Париже произошли народные волне* ш,я в связи с вопросом о продовольствии. Недостаток хлеба 1 н Дороговизна мыла 2 вызвали мятеж, во время которого были
разграблены бакалейные лавки. Народ последовал внушениям Гебера и Марата, а вечером в день мятежа другой, еще более буйный агитатор, бывший аббат Жак Ру, говорил в коммуне, членом которой он состоял: «Я думаю, кроме того, что бакалейщики только возвратили народу то, что они уже давно заставили его заплатить». Мятежники 25 февраля желали только заставить скупщиков верпуть награбленное — «regorger», как говорили тогда; но мы не находим ни в одном нэ рассказов об этом мятеже указаний на то, чтобы они стремились к осуществлению социалистических идей Рабо Сент-Этьенна или Варлэ. Могло казаться, однако, что это посягательство на собственность отдельных лиц угрожает праву собственности вообще, вследствие чего произошло сильное беспокойство, и 18 марта Барер произнес обвинительную речь по поводу «декламации против собственности, дозволенных себе некоторыми лицами , н по поводу пропаганды в пользу аграрного закона, которая велась, по его словам, священниками и родственниками эмигрантов. Он заявил, что настало время принять меры строгости, после чего единодушно, при восторженных восклицаниях, был вотирован следующий декрет, редактированный монтаньяром Левассёром (из Сарты): «Национальный конвент назначает смертную казнь всякому, кто предложит аграрный или какой- либо другой закоп, подрывающий земельную, торговую или промышленную собственность».
Этот декрет повел к тому, что наиболее передовые демократы попрежнему избегали слова «аграрный закон», сделавшегося ненавистным, и осуждали его; но он не задержал движения социалистических идей, и мысль о социальной реформе попрежнему высказывалась публично. В том же самом номере, где редактор газеты «Revolutions de Paris» сообщает о декрете, угрожавшем смертною казнью сторонникам аграрного закона, и одобряет этот декрет (№ 193), он делает следующее социалистическое заявление: «Чтобы предупредить слишком большое неравенство богатств среди республиканцев, которые все равны между собой, необходимо установить максимум имущей на. свыше которого нельзя было бы приобретать, даже уплачивав пропорциональный налог». Социалистические речи срывались тогда с уст многих людей, вовсе не думавших о том, чтобы произвести радикальную общественную реформу, как, напри мер. когда департаментские власти Парижа явились 18 апрея 1793 г. к решетке Конвента и произнесли следующие слова поводу максимальной цены на хлеб, установления которой о требовали: «Земные плоды, как и воздух, принадлежат в людям»
Но недостаточно сказать, что декрет 18 марта ис остановил движения социалистических идей: через месяц после издания этого декрета к социалистическим идеям примкнул самый популярный тогда человек во Франции, Максимилиан Робеспьер, «ли, по крайней мере, могло казаться, что он хотя и косвенно, но торжественно примыкает к ним. Мы уже видели, что в апреле 1793 г. он редактировал, заставил вотировать в клубе якобинцев и внес в Конвент проект Декларации прав, в котором применял к собственности эгалитарный принцип Декларации 1789 г. Но это был лишь политический маневр с целью показаться более демократом, чем жирондисты с целью лишить их популярности. Эти социалистические статьи не нашли для себя места в монтаньярской конституции.
Даже напротив: раз добившись власти, Робеспьер и монтаньяры неоднократно делали вид, что противятся всякой манифестации, стремившейся к дальнейшему расширению социальной революции.
Своего рода историческая иллюзия заставила казаться это правительство Робеспьера и второго Комитета общественного спасения (с июля 1793 г. по 9 термидора II года) опирающимся главным образом на парижскую чернь. В действительности же; если оно заботилось о прокормлении этой черни с целью предупредить мятежи (чего и достигло), если оно заставило привести в исполнение декрет 9 сентября 1793 г., назначивший по сорока су бедным парижским гражданам, присутствовавшим на собраниях секций, и, так сказать, обративший санкюлотов в привилегированный класс, то, с другой стороны, этот же Комитет неуклонно применял поистине буржуазные закопы против коалиции рабочих. Всякие попытки устроить стачку сурово подавлялись. 22 фримера II года, приступая к организации мастерских для производства оружия, Комитет издал более ,яем суровый устав, имевший целью помешать рабочим сговариваться между собой. «Всякие коалиции или сбо- рнща рабочих, — говорилось в нем, — запрещаются; необходимые или полезные для работы сношения между рабочими различных мастерских должны иметь место лишь через посредство или с прямого разрешения администрации каждой мастерской». И дальше: «Рабочие ни в коем случае не имеют права собираться в группы, чтобы приносить свои жалобы; всякие такие Горища будут разгоняться, причем зачинщики и подстрека- рли будут арестовываться и наказываться по законам» 2.
Во время террора никто не осмеливался открыто проповс- аьШать социализм. В июне 1793 г. один из комиссаров Испол* нитсльиого совета, по имени Фрапквнль. был арестован в Лнзье за то, что возбуждал «презреиие к собственности» [3]; но с июля 1793 г. и по термидор II года в донесениях эмиссаров Конвента я не нахожу ни одного указания на подобных странствовавших проповедников социализма, еще встречавшихся, как мы видели, в сентябре 1792 г. В Париже, Жак Ру, продолжая в одной газете р'оль Марата (август 1793 г.), яростно восставал против банкиров, монополистов, скупщиков и богачей вообще г; но он не предлагал никакого плана социальной революции. Впрочем, революционный трибунал скоро заставил его смолкнуть, так же как и других «бешеных» («enrages»). Ни парижская коммуна, ни клуб кордельеров никогда не предлагали ничего такого, что походило бы на аграрный закон; тем не менее социалисты встречали, повидимому, некоторую косвенную поддержку как в городской ратуше, так и в зале Музея. Затем вожди кордельеров и коммуны были гильотинированы или принуждены скрываться; правительство уже ire находилось больше под влияпием парижских предместий; правительство не находилось больше в руках парижского народа; возможности все говорить не существовало более; свобода мысли была подавлена в области социальных вопросов, так же как в области религиозных и политических.
Напрасно было бы, следовательно, искать в этот период общественного гнета каких-либо внешних проявлений социалистических теорий вроде тех, на которые решался Рабо Сент» Этьенн или Варлэ в начале 1793 г. Но вся совокупность частичных и эмпирических мер, законов, вызванных потребностями минуты, и временных учреждений, составлявшая революционное правительство, создавала такое положение вещей, которое и при молчании социалистов подготовляло косвенно умы к социальной революции и даже начинало воиемногу осуществлять ее.
Одною из таких мер, способствовавших, если я могу ток выразиться, социалистическому воспитанию части общественного мнения, служил прогрессивный налог. Сначала это было чисто временной и местной мерой, относившейся только к Парижу. 24 ноября 1792 г. Конвент декретировал, чтобы, в числе других финансовых мер, имевших в виду выплату денег, «авзи- сированных государственным казначейством парижскому департаменту и муниципалитету для размена пергаментных билетов Благотворительного Дома», были облагаемы в течение трех лет дополнительным и прогрессивным налогом доходы с движимого имущества, если они превышают 900 ливров, при оценке пх на основании квартирной платы. 7 февраля 1793 г. парижский муниципалитет получил разрешение прибегнуть к подобному же дополнительному налогу и в той же форме для покрытия издержек по продовольствию Парижа. В прениях, имевших место по этому поводу, Камбон высказал следующее: *Эта система — самая благоразумная и наиболее сообразная с нашими принципами, так как именно подобными мерами вы будете осуществлять то равенство, которое некоторые люди желали бы выдать за химеру». 18 марта того же года Барер потребовал, чтобы комиссия финансов представила в ближайшем времени доклад о прогрессивном налоге, на который он, Барер, «признавал своим нравственным долгом смотреть как на безгранично справедливое учреждение, хотя некоторые лица и считали его невозможным». На том же самом заседании Ра- мсль заставил вотировать от имени финансовой комиссии такой декрет: «Национальный конвент постановляет как принцип, чтобы ввиду достижения более точной соразмерности в распределении податной тяжести, которую каждый гражданин должен нести сообразно со своими силами, был установлен постепенный и прогрессивный налог на предметы роскоши и на богатства как земельные, так и движимые».
Успех временного средства заставил Конвент возвести его « принцип: но когда принцип был провозглашен, Конвент применял его лишь как временное средство, как временный воен- пый налог. 9 марта парижская коммуна, а 19 апреля департамент Эро (Herault) потребовали установления прогрессивного налога. Тогда финансовая комиссия в лице Раме ля предложила 20 мая i/рпдать военному налогу форму прогрессивного налога, причем доходы ниже 1 600 ливров не платили бы его; Доходы в 1600 ливров должны были бы платить 50 ливров; доходы в 2 600 ливров — 110 ливров; доходы в 3 600 ливров—180,
и т. д. Муниципалитеты могли бы приступить к взиманию этого налога через неделю. Камбон иотре- овал в то же время, чтобы для более полного осуществления "Зтлядов департамента Эро был открыт «цивический заем °Днн миллиард, который был бы покрыт эгоистами и равно- ^'ишьшн». Произошли довольно запуташше прения, во время ^т0рЬ1х Барбару ц еще некоторое жироцддеш защищали, по- дело богаты?. Но Pat>o Сецт-Этьенн, верный самому Н.С’ сдела-1 следующее заявление: «Мы согласны все, что ■ но обратиться именно к богачам; никто не иротивится
этому; это — общее желание». Конвент вотировал почти единогласно, чтобы был установлен «принудительный заем в один миллиард со всех богатых граждан». Прения относительно практической постановки этого займа произошли на заседаниях 9, 21 и 22 июня 1793 г. Члеп Конвента Женисье желал бы, чтобы за основу был принят капитал; но финансовая комиссия возражала, что «это значило бы посягнуть некоторым образом на собственность», и притом в тот самый момент, когда Питт и Кобург старались внушить недоверие французским собственникам. Конвент декретировал единогласно 22 июня, что «согласно его декларации, сделанной в начале сессии и закрепленной конституционным актом, который в ближайшем времеии будет представлен на утверждение вгрховного народа, — декларации, стремящейся к поддержанию собственности как земельной, так торговой и промышленной, раскладка миллиарда, из которого будет состоять принудительный заем, декретированный 21 мая этого года, будет произведена так, чтобы этот заем пал не па собственность или капиталы, а лишь на все земельные и промышленные доходы и на доходы с движимых имуществ, при распределении справедливом и достойном свободного народа».
Обложению подлежали, следовательно, одни доходы. По в каком же размере? Реаль (из департамента Изера) предложил от имепи финансовой комиссии разделить все доходы на три категории: 1) необходимый доход, который, освобождался бы от принудительного займа и которым признавался бы доход в 3 ООО ливров для женатых людей и в 1 500 ливров для неженатых; 2) крупные доходы, которые подлежали бы принудительному займу в прогрессивной пропорции, вплоть до максимальной цифры; 3) доходы выше этой максимальной цифры признавались излишними и должны были иттн целиком на покрытие займа. «Максимальная цифра крупных доходов опреде« ляется для каждого отца семьи в 20 ООО ливров. Прогрессии- ный налог будет низводить эту цифру до 12 183 ливров; все остальное должно итти на покрытие займа, какой бы суммы и» достигали доходы». Максимальный доход для неженатых лиц определялся в 10 ООО ливров, сокращавшихся прогрессивным налогом до 7 ООО.
Конвент не принял этого проекта. Жанбон Сен-Андре потребовал, чтобы принудительный заем падал только на Д<*и" ствительно богатых граждан, и добился (в том же заседаяя» 22 июня) следующего декрета: «1) не будут подлежать привУ* дительному займу в один миллиард женатые лица, доходы *»Ч| торых пе превышают 10 000 ливров, а неженатые, доходы которых ниже 6 000 ливров; 2) по истечении двух недель со вре* мени обнародования этого декрета каждый гражданин, дохоД
которого выше размера, изъятого первой статьей, обязан бу- ет доставить своей секции или коммупе, если данный муни- ипалитет не будет состоять из нескольких секций, сведения ~ св0Их доходах и об уплачиваемых им налогах».
Но 19 августа 1793 г. Рамель указал на то, что установленный на этих основаниях заем может дать только 200 миллионов. Необходимо было, следовательно, понизить предельную цифру дохода. С другой стороны, комиссия поставила вопрос: «Следовало ли прогрессивному налогу придавать такую форму, чтобы при достижении известной суммы он поглощал весь доход, или же следовало всегда оставлять часть последнего в руках частных лиц?» «Если бы дело шло о постоянном налоге, то ваша комиссия не колебалась бы остановиться на втором решении. Какую бы систему прогрессивного налога вы ни приняли, вы никогда не захотите, чтобы им ставился известный предел богатству граждан; вы не захотите положить границы соревнованию и промышленной деятельности граждан; цель ваша — издать мудрые законы, которые, предоставляя людям пользование плодами их труда, приводили бы мирными и умеренными путями богатства, достигаемые им, к равенству». Здесь же дело шло только о займе, который, создавая временные лишения для богатого, увеличивал его ресурсы в будущем.
В конце концов Конвент декретировал 3 сентября 1793 г., чтобы все граждане объявили о своих доходах комиссии, избранной генеральным советом коммуны; эта комиссия должна была проверять заявления, исправлять их и налагать взыскании. По установлении цифры дохода, из нее следовало вычесть
1 ООО ливров для неженатых лиц и 1 500ч ливров для женатых с прибавлением 1 ООО ливров для их жен и по 1 ООО ливров на каждого из их детей или родственников, находящихся на их попечении. Весь остальной доход подлежал принудительному займу в размере, о котором дадут понятие следующие два примера: при остатке от одного до 1 ООО ливров бралась одна девятая часть, при остатке от 8 ООО до 9 ООО ливров — девять десятых. При остатке свыше 9 ООО ливров палог поглотил бы весь этот излишек.
Мы видим таким образом, что прогрессивный налог, то рвмеияемый как временное средство, то провозглашаемый как Рипции, выдвигался Конвентом не только в качестве премеи-
10 Меры, или, лучше сказать, что эта временная мера пред- Со"'аЛа’ по признанию самих Камбона и Рамеля, наступление |Г*®е эгалитарной системы. Тем не менее Конвент не хотел с '11альц°й революции; он хотел., поддержания частной соб- пг * Нности и провозглашал это; а затем аплодпровал речам и Г меры, которые стремились косвенно к этой социаль-
ной революции. Своим декретом он облагает «богатых», он как бы обвиняет богатство в «свободоубийстве (liberticide;», он про. возглашает, если можно так выразиться, борьбу классов, он проводит иногда помимо своей воли, а иногда и сознательно социалистические меры.
Не тот ли самый характер носили также и меры, принимав* шиеся тогда с целью устранить пауперизм? Без сомнении, закон о нищенстве 15 октября 1793 г., повелевавший организовывать мастерские для бедных и отправлять в ссылку нищих, которые отказывались бы работать, подставлял собой, если хотите, только предложение социальной политики старого порядка. Но можно ли сказать то же самое о декрете 13 вантоза
II года, вотированном по предложению Ссн-Жюста? Согласно этому декрету все коммуны республики должны были составить список неимущих патриотов, после чего Комитет общественного спасения должен был представить доклад о «средствах вознаградить всех несчастпых на счет имущества врагов революции, на основании реестра, который должен был пред-; ставить ему Комитет общественной безопасности и который подлежал опубликованию». Приглашая эмиссаров Конвента следить за выполнением этого декрета, Комитет общественного спасения писал им: «Несчастные неимущие должны войти в обладание тем, что преступление узурпировало у них. Конвент провозгласил их права»
22 флореаля по докладу Барера Конвент декретировал, чтобы в каждом департамеите была заведена «кппга национальной благотворительности». В нее вписывались бы: старые н немощные земледельцы для получения ежегодного пособия в 160 ливров; старые и немощные ремесленники — для пособия в 120 ливров: матери и вдовы, обремененные детьми и живущие в деревнях, — для пособия в размере от 60 до 80 ливров, смотря по обстоятельствам. Лица, внесенные в эту книгу национальной благотворительности, имели бы право, в случае болезни, на бесплатную помощь на дому.
Взять у богатых их излишек и отдать его бедным для того» чтобы достигнуть своего рода уравнения нмуществ *,— вот что предлагалось, повидимому, не только в речах с трибуны Конвента, но п в законах- Эмиссары Конвента следовали этим внушениям, и их меры, направленные против богатых и вызван*
1 «Recueil des actes», т. XU. стр. 73.
* 8 «аоряадя Ц *044 иаро щый клуб $ Кастраж «решает никогда °ТС$урать от щггщищ ирцвфщов и jw ррдшшать в свою среду челорт ка с чудошщны,ч богатство**, если только <ш ц@ будет дрдгшан и горячи# ра'рпозои и если он не сдоае? рредрарител-но всего ^ ояще^о от него для устранения этого де равенства» (Р■ ь
tur la Societe populaire do (Jattres, Paris et Aibi, 1900, in-8, p.
„ бсз сомнения, потребностями исключительного положения
HblCf иер w
обстоятельствами воины, были запечатлены, как мы это сеи-
час увидим, своего рода социализмом. Я вполне допускаю, что следующих пожеланиях Милло (Milhaud) или Рюана, писавших из Виссамбура от 22 августа 1793 г., высказывались только политические или военные соображения: «Безусловно необходимо изгнать из недр республики богатых эгоистов, не желаю* щнх ни снабжать нас средствами существования, ни сражаться вместе с нами против деспотов; необходимо конфисковать все их имущество в пользу республики»; но читайте письмо Лапланша из Буржа от 4 октября 1793 г.: Я повсюду сам облагал революционным путем богатых и аристократов. Я отдал также приказание моим уполномоченным подражать моему примеру, чтобы закупать продовольствие и облегчать бедных санкюлотов. Я горжусь этой революционной мерой. Разве не справедливо, чтобы эгоисты, алчные спекуляторы и скупые аристократы, объявившие нам войну, оплачивали ее издержки? Приличествует ли, чтобы при царстве равенства дворяне, купцы, священники, люди, обладающие замками и пергаментами, утопалн в роскоши, тогда как патриоты чувствовали бы недостаток во всем н даже в средствах существования, благодаря тому, что богачи скупают их? Нет, граждане, Декларация прав не пустое слово. ..» Разве Ланланш говорит здесь не языком Бабёфа? Когда Бернар (из Сента) пишет 7 октября того же года из Монбельяра, что он «пустит кровь богачам», или когда Талье- фер пишет из Кагора, что он «поприжал богатых», — разве это не язык людей, мечтающих о социальной революции? 1
Когда Конвент декретировал 12 октября 1793 г., чтобы имущества лиоиских богачей «были употреблены на вознаграждение патриотов», можно сказать, что его единственною целью при этом было наказать лионских революционеров и что это была чисто -политическая мера; но можно ли сказать то же самое о мерах, на которые решились эмиссары Конвента. Аль- итг. Колло д'Эрбуа и Фуше, посланные в Лион для выполнения этого декрета? Вот четыре первые статьи постановления, Рпцятого ими 24 брюмера И года, — статьи, применявшиеся «тТрЛЬКО в Лионе, но также и в окружающих коммунах: осе немощные граждане, старики, сироты и неимущие бу- > получать квартиру, пищу и одежду на счет богатых тех д0 Т°Иов’ 0 которых они находятся. Проявления нищеты гак •ИЫ Уничтожены. 2) Нищенство и праздность будут ° преследоваться; всякий нищенствующий или неработаю- Г °УДет подвергаться тюремному заключению. 3) Гражда нам, способным к труду, будут доставляться работа и все не- обходимое для нх ремесла или промысла. 4) С этой целью установленные власти, по соглашению с наблюдательными комите- тами, будут взимать с богатых в каждой коммуне революционный налог, пропорционально их имуществу и их антигражданственности, в таких размерах, чтобы этим палогом могли покрыться расходы по выполнению вышеупомянутых постановлений». Это постановление не осталось вполне мертвой буквой, так как мы знаем, что 3 фримера административные власти Ронского департамента приняли решение, имевшее в виду взимание такого налога. В тот же самый день парижская коммуна одобрила это поистине социалистическое постановление эмис* саров Конвента в Лионе и передала его своему центральному Комитету благотворительности «для руководства в его деятельности». Она одобрила также и применила к Парижу другое постановление тех же эмиссаров, 8 и 9 статьи которого гласили: «Так как богатство и бедность должны одинаково Исчезнуть при господстве равенства, то запрещается производство хлеба из крупчатки для богатых и хлеба с отрубями для бедных. Все булочники будут обязаны производить один и тот же сорт хорошего хлеба — «хлеб равенства».
Без сомнения, эмиссары Альбитт, Колло д’Эрбуа и Фуше были, насколько мне известно, единственными эмиссарами, издававшими постановления столь социалистического характера; но война, объявленная богачам другими эмиссарами, хотя и не носила принципиального характера, тем не менее приводила, повидимому, к потрясению социальных основ, по крайней мере временному, в некоторых областях. Так Дюкенуа, узнав, что п комз1уне Ламбрской (Северного департамента) происходи в! пожары, которые приписывались злоумышленникам, постай»- вил (22 плювиоза II года), чтобы жертвы этих пожаров получали вознаграждение из имущества богатых. Флоран Гио пи* сал из Лилля, 9 вантоза, что, имея нужду в 225 ООО ливров для доставления средств существования патриотам, укрывшимся в этом городе, а также для украшения храма Разума» он потребовал у контролеров по покрытию принудительного займа список 65 наиболее богатых граждан (с доходом от
10 ООО до 90 ООО ливров) и пригласил их внести нужную ем? сумму. Прокармливать пролетариев на счет богатых, в °Тя к чему стремились многие эмиссары Конвента путем этих м<*Я пых налогов на богатых, — налогов, мешавших покрытию пр * нудительного займа, беспокоивших Конвент, запрещенных ■ декретом 18 фримера II года, снова разрешенных на след? щпн же день и окончательно запрещенных Комитетом ственного спасения 20 жерминаля, — налогов, последствия ^ торых, а равно и средства выполнения уже почти начали в Ч
дельпых местях осуществление того дополнительного социаль* кого переворота, которым и является социализм.
Разве не носило также социалистического характера то официальное заявление, согласно которому должен был наступить день, когда всякий француз в республике будет обладать участком земли? Этот идеал, если можно так выразиться, был провозглашен двумя законами: закон 10 июня 1793 г. декретировал, чтобы коммунальные земли были поделены по душам; там же, где не было коммунальных земель, закон 13 сентября 1793 г. предоставлял наиболее бедным граждапам доступ к землям эмигрантов. В этом законе говорилось: «Главы семей, не владеющие землей, не включенные в списки платящих налоги и живущие в коммунах, где нет коммунальных земель, будут иметь право покупать земли эмигрантов на сумму до 500 ливров каждый, с рассрочкой платежа на двадцать лет, при взносе двадцати равных частей, без процентов». 22 флореаля
II года Комитет общественного спасения рекомендовал коммунам применять этот декрет для того, чтобы «заставить всех французов участвовать в выгодах республиканского правительства», чтобы «никто не был отчужден от земли, на которой родился, п чтобы каждый мог обладать на ней собственностью»
Прогрессивный налог, декретированный в принципе, принудительный заем у богатых, исключительные налоги, законы о нищенстве, законы, имевшие целью сделать каждого француза собственником, не говоря уже о других хорошо известных мерах, вроде максимальных цен, — все это не исчерпывало собою всех черт этого нового положения, носившего социалистический отпечаток. Следует прибавить еще, что совокупность экономических затруднений, вызванных войною, повела к временному и, если хотите, искусственному созданию такого фактического социального положения, которое вовсе не соответствовало писанным законам. Франция обратилась в обширный лагерь, который надо было снабжать продовольствием для войны, прибегая для того к военным мерам. Прежде всего необходимо было во что бы то ни стало кормить Париж, если пе хотели, чтобы правительство было низвергнуто мятежом. Для доста- 8лення продовольствия Парижу была создана особая армия; Хлеб закупался по цене, выше максимальной, чтобы потом прорвать его в Париже по установленной максимальной цене и Д3)ке ниже ее. Рабочие получали по сорока су в день под пред- gjr°M вознаграждения за присутствие на собраниях секций. *оджет Парижа пополнялся бюджетом всей Франции, и почти 'Мые десять дней Комитет общественного спасения выдавал 1'ижской коммуне миллион на продовольствие. Эта привиле-
гия Парияса не носила, если хотите, социалистического характера, но тем не менее она ставила парижский народ, путем временной и искусственной меры, в положение, при котором всякий имел средства существования и никто или почти никто не имел излишка.
Париж далеко не был единственным городом, в котором исключительные условия того времени создали исключительное социальное положение, осуществлявшее до известной степени социалистические доктрины. Ученый, работающий над политической биографией Жанбона Сент-Андре, г. Лев». Шнейдер, пишет: «.. .Я констатировал в Бресте и Тулоне (где действовал Жанбон Сент-Андре) прогрессивную социализацию, окончившуюся созданием настоящего коллективистического общества, в котором весь правительственный механизм действовал регулярно в таком именно направлении» Подобные коллективистические общины возникали тогда самопроизвольно или под влиянием эмиссаров Конвента не в одних только портовых городах и крепостях. Во многих других городах в эту эпоху соединенные последствия установления максимальных цен, раздачи продовольствия и различного рода реквизиций приводили к временной социализации имуществ и личной жизни. Даже в деревнях образовывались миниатюрные коллективистические общества. Так, в департаменте Шаранты. в плювиозе II года, когда эмиссар Конвента Ромм принял меры для обложения излишка достаточных людей, национальный агент небольшой коммуны Шалиньяк 3 обратился с следующим требованием к мэру и муниципальным чиновникам: «Вы обязаны перед вашими доверителями проявлять всю ту справедливость, какую налагают на вас ваши должности-; вы должны доставить им всем в совокупности и каждому отдельно пользование всеми выгодами общественной жизни; вы должны помнить- что установление равенства в потреблении средств существования между всеми трудящимися гражданами — одна из ваших первых обязанностей». Муниципалитет Шалиньяка назначил комиссаров, «чтобы обойти дома всех граждан вышеозначенной коммуны и произвести учет их продовольственных средств, [4] весь излишек положить в мешки, взвешенные и запечатанные, на случай реквизиции». Владельцам зерна было оставлено к0^ личество, необходимое для нх продовольствия, в размере оЯг ного фунта в день на каждого работающего гражданина и пол- фунта на неработающего 8.
gce это составляет лишь немногие отдельные штрихи муниципального коллективизма II года, и я предоставляю какому- нибудь местному исследователю набросать полную картину одного из этих коллективистических обществ эпохи террора. Того немногого, что я сказал, будет достаточно, чтобы покачать, что в этих анормальных условиях Франция делала кое- где попытки частичного коллективизма, стараясь сохранить свою национальную независимость.
IV
Второму Комитету общественного спасения и его главе Робеспьеру приходилось вести борьбу с оппозицией правой стороны, представленной дантонистами, и с оппозицией левой стороны, представленпой Гебером, коммуной и кордельерами. Первые хотели ослабить напряжение террора ввиду успехов, одержанных нашими армиями, последние, напротив того, хотели усилить террор и воспользоваться военными победами для окончательного подавления антиреволюционеров. В эту именно эпоху (декабрь 1793 г.) «Рёге Duchesne» Гебера требовал каждый день крови, a «Le Vieux Cordelier» Камилла Демулена взывал к милосердию. Обе эти партии не имели ни определенной организации, ни определенной программы1. Сам Дантон не проявлял систематической оппозиции и даже можно спросить, проявлял ли он действительно какую бы то ни было оппозицию; но его друзья, Филиппо и Камилл Демулен (отделившийся или начавший отделяться от Робеспьера), не отличались подобным благоразумием и громили Комитет общественного спасения как по поводу вандейской войны, так и по поводу внутренней политики.
В этом Комитете, впрочем, не было полного единства взглядов по отношению к внутренней политике. Колло д’Эрбуа и «илльо Заренн слыли за сторонников насилия, и гебертисты старались щадить их. Другие члены придерживались, повиди-
* °му, мнения о необходимости выжидательной политики по от- ошеною к дантонистам и гебертнетам, желали нейтрализовать °Двпх другими. Они чувствовали, что благодаря победам скоро Уступит момент, когда необходимо будет немного ослабить Рашную диктатуру, установленную ввиду объединения пацио- ' ьн°й защиты и подавления внутренних врагов. Робеспьер, без сомнения, разделял это мнение, но у него была своя личная политика. Он, конечно, не был против того «милосердия», которого требовали тогда дантоннсты и на которое решилось немного позже большинство Комитета: он видел, что Франция, утомленная террором, приветствовала бы правительство, которое возвратило бы ей немного свободы. Но он хотел сам воспользоваться этим одобрением, конфисковать милосердие в пользу той политико-религиозной системы, в основу которой должен был лечь культ Верховного Разума и в которой он сам должен был играть первую роль.
Для этого ему необходимо было сначала избавиться от ге- бертистов, причем недостаточно было только остановить их поход против христианства. Камилл Демулен опрометчиво оказал помощь политике Робеспьера и в двух первых номерах «Старого Кордельера», корректурные листы которого исправлялись самим Робеспьером, осыпал насмешками Гебера, Клоотса. Шометта и Гобеля. В то же самое время, в клубе якобинцев, Робеспьер презрительно отзывался о неосторожном журналисте, которого упрекали в противоречиях и легкомыслии. Оскорбленный в своем самолюбии, автор «Старого Кордельера» напал на Робеспьера и в своем знаменитом № 3 набросал яркую картину преступлений террора, направив на правительство свои эпиграммы, к йеликой радости врагов революции. Этот памфлет, имевший громадный успех, привел в Конвент, 30 фримера II года (20 декабря 1793 г.), депутацию заплаканных женщин, требовавших с громкими воплями освобождения своих заключенных родственников. Тогда было декретировано, чтобы Комитеты общественной безопасности и общественного спасения назначили комиссаров «для изыскания средств освобождения патриотов, попавших в тюрьму». Это был «Комитет правосудия», предвестник того «Комитета милосердия», которого требовал «Старый Кордельер». Скоро было получено известие, что Тулон возвращен республике. Движение в сторону политики милосердия настолько усилилось, что Робеспьеру показалось, что Дантон со своими друзьям-!* готовятся воспользоваться им, чтобы достигнуть власти. Он добился от Конвента отмены декрета об учреждении Комитета справедливости и одно мгновение опирался, повидимому, на гебер* тистов. Камилл Демулен был изгнан из якобинского клуДО*_ Фабр д’Эглантин был арестован 23 нивоза II года (12 январ* 1793 г.) как участник в хищениях, обнаруженных в деле квидации Ост-индской компании. Когда Дантон потребовал J Конвента, чтобы Фабр мог, по крайней мере, дать объяснен#* у его решетки, Бнлльо-Варепн бросил ему такую угрозу! «Гор* тому, кто сидел рядом с Фабром д’Эглантипом и еще до нор остается одураченным им!» Таким образом, дантопиеТЭМ
гебертисты оказались дискредитированными в пользу Робеспьера, к которому пришла на помощь энергия Сен-Жюста, вернувшегося из армии.
Видя, что им угрожает явная опасность, гебертисты сделали попытку произвести государственный переворот. 14 вантоза
II года (4 марта 1794 г.) клуб кордельеров решил, чтобы таблица с Декларацией прав, стоявшая в зале его заседаний, была закрыта покрывалом, «пока парод не вернет своих священных прав путем уничтожения мятежной фракции». Какой фракции? Венсан указывал на дантонистов; Каррье — на тех, кто «клеветал» на гильотину; Гебер — на тех, кто хотел спасти 75 жирондистов, декрет об аресте которых был издан 3 октября
1793 г., «причем все знали, что эти жирондисты остаются в живых только благодаря покровительству Робеспьера. Гебер предложил начать восстание, и клуб, не принимая на этот счет формального постановления, приветствовал предложение Гебера восторженными рукоплесканиями. Говорят, что кордельеры хотели повторить день 2 июня, очистить Конвент, отделаться не только от требовавших милосердия, но и от самого Робеспьера, обеспечить себе диктатуру в департаментах, опираясь на революционную армию, и поставить во главе нового правительства Паша. Париж не последовал за ними; тогда они испугались и начали отступать. Это отступление, быть может, и спасло бы их, если бы Париж не был восстановлен против них теми самыми мотивами, которыми они хотели поднять его в свою пользу. Зима стояла суровая; так как гражданская война опустошила департаменты, посылавшие в Париж наибольшее количество съестных припасов, то говядины и мяса стало пе- доставать. Коммуна должна была выдавать населению мясо по порциям, в размере одного фунта на человека на десять дней;
У дверей булочных стояли хвосты, как во время осады. Гебертисты полагали, что народ приписывал эти бедствия правительству, а он приписывал их революционной армии, которая опустошала все в окрестностях Парижа, т. е. приписывал их гебертистам, составлявшим главный штаб этой армии. Секции обвинили перед Конвентом и революционную армию и кордельеров, замышлявших восстание. В ночь с 23 на 24 вантоза «омитет велел арестовать Гебера и его друзей.
►1 Суд над гебертистами в революционном трибунале начался Жерминаля II года (21 марта 1794 г.). Их соединили с дру- и обвиняемыми, с целыо создать одну из тех возмутитель* С** <<амальгам», которые практиковались потом часто. Наряду К Восставшими кордельерами, Гебером, Ронсеном, Моморо, нсапом и другими, фигурировали свободный мыслитель и фи- тРоп Анахарсис Клоотс, генерал-аристократ Ломюр, сообщ- Ки Дюмурье, голландский банкир и, наконец, какой-то
# Зъ А. Оллр. — 1492
шпион или агент-провокатор, по имени Лабуро. Этот процесс был не более как пародией на правосудие, подобно суду над жирондистами. Обвинительный акт указывал на заговор, имевший в виду подвергнуть голоду Париж и установить тиранию после предварительного истребления Конвента. Во время же процесса об этих обвинениях почти не поднималось речи. Свидетели говорили только о политическом поведении и о нравственности обвиняемых. Гебера допрашивали о его прежних грубых выходках, а также об отрывках из его газеты, в которых он, повидимому, призывал к восстанию. Но в то время, когда печатались эти отрывки, «Рёге Duchesne» не только одобрялся правительством, но и получал субсидию от правительства, которое покупало его газету для рассылки в армии.
Венсану и Ронсену приходилось отвечать только по поводу фактов, не имевших ничего общего с обвинительным актом. То же самое было и с Анахарсисом Клоотсом, которого обвипяли за его идеи об универсальной республике. К концу четвертого дня присяжные объявили, что они достаточно познакомились с делом и, не выслушав защиты, осудили на смертную казнь всех обвиняемых (за исключением шпиона Лабуро), как желавших «распустить национальное представительство, убить членов его н патриотов, уничтожить республиканское правительство, присвоить с^бе верховную власть народа и навязать тирана государству». Осужденные были гильотинированы в тот же день (4 жерминаля II года, т. е. 24 марта 1794 г.).
Клуб кордельеров, понесший такие потери, не замедлил исчезнуть. Революционная армия была распущена. Гебертист- гкая партия прекратила свое существование.
С другой стороны, парижская коммупа также лишилась своих вождей. Действительно, национального агента Шометта скоро постигла участь его помощника Гебера: он был гильотинирован 24 жерминаля II года. Мэр Паш избежал смерти, но был арестован и замещен Леско-Флерио, на которого Комитет общественного спасения возложил временно обязанности па* рижского мэра (21 флореаля) Подобным же образом были за* мещены, без народного выбора, Шометт и Гебер, занимавшие должпости национального агента и его помощника: Пейан 3** менил Шометта, а Моэн — Гебера: оставался еще и второй, помощник, Любеп (арестованный 8 жерминаля). Можно ска* затъ, что монтаньярекое правительство не только разрУшЯЯ°у таким образом ту диктатуру парижской коммуны, против кот»?, рой преждевременно восстали жирондисты, но и низвело коммуну до уровня простого придатка центрального пра*111* тельства.
Победив противников левой сторопы, Комитет общественного спасения направил свои удары па противников правой стороны, так называемых «Снисходительных» («Indulgents») и кантонистов. Он уже успел дискредитировать их и ослабить, приказав арестовать Фабра д’Эглантина, ложно обвиненного в ажиотаже, вместе с Базиром. 25 вантоза II года (15 марта
1794 г.) был арестован Эро де Сешелль, член Комитета общественного спасения, в котором он представлял дипломатические идеи Дантона, по клеветническому обвинению в измене. Тогда Робеспьер решился нанести удар своему сопернику в популярности, Дантону, которого Билльо-Варенн преследовал яростными доносами. Робеспьер не осмелился сам обвинить своего собрата по оружию, героя 10 августа, предводителя национальной защиты в 1792 г. Он поручил это дело Сен-Жюсту, которому доставил материалы для возмутительного лживого доклада. 10 жерминаля оба Комитета — общественного спасения и общественной безопасности, в соединенном заседании, издали приказ об аресте Дантона, Делакруа, Камилла Демулепа и Филиппо1; приказ был подписан всеми присутствовавшими членами, за исключением двух или трех и в том числе Робера Лендэ, который, как говорят, вскричал, намекая на функцию, выполнявшуюся нм в Комитете: «Я здесь для того, чтобы кормить граждан, а пе для того, чтобы убивать патриотов!» Его сотоварищи, без сомнения, полагали, вместе с Карно, что необходимо было во что бы то ни стало, даже ценою преступления, обеспечить единство правительства и тем самым единство национальной защиты; в действительности они служили честолюбию Робеспьера.
На следующий депь, при известии об аресте Дантона, Конвент был охвачен изумлением, едва не приведшим к восстанию против Робеспьера. Послышался ропот, раздались крики: «Долой диктатора!» Лежандр потребовал, чтобы обвипенные были выслушаны у решетки; но Робеспьер павел ужас на оппозицию надменною п угрожающей речью. «Болото» поддержало его. Испуганный Лежандр пробормотал какое-то извинение, и Конвент передал обвиненных революционному трибуналу.
Процесс дантонистов занял четыре заседания, с 13 по 16 *еШршаля II года (с 2 по 5 апреля 1794 г.). Подсудимые, в **иеле шестнадцати, были разделены обвинительным актом Укье Генвилля на две категории: 1) Делакруа, Дантон, Демулен, Филиппо, Эро де Сешелль и Вестерманн обвинялись в составлении «заговора, имевшего целью восстановить монархию. Уничтожить народное представительство и республиканское равительство»; 2) Фабр д’Эглантин, Делонэ, Шабо, Баэир,
аббат д’Эспаньяк, два Фрея, Дидериксен, Леспаньоль, Гюсман и Люльс были обвинены в составлении заговора, стремивше* гося «обесславить и унизить народное представительство и раз- рушить путем продажности республиканское правительство». Следовало бы быть и двум процессам, так же как было произнесено два приговора; но судили всех вместе, причем в этой новой «амальгаме» политические обвиненные были соединены с уголовными, с целыо обеспечить первых последними. Фабр д’Эглантин, обвиненный в подлоге, в котором оп был непови- пен, не мог добиться предъявления документа, необходимого для его защиты. То же самое было с Эро, обвиненным в измене. Но Дантону удалось говорить, и его красноречие произвело впечатление на аудиторию. Он потребовал, чтобы были выслушаны свидетели, на которых он ссылался в свое оправдание, и суд не знал, как отказать ему в этом. Тогда Сеп-Жюст уверил Копвепт, что подсудимые подняли настоящий бунт, вследствие чего было декретировано, что трибунал мог «устранить их от прений». 16 жерминаля присяжные объявили, что они достаточно ознакомились с делом, но они колебались произнести обвинительный вердикт. Рассказывают, что члены Комитета общественной безопасности вошли в комнату, где совещались присяжные, п старались оказать на них давление, выдвигай вперед политические мотивы — спасение республики. Присяжные решились, наконец, признать подсудимых виновными. Последние с негодованием протестовали, были «устранены от прений», и смертный приговор, произнесенный в их отсутствия (16 жерминаля), был приведен в исполнение в тот же день.
[1]и известны Тогда... Мы пользуемся ими для краткости. Мы понимаем • - оииализмом» всякую попытку, имевшую п вид> иовый «социальный» И|1'е„!0рот помимо того, который был нронзисдеи Учредительным собра-
* См. выше, стр. 318 — 320.
[2] Над. библ. LI>. 41/2979, 1793 г. iu-8, стр.
[3] Он писал в своей газете от б августа .1793 г.: аВосстаповнш ‘•ри- сгократщо богатых, ешо более уасасную, чем скипетр королей». цццичем, давно уже сделалось общим местом, встречавшимся в речах *• под пером относите чао умеренны! демократов. Так, Тома. Лсадэ w,ca/j 16. мал 1792 г.: «Аристократия богатых та-i же деспотична, цеве кествсД»® и притеснительна, как аристократия благородных» icm. его «ili-penHOKj9» издацвую А. Моцтье).
8 Закон 16 пивоза И года гласил, что в осажденных, блокировпняы или окруженных неприятелем городах все материалы, товары и c'I,rtTI*T^ припйоы должны были поступать в о'Зщве пользование. Можно ока*
| |
|