ЗАПАД И ВОСТОК
СБОРНИК ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА КУЛЬТУРНОЙ СВЯЗИ С ЗАГРАНИЦЕЙ
МОСКВА
1926
МУЗЫКА.
ДОНАУЭШИНГЕН. .
" (Фестиваль камерной музыки).
■ Донауэпшнген — маленький городок в Баденском Шварцвальде, расположенный на высоте свыше 700 метров над уровнем моря и насчитывающий в настоящее время едва 5.000 жителей. В 1848 г. он Должен был быть центром восстания в пользу республики, закончившегося неудачно. В настоящёе же время он известен своей замечательной библиотекой, заключающей в себе такие уники, как древнейшие
|
списки легенды о Парсифале и др. Отношение Донауэшингена к «современной» музыке было благожелательным уже в сравнительно отдаленные от наших дней времена. Так, когда еще Моцарт был «.современным» композитором, он имел художественные связи с Донауэшин- геном, посетил его, и следом его пребывания здесь в библиотеке осталось несколько его рукописей с композициями, написанными. или в Донауэшингене, или же для Донауэшингена. Но славу выдающегося приюта для современной музыки Донауэншнген получил только в последние годы, после того, как там в течение пяти лет устраивались скромные фестивали современной камерной музыки, сыгравшие огромную роль в смысле поддержки и ободрения нового, главным образом германского музыкального искусству. Особенно интересными были съезды любителей современной музыки в Донауэшингене в последние годы— 1924 и 1925. В 1924 году Донауэншнген .посетил даже «сам» Шенберг — этот апостол и предтеча современной музыки в ‘Германии и Австрии и ныне ее признанный глава.
Донауэншнген выдвинул целый ряд имен современных композиторов, к числу которых прежде всего принадлежат имена Пауля Хиндемита и Эрнста Кшенека — наиболее выдающихся в настоящее время представителей современной музыки в странах немецкой культуры. Физиономия донауэпшнгенских концертов с самого начала была столь определенна, что среди немецких музыкантов существует даже выражение «донауэшингенский стиль», вполне всем понятное и представляющее собою вполне определенное содержание. Огромная польза донауэшингенских концертов оценена в настоящее время' даже баденским правительством, пришедшим в прошлом году на помощь частной инициативе, которой эти концерты обязаны своим возникновением, и взявшим на себя часть расходов по организации прошлогоднего фестиваля. В этом году поддержка правительства обещает, кажется, быть еще более значительной.
Обстановка концертов в Донауэшингене очень своеобразная и не похожая.на обстановку других фестивалей и в частности на обстановку основанных почти в одно время с ними фестивалей Интернационального. Общества Современной Музыки. Поскольку последние являются предприятием большого размаха и связаны с официальным представительством и чуть ли не с дипломатическим этикетом, постольку концерты в Донауэшингене являются полной противоположностью им, проходя в обстановке дружеской, простой и веселой. Крошечный городок с живописным парком на несколько дней переходит в полное обладание молодых музыкантов,, которые чувствуют себя здесь полными хозяевами, будучи в то же время желанными гостями. Концерты и репетиции сменяются дружескими собеседованиями, прогулками .и развлечениями, вся прелесть которых заключается в их экспромтности. По прошествии этих дней городок пустеет и ждет следующего, фестиваля с его музыкальной суматохой и с его новыми музыкальными достижениями. .
|
Концерты в Донауэшингене пользуются необычайной популярностью среди молодых композиторов. Так, к фестивалю 1924 года, жюри концертов было прислано 142 сонаты и трио, 91 квартет и квинтет, 47 композиций для большого камерного состава и несколько сот романсов, в огромном большинстве случаев находящихся еще в рукописи. Я не знаю количества произведений, присланных в Донауэшин- ген в 1925 году, но я должен отметить, что фестиваль этого года носил уже международный характер, благодаря включению в его программу сочинений Аарре Мериканто (финна), Альфредо Казеллы (итальянца) и Ачександра Черепнина и Стравинского (русских). Другой особенностью фестиваля была та значительная доля внимания, какая была уделена многоголосным вокальным произведениям, возрождающим в современности традиции средневекового мадригального стиля.
Как во время романтического периода музыкального искусству лозунгом было: итти назад, чтобы итти вперед, так и в наше время европейская музыка имеет стремление к возврату к старым примитивным формам, чтобы из нового толкования их создать новое искусство. В связи с этим стремлением находится и стремление к возрождению многоголосного пения без сопровождения и с сопровождением. Целый ряд «донауэшингенских» композиторов демонстрировал в концертах фестиваля свои достижения в этой области. Перед слушателями прошли четыре пьесы для «камерного хора» Эрнста Кше- н е к а, озаглавленные «Времена года»; три «Итальянских мадригала» для пяти- и шестиголосного смешанного хора Вильгельма В е й с м а н а; два четырех- и восьмиголосных смешанных хора Макса Буттинга; «Три веселых духовных мадригала» для женского хора Феликса Петирека и, наконец, пять мадригалов на старонемецкие тексты для смешанного хора Пауля Хиндемит а, —принятые аудиторией с исключительным одушевлением.
Современный романс в программах фестиваля был представлен только опусом романсов венца Ганса Эйслера (ор. 2), циклом из шести вокальных миниатюр редкой искренности и непосредственности творчества, хотя и в высшей степени «модернистичных» по своим выразительным тенденциям.
Творчество для фортепиано, столь распространенное у русских композиторов, на Западе привлекает к себе значительно меньше внимания, отвлекаемото в сторону камерной музыки. В справедливой, а вследствие этого и в небольшой пропорции, это творчество вошло в программу донауэшингенских концертов, где в качестве фортепианных композиторов были представлены Филипп Яр н>а х (испанец по происхождению и немец по культуре и воспитанию), чех Феликс-Петирек и Стравинский с его фортепианной сонатой. Ярнах — интересный композитор — находится в своей сонатине (Romanzero I) ор. 18 под влиянием более романтических, чех современных настроений. Четыре фуги (из третьей части «Форте
|
пианных упражнений»)' Петирека показывают прекрасное владение композитора фортепианным полифоническим стилем, но несколько холодны. Соната Стравинского, ожидавшаяся с очень большим интересом, была принята холодно и вряд ли была по настоящему понята. Во всяком случае, «гвоздем» концертов, как этого ожидали, она не сделалась. Ее «аскетизм» выражения оказался чрезмерным даже для поклонников крайнего музыкального примитивизма.
Творчество для скрипки с фортепиано было представлено только грубой, неинтересной и неловко слаженной сонатой Отто Зигля, австрийца по происхождению.
Таким образом, центр тяжести фестиваля оказался лежащим кроме области мадригального пения в области камерной музыки. Здесь был исполнен известный у нас прекрасный «Концерт» для струнного квартета Альфредо К а з е л л ы; очень длинный (несмотря на то, что он был урезан на одну часть) и мало интересный струнный квартет швейцарца Эрхарта Эрматингена; квинтет для кларнета, валторны, скрипки, альта и виолончели Генриха Каминского и '«Концертино» немца Пауля Дессау для скрипки, флейты, кларнета и валторны, написанное с прекрасным использованием технических средств инструментов, но без большого творческого подъема. Кроме этих камерных произведений.в фестивале были исполнены два «концерта» для сольных инструментов с сопровождением камерного оркестра: концерт для скрипки, кларнета и валторны с сопровождением струнного секстета Мериканто и «Камерный концерт» для флейты и скрипки с сопровождением малого оркестра Александра Черепнина. Первое из названных произведений (оба они были прекрасно исполнены под управлением франкфуртского дирижера Германа Шерхена) понравилось своей свежестью колорита и национальным характером музыки, хотя и оказалось полным более или менее обычных описательных композиционных приемов, второе же имело выдающийся успех благодаря яркости стиля и лаконичности намеренно упрощенных форм. Как бы то ни было, но успех фестиваля был разделен между Хиндемитом и Черепниным, как наиболее выдающимися его участниками.
В текущем году концерты в Донауэшингене состоятся в связи с фестивалем Интернационального Общества Современной Музыки в Цюрихе с таким расчетом, чтобы интернациональная музыкальная аудитория цюрихского фестиваля имела возможность -после него присутствовать и на фестивале в Донауэшингене. Такое сопоставление деятельности Донауэшингена с деятельностью Интернационального Общества очень обязывает Донауэшинген, поэтому будет чрезвычайно интересно познакомиться с программами донауэпшнгвнских концертов, которые в то время, когда пишутся эти строки., только еще вырабатываются. '
________________ Виктор Беляев.
|
• МУЗЫКАЛЬНАЯ НАУКА В ЕВРОПЕ. Вопрос о специальных кафедрах по искусствоведению и в частности музыки в наших университетах не сходит с точки замерзания. Между тем в германских университетах каждый новый семестр приносит значительное расширение круга предметов преподавания. ■
Приводим список курсов, служивших предметом изучения до кафедрам музыки в Венском и Берлинском университетах.
Вена: Гвидо' Адлер «Анализ и дефиниция произведений искусства». Роберт Л- а х «Гений и дегенерация в музыке», «Психологические и феноменологические основания музыкальной эстетики»; «Комический элемент в музыке и комедии». Мак Диц «Природа и историческое развитие сим-, фонии до классического периода». В и л ь г. Фишер «Оратория Генделя», «Мензуральная нотация в XV и XVI столетиях». Эгон В е л е ш ь «Проблемы современной музыки». А л ь ф р ед О р е л ь «Постклассическая симфония», «Палестрины и Орландо Лассо». Роберт Хас «Начало оперы», «Монтеверде».
Берлин: Герман А б е р т «История фортепианной музыки». Музыкологический семинарий — «Теоретики XVII столетия». Макс Фрилёндер «Романтические композиторы — Шуман, Шопен», «Хоровые упражнения с коллоквиумом по истории немецкой песни». Оскар Ф л е й ш е р «Средневековая музыка», «Основания сравнитель
|
ного музыкознания». Курт Закс «История музыкальных инструментов как основание музыкознания». Семинарий по истории музыкальных инструментов . Иоганес Вольф «История немецкой музыки в XVI л XVII столетиях», «Евангелическая церковная музыка от Баха до наших дней». Семинарий по музыкологии.. Георг Ш ю н е in а н «Проблемы музыкальной педагогики». Семинарий по музыкальной педагогике. Горнбостль «Психология слуховых феноменов». Семинарий по' сравнительному музыковедению.- К. Шефер «Психофизиологические основания слуха и голоса», Практические занятия по акустике. Иоганн Биль «Литургия и церковная музыка», «Колокола и их употребление в церкви», «Хоровые и сольные упражнения в церковной музыке». Фриц Блюм «Основные проблемы в композиции песни в XIX веке». Семинарий по современной немецкой песне.
Из приведенного плана ясно видно, какой широкий объем захватывают курсы Венского и Берлинского университетов и насколько они отличаются от наших обычных консерваторских программ. Можно надеяться, что и у нас. в ближайшем будущем в университетах будут организованы подобные курсы, тем более что мы имеем специальный музыкальный научно - исследовательский институт (Г. И. М. Н.), который должен здесь оказать необходимую помощь. .
С. М.
|
• Тенденции новой итальянской музыкальной школы. Представители новой музыкальной школы Италии решительно повернули в сторону линеарно-диатонических основ старой полифонической Палестриновской музыки.
Наиболее видные представители этого течения Малипьеро, Витторио Риети, П и ц- цетти, Респиги решительно отходят от ультрахромати- ческого вертикально-гармониче
|
ского склада музыки после-Ваг- неровского периода.
Оперная трилогия Малипьеро «Орфеида», прошедшая в первый раз в ноябре 1925 года в Дюссельдорфе, представляет попытку воскрешения традиций Палестрины и Нанини, но обостренных богатством оркестрового колорита и утонченных ритмикой.
В таком же плане написан балет Риети «Ноев ковчег», с интересными оркестровыми прелюдиями. (J.
|
| |