ЗАПАД И ВОСТОК
СБОРНИК ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА КУЛЬТУРНОЙ СВЯЗИ С ЗАГРАНИЦЕЙ
МОСКВА
1926
ТЕАТР.
Германия.
V.. НЕМЕЦКАЯ СЦЕНА И ЕЕ ДЕЯТЕЛИ.
. (Из доклада А. Гвоздева).
Если просмотреть репертуар берлинских театров за последние месяцы, то прежде всего поражает, что имена немецких драматургов, кроме классиков, почти отсутствуют. Встречаются имена Бернарда Шоу, Пиранделло, Гэлсуорси, О’Нейля, Чехова, Арцыбашева. Идут гастроли и множества иностранных актеров самых различных жанров. Тут и Карсавина, и Павлова, и Шаляпин, и японский тенор, и негритянский танцор и г. д. Имена немецких драматургов почти отсутствуют. У немцев имеется молодая драматургия, но ее произведения не ставят. Пьесы Кайзера пользовались успехом два года тому назад, а теперь они сошли с репертуара. Остались только его комедии. В прошлом году пользовался шумным успехой писатель Броннен, автор экспрессионистских пьес, на тему об отцеубийстве, или о вспышке сексуальной энергии у гимназистов. - • • . - Германский театр располагает крупными ’актерами, крупными режиссерами и великолепными техническими средствами. Если мы всмотримся в актерский состав, то увидим сразу, что почти каждый театр — драматический или опереточный — имеет (одного, по -крайней мере) крупного актера, но если мы всмотримся в-этих актеров, то
|
мы увидим, что все они относятся к актерам легкого жанра. Вот замечательная актриса Мае сари, которая безошибочно покоряет зал своим исполнением. Но. это—оперетта. Затем, прекрасных актеров можно найти в фарсе, как, например, Коте Дорш и играющий вместе с ней муж М а с с а р и—М акс Палленберг. Последний обладает поразительной актерской техникой, четкой, сдержанной и скупой. Мне пришлось его видеть в пьесе, где он играл мелкого буржуа-столяра, необычайно убежденного в правоте своего существования. В том, как он говорил, ел, пил, двигался, во всем этом чувствовалось неоспоримое мастерство социальной характеристики роли. Если бы он выступил у нас, то наша критика,.вероятно, приветствовала бы его, как актера, который умеет найти социальный подход к роли. . . .
Вероятно, точно так же в России имел бы большой успех Гаральд Гаульсен, именно потому, что он ближе всего подходит к новой технике русского актера; в которой движение играет первенствующую роль. Его игра также целиком развертывается в движении; можно сказать, что он ориентируется на английских эксцентриков. Но и он работает только в оперетте и в кино.
В драматическом театре сохранились трагики старой школы, как Пауль Вегенер или же Вернер Краус, хорошо известные многим по кинематографу. В. Краус работает в Государственном' Драматическом Театре .и определяет до известной степени собою стиль игры в этом театре. -
В Театре Рейнгардтанеобходимо отметить Елизавету Берг- н е р, слава о которой уже выходит за пределы Германии. Она способна захватить большой зал интонациями своего на редкость «задушевного» голоса. Вы слышите тончайшие, затаенные интонации, которые доходят в своей.прозрачной ясности до глубины души зрителя. Это интеллигентский театр, но. это театр прошлого. . .
. В- сценическом отношении в распоряжении немецких режиссеров имеются великолепные средства, и здесь нужно отдать должное изумительному развитию техники оборудования немецкой сцены. Почти каждый большой театр имеет блестяще оборудованное, освещение. В Берлине имеются две фабрики, которые изготовляют электрическое освещение на все театры. Это' знаменитая «А.Э.Г.», а затем официально работающая на театры фабрика Швабе. На этих фабриках имеются «опытные» сцены, на которых гостям и покупателям показываются все новейшие достижения. Из них прежде всего привлекает внимание проэцируемая на белый горизонт декорация. Декорация не пишется на полотне: рисунок ее переносится на диапозитив, а прожектор про- эцирует его. на сцену. Проэцируя на белый горизонт вид горного ландшафта, вы можете снабдить его 70—80 оттенками разных цветов. Когда на сцене вам доказывают, эти сочетания красок, то механик, который руководит регулятором, .как бы играет на клавишах светового органа (каждая клавиша или диск реостата, соответствует одному
|
из оттенков цвета). Фабрика Швабе и А. Э. Г. оборудовали все европейские театры блестящим световыми приспособлениями. ■
Швабе показывает и другое, очень интересное изобретение: так называемые фосфорицирующие краски. Допустим, вы видите на сцене актера, одетого во фрак. Он освещен прожектором. Но вот меняется стекло прожектора и по сцене движется скелет. Оказывается, что на фраке актера был нарисован особыми красками чертеж скелета; при освещении особым прожектором теряется тело актера и выделяется только то, что нарисовано на нем особыми красками. Те же краски применяются и для грима, а также и для писанных декораций.
Достигаемые эффекты открывают новые возможности для режиссеров. Но извлекать новые возможности усиления динамики действияиз тех технических данных, которые имеются в распоряжении сцены.— немецкие режиссеры как-то боятся. Замечательное многообразие оттенков света — остается у них в пределах любования, но театральной динамики не усиливает. . .
Целый ряд остроумных эффектов, достигаемых при помощи света, можно увидеть только в различных «ревю», в тех «обозрениях», которые, являются в.Берлине «злобой» дня в буквальном смысле слова.
В берлинских «обозрениях» прежде всего поражает неимоверная роскошь костюмов, о которых мы себе не можем создать точного представления, исходя от наших театров. Роскошь доходит здесь до чудовищных границ. Представьте себе большую сцену, из глубины которой появляется женщина-«манекен». В то время, как она подходит к рампе, шлейф ее, состоящий из страусовых перьев, расстилается по всей сцене. Стоимость. костюма исчисляется в сотни тысяч марок. Безвкусица' доведена; до .последних пределов. Но световые эффекты, применяемые в «обозрениях», интересны для режиссера'. Их можно использовать и для других целей; -Чем.для кричащей рекламы. ' . ■
' Так-.называемый, свободный танец издавна пользуется популярностью в. Германий. В .тех. случаях, когда, он связан с ритмической гимнастикой итесно соприкасается со'спортом, в нем.много здоровых элеие&тов.. Но с’-его переходом в эстетический танец с костюмами, = с’серьёзной'музыкой,, появляются претензии на художественность, кЗДорые.'. весьма .спорны. Самая знаменитая танцовщица Германии'—
М э р:и.,. В и.т. tf а н: Ее противопоставляют Карсавиной, говори;., что Карсавййа:—г это олицетворение внешней грации, а Вигнан полна • содержания; что ее'.танец, дает, духовное обогащение. Мэри.-Вигнан - танцует Лез музыки, .масса, поклонниц с-набожным видом'смотрит - на- сцену. В руках у Вигнан трещотка. Она долго корчится на эстраде; изредка: сопровождая свои движения звуками трещотки. Танец, ее длится 8—10:минут.. Хочется чём-то прервать эту-гробовую-тишину. .Справившись в программе, узнаешь, что она;изображает видение находящегося в. тюрьме пленника^ Затем она", танцует-дод . музыку серию из русских песен, начиная, с «Эй, ухнем»-И-Внезапно переходя- к «Г,ай-да ■
|
тройка» и т. д. Вот то «духовное начало», которое немцы видят в Мэри Вигнан.
В Берлине выступает целый ряд русских танцовщиков, который побывал в разных варьетэ европейских столиц. Они исполняют свои .танцы в костюмах акробатов и доводят все движения классического балета до ярко-выраженного акробатизма. Прыжок увеличивается, так же как и взлет на руки кавалера, получается новый танец, своеобразно сочетающий технику классического балета с искусством акробата. Из Англии идет другое новшество. 20—40 танцовщиц «Тиллер герло», натренированных на спортивной гимнастике, повторяют одно и то же движение, развертываются длинной лентой по сцене и танцуют «как один человек». Так как они великолепно вымуштрованы,, то достигается большой эффект и. яркое декоративное впечатление. . .
Вот то, чем развлекается Запад. Происходит это в очень нездоровом окружении, в больших варьетэ, с явным расчетом-на растравление сексуальных инстинктов. Никакого иного смысла эти обозрения не имеют, они забавляют мелкого и крупного буржуа оголением женского тела, роскошью костюмов и декоративными трюками.
В целом впечатление нерадостное. Чувствуется глубочайший кризис театра. Большое искусство, которым, обладала Германия, отошло в прошлое, новое искусство только зарождается в неоформленных еще попытках пролетарского театра. а. Т.
НОВЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ.
. Минувший год дал германской сцене целый ряд новых драматических произведений, принадлежащих перу «молодых» писателей, выдвинувшихся в первые послевоенные годы под знаком экспрессионизма. »i| ’ '
. ■ В Кельнском Театре была.в первый раз представлена новая пьеса Фрица ф. Унру «Гейнрих из Андернаха», - написанная и -поставленная по случаю 1000-летия . присоединения Рейнской области. Юбилей этот приобрел для. Германии особенную знаменательность в связи с недавними судьбами«Рейнланда» и ролью области в послевоенных тяготах страны. Написанная по поводу этого юбилея историческая драма, не могла не .отразить в себе этих настроений и избежать определенной политической окраски. Основная тема «Гейнриха» — нераздельность индивидуальной судьбы героя-и судьбы его народа: мотивы личной мести оказываются ..совпадающими, в драматической завязке с гражданскими мотивами.борьбы за национальную свободу. .л-:;-г- .,
. Критика отмечает, .что, несмотря- -на черты, свойственные каждому произведению, написанному «в-,..случаю», — и на явную аллегоричность образов Унру, — его драма отличается известной сценичностью и сильным языком.
|
«Хуаред и Максимилиан»; —так называется драматическое произведение Франца Верфеля, поставленное в первый раз в Вене, в «Иозефштадтеком театре».
«Драматическая история в 3 фазах и 13 картинах» — имеет своей исторической канвой события первой мексиканской революции, закончившейся, как известно, казнью «императора» Максимилиана,— брата Франца Иосифа австрийского, посаженного державами на престол е‘импровизованной «Мексиканской империи». Противоположение Максимилиана и революционного вождя Хуареца и- является темой Верфелевской драмы. Обе фигуры, конечно, — только «предлог» дя# широко разработанной символики. Верфель освобождает себя от следования историческим фактам этого сравнительно, недавнего революционного эпизода. Верфелевский Максимилиан •—это завершение мира традиций, — выражение обреченности этого-мира. Ему противополагается Хуарец, как почти абстрактный образ революционной стихии, не знающей никаких личных страстей, никаких ’ традиций и осуществляющей неизбежный исторический сдвиг. В Хуареце находит свое выражение всепоглощающая воля к власти, — в Максимилиане,— «вина» исторически обреченной власти и «искупление» этой вины смертью. Революция, воплощенная в образе Хуареца, выступает как носитель исторического предопределения, фатума... Коллизия этих двух начал и составляет действие драмы Верфеля, воспользовавшегося темой революции для развития обильной символики по части «философии истории»...
Карл Штернгейм избрал темой своей последней драмы биографию Оскара Уайльда, именем которого и названа четырехактная пьеса, поставленная в первый раз в Немецком театре, в Берлине. В центре действия — трагический эпизод из жизни английского поэта, связанный с последним ее периодом. Фигура Уайльда представлена в свете гротеска, почти карикатуры. Основная характеристика Уайльда — позер, остающийся таковым и в самые трагические моменты своей жизни. Таким он показан Штернгеймом в истории его любви, послужившей причиной суда над ним и тюрьмы. После тюрьмы, поселившись в Париже, Уайльд снова влюбляется, на этот раз—в молодого француза-солдата, перед которым он прославляет чистоту мужской любви. Вызванный на откровенностыоноша, однако, признается, что его сердце принадлежит девушке. Это признание вызывает в Уайльде острое чувство вины, и с этим чувством он умирает.
В общем, как отмечает критика. «Уайльд» Штернгейма — не более, чем драматический фельетон. •
Ha-ряду с этими театральными произведениями крупнейших писателей поры экспрессионизма, немецкая сцена ставит длинный ряд пьес, являющихся вполне определенным выражением эпигонства в этом- течении. «Каталонская битва» А. Броннёра, > поставленная во Франкфурте, соединяет приемы экспрессионистской драмы с явным подражанием ведекиндовским сексуальным мотивам и из
|
обилует всяческими бьющими на сенсацию эффектами; таким же образцом эпигонства является .пьеса Ганса Франке «Закат»...
Из переводных вещей, шедших в последнее время на немецкой сцене, исключительное влияние имела «Святая Иоанна» Шоу, воспринятая в Германии как крупнейшее событие в жизни европейского театра. Д. А~
|
■ • В течение послевоенных лет в Германии возник ряд специальных институтов, посвященных изучению театра; эти институты, носящие обычно название «Институтов театроведения», состоят по большей части при университетах и возглавляются профессорами, ведущими курс истории театра. Так, в Берлине с 1923 г. существует «Институт театроведения при Берлинском университете», руководимый двумя выдающимися исследователями театра, — проф. Максом Германом и Юлиусом Петерсеном. Первый,— известнейший знаток средневекового немецкого театра и реконструктор театра Нюренберг- ских мейстерзингеров, — является, между прочим, почетным членом Ленинградского Института истории искусств; второй,— бывший руководитель. театрального отдела «Германского семинара» при Франкфуртском университете, известен своим трудом «Шиллер и театр». В работах института принимают участие, помимо целой «плеяды» учеников обоих руководителей — молодых ' ученых и исследователей, также и практические- деятели театра, режиссеры, актеры. При институте имеется опытная сцена, для историко-театральных реконструкций и режиссерских опытов.
|
библиотека и др. подсобные учреждения.
в Во Франкфурте на Майне с 1919 г. существует ■Театральное отделение «Германского семинара» при местном университете. Руководителями работы являлея сперва упомянутый выше проф. Петерсен, затем —»д-р В. П ф е й- фер-Белли. Работы отделения начались с исследования темы:«Гамлетнасцене»,затем подверглась исследованию сценическая история гетевского «Фауста», «Гетц-фон-Берлихингена» и 1 др. В занятиях отделения, между прочим, разбирались книги Таирова «Записки режиссера», Гаге- мана «Постановка» и др. Отделение- ставит также и практические театральные опыты.
• В Киле с 1921 г. существовавший там Литературноисследовательский институт проф. Э. Вольфа был преобразован в Институт литература- и театроведения.- Институт связан с местным университетом, в части же театральной является самостоятельным.
Помимо института, в Киле существует «Общество изучения театра», в котором ведут практические работы исследователи и деятели театра. '
• В Кельне имеется Институт театроведения, связан
|
ный с «Германским семинаром» местного университета. Руководителем института состоит д-р Карл Ниеен, автор труда «Драматические представления в Кельне 1526—1700 г.г.». Подсобным учреждением является богатое собрание иллюстрацион- .ного материала по истории театра. В Кельнском университете, — единственном из немецких университетов, — театроведение признано предметом, который можно - избрать «дополнительной специальностью» при академи
|
ческих докторантских испытаниях.
• Наконец, в Мюнхене в текущем году назначено открытие Института театроведения.
Учреждение института в Мюнхене облегчается наличием тал богатого театрального музея — так называемого «Собрания Клары Циглер». Помимо организации института, в Мюнхене намечено также создание специального научно-исследовательского учреждения по истории театра.
|
• В театре Елисейских Полей в минувшем сезоне была показана .новая вещь Шарля Вильд.рака «Мадам Белиар». Критика отмечает, что в этой пьесе Вильдрак, оставаясь верным манере «инти- •мизма», переходит к более углубленной психологической трактовке драматического действия. Явственное влияние Чехова характерно для новой вещи Виль- драка, означающей новый период по сравнению с его прежними драмами «Пакебот-Дерзание» и «Ре- lerin». Критика отмечает последнюю пьесу Вильдрака, как продукт наиболее полного расцв,ета его творчества и драматургической зрелости.
• Для Бернара Шоу минувший сезон в Париже оказался триумфальным: громадный успех «Святой И.о.а н н ы», шедшей в течение всего сезона в «ТШге des Arts», был едва ли не самым примечательным событием в театральной жизни французской сто
|
лицы за истекший год. Критика признает «Иоанну» настоящим шедевром английского драматурга и подписывается под очередной его остротой: на просьбу одного журнала назвать наиболее •выдающихся драматических писателей современной Англии Шоу, ответил: «Их всего трое: -Бернар Шоу, Б. Шоу и Шоу».
Другая (старая) пьеса Шоу — «Профессия мистрисс
• Уоррен»— была поставлена в Париже в «ТШге de 1’Oeuvre» с Сюзанной Дюпрэ в заглавной роли.
•. Директор Парижского Театра «Одеон», Жемье предполагает организовать Международный театральный союз. С Этой целью он совершает поездки, по Европе, чтобы заручиться согласием друсих стран войти в этот союз. В беседе с тов. Луначарским, Жемье заявил, что, «если Россия не согласится войти в этот союз, я оставлю
|
все' дело», так как он считает наш театр, обновленный революцией, наиболее отвечающим современности. Жемье задался и еще другой целью. Считая, что каждый год должен будет собираться конгресс международного театрального союза, он желает приурочить к этому времени Театральную Олимпиаду. С этой целью он предлагает выстроить в Париже два театра — оперный и драматический, в котором будут выступать артистические силы по группам: испано-итальянская, англо-саксонская, германская, французская и славянская. В последней группе, кроме СССР, примут участие Чехо-Словакия и Польша.
• «L’Assaut» — так называется новое объединение деятелей французского театра, поставившее своей целью, пропаганду новых театральных идей и обновления репертуара. Группа режиссеров, декораторов и писателей, объединившаяся в «L’Assaut», наметила организацию в этом году в Париже международной выставки театральных макетов и декораций, а также спектакли «театра Маринетти». В числе пьес, которые группа считает нужным продвинуть на французскую сцену, между прочим, значатся «Гинекеман» Толлера, «Балаганчик» Блока, «Олимпийские игры» Ж. Шарля и др.
• Как известно, театр «С т а- рой Голубятни»,в котором подвизался талантливый режиссер, Ж. Копо, прекратил свое су-
Заиад и Восток Кн. 1
|
ществование и в последнее время был занят под кино. В январе- феврале в театрике возобновились спектакли, — на этот раз труппы «Театр молодых авторов ставившей «Любовную фантазию» Андрэ Ланга. Пьеса поставлена как смешение идиллии с фантастикой, буффонады с комедией; часть действия перенесена в зрительный зал.
ф «Постели, одни постели!» — восклицает в отчаянии (притворном?) театральный обозреватель «Les nouvelles litteraires», перечисляя ряд новых постановок парижских театров: действие всех этих пьес вертится вокруг супружеских и несупружеских постелей. Таковы: новинка театра «Ренессанс» «Брачное ложе» Щарля Мер э, «Парижского Театра» — «L ’ A n i m a t е и г» Анри Батайля, театра Комедии Комартэн — «Dans 1а с а п - deur naive» Ж. Деваля и целый ряд других. Все эти' «новинки» в сотый раз трактуют темы адюльтера.
• Недавно в «Grande Орёга^ была поставлена опера Блоха «Б р о с е л и а и д а».
Любопытен сюжет оперы. После краткой интермедии, в первом действии показаны лягушки и жабы, квакающие на берегу волшебного озера. Эта сцена длится свыше 10 минут. Потом появляются феи во главе с знаменитой Карабос из «Спящей Красавицы». По повелению последней занавес в глубине сцены, раздвигается и затем показываются первая и последняя сцены «Спящей Красавицы». Критика
■ 15
|
отмечает своеобразие музыки инструментальных номеров и лягушечьего хора.
• Столь же «необычаен» сюжет оперы-балета Феврие «Р а з- вороженный остров». Здесь выведен остров амазонок,
|
убивающих всех мужчин, которые к ним попадают. Это делается якобы в целях постройки нового мира, где больше не будет угнетения женщины. Так решается во французском балете вопрос о рабском положении женщины.
|
ф Репертуар Нью - Йоркской оперы «Метрополитен» отличается в текущем сезоне обилием новинок. ,
Прошли: «Золотой петушок» Римского- Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского с Шаляпиным в заглавной роле, «П е т р у ш к а» и «С о л о- в е й» Стравинского, «П е л е а с и Мелизанда» Дебюсси.
|
«Оборванная жизнь» испанца Мануэля Фалла, обещана постановка новой оперы американского композитора Карпентера.
Из старого репертуара прошли «Cosi lan tutte» Моцарта, «Веста л.к а» Спон- тини и весь цикл «Нибелун- г о в» Р. Вагнера.
|
I В Ангоре в настоящее время проектируется постройка колоссального оперного театра. Вообще, за последние годы турецкое правительство начинает обращать большое внимание на театр, учитывая его агитационное и просветительное значение. С целью
|
развития театрального дела пра- вительством учрежден особый театральный фонд и создана спе- циальная комиссия для соста- вления театральной библиотеки. Кроме оперного театра, предпо- лагается к постройке также зда- ние консерватории.
— А.-Д.
|
| |