ЗАПАД И ВОСТОК
СБОРНИК ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА КУЛЬТУРНОЙ СВЯЗИ С ЗАГРАНИЦЕЙ
МОСКВА
1926
• В 1925 году премия Гонкуров присуждена Морису Женевуа за его роман «Раболио» (Maurice Genevoix — «Raboliot»). Отзыв о романе помещен в отделе библиографии.
М. Женевуа вошел в литературу Уже в послевоенные годы. В 1914 г. он был призван на военную службу и через год вышел в отставку. В 1916 году он публикует книгу военных впечатлений «Под Верденом» («Sous Verdun»), затем «Ночи на войне» («Nnits de' guerre»). В 1920 году выходит первый его роман «Жанна Ро- белэн» («Jeanne Robelin»). Незадолго до премированного . романа им выпущены книги «Радость» («La joie») и «Эвритмос* («Eurythmos»), сочувственно отмеченные в свое время французской критикой.
• Премию журнала «Ф е м и н а» («Femina») получил
|
в этом литературном сезоне Жозеф Дельтейль за книгу «Жанна д’Арк» (Joseph Deltei 1.— «Jeanne d’Arc»). Отзыв о книге помещен в отделе библиографии. ' • Поэт Морис Розилъ (Maurice Rosile) получил за свой сборник стихов первую премию на конкурсе, устроенном журналом «La' Revue des In dependants» (орган союза журналистов и писателей). Премированная книга называется «Дорожное эхо» («Echos sur la route», изд. Albert Messin). '
• Журналом «Renaissance» установлена литературная премия в 6.000 франков. .Премия присуждается ежегодно автору лучшего произведения (романа, поэмы или пьесы), появившегося в течение' предшествующих четырнадцати месяцев.
• В этом году учреждается литературная премия
|
имени знаменитого автора книги сонетов «Трофеи» Хозэ-Мария де Эредиа. Премия в три тысячи франков будет присуждена за лучший сонет.
• В том же заседании, когда была присуждена премия Морису Женевуа, члены Академии Гонкуров постановили б о й- котир-овать- некую издательскую фирму как «слишком европейскую». Под этой фирмой подразумевалось издательство F. Rieder и К0, оба кандидата которой — Жорою Жо- линон с романом «Мельник против города» (Joseph Joli- п о n — «Le meunier contre la ville» рецензия на книгу помещена в отделе ■ библиографии) и Морис- Лонстантэн Вейэр с книгою «Вихрь» (Morice Constantin Veyer — «Le bourrasque», см. нашу рецензию на эту книгу в отделе библиографии), действительно, не получили ни одного голоса во время пятикратного голосования. «Слишком европейское издательство» обратилось по. этому поводу в январской книге журнала ..«Europe» с открытым письмом. ко всем литератур-. ным-. критикам, и. журналистам. В письме между прочим пишется:' «В наши намерения отнюдь не входит оспаривать тот выбор, какой сделала Академия Гонкуров среди многочисленных произведений, появившихся за послед-. нее.-.время, но нам кажется, что упомянутый инцидент заставляет нас обратиться к вопросу более широкого значения: в какой, сте,- пени .соображения политического характера, должны играть роль
|
при оценке художественных достоинств произведения. Включая себя столь решительно в число противников независимой мысли, не становятся ли академики, и среди них те, которых до сих-пор можно было считать наиболее- либеральными, —на скользкий и опасный путь?».
• Аналогичное ' событие произошло в области французского официального театра.- В первое- из своих заседаний репертуар-- ный комитет театра «Соте- die Frangaise» отказался or постановки пьесы Ромэн Роллаш «Дантон» по политическим соображениям. Отказ этот приобретает особое значение в связи с исполнившимся в феврале этого года 50-летним юбилеем писателя. Так французская буржуазия сводит свои счеты с Р. Ролланом, который один из первых поднял свой голос против войны и был одним из немногих французских писателей, приветствовавших русскую революцию.
В следующем-заседании своем тот же -. комитет отказался от' постановки пьесы Жюля- Ромэна «Диктатор», тоже по' политическим соображениям. .. . . .
• С 1 февраля в Париже вновь начали функционировать подго-- товительные . курсы д л я • р а 'б о т.н и к ов. к н и ж но г о дела. Курсы были открыты при. «Доме Французской Книги» («La maison du Livre. Frangais») в 1924 году, с целью дать соответ-. ствуюдую практическую и теоретическую подготовку лицам, желающим работать в области книгопечатания и книжной торговли.
|
* Клейетовская премия за 1925 год присуждена драматургу Карлу Цукмайеру за его комедию «Веселый Вейнберг» (Karl Zuckmayer — «Der frohliche Weinberg»). - Пауль Фехтер, дававший, в связи с присуждением, свой отзыв, отмечает, что премированная пьеса служит поворотным пунктом в творчестве Цук-
|
майера, свидетельствует о большем приближении к реальной действительности.
• По сведениям журнала «Die Literature, вывоз немецких книг в другие страны■ понизился за период с 1913 года на 60 процентов, главным образом, за счет научной литературы. ,
|
• Торговая реклама проникла и в область литературных конкурсов: так, фирма Gi-Vi Emme поручила миланскому журналу «Varietas» устройство своеобразного конкурса рассказов, величиною, не более страницы, восхваляющих один или несколько сортов духов этой фирмы. Премии- в - 50.0, 300 и 200 лир. "*
• Во Флоренции открылось новее общество «L’l t а- 1 ьс.а», ставящее себе-целью пропаганду и поддержку итальянской культуры за пределами Италии. Эту задачу предполагается при
|
водить в-осуществление при"~цо-- мощи театральных постановок, всевозможных концертов, выставок чистого и прикладного искусства, литературных выставок, лекций, кинематографических фильм и проч.
Президиум совета министров отпустил на ? нужды общества
25.0 лир. - .
• В текущем году исполнится ' столетие со дня рождения Кол- лоди, автора известной книги «]? i п о с с h i-о». В ознаменование этой . даты итальянские, журналы предлагают поставить- писателю памятник. -. -
|
# В начале 1926 года -в Нью-. Йорке состоялась- выс.тавка, по-- священная творчеству Уитжна,- Колоссальное количество экспонатов.: на-всех языках отчетливо показало американскому о-ву мировое значение творчества этого писателя. Однако: в связи с выставкой поднят был новый поход
|
против Уитмэна. Комитетом выставки и в редакциях газет и журналов получен был ряд писем, в которых-указывалось на несвоевременность и вредность популяризации творчества такого .«анти- морального» писателя, как Уитмэн. Один из таких ригористов, видный американский, критик.
|
Е. Бойд в своем открытом письме указывает, что Уитмэн «развратил» целое поколение американской и иностранной литера-: турной молодежи. Эти факты очень характерны для лицемерия американского «общественного» мнения, и их любопытно поставить в связь с картиной американской провинциальной жизни, иллюстрируемой в сборнике «Американа» Менкена, отчет о котором помещен в отделе библиографии.
• При Нью-Йоркском Убежище Моряков-открывается читальный за л, памяти Д. Конрада. В нем будет собран богатый материал по биографии н творчеству
|
этого крайне популярного в Америке писателя.
• Американский журнал «Century» сообщает о любопытном открытом письме ряда видных европейских писателей, которые призывают американское о-во помочь умирающему с голода американскому философу и психологу Рудольфу Хольц- апфелъ. Заявление подписано именами Ромэн Роллана, Томаса Мана, Германа Бара, Вернули, Артура Шнитцлера и др. Возможность такого призыва великолепно характеризует отношение американского общества к неугодным ему течениям научной мысли. ■
|
| |