Юридические исследования - СБОРНИК ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА КУЛЬТУРНОЙ СВЯЗИ С ЗАГРАНИЦЕЙ. ИСКУССТВО. -

На главную >>>

Иные околоюридические дисциплины: СБОРНИК ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА КУЛЬТУРНОЙ СВЯЗИ С ЗАГРАНИЦЕЙ. ИСКУССТВО.



    ЗАПАД И ВОСТОК

    СБОРНИК ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА КУЛЬТУРНОЙ СВЯЗИ С ЗАГРАНИЦЕЙ

    МОСКВА

    1926





           Париж продолжает оставать­ся мировым художественным цен­тром, и каждый сезон в нем озна­менован- громадным количеством выставок. Наиболее крупным со­бытием прошлого сезона можно считать, устроенную в галлери Барбазанж, выставку Мориса Ут­рилло, наиболее модного в на­стоящее время художника Фран­ции. По отзывам печати, выставка Утрилло имела такой успех, ка­ким не пользовался при жизни ни один художник со времени пер­вой выставки импрессионистов в mi г.

          Очень большой интерес воз­будила, организованная П. Розен­бергом в Mus6e des Arts d§co- ratifs, выставка «50 лет француз­ского искусства»(1875—1925). Она распадалась на ретроспективную выставку XIX в. и выставку новейшей живописи; исходным


    ее пунктом были Домье и Коро, конечным — Пикассо, Брак и Ру о. Исключительными картинами были представлены барбизонцы и импрессионисты, в особенности— Курбе, Коро и Манэ.

    Отдёл новейшей живописи был несколько слабее, хотя на вы­ставке были прекрасные вещи Боннара, Вюйара, Фриза, Ла- прада, Мангена, Руо, Русселя, Утрилло, Матисса, Пикассо, Се­занна, Вламинка и др. Несмотря на отсутствие на этой выставке кубистов, критика' специально подчеркивает, что именно на этой выставке был представлен лучший подбор современных французских художников. ■

          Выставка в Пти-Палэ была посвящена современному француз­скому пейзажу, от импрессиони­стов до современных конструк­тивистов.. На выставке были со-



    браны вещи умерших, художников Ионкинда, Монтичелли, Диаза, Циссаро, Сислея, Ренуара, Руссо, Сейра, Валлотона, а из здрав­ствующих современников Монэ, Гнльомен, М. Дени, Синьяк, Воннар, Вюйар, Матисс, Марке, Дерен, Утрилло, Вламинк и дру­гие. В качестве любопытной черты следует отметить, что многие из современных художников вер­нулись к темному пейзажу, .на отрицании которого выроели импрессионисты.

         Несомненный интерес пред­ставляла осенняя выставка со­временного японского искусства, организованная японским круж­ком. На выставке было предста­влено около 60 художников. Главное внимание привлекали Фужита, Накамура, Фуйи, Конши, Оками и Танаки.

         Из обычных периодических выставок наибольшее количество картин как всегда было выста­влено в официальном «Салоне», у «Французских художников» и в ,«Сосиете Националы; карти­ны академических художников, не лишенных профессиональной ловкости, далеки от живого дви­жения искусства, но, по тради­ции, именно эта группа художни­ков пользуется поддержкой пра­вительства, и их картины при­обретаются. Люксембургским му­зеем. В связи с этим во фран­цузском обществе назрела мысль о создании в Париже нового му­зея современной живописи. На тему о принципах организации этого музея журналом «Lart vivanfe устроена была специаль­ная анкета. среди широких кру­гов художников и критиков.

    Запад я Вооток. Кн. 1


            «Салон Независимых», от­крывшийся в помещении Палэ де Буа, наиболее «живой» из всех Салонов, в этом году ввел новый принцип развески: в то время, как раньше наиболее инте- "ресные картины крупнейших ■художников помещались в отдель­ных комнатах, теперь восторже­ствовал принцип равенства всех участников,и развеска произведе­на была по алфавиту; это обстоя­тельство вызвало два осложнения: с одной стороны сильно затруд­нило осмотр выставки, с другой — нежелание раствориться в толпе заставило целый ряд крупных художников, как-то: Матисса, Боннара, Сегонзака, Вламинка, Фриза, вовсе отказаться от при­сылки картин.

    Из наиболее интересных вещей печать отмечает «Траншеи» Гро- мера, «Ню» Кисслинга, картины Серж Фера, Сюзанны Валадон, Моро и скульптуры Ханы Орло­вой, уроженки России, пользую­щейся популярностью в Париже. Из других русских художников в Салоне выставлялись Гонча­рова, Мане-Катц, Терешкович.

          В том же помещении состоя­лась выставка «Салон Тюльери», являясь объединением «Осеннего Салона» с «Салоном Независи­мых». Эта группировка не обла­дает еще собственной физионо­мией, хотя несомненно отражает современность: здесь можно встретить все направления, от строгих академиков до крайних, кубистов включительно.

    Характерными для выставки являются молодые ее участники. В общем, кубизм теряет свое влияние на художников и вызы-



    вает естественную реакцию в сто­рону натурализма. Критика отме­чает «Нагое тело» как бы возвра­щающегося к классицизму Ку- бина, картины Фриза, южные пейзажи Жабо, картины Вла­минка, Фредо, портрет Анри де Варокье, картины Озанфан. Из немногочисленных кубистов больше всего говорят о Мецанже и о Леже, обладающем истин­ным чутьем декоративности и умело пользующемся мотивами механики. Экспонаты по отде­лению скульптуры отличались в Салоне Тюльери исключи­тельно высоким качеством. Среди них обращали на себя всеобщее внимание «Тигрица» Помпона, «Умирающий кентавр» Бурделя, «Женщина в шляпе» Бурена- и «Портрет» Ханы Орловой.

           «Осенний Салон», по сравне­нию с предыдущими годами, ка­жется более серьезным и система­тическим. Новый принцип раз­вески, «по поколениям», облегчает осмотр выставки. Как и всегда, в Салоне бессчетное число пей­


    зажей; наиболее интересные вещи выставили Матисс, Боннар, Три­стан Клингзор, Оттон Фриз, Ж. Герен и Л. Дюфренуа.

          В Париже прошла в ы- ставка художника Ма­зер ель. А. В. Луначарский дал отзыв о ней, как об изумительной по своему художественному и революционно-социальному со­держанию. В Париже Мазереля мало ценят, потому что у него ясно выраженная коммунистиче­ская тенденция. Его «Ночной Париж» — это сатира на совре­менное общество. Мазерель пред­полагает-в текущем году устроить свою выставку в Москве.

          По настоянию бельгийского министра народного просвеще­ния Камилла Гюйсмана при бель­гийских посольствах в Париже, Лондоне и Риме учреждаются должности специальных аташв по искусству. Эти аташе должны путем организации лекций и вы­ставок содействовать популяри­зации бельгийского искусства за границей.           ш. Р.


    Германия.


          Наиболее интересным объ­единением современных немецких художников является группа «Новой вещественности» (Neue Sachichkeit). Эта группа худож­ников, объединенная определен­ной общей платформой — иска­нием сугубого реализма, устроила выставку, которая объездила ряд немецких городов — Дрез­ден, Мангейм и др. В Германии ныне утверждают, что экспрес­


    сионизм умер и что на смену ему пришло новое направление — «веризм»; представители «веризма» объединились в группу «Neue Sachlichkeit». Однако в это объ­единение не вошли художники- конструктивисты. Во главе группы стоит МаксБекман, Гросс, О. Дикс, Ш л и х- тер, Шольц, а также мюн­хенские неоклассики: Канольд, Шример и Мене.



         Выставка Жоржа Руо и две выставки Ж. Утрилло были крупнейшими событиями берлин­ского выставочного сезона. Давно известный Германии по имени французский художник Жорою Руо впервые предстал перед не­мецкой публикой. Журнал «Cicerone» посвятил творчеству Руо пространную статью. .

    Выставка М. Утрилло у Пауля Кассирера в Берлине да­вала характеристику всех пе­риодов творчества этого столь прославившегося ныне худож­ника. Немецкая печать довольно сдержанно отзывалась об ' Ут­рилло, находя, что успех, кото­рым в настоящее время поль­зуется Утрилло, является пре­увеличенным.

        Зимой 1925 г., в Мангейме, была организована очень инте­ресная архитектурная выставка под названием «Типы нового строительства». На выставке были представлены работы тех архитекторов, которые ярче всего выявляют новую форму. Выставка была разделена на отделы по типам построек; это несколько затрудняло выявление творче­ства отдельных архитекторов, произведения которых были раз­бросаны по разным отделам, но зато давало возможность выпукло представить новые формы строи­тельства. На выставке было много интересных проектов домов-кон­тор, фабрик, доходных домов, представленных архитекторами Мендельсоном, Гропи­усом, Мис ван дер Ро, братьям Т а у т. Выставлен был также целый ряд уже выпол­ненных проектов, как-то: ■ небо­


    скреб Керфера в Кельне, или Чили-Гауз X е г е р а. Об­зор выставки создавал впечатле­ние, что народился новый стиль, соответствующий потребностям и техническим возможностям на­шей эпохи.     '

           В Постдаме, под Берлином, состоялась выставка «50 лет гол­ландской живописи» (1875—1925). Выставка насчитывала 150 картин и около 100 гравюр и литографий. С исчерпывающей полнотой пред­ставлено было творчество худож­ников старшего поколения И. Бос- бума и И. Израельса и пейзажи голландских «барбизонцев» — Ролофса, Габриеля, Месдага, Вай- еенбруха, А. Мова и Т. де-Бока. Голландский импрессионизм был представлен Брайтнероми Я.' Ма- рис. Громадный интерес вызы­вали 10 картин Винцента ван Гога, относящихся к раннему периоду его творчества, 1888— 1890 г.г. Немногими картинами представлены были голландские художники более левых тече­ний — Ян и Шарль Тоороп, Кас­пер, Нихауз и П. Мондриан. В отделе графики вниманье при­влекали плакаты Роланд-Гольста, индийские гравюры Ныовенкампа и прекрасные гравюры Яна Тоо- ропа.

          В Берлине, в помещении на Курфюрстендаме, состоялась очередная выставка «Сецессиона», в которой, впервые со вре­мени войны, приняли участие и французские художники; на выставке были картины Де­рена, Матисса, Пикассо, Фри­за, Леже и др. Франция от­ветила на это гостеприимство тем, что немецкие художники,



    участники «Сецессиона», полу­чили приглашение участвовать в 1926 г. в «Салоне Независимых» в Париже. Вопрос несколько осложняется тем, что ряд круп­нейших немецких художников не входят в объединение«Сецессион». Если в Париж будут посланы только картины участников «Се­цессиона», то представление о не­мецкой живописи получится со­вершенно превратное. Чтобы избежать этого, немецкая пресса предлагает разослать приглаше­ния всем художникам, не входя­щим в «Сецесеион», ■— с просьбой участвовать в парижском «Салоне Независимых».

          В. Дрездене с мая по сен­тябрь 1926 г. открывается меоюду- народтя выставка современной (главным образом европейской) живописи и скульптуры. Орга­низатором выставки является директор Дрезденской галлереи


    Англия и

          В Америке, в Питсборо состоялась международная вы­ставка жтитута Карнедшсц.

    Кроме американских, француз­ских, бельгийских, голландских, шведских, польских, русских, чехословацких художников, на выставке впервые с 1914 г., со времени европейской войны, представлены были и немецкие и австрийские художники.

    Каждая секция была размещена в отдельной галлерее: устроители стремились представить в каждой секции различные течения живо­писи. Так во французской сек­ции, с одной стороны, были пред-


    д-р Ганс Поссе; это будет пер­вая международная выставка в Германии со времени войны.

         В «'Кронпринцен-Пале» в Бер­лине устроена была выставка современного швейцарского искус­ства. Пресса отмечает ослабле­ние влияния Ходлера и более сильное, чем раньше, влияние новейшей французской живописи, особенно такого мастера, как Дерен. Ни стиль, ни темы не выдают швейцарского происхо­ждения большинства картин. Среди неоклассиков критика от­мечает: Рене Обержонуа, П. Ро­бера, Вальтера Джимми, Але­ксандра Бланше, Мориса Барро, Эрнеста Моргенталер, Э. Кирхнер (Давос), X. Шерер и О. Стайгер. На выставке, конечно, пред­ставлены хорошо известные Валь- сер Пелегрини и Крейдольф.

    Ш. Р.


    Америка.

    ставлены Моран, Бенар, Ле Си- данер, с другой—: Боннар, Де­рен, Маттис, Сегонзак, Марп Лорансен.

    В немецкой секции были кар - тины Слефогта и Либермана на-ряду с Кирхнер ом и Пех­штейном.

    Первая премия в 1.500 долла­ров .присуждена была французу Ле.Сиданер, вторая в 1.000 долла­ров—-итальянецу Убальдо Оппи, третья в 500 долларов—американ­скому художнику О. Хауторну.

         В текущем году в стенах Лон­донской королевской Академии (Англия) в Берлингтон-Гауз от­



    крылась Международная вы­ставка изобразительного искус­ства, организованная между­народным объединением живо­писцев, скульпторов и графиков, во главе которого когда-то стояли Родэн и Уистлер. В этой первой,


    со времен войны, международной выставке принимали участие Франция, Германия, Англия, Голландия, Бельгия, Венгрия, Чехо-Словакия и Швейцария..

    Ш. Р.


    Италия.


    ф. Иностранная пресса полна сведениями об открывающейся весной 1926 г. Международной выставке искусств в Венеции. В этом году она обещает быть особенно интересной. Англия, Голландия, Бельгия, Венгрия, Германия, Испания, Франция, имеющие на выставочной терри­тории собственные национальные павильоны, явятся, как всегда, верными участниками выставки. Число национальных павильонов увеличивается в текущем году открытием нового павильона, по­строенного Чехо-Словакией. В ги­гантском центральном выставоч­ном дворце, включающем свыше 60'зал, кроме- основной группы итальянских экспонатов, распо­ложатся отделы- австрийский, шведский, польский, швейцар­ский. Особенно значительным по своему художественному содер­жанию будет в этом году фран­цузский павильон. Дирекция вы­ставки, душой которой является - знаток французского искусства Ви1торио Пика, наученная ropj>- $им- опытом неудачной органи­зации прошлого французского павильона официальными кру­гами Франции, решила на этот раз взять на, себя всю организа­


    цию французского отдела;, по­мимо большой ретроспективной выставки произведений. Эдгара Дега и выставки литографий Одилона Рэдона, здесь будет фи­гурировать живопись Пикассо, Утрилло, Матисса, Дерена, Мар­ке, Вюйара, Герена и Фландрена, а также скульптура Бернара, Бурделя и Майоля.

    Что касается основного италь-' янского отдела, то следует отме­тить, что на рассмотрение жюри выставки в этом году было пред­ставлено большее количество ра­бот, чем когда-либо раньше; выставка попытается дать объек­тивное представление о всех су­ществующих итальянских • тече­ниях. Ha-ряду с известными име­нами будет представлена и моло­дежь. Итальянский отдел бу­дет включать, как и прежде, ряд ретроспективных выставок; так, будет представлено твор­чество Джачинто Гиганте, неапо­литанского живописца 1-й поло­вины XIX века, живопись Дани- еля Ранцони, одного из интерес­нейших художников,, которых выдвинула Ломбардия в середине прошлого века, и обширная вы­ставка работ1 Джованшг Сеган- тини,. популярнейшего йталвян-



    ского художника конца про­шлого столетия. К этим именам нужно присоединить имена Лино Сельватико, трагически погиб­шего в 1924 г., и умершего в сле­дующем 1925 году Армандо Спа- дини, виднейшего представителя


    импрессионистических течений Италии.

    С особым интересом ожидается участие СССР, которое, к сожа­лению, в этом году вряд ли удастся осуществить.

    Б. Т.


    Турция.


            В 1^1926 [году, в “столице Турции, в Ангоре, откры­вается художественная выставка, организуемая при ближайшем участии комиссии изящных ис­


    кусств министерства просвеще­ния. Предполагается, что вы­ставка будет иметь специаль­ное скульптурное отделение.


    Реставрации.


          Пожертвованный Рокфел­лером на реставрационные работы миллион долларов (составляющий около 18.000.000 франков) распре­делен особой комиссией следую­щим образом: 10.000.000 фран­ков на восстановление дворца и парка в Версале, 4.000.000 — на дворец в Фонтенебло и 4.000.000—на восстановле­ние Реймского собора. В настоящее время внешний си­луэт собора в общих чертах вос­становлен. Вновь воздвигнуты разрушенные бомбардировкой 1914 г. аркбутаны в северной и южной части собора, а также со стороны абсиды. Работы будут закончены в текущем 1926 г. По поводу реставрации Реймского собора возник обычный принци­пиальный спор: следует ли по слепкам восстановить все раз­рушенные детали и фигуры со­бора, или же, придерживаясь


    методов научной реставрации, лишь зачинить основные повре­ждения, не прибегая к восста­новлению погибших украшений.

          Начатые еще несколько лет тому назад работы по реставрации картин Франса Гальса и посейчас вызывают оживлен­ные дебаты специалистов. Ди­ректор Музея Гратама снял со всех картин Гальса, находя­щихся в Гаарлеме, бесчисленные слои покрывавшего их лака.

    Ввиду множества нареканий на то, что реставратором' были сняты не только слои лака, но и затронуты краски, Гратама дал произвести химический ана­лиз ваты, употребляемой при реставрации, химику д-ру Г.-ван Слену, который не обнаружил в ней ничего кроме подцвеченного лака..           ,

    Интересно эти работы сопо­ставить с ведущимися в. Москве,



    Музейным отделом Наркомпроса, реставрациями старых икон и кар­тин. По отзывам английских спе­циалистов методы Музейного от­дела значительно превосходят по своейрациональности инаучности приемы, применяемые в Европе.

            В текущем году начаты работы по расчистке фресок в Си к ст и н ск ой к а п е л л е, а также по укреплению осыпаю­щихся фресок Фра Анд­желико. Любопытно отме­тить впервые примененный здесь


    способ укрепления фресковой живописи. До сих пор в таких случаях в стену вводили це­ментирующий состав—такой спо­соб применялся у нас при ре­ставрации фресок во Влади­мире, Москве, Ярославле. В Ва­тикане фрески покрыты были как пластырем густым слоем сложного состава, который, впи­тываясь в стену, вновь скрепил штукатурку стены и . укрепил краски.

    Ш. Р.