Юридические исследования - ПСИХОТЕХНИКА НА ЗАПАДЕ. Г. X. КЕКЧЕЕВ. -

На главную >>>

Иные околоюридические дисциплины: ПСИХОТЕХНИКА НА ЗАПАДЕ. Г. X. КЕКЧЕЕВ.


    Последние книжки иностранных журналов принесли сведения о все увеличивающемся размахе психотехнического движения в Западной Европе, Соедин. Штатах и Японии. Приходится поражаться чрезвычайно быстрому росту этой новой науки, которая родилась только перед войной, а теперь разрабатывается во всех культурных странах.


    ЗАПАД И ВОСТОК

    СБОРНИК ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА КУЛЬТУРНОЙ СВЯЗИ С ЗАГРАНИЦЕЙ

    МОСКВА

    1926




    Г. X. КЕКЧЕЕВ.

    ПСИХОТЕХНИКА НА ЗАПАДЕ.

    Последние книжки иностранных журналов принесли сведения о все увеличивающемся размахе психотехнического движения в Западной Европе, Соедин. Штатах и Японии. Приходится поражаться чрезвычайно быстрому росту этой новой науки, которая родилась только перед войной, а те­перь разрабатывается во всех культурных странах.

    ' Психотехника, в представлении широкой публики, это — наука о рациональном выборе профессии; на самом делй* она охватывает значительно больший круг вопросов.

    У англичан есть прекрасное выражение: the right man on the. right place, которое по смыслу можно перевести: хороший работник на подходящем для него месте. Людей, к которым можно применить это выражение, очень мало, и виной этому, между прочим, случайность в выборе людьми своей профессии. Каждая работа требует от работающего определенных качеств, физиологических (мышечная сила, ловкость, хорошее зрение) или психических (память, вни­мание, скорость реакции). Какие качества нужны для той или иной профессии и какими качествами обладает данный выбирающий профессию человек, может определить только научное исследование. До самого последнего времени наи­большую роль в выборе профессии играл случай, несколько меньшую — советы родителей, учителей, зна'комых. Привле­чение науки к проблеме выбора профессии составляет хара­ктерную особенность послевоенного времени.

    Всякому ясно, какую роль играет правильный выбор профессии для молодого человека, вступающего в жизнь. Работа его будет плодотворной и доставлять ему удовлетво­рение, так как она будет соответствовать его .способностям. Если же выбор профессии сделан неудачно, то человек будет часто переутомляться, плохо работать, быть может,



    менять профессию; во всяком случае профессия не будет доставлять ему внутреннего удовлетворения, он будет тяго­титься своей работой и чувствовать себя лишним, ненужным. Отсюда ясно, что полное выявление человека может иметь место только при правильном выборе профессии. Однако этот вопрос имеет и другую сторону. Чем лучше человек работает, тем это выгоднее для предприятия или учреждения, тем это выгоднее для всего государства. Производительность . труда выше, качество работы лучше, несчастных случаев меньше и, значит, общество также заинтересовано в пра­вильном разрешении этого вопроса, как и отдельный человек.

    Это очень хорошо поняли за границей. К изучению пси­хотехнических проблем в настощее время привлечены круп­нейшие заграничные психологи и физиологи: Вильям Штерн (Гамбург), Отто Липман (Берлин), Ляи (Париж), Амар (Париж), Майерс (Кембридж), Клапаред (Женева), Кристиансен (Брюссель), Вальтер Дилл Скотт (Питтсбург, САСШ), Уиппл (САСШ) и др. На-ряду с большими науч­ными институтами (National Institut of Industrial Psychology в Англии, Institut Lannelongue во Франции, Institute da orientacio. professional в Испании, Institut Jean Jaques Rousseau в Швейцарии, Psychologisches Institut в Германии) были организованы небольшие сравнительно лаборатории при крупных предприятиях. Промышленники быстро оце­нили выгодность профотбора. В Германии такие лаборатории имеют крупнейшие формы: AEG (Всеобщая Компания Эле­ктричества), Сименс и Шуккерт, К. Цейсс, предприятия Круппа, Людвиг Лёве, верфи «Блом и Фос», берлинский трамвай, некоторые железные дороги и многие другие пред­приятия и учреждения. Аналогичная картина наблюдается и в других государствах.

    Американцы подошли и к этому делу с истинно амери­канским размахом: они пропустили через психотехнические комиссии всю свою армию (1.700.000 чел.). Это позво­лило им направить в специальные виды войск людей, обла­дающих соответствующими качествами, и выдвинуть на офи­церские должности наиболее способных и одаренных. Соеди­ненные Штаты произвели все подготовительные работы в глубокой тайне, и только после того, как испытания закон­чились и результаты были применены на практике, руково­дители испытаний сделали доклад в Академии Наук. Ре­зультаты оказались настолько успешными, что один из гово­ривших по докладу отметил, что в будущем для военного дела профодбор окажется более ценным, чем даже 42-сан­тиметровые орудия. После успеха этого опыта психотехника получила широчайшее развитие в гражданских учреждениях.



    По мере возрастания интереса к психотехнике со стороны представителей различных профессий расширяется и область применения психотехники в выборе профессии. Сначала идет психотехническое изучение и анализ новой профессии, затем вырабатывается система физиологических, психоло­гических и психотехнических испытаний, и после ряда проб новая область завоевывается психотехникой.

    Самые испытания производятся следующим образом:

    В начале испытуемым заполняется анкета (возраст, образование и т. п.), затем следует беседа с ним и с окружаю­щими его лицами. После этого приступают к самим опытам, которые в различных странах проделываются по различным программам. Существует два основных вида испытаний: профессиональные и психологические. Во Франции много внимания уделяют профессиональным испытаниям, в которых в несколько упрощенном виде вос­производится обстановка самой профессиональной работы; в других странах (Бельгия, Швейцария, Испания, отчасти Германия) предпочитают давать испытания на отдельные психические способности, напр., внимание, память; иссле­дуют состояние органов чувств: остроту слуха, зрения, осязания. Результаты исследований сопоставляются с пси­хологическими характеристиками профессий и выбираю­щему профессию указывается группа профессий, наиболее для него подходящих, в которых он может работать с на­деждой на успех.

    Следует отметить, как весьма характерное явление для психотехники последнего времени, тесную связь между школой и психотехникой; во Франции, Германии и Соеди­ненных Штатах школа принимает активное участие в проф- консультации, в даче совета относительно выбора профес­сии. Так как огромное большинство молодых людей, обра­щающихся за советом в профконсультационное бюро, делает это тотчас же по окончании низшей или средней школы, то бюро прежде всего запрашивает педагогов; последние запол­няют специальные опросные листы о способностях их быв­шего ученика, об его памяти, внимании, успехах в различ­ных предметах. В германских. анкетах имеются вопросы о физическом состоянии ученика, об его семье и условиях жизни. В разных странах опросные листы различаются друг от друга по содержанию и объему от очень кратких (общая характеристика) до очень подробных. Несмотря на эти различия, они везде играют известную роль, так как на них и на результатах психофизиологического экспе­римента основывается совет по выбору профессии. Связь между школой и бюро теснее в тех странах (Германия),



    где учащиеся старших классов одновременно целой шкодой подвергаются исследованию в бюро.

    Однако взаимоотношения между школой и бюро этим не ограничиваются. Во многих странах Западной Европы и особенно в Соединенных Штатах — и это очень характерно для последнего времени — школа сама помогает своим питомцам выбрать профессию. Это достигается сложной системой мер, носящей название предварительной профес­сиональной ориентации (младшие классы). В общих чертах предварительная ориентация сводится к ознакомлению уча­щихся с различными видами профессионального труда в уро­ках географии, истории, арифметики; преподаватели поль­зуются для этой цели экскурсиями на заводы, посещением кино со специальными производственными программами; производятся исследования общей и специальной одарен­ности.

    В старших классах меры ознакомления учащихся с про­фессиональным трудом усложняются; вводятся самые тру­довые процессы, читаются учащимися доклады на основании изучения по книгам, путем бесед и осмотров, различных профессий. В некоторых школах Соединенных Штатов (напр., в штате Небраска) обращают внимание учеников на значение образования в жизненной борьбе, на роль лич­ных- качеств и знакомят с профориентацией и ее значением для отдельного человека и всего общества.

    В высших учебных заведениях (Гарвардский универси­тет в Бостоне и др.) работа еще более усложняется, но зато становится более конкретной. Здесь студенты уже знакомы с профориентацией и на первый план выступает дача кон­сультации отдельным студентам. Это выполняют как про­фессора, так и особые лица со специальной подготовкой. В вузах часто происходят собрания, посвященные вопросам выбора профессии, издается (Стэнфордский и другие уни­верситеты) «Бюллетень профессиональной информации», при университетских библиотеках создаются отделения, где сосредоточивается профориентационная литература.

    Школа — преимущественно, конечно, университеты — принимает деятельное участие и в подготовке квалифициро­ванных консультантов для многочисленных профконсульта- ваонных бюро. Будущие консультанты проходят специаль­ные курсы при университетах, изучают соответствующую литературу, знакомятся с анкетным и экспериментальным методами, проходят практику и получают стаж в бюро своего города. После всего этого они приступают к само­стоятельной профконсультационной работе. Из этого видно, что за границей придают серьезное значение проблеме проф.



    ориентации и отчетливо представляют себе всю сложность и трудность этой работы.

    Заканчивая наш обзор, мы должны выразить пожелание, чтобы роль психотехники и ее значение для отдельного человека и для всего государства были в надлежащей сте­пени оценены советской общественностью и чтобы дости­жения западной психотехники были нами применены, конечно, с учетом особенностей нашего социального строя.