|
|
|
О том, что художник безнадежно выпускает из своих рук создание современного стиля, что облик вещей зависит более не от него, — об этом говорилось уже неоднократно. Но в 1925 году представился редкий случай очной ставки искусства с материальной культурой, художника-«прикладника»—с техникой современного общежития, эстетических норм и традиций с реальными формами вещей, составляю¬щих лицо городской жизни нашего времени. «Международ¬ная выставка декоративных и промышленных искусств» в течение полугода демонстрировала «Парижу и миру» достижения современных одевальщиков жизни. Чьей жизни? Этот вопрос, понятно, не ставился, но ответ подразумевался сам собою, ибо совпадение понятий «художественная инду¬стрия» и «индустрия роскоши» сделалось привычным, и отнюдь не только терминологическим, фактом... |
|
|
|
ЗАПАД И ВОСТОК
СБОРНИК ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА КУЛЬТУРНОЙ СВЯЗИ С ЗАГРАНИЦЕЙ
МОСКВА
1926
Д. АРКИН.
ИСКУССТВО ВЕЩИ НА ЗАПАДЕ.
О том, что художник безнадежно ввшускает из своих рук создание современного стиля, что облик вещей зависит более не от него, — об этом говорилось уже неоднократно. Но в 1925 году представился редкий случай очной ставки искусства с материальной культурой, художника-«приклад- ника»—с техникой современного общежития, эстетических норм и традиций с реальными формами вещей, составляющих лицо городской жизни нашего времени. «Международная выставка декоративных и промышленных искусств» в течение полугода демонстрировала «Парижу и миру» достижения современных одевальщиков жизни. Чьей жизни? Этот вопрос, понятно, не ставился, но ответ подразумевался сам собою, ибо совпадение понятий «художественная индустрия» и «индустрия роскоши» сделалось привычным, и отнюдь не только терминологическим, фактом...
О терминологии, впрочем, необходимо вспомнить, раз только начинаешь говорить на темы художественной промышленности. Что собственно разумеем мы, произнося эти два слова, которые по-французски звучат как «декоративные искусства», по-немецки—как «художественное производство», а та и другая транскрипция заменяется часто словами «прикладное искусство»? Корбюзье, застрельщик французской художественной «левой» в области архитектуры и художественно-промышленных теорий, справедливо
|
жалуется на неудобную двусмысленность всех этих терминологических вариантов.
Эта двусмысленность осознана художественной мыслью уже давно,—и наши отечественные теории «искусства в производстве», конструктивизма и т. д. лишь перевели на язык медицинских рецептов сложную экономическую и культурную формулу распада художественных и технических форм современности.
Разноголосица искусства и техники—вот что вырывается наиболее резко из того пышного и нестройного хора вещей, который являет собою художественно-промышленная культура современного Запада. Чем больше проникает художественная отделка вещи в фабричную технику, — тем явственней утверждается ручная, ремесленная природа этой отделки, «прикладной»,— т.-е. приложенный, — характер этого искусства. И чем более блестящие и изысканные образцы украшения вещей показывает современный союз художника с промышленностью, тем более рельефной и четкой кажется надпись «вход художнику воспрещается», поставленная над всеми теми материальными формами жизни, которые именно и характерны для современности: машины и средства передвижения, промышленные здания и оборудование городских улиц, инструменты, приборы, аппараты всякого рода — ведь все это «тоже» материальная культура эпохи, ведь все это как раз и определяет облик ее быта, — это, а не только обстановка комнат, покрой костюма, предметы домашней утвари и т. д...
Внешне, впрочем, как-будто, все обстоит благополучно. По-прежнему Париж, Вена, Мюнхен, Прага, Берлин обладают мощными индустриями «художественной вещи», обслуживающими рынок громадного радиуса. Разнообразные отрасли художественной промышленности, в привычном смысле этих слов, следуют привычным законам (или беззакониям) спроса, моды, рекламы. Костюм и мебель, фарфор и ткань, металлические изделия и атрибуты жилища,— эти основные группы художественной промышленности, — продолжают утверждать декоративный принцип участия художника в создании форм материальной культуры.
Эта основная линия художественной промышленности, — линия традиционного ее развития, — находит свое помпезное и достойное выражение в большей части экспонатов Парижской выставки. О р н а м е н т,— орнамент, почти не зависящий от назначения вещи и от ее материала, — вот содержание этого декоративного (здесь терминология французов совершенно правомерна) искусства:
|
украшение вещей и украшение жизни вещами...
В развитии этой линии сегодняшняя Европа показывает немало любопытного. В способе украшения вещей сплетаются причудливым узлом влияния экзотического фольклора, дикарских примитивов, американской рационализации быта, непереваренных остатков «модерна» и следов «опрощения» военного времени. Хаотический сплав пышности (применение парчи) и нарочитого однообразия — в современном костюме негрский примитив и манерная изысканность — в принадлежностях домашнего обихода и различных «предметах украшения»; стремления к целесообразному упрощению и затейливый комфорт — в мебели и обстановке жилища...
Техника орнамента — в ткани, дереве, металле, стекле, камне, фарфоре, коже и т. д. — показывает исключительно высокие достижения. Но от этого орнамент не сращивается ни с материалом, ни с самой вещью, а остается только орнаментом: крайним и пародоксальным выражением этой «независимости» орнамента может служить «creation» парижской художницы С. Делонэ, покрывшей одним и тем же «беспредметным» узором кузов автомобиля и... манто его владелицы (см. рис. 1).
Достижение высот мастерства в орнаменте требует индивидуальной отделки каждой вещи, требует в итоге ручной работы. И торжество традиционного декоративного начала в - художественной промышленности означает, что в высших точках своего технического совершенства художественная вещь является вещью почти что уникального характера, — индивидуальным произведением искусства. К этому старинному положению приходит художественная промышленность в век массовой индустрии, в эпоху стандартизации производства!..
Мы говорим именно о высших проявлениях этой традиционной художественно-промышленной культуры. Разумеется, мы имеем на Западе и огромное массовое изготовление «художественных» вещей, составляющее обширную промышленную отрасль таких стран, как Франция, Австрия, Германия. Именно продукция этой отрасли, наполняет гигантские универсальные магазины Парижа, все эти Ла- файетты, Лувры, Прентан, ярмарки и «мессы», Вены, Лейпцига, Праги, витрины и выставки Берлина, Мюнхена... Но прав тот же Корбюзье, когда он раскрывает лицо этого «массового» производства художественных или, точнее, украшенных вещей: «Когда-то украшенная вещь была редка и дорога... Теперь ею наполнены витрины универсальных магазинов; она стоит дешево, и ее может купить
|
мидинетка. Но она дешева благодаря тому, что она плохо сделана и что украшение маскирует собою дефекты изготовления и плохое качество материала... Фабриканту выгодно оплачивать художника, чтобы спрятать недостатки производимых предметов, прикрыть слабость материалов и отвлечь глаз от этих пороков, показывая пряную приправу блестящей отделки и симфонию красок» *).
|
Рис. 1. С. Дел'онэ.— Орнамент для кузова автомобиля . ’ и дамского костюма. --
|
Итак, в своем лучшем, современная художественная промышленность тяготеет к уникальному, ручному, дорогому, оставляя для массового потребления — суррогат художественной вещи, имитацию, брак. Декоративный принцип, таким образом, фатально приводит к производству, рассчитанному на обиход немногих, к художественной вещи — предмету роскоши.
Но к этому же современная художественная промышленность приходит и другим путем. — Развитие орнамента
|
l) Le Corbusier. «L’art decoratif d’aujoiirclhui», P. 1925, pp. 89—90.
|
в принципе враждебно не только началам массового и дешевого производства: орнамент в процессе своего совершенствования не может не столкнуться с самим утилитарным назначением вещи,— с теми формами, которые в ней продиктованы не художественными моментами, а требованиями бытового обихода. Эти требования и эти формы подчас стесняют декоратора, стесняют развитие орнамента. И последний предпочитает тогда развиваться в вещах, не имеющих никакого утилитарного значения, — в вещах чисто-декоративных, лишенных в сяк oii обязательной полезности. Отсюда — огромное значение в современной художественной промышленности разных безделушек, украшений в собственном смысле слова, декоративной скульптуры, литья, декоративного фарфора, —этих всевозможных objets d’art, призванных украшать и только украшать. В этих «чистых» проявлениях декоративного начала (а их так много показали выставочные павильоны Франции, Австрии, Чехии, Италии и т. д.) утверждается, таким образом, уже с другой стороны, то же тяготение современной художественной промышленности к обслуживанию «нужд» роскоши...
Кривая развития традиционной художественной промышленности в наши дни неизбежно приводит не к массовой утилитарной вещи, а к предмету-уникуму, к предмету роскоши...
Что же противодействует (или пытается противодействовать) этой традиционной «декоративной» линии в художественно-промышленной культуре современного Запада? Бесспорно, — это противодействие имеется — и если оно еще не достаточно заметно с той стороны художественной промышленности, которая обращена к рынку, — то мы находим достаточно четкое и внятное выражение этой другой линии в исканиях и делах целого ряда передовых художественных группировок.
Как одинокий выразитель протеста против начал «украшения» в художественной промышленности, над Парижской выставкой, ■— этим пышным парадом декорированной вещи и декорированной жизни, — вздымалась бетонная «Башня туризма» архитектора Маллэ-Стевенса, представлявшая собой геометрически-простое и аскетически-строгое сочетание горизонтальных и вертикальных архитектурных щгоскосхей. (см. рис. 2). Эта тоже «ненужная»,*неути^Й1та^[ая и, еэди ■'{ угодно, своего рода «декоративная» постройка говорияа,4 однако, о тех новых тенденциях, которые развиваются на «левом» фланге художественно-промышленной куль-
|
туры—вопреки традиционной линии декоративного искусства 1). •
Эти тенденции питаются, прежде всего, сознанием обре- ченности «ручного» (мы бы сказали кустарного) художе-
ственного труда, в смысле его ' влияния на формы материаль- ной культуры, на облик быта, на , создание нового стиля.
Последний определяется ма- шиною, совокупностью техни- ческих машинных форм, а не украшательскими претензия- ми художника. ’
К машине, к той новой материальной культуре, ко- торая создается машиной, к этому новому железобетон- ному зодчеству, к стандарт- ным формам вещей амери- канского механизованного обихода —. устремляются и чисто-эстетические и практи- чески-деловые симпатии худо- жественных групп, вроде объединяемых «Esprit Nou- veau» во Франции Веймарским «Bauhaus’oM»2) в Германии, а также отдельные «левые» архитектора и художники этих и других стран.
Их первые лозунги и фор- мулировки, еще далекие от законченной теории или про- граммы, •— а равно и их первые конкретные дела, — направлены к отрицанию «декоративной», у к р. а- шательской роли ху-
дожника в производстве вещей. Они отчетливо
|
*) Мы не касаемся здесь вовсе Советского павильона, ибо говорим лишь о западной художественно-промышленной культуре и ее тенденциях.
|
2) «Bauhaus» («Дом Строительства»), основанный вскоре после окончания войны в Веймарз и ныне обосновавшийся в гор. Дессау,— является центром немецких «левых» художественно-промышленных течений. Во главе «Bauhaus’a» стоит архитектор Вальтер Гропиус.
9*
|
Рис. 2. Маллэ-Стевенс. «Башня туризма» на Парижской выставке 1925 г.
|
сознают, что в эпоху массового стандартного производства новый стиль, новый облик жизни делается машиной, — и попытки художника-декоратора здесь просто смешны.
Обращаясь к современной индустриальной технике, как единственному творцу нового стиля, эти художники на первых порах склонны вовсе отрицать какую бы то ни было роль искусства в создании современной материальной культуры, — и прокламировать культ (почти религиозный и, во всяком случае, эстетический) — машины и машинной формы. Книжки и журналы группы «Esprit Nouveau» наполнены снимками американских элеваторов и океанских пароходов, новейших дирижаблей й трипланов, броненосцев и ангаров, автомобилей и подъемных кранов, железнодорожных эстокад и мачт электроцентралей, — циклопических построек Чикаго и Детройта, аггрегатов и частей современных машин и средств транспорта...
Однако эстетическое увлечение удивительными формами современной машинной техники было бы бесплодным, если бы оно не привело, одновременно, к каким-то практическим выводам, если бы оно чему-то не научило художника. Об этой новой ..практике приходится пока судить только по отдельным опытам и работам. Но в последних уже явственно обнаруживаются общие предпосылки новой художественнопромышленной культуры.
Вещь должна, прежде всего, быть максимальноцелесообразной, хорошо служить своему назначению. Целеустр емленность формы — к максимуму полезного действия вещи для человека, для его физического существа.
Здания и вещи, сделанные Шаннерэ-Корбюзье или веймарскими художниками-производственниками, почти лишены каких-либо специфических «художественных» черт. Позиция «левых», — позиция борцов и отрицателей,—; заставляет этих мастеров проводить свои принципы в наиболее крайнем, наиболее подчеркнутом и заостренном виде. Борясь с искусственным навязыванием орнамента материалу и вещи, они вовсе отказываются от орнамента. Ничего декоративного. Никакого «украшательства». Художник- меблировщик непрочь поучиться искусству целесообразной формы по прейс-курантам и чертежам американской конторской обстановки (см. рис. 3). То же и в домашней утвари (см. рис. 4).
' Веймарцы воздвигают образцовый жилой дом и обставляют его в сотрудничестве с десятками промышленных фирм: здесь господствует целесообразность, простота, гигиена,
|
орнамент почти вовсе изгнан, и только в общем облике всего этого жилищного ансамбля угадывается, — скорее, чем замечается, — определённая художественная воля.
|
Рис. 3. Веймарский «Bauhaus». Туалетный стол.
|
Целесообразность как художественный принцип, — вот основная черта этой, противоположной декоративной традиции, линии современного
|
художественного производства. Проблема новой эстетик и, новой художественной трактовки технических форм встает здесь сама собой.
Архитектура, естественно, является, в этом отношении, передовой, ведущей отраслью художественно-промышленной культуры: и не случайно, что от архитектуры во многом и идут эти новые течения, новые теории художественной промышленности. Архитектуре же принадлежит и руко-
|
Рис. 4. Веймарский «Bauhaus». Чайник работы М. Брандт.
|
водящая роль в практической выработке современной эстетики целесообразности, если позволено так выразиться. ,
Однако, при всей неразработанности дальнейших художественных путей этого фланга художественно-промышленной культуры,— надо признать его несомненную практическую устремленность к массовому производству, а следовательно, и к массовому потребителю. Так или иначе, эта линия решительно порывает ■с индустрией роскоши, с этим «искусством для искусства» в плане промышленности,—в каковых пределах пролегает традиционная линия художественного производства.
Между пышным, но внутренне бесплодным расцветом этой традиционной декоративной вещи, тщетно пытающейся
|
казаться жизненной и нужной среди обступивших ее фабрикатов массовой индустрии, — и первыми" попытками создания художественных форм быта на основе целесообразности и машинного производства — развивается художественнопромышленная культура современного Запада.
На одной ее крайней точке — художник, стремящийся сохранить за собой и в мире машинных форм право на привычные, «ручные», методы своего искусства; на другом
|
Рис. 5. Арх. Жиразек (Вена). Проект загородного дома.
|
фланге — нарождение нового типа художественной работы, тесно связывающей свою творческую волю с законами современного производства, с волей современного быта.
Легко понять, какая гамма разнообразных оттенков звучит между .этими пределами, образуя художественнопромышленный «стиль» современности.
|
| |
|