Алексеев
С. С. Правовые
запреты в структуре советского права // Правоведение. - 1973. - № 5. - С. 43 - 51.
С. С. Алексеев
,
доктор юридических наук
Правовые запреты в структуре советского права
1. Правовые запреты — необходимый элемент социалистического правопорядка. С их помощью обеспечивается закрепление социалистических общественных отношений, определяются важнейшие стороны государственной и гражданской дисциплины, непреложный минимум нравственных требований, границы дозволенного и недозволенного в поведении граждан, действиях организаций, государственных органов.
Но если общественно-политическое значение и социальная ценность правовых запретов вырисовываются в целом с достаточной определенностью, то по своей юридической природе, месту и функциям в структуре советского права они представляют собой сложные, в определенном смысле загадочные юридические образования. Ведь нередко запреты как таковые оказывают регулирующее воздействие на общественные отношения; в то же время в структуре права существуют обособленные запрещающие нормативные предписания. Юридическая практика свидетельствует, что в ряде случаев дело не может быть решено, если не опираться на конкретизированную запрещающую норму, в других — ориентиром для решения дела служит общий запрет, растворенный в комплексе норм. Чем это объяснить? Весьма сложны связи общих запретов и запрещающих предписаний с иными нормами — управомочивающими и в особенности охранительными. В частности, не вполне ясно, можно ли рассматривать уголовно-правовые нормы особенной части как такие предписания, которые наряду с «чисто» уголовно-правовым содержанием выражают и общие запреты.
2. Прежде всего необходимо с предельной четкостью проводить различия между запрещающими нормативными предписаниями, прямо выраженными в тексте нормативных актов, и запретами как формами правового регулирования.
Запрещающее нормативное предписание — это «обычное» государственно-властное веление, непосредственно выраженное в тексте нормативного акта и состоящее в возложении на тех или иных лиц обязанности воздерживаться от действий известного рода. Запрещающих предписаний в нормативных актах не так уж мало (например, ст.ст. 24, 63, 74, 75, 77 КЗоТ РСФСР; ч. II ст. 40. Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик; ч. IV ст. 12 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении и др.). В тексте указанных и многих других нормативных актов нормы-запреты выражены при помощи слов «запрещается», «запрещено», «не допускается» и т. д.
Однако сложность проблемы в том, что наряду с такого рода конкретизированными, формально-определенными запрещающими предписаниями существуют и оказывают свое регулирующее воздействие на общественную жизнь запреты как таковые.
В советской юридической литературе общепризнано положение о трех основных формах регулирования: позитивном связывании, дозволении, запрете.1 Но до сих пор — насколько нам известно — еще не обращено внимание на то, что указанные «формы» по-разному выражаются и «работают» в структуре права. Если позитивное обязывание мыслимо лишь в виде конкретных, формально-определенных предписаний, то запреты (а также в известной мере и дозволения) могут существовать и как таковые. Иными словами, они в структуре права не только воплощаются в запрещающих предписаниях, но и «живут» в виде общих запретов, выраженных в системе норм, в том числе управомочивающих, охранительных.
Характерно, что правоприменительные органы при решении конкретных дел нередко ориентируются на то, что в данной области отношений существует общий запрет, и потому признают неправомерными действия лиц, совершенные при отсутствии прямого дозволения. Так, по одному из дел, рассмотренных Верховным Судом РСФСР, установлено, что жюри конкурса на лучшие образцы детских игрушек отобрало представленные под разными девизами четыре образца, каждый из которых был предложен в виде самостоятельной работы, и, объединив их в одну серию, присудило автору одну вторую премию. В определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РСФСР подчеркнуто: «Условиями конкурса не установлено, что несколько разных образцов игрушек, представленных под разными девизами, могут быть объединены в одну серию с присуждением им одной премии». Коллегия не согласилась с мнением нижестоящей судебной инстанции, полагавшей, что условия конкурса «не запрещают» объединение нескольких образцов, отметив, что такой вывод «противоречит характеру условий конкурса».2 Характер отношений по конкурсу таков, что здесь не требуется прямого запрещающего предписания («нельзя объединить образцы»): жюри конкурса не управомочено на совершение действий подобного рода.
Та же мысль выражена в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 12 марта 1971 г., в котором указано, что согласно ст. 50 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик «. . .суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой или кассационной инстанции. Но этой статьей не предусмотрена возможность возвращения дела на новое рассмотрение в суд надзорной инстанции. .».3
Какова же природа общего запрета — запрета как такового? Допустимо, думается, предположить, что в тех случаях, когда общие запреты функционируют в правовой системе «как таковые», они выступают как правовые явления, близкие, а, быть может, и тождественные по -своим свойствам и функциям правовым принципам. Принципы представляют собой особые первичные подразделения структуры права.4 Они выполняют нормативно-направляющие функции в той или иной общности юридических норм — институте, отрасли, праве в целим.
Аналогична и роль общих запретов. Они выражаются в комплексах юридических норм. Общие запреты призваны интегрировать, объединять разнообразный правовой материал, в какой-то степени направлять его развитие. Так, общий запрет «не нарушать социалистическую собственность» выражен в конституционных положениях (ст. 131 Конституции СССР) и во множестве управомочивающих и охранительных норм уголовного, гражданского, административного и других отраслей права. Сам факт существования такого запрета, надо полагать, не только придает известное единство указанным выше предписаниям, но и предопределяет целенаправленный характер правового регулирования охраны общественной социалистической собственности, дифференциацию и интеграцию связанных с этим предписаний и их общностей. В ряде случаев, обособляя запрет и формулируя его в виде самостоятельного принципа, законодатель стремится определенным образом направить развитие правового регулирования. Так, в ч. II ст. 40 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик закреплено такое предписание-запрет: «Всякая деятельность, нарушающая природные комплексы заповедников или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих особую научную и культурную ценность, запрещается как на территории заповедников, так и в пределах устанавливаемых вокруг заповедников охранных зон». В соответствии с этим запретом должны впредь определяться и содержание прав землепользователей, и порядок посещения территории заповедников и многие другие юридические нормы.
3. Разграничение запрещающих нормативных предписаний и запретов как принципов, важное само по себе, не объясняет, однако, причин такого разграничения, неодинаковые функции запретов и запрещающих предписаний в различных областях общественных отношений. В самом деле, почему в отношениях по конкурсу судебные органы признают неправомерными действия жюри, которые прямо не запрещены, но противоречат характеру конкурсных отношении? И почему, например, в делах, связанных с возложением юридической ответственности за занятие запрещенным промыслом, необходима прямо сформулированная в тексте нормативного акта запрещающая норма? Отменив по делу Фадеева вынесенный ранее приговор и определения, судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР указала: «Фадеев за занятие кустарным промыслом без регистрационного удостоверения мог нести ответственность на основании ст. 162 УК РСФСР, если бы этот вид промысла был бы запрещенным».5
Ключом к решению поставленных вопросов (а они — главные при определении юридической природы правовых запретов) являются особенности двух основных типовых способов правового регулирования, один из которых может быть назван «разрешительным», а другой — «дозволительным».
Разрешительный — это такой способ регулирования, в соответствии с которым правопорядок в данной области отношений дозволяет только то, что прямо разрешено нормативными предписаниями. Дозволительное же регулирование строится по противоположному принципу: дозволено все, что не запрещено. Разумеется, это «все» в развитой правовой системе тоже имеет свои границы: оно не должно противоречить законодательству, его «духу», принципам, социальному назначению. Тем не менее при разрешительном регулировании субъектам в данном круге отношений дозволено совершать любые правомерные действия, поскольку они не запрещены нормативными предписаниями.
Применение того или иного способа регулирования обусловлено особенностями опосредуемых правом отношений, своеобразием социально-правовой, политической обстановки, этапом развития социалистического государства, развитием социалистической демократии. По мере успехов социалистического и коммунистического строительства в содержании советского права и права других социалистических стран возрастает удельный вес дозволительного регулирования (понимаемого — надо повторить — в том смысле, что общее дозволение предполагает строгое соблюдение субъектами действующего законодательства, его «духа», принципов, социального назначения). В современных условиях значителен круг и таких общественных отношений, где требования строжайшей законности, государственной дисциплины предопределяют существенную социальную ценность разрешительного регулирования.
От способа регулятивного воздействия зависят основания, вызывающие к жизни запрещающие нормы, сам факт их реального бытия, их функции в системе права.
Дозволительное регулирование немыслимо без точно определенных, конкретизированных запрещающих предписаний (например, в области административного и финансового права: предписаний, определяющих запрещенные промыслы). Все иные действия, например, промыслы, не указанные в установленном законом перечне, признаются правомерными, дозволенными, хотя бы они в нормативных актах и не упоминались.
Иная картина там, где действует разрешительный способ регулирования. Сама по себе «логика» права не требует в этом случае обособления самостоятельных запрещающих предписаний. Законодатель вводит запрет всей системой данных норм. Регламентируя содержание субъективных прав, устанавливая юридическую ответственность за определенное поведение, законодатель при разрешительном регулировании тем самым определяет, что субъекту дозволено, а что не дозволено. Общий запрет как бы «растворен» в системе управомочивающих и в особенности охранительных нормативных предписаний.6
Конечно, и при разрешительном регулировании возможно формулирование обособленных запрещающих предписаний. Но это каждый раз обусловлено особыми причинами.
В частности, обособление самостоятельных запрещающих предписаний может быть вызвано необходимостью усиления регулирующего и идеологического воздействия права с тем, чтобы обратить особое внимание на недопустимость определенного поведения, подчеркнуть социально-политическое содержание правовых установлений. Например, в ст. 77 КЗоТ РСФСР в первой фразе устанавливается общий принцип оплаты по труду в соответствии с его количеством и качеством, а во второй указывается: «запрещается какое бы то ни было понижение размера оплаты труда в зависимости от пола, возраста, расы и национальной принадлежности». Такого рода запрещающее пред-, писание не только юридически подкрепляет и детализирует указанный выше общий принцип оплаты по труду, но и оттеняет важные социально-политические моменты данного института.
Следует также иметь в виду отмеченную ранее близость общих запретов и правовых принципов, сходство, а, возможно, и единство их направляющих регулятивных функций. По-видимому, кроме отмеченных ранее оснований, введение в нормативные акты предписаний-запретов выполняет при разрешительном регулировании роль «ступеньки» для установления новой юридической ответственности. Частичным подтверждением тому служат, например, чч. IV и V ст. 12 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении. В ч. IV закреплен запрет: «Запрещается занятие медицинской и фармацевтической деятельностью лицам, не допущенным к этой деятельности в установленном порядке». На первый взгляд такое предписание излишне, так как в ч. I данной статьи с предельной четкостью указано, что к медицинской и фармацевтической деятельности «.. .допускаются лица, получившие специальную подготовку и звания..». Но сразу после формулирования запрета в ч. V ст. 12 говорится: «Ответственность за незаконное врачевание устанавливается законодательством союзных республик». Введение предписания-запрета не только увеличило регулирующую силу нормы, изложенной в ч. I. придало ей безусловную обязательность и категоричность, но и создало необходимые предпосылки для указания на юридическую ответственность, наступающую в случае незаконного врачевания.7
4. Дозволительный и разрешительный порядок правового регулирования характеризуется специфическими способами связи дозволения и запретов, носящими характер «жесткой» объективной закономерности.
То, что дозволения и запреты (управомочивающие и запрещающие нормы) существуют и функционируют в «паре», в органическом единстве подмечено в литературе давно. Это единство лежит в основе их конструкций, как абсолютные правоотношения, правоотношения пассивного типа и др.
Но дело не только в единстве. Хотя в некоторых случаях (по основаниям, указанным выше) и может сложиться ситуация, когда при дозволительном регулировании функционируют конкретные управомочивающие предписания и соответствующие конкретные предписания-запреты, но с точки зрения внутренней «логики» рассматриваемых способов регулирования подобное соотношение вряд ли типично. Специфически закономерный характер носит иное соотношение: если правопорядком установлено общее дозволение, то ему корреспондируют конкретные запрещающие нормативные предписания; и напротив, если правопорядком введен общий запрет-принцип, то его коррелятом являются конкретные управомочивающие нормы.
Следовательно, правовое регулирование характеризуется диалектикой — нерасторжимым единством, взаимопроникновением и взаимодействием общего и конкретного. Здесь мы встречаемся еще с одним случаем специфических закономерностей, свойственных соотношению субъективных прав и обязанностей в правоотношении.8 Можно предположить, что детальное изучение указанных соотношений в сфере дозволительного и разрешительного регулирования позволит выявить и другие закономерные связи, глубже проникнуть в «тайны» правовой материи, в частности, раскрыть новые стороны отраслевых методов правового регулирования.9
5. Интересен вопрос о месте общих запретов в системе советского права. В самом деле, если конкретные запрещающие предписания входят в комплексы норм соответствующей основной отрасли — административного права, гражданского права, земельного права и др., то какова отраслевая принадлежность общих запретов — запретов «как таковых»?
По своим главным юридическим особенностям общие запреты тяготеют, скорее всего, к государственно-правовым предписаниям. Подчеркнем: по юридическим особенностям, а не по форме нормативного закрепления (в конституционных актах запретов выражено не так уж много). Общий характер действия запретов, их обращенность ко всякому и каждому, их глубинные функции в интегрировании и развитии правового регулирования — все это «выдает» принадлежность общих запретов к сфере советского государственного права. Будучи по большей части «обратной стороной» позитивных и охранительных правовых норм, общие запреты выступают в качестве своеобразного слоя в правовой ткани, входящего в «орбиту» государственного права.
Глубинная государственно-правовая природа общих запретов предопределяет особенности их функциональных связей и прежде всего — связи с советским уголовным правом.
Советское уголовное право — это такая материальная профилирующая отрасль, которая от других основных отраслей отличается тем, что в непосредственном своем содержании выражает правоохранительную функцию,10 является наиболее ярким и сравнительно «чистым» воплощением охранительной подсистемы советского права. В рассматриваемом отношении общие запреты (не нарушать социалистическую собственность, не посягать на здоровье, честь, достоинство гражданина и др.) выполняют ту же функциональную роль, что и иные общие предписания государственно-правового типа: они лежат в основе конкретных охранительных уголовных предписаний и их объединений, в определенной мере интегрируют их, направляют их развитие. В науке советского уголовного права еще недостаточно оценена такая интегрирующая и направляющая роль общих запретов, хотя она не менее значительна, чем роль объектов непосредственной уголовно-правовой охраны.
Отмечая ведущую роль общих запретов по отношению к конкретным предписаниям советского уголовного права, необходимо выделить и другую сторону их функциональных взаимозависимостей.
Основываясь на общих запретах социалистического правопорядка, нормы советского уголовного права в то же время имеют существенное значение в установлении и формировании этих запретов. В принципе справедливо мнение А. А. Пионтковского, что уголовный закон «.. .сам непосредственно вводит и устанавливает правовые нормы и правоотношения». Автор указывает в качестве примера на то, что «.. .уголовные законы участвуют в определении границ субъективного права советского гражданина».11 По мнению М. И. Ковалева, уголовное право, в частности, конкретизирует установленные государством гарантии охраны жизни, здоровья, чести и достоинства человека. «Устанавливая, например, — пишет автор, — уголовную ответственность за умышленное и неосторожное убийство, телесное повреждение и т. п., оно предписывает всем гражданам под страхом весьма строгого уголовного наказания воздерживаться от соответствующих посягательств. Одновременно эта гарантия имеет и свои пределы, так как тот, кому уголовное право обещает телесную неприкосновенность, не может ее употребить во зло другим людям. Закон лишает гражданина своей защиты, когда он спровоцировал с другой стороны действия, подпадающие под признаки необходимой обороны».12
Вместе с тем позиция, защищаемая А. А. Пионтковским и М. И. Ковалевым, нуждается в уточнениях. Вряд ли общие запреты, формулируемые с помощью уголовного закона, и те общие абсолютные правоотношения, которые на их основе складываются, верно рассматривать в качестве «уголовно-правовых». Такой взгляд тем более нельзя признать правильным в отношении конкретных запрещающих предписаний, с которыми нормы особенной части уголовного права находятся в сложных функциональных взаимозависимостях.
Вообще, характеризуя роль уголовного права в отношении запретов, необходимо учитывать особенности указанных выше типовых способов правового регулирования.
Наиболее существенна роль уголовного права в установлении общих запретов при разрешительном регулировании. Введение уголовной ответственности за определенные общественно опасные деяния, как правило, свидетельствует о наличии в данной области отношений общего запрета. При этом можно предположить, что уголовный закон (закон, а не норма!)—явление более богатое и многогранное, чем «просто» источник уголовного права. Будучи формой выражения и закрепления уголовно-правовых охранительных предписаний, уголовный закон в какой-то мере имеет и государственно-правовую природу: он выступает в качестве средства, при помощи которого в правовую систему вводятся и общие запреты.
Однако и здесь — при разрешительном регулировании — общие запреты не могут рассматриваться в качестве уголовно-правовых явлений. Будучи основанными на требованиях социалистической морали, они представляют собой продукт всей правовой системы социалистического общества и прежде всего — государственного права.
Было бы преувеличением полагать, что благодаря лишь уголовному закону введен, например, юридический запрет не нарушать право собственности, жизнь, здоровье, честь, достоинство человека и т. д. По природе своей эти и другие запреты (непосредственно основанные на требованиях морали) являются общими, к тому же они тяготеют к методу правового регулирования, свойственному государственному праву.
Конечно, сам факт существования охранительных уголовно-правовых предписаний придает общим запретам специфическую окраску предопределяет особые, уголовно-правовые формы их выражения (таковы, например, нормы, запрещающие вести пропаганду войны, расовой ненависти и пренебрежения к другим народам, распространять клеветнические измышления о мероприятиях Советской власти и др.).
По-иному строятся связи между уголовно-правовыми предписаниями и запретами при дозволительном регулировании. Этот порядок регулирования характеризуется «обратным» соотношением дозволений и запретов: дозволено все, что прямо социалистическим правопорядком не запрещено. Здесь запреты непосредственно вводятся иными отраслями, и они в принципе должны выражаться в виде конкретизированных запрещающих предписаний. При дозволительном регулировании уголовный закон не участвует в установлении юридического запрета. Он лишь придает ему уголовно-правовой оттенок, необходимую определенность, «повышенную» властно-императивную силу.
При дозволительном регулировании, когда юридические запреты формируются другими отраслями, последние находятся преимущественно в «обратной» функциональной связи с уголовным правом.
Особенность такого рода «обратной» связи чутко улавливают судебные органы при решении ряда юридических дел. Уже приводились примеры из практики Верховных Судов, ставящих уголовную ответственность за занятие недозволенным промыслом в прямую зависимость от наличия в административном (финансовом) законодательстве соответствующих прямых запрещающих предписаний. Такого рода связь берется за основу и при решении некоторых других уголовных дел. Например, по делу Овчинникова, связанному с нарушениями на автотранспорте, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСФСР указала, что ст. 23 Правил движения на автотранспорте «. . .не относится к числу правил, влекущих ответственность по ст. 21 УК РСФСР».13
В сфере отношений, для которых характерен дозволительный способ регулирования, обнаруживается тенденция к усилению взаимодействия между уголовным правом и рядом других отраслей. «. . .Современной тенденцией при совершенствовании уголовного права,— пишет В. Н. Кудрявцев, — является все более тесная связь его с нормами других отраслей права».14 Необходимость упрочения этой связи требует, чтобы юридические запреты, с которыми уголовное право связывает возможность ответственности, формулировались в виде отдельных самостоятельных, детализированных по содержанию нормативных предписаний.
В ходе дальнейшего совершенствования советского законодательства необходимо, на основе функциональных связей в системе права, максимально согласованно (синхронно) развивать позитивное регулирование общественных отношений, формулируя самостоятельные нормы-запреты, и вводить новые охранительные предписания. «Вообще нецелесообразно, — отмечает В. Н. Кудрявцев, — принятие новых уголовно-правовых норм по вопросам, которые не урегулированы в позитивном плане другими отраслями права».15 И хотя автор не учитывает в достаточной мере значение уголовного закона в установлении общих запретов, в принципе приведенная мысль заслуживает поддержки: она правильно отражает существование «обратных» функциональных связей между уголовным правом и другими отраслями единого советского права.
Рекомендована
кафедрой теории государства и права Свердловского юридического института
1 Одним из первых на различие между указанными формами регулирования (прежде всего — между запретами и дозволениями) указал О. С. Иоффе (см.: О. С. И о ф ф е. Юридические нормы и человеческие поступки. В сб.: «Актуальные вопросы советского гражданского права». М, Изд. «Юридическая литература», 1964, стр. 16—26). В настоящее время рядом авторов (В. Ф. Яковлевым, В. Д. Сорокиным, А Б Пешковым) предприняты попытки связать с названными основными формами особенности методов регулирования. Жаль только, что в интерпретации В. Д. Сорокина такой подход, позволивший очертить типовые методы, привел к крайним выводам — отрицанию отраслевых методов (см.: В. Д. Сорокин. Административно-процессуальное право. М., Изд. «Юридическая литература», 1972, стр. 30—39).
2 «Бюллетень Верховного Суда РСФСР». 1970. № 11, стр. 2—3.
3 «Бюллетень Верховного Суда СССР», 1972, '№ 3, стр. 17.
4 См.: О. С. Иоффе. Структурные подразделения системы права (на материалах гражданского права). Уч. зап. ВНИИСЗ. вып. 14, 1968, стр. 45.
5 «Бюллетень Верховного Суда РСФСР», 1970, № 10, стр. 15; см. также, например: «Бюллетень Верховного Суда СССР», 1965, № 4, стр. 19.
6 По мнению О. С. Иоффе, в социалистическом обществе «запрет становится не более, чем оборотной стороной правила, наполненного соответствующим позитивным содержанием» (О. С. Иоффе. Юридические нормы и человеческие поступки, стр. 18).
7 Заключительная часть ст. 43 Примерного Устава колхоза содержит строгий запрет: «Содержание скота сверх установленных Уставом норм запрещается». Надо полагать, что «логика» такого рода предписания-запрета требует разработки действенных и гибких мер, обеспечивающих проведение его в жизнь (включая и меры юридической ответственности).
8 Некоторые другие «жесткие» закономерности связи, свойственные соотношению прав и обязанностей, отмечены в работе: Проблемы теории права, т. 1. Свердловск, 1972, стр. 320—324.
9 Первые шаги в этом направлении, надо полагать, уже сделаны. В. Ф. Яковлев показал, что важная особенность метода гражданско-правового регулирования—его дозволительная направленность. Правда, автор, по-видимому, несколько переоценил эту особенность метода гражданского права: он считает правонаделение главной чертой метода, хотя и справедливо признает, что гражданскому праву свойственна особая дозволительность и, стало быть, «изюминку» гражданско-правового метода следует искать в иных особенностях гражданско-правового регулирования. В одной из статей В. Ф. Яковлев пишет, например: «Гражданское право, в отличие от трудового, колхозного, земельного наделяет всех субъектов в принципе равной однотипной правоспособностью; этим оно обеспечивает выступление лиц в одних и тех же ролях...» (В. Ф. Яковлев. Сущность и основные черты гражданско-правового метода регулирования общественных отношений. «Правоведение», 1972, № 6, стр. 87). Но все же ориентация на исследование особенностей дозволений в гражданском праве открывает путь к выявлению глубинных закономерных связей, присущих этой профилирующей отрасли советского права.
10 См.: В. Г. Смирнов. Функции советского уголовного права. Изд. ЛГУ, 1965, стр. 16 и след.
11 Курс советского уголовного права. Часть Общая, т. I. M., Изд. «Наука», 1970, стр. 12—13.
12 См.: М. И. Ковалев. Советское уголовное право, вып. 1. Свердловск, 1971, стр. 97.
13 «Бюллетень Верховного Суда РСФСР», 1973, № 1, стр. 11.
14 В. Н. Кудрявцев. Две книги об уголовном законе. «Советское государство и право», 1969, № 10, стр. 160.
15 Там же.
| |