Юридические исследования - ЗАПАД И ВОСТОК. СБОРНИК ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА КУЛЬТУРНОЙ СВЯЗИ С ЗАГРАНИЦЕЙ. Часть 3. -

На главную >>>

Иные околоюридические дисциплины: ЗАПАД И ВОСТОК. СБОРНИК ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА КУЛЬТУРНОЙ СВЯЗИ С ЗАГРАНИЦЕЙ. Часть 3.



    ЗАПАД И ВОСТОК

    СБОРНИК ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА КУЛЬТУРНОЙ СВЯЗИ С ЗАГРАНИЦЕЙ

    МОСКВА

    1926


    ВОСТОК И ЗАПАД.

    Когда тонкий и яркий знаток Востока, Киплинг, про­возгласил, что никогда не сойдутся Восток и Запад, глубо­кий западный писатель Востока оказался плохим пророком. То воспитание, которое он получил, та среда, в которой он рос и жил, были так полны сознанием, что два мира, столько столетий стоящие друг-- против друга, чужие и не- слиянные, так и останутся неслиянными, что и не поды­малось даже робкое сомнение в том, действительно ли это так. Между тем стоит оглянуться беспристрастно на действительность, чтобы понять, что жизнь уже дала совер­шенно другой ответ.

    Та перемена в отношениях Востока и Запада, которую мы наблюдаем теперь и которая очевидна для всех, подго­товлялась уже давно, но лишь мировая война и наша рево­люция так ускорили темп перемены, что мыв праве говорить о совершенно новых взаимоотношениях Востока и Запада. Если мы углубимся в очень отдаленное прошлое, то вряд ли мы найдем достаточную разницу между жизнью наро­дов Востока и народов Запада, чтобы могло иметь место какое-либо противоставление. Лишь с появлением эллин­ского, а потом римского культурного мира рождается про­тивоставление Запада Востоку, Европы — Азии. Проти­воставление яркое и определенное. Нам пока не. достаточно хорошо известны все факторы жизни Средземноморья, с одной стороны, и Азии—с другой, чтобы понять, какие именно причины вызвали столь разный ход развития исто­рии Запада и Востока. Мы еще мало представляем себе тех так называемых первобытных людей, из которых путем упорного и долгого развития образовались уже историче­ские деления на расы, племена, народы.

    Мы можем только пока установить факт разных путей развития Востока и Запада, приведших к той глубокой разнице, какая существовала между Востоком и Западом долгими веками и подала даже повод думать, что разница



    количественная обратилась в разницу качественную. Собы­тия нашего времени показывают, что старый взгляд был ошибочен и что вопрос о Востоке и Западе и исторически должен быть пересмотрен-, и при этом пересмотре окажется, что и в прежнее время по существу разница была гораздо меньше, чем мы себе это представляли, и что во всяком случае ход экономической и политической жизни был во многом почти одинаков. Культурное развитие, в основу которого ложится развитие экономическое и политическое, явление настолько сложное, что нам пока почти не прихо­дится говорить с достаточным пониманием о законах ил управляющих.              . ’

    Уже и во время постепенного образования «Запада» он не был отрезан от «Востока». Поход Александра Македон­ского оставил глубокие следы на Переднем Востоке, создал у ворот Индии Греко-бактрийское царство, где символи­чески соединялись греческие и индийские надписи.

    Искусство Греции оставило глубокие следы в искус­стве Передней Азии, Средней Азии, Индии с Индоне­зией и через них и в искусстве Дальнего Востока, испы­тывая в свою очередь и на себе восточные влияния. Еврей­ский мир, и непосредственно и через христианство, глубоко повлиял на .культуру Запада, а затем, проникшись сам за­падными элементами, перенес их далеко на Восток. Рим в своих миродержавных стремлениях тесно сплотил Запад с известным тогда' Востоком, передав эти же стремления полувосточной Византии. С своей стороны Восток в лице Ирана, стремится на Запад и переносит к себе многое из его культуры. Проложены торговые пути, точное время проло- жения которых нам пока неизвестно: южный путь шел с Дальнего Востока, через всю Среднюю и Переднюю Азию, северный от берегов Черного моря, через теперешнюю Россию и Сибирь в Монголию и Китай. Широко разносится пись­менность, происхождение которой на Востоке, но которая, в бесконечных разновидностях становится «восточно-за­падной».

    Волны кочевников с Востока заливают Европу, главным образом восточную, и частично оседают, чтобы слиться посте­пенно с местным населением, с которым они потом почти бесследно сливаются. Многое в истории переселения народов нам еще далеко не ясно, но факт на-лицо, и мы видим, что опять жизнь соединяет Восток и Запад. Появляются на исто­рической сцене арабы как проводники ислама, захватываю­щего один народ Востока за другим, мусульманская куль­тура захватывает Африку, а потом мы видим ее захваты­вающей и значительные части Европы, — Испанию, часть



    Италии, Византии; в России Кавказ постепенно тоже захвачен исламом, как и вообще значительная часть Перед­ней Азии. Поражает богатая культура, более высокая, чем большая часть культуры тогдашнего Запада, на которой эта новая восточная культура оставляет глубокий след, не исчезнувший, напр., до сих пор в Испании и Италии. Слож­ные экономические и политические причины рождают на религиозной почве движения крестовых походов* где в те­чение долгого времени, бок-о-бок живут две культуры, восточная и западная, влияя друг на друга, при чем более культурная, Восток, оказывает наибольшее влияние, в сло­вари западных народов попадают восточные слова, восточ­ные литературы и искусство оставляют неизгладимый след на западной культуре. Кто не знает тех прелестных расска­зов и сказок, которыми Запад обязан Востоку.

    Обмен шел и в области науки: медицина, математика, даже цифры идут с Востока на Запад; многие ли теперь •помнят о том, что они пишут старыми индийскими цифрами?

    Крестовые походы долголетним сожительством, то бое­вым, то мирным, много способствуют взаимному ознакомле­нию Востока и Запада.

    С ростом промышленности и торговли на Западе начи­нается и усиленная торговая тяга на Восток. Торговля эта, мы знаем, уже установилась давно, но политические события, особенно втор_жения и набеги кочевников заста­вляют временами торговлю прекращать по угрожаемым путям. Ищут новых путей. Монголы в своих громадных походах производили не только опустошения, но и значи­тельные передвижения населения.

    Рост корабельного дела вызывает ряд морских путеше­ствий, ищут путей в Индию, о несметных богатствах которой давно уже на Западе ходили фантастические, но заманчивые легенды. Путешественники сухим путем и морем описывают неведомые до того страны, рядом с ними мы видим миссио­неров. Почти неведомый до того в своей повседневной жизни, Восток делается известным в Европе благодаря опи­саниям путешественников. Торговля с Востоком растет необыкновенно быстро, создаются торговые компании с факториями на Восток. За купцом начинает тянуться авантюрист и завоеватель. Появляются колонии, растет' приток западных людей на Восток.

    Семнадцатый, восемнадцатый, девятнадцатый века со­здают новую науку, свободное исследование, и естественно, что громадные, глубокие культуры Востока начинают изу­чаться систематически. В процессе этой работы естественно ме­няется взгляд на Восток как на низший по сво.ей культуре мир.



    Европа понимает, что она подошла к миру с самостоятель­ными, великими культурными достижениями. Но Запад начинает бояться многомиллионного Востока, создается тревожное представление о желтой опасности. Европа и Аме­рика думают о полном подчинении себе Востока, но время упущено, если когда-нибудь и была возможность взять власть над Востоком. Япония первая показывает пример и выходит на новый путь. Туда же стремится и Китай. Мировая война, пошатнувшая равновесие Европы, создает новые условия экономического и политического развития. Наша револю­ция усиливает начавшееся на Востоке движение и своими лозунгами права народов на самоопределение окончательно ломает преграду между Востоком и Западом.

    Мы стоим у начала новой эры, которой предстоит создать теснейшую связь между Западом и Востоком на основе настоящего равноправия. Нам, которые в силу всего нашего прошлого и нашего настоящего, принадлежим к Востоку и Западу, а в силу наших представлений о новых путях ми­ровой жизни являемся действительно людьми нового строя, предстоят громадные задачи в деле спайки Востока и Запада. Мы свободны от европейских предрассудков о превосходстве Запада над Востоком, и в этом наша громад­ная сила,

    Но для того, чтобы иметь возможность действительно создать ту слайку между Востоком и Западом, в которой так нуждаются обе стороны, необходимо прежде всего настоящее понимание Востока и Запада. Между тем оно существует лишь у весьма немногих. Невежество наше, особенно по отношению к Востоку, поразительно. Пока это. невежество существует, мы не сможем надлежащим образом повести нашу работу. Восток надо знать весь, и старый и новый, и главный путь лежит через знание страны, через знание языков: кто говорит через переводчиков, тот будет всеща иметь лишь искаженное представление о Востоке. Пора уже сознать, что не. только знание хотя'бы одного западного языка обязательно для всякого образованного человека, но и знание хотя бы одного восточного. Сейчас многим такое требование может показаться странным, но тем, кто так полагают, нечего тогда и пытаться думать о создании глубо­кой связи между Востоком и нами, а через нас и Западом.

    Попытка создать журнал, который будет в равной мере посвящен и Западу и,Во,стоку, не легка, потому что пока еще то, что важно и интересно для одних, безразлично для дру­гих,^ обратно; надр приучить людей той и другой стороны к т,ом,у, что есть интересы мировые, что перед человечеством стоят задачи общие, всенародные, международные и что

    Запад 11 Восток. Кя. I.                                                                                                                                  2



    разрешить их можно только сообща. Надо постараться найти язык общих всем понятий новой жизни.

    То, что. мы пережили, э,та р,ознь между народами, про­явившаяся с такою губительной силою, показывает, что нельзя дольше жить старой жизнью, что нужен новый строй жизни, и он уже намечается.. Но не ясны его международные пути, и их надо найти со,обща. Для этого прежде всего надо лучше знать друг друга, надо проникнуться сознанием, что некогда Восток и Запад были одним культурным миром и что потом, когда они обособились, связь между ними и воздействие их друг на друга никогда не прекращались, и что потому естественно новое объединение Востока и Запада. .

    Жизнь, особенно жизнь нашего Союза, показала, что национальное сознание может явиться лучшим выявителем всего интернационального. Мы будем говорить на страницах наших сборников о многих народах, тщательно отмечая общее у них ■— это лучший путь выяснения общего между ними, благодаря которому и сложится, наконец, мировой Союз.