Алексеев,
С. С. О
перерастании советского права в систему норм коммунистического общежития /
С. С. Алексеев.
//Советское государство и право. -1962. - № 5. - С. 18 – 26
О ПЕРЕРАСТАНИИ СОВЕТСКОГО ПРАВА В СИСТЕМУ НОРМ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ
Доктор юридических наук
С. С. АЛЕКСЕЕВ
Советское социалистическое государство, обеспечив полную и окончательную победу социализма в нашей стране, вступило в новый период своего развития. Оно превратилось из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство, в орган выражения воли и интересов всего народа. Важнейшая отличительная черта Советского государства в новый, период его развития состоит в том, что оно перерастает в коммунистическое общественное самоуправление. «Общенародное государство,— говорил на XXII съезде КПСС Н. С. Хрущев,— это новый этап в развитии социалистического государства, важнейшая веха на пути перерастания социалистической государственности в коммунистическое общественное самоуправление».
В новый период развития вступило и советское социалистическое право. Выражая государственную волю всего советского народа, оно в период развернутого строительства коммунизма находится в стадии постепенного перерастания в систему норм коммунистического общежития. В этом состоит важнейшая отличительная черта советского права в современных условиях и вместе с тем важнейшая объективная закономерность его развития на весь период развернутого коммунистического строительства.
I
Перерастание советского права в систему норм коммунистического общежития означает, что в конечном итоге произойдет переход правовых норм в неправовые нормы коммунистического общества, переход, при котором часть правовых норм отпадет без какой-либо их замены иными социальными нормами, а другая часть вместе с иными социальными нормами — нормами морали, нормами общественных организаций, обычаями — постепенно трансформируется в единую систему правил коммунистического общежития. Иными словами, развитие советского права в период развернутого строительства коммунизма предполагает в качестве конечного результата отрицание (отмирание) права, но отрицание (отмирание) не механическое, а диалектическое, при котором не только отбрасывается старое, отжившее, но и воспринимается новое, прогрессивное, содержащееся ныне в советском праве.
Таким образом, переход от правовых норм к нормам неправовым произойдет лишь в конечном итоге развития советского права. Для такого перехода нужно построение развитого коммунистического общества, а также победа и упрочение социализма на международной арене. Процесс отмирания права является длительным, охватывающим целую историческую эпоху.
В чем же в этом случае заключается развитие советского права в настоящее время?
На современном этапе развернутого строительства коммунизма перерастание советского права в систему норм коммунистического общежи-
19
тия состоит главным образом во внутренних преобразованиях правового регулирования, в результате которых оно все более приближается к коммунистическим формам опосредствования общественных отношений.
Процесс внутреннего преобразования правового регулирования сводится в основном, по нашему мнению, к следующему. Во-первых, в период развернутого строительства коммунизма развиваются особенности правовых норм, выражающие их моральное и непосредственно-общественное действие. В советской юридической литературе обычно обращается внимание на своеобразие обеспечения норм социалистического права. Многие авторы, характеризуя отличительные черты советского права, подчеркивают, что нормы советского права обеспечиваются не только мерами государственного принуждения, но прежде всего — мерами организационного характера, моральным и непосредственно-общественным воздействием.
Это, конечно, совершенно правильно. А. Н. Шелепин в речи на XXII съезде КПСС отметил теоретическую несостоятельность и политическую вредность сведения права к одному лишь принуждению. Однако в чем причина обеспечения норм советского права указанными средствами? Меры общественного воздействия, общественное мнение и т. п.— все это меры обеспечения неправовых социальных норм (норм морали, норм общественных организаций). Почему же возможно их использование для обеспечения норм права? Дело в том, что особенности правовых норм в социалистическом обществе не исчерпываются их «чисто правовым» содержанием.
В советской литературе признано, что предписания правовых норм в значительной своей части совпадают с требованиями коммунистической нравственности, сливаются с ними. Отсюда моральный авторитет, моральная сила норм права и, как следствие этого,— обеспечение их средствами морального характера.
Нормы социалистического права обладают и непосредственно-общественным действием, т. е. таким действием, которое свойственно нормам общественных организаций. Это становится предельно ясным, если исходить из своеобразия Советского государства. Как отмечается в Программе КПСС, Советы сочетают в себе черты государственной и общественной организации. Следовательно, и акты Советов, оставаясь правовыми, включают в себя такие черты, которые характерны для неправовых норм, издаваемых общественными организациями (указанными чертами, заметим кстати, объясняется включение в состав нормативных актов общих деклараций, призывов и др.).
Таким образом, уже сейчас нормы советского права — это очень своеобразный тип социальных норм: в них, наряду с «чисто правовым» содержанием, серьезное значение принадлежит и отмеченным выше качественно новым сторонам. В период развернутого строительства коммунизма удельный вес этих качественно новых сторон возрастает. Соответственно тому, что Советы все более выступают как общественные организации, усиливается моральное и непосредственно-общественное действие норм, издаваемых органами Советского государства. «В том, что предписания социалистического права,— пишет Н. Г. Александров,— обладают огромной силой морального авторитета в народных массах, заключается его внутреннее качество, содержащее возможность постепенного перерастания социалистических правовых норм в неюридические нормы коммунистического общества» [1].
Во-вторых, при переходе к коммунизму растет и ширится участие трудящихся масс в осуществлении правотворческой и правоприменительной деятельности социалистического государства. Особо велика здесь
20
роль общественных организаций трудящихся, в том числе таких специфических общественных образований, как народные дружины по охране общественного порядка, товарищеские суды и др. Широкое участие трудящихся масс в правотворчестве, активная роль общественных организаций в правоприменительной деятельности государства еще более усиливают моральное и непосредственно-общественное действие правовых норм, обеспечивают их развитие по пути перерастания в нормы коммунистического общежития. Ярким свидетельством этого процесса является развитие новых форм правового регулирования, в основном рассчитанных на регламентацию отношений, связанных с деятельностью общественности. Такой характер присущ, в частности, правовой регламентации деятельности народных дружин по поддержанию общественного порядка, организации и деятельности товарищеских судов, деятельности коллективов трудящихся по вынесению общественных приговоров в отношении лиц, уклоняющихся от общественно-полезного труда и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни, и др.
Правовое регулирование в указанных случаях строится таким образом, что действие соответствующих норм невозможно без деятельности советской общественности, общественных организаций трудящихся. Правовое регулирование нацелено здесь на то, чтобы обеспечить деятельность общественных организаций по регулированию общественных отношений.
В-третьих, период развернутого строительства коммунизма характеризуется качественными изменениями в самой правовой форме общественного регулирования (т. е. того, что относится к «чисто правовому» содержанию норм социалистического права).
Развитие правового регулирования в нашей стране показывает, что Советское государство в ряде случаев переходит к новым методам регулирования (например, переход от административно-правового метода к гражданско-правовому при заготовках сельскохозяйственных продуктов). Существенно изменяется и само «качество» некоторых методов правового регулирования (например, все большее проникновение в самую ткань административно-правового регулирования начал самодеятельности, инициативы субъектов). Преобразуется нормативная форма правового регулирования, а также происходят и некоторые другие процессы, в результате которых правовое регулирование в социалистическом обществе все более утрачивает черты, обозначаемые условным термином «буржуазное право».
Таковы главные направления внутреннего преобразования правового регулирования в период развернутого строительства коммунизма. Эти преобразования свидетельствуют о том, что по своему содержанию и формам правовое регулирование в современных условиях все более приближается к тому типу общественного регулирования, которого требуют коммунистические общественные отношения. Но при этом нельзя забывать, что в социалистическом обществе еще долго будет существовать переплетение правового и неправового регулирования общественных отношений. «На протяжении определенного времени,— говорит Н. С. Хрущев,— будут переплетаться черты государственного руководства и общественного самоуправления».
Со временем накопившиеся преобразования в правовом регулировании приведут к более глубоким качественным изменениям — к переходи от права к системе норм коммунистического общежития. В современном же его состоянии советское право в полной мере еще не готово к такому переходу. Нужен еще определенный процесс внутреннего развития советского права, постепенного приближения его к системе норм коммунистического общежития на такую дистанцию, при которой переход от права к неправу (если наступят соответствующие внутренние и внешние условия) окажется и возможным и необходимым.
21
II
Развитие советского права в систему норм коммунистического общежития осуществляется в ходе максимального использования правовой формы в интересах коммунистического строительства. На эту особенность развития советского права в период развернутого строительства коммунизма необходимо обратить особое внимание.
Было бы совершенно неправильным рассматривать перерастание норм советского права в нормы коммунистического общежития в качестве обособленного, самодовлеющего процесса, идущего независимо от использования права в целях коммунистического строительства. Дело обстоит как раз наоборот: перерастание советского права только и возможно в ходе его совершенствования, упорядочения, усиления его действенной роли.
Необходимость максимального использования правовой формы в целях коммунистического строительства со всей силой подчеркнута XXII съездом КПСС. Программа КПСС ставит задачу дальнейшего укрепления правопорядка, задачу совершенствования правовых норм, регулирующих хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную работу, содействующих решению задач коммунистического строительства и всестороннему расцвету личности. «Передача многих важных государственных функций общественным организациям, постепенное превращение силы убеждения и воспитания в основной метод регулирования жизни советского общества,— говорил на XXII съезде Н.С.Хрущев,— не означает и не может означать ослабления контроля за строгим соблюдением норм советского права, дисциплины труда и жизни. Мы должны воспитывать уважение к советским законам. В полную меру надо использовать и силу закона и силу общественного воздействия, влияния».
Следовательно, в период развернутого строительства коммунизма должны быть до конца («в полную меру») использованы все возможности, содержащиеся в правовой форме общественного регулирования. Специально следует указать на значение правовых средств воздействия для формирования нового человека — человека коммунистического общества. «Все экономические, социально-бытовые, политические, правовые рычаги необходимо использовать для развития коммунистической сознательности людей и искоренения остатков буржуазной психологии и морали» [2].
Отмеченные особенности развития советского права в период развернутого коммунистического строительства позволяют подойти к решению вопроса о сфере действия правового регулирования в современный период.
Общая закономерность, определяющая сферу действия советского права на весь период строительства коммунизма, четко сформулирована в Программе КПСС. «В процессе перехода к коммунизму все более возрастает роль нравственных начал в жизни общества, расширяется сфера действия морального фактора и соответственно уменьшается значение административного регулирования взаимоотношений между людьми». Перерастание норм советского права в нормы коммунистического общежития в конечном счете будет означать сужение области правового регулирования, а затем и полную замену правового регулирования неправовым.
Но означает ли это, что уже сейчас повсеместно происходит общее сокращение сферы правового регулирования? На наш взгляд, не означает.
В современных условиях, когда перерастание советского права в систему норм коммунистического общежития выражается главным обра-
22
зом во внутренних преобразованиях, расширение сферы действия морального фактора и уменьшение значения административного регулирования далеко не всегда приводит к сужению области действия социалистического права. Рассматриваемый процесс идет в основном внутри советского права без существенных изменений сферы его действия (хотя, разумеется, по некоторым группам общественных отношений область правового регулирования имеет тенденцию к известному сужению).
Если же учитывать, что перерастание норм права в нормы коммунистического общежития происходит в ходе максимального использования права в целях коммунистического строительства, то выясняется неизбежность расширения в отдельных случаях области правового регулирования. Эту тенденцию можно наблюдать в законодательной практике Советского государства последнего времени.
Так, принятый в 1960 г. Закон об охране природы в РСФСР расширил круг объектов правовой охраны. Закон предусматривает, что объектами природы, подлежащими охране, являются не только земля, ее недра, воды, леса и др., но и типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты, а также курортные местности, лесопарковые защитные пояса и пригородные зеленые зоны. Новые уголовные кодексы, оставив за пределами уголовной ответственности некоторые деяния, ранее признававшиеся преступными, вместе с тем ввели новые составы. Введена административная ответственность в отношении лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни. Усилена уголовная ответственность по особо опасным преступлениям и установлена ответственность за преступно-небрежное использование или хранение сельскохозяйственной техники.
Некоторое расширение сферы правового регулирования вовсе не противоречит действию отмеченной выше общей закономерности. Чтобы решить задачи коммунистического строительства и, в частности, чтобы обеспечить расширение сферы действия морального фактора, необходимо в ряде случаев расширить область правового регулирования, усилить по отдельным правонарушениям юридическую ответственность.
Таким образом, перерастание права в систему норм коммунистического общежития — это не прямая линия развития от правовых, к неправовым нормам, а сложный, диалектически противоречивый процесс. В ходе этого процесса до конца исчерпываются все возможности, заложенные в правовой форме, происходит совершенствование правовых норм, усиление роли права в жизни общества.
III
Как отмечал на XXII съезде Н.С.Хрущев, «строительство коммунизма осуществляется самыми демократическими методами, путем совершенствования и развития общественных отношений, отмирания старых и возникновения новых форм жизни, их переплетения и взаимовлияния». В соответствии с этим перерастание советского права в систему норм коммунистического общежития реально выражается в формировании, развитии и совершенствовании таких способов общественного регулирования, которые в том или ином виде будут восприняты системой норм коммунистического общества.
Развитие в праве ростков коммунистического регулирования не следует понимать упрощенно, схематично. В советском траве нет «готовых» норм и институтов, которые в нынешнем их виде без каких-либо изменений перейдут в коммунистическое общество. В современных условиях ростки коммунистического регулирования формируются, развиваются и совершенствуются в пределах таких отношений и институтов, которые в будущем отпадут или перерастут в отношения и институты нового типа. Это значит, что в настоящее время складываются отдельные элементы
23
(приемы, принципы) системы общественного регулирования коммунистического общества. Причем и они, выйдя в будущем из пределов отношений, где они до этого функционировали, преобразуются, приобретут новый вид, новый облик и в таком преобразованном виде органически войдут в систему норм коммунистического общественного регулирования.
Необходимо особо подчеркнуть, что новое и перспективное формируется и развивается в пределах существующих общественных отношений первой фазы коммунизма. «При всех его гигантских всемирно-исторических достижениях,— говорил на XXII съезде Н. С. Хрущев,—социализм во многих отношениях — в экономическом, нравственном, правовом и в сознании людей — носит еще отпечаток старого строя, из недр которого он вышел». На первой фазе коммунистического общества, при социализме, Советское государство в ряде случаев использует «старые» правовые формы, приспособленные для регулирования социалистических общественных отношений. Поэтому в период строительства коммунизма нередко можно наблюдать такое соотношение между новым и старым, когда новое не может развиваться иначе, как в рамках отношений, облекаемых в настоящее время в «старую» правовую форму.
Вот характерный пример. В период развернутого коммунистического строительства, наряду с развитием личной собственности — основного средства обеспечения индивидуальных потребностей граждан, намечается развитие и новых, коммунистических, в своей основе, способов индивидуального обладания материальными благами, построенных на началах пользования без поступления соответствующих объектов в собственность индивида.
Нет сомнений в том, что в развитом коммунистическом обществе обладание материальными благами на началах индивидуального и коллективного пользования (при сохранении личной собственности на определенный круг объектов) станет важнейшим способом обеспечения все возрастающих потребностей людей.
Но могут ли в современных условиях эти новые способы обладания материальными благами формироваться обособленно от существующих общественных отношений, в химически-чистом виде? Разумеется, нет! Отношения по пользованию теми или иными объектами оформляются в настоящее время при помощи ряда гражданско-правовых институтов, в том числе института имущественного найма.
Обязательство имущественного найма известно всем правовым системам, связанным с регулированием отношений товарного производства. В условиях социализма этот институт приспособлен для опосредствования имущественных отношений, складывающихся на основе социалистического товарного хозяйства. Но все же по своей форме он остается «старым» институтом. Поэтому то новое, что постепенно формируется в области обладания материальными благами, не может не развиваться внутри института, давно уже известного различным правовым системам. Здесь новое пробивает себе дорогу в рамках старого, сосуществуя с ним.
Следовательно, когда Коммунистическая партия ставит задачу развивать практику проката машин бытового назначения [3], то речь идет вовсе не о том, что имущественному найму (прокату) придается значение ростка коммунистических форм использования соответствующих объектов. Речь идет о совершенно другом: ростки новых способов обес-
24
печения индивидуальных потребностей при существующей системе общественных отношений могут получать развитие главным образом в пределах «старых» институтов [4]. Во второй фазе коммунизма эти «старые» институты (в том числе, имущественный наем) отомрут, а ростки нового, существовавшие ранее в рамках «старых» институтов, получат полный простор для своего развития, органически войдут в коммунистическую систему общественных отношений.
Итак, характеризуя перерастание советского права в систему норм, коммунистического общежития как процесс, который идет уже в настоящее время, необходимо вместе с тем отдавать себе ясный отчет в том. что на данном этапе развернутого коммунистического строительства, этот процесс осуществляется в сложных условиях — в условиях, когда ростки коммунистической системы общественного регулирования формируются, развиваются и совершенствуются в рамках общественных отношений первой фазы коммунизма.
IV
Вопросы развития советского права в систему норм коммунистического общежития связаны с проблемой так называемых «технических норм».
До недавнего времени в юридической литературе были широко распространены представления о несовместимости социальных и технических норм. По мысли многих авторов, техническими являются такие нормы, которые регулируют не отношения между людьми, а отношение людей к предметам природы, техники и т. д. В последние годы по вопросу о технических нормах высказан иной взгляд. Ряд советских авторов полагает, что и технические нормы имеют социальное содержание [5].
В самом деле, если существуют нормы, регулирующие поведение людей (а не отдельного человека) по отношению к предметам природы, техники и пр., то они неизбежно приобретают социальное содержание, т. е. являются нормами, регулирующими отношения между людьми по поводу предметов природы, техники. В технике, рассматриваемой вне ее социального содержания (а противопоставление социальных и технических норм возможно лишь при такой трактовке техники), каких-либо норм, т. е. правил поведения людей, вообще нет. В этом случае в технике остаются лишь определенные естественные законы и законы техники. Эти объективно существующие законы обусловливают необходимость наиболее целесообразного обращения при данном уровне развития производительных сил с орудиями труда и предметами природы. Но для того чтобы требования, обусловленные естественными законами и законами техники, стали нормами, им должно быть придано общее значение, так как «норма — не просто правило, а общее правило поведения, имеющее значение не для отдельного индивида, а для всех людей, входящих в состав определенного коллектива» [6].
25
Таким образом, проблема технических норм — это в сущности лишь проблема содержания социальных норм. Технические требования в той части, в какой они обладают социальным содержанием, могут быть выражены и в правовых нормах, и в нормах нравственности, и в нормах общественных организаций, и в обычаях [7].
Вывод о том, что технические нормы могут выступать в качестве правовых, имеет важное теоретическое значение. Этот вывод может быть использован и для решения проблем перерастания советского права в систему норм коммунистического общежития.
Во-первых, в период развернутого коммунистического строительства экономическая роль Советского государства неуклонно возрастает, поэтому содержание правового регулирования социалистического общества (а также регулирования, осуществляемого при помощи норм общественных организаций) характеризуется постоянным увеличением удельного веса технических норм. В составе нормативных актов Советского государства все большее значение приобретают акты, специально направленные на регулирование отношений людей по поводу обращения с орудиями труда и предметами природы, по поводу их использования и т. д. (ГОСТ, технические руководства, правила по технике безопасности и др.).
Технические нормы, входящие в состав нормативных актов, формируются с непосредственным учетом законов техники, закономерностей природы и т. д. Эта черта технико-юридических норм открывает возможность для более непосредственного воздействия на производительные силы [8]. Следовательно, повышение удельного веса технико-юридических норм — процесс, обеспечивающий в современных условиях максимальное использование правовой формы в интересах строительства коммунизма.
Во-вторых, увеличение удельного веса технических норм в составе советского права связано и с общими закономерностями перерастания советского права в систему норм коммунистического общежития. По своему содержанию технические нормы, в какую бы форму они ни облекались (форму правовых норм или норм нравственности, или норм общественных организаций, или обычаев), являются совершенно однотипными. Отсюда следует, что по линии технических норм открываются наиболее благоприятные возможности для прямого перехода правового регулирования к регулированию, осуществляемому при помощи норм нравственности, норм общественных организаций и обычаев. И хотя в настоящее время еще нет необходимых условий для такого прямого перехода, продолжающийся процесс накапливания в составе советского права технических норм выражает одно из направлений развития со-
26
ветского права, в соответствии с которым оно все более приближается по своему содержанию к системе норм коммунистического общества.
В-третьих, технические нормы, вероятно, откроют путь к применению кибернетики при регулировании общественных отношений (мы указываем на эту возможность в порядке самой общей постановки вопроса). В советской литературе началась разработка проблем, касающихся применения кибернетики в праве. По мнению Н. Д. Андреева и Д. А. Керимова, кибернетические машины могут быть использованы для выполнения некоторых вспомогательных операций, в том числе для справочно-информационнсй службы, решения некоторых задач правотворчества, кодификации законодательства, обобщения судебной практики, проведения документальной криминалистической экспертизы. В области правотворчества, например, кибернетические устройства могут быть использованы для обработки всех предложений при обсуждении законопроектов, а также для сравнения правового регулирования разных стран и разных исторических периодов. При этом авторы подчеркивают, что использование кибернетических устройств при решении правовых проблем не может изменить само право [9].
Как уже отмечалось, в настоящее время при регулировании хозяйственных отношений широко используются многочисленные технико-юридические нормы (нормы, определяющие качество продукции, последовательность хозяйственных операций при комплектовании изделий, наиболее рациональную организацию хозяйственных связей и др.). По-видимому, в ряде случаев наиболее целесообразное применение технических норм для решения некоторых сложных вопросов (например, организация хозяйственных связей при системе кооперированных поставок в масштабе всей страны, нахождение оптимальных вариантов транспортировки грузов) может быть достигнуто при помощи кибернетических устройств. Возможности к этому имеются еще и потому, что технические нормы позволяют с необходимой точностью отработать алгоритм — символический язык быстродействующих счетно-решающих машин.
Таким образом, повышение в советском праве удельного веса технических норм открывает известные перспективы для совершенствования советского права еще в одном направлении, в направлении использования электронной вычислительной техники в целях регулирования некоторых групп общественных отношений. Конечно, и в этом случае за человеком остается выбор той или иной возможности и принятия решения по соответствующим вопросам.
В современный период советская правовая наука находится на переломном рубеже своего развития. Вместе с социалистическим государством и правом юридическая наука вступает в новый этап своего развития. Если и ранее важнейшей задачей советского правоведения было изучение закономерностей развития советского права (что, однако, не всегда достаточно последовательно осуществлялось в работах правоведов), то в современных условиях советская юридическая наука сосредоточивает свое внимание на исследовании закономерностей развития права в период развернутого строительства коммунизма, закономерностей его перерастания в систему норм коммунистического общежития. Эта — главная задача определяет и будет определять характер и основные линии развития правовой мысли на всех стадиях движения нашего общества к коммунизму.
27
[1] Н. Г. Александров, Развитие социалистического права в нормы коммунистического общежития («Советское государство и право», 1961, № 9, с. 31).
[2] Н. С. Хрущев, О Программе Коммунистической партии Советского Союза, Госполитиздат, М., 1961, с. 92.
[3] В постановлении июльского Пленума ЦК КПСС (1960 г.), говорится: «Пленум ЦК КПСС, обращает особое внимание на развитие общественных форм использования машин бытового назначения —• автомобилей, стиральных машин, пылесосов и других видов техники. В этих целях необходимо продолжать работу по созданию прокатных -пунктов бытовой техники и улучшению их деятельности» («Пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза. 13—16 июля 1960 г. Стенографический отчет», Госполитиздат, М., 1960, с. 329).
[4] Следует, однако, заметить, что развитие в пределах «старых» институтов новых способов обладания материальными благами существенно преобразует эти институты. Яркий пример такого преобразования — обязательство жилищного найма. Тот специфический способ обладания жильем, который сложился в социалистическом обществе в домах общественного фонда, настолько преобразовал отношения имущественного найма, что возник новый вид обязательственных отношений, отличающийся от обязательства имущественного найма.
[5] См. П. Т. Полежай, В. С. Шелестов, О соотношении юридических и технических норм в социалистическом обществе («Советское государство и право», 1960, № 10, с. 13—21); Б. Р. Левин, Юридические формы государственного руководства социалистическим производством («Правоведение», 1960, № 3, с. 137); см. также Г. М. Шатков, О соотношении технических и правовых норм («Вестник ЛГУ», 1961, № 17, с. 140—1!43).
[6] См. О. С. Иоффе, М. Д. Шаргородский, Вопросы теории права, Госюриздат, М., 1961, с. ,122. Интересно, что на эту особенность норм, лишающую почвы саму постановку вопроса о противопоставлении социальных и технических норм, указали авторы, которые отстаивают необходимость такого противопоставления.
Позиция О. С. Иоффе и М. Д. Шаргородского по вопросу о природе технических норм довольно своеобразна. Они определяют технические нормы как нормы, которые «направляют поведение людей в их отношениях с природой» (там же, с. 124). Стало быть, технические нормы регулируют все же поведение между людьми в их отношениях с природой, а не отношения человека и природы, т. е. техническим нормам присуще социальное содержание. О. С. Иоффе и М. Д. Шаргородский так и пишут: «Технические нормы обладают определенным социальным содержанием». Разграничение технических и социальных норм они признают возможным только в том случае, если брать технические и социальные нормы в чистом виде (с. 125). Однако технические нормы в «чистом (виде» — это уже вовсе не нормы, ибо «как только правило поведения утрачивает общее значение или до тех пор, пока оно не приобретает такого значения, оно перестает быть или еще не становится нормой» (с. 122).
[7] Как нам представляется, с аналогичных позиций решается вопрос о «нормах организационной деятельности государственных и иных учреждений», выделяемых П. Е. Недбайло в особую категорию социальных норм (см. Я. Е. Недбайло, Применение советских правовых норм, Госюриздат, М., 1960, с. 26, 45—46). Эти нормы, поскольку они являются именно нормами, т. е. правилами поведения людей, относятся и к правовым, и к нравственным, и к общественным нормам в узком смысле слова.
[8] По этому вопросу интересные соображения высказал Н. А. Райгородский (см.. «Правоведение», 1961, № 2, с. 34—43).
[9] Н. Д. Андреев, Д. А. Керимов, О возможностях кибернетики при решении правовых проблем («Вопросы философии», I960, № 7, с. 106).
| |