Алексеев
С. С. О материалистическом подходе к системе советского права // Правоведение. - 1961. - № 3. - С. 15 - 24.
С. С. Алексеев , кандидат юридических наук
О материалистическом подходе к системе
советского права
Отсутствие достаточно плодотворных результатов последней дискуссии о системе советского права во многом объясняется тем, что в ходе дискуссии не были с необходимой четкостью определены методологические принципы решения соответствующих проблем. И это не случайно, так как отдельные авторы, как нам кажется, вообще склонялись к тому, что вопросы системы советского права являются вопросами формально-логического характера, сводящимися к нахождению такого fundamentum divisionis, которое наилучшим образом отвечало бы практическим задачам, возникающим при классификации правовых норм.1
Слов нет, вопросы системы советского права настолько сложны и многогранны, что едва ли возможно' ожидать здесь полного единодушия советских ученых по всем конкретным вопросам. Однако, поскольку речь идет о методологических принципах, достижение единства во взглядах советских ученых является, безусловно, обязательным условием дальнейшей работы по решению отдельных проблем классификации правовых институтов. Особо важно в этом отношении утверждение материалистического подхода при исследовании системы советского права.
1
В каждой научной проблеме может быть найден пробный камень, который дает возможность с предельной точностью установить исходные теоретические позиции того или иного автора. Пробным камнем при решении вопросов классификации правовых институтов является положение об объективном характере системы права.
Необходимо сказать прямо — отказ (в той или иной форме) от теоретического положения об объективном характере системы права существенным образом колеблет прочность материалистического истолкования социальных явлений. В самом деле, если система права не имеет объективного характера, то может ли быть отнесено к категории объективной реальности само право? Очевидно, нет, ибо система права представляет собой одно из выражений объективности права, его качества объективной реальности. Но в этом случае должно быть признано, что право существует только в сознании или психических переживаниях людей — вывод, совершенно не согласуемый с марксистской характеристикой общественных (в том числе надстроечных) явлений как социальной реальности.2
Для придания положению об объективном характере системы права необходимой методологической заостренности следует особо подчеркнуть, что подразделение правовых институтов на отрасли представляет собой объективную закономерность права. Если право может быть охарактеризовано в качестве объективной реальности, то ему, следовательно, органически присущи определенные объективные закономерности. К числу таких закономерностей и принадлежит система права.3 Право как объективная реальность — это не хаотический конгломерат разнородных юридических норм, а реально существующая совокупность правовых институтов, выражающаяся в определенной, объективно« структуре ее составных частей.
Вывод об объективном характере системы права поддерживается большинством советских ученых.4 И если по этому вопросу приходится говорить снова, то только потому, что до настоящего времени отдельные авторы не проводят рассматриваемый вывод с необходимой последовательностью, а в ряде случаев при решении некоторых конкретных проблем фактически отказываются от него.
В чем выражается этот фактический отказ?
а) Признание возможности решения вопросов системы права .с «практических» позиций, с позиций целесообразности, удобства изучения и применения нормативных положений. Такой подход к решению вопросов системы права дал о себе знать, в частности, при обосновании некоторыми авторами возможности создания ново« отрасли права — «хозяйственного права». Так, по мнению В. В. Лаптева, существенное значение имеет здесь довод, согласно которому при выделении «хозяйственного права» будет обеспечено изучение некоторых нормативных актов в целом.5 В. К. Мамутов стремится обосновать существование «хозяйственного права» полезностью его для практики.6 Еще более определенно формулирует свой вывод по рассматриваемому вопросу Я. Ф. Миколенко. Он пишет: «.. .следует поставить вопрос так: будет ли признание в законодательстве и в науке хозяйственного права самостоятельной отраслью права содействовать успешному развитию правового регулирования соответствующих общественных отношений или нет».7
Конечно, юридическая наука не может игнорировать соображения «целесообразности», «полезности», «удобства». Они подлежат всемерному учету при построении системы законодательства и системы правовых наук. Но отсюда вовсе не следует, что эти соображения имеют хотя бы малейшее значение при ответе на вопрос о существовании или несуществовании объективных фактов. Если реально, в самой материи права не обособилась совокупность правовых норм, которая может быть обозначена термином «хозяйственное право», то, как бы ни было «целесообразно», «полезно» и «выгодно» признать «хозяйственное право» отраслью права, подобный вывод противоречит материалистическому подходу к решению вопросов системы права.
б) Признание прямой зависимости системы права от системы законодательства. Если система права является системой его содержания, то система законодательства, характеризуя состав и внутреннюю структуру источников права (нормативных актов), относится к форме права. Построение же источников права зависит не только от содержания соответствующих правовых установлений (что характерно для системы права), но и от прямого усмотрения законодателя, который в ряде случаев проводит подотраслевую и межотраслевую систематизацию нормативного материала. Таким образом, если система законодательства прямо обусловлена системой права, то обратной прямой зависимости здесь нет — нет именно потому, что система права имеет объективный характер и изменения в системе законодательства (если они одновременно не сопровождаются преобразованием содержания правового регулирования) не затрагивают объективно существующего порядка расположения правовых институтов— систему права. Между тем в литературе признание за той или иной совокупностью норм значения самостоятельной отрасли права связывается подчас именно с наличием особого систематизированного нормативного акта.
Более того, в литературе предпринята попытка теоретического обоснования такого подхода к системе права. Г. М. Свердлов, декларируя в общей форме объективность системы права, пишет: «.. .в основном и главном деление научных дисциплин может и должно идти по отраслям законодательства в том виде, как эти отрасли сложились исторически. Это самый надежный путь построения системы права.. .»8 Но если система права имеет объективный характер, то почему же она должна быть «построена» в соответствии с исторически сложившимися отраслями законодательства? Не исходит ли автор из того, что система права обусловлена системой законодательства? Если такое предположение справедливо, то Г. М. Свердлову надлежало сказать об этом прямо и не декларировать объективность системы права. Если не справедливо-, то что же в этом случае остается от выдвинутого автором теоретического положения?
в) Признание прямой (непосредственной) зависимости системы права от воли господствующего класса. Воля господствующего класса образует самую сущность права, определяет его нормативное содержание, его систему. Однако положение о классовой природе права и его системы не следует понимать упрощенно.
Поэтому нуждается в известных уточнениях взгляд, согласно которому «... не только в самих правовых нормах, но и в образовании отраслей права выражается воля и политика господствующего класса».9 Спрашивается: каким образом воля господствующего класса влияет на систему права, если она одновременно не выражается в правовых нормах? Не означает ли приведенный взгляд признание того, что система права зависит от одного лишь усмотрения законодателя? По-видимому, из такого рода предположения и исходит И. В. Павлов,, когда пишет, что воля господствующего класса в выделении отраслей может проявляться «... путем прямого указания на выделение правового регулирования тех или иных отношений в самостоятельные кодексы законов.. .»10
По рассматриваемому вопросу следует признать вполне убедительной позицию тех авторов, которые справедливо считают, что для перестройки системы права нужно изменить само содержание действующего права.11 Действительно, механизм связи между волей господствующего класса и системой права более сложен, чем полагают упомянутые выше авторы. В результате объективных требований базиса общества возникает общественная необходимость преобразования системы общественных отношений, детерминирующая волю господствующего класса, и лишь это (а не сама по себе воля господствующего класса, и тем более не само по себе «прямое указание» законодателя) влечет изменение в содержании правового регулирования и, следовательно, изменения в системе права.
Да и в чем же реально может выразиться заинтересованность господствующего класса в самостоятельном регулировании данного комплекса общественных отношений? Очевидно, только в том, чтобы придать соответствующей группе норм права такие черты, которые бы отличали ее от норм уже существующих отраслей. Но это значит, что и здесь между отраслями права могут быть выявлены четкие объективные различия и что одного лишь указания законодателя для формирования особой отрасли права недостаточно.
г) Признание возможным построение системы права по не-скольким классификационным основаниям. Взгляд на систему права с позиции множественности классификационных оснований нашел свое выражение в идее «комплексных отраслей права». Эту идею в различных вариантах отстаивают В. К. Райхер,12 В. Ф. Мешера,13 Ю. К. Толстой,14 Я. Ф. Миколенко.15
Однако если Ю. К. Толстой не рассматривает «комплексные отрасли» как составные части системы права, а В. Ф. Мешера и Я. Ф. Миколенко вообще сводят систему права к вопросам классификации нормативного материала, то В. К. Райхер характеризует «комплексные» отрасли в качестве подразделений объективно существующей системы права. Между тем идея «комплексных отраслей» не только не соответствует положению об объективном характере системы права, но явно противоречит этому положению.
В. К. Райхер пишет: «... Единство системы права, даже построенной исключительно по предмету правового регулирования, отнюдь не требует расположения обнимаемого ею правового материала непременно лишь в одной плоскости, в которой все отрасли права выступают как ряд параллельных друг другу классификационных элементов, хотя бы и допускающих известные отпочкования (подотрасли) и переплетения (смешанные институты или области права)».16 Но почему же не требует? Ведь перед нами не хаотическая, бесформенная масса правовых норм, а некоторое цельное, связанное в стройный ряд последовательных структурных подразделений, правовое образо-вание, представляющее из себя объективно существующую систему -права. Наличие такой системы безусловно исключает возможность иного распределения правового материала по другим, объективно существующим звеньям. Нельзя при этом забывать, что речь идет о некотором едином образовании (право), которое не может не иметь единой структуры.
При более внимательном анализе оказывается, что все те совокупности норм, которые в литературе причислялись к «комплексным отраслям» (транспортное право, морское право, страховое право, банковское право и др.), на самом деле не являются подразделениями объективно существующей системы права. Все они относятся либо к отраслям законодательства, либо к отраслям правовой науки. Ученый, пытающийся сконструировать «комплексную отрасль», идет не от правового материала, а, наоборот, от отрасли законодательства или от отрасли научной дисциплины. Взяв за исходное систему нормативных актов или научных дисциплин, он распространяет ограничительные линии, применяемые к нормативным актам или отраслям науки, на правовой материал. Отсюда — идея множественности классификационных оснований системы права.
Материалистический подход к изучению явлений общественной жизни находит одно из наиболее ярких выражений в марксистско-ленинском учении о базисе и надстройке. Каково состояние научной разработки вопросов системы советского права под углом зрения этого учения?
Казалось бы, что по рассматриваемому вопросу в литературе все благополучно, предельно ясно. Вопрос как будто бы полностью исчерпывается приданием предмету правового регулирования значения классификационного критерия системы права. Однако это впечатление полного благополучия обманчиво. Ведь все разноречия, которыми столь обильна литература по вопросам системы права, оказываются возможными при единстве исходных посылок — при единодушном мнении, согласно которому отрасли советского права отграничиваются друг от друга по предмету правового регулирования.
Причина такого состояния разработки вопросов системы советского права кроется в упрощенной трактовке предмета правового регулирования. Предмет правового регулирования нередко сводится лишь к совокупности «фактических» отношений — отношений, являющихся непосредственным объектом правового нормирования. «Каково деление „фактических" отношений, складывающихся в обществе, таково и деление правовых норм на отрасли» — эта мысль проходит красной нитью через многие статьи, посвященные классификации отраслей советского права. Имеются «семейные отношения», значит существует и «семейное право», имеются «банковские отношения», значит существует и «банковское право», имеются отношения с участием граждан — значит существует и «гражданское право» и т. д., и т. п. Но так как видов «фактических» отношений необозримое множество («фактические» отношения можно подразделять на виды по самым различным основаниям), то оказывается, что, в конечном счете, опираясь на указанное понимание предмета правового регулирования, можно «сконструировать» какую угодно отрасль права.
Однако упрощенная трактовка предмета правового регулирования вызывает возражения не только потому, что она лишает проблему классификации отраслей советского права какой-либо определенности. Эта трактовка неприемлема главным образом потому, что она не соответствует положениям марксистско-ленинского учения о базисе и надстройке. Получается, что система права определяется не экономическим базисом, а всей совокупностью разнообразных «фактических» отношений, которые регламентируются правом, в том числе такими отношениями, которые вне правовой формы существовать не могут (например, процессуальными отношениями).
Упрощенная трактовка предмета правового регулирования логически ведет к признанию всеобъемлющего, всеобщего характера правового регулирования в социалистическом обществе. Она могла бы быть признана правильной, если бы все общественные отношения при социализме опосредствовались в правовом порядке. При справедливости такого предложения действительно можно было бы общую (внеправовую) классификацию общественных отношений взять за основу классификации правовых норм и институтов. Тогда бы действительно видам общественных отношений, рассматриваемым независимо от своеобразия их правового регулирования, соответствовали подразделения правового материала на отрасли права.
Однако правовое регулирование при социализме не имеет всеобъемлющего характера. Необходимость правового регулирования вытекает из особых факторов, существующих на первой фазе коммунистического общества (наличие вражеской агентуры, живучесть пережитков капитализма в сознании людей, сохранение товарного производства, действие экономического закона распределения по труду и др.). И лишь те общественные отношения, которые выражают (изолированно либо в определенном сочетании) действие указанных факторов, объективно требуют правового регулирования. Следовательно, в основу классификации отраслей советского права может быть положено не всякое и любое деление общественных отношений, а лишь особое деление, имеющее значение только для права, — деление общественных отношений, требующих при социализме правового регулирования. Те особые черты общественных отношений, которые определяют своеобразие соответствующего вида правового регулирования, и являются материальной, объективной базой дифференциации советского права на отрасли. Например, общественные отношения, складывающиеся на основе существующего при социализме товарного производства, объективно требуют особой, специфической формы правового регулирования, обозначаемой в законодательстве и правовой науке условным термином «гражданское право». Общественные отношения, формирующиеся в связи с действием экономического закона распределения по труду в области государственной социалистической собственности, образуют объективную основу, вызывающую к жизни особую совокупность норм — «трудовое право» и т. д.
Итак, правильное решение проблемы классификации отраслей советского права может дать лишь такое понимание предмета правового регулирования, которое выражает важнейшие положения марксистско-ленинского учения о базисе и надстройке. Предмет правового регулирования с рассматриваемой точки зрения — это не простая совокупность тех или иных «фактических» отношений — это определенный вид общественных отношений, который по своей социально-классовой природе в данных конкретных исторических условиях объективно требует правового регулирования. Стало быть, главным и решающим в общественных отношениях, рассматриваемых в качестве основы деления советского права на отрасли, является их социально-экономическое, классово-политическое содержание.17 Иной подход к классификации отраслей советского права противоречит материалистическим основам марксистско-ленинского учения о правовом регулировании в социалистическом обществе.
Приведенные соображения предопределяют, в частности, вывод, о принципиальной несостоятельности концепции «хозяйственного права». В этой концепции имеются определенные «рациональные зерна», которые должны быть учтены при решении вопросов о системе гражданского и административного права, а также о системе правовых наук. Однако взгляд, согласно которому социалистическому хозяйству соответствует особая отрасль права, равнозначен признанию того, что отдельные области социалистического общества (хозяйство, культура и т. д.), как таковые, сами по себе требуют при социализме правового регулирования. Между тем «хозяйственные отношения», рассматриваемые абстрактно («вообще»), не имеют единого социально-экономического содержания, обусловливающего необходимость их правового регулирования. Правовое регулирование в области социалистического хозяйства связано с различными социальными факторами, свойственными первой фазе коммунистического общества. Такими особыми факторами являются, в частности, существующее при социализме товарное производство (отсюда — имущественные отношения товарного типа, требующие гражданско-правового регулирования), властно-политическая деятельность государства (отсюда — властно-организационные отношения, требующие административно-правового регулирования) и др. Но эти факторы не являются необходимыми элементами только «хозяйственных отношений». А это значит, что к определению видов общественных отношений, предопределяющих систему советского права, нужно подходить с более широких отправных позиций, рассматривая эти виды при общей- классификации норм независимо от того, затрагивают ли они область хозяйства или нет.18
3
В последнее время в литературе, посвященной системе советского права, все большее и большее значение придается методу правового регулирования. В прошлое уходит то время, когда постановка вопроса о роли метода правового регулирования при классификации отраслей отвергалась без какой-либо аргументации и когда ссылка на приверженность того- или иного автора идеи метода регулирования была вполне достаточной для того, чтобы дискредитировать позиции автора в целом. Однако насколько взгляд о значении метода правового регулирования соответствует материалистическому подходу к вопросам системы права? Не приводит ли этот взгляд к утверждению формально-догматического направления в юриспруденции?
Применение метода регулирования нередко сводится в литературе к противоположению начал «власти—подчинения» и начал «юридического равенства». При таком решении рассматриваемой проблемы метод действительно является формальным моментом, не имеющим всеобщего значения при классификации отраслей права, так как не все отрасли могут быть подразделены по этому классификационному критерию. Однако и здесь постановка вопроса о. методе регулирования принципиально не противоречит 'материалистическому подходу к системе советского права.
Использование предметного критерия, при классификации отраслей соответствует марксистско-ленинскому учению о базисе и надстройке не потому, что система права находится вне классифицируемого материала—права, а потому, что при помощи предметного критерия оказывается возможным объяснить объективно существующее (в самом праве) подразделение правовых норм на отдельные отрасли. А так как сущность правового регулирования состоит в воздействии на поведение людей, признаками, наиболее ярко свидетельствующими о юридических различиях между отраслями права, являются конкретные способы (приемы, средства) правового воздействия, т. е. правового регулирования.
Взгляд на метод правового регулирования как на необходимый критерий классификации отраслей приобретает еще большую жизненную силу, если не сводить значение метода только к началам «власти — подчинения» и «юридического равенства». В ходе социалистического строительства в нашей стране сложились особые методы правового регулирования, характеризуемые таким общим правовым положением (статусом) субъектов, которое не может быть охвачено указанными началами (трудовое право, колхозное право, семейное право).19 Вместе с тем важно иметь в виду, что характерные особенности методов правового регулирования выражаются не только в общем юридическом положении (статусе) субъектов, но и в конкретных правоотношениях, а именно: 1) в юридических фактах, 2) в содержании прав и обязанностей сторон, 3) в мерах правового обеспечения обязанностей. И хотя отдельные из этих признаков в силу относительной самостоятельности права не имеют всеобщего значения, их учет дает возможность увидеть в методах регулирования концентрированное выражение правовой сущности отдельных областей права.
Подводя итог сказанному, следует признать, что метод правового регулирования является юридическим критерием системы прав. Нормы права не только можно, но и должно подразделять на отрасли непосредственно по методу регулирования — можно и должно потому, что метод выражает саму правовую сущность данной области правового регулирования. Такая характеристика метода вполне согласуется с решающим значением при классификации отраслей предметного критерия и, следовательно, с материалистическим подходом к системе права. Выше уже отмечалось, что не каждому виду общественных отношений соответствует отрасль права. Отрасли права формируются постольку, поскольку данный вид общественных отношений предполагает существование особого метода регулирования. А отсюда следует, что именно метод является внешним показателем того, что данные общественные отношения образуют особый вид не «вообще», а в соответствии с признаками, характерными для самостоятельного предмета права. Как правильно пишет Ю. К. Толстой, метод правового регулирования «выступает в качестве лакмусовой бумажки, выявляющей качественную определенность того круга общественных отношений, которые составляют предмет данной отрасли права».20 Следовательно, подразделяя нормы права непосредственно по методу, мы тем самым используем предметный критерий, который является единым и единственным материальным, т. е. находящимся вне права, основанием классификации отраслей.
Необходимо подчеркнуть, что лишь правильное понимание соотношения предмета и метода регулирования может дать ключ к решению спорных вопросов, касающихся состава отраслей советского права. Когда те или иные авторы (обычно члены соответствующих кафедр), отстаивая отраслевую самостоятельность «трудового права», «семейного права», «хозяйственного права», «прокурорского надзора» и т. д., указывают на то, что они делят советское право на отрасли «только» по предмету регулирования, то они еще ни на шаг не приближаются к решению поставленной ими задачи. Необходимо установить, свойствен ли данной области правового регулирования особый метод, — и лишь это, а не общие рассуждения о важности данного вида общественных отношений, об их своеобразии: и т. п., дает решающий, единственно безошибочный аргумент в защиту той или иной точки зрения по проблеме состава отраслей советского права.21
Рекомендована
кафедрой гражданского права Свердловского юридического института
1 См., например, В. Ф. Мешера. О делении советского права на отрасли. «Советское государство и право», 1957, № 3, стр. 96—98; Я. Ф. Миколенко. О системе имущественных отношений и их правовом регулировании. «Советское государство и право», I960, № 3, стр. 86 и сл.
2 По вопросу о праве как социальной реальности см. Л. С. Явич. Советское право — регулятор общественных отношений в СССР. Сталинабад, 1957, стр. 7—8; С. Ф. Кечекьян. Правоотношения в социалистическом обществе. Изд. АН СССР, 1958, стр. 11; Б. В. Шеиндлин. Сущность права. Изд. ЛГУ, 1959, стр. 8.
3 Взгляд на систему права как на объективную закономерность защищает М. Д. Шаргородский. При обсуждении вопросов системы права в Институте права АН СССР М. Д. Шаргородский, заметив, что «в любой общественной науке, в том числе и юридической, существуют объективные закономерности», отстаивал мысль, согласно которой «одной из таких закономерностей является система права...» («Советское государство и право», 1958, № 11, стр. 121).
4 См. М. Д. Шаргородский. Предмет и система уголовного права. «Советское государство и право», 1941, № 4, стр. 38; Д. М. Генкин. К вопросу о системе советского социалистического права. «Советское государство и право», 1956, № 9, стр. 81; Г. И. Петров. Место административного права в системе советского права. «Советское государство и право», 1957, № 1, стр. 91—92; Л. С. Га лесник. О проблемах системы советского права. «Советское государство и право», 1957, № 2, стр. 108; М. Д. Шаргородский, О. С. Иоффе. О системе советского права. «Советское государство и право», 1957, № 6, стр. 103 и др.
5 В. В. Лаптев. О советском хозяйственном праве. «Советское государство и право», 1959, № 4, стр. 76—77. — Аналогичного мнения придерживается и В. С. Тадевосян. Он пишет: «Не подлежит никакому сомнению, что изучение хозяйственного законодательства и права может быть лучше поставлено и организовано наукой права, если хозяйственное право признается, определяется как важная и самостоятельная отрасль права» (В. С. Тадевосян. Сущность советского хозяйственного права и предстоящая кодификация гражданского законодательства СССР. «Советское государство и право», 1959, № 6, стр. 53).
6 В. К. М а м у т о в. Хозяйственное право — на службу коммунистическому строительству. «Советское государство и право», 1959, № 5, стр. 61 и сл.
7 Я. Ф. Миколенко. О системе имущественных отношений и их правовом регулировании. «Советское государство и право», 1960, № 3, стр. 93.
8 См. Г. М. Свердлов. К истории гражданского и хозяйственного законодательства. «Советское государство и право», 1959, № 9, стр. 35 (Курсив мой.—С. А.).
9 Л. И. Д е м б о. О принципах построения системы права. «Советское государство и право», 1956, № 8, стр. 91 (Курсив мой.—С. А.). Ранее эту же мысль автор высказывал в статье, посвященной колхозному праву (см. «Советское государство и право», 1955, № 3, стр. 59).
10 И. В. Павлов. О системе советского социалистического права. «Советское государство и право», 1958, № 11, стр. 10.
11 М. Д. Шаргородский и О. С. Иоффе. О системе советского права. «Советское государство и право», 1957, № 6, стр. 103.
12 В. К. Райхер. Общественно-исторические типы страхования. Изд. АН СССР, 1947, стр. 289 и сл. — В последнее время к позиции В. К. Райхера присоединился в основном И. С. Гуревич (см. И. С. Гуpeвич. Очерки советского банковского права. Изд. ЛГУ, 1959, стр. 5—9).
13 В. Ф. Мешера. О делении права на отрасли. «Советское государство и право», 1957, № 3, стр. 96—97.
14 Ю. К. Толстой. О теоретических основах кодификации гражданского законодательства. «Правоведение», 1957, № 1, стр. 45.
15 Я. Ф. Миколенко. О системе имущественных отношений и их правовом регулировании. «Советское государство и право», 1960, № 3, стр. 86.
16 В. К. Райхер, ук. соч., стр. 190.
17 Из приведенных соображений следует, что понятие предмета правового регулирования охватывает и момент заинтересованности господствующего класса в формировании отраслей права. Лишь в эксплуататорском обществе господствующий класс может быть заинтересован в признании той или иной совокупности правовых норм отраслью права вопреки фактам. Поскольку же речь идет о социалистическом обществе, заинтересованность господствующего класса как условие формирования отрасли права означает лишь его заинтересованность в объективном существовании тех или иных видов общественных отношений, что предполагает необходимость их правового опосредствования в специфических правовых формах. Таким образом, вопреки мнению некоторых авторов (Л. И. Дембо, И. В. Павлов), заинтересованность господствующего класса не может рассматриваться как особый признак, размежевывающий отрасли права: он лишь выражает объективную обусловленность системы права от экономического строя общества и, следовательно, ее зависимость от предмета правового регулирования.
18 Иногда высказывается взгляд, согласно которому экономической основой «хозяйственного права» является планирование в социалистическом хозяйстве. Но не говоря уже о том, что плановые начала свойственны многим отраслям советского права, необходимо иметь в виду, что планирование само по себе не требует правового регулирования. Известно, что плановое руководство будет существовать во второй фазе коммунизма, когда правовая форма общественного регулирования отпадет. Следовательно, правовое нормирование хозяйственной деятельности связано не с самим по себе планированием, а с особыми факторами, которые необходимы на первой фазе коммунизма при осуществлении планирования (использование элементов товарного хозяйства, властная деятельность органов государства). Эти особые факторы и определяют систему правового регулирования в области социалистического хозяйства.
19 По вопросу об особенностях методов правового регулирования в отдельных отраслях советского права, в том числе трудового и колхозного права, позицию автора этих строк см. в статье «Теоретические основы классификации отраслей советского права» («Советское государство и право», 1957, № 7, стр. 103—105) и в работе «Предмет советского социалистического гражданского права» (Ученые труды Свердловского юридического института, т. I, серия «Гражданское право», 1959, стр. 78—82).
20 Ю. К. Толстой. Рецензия на книгу Л. С. Явича «Советское право — регулятор общественных отношений в СССР». «Правоведение», 1958, № 4, стр. 125.
21 Небезынтересно, отметить, что безуспешность защитить идеи «хозяйственного права» с позиций «только» предмета регулирования побудила некоторых авторов предпринять попытку найти в конструируемой ими «отрасли права» своеобразный метод регулирования. Эти попытки следует приветствовать.
Однако вряд ли рассматриваемую проблему можно решать так, как решают ее авторы рецензии на работу О. С. Иоффе «Правовое регулирование хозяйственной деятельности в СССР». Они пишут: «Сочетание хозрасчета и планового начала есть особый метод регулирования хозяйственных отношений между социалистическими организациями как по вертикали, так и по горизонтали. . .» (А. М. 3 е н ь к о в, И. E. Kpасько, В. И. Кравченко, И. М. Печурки н, Ю. С. Цимерман. Науку права — на службу хозяйственному строительству. «Советское государство и право», 1959, № 9Г стр. 125). — Приведенное положение вызывает ряд возражений. Главные из них таковы. Во-первых, совершенно очевидно, что сочетание планового начала и хозрасчета представляет собой объективную экономическую закономерность, которую никак нельзя отнести к «методам регулирования», а, во-вторых, хозрасчет выражает использование Советским государством экономического закона стоимости, элементов товарного хозяйства. Стало быть, и здесь (поскольку речь идет о хозрасчете) правовое регулирование неразрывно связано с товарным производством — фактором, определяющим необходимость гражданско-правового регулирования при социализме в целом.
| |