О взаимодействии административно-правового и гражданско-правового регулирования в социалистическом обществе
С. С. Алексеев.
Правоведение. - 1959. - № 3. - с. 35 - 47
С. С. АЛЕКСЕЕВ, кандидат юридических наук
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
1.Упорные поиски разграничительных линий между административно-правовой и гражданско-правовой формами регулирования имущественных отношений никогда не заслоняли от советских ученых того несомненного обстоятельства, что в условиях социализма между этими формами регулирования существует тесная связь и взаимообусловленность. Скорее наоборот: именно потому, что административное и гражданское право выступают в качестве взаимодействующих методов правового опосредствования социалистических общественных отношений, задача отыскания четких граней между ними приобрела не только большую теоретическую, но и определенную практическую ценность. Однако чем же объяснить тесную связь и взаимообусловленность рассматриваемых форм правового регулирования?
Едва ли мы бы достигли научно плодотворных результатов, если бы при ответе на поставленный вопрос ограничились ссылкой на единство социалистического права. Единство социальной сущности всех отраслей советского права — объективный факт, давно уже доказанный и теоретически осмысленный. Но может ли он объяснить взаимодействие между различными формами правового регулирования? Очевидно, нет, ибо в противном случае невозможно было бы установить, почему все другие отрасли (скажем, уголовно-процессуальное право) не связаны столь же тесно с гражданско-правовой формой регулирования, как и административное право. Необходимо, следовательно, идти дальше простой констатации единства советского социалистического права и, отправляясь от марксистско-ленинских положений об обусловленности надстроечных явлений базисом общества, попытаться найти решение интересующего нас вопроса в особенностях предмета гражданско-правового регулирования.
Сфера действия советского гражданского права характеризуется такими имущественными отношениями, участники которых выступают в качестве имущественно независимых, самостоятельных (по оперативно-хозяйственной линии) субъектов. Экономической основой такого построения имущественных связей является товарное производство. Но товарное производство при социализме — это товарное производство особого рода. В социалистическом обществе закон стоимости теряет функции регулятора производства: связи между производством и потреблением, между отраслями хозяйства, между экономическими районами и отдельными предприятиями складываются не за спиной товаропроизводителей посредством стихийного механизма рынка, а устанавливаются обществом плановым путем на основе закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства в соответствии с требованиями основного экономического закона социализма. Отсюда объективная необходимость целенаправленного общественного регулирования отношений, складывающихся на основе товарного хозяйства. Опираясь на эту экономическую необходимость, Советское государство планомерно использует закон стоимости и стоимостные формы в интересах развития народного хозяйства для развертывания инициативы и творческой активности трудящихся масс в борьбе за построение коммунистического общества.
Но если природа товарного хозяйства в условиях социализма такова, что складывающиеся на его основе имущественные отношения объективно требуют целенаправленного регулирования со стороны Советского государства, то вполне естественно, что правовая регламентация этих отношений не может сводиться к простому санкционированию нормальных условий товарного производства, как это имело место в досоциалистических формациях. Однако, с другой стороны, специфические черты гражданско-правовой формы регулирования, приспособленной для нормирования отношений между имущественно обособленными, юридически равноправными субъектами, не позволяют использовать ее как единственное средство в осуществлении указанных целенаправленно-регулятивных целей. Таким образом, получается, что существование товарного хозяйства обусловливает необходимость регламентации соответствующей группы имущественных отношений методом гражданско-правового регулирования, а его особенности в социалистическом обществе требуют одновременного применения иного метода — метода, дающего возможность в порядке властного нормирования организовать хозяйственные связи на основе закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства. Какая же форма правового регулирования должна быть в первую очередь использована для планомерной организации хозяйственных связей? Совершенно очевидно, что такого рода функцию может выполнить метод регулирования, присущий административному праву.1
Таким образом, взаимодействие, сочетание гражданско-правовой и административно-правовой форм регулирования — это объективная необходимость, вытекающая из специфических черт имущественных отношений, регулируемых советским гражданским правом. Конечно, эти специфические черты обусловливают своеобразие и самого советского гражданского права, которое играет немаловажную роль в осуществлении требований закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства. Однако многие стороны этого своеобразия связаны как раз с тем, что гражданское право выступает при опосредствовании имущественных отношений социалистического общества не обособленно, не само по себе, а в органическом сочетании с методом административно-правового регулирования.
Изложенное позволяет не только объяснить закономерный характер взаимодействия между гражданским и административным правом при социализме, но и определить:
а) сферы этого взаимодействия — оно охватывает те участки товарного производства, функционирование которых необходимо предполагает систематическую целенаправленно-регулятивную деятельность органов Советского государства (подавляющая масса имущественных отношений между социалистическими организациями и некоторые отношения между последними и гражданами);
б) его основное содержание — по своей народнохозяйственной роли и юридическому значению административно-правовое регулировние имеет примат по отношению к регулированию, осуществляемому путем использования институтов гражданского права. Это, правда, не исключает возможности встречного влияния, когда гражданско-правовые акты обусловливают в качестве элементов сложных фактических составов возникновение, изменение или прекращение конкретных административных отношений.2 Но все же главная линия, характеризующая основное содержание взаимодействия рассматриваемых форм регулирования, идет от административных актов к гражданским правоотношениям.
В соответствии со сказанным проблема взаимодействия административно-правовой и гражданско-правовой форм регулирования в социалистическом обществе сводится в основном к вопросам влияния индивидуальных актов органов советского государственного управления на гражданские, правоотношения, складывающиеся в области социалистического хозяйства.
В литературе влияние индивидуальных административных актов на отношения, регулируемые советским гражданским правом, изучено главным образом применительно к проблеме правообразующих фактов гражданско-правовых обязательств. Такая ориентация теоретической разработки гражданско-правового значения актов органов советского государственного управления в какой-то мере оправдана. Действительно, здесь — в области обязательственных отношений — находится тот центр, к которому стягиваются нити регулирования имущественных отношений, складывающихся на базе существующего при социализме товарного производства. Однако при более широком подходе к вопросу о гражданско-правовом действии административных актов, когда они рассматриваются как юридические факты советского гражданского права в целом, разработка исследуемой проблемы требует существенного расширения ее объемных рамок.
Для того чтобы с устойчивых теоретических позиций определить основные каналы, по которым осуществляется воздействие административных актов на отношения, опосредствуемые советским гражданским правом, необходимо исходить из направлений активного регулирования Советским государством имущественных отношений, складывающихся на базе товарного производства. Такое регулирование возможно путем: а) соответствующей организации отношений собственности, б) регламентации форм участия субъектов обособленного имущества в гражданском обороте, в) налаживания планомерных связей между участниками гражданского оборота, г) регламентации содержания отношений между ними, д) контроля за надлежащим соблюдением требований, установленных для данных субъектов в порядке общего (нормативного) или индивидуального регулирования и применения к ним мер административного воздействия (санкций).
Сообразно с этим можно указать на следующие основные формы влияния административных актов на отношения, регулируемые советским гражданским правом.
1. Административный акт как способ организации отношений собственности. Одна из главных особенностей товарного производства при социализме состоит в том, что основная масса товарных связей складывается между лицами, которые выступают по отношению друг к другу не в качестве собственника, а лишь в качестве субъектов специфических вещных правомочий — права оперативного управления частью единого фонда государственной социалистической собственности. Путем выделения тем или иным организациям имуществ для последующего управления на началах оперативно-хозяйственной самостоятельности Советское государство получает возможность в соответствии с требованиями основного экономического закона социализма и закона планомерного, пропорционального развития хозяйства определять границы товарного производства. В этих условиях административные акты, которые юридически опосредствуют наделение государственных организаций частью имуществ единого фонда государственной собственности, с правовой стороны предопределяют самую возможность приобретения такими организациями свойств гражданской правосубъектности и, следовательно, самую возможность возникновения в данной сфере гражданских правоотношений.
2. Административный акт как способ регламентации форм участия субъектов обособленного имущества в гражданском обороте. В соответствии с объективными требованиями экономических законов социализма оказывается необходимой регламентация форм участия субъектов обособленного имущества (государственных, кооперативных и общественных организаций) в гражданском обороте путем определения конкретного содержания их правосубъектности (правоспособности). Это достигается, наряду с нормативным регулированием, изданием индивидуальных административных актов — утверждением уставов и положений, утверждением общих производственно-финансовых планов и т. д.
3. Административный акт как средство «завязки» хозяйственных отношений между участниками гражданского оборота. Поскольку при социализме хозяйственные отношения устанавливаются в плановом порядке, административные акты, посредством которых осуществляется «привязка» хозорганов друг к другу, становятся необходимым элементом функционирования социалистического гражданского оборота. Правда, в ряде случаев оказывается достаточным для регулирования товарных отношений общей регламентации содержания правосубъектности (это относится, в частности, к деятельности торговых и иных социалистических организаций, обслуживающих интересы граждан). Однако непосредственно в области народного хозяйства необходимость планового распределения продукции требует в тех или иных масштабах деятельности органов государственного управления по налаживанию хозяйственных отношений путем «привязки» одних социалистических организаций к другим.
4. Административный акт как форма регулирования содержания отношений между участниками гражданского оборота. Действие экономического закона планомерного, пропорционального развития обусловливает не только необходимость плановой «завязки» отношений между хозорганами, но и императивной регламентации содержания этих отношений по линии предмета, качества, срока исполнения, цен и т. д. Существенное значение имеет здесь нормативное регулирование, в том числе регулирование, осуществляемое путем издания нормативных актов, локальная сфера действия которых обеспечивает учет особенностей данного участка хозяйственных отношений (Основные условия поставки, Типовые правила и др.) Но не меньшую роль играет в рассматриваемой области и регулирование, осуществляемое путем издания индивидуальных административных актов. В одних случаях эти акты совмещаются с актами, посредством которых устанавливаются планомерные связи между хозорганами (наряд-фонд при материально-техническом снабжении), в других, — например в области подрядных отношений по капитальному строительству, они выступают как самостоятельные акты (технический проект со сметой).
5. Административный акт как санкция по гражданским правоотношениям. Возможность применения административных санкций для защиты гражданских прав обусловлена тем, что наряду с гражданско-правовыми связями между органом государственного управления и адресатом санкции существуют самостоятельные административно-правовые отношения. Однако в некоторых случаях оказывается возможным использование административных санкций непосредственно по гражданским правоотношениям. Речь идет о таких правоотношениях, один из участников которых является не только хозяйственной организацией, но и одновременно органом государственного управления, осуществляющего административно-контрольные задачи (Госбанк СССР, железные дороги). Действуя в качестве субъекта гражданского правоотношения, указанные государственные организации могут в то же самое время осуществлять задачи, относящиеся к сфере государственного управления (например, банк вправе отклонять неосновательные отказы от акцепта). Соответствующие акты Госбанка СССР, железных дорог приобретают значение административных санкций в пределах конкретных гражданских правоотношений.
Краткий анализ основных форм влияния административных актов на отношения, регулируемые советским гражданским правом, показывает, что эти акты могут выполнять следующие функции: 1) функции юридического факта в области гражданской правосубъектности, отношений собственности и обязательственных отношений между участниками гражданского оборота; 2) функции специфической формы регулирования, дополняющей нормативную регламентацию общественных отношений; 3) функции юридических санкций по гражданским правоотношениям.3
Одна из основных теоретических проблем, разработка которых связана с освещением роли актов органов советского государственного управления в области гражданского права, — это проблема межотраслевого действия административных актов.
Классификация индивидуальных актов по признаку их принадлежности к той или иной отрасли права потому имеет теоретическую и практическую ценность, что каждый из них целеустремлен на достижение юридических последствий, специфичных для данной отрасли права. Но если это верно, то почему же административные акты, правовые последствия совершения которых как будто должны быть связаны лишь с возникновением, изменением и прекращением административных правоотношений, по своему юридическому действию могут выходить за рамки административного права? Ответ на этот вопрос не встретит существенных затруднений, если исходить из особенностей метода административно-правового регулирования. Административные акты по отношению ко всем иным актам занимают особое положение, так как главное в них — это их властное (авторитарное) содержание. Как властные акты они по самой своей природе способны порождать безусловно обязательные последствия в иных сферах правового регулирования, — последствия, обязательные для всех лиц в каком бы «качестве» они ни выступали. Однако беспредельно ли такое действие административных актов? Нет ли здесь каких-либо объективных юридических границ?
Поставленный вопрос может быть уточнен в следующем отношении. Значение актов органов государственного управления как юридических фактов в области гражданской правосубъектности и правоотношений собственности находит достаточное объяснение в том, что и правосубъектность и право собственности связаны не только с гражданско-правовой формой регулирования, но и с методом, специфичным для советского государственного права. Поэтому в этой области перед нами не столько гражданско-правовое действие административных актов, сколько государственно-правовое регулирование, которое в силу специфического положения государственного права по отношению ко всем другим отраслям находит отражение и в гражданском праве. Понятно также значение административных актов как оснований прекращения существующих конкретных правоотношений, опосредствующих материальные процессы гражданского оборота: административный акт как акт властно-обязательный по самой своей природе способен прекратить то, что уже существует, что имеется в наличности. Но может ли административный акт создать конкретную правовую связь между лицами, которые по отношению друг к другу занимают одинаковое, юридически равное положение, которые друг другу не подчинены?
Принципиально действие административного акта как акта, имеющего властное содержание, может вызвать к жизни правоотношение между несоподчиненными лицами. Орган государственного управления юридически способен обременить лицо, на которое распространяется его компетенция, обязанностью по отношению к третьему лицу. Причем это третье лицо не становится в результате такого действия акта органа управления управомоченной стороной по административному правоотношению. Состояние юридического равенства между несоподчиненными лицами полностью сохраняется. Между ними возникает конкретное правоотношение как отношение между юридически равными лицами, следовательно, как отношение, специфичное для гражданско-правовой формы регулирования.
Но из того, что административный акт может играть роль начальной «завязки» отношений между юридически равными лицами, отнюдь не следует, что его действие в этой сфере беспредельно. Как правило, оно ограничивается только лишь «завязкой» отношений: для возникновения же гражданского правоотношения в целом необходимо приведение в действие механизма гражданско-правового регулирования.
Именно поэтому в большинстве случаев возникновение правоотношений по поставке продукции, по подряду в капитальном строительстве, по перевозке грузов обусловлено не только изданием планового (административного) акта, но и заключением между адресатами плана гражданско-правового договора. Обычно гражданско-правовые обязательства между социалистическими организациями возникают из сложного фактического состава, необходимыми элементами которого являются и плановый акт, и договорное соглашение.
Необходимость договорного опосредствования плановых отношений в социалистическом хозяйстве вызвана задачами строгого проведения начал демократического централизма, принципов хозяйственного расчета, задачами усиления заинтересованности, инициативы и самодеятельности хозорганов в выполнении государственных планов. Но рассматриваемая проблема имеет и юридическую сторону, на которую нам хотелось бы обратить внимание. Необходимость гражданско-правового регулирования в процессе формирования обязательств поставки, подряда в капитальном строительстве, перевозки грузов обусловлена с правовой стороны объективными требованиями, вытекающими из специфики построения правовых связей между юридически равными субъектами. Если с целью максимально эффективного использования закона стоимости и стоимостных рычагов хозорганы поставлены по отношению друг к другу на юридически равные позиции, то гражданско-правовые акты, и, прежде всего, договор, становятся естественными и необходимыми формами опосредствования отношений между ними. Поэтому как бы ни было сильно влияние плана на возникновение обязательств, необходимость использования гражданско-правовых актов для опосредствования отношений между участниками гражданского оборота всегда дает себя знать как объективное требование, вытекающее из экономической и правовой природы данной области хозяйственных отношений.4
Об этом, прежде всего, свидетельствует история развития правового регулирования хозяйственных отношений между социалистическими организациями. Как только Коммунистическая партия и Советское правительство в порядке ликвидации извращений в практике проведения кредитной реформы 1930 г. приняли меры по укреплению хозрасчета, в связи с чем трестированные предприятия были наделены собственными оборотными средствами, так тотчас же возникла необходимость установления общего правила об обязательности оформления в письменной форме договорных отношений по поставке товаров, производству работ, оказанию услуг одной социалистической организацией другой.5 В предвоенные годы и годы Великой Отечественной войны, когда была усилена централизация в руководстве народным хозяйством, сфера бездоговорных поставок расширяется. И, напротив, дальнейшее укрепление начал хозрасчета в послевоенный период сделало необходимым ликвидацию, в основном, практики бездоговорных поставок.6
Но еще более показательным для подтверждения выдвинутого выше теоретического положения является характер правового регулирования хозяйственных отношений в случаях, когда они по своей основе имеют бездоговорный характер. В литературе к числу гражданских правоотношений, возникающих в полном объеме непосредственно из плановых актов, обычно относят обязательство поставки товаров на экспорт7 и правоотношения по подаче железной дорогой вагонов под погрузку и по их загрузке клиентурой плановым грузом.8 Действительно, ни в том, ни в другом случае заключение договора не является предварительным условием совершения соответствующих «материальных» действий сторон. Но возникают ли здесь гражданские правоотношения только и исключительно из административного акта? Вряд ли положительный ответ на поставленный вопрос с достаточной точностью отразил бы реальную картину взаимоотношений сторон. Так, при поставке товаров на экспорт правообразующее значение имеет не плановый акт как таковой, а плановый акт в совокупности с односторонней сделкой легитимированного планом покупателя, выраженной в наряде-заказе экспортной организации.9 Аналогичная ситуация складывается и в области планирования перевозок; при этом месячный план перевозок опосредствуется не только односторонними сделками грузоотправителя (пятидневные заявки), но и в определенных условиях — двусторонними волевыми актами (при подаче вагонов сверх пятидневного задания, а также при сверхнормативном сгущении погрузки).10
Можно показать, что и некоторые другие индивидуальные административные акты, которым в литературе придается непосредственное гражданско-правовое действие, на самом деле проявляют его в сочетании с актами, имеющими гражданско-правовой характер.11 Все это свидетельствует о том, что, как бы ни было сильно влияние административных актов на с .ношение гражданского оборота, специфические черты метода гражданско-правового регулирования пробивают себе дорогу и в области основам возникновения обязательств. На первых стадиях развития гражданского правоотношения некоторые обязанности сторон могут возникнуть непосредственно из административных актов, но на последующих стадиях специфика положения сторон как юридически равных лиц требует сочетания этих актов с юридическими фактами, имеющими гражданско-правовую природу. Поэтому, когда к данной сфере отношений исключено в нормативном порядке применение договора, а между тем эти отношения по своему содержанию объективно требуют гражданско-правовой формы регулирования, в большинстве случаев возникновение соответствующих обязательств все же связывается с известными гражданско-правовыми актами (односторонними сделками).
Каково же содержание и юридическое значение прав и обязанностей сторон, непосредственно вытекающих из планового (административного) акта в условиях, когда поставки товаров, производство работ или оказание услуг должны быть опосредствованы через гражданско-правовой договор? Мы, пожалуй, не ошибемся, если скажем, что именно по этому вопросу в юридической литературе наметился тот главный пункт разногласий, который разъединил авторов, обсуждавших проблему соотношения плана и гражданско-правового договора. В свое время был высказан взгляд, согласно которому применительно к области материально технического снабжения и оптового оборота товаров массового потребления плановый акт непосредственно порождает обязательство поставки в целом,— обязательство, которое затем лишь конкретизируется или новируется договором.12 В дальнейшем этот взгляд в советской литературе был преодолен, причем ему была дана справедливая оценка «теории», оправдывающей практику бездоговорных плановых отношений.13 Однако преодоление этой «теории», как мы полагаем, обошлось для советской цивилистики дорогой ценой. В чем здесь дело?
Вывод о том, что плановый акт как таковой не порождает обязательство по поставке товаров в целом, был сделан еще в 1940 г. М. М. Агарковым, который считал, что в данной области правообразующую роль играет сложный фактический состав — плановый акт «вместе» с договором. Но каково правовое значение части этого сложного состава— одного лишь планового акта? М. М. Агарков отвечал: плановый акт обязывает стороны заключать договор. Причем поскольку автор рассматривал правовое действие не планового акта вообще, а конкретного акта — наряда на поставку, его выводы не шли дальше положений, согласно которым план (наряд) обязывает заключить договор поставки. Однако в условиях, когда шло преодоление взглядов, оправдывающих практику бездоговорных отношений, концепция гражданско-правового действия планового акта, основанная, в конечном счете, на воззрении М. М. Агаркова, подверглась трансформации в следующих двух направлениях. Во-первых, было признано, что обязательство поставки может возникнуть только из основанного на административном акте договора.14 Во-вторых, в литературе утвердился взгляд, согласно которому из планового акта возникает особое, вполне самостоятельное обязательство — обязательство заключить договор.15
Таким образом, оказалось, что, с одной стороны, обязательства по поставке продукции, по производству работ и оказанию услуг непосредственно не связаны с плановыми актами (так как они возникают только из договора), а с другой стороны,— в советском гражданском праве существует обширнейшая область вполне самостоятельных обязательств, непосредственно возникающих из плана. Одно уже сопоставление этих двух тезисов дает основание сделать вывод, что их авторы получили результаты, в корне противоположные исходным теоретическим посылкам, от которых они отправились. Но если даже каждый из приведенных тезисов рассматривать изолированно, то и в этом случае их теоретическая несостоятельность дает себя знать с достаточной отчетливостью.
Что касается вопроса о том, связывают ли нормы гражданского права возникновение обязательств «только» с договором, то в литературе основательно было подчеркнуто, что ни это воззрение, ни воззрение, придающее аналогичное значение плановому акту, не верны, ибо «...плановый акт и договорное соглашение порознь, раздельно, независимо. Друг от друга обязательственных правоотношений не порождают».16 Но если это так, если, следовательно, планово-договорное обязательство возникает из сложного, но единого фактического состава, можно ли считать, что из части этого состава возникает особое, вполне самостоятельное обязательственное отношение? Очевидно, нет, так как в противном случае пришлось бы любой правовой эффект незавершенного фактического состава объявить «самостоятельным обязательством». Но в этом случае становится совершенно непонятным, почему обязанности сторон по заключению конкретного договора составляют «особое обязательство».
Следует согласиться с тем, что с целью научных или законодательных обобщений допустимо и целесообразно конструирование абстрактной категории «обязательства заключить договор». Но самостоятельность такого рода «обязательств» ничуть не больше, чем категории, терминологически обозначаемой «регрессное обязательство».17 И регрессные требования и требования по поводу заключения договора существуют в рамках конкретных обязательственных отношений (обязательства поставки продукции, подряда на капитальное строительство и Др.): их можно путем абстрагирования «обособить» в самостоятельную конструкцию, но они не могут быть помещены с ними на одну плоскость. Каждое конкретное обязательственное отношение соответствует объективному экономическому процессу в области гражданского оборота, регрессные же требования и требования заключения договоров — это лишь юридические моменты в движении конкретных обязательств.
Нам представляется, что многих недоразумений, относящихся к проблеме юридического действия плана и договора, можно было бы избежать, если бы были учтены структурные особенности таких планово-договорных обязательств, как обязательство поставки продукции, подряд на капитальное строительство, перевозка грузов. Это не только двусторонние обязательства, это обязательства со сложной, динамически развивающейся структурой. На факт существования обязательств со сложной структурой указал М. М. Агарков, который отметил также возможность внутреннего движения обязательства, возможность изменения содержания обязательства в процессе его развития.18 Содержание структурно-сложного обязательства проявляет себя не сразу, оно постепенно раскрывается, развертывается по мере накапливания юридических фактов, которые присоединяются друг к другу (в отдельных случаях друг друга заменяя), образуют сложный фактический состав.
Если исходить из концепции структурно-сложного обязательства, то квалификация юридических последствий, непосредственно вытекающих из планово-административного акта, не может встретить каких-либо затруднений. Плановый акт, прежде всего, порождает административные правоотношения между органом, издавшим акт, и адресатами плана. В силу этих правоотношений определенный государственный орган обязан поставить продукцию, произвести работы, оказать услуги другой организации. Это обязанность административно-правового характера, обязанность перед органом государственного управления, издавшим плановый акт.19 Имеет ли соответствующее гражданское правомочие потребитель продукции, работ, услуг? Нет, ибо в силу общих нормативных постановлений поставка продукции, производство работ и оказание услуг должны производиться на основании письменных договоров. Но ведь планово-административный акт обладает и гражданско-правовым действием, он установил какие-то правоотношения между адресатами плана — несоподчиненными организациями, причем это именно плановый акт по данной поставке, по данному виду работ или услуг. В чем же, спрашивается, состоит гражданско-правовое действие планового акта? И вот при ответе на этот вопрос и приходит на помощь конструкция структурно-сложного обязательства.
Планово-административный акт связывает стороны гражданско-правовыми обязанностями по заключению конкретного договора. Но это — не особое, самостоятельное обязательство, это лишь первая, начальная стадия обязательства поставки продукции, производства работ, оказания услуг.20 Чрезвычайно важно подчеркнуть, что ни в одном из планово-административных актов мы не найдем указаний, которые бы предписывали «заключить договор»; по своему содержанию плановые акты направлены только на то, чтобы завязать отношения по поставке-продукции, по производству работ, оказанию услуг. Обязанности по заключению договора — это первая, причем обязательная стадия развития соответствующих правоотношений, вытекающих из предписаний императивных норм права.21 В силу же плановых актов данный процесс правоотношений с самого начала возникает не как отвлеченное «обязательство заключить договор», а как конкретная совокупность постепенно развивающихся, тесно связанных между собой прав и обязанностей, имеющих строго определенное народнохозяйственное значение.
Лишь при упрощенной трактовке таких сложных правовых образований, какими являются планово-договорные обязательства, оказывается возможным решение проблемы гражданско-правового действия плановых актов по формально-логической схеме «либо-либо»: либо план, либо договор. Но подобное упрощение, приводящее исследователя к необходимости выбора одного из двух взаимосвязанных оснований, неизбежно дает одностороннее решение проблемы в целом.
Отстаиваемая трактовка гражданско-правового действия плановых, актов не влечет за собой теоретического умаления роли гражданско-правового договора. И с нашей точки зрения, при наличии планового акта стороны обременены только одной группой гражданско-правовых: обязанностей — обязанностей заключить конкретный договор. Мы лишь выступаем против того, чтобы эти обязанности возводились в ранг некоего «самостоятельного» обязательства. Это весьма важно не только в теоретическом, но и в практическом отношении, так как совершенно неправильно ориентировать практических работников на то, что при преддоговорных спорах об обязательстве заключить договор речь идет об «особом» обязательстве. Разве можно решать такого рода споры, не имея в виду в целом обязательства, на возникновение которого направлены и плановый акт, и договорное соглашение?
Более того, рассмотрение роли плановых актов под углом зрения-концепции структурно-сложных обязательств позволяет более рельефно и отчетливо показать решающее правообразующее значение именно гражданско-правового договора. Если при ином решении рассматриваемой проблемы неизбежен вывод, согласно которому обширная область обязательственных отношений возникает непосредственно из административных актов помимо механизма, специфичного для гражданско-правового регулирования, то с точки зрения концепции структурно-сложных обязательств все эти отношения оказываются лишь частью более сложного правового образования, в возникновении которого решающую роль играет гражданско-правовой договор.
Рекомендована кафедрой гражданского права Свердловского юридического института
1Необходимо отмежевать защищаемые в настоящей статье положения от высказанных в свое время взглядов, согласно которым функции гражданского права состоят в том, чтобы использовать закон стоимости, а административного права — ограничивать его действие (см. по поводу этих взглядов обоснованные замечания А. В. Венедиктова в его статье «О системе гражданского кодекса СССР». «Советское государство и право», 1954, № 2, стр. 32). Мы придерживаемся совершенно иной теоретической концепции: особенности предмета гражданско-правового регулирования таковы, что последнее должно осуществляться во взаимодействии с административно-правовым регулированием, что предполагает использование закона стоимости и со стороны административного права.
2Эта сторона взаимодействия гражданского и административного права представляет значительный научный интерес. В самом деле, когда, например, гражданин приобретает жилое строение или становится участником договора на кредитование индивидуального жилого строительства, — перед нами гражданско-правовые акты (договоры). Но эти акты имеют не только гражданско-правовое действие: они являются элементом правообразующего фактического состава, необходимого для возникновения административных отношений (в первом случае — налоговых отношений между собственником дома и финансовым органом, во втором — отношений по контролю между застройщиком и банком).
3Освещая основные формы гражданско-правового действия административных актов, мы ограничились характеристикой отношений между социалистическими хозяйственными организациями. Можно было бы проиллюстрировать выдвинутые выше положения и на примерах, касающихся имущественных отношений между социалистическими организациями (государством) и гражданами, где административные акты могут играть правообразующую роль и в сфере отношений собственности (факты реквизиции, индивидуальные акты национализации), и в сфере правосубъектности граждан (назначение опеки), а также выполнять функции специфической меры защиты гражданских прав (административное выселение). Однако взаимодействие между -административно- и гражданско-правовой формами регулирования по линии указанных актов не имеет столь широкого распространения, как в области планового социалистического хозяйства. Это обусловлено особенностями имущественных отношений с участием граждан — отношений, не требующих систематической и всесторонней властно регулирующей деятельности Советского государства, — в актах индивидуального значения.
4Объективного характера гражданско-правового регулирования при социализме, очевидно, не учитывает А. Д. Дозорцев, когда он пишет, что «договорная форма взаимоотношений по поставкам — не закономерность социалистического хозяйства, а целесообразность» (А. Д. Дозорцев. Некоторые вопросы договорного регулирования отношений по поставке. Научные записки Института внешней торговли МВТ СССР. Внешторгиздат, 1955, стр. 145).
5См. постановление ЦИК и СНК СССР от 18 февраля 1931 г. (СЗ СССР, 1931, № 10, ст. 109) и постановление СНК СССР от 28 марта (СЗ СССР, 1931, № 18, ст. 166).
6См. постановление Совета Министров СССР от 21 апреля 1949 г.
7См. Условия поставки товаров на экспорт, утвержденные СНК СССР 30 октября 1940 г. (СП СССР, 1940, № 27, ст. 636).
8См. ст. 180 Устава железных дорог.
9См. по этому вопросу: 3. И. Шкундин. Обязательство поставки товаров в советском праве. Юриздат, М., 1948, стр. 165—167.
10См. ст.ст. 44 и 46 УЖД; § 10 раздела 25 Правил перевозок отдельных видов грузов, ч. II. Трансжелдориздат, М., 1955.
11Так, например, для возникновения обязательственных правоотношений, связанных с передачей зданий, сооружений и предприятий, недостаточно издания компетентным органом административного акта; эти последствия, как правильно подчеркнул А. В. Карасе, имеют «вторичный» характер (А. В. Карасе. Право государственной социалистической собственности. Изд. АН СССР, М., 1954, стр. 160); они возникают лишь после принятия соответствующего объекта принимающей организацией. Небезынтересно, что в подавляющем большинстве случаев бездоговорных поставок, существовавших до 1949 г. (поставки металла, нефтетоплива и нефтепродуктов, каменноугольного топлива и сланцев Министерства угольной промышленности Главснабуглю), плановый акт также опосредствовался односторонней сделкой (см. по этому вопросу: 3. И. Шкундин, ук. соч., стр. 165—167), а по мнению Л. И. Картужанского — даже двусторонней сделкой — договором «бездоговорного в техническом смысле слова оформления» (Л. И. Картужанский. Хозяйственные договоры и арбитраж на современном этапе. Уч. зап. ЛГУ, серия юридических наук, вып. 3. 1951, стр. 106—107). В настоящее время лишь сдача совхозами своей продукции, да порядок заготовок сельскохозяйственной продукции могут быть отнесены к числу бездоговорных поставок, не опосредствуемых гражданско-правовыми актами. Чем это объяснить? По-видимому, существенное значение имеет здесь то обстоятельство, что специфика сельскохозяйственного производства значительно ограничивает регулирующее значение договора, в особенности в условиях, когда в предшествующие периоды заготовка сельскохозяйственной продукции осуществлялась в основном в типических административно-правовых формах. Однако вряд ли указанное обстоятельство может совершенно устранить необходимость использования договора и в этой сфере отношений. В литературе можно встретить обоснованные предложения о целесообразности использования договорной формы и для опосредствования отношений по государственной закупке сельскохозяйственной продукции (см. В. Викуленко, А. Денисов. Новый порядок заготовок сельскохозяйственной продукции. «Советская юстиция», 1958, № 9, стр. 11). Эти предложения продиктованы самой природой данных общественных отношений, и они, на наш взгляд, должны быть приняты.
12См. Н. Г. Александров. К вопросу о роли договора в правовом регулировании общественных отношений. Уч. зап. ВИЮН, вып. VI. Юриздат, М., 1946, стр. 75, 83; Д. М. Генкин. Рецензия на книгу 3. И. Шкундина «Обязательство поставки товаров в советском праве». «Советское государство и право», 1949, № 4, стр. 58; Л. А. Инсарова. Влияние актов планирования на возникновение, изменение и прекращение обязательств поставки. Автореферат канд. дисс. М., 1950, стр. 8—10. Нередко в литературе такую концепцию гражданско-правового действия плановых актов связывают с именем М. М. Агаркова, который, по мнению многих авторов, преувеличивал юридическое значение актов планирования. М. М. Агарков писал: «если по тем или иным причинам произойдет задержка в заключении договора, то ввиду того, что он все же должен быть заключен, стороны обязаны сделать все от них зависящее, чтобы он не только был заключен, но и надлежащим образом исполнен» (см. Обязательство по советскому гражданскому праву. Юриздат, М., 1940, стр. 123). Конечно, практика бездоговорных поставок в какой-то мере повлияла на теоретические позиции М. М. Агаркова. Однако, как нам кажется, из приведенного суждения названного автора отнюдь не следует, что его трактовка гражданско-правового действия плановых актов «делает заключение договоров излишним». Действия по подготовке и исполнению ^договора не равнозначны действиям по подготовке и исполнению непосредственно планового акта, К тому же автор предусматривал такую возможность только на тот случай, если в заключении договора произойдут задержки. Но ведь ни у кого не вызывает сомнений, что «в междоговорный период» в начале хозяйственного года выполнение планов не приостанавливается только по той причине, что договоры еще не заключены.
13См. Р. О. Халфина. Значение и сущность договора в советском социалистическом гражданском праве. Изд. АН СССР, М., 1954, стр. 155—158; Сорок лет советского права, т. 1. Изд. ЛГУ, 1957, стр. 249—251; О. С. Иоффе. Советское гражданское право (курс лекций). Изд. ЛГУ, 1958, стр. 395.
14Р. О. Халфина, ук. соч., стр. 158.
15И. Б. Новицкий. Обязательство заключить договор. М., 1947, стр. 39 и сл.; И. Б. Новицкий и Л. А. Лунц. Общее учение об обязательстве. Госюриздат, М., 1950, стр. 82—85; 3. И. Шкундин. Обязательство поставки товаров в советском праве. Юриздат, М., стр. 164. — Последний из названных авторов писал, в частности: «обязательство, связывающее стороны до заключения договора, и обязательство, связывающее их после заключения договора, — это разные обязательства».
16Сорок лет советского права, т. 1, стр. 253; ср. О. С. Иоффе. Советское гражданское право (курс лекций), стр. 394—395.
17По вопросу о характере регрессных обязательств см. соображения автора настоящей статьи в рецензии на книгу И. Б. Новицкого «Регрессные обязательства между социалистическими хозяйственными организациями» («Советская книга», 1953, № 4, стр. 86—88).
18См. М. М. Агарков. Обязательство по советскому гражданскому праву. Юриздат, М., 1940, стр. 64—72.
19См. Р. О. Xалфина, ук. соч., стр. 158; Сорок лет советского права, т. 1, стр. 251—254; О. С. Иоффе. Советское гражданское право (курс лекций), стр. 394—395.
20Такой стадии нет в обязательстве перевозки грузов, ибо вступление железной, дороги и грузоотправителя в договор осуществляется путем совершения «материальных» действий, регламентированных месячным планом именно как действий «материальных» (и только!). К тому же конструирование в этой области категории «обязательства заключить договор» лишено какого-либо практического значения, так как особого вопроса о заключении договора, отличного от вопроса об ответственности за невыполнение месячного плана, при действующей системе организации грузовых перевозок возникнуть не может. Ср. по этому вопросу: К. К. Яичков. Договор железнодорожной перевозки грузов по советскому праву. Изд. АН СССР, М., 1958, стр. 157—158.
21Ср. правильные, на наш взгляд, замечания по рассматриваемому вопросу А. Д. Дозорцева (ук. статья, стр. 146—147).
| |