Алексеев С. С., Керимов Д. А., Недбайло П. Е. Методологические проблемы правоведения // Правоведение. - 1964. - № 4. - С. 15 - 28.
С. С. Алексеев
,
доктор юридических наук
Д. А. Керимов,
доктор юридических наук
П. Е. Недбайло,
доктор юридических наук
Методологические проблемы правоведения1
Недавно принятое постановление Центрального Комитета КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране», отметив некоторую активизацию научной разработки советскими учеными вопросов совершенствования государственно-правовой надстройки, вместе с тем справедливо указало, что общее состояние юридической науки еще не отвечает задачам, поставленным в Программе КПСС.
Научные исследования в области государства и права, как отмечено в этом постановлении, не всегда тесно связаны с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Ученые-юристы нередко сосредоточивают свое внимание на второстепенных вопросах, оставляя без внимания коренные, наиболее важные проблемы государственно-правового строительства в период постепенного перехода от социализма к коммунизму. Так, основа советской юридической науки — теория социалистического общенародного государства и права — разрабатывается явно недостаточно. Вместо глубокого научного проникновения в сущность общенародной демократии, государственности и правовой системы в работах, посвященных этой тематике, преобладает простое описание, комментирование общеизвестных положений. Мало уделяется внимания также исследованию жизненно важных вопросов управления народным хозяйством, правового регулирования хозяйственных отношений, капитального строительства. Слабо разрабатываются актуальные проблемы совершенствования структуры и деятельности государственного аппарата, дальнейшего укрепления социалистической законности и правопорядка. До последнего времени отсутствовали глубокие исследования причин преступности, не определялись должным образом основы ее предупреждения, мало разрабатывались эффективные формы и методы исправления и перевоспитания правонарушителей.
Одной из основных причин отставания юридической науки от нужд и потребностей практики развернутого строительства коммунизма является то, что методология научных исследований в области государства и права страдает серьезными недостатками. Это порождает низкий идейный и теоретический уровень научных исследований, серьезные ошибки в научной работе, мешает развитию научной мысли, глубокому и всестороннему анализу государственно-правовых явлений. Акад. Л. Ф. Ильичев в докладе о методологических проблемах естествознания и общественных наук, прочитанном на заседании Президиума Академии наук 18 октября 1963 г., говорил, что корень зла в юридической науке состоит в том, что «при исследовании специальных вопросов многим юристам недостает кругозора, умения преломить частное сквозь призму общего, увидеть за частным и вскрыть общее, существенное, закономерное».2
Успешная реализация указаний Центрального Комитета нашей партии по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране, решение таких актуальнейших задач коммунистического строительства, как повышение эффективности правового регулирования в области народного хозяйства, подъем юридической культуры должностных лиц и пропаганда юридических знаний среди населения, воспитание благородных качеств человека коммунистического общества и борьба с правонарушениями, требуют глубокого, полного и всестороннего исследования особенностей правового регулирования общественных отношений и, следовательно, высокого методологического уровня научных исследований, тщательной разработки методологии правоведения.
В широком смысле суть методологии любой науки составляет ее мировоззренческая основа — марксизм-ленинизм, который не только объясняет сущность государства и права, но и вооружает нас ясной перспективой преобразования государственно-правовой действительности в целях успешного строительства коммунизма. Надлежащий мировоззренческий уровень правоведения обусловливает не только проникновение в сущность объективных закономерностей развития государственно-правовых явлений, но и определяет характер и направление использования этих закономерностей в интересах общества, а также является мощным средством идеологической борьбы с враждебными взглядами на государственно-правовую действительность, средством борьбы с реакционными политическими и правовыми теориями, с догматизмом, ревизионизмом и доктринерством в области государства и права. Несмотря на первостепенное значение мировоззренческой основы правоведения, именно здесь ощущается слабость нашей науки, ее недостаточная зрелость, целеустремленность, партийность. Известно, например, что некоторые ученые не всегда дают достойный и решительный отпор злонамеренной клевете на советский государственный строй и социалистический правопорядок, не ведут достаточно активно борьбу с буржуазными идеями и теориями, не в полной мере разоблачают догматические и ревизионистские извращения марксистско-ленинского учения о государстве и праве. Более того, отдельные ученые не только проявляют терпимость и нейтральность в отношении враждебных выпадов буржуазных юристов, но иногда и сами допускают серьезные идеологические и теоретические ошибки.3
Задача состоит, следовательно, в повышении уровня самой основы правоведения — ее марксистско-ленинского мировоззрения и последовательной партийности.
Под методологией в более узком смысле слова понимают подход к конкретно-историческому познанию предмета науки. Нам представляется, что методологический подход к научному познанию тех или иных предметов и явлений объективной действительности предполагает прежде всего определение пути, метода и приемов исследования. Любая подлинная наука опирается на выработанный марксизмом-ленинизмом единственно научный путь познания — от живого созерцания, представления к абстрактному мышлению и от него к практике, на единственно общенаучный метод познания — марксистско-ленинскую диалектику и, вместе с тем, использует в зависимости от специфики ее предмета не только свои, но и проверенные в иных науках конкретные, частнонаучные методы исследования.
Единство пути, метода и приемов исследования и составляет в своем диалектическом сочетании проблему методологии той или иной науки. Из сказанного следует, что оно предполагает не только взаимопроникновение идей и теорий различных наук, но и взаимопроникновение способов и приемов исследования. При этом наличие частнонаучных методов исследования отнюдь не исключает, а предполагает общенаучную методологию, которая также конкретизируется в зависимости от предмета той или иной науки.
Общей для всех наук методологией научного познания является марксистско-ленинская философия. Следовательно, прогресс юридической науки прежде всего определяется ее философской вооруженностью. Душой марксистско-ленинской философии является диалектика, т. е. наука о наиболее общих и всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Применение же этих законов к процессам познания мира и к практике революционного преобразования действительности превращает диалектику в метод, всеобщий метод, который обеспечивает познание наиболее общих законов развития мира, свойственных всем его предметам и явлениям, в том числе государству и праву. Познание государства и права в рамках общих закономерностей развития общества, познание их связей с экономикой, политикой, национальными отношениями и т. д. требует широкого философского, а также комплексного подхода к решению государственно-правовых проблем. Это необходимо особо подчеркнуть в связи с тем, что под влиянием культа личности в советском правоведении сложился вредный нигилизм по отношению к философии, к использованию теорий, средств и приемов, применяемых другими общественными и естественными науками для комплексного познания закономерностей развития государственно-правовой действительности. Между тем, не только общетеоретические, но и любые специальные проблемы правоведения могут быть успешно решены лишь на основе и с помощью марксистско-ленинской философии, на базе комплексного изучения соответствующих государственно-правовых явлений. Едва ли, например, возможно успешное решение таких важных и актуальных проблем советского правоведения, как вопросы правообразования (формирования права) и правореализации, причин преступности и личности преступника, вины и ответственности в различных отраслях права, без комплексного их изучения, без использования данных иных, не только общественных, но и естественных наук. Особо важное значение для успешного развития таких, например, отраслей советской правовой науки, как гражданское, трудовое, земельное и колхозное право, имеет тесное, органическое сотрудничество с экономической наукой. Или возьмем задачи профилактики правонарушений и дальнейшего укрепления социалистической законности. И здесь, как и во всех иных случаях, юридическая наука окажется полезной практике лишь при творческом сотрудничестве с представителями философии, педагогики, психологии, кибернетики и других отраслей научного знания.
Для всех это как будто бы теперь очевидно, и тем не менее у нас еще явно недостаточно осуществляются комплексный анализ и широкое философское обобщение государственно-правовых явлений, не хватает смелости творческого дерзания, поиска еще не исчерпанных резервов и средств познания. Чем иным объяснить, например, тот факт, что многие из нас остаются абсолютно равнодушными к очевидной эффективности использования методов и средств кибернетики при решении проблем оптимизации структуры государственного аппарата, техники государственного управления, многих проблем права и криминалистики, даже не утруждая себя понять смысл новых идей в этой области?! Чем объяснить и тот не менее поразительный факт, что мы с удовольствием провозглашаем необходимость комплексного подхода к познанию права и почти ничего не делаем для его реализации?!
Между тем, новейшие научные достижения, полученные при комплексном изучении соответствующих объектов, могут быть весьма успешно использованы для развития советского правоведения. Так, лаборатории инженерной психологии и физиологии труда Ленинградского университета, в содружестве изучая воздействие процесса производства на психофизиологические характеристики работника, пришли к некоторым важным выводам относительно наиболее целесообразного соотношения «техника—человек». Очевидно, что эти выводы могут быть применены при решении соответствующих проблем хозяйственного законодательства в условиях бурного технического прогресса и автоматизации производства. При этом, используя их, необходимо не только установить определенные, основанные на научных данных правовые требования к проектированию и конструированию новой техники, но и предусмотреть конкретные правовые меры по борьбе с отрицательным влиянием, в частности монотонности производственного процесса на нервную систему человека. Или возьмем, например, проблему изучения индивидуальных качеств преступника. Под влиянием культа личности Сталина о«а оказалась совершенно недостаточно разработанной нашей наукой. До последнего времени в нашей литературе каждый преступник рассматривался лишь как носитель пережитков капитализма, как жертва влияния империалистической пропаганды или как агент классово враждебных сил. При этом совершенно упускалось из виду то простое обстоятельство, что любой преступник — это человек со всеми его физиологическими и психическими особенностями, с его индивидуальным мировоззрением, сознанием, настроениями, ощущениями, эмоциями и т. д. Практика была ориентирована не на изучение этих конкретных особенностей личности, а на определение лишь ее классово враждебной принадлежности. Такое изучение было не только односторонним, неполным, недостаточным, но и приводило к грубым и тяжелым нарушениям социалистической законности, прав и свобод советских граждан.
Человек не рождается преступником. Задача юридической теории и практики состоит в том, чтобы глубоко и всесторонне изучить индивидуальные особенности самой личности преступника, процесс ее становления, воспитания, образования, культурный уровень, психический склад характера, индивидуальные наклонности, интересы и т. д. Но это требует усилий представителей различных наук. Только познав всю совокупность факторов, сформировавших и определивших личность правонарушителя, условия ее существования и деятельности, мы будем в состоянии успешно бороться с преступностью и причинами, ее породившими, проводить эффективные профилактические мероприятия по ее предупреждению, добиться ее полной ликвидации. Отсюда следует, что научные исследования смогут успешно способствовать осуществлению искоренения преступности и причин, ее порождающих, лишь в том случае, если, не ограничиваясь рамками «чисто» юридического анализа соответствующих явлений, они будут прочно опираться на марксистско-ленинскую философию, научную социологию, политическую экономию и применять новейшие достижения психологии, педагогики, физиологии, кибернетики и других наук.
Комплексный подход к изучению государственно-правовых явлений на основе широких марксистско-ленинских философских, обобщений явится одним из мощных средств резкого повышения уровня теории и практики советской юриспруденции.
Марксистско-ленинская философия познания выработала наиболее рациональный и эффективный путь исследования социальных, в том числе и правовых явлений, состоящий из двух этапов: а) путь от явлений, данных в непосредственном опыте, к их социально-экономической сущности; б) путь от их социально-экономической сущности к тому конкретному многообразию явлений, с которых исследование было начато.
Эти методологические положения позволяют научно познать сущность, специфические черты и роль права в общественной жизни. Право представляет собой важную форму общественного регулирования в классовом обществе. Марксистско-ленинская философия требует, чтобы за правовой формой было обнаружено глубинное социально-экономическое и политическое содержание; отправляясь от последнего, исследование должно вновь вернуться к праву, которое оказывается теперь научно познанным во всей своей полноте, объективной обусловленности и практической значимости.
Данный путь изучения правовых явлений, помимо всего прочего, позволяет избежать односторонности их познания. Известно, что в условиях культа личности в советском правоведении научные исследования в основном ограничивались одной лишь внешней обработкой текстов нормативных актов, определением юридических конструкций, толкованием нормативных положений на основе такой судебной и административной практики, которая сама по себе не всегда соответствовала требованиям .социалистической законности. Преодолевая вредные последствия культа личности, советская юридическая наука исследует общественные процессы, вызывающие необходимость правового регулирования, определяет наиболее эффективные пути и формы этого регулирования, изучает практические результаты применения того или иного закона. Но это удается лишь тогда, когда в достаточной степени поняты особенности правового регулирования, раскрыты пути правового воздействия на общественные отношения, специфические черты структуры и формы выражения права, т.-е. тогда, когда не упускается из виду специфика права как общественного явления. Специально-юридический анализ, проводимый с правильных методологических позиций, приносит ощутимую пользу советскому правоведению и юридической практике. Он способствует правильному решению практических вопросов, подъему юридической культуры, борьбе за строжайшее соблюдение социалистической законности.
Следовательно, научное исследование правовых проблем предполагает органическое соединение общесоциологического и специально-юридического подхода к познанию государственно-правовых. явлений. Если первый позволяет определить сущность, роль и назначение правовой формы в регулировании общественных отношений, ее место в общественном развитии, то второй — вскрыть специфику права, механизм действия каждой правовой нормы, назначение ее элементов, специфику правоотношений, толкования юридических актов, значение юридической техники и т. д., тем самым предостерегая от правового нигилизма, недооценки правовой формы, способствуя более широкому социологическому истолкованию права. Таким образом, единство общесоциологического и специально-юридического подхода к изучению правовых явлений служит важной предпосылкой для глубоких философских обобщений и одновременно способствует укреплению социалистической законности.
Следуя этому пути исследования, марксистско-ленинская юридическая наука, как известно, добилась правильного и научно плодотворного решения многих проблем. Можно назвать ряд работ, в которых общесоциологический подход опирается на специально-юридический анализ правовой формы, а специально-юридический — на общесоциологические исследования. Анализ специфических особенностей права («обратный путь») приводит к успешному решению вопроса о социальном назначении права, о его роли в общественном движении, совершенствованию методов его воздействия на регулируемые отношения и укреплению социалистической законности. Именно так решена советским правоведением, например, проблема правообразования, формирования права. Убедительно показав, что право, определяясь в конечном счете материальными условиями жизни общества, советское правоведение вскрыло характер воздействия на него и ряда других, относительно самостоятельных социальных факторов: соотношения классовых сил в обществе, политики, морали, идеологии, религии, международной обстановки и т. д. Но если объективная обусловленность права исследована советским правоведением более или менее полно, то этого нельзя сказать относительно воздействующей роли права на общественную жизнь. Многие важные и актуальные проблемы юридической теории и практики ждут своих исследователей (например, проблемы субъективного права, влияния права в качестве нормативного фактора на сознание и поведение индивида, воспитательной роли права, т. е. его воздействия в качестве идеологического фактора и т. д.). По-видимому, неполнота разработки указанных вопросов объясняется недостаточно глубоким изучением специфической роли права в системе средств общественного регулирования. Не случайно в нашей науке оказалась преданной забвению такая важная отрасль правоведения, какой является судебная психология, зачастую игнорируются данные других общественных наук. Даже такие важные проблемы современности, как правовые вопросы планирования, освещаются в нашей литературе без упоминания новейших достижений экономики и, в частности, математических методов в экономических исследованиях.
Неразработанность в полной мере вопроса об активно творческой роли права вредно отражается на подлинно научном анализе процесса реализации права. Этот анализ, конечно, ничего общего не имеет с простым комментированием практики применения действующего законодательства. При изучении и обобщении практики реализации права нельзя, в частности, упускать из виду, что пути воздействия различных правовых норм на общественную жизнь специфичны и различны. Так, если нормы права, направленные на регулирование поведения людей в процессе производства, более непосредственно связаны с базисом, то нормы права, регулирующие поведение людей в области идеологических отношений, связаны с базисом более «удаленно», через посредство воздействия на эти отношения. Разумеется, об этой большей или меньшей «удаленности» норм права от базиса можно говорить лишь условно, для того, чтобы показать известное своеобразие воздействия различных норм права на породивший их в конечном счете базис. Как невозможно объяснить образование тех или иных норм права только и единственно экономическими причинами, так и немыслимо исследование специфических путей обратного воздействия различных норм права на экономический базис без анализа всего причинного ряда этого воздействия. Едва ли можно объяснить с достаточной полнотой характер обратного воздействия, например, тех или иных норм советского семейного или наследственного права на социалистическую экономику без подробного изучения ряда причинно связанных факторов, через посредство которых такое воздействие осуществляется. При этом и сами пути, формы, методы воздействия норм различных отраслей права на общественные отношения, отличаясь по своему содержанию и направленности не только друг от друга, но и от других социальных норм, обладают своей спецификой. Именно это и должно быть предметом изучения соответствующих отраслей юридической науки. Без исследования этой специфики нельзя вскрыть, понять и объяснить конкретные, непосредственные причины изменений в общественных отношениях, происшедших под воздействием права, невозможно, следовательно, и конкретное совершенствование правового регулирования общественных отношений и дальнейшее укрепление социалистической законности.
Анализ активно творческой воздействующей роли права, его специфики по сравнению с другими, активно влияющими на общественную жизнь факторами, относится к познанию его социально-экономической и политической сущности и значимости. Уяснение этой стороны сущности права обеспечивает научно обоснованный подход к познанию многообразия функциональной характеристики и действенности государственно-правовых явлений, которые первоначально мы воспринимаем в непосредственном опыте главным образом путем простого наблюдения. Переход от государственно-правовых явлений, данных в непосредственном опыте, к их социально-экономической и политической сущности, а затем от этой последней к их действительной роли в общественной жизни требует глубокого внутреннего единства теории и практики, развития методологической основы юридической науки, ее постоянной и органической связи с практикой государственно-правового строительства. Приходится, однако, с сожалением констатировать, что всестороннего творческого сотрудничества между теорией и практикой юриспруденции мы пока не достигли.
В юридической литературе все еще преобладает комментирование законодательства, эмпирическое описание примеров, декларативность вместо доказательственности. Жизненные примеры во многих работах служат только иллюстрацией, а не материалом для обобщений, теоретических выводов и заключений, для обнаружения закономерностей развития изучаемых явлений. Разумеется, без фактов наука не может развиваться, но простое их нагромождение и перечисление обесценивает науку, превращает ее в простого регистратора событий. Но еще более пагубное воздействие на развитие советского правоведения оказывает то, что простой набор и описание фактов нередко рассматриваются как свидетельство соединения теории с практикой. Иногда то или иное произведение оценивается тем выше с точки зрения его соединения с практикой, чем большее количество примеров в нем приводится, независимо от наличия или качества научного анализа используемых в нем фактических данных. На самом же деле такая работа оторвана от практики, не содержит ничего для нее ценного. Правильное, плодотворное и наиболее полное теоретическое оснащение практики, тесное и прочное творческое содружество теории и практики имеют место там и тогда, где и когда практика научно обобщается теорией, органически вливается в выработанные последней научные положения, понятия, определения, выводы и заключения. Не только теория государства и права должна соответствовать опосредуемой ею практике, но и эта практика должна быть поднята на уровень марксистско-ленинской теории государства и права. Наука призвана освещать путь практике, предвидеть перспективы и результаты ее развития. Лишь при этом условии будет укрепляться ее методологическая база, и наука в целом сможет играть роль непосредственной производительной и духовной силы в поступательном движении общества к коммунизму.
Для усиления связи науки с практикой новое постановление ЦК КПСС рекомендует шире привлекать научно-исследовательские учреждения :и ученых к разработке законов и других правовых актов, осуществлять прикомандирование научных сотрудников и преподавателей правовых дисциплин для работы в аппарате суда, прокуратуры и других государственных органов. На Верховный Суд, Прокуратуру СССР, министерства и ведомства возложена обязанность обеспечить своевременное рассмотрение и внедрение результатов научных исследований в работу государственных органов.
Реализация этих рекомендаций, несомненно, сыграет положительную роль в укреплении связи и взаимного обогащения науки и практики. Было бы также целесообразно в плановом порядке поручать юридическим научным учреждениям, учебным заведениям и коллективам ученых самостоятельно разрабатывать отдельные проекты правовых актов или их разделов, обобщать административную, судебную и арбитражную практику по определенным категориям дел.
Установлением наиболее рациональных, эффективных и научно плодотворных путей исследования правовых явлений, определяющих общее направление процесса познания, задача методологии отнюдь не исчерпывается. Необходимо далее овладеть методами исследования правовой действительности и объективных закономерностей ее развития.
Научный метод есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого в целях определения истины. Он является двигателем науки, залогом ее прогрессивного развития и обогащения новыми положениями, выводами и заключениями, служит направляющим началом в познании предмета науки. Метод является стержнем ориентации в эмпирическом материале, позволяет его теоретически систематизировать и обобщать, вскрывать глубинные процессы закономерного развития изучаемого предмета. Благодаря методу наука становится системой, синтезом знаний, приобретает способность к развитию, совершенствованию и обогащению. Вот почему для того, чтобы понять сущность науки, участвовать в ее развитии, совершенствовании и обогащении, необходимо овладеть ее методом.
История науки со всей убедительностью показала, что подлинно научным общим методом познания природы, общества и мышления является марксистско-ленинская диалектика. Этот метод является единственной общенаучной основой и для советского правоведения. Было бы глубоко ошибочным рассматривать метод правоведения как нечто обособленное, самостоятельное и независимое от диалектического и исторического материализма — метода всех естественных и общественных наук. В то же время неверно и другое представление, доминировавшее в условиях культа личности, согласно которому специальные науки будто бы нe нуждаются в конкретных, частнонаучных методах исследования, поскольку якобы достаточно одного лишь воспроизведения и «приложения» к специальным проблемам общих законов и категорий диалектики. Следствием этого было то, что вся методология правоведения сводилась к провозглашению абстрактной схемы «четырех черт диалектики» и их иллюстрации правовым материалом. Иначе говоря, бралась готовая формула диалектики, например закон единства и борьбы противоположностей, и под нее приспосабливался соответствующий правовой материал. Но такой априорный подход к изучению правовых явлений ничего общего с подлинной диалектикой не имеет. Вместо использования ее законов и категорий, а также частнонаучных приемов и способов исследования для познания правовых явлений все богатство правовой деятельности пытались втиснуть в узкие рамки уже готовых схем. Ясно, что при таком подходе сложные проблемы методологии правоведения искусственно превращались в простую иллюстрацию результатов исследования, а познания как такового не получалось.
Марксистско-ленинская диалектика как самостоятельная наука изучает наиболее общие связи и закономерности развития природы, общества и мышления, т. е. связи и закономерности, свойственные всем явлениям объективного мира. Другие, специальные науки изучают отдельные области природы, общества и мышления и присущие им специфические связи и закономерности их развития. При этом они используют, применяют, как общие законы и категории диалектики, так и специальные средства к познанию специфики своего предмета. Само собой разумеется, что применение общих законов и категорий диалектики приобретает в специальных науках специфический характер, требует творческой конкретизации всеобщего метода в зависимости от характера предмета специальных наук, в том числе юридических.
Отсюда следует, что одной из важнейших задач ученых-юристов является повышение философской культуры, расширение философского кругозора, овладение всеобщими законами и категориями диалектического и исторического материализма и творческое применение их к no-знанию закономерностей развития государственно-правовых явлений.
Марксистско-ленинские положения о базисе и надстройке, о социально-экономических формациях, о классовой борьбе и революции, о соотношении экономики и политики, идеологии и культуры и т. д. являются общей методологической основой для понимания самой сути государственно-правовых явлений, для плодотворной, глубокой и всесторонней разработки науки о государстве и праве. Применение в процессе познания государственно-правовых явлений диалектических законов единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, а также диалектических категорий сущности и явления, причины и следствия, необходимости и случайности, содержания и формы, возможности и действительности, свободы и необходимости и т. д. позволяет не только понять природу государства и права, но и совершенствовать их регулирующее воздействие на общественную жизнь, повысить их роль в практике развернутого строительства коммунизма.
Однако, используя законы и категории материалистической диалектики при познании государственно-правовых явлений, мы должны исходить из особенностей специфики предмета исследования. Софистическая игра в понятия, выведение одного понятия из другого вне предмета исследования, подтягивание правового материала под то или иное философское положение не только ничего общего не имеют с подлинной диалектикой, но и противоречат марксистско-ленинскому диалектическому методу познания правовых явлений. Между тем, именно такого рода «диалектические исследования» нередко встречаются в нашей литературе. В печати приводились уже примеры таких бесплодных попыток «подтянуть» под общие философские положения конкретные действия в криминалистических экспертизах, действия следователя, суда и т. д.
Метод всякой науки неразрывно связан с ее предметом. В этом отношении заслуживает внимания вопрос о методологическом значении самой науки, в том числе юридической, и, прежде всего, науки общей теории государства и права, предметом которой являются основные и ведущие закономерности возникновения, развития и служебной роли государства и права. В силу этого она разрабатывает исходные и руководящие положения, принципы и определения для всех отраслевых юридических наук. Овладение этими положениями, принципами и определениями приобретает большое методологическое значение для всей юридической науки. Поэтому можно сказать, что общая теория государства и права в системе юридических наук является наукой методологической. Причем ее методологическое значение вовсе не сводится к тому, что в ее рамках рассматриваются вопросы методологии правоведения. Главное, по нашему мнению, состоит в том, что выработанные общей теорией государства и права положения, понятия и определения имеют не только общее, но и направляющее значение для специальных юридических наук.
Такое методологическое значение в познании государственных и правовых явлений имеют общие определения государства, права, правосознания, законности и т. д. Возьмем пример, относящийся к вопросам юридических форм и правоотношений. Опираясь на положение исторического материализма о базисе и надстройке, общая теория права обосновывает вывод, согласно которому право выполняет функции регулятора общественных отношений, что достигается как путем охраны и закрепления соответствующих общественных отношений, так и путем обеспечения их развития, оформления их поступательного движения.
Этот вывод имеет, несомненно, методологическое значение для решения многих вопросов, касающихся юридических норм и правоотношений, их характера и назначения. В частности, он играет большую роль для решения вопросов придания правовой норме обязывающего, запрещающего или уполномочивающего характера, что и определяет соответствующие конкретные поступки и действия адресатов нормы и участников правоотношений, складывающихся на ее основе. Характер нормы определяет и характер ее воздействия на поведение людей, а тем самым и на их общественные отношения. Уполномочивающие нормы в настоящее время приобретают все большее значение в связи с развитием демократии и инициативы субъектов общественной жизни в коммунистическом строительстве. На них, например, основано субъективное право граждан, которое все шире используется в правовом регулировании общественных отношений.
Таким образом, опираясь на общие теоретические положения о регулирующей роли права, оказывается возможным не только с предельной точностью ориентироваться в весьма разнообразном фактическом правовом материале, но и избирать- наиболее целесообразные, рациональные, эффективные формы и методы правового воздействия на общественную жизнь, решать конкретные задачи совершенствования правового регулирования общественных отношений.
Все это свидетельствует о том, что ключевые положения, понятия и определения общей теории государства и права (о волевом характере права, об исторических типах права, о структуре правовой нормы, об элементах правоотношений и т. д.) могут быть с успехом использованы в качестве методологической базы при разработке конкретных проблем в специальных отраслях юридической науки.
Вот почему дальнейшее прогрессивное развитие науки общей теории государства и права является необходимым условием и предпосылкой подъема всех отраслей советского правоведения.
Открытый марксизмом-ленинизмом общенаучный метод материалистической диалектики в конкретных исследованиях служит философской основой для частнонаучных приемов исследования различных специальных наук, определяемых спецификой их предмета. Диалектический метод не поглощает и не устраняет частнонаучных методов, а предполагает их и опирается на них. Частнонаучные методы исследования— это способы научного познания, состоящие в применении таких познавательных средств, которые пригодны лишь для изучения отдельных, ограниченных и конкретных областей объективного мира. Общенаучный метод и частнонаучные приемы применяются не изолированно и не параллельно, а в органическом единстве, через взаимное проникновение и обогащение друг другом. Лишь на основе материалистической диалектики возможно успешное использование частнонаучных приемов и способов исследования, поскольку первый определяет не только выбор и направление действия последних, но и условия, характер и пределы применимости их в каждом конкретном исследовании. С другой стороны, материалистической диалектики как всеобщего метода научного познания недостаточно для решения специфических вопросов специальных наук, и поэтому она нуждается в дополнении и конкретизации частнонаучными приемами в исследовании предмета этих наук.
Следует также подчеркнуть, что современное состояние науки характеризуется интенсивным взаимопроникновением частнонаучных приемов исследования различных специальных отраслей знания. Тем самым специальные науки обогащают друг друга не только соответствующими теориями, но и приемами исследования. Это отнюдь не означает, что приемы одних наук во всех случаях и в неизмененном виде применяются в других, однако в ряде случаев выработанный одной наукой прием исследования оказывается в максимальной степени эффективным в другой.
Сказанное определяет то большое значение, какое имеет изучение и применение частнонаучных методов исследования различных наук для развития советского правоведения. Между тем, этому вопросу уделяется явно незначительное внимание как в общей теории государства и права, так и в отраслевых юридических науках. Более того, в советском правоведении до сих пор не разрабатывались сколько-нибудь серьезно специфические приемы и способы исследования государственно-правовых явлений. Вот почему представляется особенно актуальным рассмотреть хотя бы в общих чертах некоторые, наиболее положительно зарекомендовавшие себя частнонаучные приемы исследования и их значение для познания правовых явлений.
В настоящее время широкое распространение в нашей стране получает конкретно-социологический метод исследования, который может быть использован для решения проблем советского правоведения. Так, советская правовая наука направляет сейчас свое внимание на изучение социальной эффективности правовых норм как в сфере деятельности государственных органов, общественных организации, так и в сфере правовых отношений между людьми. Наиболее успешное решение этих проблем окажется возможным в том случае, если будут использованы такие конкретно-социологические приемы и способы исследования, как опрос и анкетирование, социальный эксперимент и социальное проектирование. При решении проблем криминологии — беседы, обследования, личные наблюдения по заранее разработанной программе, контрольные эксперименты и т. д.
Эффективность применения конкретно-социологических приемов и способов исследования в правоведении может быть иллюстрирована следующим примером. Недавно лабораторией социологических исследований Ленинградского университета был изучен социологический аспект трудовой деятельности человека, в первую очередь труда молодежи. Исследование, проведенное на массовом материале (около 3 тысяч рабочих, занятых на 25 предприятиях Ленинграда), выявило ряд факторов, содействующих повышению интереса рабочего к самому характеру труда, а следовательно, в дальнейшем и превращению труда в первую жизненную потребность. Было показано, в частности, что отношение молодых рабочих к труду в значительной мере определяется его организацией и содержанием, а не только их материальной заинтересованностью (заработной платой). Отсюда легко сделать конкретные выводы для совершенствования действующего законодательства и практики его реализации.
Что касается обобщения судебной практики как одного из видов конкретно-социологических исследований, то оно до сих пор большей частью проводилось в отрыве от общей функции права. Суд имеет дело в основном с действием лишь санкций правовых норм, в то время как основу норм составляют их диспозиции, направляющие положительные действия людей. Правовое регулирование логически мыслимо без правонарушений, а тем самым без воздействия суда. Поэтому о действии права нельзя судить только по деятельности суда или арбитража. Между тем, действие гражданского права, как правило, рассматривается по судебным и арбитражным делам, уголовное право изучается по судебной практике, семейное — по бракоразводным делам, трудовое — по трудовым конфликтам и т. д. Однако это — не основной путь изучения права. Прежде всего надо исследовать нормативное действие права в правомерных поступках людей, изучать последствия «нормального» действия права, т. е. в первую очередь осуществление диспозиции нормы, а не только ее санкции, которая применяется только в случае правонарушений. Иначе говоря, изучать надо прежде всего по правилу, а не по исключению (хотя и это необходимо).
Важное значение в научных юридических исследованиях имеет статистический метод. Его особенность состоит в массовом статистическом наблюдении, основанном на всестороннем качественном анализе изучаемых явлений. Указанный метод позволяет, во-первых, осуществлять наблюдения за массой индивидуальных правовых явлений, во-вторых, проводить правильную группировку правовых явлений (которая отражала бы их сущность) и, в-третьих, установить обобщающие показатели (средние и относительные величины), характеризующие однородные группы таких явлений. Тем самым статистический метод облегчает возможность обнаружения причин и закономерностей развития правовых явлений в целом и в каждой области в отдельности, например вскрыть конкретные условия повышения активности населения в правотворчестве и правореализующем процессе, возможности дальнейшего укрепления хозяйственной дисциплины, причины правонарушений и преступности и т. д. К сожалению, в правоведении непозволительно мало используется этот прием, чему, в частности, мешает отсутствие публикации данных по административной и судебной статистике. Правильно пользоваться этим, равно как и любым иным частнонаучным методом можно лишь на основе диалектического метода. Прежде всего надо установить качественные особенности учитываемых явлений, что достигается генетическими исследованиями, проследить, чем правовое явление было и чем оно стало. Нельзя сводить вопрос изучения права, в частности его эффективности и целесообразности, только к количественным показателям (к «увеличению», «возрастанию», «расширению» и т. д.). Это лишь одна сторона данного явления. Самое же главное состоит в том, чтобы выяснить, что надо учитывать, что надо считать, какие именно избирать показатели (следует ли принимать во внимание, скажем, мотивы преступлений или ограничиться только учетом наличия или отсутствия умысла в действиях правонарушителя?). Методика выявления эффективности действия, например Закона о связи школы с жизнью, может быть разработана под следующим углом зрения: наступили ли качественные сдвиги, на которые рассчитан Закон? Ясно, что наиболее полное решение этого вопроса окажется возможным при использовании также количественных показателей (количество учебных мастерских, цехов, подготовленных учителей и т. д.).
Большое значение в изучении государственно-правовых явлений, в особенности структуры государственного аппарата, компетенции и форм деятельности государственных органов, действующей системы законодательства, имеет сравнительно-юридический метод исследования. Специфика этого метода состоит в познании одного государственно-правового явления посредством его сравнения с другим, при этом не только со сходным, но и отличным от первого по своей классовой сущности. Так исследуется, например, буржуазный тип права в сравнении с социалистическим, и наоборот. Это способствует выявлению преимуществ социалистического права перед буржуазным. Таким путем можно выявить отличие или сходство форм и методов правового регулирования данных общественных отношений от форм и методов регулирования аналогичных отношений в законодательных системах других стран или иных исторических периодов.
Сравнительно-юридический метод исследования способствует не только познанию государства и права, но и является одним из средств, с помощью которого оказывается возможным вскрыть пути рационализации структуры и форм деятельности государственных органов, повышения эффективности применения правовых норм, укрепления социалистической законности.
Совершенно очевидно, что, пользуясь одним лишь этим методом, невозможно вскрыть социально-политическую природу государства и права (это должно быть познано до сравнения), но не менее ясно и то, что с помощью данного метода познание окажется более всеобъемлющим и наглядным. Жаль поэтому, что его использование в советском правоведении носит стихийный характер, а иногда даже, без всяких на то оснований, метод этот объявляется метафизическим. Необходимо тщательно разработать методику его применения в познании государственноправовых явлений.
В познании сложных предметов и явлений весьма плодотворным является метод выдвижения научных гипотез. В советском правоведении он используется чрезвычайно редко и очень робко. Между тем, этот метод является действенным средством познания, его необходимость обусловлена самим прогрессом науки, процессом расширения знания, ведущим ко все более полному овладению объективной истиной.
Огромное значение имеют научные гипотезы и в юриспруденции. Достаточно указать на версии в расследовании уголовных дел и вообще в теории судебных доказательств. Или возьмем, например, такую актуальную проблему, как пути перерастания социалистической государственности в коммунистическое общественное самоуправление и социалистических правовых норм в правила коммунистического общежития. Как известно, в советской юридической и философской литературе выдвигались различные гипотезы относительно этих путей и каждая из них, несомненно, имеет большую познавательную ценность, а все вместе взятые они позволяют проникнуть в будущее на основе изучения тенденций современной действительности. Смелое выдвижение научно обоснованных гипотез о конкретных путях развития государственно-правовой действительности не только позволит проверить их на практике, внести в них соответствующие коррективы и уточнения, но и концентрировать их «рациональные зерна» для выработки единой политики в области государственно-правового строительства в целях наиболее быстрого достижения того грядущего общества, которому посвящена жизнь, борьба и многосторонняя творческая деятельность людей нашего поколения.
Для глубокого, полного и всестороннего познания государственно-правовых явлений не меньшую познавательную ценность могут представить собой и такие частнонаучные приемы и способы исследования, как формально-логическая обработка материала, методы аналогии, презумпции, традиционные способы толкования, а также методы формальной и математической логики, кибернетики, социального моделирования, социального проектирования и т. д.
Мы остановились лишь на общей характеристике только некоторых частнонаучных методов, которые, по нашему глубокому убеждению, могут быть с успехом и весьма эффективно использованы в развитии советского правоведения. Задача состоит в том, чтобы тщательно разработать всю систему частнонаучных методов советского правоведения для использования их в познании специфики государственно-правовой действительности и закономерностей ее объективного развития. Такую разработку необходимо вести на основе и в строгом соответствии с требованиями законов и категорий диалектического и исторического материализма с учетом того, что частнонаучные приемы и способы тесно и органически связаны между собой, взаимно дополняют и обогащают друг друга, в своей совокупности составляя единую систему конкретных средств познания государства и права.
Величественные и благородные задачи, поставленные нашей партией перед теорией и практикой юриспруденции, будут успешно выполнены, если мы сможем общими усилиями значительно повысить уровень методологии советского правоведения. Необходимо создать ряд работ, в том числе и монографий, специально посвященных проблемам Пути, метода и приемов исследования государственно-правовых явлений. На основе этих работ советское правоведение выполнит ту высокую миссию, которая возложена на нее практикой развернутого строительства коммунизма.
1 Опубликованием настоящей статьи журнал намерен начать широкое обсуждение вопросов методологии правоведения. Редакция приглашает всех научных и практических работников высказаться по этим вопросам на страницах журнала.
2 «Вестник Академии наук Союза ССР», 1963, № 13, стр. 38.
3 См.: Насущные задачи юридической науки. «Коммунист», 1964, № 12, стр. 71—72.
| |