1951
ВВЕДЕНИЕ
Китай занимает видное место в мировой истории. Своим активным творческим трудом китайский народ внёс огромный вклад в сокровищницу человеческой культуры. Китай в течение многих столетий по своему культурному, экономическому, политическому и военному значению был ведущей страной Восточной Азии. В новое время Китай становится объектом колониальной экспансии капиталистических стран, центром сосредоточения империалистических противоречий на Тихом океане. Капиталистические державы — Англия, США, Франция, Япония и другие — закабалили Китай, превратили его в полуколонию. Но китайский народ не примирился с порабощением страны иноземными угнетателями-. В течение ста лет шла непрерывная, упорная борьба против внешних врагов и внутренней реакции.
Особенно большое международное значение приобретает Китай в последнее тридцатилетие, когда китайский народ, вдохновлённый примером и вооружённый опытом советского народа, развернул титаническую борьбу за создание демократического строя и независимость своей страны. День ото дня росли и крепли силы демократического Китая, руководимые Китайской коммунистической партией.
Китайская реакция, широко поддерживаемая европейско- американскими империалистами, вела неистовую борьбу против национально-освободительного, революционно-демократического движения, но ей не удалось сломить силы китайской демократии. Разгромлена клика Чан Кай-ши, в течение более
19 лет угнетавшая китайский народ. Китайский народ разбил попытки американских империалистов превратить Китай в колонию американских монополий. Интервенция США провалилась.
1 Почти четвёртая часть населения земного шара, проживающая в Китае, завоевала своё освобождение из-под ига империалистов, феодалов и гоминьдановских милитаристов.
С чувством восхищения следили все передовые люди мира за мужественной борьбой китайского народа. Наше отношение — отношение советских людей к китайскому народу — прекрасно выразил ещё в 1925 г. товарищ Сталин: «Силы революционного движения в Китае неимоверны. Они еще не сказались как следует. Они еще скажутся в будущем. Правители Востока и Запада, которые не видят этих сил и не считаются с ними в должной мере, пострадают от этого. Мы, как государство, с этой силой не считаться не можем... правда и справедливость целиком на стороне китайской революции. Вот почему мы сочувствуем и будем сочувствовать китайской революции в её борьбе за освобождение китайского народа от ига империалистов и за объединение Китая в одно государство. Кто с этой силой не считается и не будет считаться, тот наверняка проиграет» К
Великая победа китайского народа — закономерный результат всего его исторического развития.
* *
♦
Китайцы — один из древнейших народов мира. Наиболее старинные материальные памятники китайской культуры — Иньские памятники — относятся ко времени династии Инь (Шан), правившей в 1766—1122 гг. до н. э. Возникновение же китайской народности современная китайская историческая наука относит к периоду IV—II тысячелетия до н. э.2 Китайская мифология считает первой династией Китая династию Ся (2205—1766 гг. до н. э.). За длительное время своего существования китайский народ создал большую своеобразную культуру. В Китае знали книгопечатание, изобрели порох, компас гораздо раньше, чем в Европе. Китайский фарфор, шёлк издавна являются законной гордостью страны.
Всему миру известны такие древнейшие материальные памятники китайской цивилизации, как Великая Китайская стена, построенная две с лишним тысячи лет тому назад, Большой императорский канал, система искусственного орошения и т. п.
Важнейшей же и решающей составной частью китайской культуры являются письменность, литература. Древние памятники китайской духовной культуры — классические книги конфуцианской и даоской школ. Появление их относится к VI—II векам. Выдающееся место в китайской культуре занимает историческая литература, берущая своё начало от отца китайских историков Сыма Цяня (155—88 гг. до н. э.). По об-
разцу, указанному им, созданы многочисленные истории динг- стий и исторические трактаты. Философские, религиозно-этические, исторические сочинения, громадные энциклопедии, поэзия, художественная проза широко представлены в сокровищнице китайской цивилизации.
Одним из ранних и наиболее зрелых проявлений китайской культуры является искусство. Китай оказал огромное культурно-политическое воздействие на развитие народов Азии. Япония, например, в значительной степени заимствовала культуру Китая, включая письменность. Корея, Вьетнам, Бирма и другие азиатские страны испытали на себе огромное влияние китайской культуры.
Замечательнейшей чертой китайского народа на всём протяжении его истории является огромная сила сопротивляемости внешнему врагу. Нашествия иноземных завоевателей на Китай, даже на отдалённых исторических этапах, неизменно встречали решительное сопротивление народных масс.
На протяжении двух с половиной тысячелетий Китаю очень часто приходилось вести борьбу с набегами кочевников: гуннов, киданей, чжурчжэней, тангутов, монголов, маньчжур и др. Эти набеги разрушали производительные силы страны, сопровождались массовым истреблением населения, приводили к установлению, иногда на долгие годы, иноземного ига. Завоеватели, находившиеся на более низком уровне развития, чем китайцы, задерживали экономический и культурный прогресс страны. В то же время борьба против этих набегов сплачивала народ и закаляла его.
Так, в непрерывном труде и борьбе рос и креп китайский народ, росли сила его сопротивления и решимость крепко взять свою судьбу в собственные руки. Но в обстановке господства в Китае отсталых феодальных экономических и политических форм китайский народ не раз терпел поражение. Положение коренным образом изменилось лишь тогда, когда в стране появился и сумел подняться до роли руководителя прогрессивных кругов общества новый класс — класс пролетариев, руководимый коммунистической партией.
Великая Октябрьская социалистическая революция втянула угнетённые народы Востока в общее русло борьбы трудящихся против империалистического гнёта, принесла им «дух бодрости и веру в победу» '.
Китайский народ за последние тридцать лет прошёл большую политическую школу и под руководством своей славной коммунистической партии завоевал великую победу.
* *
*
Настоящая книга ставит своей целью показать историю китайского народа на основных исторических этапах нового и новейшего времени,
Начало этой книги охватывает период завоевания Китая маньчжурами и утверждения их власти. Это период позднего феодализма (XVII—XVIII вв.). Борьба китайского народа против маньчжурских завоевателей ещё носила в то время разрозненный характер. Маньчжурские завоеватели сохраняют в Китае старый социально-экономический строй — строй феодальных отношений. Застойность социально-экономической, политической и культурной жизни страны характерна для этих полутора столетий. В стране происходили частые выступления против существующей власти, главной движущей силой которых являлось крестьянство. Эти выступления направлялись против феодалов-помещиков и против иноземной власти маньчжур.
В XVII—XVIII веках китайский феодальный строй находился в состоянии гниения и упадка. Беспрерывные народные восстания потрясают его, но в Китае ещё не сложились новые, передовые классы, способные повести страну по пути прогресса. Застойность и отсталость Китая используются иностранным капиталом для вторжения в страну и начала закабаления её. В середине XIX века крестьянская война потрясла всю страну от Пекина до Кантона, от далёких западных границ до тихоокеанского побережья. Народ не мог больше жить по-старому.
В борьбе против великой крестьянской войны объединяются силы внутренней реакции и капиталистических держав. Крестьянская война была подавлена, но глубочайший кризис, охвативший страну, нельзя было ликвидировать силой оружия.
В 70—80-х годах XIX века в Китае начинается развитие национального капитализма. Растут новые классы: буржуазия и пролетариат. Поднимает знамя борьбы великий китайский буржуазный революционер-демократ Сунь Ят-сен. Развитие на циональной промышлейности, рост новых классов способствуют подъёму национального самосознания. Революция 1905 г. в России и русско-японская война положили начало пробуждению Азии, пробуждению Китая. Китайская революционная буржуазия, опираясь на крестьянство, повела борьбу против феодального строя, против реакционной маньчжурской власти. Революция 1911—1913 гг. сметает реакционную власть Цинов, но не решает задачи уничтожения феодального землевладения и полуколониального положения, задачи демократизации Китая.
В период общего кризиса капитализма китайский народ, вдохновлённый Великой Октябрьской социалистической рево
люцией, учитывая опыт борьбы советского народа, развернул могучую национально-освободительную борьбу против империалистического хозяйничания в Китае, против феодалов и милитаристов, за независимость и демократический строй. Гегемония в этой борьбе постепенно завоёвывается китайским пролетариатом, руководимым коммунистической партией.
В ходе китайской «антиимпериалистической и антифеодальной революции 1925—1927 гг. буржуазия, участвовавшая в национально-освободительной борьбе, напуганная подъёмом массовой борьбы и под влиянием империалистов, изменяет делу прогресса Китая, идёт на сделку с помещиками, с империалистическими державами. Только компартия и руководимые ею классы — пролетариат и крестьянство — продолжали борьбу за новый Китай. Они с честью несут знамя антиимпериалистической и демократической борьбы, отбив все атаки реакции в период гражданской войны 1928—1936 гг., сохранив и умножив революционные силы.
В период антияпонской войны 1937—1945 гг., несмотря на временное установление сотрудничества гоминьдана и компартии, отчётливо выступают две политики, два метода ведения войны: политика всенародной войны, мобилизации всех сил на разгром агрессора, политика создания демократического строя, осуществляемая компартией, и политика гоминьдана — политика пассивной обороны и закулисных переговоров о сделке с противником, политика противодействия широкой народной войне против агрессора, преступная политика накапливания сил против демократической армии ради сохранения и упрочения реакционного буржуазно-помещичьего режима.
Антифашистский, освободительный характер второй мировой войны против государств оси и решающая роль в этой войне СССР способствовали упрочению сил демократии во всём мире. В ходе войны против японского империализма выросли и окрепли силы китайского демократического лагеря.
Беззаветная и мужественная борьба Китайской компартии снискала ей величайшие симпатии в массах, превратила компартию в могущественную партию страны, укрепила демократический лагерь.
Антинародная и антинациональная политика гоминьдана привела его к полной капитуляции перед американским империализмом как единственным источником, откуда черпала свои силы китайская реакция в борьбе против демократии.
Против диктатуры Чан Кай-ши — марионетки американских монополий — поднялся весь китайский народ и сбросил реакционный режим. 1 октября 1949 г. была образована Китайская народная республика.
Вождь китайского народа, председатель ЦК коммунистической партии Китая, Мао Цзэ-дун, анализируя условия великой победы, говорит:
«Если бы не существовало Советского Союза, если бы не было победы в антифашистской второй мировой войне, если бы — что особенно важно для нас — японский империализм не был разгромлен, если бы в Европе не появились страны новой демократии, если бы не было усиливающейся борьбы угнетённых стран Востока, если бы не было борьбы народных масс в Соединённых Штатах, Англии, Франции, Германии, Италии, Японии и в других капиталистических странах против правящей реакционной клики, если бы не было всех этих факторов, то нажим международных реакционных сил, конечно, был бы гораздо сильнее, чем сейчас. Разве мы могли бы одержать победу при таких обстоятельствах? Конечно, нет» ].
Великая победа китайского народа — закономерный результат всемирно-исторических побед демократического лагеря мира, возглавляемого Советским Союзом.
За короткий исторический срок в судьбах китайского народа произошли решающие изменения, знаменующие начало новой эпохи в его жизни — эпохи освобождённого Китая.
* [1]
*
Во второе издание этой книги добавлены главы, охватывающие великие события истории Китая 1945—1950 гг. Внесены также исправления и добавления в соответствии с критическими замечаниями советской печати. Автор глубоко благодарен всем товарищам, выступившим с критическими статьями по поводу первого издания данной работы, а также товарищам Ю. Н. Костоусову и Э. М. Топоровской, проделавшим большую и кропотливую работу по редактированию настоящей книги.
ГЛАВА первая
КИТАЙ ПОД ВЛАСТЬЮ МАНЬЧЖУР В XVII—XVIII ВЕКАХ ±
течение более двух тысячелетий Китай был феодальной страной. Феодальный Китай часто подвергался нападениям извне. В средние века завоевателям-монголам удалось утвердить свою власть на всей территории Китая. Монголы учредили династию, наименовав её Юань, которая правила с 1280 по 1368 г. В середине XIV века в результате большого народного антимонгольского восстания монголы были изгнаны. С 1368 по 1644 г. в стране правила китайская династия Мин. Уже в XVI веке власть Мин начинает ослабевать. Китай вступает в полосу глубокого внутреннего кризиса. Основными факторами этого кризиса были разорение крестьянства и антифеодальные восстания. Наиболее значительным из них было восстание, начавшееся в провинции Шэньси в 1628 г. под руководством крестьянских вожаков — бывшего солдата Чжан Сянь-чжуна и крестьянина Ли Цзы-чэна. Это восстание вскоре вышло за пределы провинции Шэньси. Главную роль в руководстве восстанием сыграл Ли Цзы-чэн.
В 1640 г.' Ли Цзы-чэн организовал поход из провинции Шэньси в провинцию Хэнань, где свирепствовал сильный голод. Все недовольные существующей властью присоединялись к отрядам Ли Цзы-чэна. Восстание ширилось: повстанческая армия осаждала столицу Хэнани Кайфын, в 1643 г. она взяла главный город Шэньси Сиань.
Армия Ли Цзы-чэна, по правительственным данным, выросла с 30 тыс. до 1 млн. человек. Ли Цзы-чэн уделял большое внимание её укреплению, ввёл строгую дисциплину.
Успех восстания объяснялся тем, что оно развёртывалось как крестьянская антифеодальная война: повстанцы' не брали
податей, ликвидировали недоимки, убивали крупных чиновников, отбирали у феодалов землю и раздавали крестьянам.
Крестьянская война в Китае, угрожавшая существованию династии, совпала с внешней угрозой независимости китайского государства. У Китая появился серьёзный противник — маньчжуры.
Маньчжурские племена ещё в XVI веке были разрознены и находились под протекторатом Китая, искусно поддерживавшим межплеменные .распри среди них. Маньчжуры занимались охотой, скотоводством и частично земледелием. К концу
XVI века развитие земледелия, торговли породило потребность в усилении экономических связей между племенами, что, в свою очередь, явилось предпосылкой политического объединения. _
Из среды маньчжур выделился энергичный вождь Нурхаци (1559—1626), взявшийся за объединение племён. В 1616 г. Нурхаци объявляет себя ханом. Заявление Нурхаци, что он правит по воле неба (тянь мин), явилось вызовом Китаю, так как до 1616 г. считалось, что маньчжурские князьки правят по воле китайского императора. Нурхаци наименовал основанное им царство Цзинь («Золотое»).
Основой вооружённых сил маньчжур были так называемые восьмизнамённые войска ].
Первый этап войны маньчжур против Китая охватывает период с 1618 по 1626 г. Феодальный Китай, охваченный глубоким кризисом, не смог справиться с маньчжурами. Беспечность, безответственность и чванливость китайского генералитета приводят к ряду поражений (битва при Фушуне и сдача Цинхэ). Обеспокоенные первыми успехами маньчжур, китайские власти направляют против Нурхаци четыре армии (армии были, по данным некоторых источников, 60-тысячными). Каждой из этих армий было бы достаточно для разгрома маньчжур. Однако Нурхаци, используя разрозненность и неумелость действий китайцев, разгромил первые три армии поодиночке, хотя китайцы и обладали превосходством в военной технике. Четвёртая китайская армия поспешно отступила к Шаньхайгуаню — крепости, расположенной на границе Китая и Маньчжурии. В этом месте Великая Китайская стена спускается по горному хребту к морю. Здесь и был задержан новый натиск маньчжур. Шаньхайгуань в течение ряда последующих лет был недоступен для маньчжурских войск.
В Маньчжурии же Нурхаци овладел в 1621 г. Мукденом (Шэньян) и сделал его в 1625 г. столицей своего государства.
После смерти Нурхаци (1626) в действиях маньчжур наступил временный перерыв. Китай сделал попытку заключить длительный мир с маньчжурскими племенами. Условия маньчжур были не особенно обременительными для Китая. Они, например, требовали от Китая дани в виде ежегодного подарка и чтобы глава их государства в переговорах с Минами ставился не ниже министра китайской династии. Однако переговоры не привели к какому-либо результату.
Преемником Нурхаци на маньчжурском престоле в октябре 1626 г. стал хан Абахай (1626—1643). При нём начинается второй этап войны с Китаем, охватывающий 1629—1644 гг. Одновременно маньчжуры начинают вторжение в Корею.
На этот раз маньчжуры вторгаются в' Собственно Китай через Монголию. Их армия прошла в Чжили и Шаньдун и подошла к Пекину. На помощь Пекину пришёл один из немногих способных полководцев Китая — Юань Чун-хуан. Большое сражение за Пекин не дало перевеса ни одной из сторон. Тогда Абахай через своих агентов сумел очернить Юань Чун-хуана в глазах китайских властей. Юань Чун-хуан был казнён. Верные своему полководцу войска ушли из Пекина в Шаньхай- гуань. Абахай мог бы овладеть Пекином, но не сделал этого, считая необходимым лучше подготовить свою армию к решению не частной задачи — взятию Пекина, а основной — овладению Китаем.
В 1636 г. маньчжурский хан принимает титул императора и учреждает династию, наименовав её Цин (Цин— чистый). Абахай укрепил военную и административную структуру своего государства, многое заимствовав у китайцев. Маньчжуры готовились к завоеванию всего Китая. В 1637 г. Абахай покорил Корею.
Временная приостановка активных военных операций между маньчжурами и китайцами произошла в очень напряжённый для династии Мин момент. Крестьянское восстание под! руководством Ли Цзы-чэна превратилось в грозную силу, угрожавшую самому существованию династии Мин. Отряды Ли Цзы-чэна в 1644 г. начинают наступление на столицу государства Пекин.
Массовый характер крестьянской войны обеспечил ей победу, и в апреле Пекин был взят повстанцами. Последний император династии Мин повесился. Правительство Ли Цзы- чэна обложило контрибуцией богачей, конфисковало имущество наиболее ненавистных стране бюрократов, 500 из них было казнено; Ли Цзы-чэн решительно пресекал грабежи и
насилия, сурово расправлялся со взяточниками, снизил налоги, раздавал имущество бедноте К
Однако китайские феодалы не собирались складывать ору* жие без боя. Один из крупнейших китайских феодалов — вое* начальник У Сань-гуй, боровшийся против маньчжур у Шань* хайгуаня, предал страну, заключив с маньчжурами соглаше* ние, обусловливающее их помощь для борьбы с восставшим крестьянством. Только что утвердившейся повстанческой власти пришлось столкнуться с вдвойне грозным врагом. Ли Цзы-чэн начал борьбу за независимый Китай, против пре* дателей-феодалов и маньчжурских завоевателей. 26 мая 1644 г. у Шаньхайгуаня произошло решающее сражение. Поддержка маньчжур обеспечила победу У Сань-гуя над повстанческой армией.
Повстанцы Ли Цзы-чэн а отступили к Пекину, а затем были вынуждены оставить и его, отходя на запад. Войска маньчжур и У Сань-гуя вошли в Пекин. У Сань-гуй стал маньчжурским наёмником. Ему было поручено преследование, отступающей армии Ли Цзы-чэна. Последний продолжал борьбу в Шэньси. К концу 1645 г. отряды Ли Цзы-чэна распались и сам он погиб.
В Пекине же с 1644 г. устанавливается власть маньчжурской династии Цин (1644—1912). Захватив Пекин, маньчжуры не могли праздновать победу над Китаем. Китайский народ оказывал упорное сопротивление завоевателям. При своём продвижении к реке Хуанхэ маньчжуры столкнулись с упорным сопротивлением китайских войск, руководимых Ши Кэ-фа. Борьба Ши Кэ-фа затруднялась раздорами в официальном центре антиманьчжурского сопротивления — Нанкине — и капитулянтской линией официального главы власти Мин в Нанкине— принца Фу вана (ван — князь). Падением Янчжоу (1645) и гибелью Ши Кэ-фа — героя китайского народа — заканчивается первый период сопротивления Китая маньчжурским завоевателям.
В 1645—1646 гг. борьба китайского народа против маньчжурских захватчиков продолжается: она вошла в историю Китая под названием «войны трёх принцев» — по имени трёх принцев династии Мин, возглавлявших ее. Этот этап борьбы не принёс Китаю успеха из-за крупных разногласий в лагере руководителей сопротивления. Маньчжуры занимают провинции Чжэцзян и Фуцзянь, а в 1647 г. они вступают в Кантон.
Однако маньчжуры не смогли в те же годы овладеть юго- западом Китая (провинциями Гуанси, Юньнань, Гуйчжоу, частью Гуандуна и др.). В этой части страны борьба приняла значительно более упорный и массовый характер, чем на северо-востоке и юго-востоке. К руководству делом сопротивления в 1646 г- приходит принц Гуй ван, в лице которого сторонники борьбы с захватчиками получили способного руководителя. Гуй ван боролся против маньчжур по день своей смерти (1661).
Режим, установленный маньчжурами, вызвал массовые восстания в Цзянси, Шаньси, Шэньси и других провинциях. Восставшие угрожали Пекину. Пример успешного сопротивления юго-запада вдохновлял народ. Этот период (1646—1662) и был временем наиболее успешной борьбы против маньчжур. Но раздоры, отсутствие единства действий, пассивность большей части северных провинций привели к тому, что противодействие маньчжурам на юге было сломлено.
Особое место в эти годы занимает ожесточённая борьба против маньчжур в приморской провинции Фуцзянь. Начало этой борьбы положил выборный глава объединения купцов Чжэн Чжи-лун, а продолжил её его сын Чжэн Чэн-гун (прозванный иностранцами Коксинга). Располагая значительным числом морских судов и опираясь на поддержку населения, он в течение долгого времени контролировал китайское и иностранное судоходство у побережья в районе города Амой и оказывал упорное сопротивление завоевателям. Чжэн Чэн-гуну удалось укрепиться в Амое. Этот порт был использован им для организации наступательных действий против маньчжур. Однако организованные им в 1654 и 1659 гг. походы на Нанкин успеха не имели.
В 1661 г. Чжэн Чэн-гун вытеснил голландцев с острова Тайвань (Формоза), сохраняя также ещё некоторое время Амой, и продолжал борьбу против маньчжур. После его смерти, в 1662 г., сопротивление маньчжурам продолжалось сперва и на континенте и на море, а затем центр тяжести борьбы переносится на морские операции и оборону Тайваня. Только в 1683 г. маньчжурам удалось завоевать Тайвань, сломив важный оплот китайского сопротивления.
Последним звеном в длинной цепи событий борьбы против маньчжур было восстание «трёх вассалов-князей» (1673— 1683). Феодальные князья юга и юго-запада Китая сохраняли ещё значительную долю самостоятельности, и маньчжуры решили покончить с этим опасным для их власти положением. Был отдан приказ о ликвидации самостоятельных войск этих князей. Князья отказались подчиниться этому приказу и подняли восстание против маньчжур, поддержднное народом. Видную роль в восстании сыграл У Сань-гуй, который был назначен маньчжурами наместником провинций Юньнань ц Гуйчжоу.
Восстание, в той или иной мере, охватило одиннадцать провинций Китая и было серьёзным испытанием для маньчжурской власти. Его подавление потребовало много сил и затрат со стороны цинской династии. У Сань-гуй провозгласил себя в 1678 г. императором, но вскоре после этого умер. В руководстве восстанйем начались разногласия. В 1681 г. маньчжуры нанесли решающее поражение восставшим, а к 1683 г. движение было окончательно подавлено.
Неуспех восстания, до известной степени, был связан с недоверием многих китайцев к У Сань-гую, предателю в прошлом.
После 1683 г. борьба против завоевателей принимает иные формы. Феодальный гнёт породил многочисленные тайные общества, деятельность которых, как и крестьянские восстания, была направлена против маньчжур.
Причина поражения Китая в борьбе против маньчжурских завоевателей заключалась в том, что значительная часть господствовавших в стране феодалов северных районов во имя своих классовых интересов предала национальные интересы страны и пошла на сделку с маньчжурами.
Неудача антиманьчжурского движения в 1644—1662 гг. на юге и юго-западе страны объясняется также отсутствием организованности и единства в руководстве этой борьбой, что было умело использовано противником.
К тому же китайский народ в XVII веке ещё слабо сознавал своё национальное единство. Это, конечно, сильно осложняло и затрудняло борьбу китайских патриотов.
Несмотря на конечную неудачу антиманьчжурской борьбы, 40 лет сопротивления Китая завоевателям внутри страны и продолжение борьбы в новых формах в последующие годы способствовали сплочению китайского народа.
Власть маньчжур-завоевателей, утвердившаяся в Китае, сохраняет господство феодальных отношений. Неизменной в основном остаётся также форма политического устройства. Происходит лишь частичная смена угнетателей: часть минской феодальной знати лишается своих богатств, земель и власти. Её место занимают завоеватели-маньчжуры. Большая же часть китайских феодалов и бюрократов сохраняет свои богатства и власть над народом.
Маньчжурские власти понимали, что нельзя управлять огромным Китаем и сохранить власть, опираясь только на сравнительно небольшую кучку завоевателей. Поэтому цин- ская династия строит управление страной, руководствуясь правилом римских цезарей «разделяй и властвуй». Чтобы закрепить своё господство, маньчжуры стремятся привлечь на свою сторону господствующий в Китае класс феодалов.
И если маньчжурская династия процарствовала в стране без малого 268 лет, то объясняется это тем, что маньчжурам удалось установить союз с китайскими феодалами. За исключением отдельных представителей старой минской знати китайские феодалы примирились с господством маньчжур и стали основной социальной опорой завоевателей.
Ещё сто лет назад один из первых русских китаеведов И. Захаров так характеризовал земельные отношения при установлении власти маньчжур:
«Частная поземельная собственность оставлена неприкосновенною, исключая неизбежных, при случившихся политических переворотах, потерь частных лиц. Право владения неограниченным количеством, продажи, покупки, закладывания земель — всё на прежних основаниях предоставлено произволу каждого» [2].
Самым сильным и наиболее значительным представителем господствующего в Китае класса феодалов-помещиков были шэныпи (джентри) [3].
Маньчжуры сохранили и развили старую китайскую экзаменационную систему, по которой занятию государственной должности предшествовала сложная система государственных экзаменов[4].
Претендент на государственную должность должен был последовательно сдать три экзамена на получение учёных степеней: первая степень — сюцай, вторая — цзюйжэнь и третья — цзиныпи. Формально экзамены мог сдавать всякий китаец, но так как для сдачи экзаменов требовалось много лет занятий, нужны были связи с экзаминаторами, то практически сословие шэньши охватывало сравнительно ограниченный круг богатых фамилий. Эти семьи из рода в род являлись монопольными носителями образования и власти, а также владельцами земли — главного богатства страны.
Правда, из среды шэньши не раз выходили активные борцы против династии Цин, но основная их масса служила маньчжурам.
На севере страны маньчжуры довольно скоро установили
тесные политические и экономические связи с купечеством и ростовщическим капиталом, но купечество юга ещё долгое время принимало самое деятельное участие в борьбе с завоевателями: оно участвовало в борьбе против маньчжур в XVII веке, в его среде в XVIII веке получили большое развитие тайные общества, оно, наконец, активно участвовало в восстаниях середины XIX века и в борьбе против маньчжур в XX веке.
Оккупировав страну, маньчжуры создали в ней такой режим, при котором они пользовались исключительными правами и привилегиями. Маньчжурские восьмизнамённые войска стали гарнизонами в столице, на границах, в крупнейших провинциальных городах и стратегически важных пунктах.
В XVII веке эти войска представляли собой значительную военную силу, но их привилегированное положение и паразитический образ жизни привели к тому, что они постепенно утратили.свой боевой воинский дух и превратились в паразитическую клику. В их состав наряду с маньчжурами включались китайцы и монголы, доказывавшие свою верность власти завоевателей.
Помимо восьмизнамённых войск в каждой провинции существовали китайские войска так называемого «зелёного знамени», солдаты которых обучались, вооружались в каждой провинции по-своему и серьёзной военной силы не представляли. Китайский историк Ли Юн-бин, характеризуя эти войска, пишет: «Большие провинциальные армии, за одним или двумя исключениями, существовали только на бумаге, и солдаты выглядели немного лучше нищих» ’.
Экономика страны при маньчжурах оставалась прежней. Основное богатство — земля —.формально делилось на две категории: казённые и частные земли. Подобное деление, принятое китайской традицией, не отражало феодальной сущности землевладения, так как в категорию частных земель зачислялись и крупнейшие владения феодала и крохотный клочок земли крестьянина. Поэтому следует проанализировать составные части данных категорий.
Казённые (государственные) земли представляли собой удельные владения цинского двора, земли знамённых войск, земли храмов и пр. Значимость этих земель была невелика — 5—6% всех обрабатываемых площадей. В группе удельных владений были поместья, насчитывавшие десятки и сотни тысяч му2. В системе удельного землевладения существовала крепостная зависимость крестьянина. Крестьяне не имели
права уходить на сторону. В случае продажи земли (официально продажа ленных земель запрещалась, но фактически практиковалась) крестьянин вместе с землёй переходил к новому хозяину. Знамённые земли распределялись между солдатами и офицерами данного войска. Часть земель обрабатывалась солдатами, часть же, несмотря на запрещение, сдавалась в аренду и в конечном счёте становилась достоянием помещиков, знати, пересдававших её в аренду крестьянам.
Основная масса земель находилась в частной собственности. Ею владел класс феодалов-помещиков, состоявший из нескольких групп: маньчжурского наследственного дворянства, военно-феодальной знати, крупных и средних чиновников, представителей духовенства и шэньши.
Земля сдавалась в аренду крестьянам, за что крестьянин выплачивал помещику ренту от половины до двух третей урожая.
Крестьянин-арендатор фактически был прикреплён к земле, хотя официально крепостной зависимости для крестьян, работавших на помещичьей земле, в том виде, в каком она существовала в удельном землевладении, не было. Но фактическая закреплённость была налицо. Крестьянина крепко держали долги, культ предков, родовые связи.
Крестьяне-собственники, владевшие незначительными участками земли, в подавляющем большинстве вынуждены были приарендовывать землю на обычных кабальных условиях. Свою землю крестьянин мог продавать и закладывать, хотя номинально она считалась собственностью государства. За пользование землёй крестьянин должен был платить государству одну десятую часть урожая. В действительности же, в условиях неограниченного произвола откупщиков налогов, чиновников, установленная норма отчуждаемого урожая вырастала в несколько раз. Крестьянин разорялся. Неизменной тенденцией развития экономических отношений в Китае было сокращение крестьянской собственности на землю и обезземеливание крестьянства.
Таким образом, основными классами цинского Китая были помещики (высшая феодальная знать и шэньши) и крестьяне — непосредственные производители (крестьяне — крепостные, работавшие на удельных землях, крестьяне — арендаторы и полуарендаторы и самостоятельные мелкие владельцы) .
Значительной эксплуататорской прослойкой господствующих классов Китая были ростовщики. Крестьянину очень часто после уплаты всех феодальных повинностей нехватало собранного урожая, и он до нового урожая вынужден был обращаться за займом к ростовщику — деревенскому
I • Ефимов
торговцу, шэньши, иногда чиновнику. Многие крестьяне всю жизнь проживали в долговой кабале, передавая её по наследству детям.
Социально-экономический строй при маньчжурах оставался чрезвычайно консервативным, застойным. Существенную роль в этой застойности китайского феодального общества, равно как и любого восточного общества, сыграло сочетание сельского хозяйства с домашней промышленностью — ручным прядением, ткачеством и другими подсобными ремёслами. Это усиливало натуральный характер экономического строя.
В. И. Ленин в 1912 г. дал следующую характеристику социально-экономической сущности китайского общества:
«Феодализм основывался на господстве земледельческого быта и натурального хозяйства; источником феодальной эксплуатации китайского крестьянина было прикрепление его к земле в той или иной форме...» 1
Феодальные методы эксплуатации крестьянства и наличие натурального хозяйства сочетались с довольно значительным развитием торговли и товарно-денежных отношений. Торговоростовщический капитал с давних пор проник в китайскую деревню. Продукция домашней промышленности выходила за пределы деревни. Часть продукции ручного ремесла крестьян шла на рынок. Но это не способствовало развитию капиталистических отношений в деревне. Ростовщик и спекулянт крепко держали в своих руках крестьянина и его домашнее производство. Поэтому крестьянское ремесло становилось лишь источником дополнительной прибыли для паразитических элементов.
В городах, несмотря на все неблагоприятные условия фео* дального Китая, развивалась мануфактура. Существовали государственные мануфактуры (например, фарфоровое произ1 водство в Цзиндэчжэне) и частные. Большое развитие получило хлопчатобумажное производство. В XVIII веке развивается горнорудная промышленность.
С давних пор широкое распространение получило также ремесло. Ремесленники были объединены в цехи, купцы — в гильдии.
Продукция мануфактур и цехового ремесла находила сбыт не только на внутреннем рынке, но и за рубежом. Купечество являлось важным элементом господствующих классов, причём торговый капитал был тесно связан с ростовщическим. Это характерная особенность феодального Китая. Могущественная группа шаньсийских монополистов держала в своих руках торговлю солью в стране, она же выступала главным контраген-
том в торговле с Монголией, Туркестаном, Россией и другими странами. Наконец, эти же монополисты выступали в качестве банкиров.
Цинская власть поддерживала теснейшую экономическую и политическую связь с шаньсийскими монополистами. Они финансировали правительство, проводили расчёты с провинциями, имели право печатать бумажные деньги.
В организации политической власти ярко выступают две тенденции, характерные для маньчжур: создание привилегированного положения для маньчжурской знати и сосредоточение политической власти в руках маньчжур, с одной стороны, и сохранение без каких-либо изменений китайской системы организации политической власти, с другой.
Во главе Китайской империи стоял император-маньчжур, именуемый богдыханом. Его власть была неограниченна. Считалось, что он правит по повелению неба и является «сыном неба». Особа императора считалась священной. Он выступал в качестве главного жреца, приносившего жертвы небу. Император был верховным феодалом. Ленин писал, что политическими выразителями эксплуатации китайского крестьянства были феодалы, «все вместе и каждый порознь с богдыханом, как главой системы» [5].
Высшими органами государственной власти были Государственный совет и Государственная канцелярия. Они выполняли функции законодательной власти. Большинство должностей в этих учреждениях занимали маньчжуры, но иногда на высшие должности' выдвигались китайцы, которые доказали свою преданность маньчжурской власти активной борьбой против своего народа. На более низких ступенях административной лестницы преобладали китайцы.
Существовало шесть министерств, именуемых палатами: палата церемоний, или ритуала (в её руках находилась система государственных экзаменов), палаты финансов, чинов, общественных работ, уголовных дел и военных дел. К числу центральных учреждений принадлежал также цензорат, задача которого заключалась в контроле над деятельностью ‘ чиновников.
Во главе провинций стояли генерал-губернаторы или вице- короли и губернаторы, их заместители, а различные ведомства возглавляли инспекторы (даотай). Руководители власти в городах, уездах, провинциях, столичных учреждениях делились на девять рангов, соответственно своим постам. Места чиновников замещались из среды «учёного сословия» (шэньши).
Обширность территории страны, отсутствие хороших путей сообщения и слабая экономическая .связь между отдельными
Глава nepeak
провинциями Китая вели к тому, что провинциальные власти обладали большой самостоятельностью в своих действиях.
Существенной особенностью организации государственной власти в Китае было глубоко укоренившееся взяточничество. Вся система подбора чиновников, низкое жалованье предполагали существование взятки. Взяточничество разъедало государственный аппарат'и способствовало ослаблению страны.
Центральная власть стремилась обеспечить привилегии для маньчжур во всех областях политической и общественной жизни. В судебных установлениях за один и тот же проступок с китайцев взыскивалось много строже, чем с маньчжур. Такая же линия проводилась и в бытовых отношениях. Цины запретили браки между маньчжурами и китайцами. Маньчжуры обязали китайцев носить, подобно самим завоевателям, косу.
Маньчжурская власть оформилась в Китае и приняла указанные принципы политики в годы правления императора Кан Си К Кан Си унаследовал престол восьми лет от роду. Страной сперва правил регентский совет из четырёх маньчжурских сановников. Но уже в 1667 г. Кан Си заявил, что он берёт управление в свои руки. С этого времени на протяжении пятидесяти пяти лет он управлял империей. Кан Си был неограниченным феодальным деспотом и в то же время хитроумным политическим деятелем, не боявшимся новшеств. При его дворе видную роль играли европейцы-иезуиты, миссионеры. Он увлекался астрономией, заимствовал некоторые достижения европейской цивилизации. Миссионеры занимались вопросами вооружения армий. В 1692 г. был издан указ о покровительстве миссионерской деятельности.
Кан Си много сделал для внедрения в среду маньчжурской знати китайской культуры. При нём был составлен известный энциклопедический словарь «Кан Си цзыдянь».
Особо большое значение в политике как маньчжурских императоров, так и в политике большинства китайских императоров имело всемерное развитие и поощрение конфуцианской идеологии. Конфуцианство как идеология господствующих классов являлось важным орудием политического воздействия на массы [6]. На протяжении веков конфуцианство подвергалось многочисленным изменениям. В конечном итоге оно стало (и оставалось в период диктатуры Чан Кай-ши) учением, об
основывающим необходимость поддержания существующих социально-экономических и политических отношений, т. е. феодальных отношений, поскольку конфуцианство получило наибольшее распространение в феодальную эпоху. Конфуцианство было этико-политическим учением, по которому все члены общественного организма должны неукоснительно выполнять свои функции: «государь должен быть государем, поддай* ный — подданным, отец — отцом, сын — сыном».
Этика, мораль Конфуция была «моралью аристократической, выражавшей устремления господствующих элементов общества и обращённой к правителям народа. Требование безусловного соблюдения ли (церемонии, обряда, регламентации взаимоотношений между людьми. — Г. Е.) было, по существу, утверждением того, что власть над низшими зиждется на вечных принципах и является естественным законом» [7].
В годы маньчжурской власти конфуцианская идеология получила всемерную поддержку правительства.
Во времена Кан Си расширились внешнеполитические связи Китая, в особенности с Россией.
В XVII веке русские казаки, по преимуществу беглые, всё глубже и глубже продвигались в Сибирь и далее в направлении к берегам Тихого океана. Вырастали новые и новые русские поселения. Были созданы первые форпосты России на границах Монголии. «Горсть казаков и несколько сот бездомных мужиков,— писал А. И. Герцен, — перешли на свой страх океаны льда и снега, и везде, где оседали усталые кучки в мёрзлых степях, забытых природой, закипала жизнь, поля покрывались нивами и стадами, и это от Персии до Тихого океана...» [8]
В 1618 г. по приказу тобольского воеводы томский казак Иван Петлин с товарищами первыми из русских людей побывали на китайской земле. Они привезли грамоту китайского императора, которая, будучи написана на китайском языке, была прочитана много лет спустя после её получения. Тогда же были сделаны первые попытки установления торговых связей России с Китаем. В Китай одно за другим направлялись русские посольства: Бойкова (1654—1656), Перфильева (1658), Спафария (1675—1677) [9], Головина (1686—1690).Все они претерпевали многочисленные мытарства в дороге и сталкивались со всевозможными препятствиями, чинимыми в Китае. Китайские сановники требовали выполнения унизительного
обряда «коу-тоу» !, что было неприемлемо для послов. Поэтому миссии Бойкова и Спафария закончились неудачно.
Серьёзно осложнил русско-китайские отношения конфликт из-за построенной казаками русской . пограничной крепости Албазин на реке Амур (восточнее впадения реки Аргунь в Амур). Китайцы трижды осаждали Албазин. В 1685 г., после десяти месяцев осады, ©ни взяли город и разрушили его, но уже в следующем году русские отстроили Албазин.
Все вопросы русско-китайских отношений были подвергнуты обсуждению во время пребывания в Китае миссии Головина. Результатом этих переговоров было подписание в 1689 г. первого русско-китайского договора в городе Нерчинске. Этот договор носит название Нерчинского. По Нерчин- скому договору устанавливалась русско-китайская граница. Граница была проведена от реки Горбица до верховьев реки Уды по вершинам Станового хребта. Таким образом, район реки Амур и, следовательно, город Албазин оставались за Китаем, несмотря на то, что эта область была завоёвана русскими казаками, а китайского населения и китайской администрации там не было. Россия пошла на эту уступку в целях установления добрососедских отношений с Китаем. Фактически левобережье Амура оставалось «ничейной» землёй. Граница между Монголией и Россией за Байкалом не была установлена.
Договор устанавливал порядок регулирования вопроса о пограничных инцидентах и обмене посольствами. Китай дал согласие содействовать развитию русской торговли в своей стране[10].
Россия была первым европейским государством, с которым Китай установил договорные отношения. В отличие от всех последующих многочисленных договоров Китая с иностранными государствами в XIX веке русско-китайские отношения начали строиться и развиваться как отношения двух равноправных сторон. Эта особенность русско-китайских отношений сохранялась на протяжении более полутораста лет.
Во времена Кан Си расширились торговые связи Китая с Западной Европой. Китайское правительство, учитывая наглые повадки иностранных купцов в других странах Азии (например, в Индии), решило установить контроль над торговлей с иностранцами. С этой целью в 1720 г. в Кантоне была организована китайская купеческая организация «Кохонг», монополизировавшая всю торговлю Китая с иностранными купцами, в первую очередь с англичанами. Всякого рода деловые отношения европейцев с китайцами должны были осуществляться только через «Кохонг».
В начале XVIII века появляются указы, направленные к ограничению деятельности миссионеров. Эти указы были вызваны многочисленными случаями нарушения миссионерами обычаев и верований страны, их вмешательством во внутренние дела Китая.
В царствование Кан Си началось наступление маньчжурско-китайских войск на запад. В 80-х годах XVII века западные монголы (ойраты) создают сильное ханство, объединившее Джунгарию и Кашгарию (современный Синьцзян). Это ханство оказывало большое влияние и на Монголию (Халху), Кукунор, Тибет. Против этих государств и повели наступление Цины. В 1691 г. князья Халхи признали себя вассалами Китая. В 1715 г. Кан Си начал новую войну с Ойрато-Джунгарским ханством, закончившуюся уже в 50-х годах XVIII века, в царствование императора Цянь Луна.
В 20-х годах XVIII века укрепляется власть цинского Китая в Тибете. Между Тибетом и Китаем существовали давние связи. Ещё в VIII веке Тибет признал свою зависимость от Китая. Китайская культура сыграла огромную роль в Тибете. Таким образом, Тибет является исконной провинцией Китая. В XVII и начале XVIII века в Тибете происходила длительная междоусобная борьба. Эта борьба была связана с тем, что некоторые крупные феодалы пытались оспаривать власть у главы ламаистской церкви Тибета — далай-ламы. Далай-лама же стремился к концентрации всей власти, духовной и светской, в своих руках.
В ходе этой борьбы часть тибетских феодалов стремилась опереться на поддержку Китая, а их противники призывали на помощь джунгар. В 1695 г. тибетские власти официально признали суверенитет династии Цин над Тибетом. В 1709 г. джунгары вторглись в Тибет, разграбили и опустошили Лхасу. Маньчжуро-китайское правительство организует экспедицию в целях изгнания джунгар, что соответствовало интересам основной массы населения Тибета.
Посылка этой экспедиции являлась составной частью борьбы Китая против ойрато-джунгаров. В 1720 г. экспедиция вступила в Тибет, изгнала из Лхасы джунгаров и восстановила власть далай-ламы как местного правителя, подчинённого
династии Цин. В Лхасу были назначены китайские резиденты и посланы войска. Таким образом, Китай окончательно укрепил свою верховную власть в Тибете.
В конце 1722 г. император Кан Си умер. Ему наследовал император Юн Чжэн (1723—1735) [11]. Продолжая политику Кан Си, Юн Чжэн стремился к дальнейшему укреплению императорской власти. Он расширил права военного совета. Юн Чжэн пытался пресечь начавшееся ослабление центральной власти. Именно в связи с этим следует рассматривать выкуп в 1729 г. заложенных знамённых земель. После выкупа, произведённого за государственный счёт, земли были переданы или прежним владельцам, или богатым лицам из числа военных, часть же была превращена в знамённые участки, где землю обрабатывали солдаты. Этими мероприятиями маньчжурская власть стремилась воспрепятствовать окончательному разложению своего войска.
Юн Чжэн выслал из Китая многочисленных иезуитов и миссионеров, прибывших из Европы при Кан Си. Это было сделано в целях противодействия растущему вмешательству миссионеров в китайские дела, их стремлению проводить выгодную своим европейским хозяевам политику.
Русско-китайские отношения после заключения Нерчин- ского договора улучшились. Военных столкновений, подобных борьбе за Албазин, не происходило; возникавшие пограничные недоразумения улаживались дипломатическим путём. Правда, китайцы часто чинили препятствия русским купцам. Пётр I, придавая большое значение развитию русско-китайских связей, в целях расширения их в 1719 г. направил в Китай миссию во главе с чрезвычайным посланником Измайловым. Измайлов был торжественно принят в Пекине, но разрешить интересующие Россию вопросы ему не удалось. В 1726 г. в Пекин прибыло новое посольство — Саввы Владиславовича Рагузин- ского. В результате этой миссии в 1727 г. было подписано два новых русско-китайских договора: Буринский и Кяхтинский. Буринский договор устанавливал границу между Китаем и Россией в районе Монголии; Кяхтинский договор утверждал установленную границу, а также места и порядок русско-китайской торговли.
По Кяхтинскому договору Россия приобрела право содержать неофициальное представительство в Пекине. Функции этого представительства выполняла русская духовная миссия, фактически учреждённая в 1716 г.
Осенью 1735 г. Юн Чжэн умер. В царствование его преемника императора Цянь Луна (1736—1796) продолжалась начавшаяся при Кан Си экспансия на запад.
Цянь Лун заявил, что он скорее превратит район Ойратии в пустыню, чем допустит, чтобы там обитали враждебные цинской империи народы. Началось решающее наступление, и мелкие ханства довольно быстро подпали под власть маньчжур. В 1755 г. развиваются военные действия за овладение Ойрато-Джунгарским ханством. В 1757 г. была покорена Джунгария. Цянь Лун переселил жителей из разных концов Китая, а также из Маньчжурии в Синьцзян, сея там рознь между национальностями.
Цянь Лун предпринимает также походы на Бирму (1767, 1769—1770) и Аннам (1788—1790). Эти походы были предприняты в обстановке, когда Бирма и Аннам становились объектом экспансии Англии и Франции. Китай пытался укрепить и расширить своё влияние в этих странах. Походы не принесли, однако, каких-либо существенных результатов.
Бирма формально признала себя вассалом Китая, но практически дело сводилось к тому, что бирманский король изредка (с 1790 г. раз в 10 лет) посылал делегацию с подарками (данью) в Пекин.
Аннам ещё до утверждения власти династии Цин находился в вассальной зависимости от Китая. Эта зависимость также носила номинальный характер. После войны 1788—1790 гг. было подтверждено старое положение.
Большое значение имело установление в 1792 г. суверенитета Китая над Непалом и связанное с этим дальнейшее укрепление позиций Китая в Тибете. Во второй половине XVIII века Англия через Ост-Индскую компанию утверждает свою власть над Индией. Англичане пытались также проникнуть и в Тибет, стремясь открыть доступ своим товарам в эту малодоступную область.
Это не могло не вызвать настороженного отношения Китая.
В 1790 г. Непал напал на Тибет. Цянь Лун направляет свои войска против Непала. Непал потерпел поражение и в 1792 г. признал себя вассалом Китая. Тибет же был превращён в запретную для всех иностранцев страну. В результате войн Цянь Луна территория Китайской империи намного выросла.
При Цянь Луне был взят курс на ограничение торговой деятельности иностранных купцов. Указом 1757 г. торговля с иностранцами была разрешена только в Кантоне и Макао. Этот указ отражал страх маньчжурских властей как перед иностранным проникновением, так и перед ростом собственной торговой буржуазии.
Царствование Цянь Луна считается кульминационным пунктом в развитии цинского Китая, Но внешний блеск двора
и успешные войны против слабых соседей не могли скрыть неблагополучия во внутренней жизни страны, грозившего крахом всей системе власти. Два фактора определили кризис цин- ского Китая в конце XVIII века: обезземеливание крестьянства и рост его недовольства властью, во-первых, и подъём борьбы национальных меньшинств, во-вторых.
Никакого прогресса в сельском хозяйстве страны в XVII—
XVIII веках не было. Зато тяготы крестьянства во второй половине XVIII века неизмеримо выросли. Многочисленные войны потребовали огромных средств, поставщиком которых был всё тот же крестьянин. В результате крестьяне-собственники лишались своей земли, а крестьяне-арендаторы не в состоянии были уплачивать непосильную арендную плату.
Обезземеливание крестьян шло настолько быстрыми темпами, что в 1786 г. Цянь Лун вынужден был издать указ, в котором призывал ростовщиков и спекулянтов «стать на стезю добродетели» и вернуть землю людям, впавшим в нужду. Появление этого указа было вызвано тем, что шаньсийские ростовщики и спекулянты, воспользовавшись неурожаем и стихийными бедствиями в соседних провинциях, скупили за бесценок огромное количество земель. Конечно, этот указ никакого практического действия не имел. Он лишь продемонстрировал бессилие центральной власти.
Для политической организации государства во второй половине XVIII века характерно усиление децентрализации власти. Генерал-губернаторы провинций превращаются в неограниченных властителей, мало считающихся с центральной властью.
Военные силы пришли в полный упадок. У солдат вместо современного оружия были длинные пики, сабли из ржавых полос обручного железа; существовали крепости, построенные из соломы и раскрашенные под кирпич.
Город жил значительно более интенсивной экономической жизнью, чем деревня. Европейские путешественники отмечали дальнейшие успехи в развитии фарфоровой и шёлковой мануфактуры, основанной на значительном разделении труда. Фарфоровые вещи в процессе своего изготовления проходили через десятки рук. Развивались ремёсла.
Разорение крестьянства было основным показателем кри- зиса страны, главной предпосылкой народных восстаний в конце века.
Широким общекитайским народным восстаниям сопутствовал и даже предшествовал подъём борьбы некитайских народностей, входивших в состав империи.
Ещё в начале XVIII века мон (мяо-цзы), яо, дунгане и другие народности, обитавшие в западных и юго-западных провинциях страны, обладали своей местной системой управ-
Ленин. Маньчжурское правительство вмешалось в традиционный быт некитайских народностей. Был упразднён институт наследственных старшин (ту сы). Вместо них была устЛов- лена власть маньчжурских чиновников. В западные провинции проникли ростовщики, спекулянты, началась скупка земель. Это вызвало полосу восстаний некитайских народностей: в 1735, 1739—1740, 1795—1799 гг. проходят восстания мои и яо в Хунани, Гуанси и Гуйчжоу, в 1783 г. — восстание дунган и саларов в Ганьсу.
В среде китайского крестьянства к концу XVIII века большое распространение получила деятельность тайных обществ, популярным лозунгом которых стал: «Фань Цин, фу Мин», т. е. «Долой Цин, восстановим Мин». Выступая в самых различных формах (обществ взаимопомощи, религиозно-мистических объединений), они расшатывали подгнивающие устои цинского Китая. Среди этих тайных обществ наиболее известны «Саньхэхой» («Триада»), «Гэлаохой» («Общество старших братьев»), «Байляньцзяо» («Белая лилия»).
Старейшим из этих обществ было «Байляньцзяо». Оно возникло ещё в XIII веке в борьбе против монгольского ига. Возрождение его деятельности происходит при Цянь Луне. Это общество, равно как и другие, не было чисто политической организацией. Члены общества принимали на себя также обязательства нравственного порядка: не воровать, не прелюбодействовать, не клеветать, не пить вина и др. Важную роль в деятельности тайных обществ играли принципы взаимопомощи.
Позднейшим ответвлением «Байляньцзяо» являлось общество «Гэлаохой». Возникло оно под общими для всех тайных обществ антиманьчжурскими лозунгами. Впоследствии эта организация сыграла выдающуюся роль в революционном движении страны.
Наиболее же многочисленным и влиятельным было общество «Триада». Его организация датируется 1674 г., когда несколько буддийских монахов объединились, чтобы отомстить за убийство правительственными чиновниками монахов кумирни.
«Триада» пользовалась большой популярностью в приморских провинциях юга, где в наибольшей степени была развита торговля, в том числе и с заграницей; купцы активно участвовали в этом обществе.
Многочисленные и хорошо законспирированные организации тайных обществ (отступников карали смертью) выступили в качестве руководящей силы, подрывавшей основы цинского режима,
Одним из первых серьёзных выступлений во время Цянь Луна было восстание на Тайване, начавшееся в 1786 г. и руководимое «Триадой». Предпосылкой восстания были не- спртгведливости, творимые местными властями. Для подавления восстания правительство послало несколько отрядов, которые были разбиты повстанцами. Только переброска крупных военных сил привела к подавлению восстания в 1788 г.
Но наиболее значительным потрясением для империи было восстание под руководством тайного общества «Байляньцзяо» в 1796 г.
Цинская империя подходит к периоду победы и утверждения капитализма в передовых странах (конец XVIII — начало
XIX века) в условиях быстро прогрессирующего упадка. Её военная, экономическая, политическая отсталость создаёт благоприятные условия для наступления капиталистических стран на огромную азиатскую державу.
[1] Мао Цзе-дин, О диктатуре народной демократии* Госполитиздат, 1949, стр. 9.
[2] И. Захаров, Поземельная собственность в Китае, «Труды членов Российской духовной миссии в Пекине», т. II, Спб. 1853, стр. 62.
[3] Шэньши — «именитые» лица. Так называлось «учёное сословие» обладателей учёных степеней, кандидатов на ответственные чиновничьи должности (управители областей, городов, уездов и т. п.). Чтобы стать шэньши, надо было сдать экзамен и получить степень. Шэньши владели собственными землями, сдававшимися ими в аренду, и были фактически владельцами родовых и общинных земель. В европейской литературе шэньши было принято называть «джентри».
[4] В европейской литературе китайских сановников называли мандаринами.
[5] В. И. Ленин.. Соч., т. 18, изд. 4, стр. . 146. 2*
[6] Основоположником этого учения был Конфуций, живший приблизительно в 551—479 гг. до н, э.
[7] А. А. Петров, Очерк философии Китая, сборник «Китай», Академия наук СССР, М.—J1. 1940, стр. 255.
[8] «Колокол», л. 33, 1 января 1859 г., стр. 259.
[9] Результатом миссии Спафария было составленное им описание Китая того времени. См. Н. Г. Спафарий, Описание первые части Вселенныя, именуемой Азии, в ней же состоит Китайское государство с прочими егр городы и провинции, Казань 1910-
[10] Текст договора, равно как и последующих договоров (по 1792 г.), помещён в сборнике документов Н. Бантыш-Каменский, Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами с 1619 по 1792 г., Казань 1882, и в «Сборнике договоров России с Кит&ем 1689—*■ 1#81 гг.», Спб. 1889,
[11] Китайцы датировали начало царствования нового императора с нового года»