Юридические исследования - ЛЕКЦИИ Т. Н. ГРАНОВСКОГО ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Часть 5 -

На главную >>>

Иные околоюридические дисциплины: ЛЕКЦИИ Т. Н. ГРАНОВСКОГО ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Часть 5


    Предлагаемая публикация архивных материалов вы-дающегося русского ученого Т. Н. Грановского составляет лишь часть его научного наследства, хранящегося в наших архивах. Ценность этих материалов заключается в том, что они отражают состояние исторической науки середины XIX в., борьбу различных идейных направле¬ний, в условиях которой развивалась передовая русская наука, выковывались новые методы научного исследования. Борьба этих направлений в период кризиса крепостнической системы, естественно, сосредоточивалась вокруг наиболее жгучей проблемы — отмены крепостного пра¬ва . Это проявилось и в научном творчестве Т. Н. Грановского. Его блестящее ораторское дарование и талант исследователя все ярче раскрывались по мере нарастания всеобщего протеста против жестокой крепостнической действительности и под влиянием идей складывавшегося революционно-демократического направления.


    АКАДЕМИЯ НАУК СССР

    И Н С Т И Т У Т      И С Т О Р И И

    ЛЕКЦИИ Т. Н. ГРАНОВСКОГО

    ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

     вторский конспект и записи слушателей)

    Предисловие, подготовка текста и примечания

    С. А. АСИНОВСКОИ

    И З Д А Т Е Л Ь С Т В О     А К А Д Е М И И НАУК СССР

    М О С К В А

    1 9 6 1


    ЛЕКЦИЯ

    О  ПЕРЕХОДНЫХ ЭПОХАХ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

    1    Несколько строк этой лекции приводит в своем «Биографиче­ском очерке» А. В. Станкевич (см. «Т. Н. Грановский и его перепис­ка», т. I. М., 1897, стр. 246). Однако материалы этой лекции ему, ви­димо, были известны лишь частично, так как он пишет: «Нельзя без глубокого сожаления думать, что не сохранилось никакого следа от чтения, в котором историк высказал свои воззрения по вопросу, занимавшему его мысли много лет».

    2   Грановский памекает здесь на революционные события 1848 г., в частности на июньские дни в Париже. Как известно, Грановский возмущался в своих письмах выступлением реакции против восстав­шего французского народа (см. «Литературное наследство», т. 7—8, 1933, стр. 53; «Переписка», стр. 348, а также ГБЛ, ф. 84, 2.38).

    Об  этом вспоминал и один из его слушателей А. Северцев (см. ОПИГИМ, ф. 345, ед. хр. 30, лл. 101 об.— 103).

    3    «Спасайся, кто может».

    ОТРЫВОК РЕЦЕНЗИИ НА КНИГУ Ф. ЛОРЕНЦА «РУКОВОДСТВО К ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ»

    1   Точнее: Iohann L о е b е 11. Weltgeschichte in Umrissen und Ausfiihrungen, Bd. I. Leipzig, 1846.

    2   См. предисловие в кн.: Ф. Лоренц. Руководство к всеоб­щей истории, ч. II, отд. 1. СПб., 1847, стр. V—X.

    3    Грановский, как известно, высоко ценил труды выдающегося русского востоковеда Н. Я. Бичурина (Иакинфа), с большим сочув­ствием писавшего о китайском народе, его истории и культуре. В лекциях по истории древнего Китая, которыми Грановский начи­нал свои курсы по древней истории, он всегда ссылался на труды Бичурина о Китае. В данном случае Грановский говорит о сочине­ниях Бичурина «Описание Чжунгарии и Восточного Туркестана в древнейшем и нынешнем состоянии» (ч. I. СПб., 1829) и «Записки

    о  Монголии» (СПб., 1828). Упоминая об ученой полемике по поводу происхождения гуннов, Грановский имеет в виду споры вокруг книги Ю. И. Венелина «Древние и нынешние болгаре» (т. I. М., 1829). Грановский сам неоднократно критиковал эту работу в своих лекциях, опираясь при этом на сведения о гуннах, имеющиеся в работах Н. Я. Бичурина (см. ЦГАЛИ, ф. 152, on. 1, ед. хр. 2, лл. 42, 45—50).

    4   См. Ф. Лоренц. Руководство к всеобщей истории, ч. II, отд. 1. СПб., 1847; ч. II, отд. 2. СПб., 1851.

    1    Там же, ч. II, отд. 1, стр. V—X.

    6    Имеются в виду труд: Fr. R a u m е г. Geschichte Europas seit dem Ende des funizehnten Jahrhunderts. Leipzig, 1832—1843.

    7    Имеются в виду кн.: I. Gillies. The History of Ancient Greece, Its Colonies, and Conquests. From the Earliest Accounts till the Division of the Macedonian. Empire the East. London, 1837; W. M i t f о r d. The History of Greece. London, 1821.


    8   Histoire de la civilisation morale et religieusc des Grccs, par 1 van Limburg Brouver. Groningue, 1833—1842.

    9   Connop Thirl wall. History of Greece. London, 1835.

    I      Ср. оценку, данную Капфигу Грановским, с оценкой Бе­линского, называвшего Капфига «неутомимым компилятором» (см. В. Г. Белинский. Полное собр. соч., т. VI. М., 1900, стр. 599).

    II     Речь идет о сочинении: J. D. Е. Preuss. Friedrich der Grosse Berlin, 1832.


    Стр.

    Предисловие...........................................................................................         3

    Конспект университетского курса лекций по истории сред­них веков (1839/40 г.) (Автограф) .                   35

    Лекции 1848/49 г. (запись В. Собчакова)...........................................           88

    О переходных эпохах в истории человечества. (Автограф) . . 199 Приложение. Отрывок рецензии на книгу Ф. Лоренца

    «Руководство к всеобщей истории» (Автограф)                                 203

    Примечания ....................................................................                             210

    Лекции Т. Н. Грановского по истории средневековья

    Утверждено к печати Институтом истории Академии наук СССР

    Редактор Издательства В. М. Смири». Технический редактор И. Н. Дорохина

    РИСО АН СССР 53-83В. Сдано в набор 28/VI 1961 г.

    Подписано к печати 5/Х 1961 г. Формат 84xl08V82- 7,5 печ. л. 12,30 уел. печ. л. 13,3 уч.-издат. л. Тираж 2500 экз. Т-09181. Изд. 5268. Тип. зак. 2188.

    Цена 1 руб.

    Издательство Академии наук СССР. Москва, Б-62, Подсосенский пер., 21

    1-     я типография Издательства АН СССР. Москва, Г-99, Шубинский пер., 10

    Напечатано

    Должно быть

    полувымыгпленнос

    полувымолвленнос

    России,

    России, преобразованной

     

    Петром, России,

    F nichlefs

    Truchsess

    Laebell

    Loebell

    Soissen

    Soisson

    но

    можно

    Аксильона

    Ансильона

    Гензиста

    Г енгкста

    стр. 253

    стр. 25, 33

    полицейских

    полицейские

    свежести

    смелости

    348

    318

    Macedonian. Empire

    Macedohian Empire in

    т. VI. М., 1900,

    т. VIII. М., 1955,

    Germanicae

    Germaniae

     


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    44   См. ГБЛ, М. 4184, л.                  ' ,

    о тг m т,                           . 1 И лЛИО: СКА

    * Лекции Т. II. Грановского i ţry                                                                                                   |

    ! -Li         П~;Г,и  rr      I

    45  См. ГБЛ, Л1.35У8.XXI

    64  См., например, ГБЛ, ф. 84, к. 1. 8, 9, 10, И, 12, 16, а так­же ОПИГИМ, ф. 345, ед. хр. 18 и др.; ср. ЦГИАЛ, ф. 735, оп. 2, As 190.

    п~а Написано вместо зачеркнутого: не принять за главное количе­ственные элементы, число миль и душ. Т[аким] обр[азом], Нин и Тимур стали ° Далее зачеркнуто: явились в~~в- Написано вместо зачеркнутого: опять стала специальной

    а Написано вместо зачеркнутого: различ[ных] отношений

    '* II а писано вместо зачеркнутого: нанять место

    а Написано вместо зачеркнутого: написал 6—6 Написано вместо зачеркнутого: наподобие ® В рукописи: которое началось

    а~~а Написано вместо зачеркнутого: не возвысились над

    и Г Написано вместо зачеркнутого: философией

    Написано вместо зачеркнутого: растения

    а Далее зачеркнуто: других наук

    а Далее зачеркнуто: это сравнение тем плодотворнее, что то, что там рассеяно иа длинные периоды

    0    Написано вместо зачеркнутого: происходят н Написано вместо зачеркнутого: постепенно

    1  Написано вместо зачеркнутого: охладеют

    4       Лекции Т. I-I. Грановского

    а~а Написано вместо зачеркнутого: порядка вещей

    а Далее три слоса не разобраны

    а Написано вместо зачеркнутого: доказать

    а Написано вместо зачеркнутого: Тунгры

    а а Написано вместо зачерпнутого: издавна, по свидетельству Орозия и Ам [миана] Марцеллина

    б~б Написано вместо зачеркнутой неразобранной фразы

    «г

    кулига. Том I «liber Gauverfassung» извлечение из Филлипса (далее следует обширное извлечение из книги Филлипса) 42 а Далее зачеркнуто: мир

    щ Написано вместо зачеркнутого: прав [ах]

    а—э лаписано вместо зачеркнутого: опи были

    а~а Написано вместо зачеркнутого: несколько месяцев и~° Написано вместо зачеркнутого: в Африке

    в Далее опущен раздел: «Вестготфы». См. Предисловие, стр. 17.

    а—а Написано вместо зачеркнутого: еще выше

    и Написано вместо зачерпнутого: вождями aa          зачеркнутым: этого народа

    6—6 Над зачеркнутым: в нынешних и—в jjaQ зачерКНутым: тотчас заняли г Далее два слова не разобраны д~д написано вместо зачеркнутого: женщина умная и образо­ванная, занималась] латышской] и греческой литературой, но... (далее несколько слов не разобрано)        '

    а а Написано вместо зачеркнутого: для первого периода англо­

    сакс [онскоЬ] истории, т. е. до соединения]

    t] Написано вместо зачеркнутого: новые сочинения]

    а Написано вместо зачеркнутого: введены

    а В рукописи ГБЛ, М. 3598. XXI далее: Лоренц — его ученик

    и много пользовался трудами Шлоссера, так что сочинения Лорен­

    ца можно назвать извлечениями из Шлоссера (л. 2 об.)

    а““а В рукописи ГБЛ, М. 3598. XXI: Во всех государствах быд на­

    род дворянский, феодальный, общинный и приватный (л. 3)

    7    Локцпи Т. Н. Грэиотмжого                                   м

    а В рукописи ГБЛ у М. 3598. XXI далее: отвлечься от самого

    себя (л. 4)

    а В рукописи ГБЛ, М. 3598. XXI далее: каковы армии, духо­

    венство (л. 9. об.)

    говорил: в том единственная мэльба ихда не возвратятся они

    под иго римлян и останутся навсегда с варварами; это признание современника, который все видел своими глазами, очень ве­

    роятно. (л. 10)

    римская религия была религией политической; древний порядок

    рушился; религия осталась (л. 12)

    и не видит ничего, из чего могло бы воссоздать что-либо в будущем. (л. 12)

    а“~а В рукописи «Б»: на вершинах общества (л. 17)

    в В рукописи «Б» далее: Посмотрим же, как проникала философия

    в другие науки Римской империи, (л. 17)

    г Там же далее вставлено: в этом отношении (л. 17 об.) д В рукописи ГБЛ, М. 3598. XXI далее: к вопросам и не боялась

    а В рукописи ГБЛ. м. 3598 далее вставлено: о великих событиях (л. 13)

    а В рукописи ГБЛ, М. 3598. XXI далее: дружинная система во многом переменилась; племена, кои видел Цезарь, были заменены другими (л, 29 об.)

    а—а Там же: Мишле есть гениальный историк не только в истори­

    ках французских, но и всемирных, (л. 56)

    тельство современников весьма интересное, показывающее описание

    и особенности этой жизни, (лл. 57—57 об.)

    а Там же далее вставлено: переставший быть центром (л. 58) 6- 6 Там же: этих смут и переворотов (л. 58) вв Там же: Это одна из великих страниц истории (л. 58)

    а В рукописи ГБЛ, М. 3598. XXI: лица порочные (л. 58)

    2     начала: элементы германско-языческие и христианско-римские.

    (л. 59)

    а Там же далее: кон также ищут земли, не находя у себя плодо­

    родной (л. 98 об.)

    в Там же далее: потерянного в английском наречии, но в Шот­ландии доселе означающего: вознаграждание, взятка (л. 98 об.)

    г Там же далее вставлено: Куниг имел огромное количество земель, коими мог располагать и большая часть коих была не обработана.

    (л. 98 об.)

    д В рукописи ГБЛ, М. 3598. XXI далее вставлено: такой ленник

    а Там же далее: что лены перешли все эти степени, что сначала они давались на время, потом пожизненно и, наконец, в потомство, (л. 99)

    6 Там же: феоды (л. 99) в Там же: ленники (л. 99) т~г Там же: Этот вид собственности не замедлил распространить­ся и на аллод [иальную] собственность (л. 99)

    д Там же далее вставлено: в эпоху совершенно военную, в эпохУ насилий и переворотов, где общество не могло охран [ять], а каждый должен был своими силами охран [ять] свою личность (л. 99)

    е В рукописи ГБЛ, М. 3598. XXI далее: кои они раздавали во владение дружин с военными повинностями . 99)

    ж Там же далее: мы видим, что феодальные фэрмы берут перевес над аллод альными] (что незначительные участки переходят в лен­ное владение) (л. 99)

    рабами, хотя литы германские и очень похожи на [колонов]. Рабы

    и [колоны] подвергались одной участи (л. 99 об.)

    в—в Там же: городов, потомк[ов] этих свободных германцев? кои поселились на чужих землях, и чистых рабов servi. Фео~ дальные владельцы, villani и servi вот три сословия в начале

    XI в.; из вилланов после образовались общины, среднее сословие.

    (л. 99 об.)

    г—г В рукописи ГБЛ, М. 3598. XXI: у каждой колокольни свое право, свой торидпчоскпп местный обычай, (л. 100)

    попытки подчинить ленников земскому миру Landfriede.

    (л. 102)

    аа В рукописи ГБЛ, М. 3598. XXI: Мы должны отдать справед­ливость и показать то, что хорошего выработал феодализм и завещал новому миру. (л. 103)

    а Там же далее вставлено: как братство (л. 104 об.)

    а Там же далее: рабу право па жизнь давалось господином, как

    бы лена. (л. 105)

    а Там же далее: как могли сохраниться муниципальные формы ПРИ другом порядке вещей, (л. 106)

    а а В рукописи ГБ Л, М. 3598. XXI: Дальнейшим развитием

    своего права (л. 107)

    а Одно слово не разобрано

    и, наконец, огромный класс рабов, крепостных, (л. 107 об.)

    в Там же далее: назначал фогта на том основании, что епископ

    не мог произносить смертного приговора, но часто мы видим, что

    U rTMtoKoncKirp фогты пользовались эттг правом. (.7. 107 об.)

    а В рукописи ГБЛ, М. 3598. XXI далее: коему они доставались недорого; он часто обирал купцов, (л. 108)

    6—6 Там же: Обеспечение прочного порядка вещей есть причина процветания торговли и промышленности; горожане пытались осу­ществить порядок и отсюда вышли их восстания против феод[алов]

    ii духовсчгстна, кор держало сторону феодальных владетелей, (л. 108)

    а~а В рукописи ГБЛ, М. 3698. XXI: В Италии города на обломках

    прежних образовали свою самостоятельность. Теперь видно отли­

    чие города от общины. Город был собранием людей; община призна­

    вала власть короля или епископа, но действовала самостоятельно и

    а~а В рукописи ГБЛ, М. 3598. XXI: имела свой городской совет,

    шой важности и ограничивал самовластие королевских наместников.

    . 109)

    3              В рукописи ГБЛ, М. 3598. XXI далее вставлено: заслужившее

    благодарность Европы (л. 110)

    а В рукописи ГБЛ, М. 3598. XXI далее вставлено: почти не входившие в нее (л. 113)

    а а В рукописи ГБЛ, М. 3598. XXI: о сосгояпии сельского низ­шего населения, {л. 113 об.)

    6—6 Там же: феод[альных] владетелей] (л. 113 об.)

    н~~в Там же: самое лучшее сочинение о древнем рабстве . 113 об.)

    г Там же далее: Из этого труда мы еще ничего не имеем (л. 113 об.)

    11 ~д Там же: но как первая попытка содержит много любопытных указаний, на основании коих можно идти далее; (л. 113 об.) е—е Там же: можно назвать писателей (напр. Сенеку), кои восстава­ли против рабства (л. 113 об.)

    rh—ж £ рукописи Собчакоеа явная описка: раба древнего. Ср. ГБЛ1 М. 3598. XXI: апипшого рабства {л. 114)

    а В рукописи ГБЛ, М. 3598. XXI далее: представлению о рабе,

    как его понимал древний Рим. (л. 114)

    в—в Там же: Они жили на земле с господами и зато обязаны были им служить, (л. 114)

    г—г Там же далее: и трудностью своею оттолкнувших от себя исследователей, кои занимаются предметами]олее бросающ[имися] в глаза (л. 114)

    д Там же далее: это один из самых живых вопросов современ­ной науки показать ист[орию] низших классов и показать судьбу рабов, из которых развились потом пролетарии, (л. 114)

    е Там же далее: и постанов[ила] разрушительные явления для средневекового порядка, что раб может вступать в ряды церковной иерархии и достигать высших степеней, (л. 114)

    а Там же: Реалисты учили, что universalia sunt realia (л. 251)

    а В рукописи «Б» далее вставлено: формально (л. 252)

    чальных эпох сообщает им особенную занимательность для каждого

    мыслящего человека. Но в глазах историка они имеют еще другое

    значение: они высказывают ему последнее слово отходящего, основ­

    ное начало возникающего порядка вещей. Скажу о себе прямо: изу­чению этих эпох я обязан всем, что в моем понимании истории может быть живого и истинного. Далее две строки опущены. Позвольте мне сказать вам, милостивые государи, несколько слов в оправдание своего выбора. Другой зачеркнутый вариант: С самого начала моих занятий историей эти печальные эпохи влекли меня к себе своей трагической красотой

    них другие стороны: в них высказываются

    в Написано вместо зачеркнутого: надежда

    г Далее зачеркнуто: от них

    л~л Написано амсс/по зачеркнутого: так сказать, нц

    не воспроизводится.

    3         Далее зачеркнуто: История востока также обработана (изложе­

    на) слишком кратко. Китай совсем выпущен

    е~е Написано вместо зачеркнутого: Нам кажется также, что мне­ние его', что Тацит не

    а—а Написано вместо зачеркнутого: Вообще мы вправе требовать от ученого автора, чтобы он

    ал Написано вместо зачеркнутого: отчасти устарели

    г Написано вместо зачеркнутого: овроп[ейских] государств]

    д Далее зачеркнуто: только е—е Написано вместо зачеркнутого: О Турции не упомин[ается] /к—,ь ffanucaH0 вместо зачеркнутого: Наконец, литературное] движение, без которого непонятны перемены, происходившие в общественном мнении Зап[адной] Европы

    Л Написано вместо зачеркнутого: новой истории