АКАДЕМИЯ НАУК СССР
И Н С Т И Т У Т И С Т О Р И И
ЛЕКЦИИ Т. Н. ГРАНОВСКОГО
ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
(Авторский конспект и записи слушателей)
Предисловие, подготовка текста и примечания
С. А. АСИНОВСКОИ
И З Д А Т Е Л Ь С Т В О А К А Д Е М И И НАУК СССР
М О С К В А
1 9 6 1
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемая публикация архивных материалов выдающегося русского ученого Т. Н. Грановского составляет лишь часть его научного наследства, хранящегося в наших архивах. Ценность этих материалов заключается в том, что они отражают состояние исторической науки середины XIX в., борьбу различных идейных направлений, в условиях которой развивалась передовая русская наука, выковывались новые методы научного исследования. Борьба этих направлений в период кризиса крепостнической системы, естественно, сосредоточивалась вокруг наиболее жгучей проблемы — отмены крепостного права[1]. Это проявилось и в научном творчестве Т. Н. Грановского. Его блестящее ораторское дарование и талант исследователя все ярче раскрывались по мере нарастания всеобщего протеста против жестокой крепостнической действительности и под влиянием идей складывавшегося революционно-демократического направления.
Мировоззрение Грановского сложилось в те годы, когда размежевание революционно-демократической и буржуазно-либеральной тенденции только намечалось,и вопрос о путях ликвидации крепостничества не получил еще той остроты, которую он приобрел позднее—в условиях революционной ситуации. В мрачные годы николаевской реакции Грановский смело выступил с кафедры Московского университета против насилия над крестьянством, против монархического деспотизма и принижения человеческой личности. Для разоблачения современных ему феодально-крепостнических порядков, для пропаганды своих идей Грановский находил неисчерпаемый источник материалов в истории западноевропейского средневековья.
Тимофей Николаевич Грановский (1813—1855) родился в Орловской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Не получив в детстве систематического образования (домашнее воспитание и пансион Кистера, в котором два года учился Грановский, не могли его дать), он восполнил недостаток знаний усиленным чтением. Упорное самостоятельное изучение исторической и философской литературы — трудов Гиббона, Гизо, Тьерри, Гегеля — он продолжал и в период своего пребывания на юридическом факультете Петербургского университета(1832 —1835). В 30-е годы он начал также общаться с кружком Н. В. Станкевича.
Антикрепостнические настроения Грановского, бесспорно, возникли еще в эти юношеские годы. Вольнолюбивая поэзия Пушкина, протест против деспотизма, звучавший в творчестве любимых им Шекспира и Шиллера, разгром восстания декабристов, а особенно живые впечатления от гнетущей крепостнической действительности не могли не оставить глубоких следов при формировании сознания молодого Грановского.
Весной 1836 г., вскоре после окончания университета, Грановского отправили за границу. В Берлинском университете он слушал лекции Ф.-К. Савиньи, Ф. Раумера, К. Риттера, работал в семинаре Ранке, изучал философию Гегеля. Разъезжая по Германии, Чехии, Австрии, он внимательно присматривался к жизни за рубежом, знакомился с учеными, общественными деятелями. В то же время письма из-за границы показывают, что он неотступно следил за жизнью своей родины, горячо откликаясь на насущные проблемы русской действительности [2]. Он писал «друзьям о своих творческих планах, о своем стремлении скорее начать чтение лекций, которое он уже тогда рассматривал как свой общественный долг[3].
Осенью 1839г., по возвращении на родину, Грановский начал читать свой первый курс лекций, и с тех пор в течение 16 лет возглавлял в Московском университете кафедру всеобщей истории[4]. В это время в университете выдвинулся ряд талантливых молодых ученых, выступавших против застоя и рутины, которые царили в среде «верноподданнической» профессуры. М. П. Погодин, С. П. Шевырев, И. И. Давыдов, С. И. Баршев и другие, проповедовавшие теорию официальной «народности», все чаще наталкивались на оппозицию молодых профес* соров — Д. JI. Крюкова, П. Г. Редкина, А. И. Чивилева* а затем и Грановского, который быстро стал наиболее ярким и авторитетным представителем прогрессивного направления в русской исторической науке.
Реакционные теории, насаждавшиеся в официальной исторической науке, получили свое отражение и в трак
* товке важнейших проблем средневековья. Как с университетской кафедры, так и в учебной литературе подлинная история народа подменялась повествованиями о «подвигах» венценосных «героев» и полководцев, о якобы благотворной роли церкви в развитии общества.
В противовес реакционным историкам, усматривавшим в потоке исторических событий волю провидения, проповедовавшим незыблемость социальных основ и необходимость крепостнических порядков, Грановский, выдвинув идею поступательного движения истории, подводил слушателей к выводу о преходящем характере этих порядков. В центре его внимания находились сюжеты, чуждые реакционной дворянской историографии. Тяжелая судьба рабов и крепостных крестьян, деспотизм., сковывающий развитие свободной мысли и просвещения, борьба народов против национального порабощения — вот те стороны жизни, значение которых пытался вскрыть Грановский. Именно это послужило почвой для его сближения с революционными демократами, оказавшими благотворное влияние на его творчество.
Грановский не сумел подняться до материалистических и революционных идей Белинского, Герцена,
Огарева. Он опасался революционной ломки феодальных отношений. В этой либеральной ограниченности его мировоззрения коренилась противоречивость и его научных взглядов. Но, неизменно оставаясь противником крепостничества и деспотизма, Грановский боролся против защитников самодержавия, Ззротив консерватизма славянофилов, хотя не столь последовательно и решительно, как революционные демократы. Его борьба выражалась прежде всего в самоотверженном служении науке и просвещению, но науке, призванной активно влиять на развитие общества, связанной с его запросами, протестующей против крепостнических устоев.
* * *
Первый курс истории средневековья Грановский читал, как известно, студентам I отделения философского и юридического факультетов (1, 2 и 4-й курсы). С самого начала его лекции привлекли внимание молодой аудитории не только ярким, живым изложением, но и новым подходом к ряду исторических явлений[5]. В теоретическом введении к этому курсу Грановский развивал свою концепцию исторического процесса, ставил вопрос об эволюции понятия всеобщей истории в различные исторические периоды, о значении истории как науки. Уже в это время он, чуждый националистическим взглядам Гегеля, отвергая реакционные выводы его философской системы, глубоко интересовался самым ценным в учении немецкого мыслителя — диалектикой. Выдвинув, хотя и на идеалистической основе, идею закономерности исторического процесса, Грановский критиковал в своих лекциях историков, не понимавших внутренней связи и единства исторических явлений.
В материалах этого курса уже проступали черты ученого-просветителя. Грановский проявлял глубокий интерес к истории народа, настаивая на необходимости ее изучения. Он говорил о важности приобщения народа
к культуре и просвещению, подчеркивал общественное значение истории. Грановский делал в это время лишь первые шаги в решении тех проблем, разработкой которых он занялся в дальнейшем. У него еще не было того тонкого анализа источников, который мы обнаруживаем в его лекциях более позднего периода. Еще чувствуется робость молодого ученого в выборе фактов и в осмысливании их, хотя уже в это время Грановский выдвинул новый взгляд на отбор исторического материала.
Последующие годы лекционной деятельности Грановского запечатлены в основном лишь в записях слушателей, которые сохранились за все время его преподавательской деятельности (и во многих списках — за 1845/46, 1848/49 и 1849/50 учебные годы).
Материалы этих лекций показывают, как развернулось дарование Грановского — лектора и исследователя. Общение с Герценом и Огаревым, личным другом которых стал Грановский, его участие в общественной жизни, в борьбе против крепостнической идеологии побуждали ученого к новым теоретическим исканиям, усиливали демократические черты в его творчестве.
Как крупное событие в русской общественной жизни рассматривался передовыми людьми того времени первый цикл публичных лекций Грановского, прочитанный им в 1843 г. [6] Особый интерес также представляют публичные лекции 1845/46 г. [7], посвященные сравнительной истории Франции и Англии, а также университетские лекции этого времени.
Во введении к курсам и в самих лекциях этого периода углубляется понимание так называемой «пользы истории», подчеркивается «бесконечность прогресса развития человечества»[8]. Выражение прогресса Грановский видит прежде всего в развитии идей, научных знаний, в творческой деятельности исторической личности. Призывая студентов к практической деятельности, Грановский верил, что общественные преобразования будут достигнуты в результате распространения просвещения, «нравственного совершенствования» людей.
Студенческая аудитория с неослабевающим интересом слушала лекции Грановского, в которых, по словам Герцена, звучала «чрезвычайно развитая человечность, сочувствие, раскрытое ко всему живому, сильному, поэтичному» [9]. Расширяя те разделы, в которых освещалась «внутренняя жизнь народа», Грановский активно выступал против угнетения крестьян, над которыми «тяготел самый тяжелый и безотрадный деспотизм». Крестьяне, говорил он, рисуя широкую картину феодального угнетения, трудились «не для себя, а для человека чуждого и ненавистного»[10]. Ненависть народа заставляла феодалов укрываться под защиту каменных замков. «Они запирались в башнях, они заковывались в железо... Это показывает недоверчивость, страх»[11]. Рассматривая различные стороны жизни средневекового общества в свете отношений между крестьянами и феодалами, Грановский видел отражение антагонизма между ними в еретических движениях, в литературных памятниках: «страшные тоны» песен вилланов «не дошли до нас», говорил он в публичных лекциях 1845/46 г., «дошли до нас ругательства феодальных владельцев над ними, выходки летописцев»[12]. В этих же лекциях Грановского появляются интересные суждения о социальном облике средневекового города. Внимание ученого привлекает не только борьба горожан против феодального произвола, но и социальные противоречия внутри самого города.
Уловив в прогрессивном и поступательном историческом процессе его противоречивый характер, Грановский с особой пытливостью и интересом изучает так называемые «переходные эпохи», в которых, как он писал позднее, можно «услышать последнее слово всякого отходившего, начальную мысль зарождавшегося порядка вещей»[13]. В лекциях 1845 г. он поднимается до признания неизбежности таких исторических периодов, когда противоречие ч<может быть уничтожено только насилием», имея при этом в виду, в частности, французскую револю цию[14]. В то же время в конкретных высказываниях о французской революции Грановский полемизирует по этому вопросу с Белинским и дает отрицательную оценку личности Робеспьера[15].
Эта же противоречивость сказалась в оценке и других революционных движений прошлого. Так, еще в начале 40-х годов Грановский обратил внимание слушателей на историю крестьянской войны в Германии. Черпая материал в монографии передового немецкого историка Циммермана, Грановский с горячим сочувствием говорил о бедствиях немецких крестьян об их стремлении облегчить тяготевшее над ними иго[16]. Однако историка смущали решительные действия повстанцев, революционные идеи Мюнцера[17]. Именно радикализм идей Мюнцера, его последовательность и привлекли внимание Герцена, который, в отличие от Грановского, и в событиях английской революции середины XVII в. высоко оценил революционную решимость, проявленную народом в борьбе с абсолютизмом. Для Грановского диалектика не стала, как для Герцена, «алгеброй революции». Грозный призрак надвигавшихся революционных потрясений вызывал у Грановского опасения, наложившие отпечаток не только на его политические убеждения, но и на его научные построения. В истории прошлого он пытался отыскать начала, которые способствовали бы если не примирению, то хотя бы смягчению острых социальных противоречий. Такие начала он искал в истории христианской^церкви, в идее опоэтизированного романтической реакционной историографией рыцарства, которому он приписывал антифеодальную направленность[18], но сила исторических фактов вынуждала его признать, что ни церковь, о которой он сам неоднократно говорил как о крупнейшем земельном собственнике, ни рыцарство не способны были уничтожить пропасть, разделявшую феодалов и крепостных. Интересуясь конституционными формами правления, резко выступая
против монархического деспотизма, Грановский идеализировал, тем не менее, отдельных государственных деятелей, которые могли будто бы защищать интересы народа в целом.
Эти убеждения историка не могли удовлетворять таких мыслителей, как Белинский, Герцен, Огарев, которые в истории находили обоснование для своих революционных идей. Теоретические разногласия между революционными демократами и Грановским, связанные с различным отношением к революции, к материалистическим и социалистическим идеям, вылились в споры 1846 г. [19] Молодежь, с увлечением читавшая «Письма о природе» Герцена, проникавшаяся материалистическими и революционными идеями, чутко реагировала на эти споры[20], понимая ограниченность Грановского. Это не мешало революционным демократам, передовому студенчеству отлично видеть объективное значение деятельности Грановского, протестовавшего против существующего порядка в России[21]. К концу 40-х годов этот протест становился все резче, что побуждало Грановского более пристально всматриваться и в историческое прошлое. В теоретических исканиях ученого немалую роль сыграло развитие демократической мысли в России, формировавшейся в условиях нарастания классовой борьбы в стране и под влиянием революции 1848 г. на Западе. Известно, что Грановский живо интересовался этими событиями и, в отличие от либералов типа Чичерина и других, осуждал выступление реакции против французского пролетариата.
Конец 40-х годов был для Грановского периодом расцвета научной деятельности. Об этом свидетельствуют не только созданные им труды, но и его курсы лекций. Накопленный к этому времени фактический материал и большой запас мыслей, наблюдений неизбежно приводили Грановского к новому идейному освещению исторических событий. В это время возрос интерес Грановского к вопросам социальной и экономической истории, которым все большее внимание уделяли передовые люди
России. Круг научных интересов Грановского расширился. Поиски самостоятельного решения ряда проблем заставили ученого углубляться в источники, обзоры которых стали полнее и содержательнее. В научный оборот вводятся новые материалы — не только законодательные акты, юридические документы, хроники, но и мемуары, эпос, фольклор, данные филологии и археологии.
Не только в трудах Грановского[22], но и особенно в его лекциях этих лет ясно обнаруживается идейная полемика со славянофилами, с реакцией. Еще в 1843 г. он писал Кетчеру: «Шевырева я уже несколько раз выводил на сцену: я указывал на него, когда говорил о людях, отрицающих философию истории, я говорил о нем по поводу риторов IV и V века»[23]. В 1848 г. Грановский, имея в виду Шевырева и ему подобных, говорил, что римская риторика «времен упадка» расточала «свои средства на темы жалкие», льстила «материальному направлению времени», преклонялась перед властью, угождала сильному. «Чтение памятников этого времени,— говорил он,— будет для нас полезно. Оно покажет, до чего может дойти злоупотребление слова, где не дорожат им, где нет к нему уважения, нет благородных и резких убеждений. С этой стороны жалкие произведения риторики III и IV столетия имеют высокое значение как характеристика современного общества. При изучении какого бы то ни было общества не бесполезно обращаться назад к этим временам для аналогии...»[24].
В условиях мрачной реакции, когда, как вспоминал Герцен, «все было прибито к земле, одна официальная низость громко говорила», когда «вместо науки преподавали теорию рабства»[25], Грановский продолжал вести «пропаганду историей». В его лекциях слушатели улавливали едва замаскированные исторические параллели, наталкивав шие на сопоставления: жизнь спартанских илотов или римских рабов, французских вилланов или сервов напоминала мрачные картины жизни русской крепостнической деревни. С особой силой звучали с кафедры Московского университета слова в защиту крепостного крестьянства. Герцен писал, что в то время, «встречая Грановского на кафедре, становилось легче на душе. «Не все еще погибло, если он продолжает свою речь», — думал каждый и свободнее дышал»[26].
Особенно труден и сложен' был путь историка в 50-е годы, когда усилились его идейные колебания, глубже стал внутренний кризис, который он переживал. Однако Грановский и в эти годы не отказался от основы своих прогрессивных воззрений. Его труды и лекции говорят о новых творческих поисках, о стремлении пересмотреть взгляды на исторический процесс, хотя и в это время он не сумел преодолеть идеализма и романтизма. Критикуя Гегеля, выступая против его «произвольного построения» всеобщей истории[27], он искал новые основы для своей методологии истории.
В речи «О современном состоянии и значении всеобщей истории», произнесенной Грановским в 1852 г., он формулирует свое отношение к истории как к науке, имеющей глубоко общественный характер: «Одно из главных препятствий,мешающих благотворному действию истории на общественное мнение,заключается в пренебрежении, какое историки обыкновенно оказывают к большинству читателей. Они, по-видимому, пишут только для ученых, как будто история может допустить такое ограничение, как будто она по самому существу своему не есть самая популярная из всех наук, призывающая к себе всех и каждого. К счастью, узкие понятия о мнимом достоинстве науки, унижающей себя исканием изящной формы и общедоступного изложения, возникшие в удушливой атмосфере немецких ученых кабинетов, не свойственны русскому уму, любящему свет и простор. Цеховая гордая своей исключительностью наука не вправе рассчитывать на его сочувствие»[28].
В научных исканиях Грановского этого времени большую роль сыграли его патриотические устремления. Современник Восточной войны, он с чувством гордости говорил о героической защите Севастополя, о моряках и полководцах, о студентах-ополченцах. Защитникам родины Грановский противопоставлял корыстолюбивое дворянство, уклонявшееся «от чести и долга защищать свое отечество... Дворянские комитеты по устройству ополчения,— с возмущением подчеркивал он в письме И. В. Варвинскому,—занимаются грабежами. Об этом не стесняются говорить открыто. Есть люди, которые радуются войне, так как наживаются на ней. Когда же будет конец этому?» 28а Грановский в своих лекциях уделял много внимания борьбе народов за независимость. Рассказывая о гуситских войнах, он говорит о мужестве народа Чехии, изнемогавшего «в борьбе почти с целой Европой»[29]; он высоко оценил патриотический подъем, охвативший французский народ в период выступления
* Жанны д’Арк[30]. С негодованием рассказывал он студентам об истреблении и порабощении народов Америки, о торговле неграми.
Прогрессивное значение деятельности Грановского, сохранившего до конца жизни веру в общественный прогресс, ненавидевшего угнетение народа и произвол, высоко оценили революционные демократы.
Чернышевский видел в Грановском «просветителя своей нации», ученого, пролагавшего новые пути в науке. «И действительно,—писал он, —кто вникнет в понятия Грановского, тот увидит, что они глубоко самостоятельны и прочувствованы им часто гораздо полнее и глубже, нежели теми людьми, на которых он ссылается»[31]. Против извращения научного наследия передового ученого дворянскими и буржуазными историками, отрицавшими самостоятельность Грановского как исследователя, затушевывавшими демократические черты в его мировоззрении, выступили и Герцен, создавший правдивый яркий образ Грановского в «Былом и думах», Добролюбов,
Огарев, Салтыков-Щедрин[32]. Позднее Герцен, отделяя Грановского от буржуазных либералов типа Чичерина и Кавелина, от тех, кто оказался в годы революционной ситуации в стане «либерального хамства», отмечал, что кафедра Грановского выросла в свое время «в трибуну общественного протеста»[33].
* * *
В трудах Грановского, опубликованных в основном при его жизни, поставлены важнейшие вопросы исторической науки, которые выдвигались как в русской, так и в западноевропейской литературе того времени. Однако опубликованные сочинения Грановского далеко не отражают всего богатства идей его научного творчества. В условиях, когда всякая свежая мысль с трудом пробивалась через рогатки полицейской и церковной цензуры, историку легче было высказать свои взгляды с университетской кафедры, чем в печатном слове. Более полное представление о замечательном ученом можно получить, лишь тщательно изучив его архив и прежде всего материалы его курса лекций. Именно поэтому еще Чернышевский, понимавший значение лекций Грановского, настаивал на их издании[34]. Тем не менее большинство его лекций оставались неопубликованными до настоящего времени.
Попытки публикации лекций Грановского были сделаны вскоре после его смерти П. Н. Кудрявцевым, начинавшим в это время свою работу над биографией Грановского. Сообщая Бабсту в письме от ноября 1855 г., что он начинает собирать материал для ее написания, Кудрявцев пишет: «Хотелось бы затем сделать еще выбор из его чтений, но это, кажется, будет несколько трудно. Мало хороших списков... А главное, очень жаль, что нигде нельзя подыскать другого экземпляра второго публичного курса (сравнительной истории Англии и Франции). Один есть у нас[35], но не совсем удовлетворителен, и если бы был даже вполне хорош, все бы нуждался в проверке другим» [36].
Первые публикации лекций Грановского были сделаны во второй половине XIX в. В 1862 г. были напечатаны отрывки лекций по древней истории в журнале «Время» (IX и XI), затем П. Г. Виноградовым была опубликована первая тетрадь собственноручного конспекта лекций Грановского[37]. Извлечения из записей лекций Грановского по истории средневековья были также опубликованы в конце XIX века П. Н. Милюковым[38] и в начале XX века М. Н. Коваленским[39]. Но в этих публикациях главное внимание уделялось тем лекциям, где освещались история и культура позднеримской империи. В эти публикации почти не вошли лекции конца 40-х годов, в которых с наибольшей силой раскрылось дарование ученого и педагога. Советские историки проявили глубокий интерес к творчеству Т. Н. Грановского [40] и под няли вопрос о публикации его университетских лекций [41]. «Мы стали лучше знать и понимать Грановского,— писал в своей статье Е. А. Косминский,— извлекая из архивов и изучая его университетские курсы, сохранившиеся только в записях его слушателей»[42].
В наследии Грановского сравнительно мало сохранилось автографических материалов. Автографы сочинений Грановского, его статей, программы лекций и отчеты, его собственноручный конспект лекций, а также студенческие записи его курсов почти за все 16 лет его профессорской деятельности, записи его публичных лекций хранятся в рукописных отделах Государственной библиотеки им. В. И. Ленина, Государственного исторического музея, Московского государственного университета, в Историческом архиве Московской области, а также в центральных государственных исторических архивах Москвы и Ленинграда. Материалы обнаружены в архивах АН СССР, Института русской литературы (Ленинград), в рукописных отделах Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина и библиотеки им. А. М. Горького, в Центральном государственном архиве литературы и искусства[43]. Важнейшей частью этих материалов являются университетские и публичные лекции Грановского.
В настоящую публикацию включены автографы Грановского и студенческие записи его лекций. Прежде всего мы предлагаем вниманию читателя собственноручный конспект лекций Грановского первого его курса — единственный автограф, сохранившийся от раннего периода его педагогической деятельности. Этот конспект обнаружен в фондах Отдела письменных источников Государственного исторического музея, а именно в фонде
Щепкиных. По свидетельству Виноградова, рукопись конспекта была ему передана А. В. Станкевичем, а затем со всеми материалами Станкевича поступила в этот музей. Рукопись (ф. 276, сд. хр. 126) содержит 49 листов и со- ctfjftjT из 7 тетрадей, написанных убористым почерком УшГновского с многочисленными исправлениями и вставкой на полях. Первая тетрадь рукописи, опубликован- ЦсМГчП. Г. Виноградовым в «Сборнике в пользу недостаточных студентов», публикуется целиком по подлиннику Виноградов не включил в публикацию последний л<ГГСт этой тетради).
^3 конспекте приведены извлечения из разнообразных потЭчников, выписки из прочитанных к курсу исторических работ и т. д. Перед нами, таким образом, как отмечал и Виноградов, зачастую лишь материал, наброски, подготовленные лектором к курсу. Конспект носит местами схематический характер, в нем неизбежно теряется обаяние речи Грановского, о котором так много писали современники. Живые мысли Грановского, то «самое лучшее», по словам Грановского, что «приходит уже во время чтения», можно отчасти восстановить лишь по сохранившимся записям студентов. В некоторых тетрадях (4-я, 5-я, 7-я) текст временами становится отрывочным (на что обратил внимание и Виноградов), последняя же тетрадь конспекта представляет собой в основном сухой перечень событий и имен. Вот почему часть этого материала опущена. Не публикуется отрывок по истории монашества, который, судя по сохранившимся студенческим записям этого курса44, входил в раздел «Состояние церкви в IV и начале V века».
Кроме того, опущены разделы, посвященные истории монархии Сасанидов, переселению народов, истории образования Вестготского государства и начало раздела об истории народов Скандинавии. Все эти материалы конспекта носят описательный или отрывочный характер.
Важнейшим основанием для публикаций лекций конца 40-х годов явилось то, что, как уже сказано, именно иа этот период приходится расцвет творчества Грановского. Записей лекций за эти годы сохранилось много. Исследование архивов помогает выявлению новых рукописей. Ведь в разное время слушателями Грановского были А. Ф. Бычков, К. Д.Ушинский, А. Н.Островский, А.А. Фет, И. Г. Прыжов. Позднее его лекции посещал и И. М. Сеченов. Сохранились лекции Грановского в записях Александра Дмитриева, М. М. Латышева, Петра Бартенева, Петра Бессонова, Карла Герца и ряда других.
Сравнение различных записей курса помогает более объективно воспроизвести его содержание. Ведь каждая отдельная запись студента может содержать элемент творчества, перефразировку отдельных мест лекций, подчас меняющих смысл сказанного. Поэтому если в студенческих записях мысль выражена неясно или слишком схематично, то составитель по возможности старался пояснить ее либо путем сопоставления публикуемого текста с другими записями за тот же год (в сносках под строкой), либо с записями за другие годы (в приложенных к книге примечаниях). В нашем распоряжении, помимо большого числа отрывочных записей отдельных лекций, имеются четыре записи, воспроизводящие курс лекций 1848/49 г. почти целиком. Наиболее полными и подробными являются черновые записи с недописанными словами и многочисленными вставками на полях и над строкой, которые делались студентами непосредственно во время чтений.
При публикации записей лекций студентов в основу был положен текст записей Владимира Собчакова, который хранится в Центральном государственном архиве литературы и искусства (ЦГАЛИ) в фонде Грановского (ф. 152, on. 1, ед. хр. 2). Рукопись эта, состоящая из девяти тетрадей, переплетенных вместе (198 листов), представляет собой черновую запись (за исключением отредактированных 5-й и 6-й тетрадей). На обложках тетрадей и на полях имеются пометки «1848», «1849» и указания на день, когда читалась лекция.
Большую ценность представляет также рукопись студента, фамилию которого не удалось установить. В отличие от рукописи Собчакова, она до конца черновая43.Эта запись не датирована,но текстуальное совпадение записей, одинаковые границы лекций (в рукописи М.3598.XXI есть
нумерация лекций, в рукоппси Собчакова указаны даты, а подчас и номера лекций), не оставляют сомнений в том, что это—курс 1848/49 г. Так же как и в рукописи Собчакова, в этой рукописи упоминается книга А. Шмидта как вышедшая «в прошедшем году» (т. е. в 1847 г.).
Обе черновые рукописи наиболее полно воспроизводят живую речь Грановского, ход его мысли, последовательность изложения, и хотя запись Собчакова в этом смысле не представляется нам ни более достоверной, ни более близкой к тексту лекций Грановского, однако при отборе материалов для публикации мы остановились именно на этом документе, как на более полномчдатированном и имеющим достоверно известного автора. Сведения о Владимире Собчакове скудны. Его имя упоминается в переписке студента Бессонова, у которого Собчаков брал, видимо, проверенные Грановским лекции по «новой истории»; сохранились его письма к тому же Бессонову от 1850 г. В одном из них он писал, что дает уроки «с утра до ночи»[44].
Помимо двух указанных рукописей, имеются две в основном отредактированные студенческие записи. В отредактированной части этих рукописей нет стилистических небрежностей и вставок (обращение лектора к студентам, вопросительные знаки, выражавшие сомнения студента, не успевшего записать мысль Грановского, и т.п.), которые встречаются в черновых рукописях[45]. Одна из этих записей, сделанная почерком Бессонова (в дальнейшем именуется: рукопись «Б»), хранится в Историческом музее, другая (анонимная) — в Рукописном отделе библиотеки им. В. И. Ленина под шифром М.3598.XVIII. Сличение отредактированных рукописей с черновыми также выявляет текстуальные совпадения; даты, помеченные на полях в рукописи Бессонова (например, 3 марта, четверг)[46], те же, что и в рукописях Собчакова.
Переписка студентов позволяет воссоздать картину редактирования этих лекционных записей. Петр Бессонов, Петр Бартенев, Владимир Собчаков, Дмитрий Наумов и другие учились в 1848 г. на II курсе историкофилологического факультета, где Грановский читал историю средних веков. Из переписки студентов видно, что они проводили взаимную проверку записей и записи эти проверялись Грановским. Так, Бессонов писал Бартеневу: «Благодарю тебя, Бартенев, за русскую историю... Прошу тебя еще исполнить некоторые мои поручения: лекцию 1-го апреля потрудись положить в шляпу Грановского;- другие же две лекции возьми себе списывать»[47]. И действительно, в рукописи Бартенева по новой истории отмечено: «списано с Бессонова»[48]. В этом же письме Бессонов пишет: «Если возьмешь новые лекции от Грановского, поправленные, то доставь также мне: они мне нужны»[49].
В некоторых записях Бессонова по новой истории 1849/50 г. имеются пометы и правка Грановского. Правка Грановского сама по себе заслуживает внимания историков. Она не являлась только стилистической: иногда это было смягчение формулировок, сделанных во время лекций, иногда — уточнение или развитие того или иного положения. Можно предположить, что отредактированные записи публикуемого нами курса также проверялись Грановским.
Курс 1848/49 г. состоит из 43 лекций, охватывающих историю средневековья примерно до XIII—XIV вв. В этом курсе Грановского, в отличие от других его курсов, нет особого раздела, посвященного истории Византии и скандинавских стран, а также истории западных славян, которая рассматривается в связи с другими проблемами. Однако в целом, сравнительно с ранними курсами, структура этого курса становится более стройной, материалы группируются вокруг важнейших проблем истории средних веков.
В данную публикацию вошли лекции но истории раннего средневековья, имеющие наиболее существенное значение, и лекции обобщающего характера (25, 26, 27, 29 и 43-я), касающиеся истории периода развитого феодализма. Из 43 лекций мы публикуем лишь 13, что вызвано не только ограниченным объемом книги, но и другими соображениями: материалы ряда лекций известны отчасти по публикациям М. Ковал ейского и П. Милюкова, а также по опубликованным работам Грановского; некоторые из лекций носят описательный характер. Часть курса представлена фрагментарными записями, подчас плохо передающими стиль и манеру лекторского изложения и не дающими целостного представления об их содержании.
В виде исключения лекции 16-я и 29-я публикуются частично. В лекции 16-й опущен материал второго часа чтения, где Грановский в основном цитирует извлечения из Аммиана Марцеллина и Сидония Апполинария, рисующих быг аристократии, германских вождей, почти не комментируя этих материалов. Из лекции 29-й публикуется та часть, где вкратце обрисовано положение средневекового крестьянства, и опущена последняя часть, содержащая беглую характеристику положения евреев и так называемых «проклятых пород» (сюжеты, известные по опубликованным работам Грановского, посвященным специально этим вопросам[50]).
Курс открывается сравнительно кратким введением, посвященным задачам исторической науки, здесь же дан обзор литературы и источников, значительно обогащенный по сравнению с предыдущими курсами. И во введении, и далее, во всем курсе, можно обнаружить, как откликается ученый на важнейшие вопросы современности. «Более нежели когда-нибудь,— говорил Грановский, открывая в сентябре 1848 г. свой курс,— история имеет право на внимание в настоящее время. Ввиду великих вопросов* решаемых западными обществами, человеку с мыслящим умом и благородным сердцем нельзя не принимать участия в судьбе человечества, нельзя не оглянуться назад и не поискать ключа к открытию причин тех загадочных явлений, на которые мы смотрели и смотрим с удивлением» [51].
Большое место в курсе занимает проблема падения Римской империи, внутреннего кризиса в IV—V вв. Из этой группы лекций в публикацию включены 2-я и 4-я лекции. Лекция 3-я, в основном имеющая описательный характер, опущена, хотя и в ней Грановский ставит важные вопросы; он, в частности, говорит о тяжком труде народа, о том, что рабы в Риме являлись производителями материальных ценностей: раб — создатель всех благ для «немногих»[52]. Как бы откликом на выступление пролетариата во Франции прозвучали в сентябре 1848 г. слова Грановского о различии между древними и новыми пролетариями. Новый пролетарий, говорил он, «с оружием в руках требует труда и приличного вознаграждения за труд, древний требует хлеба без труда»[53]. Упадок Римской империи Грановский связывает с поглощением свободного труда рабским, с тяжелым положением широких слоев народа.
Лекция 4-я открывает раздел (4—6-я лекции), посвя щенный анализу состояния культуры и науки в поздней Римской империи. В этих лекциях нетрудно обнаружить следы творческого общения Грановского с Герценом. Еще в своей рецензии на книгу А. Шмидта «История свободы исповеданий и мысли в первое столетие Империи и христианства»[54] Грановский, цитируя книгу Герцена, писал: «Пользуемся случаем напомнить нашим читателям блестящую и верную характеристику стоицизма, помещенную в «Письмах об изучении природы» г. Искандера»[55]. Несколько позднее, в лекциях 1848 г., он опирается на эти же материалы книги Герцена, когда характеризует, например, стоицизм, деятельность Юлиана Отступника[56].
5-я и 6-я лекции, отчасти известные по публикации М. Коваленского[57], опускаются. Материалы этих лекций по истории, философии и литературе служили Грановско му для пропаганды идеи широкого распространения просвещения и свободомыслия. В этот период усиления реакции, когда, как писал Герцену Грановский, «деспотизм громко говорит, что не может ужиться с просвещением», он использовал любую возможность, чтобы пробудить у слушателей чувство протеста против насилия над каждой новой мыслью. Характеризуя просвещение поздней Римской империи, он имел в виду николаевскую реакцию, когда говорил: «До самого Веспасиана преподаватели были свободны; при нем они начали получать жалованье. С одной стороны, это, конечно, обеспечило их, но с другой — принесло страшный вред науке: наставники вошли в состав чиновников, сделались орудиями власти, относительно которой они были столько независимы, сколько можно было это сделать в Римской империи. Но это было еще не главное зло: главное зло лежало в том раздвоении убеждения и речи, мысли и выражения, сущности и формы, раздвоении, которое должно было, без сомнения, проглядывать и наружу. Большая часть наставников, разумеется, отложилась уже от официальных верований государства, не признавала его законных форм, а между тем в школе, на кафедре должны были исповедовать истинность государственных учреждений. Это опять была новая ложь, ложь, которой нельзя было не узнать, как только она появлялась на устах. Осторожному и честному наставнику оставалось одно — молчать о важнейших вопросах человечества и государства; а оттого между ним и учеником оставалось всегда нечто недосказанное, полупонятое, полу вымышленное»[58].
Эти слова историка воспринимались как разоблачение той двойственности, на которую был обречен сам Грановский. Достаточно вспомнить слова Салтыкова-Щедрина, писавшего, что Грановский должен был «прибегнуть к целой системе уступок, чтобы удержать хоть частицу того, в чем заключалась сущность его истори ческого взгляда»600. G-й не публикуемой нами лекцией заканчивается обзор римской культуры, характеризуются состояние литературы и философии этого времени, причины их упадка. Рассматривая состояние развития естественных наук в Римской империи, Грановский вновь обращается к вопросу о тягостном труде народа в прошлом, проводя аналогию с современной ему жизнью. Однако, не осмыслив противоречий капиталистического общества, ои, в отличие от Белинского и Герцена, питал иллюзии, будто развитие техники облегчит участь трудящихся. Цель науки, говорил он, «заключается в снятии с человека проклятия добывать в поте лица хлеб свои. Труд будет облегчен, когда будет действовать машина, но древний мир не заботился об этом облегчении: в древнем мире раб был машиною»61.
Содержание последующих 7-й и 8-й лекций, которые мы также опускаем, составляет история раннехристианской церкви, развитие ее учреждений и анализ «христианской литературы». Отмечая в своих лекциях глубокий кризис древней «языческой» культуры (IV—V вв.), чуждой «великим вопросам» эпохи, Грановский подчеркивает, что эта культура была проникнута «мелкими интересами» (л. 18). Попытки отдельных личностей (Юлиан Отступник) повернуть развитие вспять, вернуть античной культуре, язычеству утраченный блеск оставались бесплодными. Единственной наградой тем, кто предпринимал подобные попытки, стало «трагическое сочувствие грядущих поколений» (л. 18 об.).
Рядом с этим старым разлагающимся обществом поднималось христианство, исполненное, по словам Грановского, «жизненных начал». Своим успехом оно было обязано тому, что распространялось прежде всего между «бедными классами» и лишь впоследствии стало проникать в «высшие» (л. 19 об.). Грановский, подчеркивая значение «5кивых верований» для «страждущих», для народа, так же как и другие буржуазные историки, не показывал, что эти «верования» примиряли угнетенных с земными страданиями. Однако и в этих лекциях сказалось
б0« 11. Щ (' ч р II IT. Поли. собр. соч., т. VIII, 1 <Ш, стр. 2Ю. 01 ЦГАЛИ, ф. 152, on. 1, ед. хр. 2, л. 14.
стремление ученого к реалистическому объяснению прошлого. Интересны его замечания об эволюции раннехристианской церкви, которую он характеризует как демократическую; лишь во II в., подчеркивал Грановский, выделение клира и формирование духовной иерархии свидетельствовали о перерождении христианской общины. Грановский дает в этой лекции также анализ ранних христианских ересей.
Много места в своем курсе Грановский отводил истории древних германцев, их общественному строю (9, 10-я и часть 11-й лекции), интерес к которому связан был с условиями русской жизни. Уже в этих лекциях" т. е. задолго до появления замечательной работы «О родовом быте у древних германцев» [59], Грановский ищет черты «сходства» у различных племен, проходивших, как он подчеркивает, одинаковые стадии общественного развития. Он полемизирует с шовинистической немецкой историографией, ставившей германцев «выше всех других племен — славян и кельтов»[60]. Грановский не сумел еще подойти к той глубокой характеристике древнегерманской общины, которая содержится в его работах 50-х годов; анализ данных Цезаря и Тацита еще несколько расплывчат, подчас не четок, однако и в этих лекциях много ценных наблюдений, явившихся основой для решения проблемы в дальнейшем.
Лекции 11-я и частично 12-я, посвященные детальному анализу германской и скандинавской религии и мифологии, с подробным изложением германского эпоса, опускаются, так как носят в основном описательный характер. Из большого раздела, посвященного так называемым переселениям народов и образованию варварских государств (лекции 12—19-я), мы публикуем 15, 16-ю и 18-ю лекции, в которых видеи интерес Грановского к социальной истории. Салическая, Бургундская, Вестготская правды служат в них материалом для сопоставления и анализа. Грановский пытается выяснить происхождение феодальных отношений, значение королевских земельных пожалований дружинникам, роль бенефиция в процессе феодализации, подчас полемизируя по этим вопросам с западноевропейскими историками.
В опущенных нами 12-й и 13-й лекциях дается оценка государства Сасанидов как деспотической державы, разъедаемой «чуждыми разнородными элементами» (л. 41), рассматривается историческая обстановка, в которой протекало «переселение народов». В сравнительно отрывочных записях 12-й лекции обращает на себя внимание мысль о том, что скифы представляли собой отнюдь не единый народ, что это собирательное обозначение относилось к самым различным этническим группам; ведь «нынешняя Россия,—говорил Грановский,—была некогда большой дорогой» развертывающегося движения с Востока на Запад (л. 43). В этих же лекциях сохранились высказывания о ценности трудов русского ученого-китаеведа Иакинфа (Бичурина), раскрываются полемические приемы Грановского, который выступал против концепции Ю. И. Венелина.
Вторжение и поселение готов, вандалов, бургундов и франков на территории Римской империи рассматриваются не только в публикуемых, но и в 14, 17-й и 19-й лекциях. Грановский, показывая переплетение германских и римских порядков в ходе образования «варварских» государств, стремится раскрыть своеобразие этого процесса, анализируя, например, характер поселения лангобардов в Италии. В 19-й и 20-й лекциях рассматривается развитие Франкского государства при первых Каролингах, реформы Карла Мартелла (в частности, его бенефициальиая реформа). Останавливаясь в этих же лекциях на судьбе Италии после поражения остготов в войне с Византией, Грановский отмечает крайне реакционный характер политики Юстиниана в завоеванной стране (л. 85).
В сравнительно отрывочных записях 19-й лекции есть замечание о социальных сдвигах, происшедших в Италии в связи с образованием государства лангобардов. В этих лекциях выясняются исторические условия создания Панской области, уделяется внимание деятельности христианских миссионеров в IX и X вв.
Опускаются лекции по истории образования и распада монархии Каролингов (20 — 22-я), в которых Грановский подробно останавливается на военной и зэ- конодательной деятельности Карла Великого. Обращаясь к «внутренней» истории этого периода, Грановский дает здесь анализ капитуляриев, в том числе и капитулярия о поместьях. Грановский, как это видно из лекций, понимает (правда, не очень отчетливо), что в это время происходит переворот в поземельных отношениях, хотя он и не в состоянии вскрыть коренные причины процесса феодализации. «Многие факты этого времени,— говорит он, — свидетельствуют уже о появлении нового феодального начала в жизни: это именно уменьшение числа свободных и полноправных людей» (л. 97 об.). Грановский видел в феодализме не только систему политической раздробленности, но и комплекс определенных социальных явлений. Это позволило ему глубже подойти к выяснению причин непрочности монархии Карла Великого. Он усматривает их не только в этнической пестроте, но и во «внутреннем порядке вещей» самой империи, в частности, в том, что крестьяне образовывали многочисленные толпы «недовольных, отринутых обществом», так как теряли свободу и разорялись (л. 100). Еще при Меровин- гах и Карле Великом, говорил он, «мы видим... медленное движение латино-германских народов к феодализму, результатом которого было уничтожение собственности, переход ее в феодальные владения. Прежние полноправные германцы делались или ленниками графов, или нечто вроде зависимых от них колонов» (л. 100).
Будучи далек от понимания проблем формирования наций, соотношения народностей и наций, Грановский все же пытается поставить в 22-й лекции эти вопросы. Здесь и в последующих 23-й и 24-й лекциях Грановский излагает историю вновь образовавшихся европейских государств — Франции, Италии, Германии, а также останавливается на положении церкви в IX — начале XI в.
Интересна трактовка вопросов истории культуры раннего средневековья в 23-й лекции, сказавшаяся, например, в характеристиках тех мыслителей, которых преследовала церковь. Грановский, рассказывая о средневековом эпосе, попутно касается борьбы народов за национальную независимость. Он говорит, что в народных песнях того времени чувствовалась «национальная реакция..., в которой отразилась сильно ненависть к карловингскому влады- чостну п соединенному с ним порядку вещей» (л. 106 об.).
Опуская в настоящей публикации эту лекцию, мы предлагаем вниманию читателя более общую его лекцию по средневековой культуре, шире охватывающую вопросы просвещения, «умственной жизни» и т. д. (лекция 43-я).
Большое значение для понимания мировоззрения Грановского имеют обобщающие лекции, посвященные феодальным отношениям в Западной Европе и истории городских общин. Из них мы печатаем четыре (25, 26, 27 и 29-ю). Опускается 28-я лекция, рассматривающая историю церкви в раннее средневековье, так как этот вопрос нашел отражение во многих публикуемых нами лекциях, а также лекции с 30-й по 42-ю. В лекции 30-й излагается история средневековой литературы. Грановский отмечал, что историю литературы он будет рассматривать в ее «связи... с общественной жизнью эпохи». Как всегда, характеризуя историографию вопроса, останавливаясь на работах Фориэля, Гервинуса и других, он метко определяет реакционную сущность немецкой романтической школы (братья Шлегели), стремившейся «уйти вспять от настоящего» (ГБЛ. М. 3598.XXI, л. 116).
Литературу средневековья Грановский делит на феодальную, городскую и церковную. Противопоставляя творчество жонглеров поэзии труверов и трубадуров, составлявших «поэтическую аристократию», Грановский отмечал, что последние принадлежали к «высшему сословию», идеи которого «и выражали они в поэзии», остававшейся не понятной народу. В этой лекции интересны также замечания Грановского о формировании народных языков.
История Германии и Италии XI—XIV вв., рассматриваемая в тесной связи, составляет основное содержание ряда последующих лекций (с 31-й по 37-ю). В выяснении целей борьбы императоров и папства, в анализе ее этапов, в характеристике отдельных исторических личностей (например, Григория VII) наиболее отчетливо проявляется противоречивость, подчас идейная слабость ученого. Тем не менее и в этих лекциях много интересных мыслен и суждений, проявившихся в критике литературы по истории Германии, в анализе исторической обстановки в стране и тех общественных сил, на которые опирался Генрих IV в борьбе с папой, в трактовке восстания саксов. Интересны и высказывания ученого о дея тельности Арнольда Брешианского, в котором он видит «достойного ученика Абеларда», имевшего «смелый взгляд на отношения средневековых властей» (там же,л.130). Немало места уделено в этом разделе курса освещению дея~ тельности Фридриха II, историческое значение которого переоценивается ученым. Отмечая, что Фридрих II, терпимо относившийся к иноверцам, жестоко преследовал еретиков, Грановский говорил, что ереси в Северной Италии носили не только религиозный, но и социальный характер (см. там же, л. 145 об.).
Крестовые походы, их причины, конкретная история и результаты рассматриваются Грановским в лекциях 38, 39-й и частично 40-й. Данная проблематика затронута, однако, не только в этих лекциях. О крестовых походах, об образовании духовно-рыцарских орденов Грановский говорит, когда касается истории Франции, Германии и Италии в XI—XIII вв. Рассматривая исторические условия возникновения крестоносного движения, он каса- ‘ ется истории Византии и более подробно останавливается па истории арабов. В лекции 41-й, посвященной истории итальянских городов-государств, особенное внимание обращает на себя характеристика успешной борьбы горожан с феодалами, а также анализ социального и экономического развития Флоренции. В росте торговли и «мануфактур» Грановский усматривал предпосылки серьезных изменений в общественной жизни этой страны.
В этой же 41-й лекции Грановский останавливается иа истории Испании XI—XIII вв., подчеркивая своеобразие политического развития этой страны, которое, по его мнению, было естественным следствием реконкисты. Беглый обзор истории Франции и Англии XI—XIII вв. мы находим в 42-й лекции, запись которой крайне отрывочна. 43-й публикуемой нами лекцией завершается курс Грановского.
Обзор педагогической деятельности Грановского не может быть полным без изучения его программ лекций, научных планов, учебных отчетов, которые имеются в различных архивахС4. Все эти материалы сохранились в виде подлинников или списков.
В рукописном наследстве Грановского имеются подлинники его исследовании, статен, рецензии и публичных выступлений[61]. Сохранились рукопись- важнейшего труда Грановского «О родовом быте у древних германцев», рукописи статей «Песни Эдды о Нифлунгах», «Реформа в Англии» п отрывок статьи «Крестовые походы», опубликованные посмертно, а также рукопись биографического очерка о Нибуре. В архиве имеются, кроме того, черновые автографы полемической статьи Грановского «Письмо из Москвы», статьи, посвященной памяти
Н. Г. Фролова, и записки об ослаблении классического образования в русских гимназиях.
Для исследователя интересны рукописи неопубликованных работ Грановского. Это — продолжение статьи, посвященной Нибуру, и начало задуманного Грановским незадолго до смерти труда о деятелях раннего средневековья — Теодорихе, Альфреде и Карле Великом. В Государственном историческом музее хранится незаконченная черновая рукопись (видимо, первая редакция) статьи о Валленштейне, где рассматриваются различные оценки личности Валленштейна, в частности характеристика, данная ему Шиллером.
К этим материалам примыкают и рукописи рецензий Грановского на русские п зарубежные исторические труды. Среди них имеется автограф части его статьи «Историческая литература воФранциииГерманиив1847г.», а именно — рецензия на книгу Нича «История Гракхов и их ближайших предшественников», рукописи рецензии на работы П. Н. Кудрявцева —«Италия под владычеством остготов, лангобардов и франков», П. Е. Медовикова—«Латинская империя», на книгу Д. А. Милютина «История войны России с Францией в царствование императора Павла I в 1799 г.». Среди неопубликованных рукописей сохранились наброски отзыва Грановского о статьях славянофильского направления, представляющие интерес для историка русской общественной мысли, так как они отражают споры Грановского со славянофилами. Здесь же, на обороте страницы рукописи, имеется проект плана работы редакции журнала «Московское обозрение», об орга- ппзации которого Грановский безуспешно хлопотал в 1844 г.
Из всех перечисленных материалов в публикацию вошла лишь рецензия на книгу Ф. Лоренца «Руководство к всеобщей истории», которую Грановский писал, видимо, в связи с выдвижением этого учебного пособия па Демидовскую премию. Рукопись не датирована. Однако ссылки, которые делает Грановский в рецензии па страницы книги Лоренца, показывают, что рецензия писалась на 2-е издание первой и второй частей книги (Грановский критикует также предисловие Лоренца, которое появилось только во 2-м издании, вышедшем в 1847 г.) и на 1-е издание третьей части[62]. *
Сохранились черновики публичных высказываний Грановского, его речи «О современном состоянии и значении всеобщей истории» и материалы цикла публичных лекций «Исторические характеристики». В копии, написанной рукой жены Грановского, имеется и речь Грановского 1845 г., в которой ученый-патриот, обращаясь к студентам, говорил: «И вам и мне предстоит благородное и, надеюсь, долгое служение нашей великой России— России, идущей вперед и с равным презрением внимающей клеветам иноземцев, которые видят в нас только легкомысленных подражателей западным формам без всякого собственного содержания, и старческим жалобам людей, которые любят не живую Русь, а ветхий призрак» [63].
Имеются в архивах также тексты чтений, которые Грановский устраивал дома и в кругу друзей: лекция «Об Океании и ее жителях», напечатанная посмертно, и лекция, прочитанная, возможно, в доме Герценов для Наталии Александровны Герцен и ее друзей[64]. Из всех этих материалов в публикацию включается набросок лекции, которую Грановский готовил для чтения в Поречье (имение графа Уварова), «О переходных эпохах в истории человечества»—тема, всегда интересовавшая историка.
В последние годы жизни Грановский много работал над созданием учебника, неоднократно высказывая неудовлетворенность теми бесчисленными «руководствами», которыми пользовались школы того времени. Процесс этой работы нелегко проследить по материалам архивов09, так как сохранилась в основном лишь последняя редакция глав учебника.
Научное творчество Грановского не только находилось на уровне развития современной ему науки. Оно показывает, что ученый по-новому, с прогрессивных позиций подходил к разработке ряда важных проблем средневековой истории. Разумеется, с точки зрения современного читателя, трактовка ряда вопросов (особенно в публикуемом конспекте лекций) представляется устаревшей; однако, за исключением отдельных случаев, мы не оговариваем в примечаниях устаревшие или неверные, с точки зрения современной науки, оценки событий, формулировки, термины, которые встречаются в данной публикации.
t{c И'
Подготовка дайной публикации осуществлялась в соответствии с основными правилами издания исторических источников: документы печатаются в хронологическом порядке, предположительно датированные — в конце публикации.
Особое внимание при публикации материалов мы уделяли автографам Грановского. Это прежде всего относится к работе над текстом собственноручного конспекта Грановского. Зачеркнутые слова и фразы, вставки, сделанные над строкой и на полях, имеющие какое-либо смысловое значение, отражены в примечаниях под строкой.
Из черновых автографов рецензии на книгу Ф. Лоренца п лекции «О переходных эпохах в истории человечества» в публикацию вошли лишь основные варианты текста; стилистические исправления не воспроизводятся. Конец отрывка указанной лекции сохранился в двух вариантах, мало отличающихся друг от друга. Мы пуб-
69 См. ГБЛ, ф. 84, к. 1. 13, 14, 15; ОПИГИМ, ф. 345, ед.
хр. 18
ликуем [один из вариантов, а наиболее существенные дополнения второго варианта приводим иод строкой.
Рукопись В. Собчакова — в основном черновая, в ней много вставок над строкой, на полях, а также много ие- дописанных слов, которые восстанавливаются путем сличения с другими редакциями лекций. Многочисленность этих поправок заставила нас, в виде исключения, публиковать текст, не оговаривая каждого исправления. Оговариваются только те примечания иа полях, которые не являются частью текста лекций, а имеют самостоятельное значение. 43-я лекция в рукописи Собчакова трудно читается, поэтому мы ее публикуем по "тексту рукописи Государственной библиотеки им. В. И. Ленина (М.3598.XXI) с указаниями на многочисленные разночтения. Наиболее важные расхождения в текстах различных редакций курса лекций 1848/49 г. с рукописью Собчакова даются в подстрочных примечаниях. Номера лекций устанавливаются в основном по рукописи М.3598.XXI.
Заголовки к документам даны составителем. Текстуальные примечания даются под строкой и имеют буквенное обозначение; расширенные примечания справочного характера даются в конце сборника и обозначаются цифрами. В эти примечания включены и разночтения, взятые из записей лекций 1843/44, 1845/46, 1850/51 гг. и других лет (они публикуются без воспроизведения зачеркнутых мест и не входящих в основной текст помет иа полях). Примечания подлинника даются под строкой и обозначаются звездочкой.
При явном пропуске или искажении слова в автографе оно восстанавливается нами и берется в квадратные скобки. Явные описки в воспроизводимом документе исправляются без оговорок. Опущенный, а также утраченный текст (например, утерянное начало рецензии Грановского на книгу Ф. Лоренца) мы обозначаем многоточием. После каждого документа дается легенда с указанием названия архива, в котором хранится рукопись, наименования фонда, номера описи и дела, а также указывается, является ли документ подлинником.
Текст публикуется по правилам современной орфографии, собственные имена и географические названия даются в транскрипции подлинника. Наиболее распространенные слова, написанные в подлиннике сокращенно
3 Лекции Т. II. Грановского о о
[1] См. В. И. Лени н. Полл. собр. соч., т. 2, стр. 520.
[2] См. «Т. Н. Грановский и его переписка», т. II (далее — «Переписка»). М., 1897, стр. 392, 411.
[3] «Переписка»), стр. 343, 351, 353, 358.
[4] Грановский читал курсы древней, средней и так называемой повой истории (включавшей и позднее средневековье). С 1847 г. все эти курсы он читал попеременно с приехавшим из-за границы П. Н. Кудрявцевым.
[5] См. собственноручный конспект первого курса лекций Грановского — Отдел письменных источников Государственного исторического музея (далее — ОПИГИМ), ф. 276, ед. хр. 126, а также студенческие записи лекций этого года—Отдел рукописей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина (далее— ГБЛ), М. 4184; Архив АН СССР (Ленинград), ф. 764, on. 1, № 96.
[6] См. А. И. Герцен. Собр. соч., в тридцати томах, т. IJ. М., 1954, стр. 311; т. IX, 1956, стр. 126—127.
[7] См. ОПИГИМ, ф. 345, ед. хр. 19.
[8] ОПИГИМ, ф. 345, ед. хр. 17, л. 8 об.
[9] А. И. Г е р ц с ii. Собр. соч., т. II, стр. 122.
[10] ОПИГИМ, ф. 345, ед. хр. 23, л. 120 об.
[11] ОПИГИМ, ф. 345, ед. хр. 19, лл. 59 об.— 60.
32 ОПИГИМ, ф. 345, ед. хр. 19, л. 107.
[13] См. ниже, стр. 199.
Н
[14] См. П. М и л ю к о в. Из истории русской интеллигенции. СПб., 1902, стр. 221—222.
[15] «Переписка», стр. 439.
[16] ГБЛ, М. 3598. XXV, л. 358.
]Т См. Архив АН СССР, ф. 28, он. 3, И, л. 110.
[18] См. ОПИГИМ, ф. 345, ед. хр. 19, лл. 47, 58, 60 об.
[19] См. А. И. Герцен. Собр. соч., т. IX, стр. 202 212.
20 См. там же, стр. 204, 206—207.
[21] См. там же, стр. 122.
[22] См. «Письмо из Москвы» (Т. Н. Грановский. Сочинения. М., 1900, стр. 517—521, 526—531), а также работу «Историческая литература во Франции и Германии в 1847 г.» (там же, стр. 445), в которой Грановский показывает родство идей славянофилов с реакционно-романтическими идеями «Исторической школы права».
[23] «Переписка», стр. 460.
[24] ОПИГИМ, ф. 345, ед. хр. 20, л. 20.
[25] А. И. Г е р ц е п. Собр. соч., т. IX, стр. 122.
[26] А. И. Герцен. Собр. соч., т. IX, стр. 122.
[27] См. Т. Н. Г р а н о в с к и й. Соч., стр. 25.
[28] Там же, стр. 29.
28а Сб. «Средние века», вып. XVII, М., 1960, стр. 414.
[29] ГБЛ, М. 3598. XXV, л. 152.
[31] Н. Г. Чернышевский. Полное собр. соч., т. III, М., 1947, стр. 365.
[32] См., например, Н. Г. Чернышевский. Полное собр. соч., т. IV. М., 1948, стр. 692, 761; Н. А. Добролюбов. Полное собр*соч., т. I. М., 1934,стр. 482; Н. Щедрин. (М. Е. Салтыков), Полн. собр. соч., т. VIII. М., 1937, стр. 195—218. См. также критические высказывания о «Биографическом очерке» А. В. Станкевича — А. И. Герцена (Полное собр. соч., т. XXI. М.— П., 1923, стр. 528) и Н. П. Огарева («Литературное наследство», т. 61, стр. 909).
[33] А. И. Герцен. Собр. соч., т. XVI. М., 1959, стр. 106.
[34] См. Н. Г. Чернышевский. Полное собр. соч., т. III,
стр. 347, 363, 366.
[35] Имеется в виду список, который в настоящее время хранится в Историческом музее (см. ф. 345, ед. хр. 19).
[36] См. «Из неизданной переписки русских медиевистов 40— 50-х годов XIX в.». Сб. «Средние века», вып. XVII, 1959, стр. 420.
[37] См. «Сборник в пользу недостаточных студентов университета св. Владимира». СПб., 1895, стр. 308—324.
[38] См. сб. «Братская помощь». М., 1897; П. Милюков. Из истории русской интеллигенции. М., 1902.
[39] См. «Голос минувшего». М., 1913, N° 9, стр. 201—233.
[40] См. А. С. Нифонтов. Россия в 1848г. М., 1949; Е. А. Косминский. Жизнь и деятельность Т. Н. Грановского. «Вестник Московского университета», 1956, № 4; А. И. Данилов. Т. Н. Грановский и некоторые вопросы социальной истории раннего средневековья. «УЗ Томского гос. ун-та», № 16, 1951; JI. Е. Кертман. Эволюция исторических взглядов Т. Н. Грановского. «HayKOBi записки Кшвського державного ун-ту», т. 6, вып. 1, 1947; С. А. А с и н о в с к а я. Из истории передовых идей в русской медиевистике (Т. Н. Грановский). М., 1955; М. А. Алпатов. Труды Т. Н. Грановского. В кн.: «Очерки истории исторической науки в СССР». М., 1955; И. Н. Б о р о з д и н. Т. Н. Грановский и вопросы истории Византии. «Византийский временник», XI. М., 1956; JI. А. Ушакова. Грановский о роли народных масс и личности в истории. «УЗ Томского гос. ун-та»,
Л® 35, 1960. См. также кандидатские диссертации И. Ф. Ивашина («Т. Н. Грановский — первый русский медиевист», М. 1943) и Е. Ф. Плотниковой («Римская история в трудах Т. Н. Грановского и С. В. Ешевского», М. 1951).
[41] См рецензии А. Варшавского и А. И. Данилова («Новый мир», 1956, № 5), А. С. Самойло (сб. «Средние века», вып. VIII, 1956), И. Н. Бороздина («Вопросы истории», 1956, № 7).
[42] «Вестник Московского университета», 1956, № 4, стр. 119.
[43] См. С. А. А с и н о в с к а я. Архив Т. Н. Грановского. «Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки им. Ленина», вып. 21. М., 1959, стр. 3—32; И. Ф. Ивашин. «Исторический журнал», 1945, № 1—2, стр. 81—89.
[44] Центральный государственный архив литературы и искусства (далее — ЦГАЛИ), ф. 46, on. 1, ед. хр. 550, л. 154.
[45] Так, в рукописи M.3598.XXI после изложения материалов сочинения Григория Турского карапдашом написано: «Эти слова навраны, было что-то вроде этого» (л. 67).
[46] марта, четверг приходится па 1849 год.
[47] ЦГАЛИ, ф. 46, on. 1, № 548, л. 75.
[48] См. ГБЛ, М.3598.XXVI, л. 14. Интересно отметить, что в записи Собчакова есть два листа, написанные рукой Бессонова (ЦГАЛИ, ф. 152, он. 1, ед. хр. 2, л. 178—178 об.).
61 ЦГАЛИ, ф. 4G, № 548, л. 75.
[50] См. Т. И. Грановский. Сочинения, стр. 110—134, 439—440.
[52] В лекциях этого же года но древней истории Грановский говорил: «Греческий мир... был невозможен без рабства в самом тяжелом значении этого слова; надобно было, чтобы за свободного грека работал другой и снял с него все тяжести житейских забот, тогда грек развивался как ученый и художник» (ЦГАЛИ, ф. 152, on. 1, ед. хр. 1, лл. 112 об. — ИЗ).
[53] ГБЛ, М.3598.XXI, л. 9. .
[54] Ad. Schmidt. Geschichte der Denk- und Glaubensfrei- heit im ersten Jahrhundert der Kaiserherrschaft und des Christen- 1 и ms. Berlin, 1847.
Г)Т Т. II. Г p а и о в с к л ii. Соч., стр. 7i62.
[56] Ср. А. И. Гер ц е п. Собр. соч., т. 3, 1954, стр. 192—193, 208.
г,п «Голос минувшего», 1913, № 9, стр. 222—225.
ОГШГПМ, од. хр. 20, л. 19.
fi2 См. Т. IJ. Г р а и и в с к и ii. Соч., стр. 92—109.
с ОПИГИМ, ф. 345, ед. хр. 20, л. 42 об.
[61] См. С. А. А с и н о в с к а я. Архив Т. И. Грановского, стр. 5—15.
[62] См. Ф. Лоре ii ц. «Руководство к всеобщей истории», ч. I. СПб., 1845; ч. II, отд. 1, 1847; ч. II, отд. 2, 1851; ч. III, отд.
1 и 2, 1847.
[63] ГБЛ, ф. 84, к. 1. 2.
[64] ГБЛ, ф. 84, к. 2. Г>7.
| |