Юридические исследования - СТРОИТЕЛЬСТВО СОЮЗНОГО СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА 1922-1925 гг. С. И. ЯКУБОВСКАЯ (Часть 5) -

На главную >>>

Иные околоюридические дисциплины: СТРОИТЕЛЬСТВО СОЮЗНОГО СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА 1922-1925 гг. С. И. ЯКУБОВСКАЯ (Часть 5)


    Задачей настоящей работы является исследование основных закономерностей и характера процесса строительства Союзного Советского социалистического государства в 1922—1925 гг. Диктатура пролетариата победила впервые в истории в России, т. е. на территории огромного многонационального государства.


    Институт истории


    С. И. ЯКУБОВСКАЯ


    СТРОИТЕЛЬСТВО

    СОЮЗНОГО СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА 1922-1925 гг.





    УТВЕРЖДЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР КОМИССИЯМИ ЦИК СССР И ЦК РКП (6)

    Во время работы Четвертого совещания ЦК РКП (б) с ответственными работниками национальных республик и областей в заседаниях комиссий ЦИК СССР и ЦК РКП (б) по выработке Конституции наступил перерыв, так как руководители и члены комиссий активно уча­ствовали в работе совещания. После окончания сове­щания возобновились заседания конституционных комис­сий. Важные принципиальные решения по конституцион­ным вопросам, принятые Четвертым совещанием, значительно облегчили и ускорили разработку Консти­туции СССР.

    13  июня 1923 г. состоялось третье заседание Конститу­ционной комиссии ЦИК СССР, посвященное процедуре дальнейшего обсуждения проекта Конституции и даль­нейшей работе комиссии. Было решено ограничить об­суждение теми статьями, по которым имелись расхожде­ния мнений, и отложить разработку Положения о нар­коматах до 3-й сессии ЦИК СССР первого созыва,во.

    14   июня 1923 г. состоялись утренние и вечерние засе­дания Конституционной комиссии ЦИК СССР под председательством М. И. Калинина. Комиссия не возвра­щалась к обсуждению I главы Конституции, которая была, как мы указали, принята с перенесением обсуж­дения ряда пунктов на утверждение комиссии ЦК. На заседании 14 июня развернулись прения о бюджет­ных правах Союза и союзных республик. Так как данная проблема будет рассмотрена нами в следующей главе, укажем здесь лишь на то, что комиссия ограничилась вынесением решения об общих основаниях бюджета СССР, поручив ЦИК СССР разработать специальный


    ,и ЦГАОР, ф. 3316, on. I, д 7, л. 12.



    закон о бюджетных правах Союза и союзных республик.

    На заседании комиссии ЦИК 14 июня 1923 г. имели место прения также по вопросу о способе избрания пред­ставителей республик на Всесоюзный съезд Советов и

    о составе съезда. Представители Украины настаивали на том, чтобы Съезд считался собранием делегаций респуб­лик, которые выделялись бы верховными органами союз­ных республик. Это мнение встретило возражения со стороны М. И. Калинина, Д. И. Курского и других, кото­рые отстаивали принцип избрания делегатов от рес­публик на съездах Советов. М. И. Калинин не возражал, чтобы представители республик считались делегацией от них, но считал обязательным, чтобы делегаты «были представителями федерирующего съезда Советов. Это принципиально правильнее. Я считаю, что нужно, чтобы они избирались на губернских съездах Советов» '5|.

    Резко возражал представителям Украины по данно­му вопросу Д. И. Курский: «Здесь говорится не о со­ставе представителей, а о делегации, и я считаю, что это чрезвычайно неудобно. Выходит принципиально так, что мы имеем не объединенный съезд Советов, а имеем отдельные делегации республик. Это не принцип феде­рации, а принцип конфедерации..»т. Возражая против определения союзного съезда Советов как собрания делегаций республик, М. И. Калинин, Д. И. Курский и другие отстаивали принципы советской демократии и идею единства союзного государства.

    Было принято предложение М. И. Калинина об из­брании делегатов на Всесоюзный съезд Советов на гу­бернских съездах Советов, а в тех республиках, где не было губерний, на съездах Советов этих республик153 На вечернем заседании комиссии ЦИК СССР 14 июня

    1923   г. возникли прения по вопросу об обязательной силе законов и распоряжений ЦИК СССР. Часть членов ко­миссии настаивала на внесении оговорки в данный пункт, что обязательную силу имеют лишь законные распо ряжения ЦИК СССР. Возражая против этой поправки. М. И. Калинин указал, что любой гражданин может об­


    151 ЦГАОР, ф. 3316, on 1, д. 25, л. 64—65.


    162  Там же, л 68.


    153 См.: «История Советской Конституции», стр. 462.,



    жаловать решения ЦИК на съезде Советов, но вносить оговорку в распоряжения означает подорвать законность, сеять сомнения и анархию. М. И. Калинин говорил: «Если мы введем все законные распоряжения", то полу­чится, что каждое лицо, внося сомнения в распоряжения ЦИКа, может объявить его незаконными... Каждый имеет возможность не выполнять эти решения до съезда Сове­тов, который потом будет решать, правильно он не вы­полнял или неправильно»154. Пункт об обязательной силе декретов и распоряжений ЦИК СССР был принят комиссией без поправок. За принятие его без поправок голосовало девять членов комиссии, противчетыре155.

    Оживленные прения возникли по статье проекта Кон­ституции о союзном гражданстве. Представители Украи­ны и некоторые другие члены комиссии предложили, чтобы наряду со статьей о едином союзном гражданств»' в Конституции СССР было оговорено право республи­канского гражданства. При этом Раковский, Н. А. Скрып­ник и другие члены комиссии настаивали на том, чтобы союзное гражданство было введено для сношений с ино­странными государствами, а в сношениях республик друг с другом действовал закон о республиканском гражданстве. Против этой неправильной точки зрения возражали в своих выступлениях на заседании комис­сии ЦИК М. И. Калинин, Д. И. Курский, И. В. Сталин, Г. В. Чичерин. М. И. Калинин охарактеризовал боль­шое принципиальное значение статьи о союзном граж­данстве. «Кргда я был у горцев,— говорил М. И. Кали­нин,— я им сказал: вы не только граждане горцы, вы граждане громадной обшесоветской территории, там все национальности объединяются, там вырабатывается но­вая государственность, вы являетесь гражданами ново­го государства, не бывшего еще в мире государства СССР... Поэтому я удивляюсь спору, который здесь ведут. Говорят, что мы согласны для внешних сношений, для внутренних не согласны. Внутреннееэто имеет большее значение для огромной массы крестьян, чем для внешних сношений» 156.


    154 ЦГАОР, ф. 3316, on. 1, д. 25, л 90.


    155 См. там же, л. .


    156 Там же, л 116.



    Комиссия приняла статью о едином союзном граж­данстве.

    Большое место в обсуждении на заседании комиссии ЦИК 14 июня занял вопрос о создании Верховного Суда СССР и его правах. Докладчик Д. И. Курский сооб­щил, что по вопросу о компетенции Верховного Суда имеются проекты: 1) комиссии ВЦИК, 2) ЦИК УССР и 3) ЦИК БССР. Он отметил, что украинский проект име­ет существенные недостатки, так как совершенно обхо­дит вопрос о функциях судебного контроля со стороны Верховного Суда и не определяет принципы организации этого суда. Белорусский проект неудачен потому, что авторы в основу принципов Верховного Суда СССР по­ложили принципы организации военных трибуналов157. После обсуждения проектов на голосование был постав­лен проект, внесенный представителями Украины, с по­правками, принятыми на заседании комиссии ЦИК. В частности, Курский предлагал исключить из украин­ского проекта абзац о том, что Верховный Суд не име­ет права отменять решения и постановления судебных органов союзных республик. За исключение этого абза­ца голосовало шесть членов комиссии ЦИК, против — четыре,б8.

    Таким образом, Конституционная комиссия ЦИК СССР предоставляла Верховному Суду СССР пра­во отменять решения судебных органов республик, про­тиворечащих Конституции СССР.

    На этом заседании был также обсужден вопрос о столице СССР. Комиссия единодушно приняла решение избрать столицей город Москву. Одновременно Москва должна была являться и столицей РСФСР159.

    На заседании комиссии 16 июня обсуждались вопро­сы о языке, на котором должны издаваться постановле­ния и декреты ЦИК СССР, и о гербе СССР; были пред­ложения публиковать постановления ЦИК только на русском языке (Тер-Габриэлян и др.). Комиссия приня­ла решение о публикации постановлений на националь­


    157 См. там же, л. 185.


    158 См. там же, л. 189.


    16» См.: ЦПА ИМЛ, ф 3, on. 1, д. 2479, л. 61.



    ных языках, общеупотребительных в союзных республи­ках ,в0.

    Обсудив и приняв Конституцию, комиссия ЦИК сно­ва вернулась к вопросу об общем названии принимаемо­го закона ,61. Как мы помним, этот вопрос возник уже на первом заседании расширенной комиссии ЦИК 8 июня 1923 г., где Раковский и другие настаивали на том, чтобы оставить прежнее название Договор об об­разовании СССР.

    М. И. Калинин указал на необходимость внесения существенных поправок в утвержденный в основном

    I     съездом Советов СССР Союзный договор. Предложение М. И. Калинина было принято, а вопрос о названии обсуждаемого проекта закона оставался открытым. Меж­ду тем решение его имело не формальное, а принципи­альное значение, так как оно в значительной мере опре­деляло характер вновь созданного государства. Наличие Конституции подчеркивало прочность и постоянность го­сударственного объединения народов, тогда как общая характеристика документа как договора в известной ме­ре подчеркивала бы временность объединения. На заседании комиссии ЦИК 16 июня 1923 г. при обсужде­нии этого вопроса Курский предложил внести в преам­булу к документу следующую формулировку: «Деклара­ция об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик составляют Основной закон Конституцию Союза Советских Социалистиче­ских Республик»162.

    Это предложение было принято комиссией единоглас­но при одном воздержавшемся 163. Тот факт, что вопрос, вызывавший ранее столь горячие споры, был на этот раз так быстро решен, свидетельствовал о серьезном ослаб­лении позиций сторонников децентрализации и сепара­тизма. Огромную роль в этом, как мы уже отмечали, сыграло Четвертое совещание ЦК РКП (б) с ответствен­ными работниками национальных республик и областей.


    180  См.: ЦГАОР, ф. 3316, on. 1, д. 25, л. 201.


    161 Там же, л. 252.


    162 Там же, л. 256.


    163 См. там же, л. 257.



    Большое значение для отпора сепаратистам имела также последовательная позиция комиссии ЦК РКП (б) по разработке практических предложений о СССР, от­стаивавшей единство союзного государства, полноту и мощь компетенции его государственных органов.

    Комиссия ЦК РКП (б) обсудила, как мы уже указы­вали, еще до начала работы расширенной комиссии ЦИК проект Конституции СССР и высказала свое мне­ние по ряду важнейших статей. После обсуждения и принятия проекта Конституции СССР в расширенной ко- миссии ЦИК принятый ею проект Конституции был вновь передан на рассмотрение комиссии ЦК, которая внесла в него значительные изменения. Проект Консти­туции СССР, принятый расширенной комиссией ЦИК. рассматривался на заседании комиссии ЦК РКП (б), со­стоявшимся утром и вечером 25 июня 1923 г., ко­торая приняла решение о наименовании документа Ос­новным законом (Конституцией) СССР, отклонив пред­ложение Раковского принять два документа: Конститу­цию, в основе которой лежала бы Декларация, и Договор об образовании СССР ,64.

    По решению комиссии ЦК ряд статей из проекта Конституции, представленного комиссией ЦИК, был исключен, например статьи 18, 20, 28, 35, 36 и 37 главы IV раздела III, т. е. главы, трактующей о полномочиях ЦИК СССР165. Отсутствие в материалах архивов ЦГАОР и ЦПА ИМЛ полного текста проекта Консти­туции СССР, принятого расширенной комиссией ЦИК, не позволяет нам должным образом показать характер изменений Конституции, обусловленных исключением этих статей. Однако редакция статей, принятых в комис­сии ЦК взамен исключенных, свидетельствует о том, что изменения произошли в направлении дальнейшего уси­ления прав центральных органов власти Союза ССР.

    Так, в проекте Конституции, утвержденном комиссией ЦИК СССР, в 1 главе II раздела, трактовавшего о пред­метах ведения верховных органов власти Союза ССР, в пункте «ж» говорилось, что ведению этих органов под­лежит «установление основ системы внешней и основ


    164 Ом.: ЦПА ИМЛ, ф. 3, on. 1, д. 2479, л. 33—34.


    165 См. там же, л. 36—38.



    внутренней торговли» ,6$. Комиссия ЦК РКП (б) измени­ла этот пункт, приняв его в следующей редакции: «Ру­ководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли» 167. Совершенно очевидно, что эта новая редакция расширяла права союзных органов вла­сти. В Конституцию СССР, принятую II съездом Советов СССР, данный пункт вошел в редакции, принятой ко­миссией ЦК РКП (б) 168. Подвергся изменению и пункт «з» той же главы. В проекте, принятом комиссией ЦИК, он гласил, что ведению органов власти Союза ССР под­лежит «установление основ и общего плана всего народ­ного хозяйства Союза ССР, установление отраслей про­мышленности, имеющих общесоюзное значение, за­ключение общесоюзных концессионных договоров и установление основных норм, регулирующих условия и порядок заключения союзными республиками концесси­онных договоров с иностранными государствами». Ко миссия ЦК РКП (б) приняла этот пункт в новой редак­ции, где указывалось, что ведению союзных органов власти подлежит «установление основ и общего плана всего народного хозяйства, определение отраслей про­мышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессион* ных договоров кай общесоюзных, так и от имени союзных республик»16Э. За новую редакцию пункта голосовали все члены комиссии ЦК РКП (б), кроме Раковского. Эта редакция, в отличие от прежней, усиливала компетен­цию союзных органов власти, которые получали право определять общесоюзное значение не только отраслей промышленности, но и отдельных предприятий; редак­ция, принятая комиссией ЦИК, допускала возможность заключения концессионных договоров с союзными рес­публиками, а принятая комиссией ЦК РКП (б) —только общесоюзными органами власти. В Конституцию СССР пункт «з» вошел в редакции комиссии ЦК.

    Изменения, внесенные комиссией ЦК РКП (б) в текст пункта «и» той же главы, также усиливали права вер­ховных органов власти Союза ССР. Комиссия ЦИК


    166 Там же, л. 45.


    167 Там же, л. 33.


    |ба См.: «История Советской Конституции», стр. 461.


    169 ЦПА ИМЛ, ф. 3, on. 1, д. 2479, л. 34.



    предложила, чтобы союзные органы власти ведали обще­союзным законодательством о регулировании транспорта и почтово-телеграфного дела 170; в редакции же комис­сии ЦК РКП (б) говорилось, что органы союза осуще­ствляют «руководство транспортным и почтово-телеграф- ным делом» ш. В первую Конституцию СССР этот пункт вошел в редакции, принятой комиссией ЦК РКП (б) т.

    Изменения, внесенные комиссией ЦК РКП (б) в дру­гие главы, также в основном усиливали права союз­ных органов власти. Комиссия ЦК РКП (б) приняла статью 4 главы II в новой редакции, в которой указыва­лось, что все «декреты и постановления, определяющие общие нормы политической и экономической жизни Сою­за Советских Социалистических Республик, а также вно­сящие коренные изменения в существующую практику государственных органов, обязательно должны восходить на рассмотрение и утверждение ЦИКа Союза ССР» 173. Данная редакция полностью вошла в текст Конституции 1924 г.174

    Комиссия ЦК РКП (б) включила в проект Конститу­ции новую статью (20-ю), в которой указывалось, что «Центральный Исполнительный Комитет имеет право приостанавливать или отменять декреты, постановления и распоряжения Президиума ЦИК СССР, а также съез­дов Советов и ЦИКов союзных республик и других ор­ганов власти на территории Союза ССР» 175.

    Статья 7 главы II раздела II, устанавливавшая единое союзное гражданство для граждан СССР и вызвавшая большие споры в комиссии ЦИК, была принята комис­сией ЦК РКП (б) без изменений в редакции проекта комиссии ЦИК, и в этой же редакции включена в Кон­ституцию СССР ,76. В связи с обсуждением этой статьи комиссия ЦК РКП (б) занесла в протокол специальное постановление, в котором говорилось, что «установление


    70  См.: «История Советской Конституции», стр. 461.


    71  ЦПА ИМЛ, ф. 3, on. 1, д. 2479, л. 34.


    74 См.: «История Советской Конституции», стр. 461.


    78 ЦПА ИМЛ, ф. 3, on. 1, д. 2479, л. 37.


    74  См.: «История Советской Конституции», стр. 464.


    75  ЦПА ИМЛ, ф. 3, on. 1, д. 2479, л. 37.


    78 Ом.: «История Советской Конституции», стр. 464.



    союзного гражданства не исключает вместе с тем н гражданства республиканского» т.

    Комиссия ЦК РКП (б) подчеркнула значение обще­союзной Конституции, внося в I главу II раздела Кон­ституции статью 2, в которой указывалось, что утверж­дение и изменение «основных начал настоящей Консти­туции подлежит исключительному ведению съезда Сове­тов Союза Советских Социалистических Республик»178.

    Таким образом, проект Конституции, принятый комис­сией ЦИК СССР, подвергся существенным дополнениям и изменениям в комиссии ЦК РКП (б). Давая общую оценку характера этих изменений, мы можем сделать вы­вод, что в основном они были направлены на усиление полномочий и расширение компетенции союзных органов власти. Такой характер поправок был обусловлен поли­тической необходимостью: сильная центральная власть, единство союзного государства были необходимым усло­вием успеха дела социалистического строительства. Тот факт, что пункты и статьи, принятые в редакции комис­сии ЦК РКП (б), вошли без каких-либо изменений в Конституцию СССР, принятую 2-й сессией ЦИК СССР, а затем окончательно утвержденную II съездом Советов СССР, показывает, что комиссия ЦК РКП (б) действо­вала в соответствии с интересами как всего Союза в це­лом, так и союзных республик.

    Давая, таким образом, в целом положительную оцен­ку деятельности Конституционной комиссии ЦК РКП (б), мы в то же время не можем не отметить известной одно­сторонности, проявленной ею. В начале своей работы, вскоре после ознакомления членов Политбюро со стать­ей В. И. Ленина, продиктованной им в декабре 1922 г., комиссия ЦК РКП (б) уделила должное внимание вне­сению таких изменений в союзный договор, которые обеспечивали бы права союзных республик. Так, было сформулировано предложение о создании Совета Нацио­нальностей и некоторые другие, идущие в том же на­правлении. В то же время в работе комиссии имелись и отдельные недостатки, а также была проявлена неко­торая односторонность. Это особенно ярко обнаружилось


    177 ЦПА ИМЛ, ф. 3, on. 1, д. 2479, л. 36.


    171 Там же.



    на заседании комиссии ЦК РКП (б) 25 июня 1923 г., когда при обсуждении проекта Конституции, представ­ленного комиссией ЦИК, внимание было уделено пре­имущественно статьям, трактующим предметы ведения органов власти Союза ССР.

    Известная односторонность, допущенная комиссией ЦК РКП (б) и, в частности, ее руководителем И. В. Ста­линым при рассмотрении проекта Конституции, была исправлена решениями состоявшегося 26—27 июня 1923 г. Пленума ЦК РКП (б). На Пленуме ЦК РКП (б) был за­слушан доклад комиссии ЦК РКП (б) о проекте Консти­туции СССР и практических вопросах, связанных с под­готовкой 2-й сессии ЦИК СССР.

    Заслушав доклад комиссии, Пленум ЦК РКП (б) при­нял развернутое решение по конституционным вопросам, которым были внесены дополнения в проект Конститу­ции СССР, направленные на усиление гарантий прав и суверенности союзных республик. Так, Пленум ЦК РКП (б) предложил дополнить статью 6 главы II Кон­ституции абзацем, в котором указывалось, что «для из­менения, ограничения или отмены статьи 4-й главы II (статьи, сохраняющей за союзными республиками право свободного выхода из состава СССР.— С. Я.) требуется согласие всех республик, входящих в Союз» т. Это до­бавление вошло в текст Конституции СССР. Пленум ЦК РКП (б) подтвердил также решение комиссии ЦК РКП (б) о том, что толкование статьи 7 главы II «подразумевает, что установление союзного гражданства не исключает вместе с тем и гражданства республикан­ского» 180.

    Пленум поручил Политбюро выработать наказ по партийной линии о взаимоотношениях между наркома­тами Союза и наркоматами союзных республик и при­знал необходимым ввести в состав коллегий союзных наркоматов представителей крупных национальностей. Кроме того, он подтвердил решение октябрьского Пле­нума ЦК РКП (б) 1922 г. о необходимости привлечения представителей союзных республик в заграничные пред­ставительства НКИД и НКВТ181. В решении Пленума

    179  ЦПА ИМЛ, ф. 17, оп. 2, д. 99, л. 2.

    180  Там же,

    181  См. там же, л. 3.



    было отмечено, что при разработке Положения о СНК Союза ССР необходимо предусмотреть участие на за­седаниях СНК с совещательным голосом представите­лей союзных республик ш. Приняв ряд постановлений, направленных на гарантию прав республик, Пленум ЦК РКП (б) в то же время отверг те предложения, при­нятие которых могло ослабить мощь и единство союзно­го государства. Так, не была принята поправка Э. И. Кви* ринга, ограничивающая право ЦИК СССР отменять ре^ шения органов власти союзных республик. Пленум также отверг поправку Скрыпника, в которой Совету Национальностей предоставлялись большие права срав­нительно с Советом Союза. Пленум одобрил решений комиссии ЦК РКП (б) о количестве союзных наркома­тов. Детально рассмотрев и обсудив проект Конституции, он одобрил проект с внесенными в него поправками и предложил вынести его на утверждение 2-й сессии ЦИК СССР первого созыва 183.

    Решения июньского Пленума ЦК РКП (б) 1923 г. имели большое принципиальное значение. Пленум вновь подтвердил необходимость единства союзного государ­ства, наличия во главе его мощных, пользующихся широкой компетенцией и полномочиями центральных органов власти. Этим был дан отпор точке зрения сепа­ратистов, которые, отстаивая децентрализацию как основу конституционного устройства союзного государ­ства, тем самым по существу объективно вели к ослаб­лению многонационального государства диктатуры про­летариата. С другой стороны, Пленум ЦК РКП (б) вы­правил известную односторонность, имевшую место в работе комиссии ЦК РКП (б), и, следуя ленинским ука­заниям, последовательно проводил линию, направлен­ную на охрану суверенности союзных республик и га­рантию их прав.

    ВВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР

    6    июля 1923 г. открылась 2-я сессия ЦИК СССР пер­вого созыва, которая должна была рассмотреть Консти­туцию и ввести ее в действие. Порядок дня сессии был


    182 См. там же, ф. 3, on. 1, д. 2479, л. 25.


    183 Там же.



    следующий: 1) Основной Закон (Конституция СССР);

    2)     выборы председателя СНК СССР; 3) выборы нарко­мов СССР; 4) текущие дела .

    Заслушав доклад по первому пункту повестки дня, сессия ЦИК СССР единогласно утвердила Основной За­кон (Конституцию) СССР и постановила ввести ее в дей­ствие 185. В постановлении сессии говорилось: 1. «Основ* ной Закон (Конституцию) Союза Советских Социалисти­ческих Республик утвердить и немедленно ввести в дей­ствие» 186.

    Во втором пункте постановления сессии указывалось, что Конституция будет внесена на окончательное утверж­дение II съезда Советов Союза ССР; в 3-м пунктечто до образования Президиума ЦИК на основе IV и лав Конституции (т. е. до образования двух палат.— С. Я.) все полномочия Президиума ЦИК сохраняются за Пре­зидиумом ЦИК СССР, избранным на 1-й сессии ЦИК первого созыва ш. Отсутствие прений на сессии по до­кладу о Конституции объясняется тем, что все статьи Конституции неоднократно обсуждались в комиссия.'» ЦИК СССР и ЦК РКП (б) и проект Конституции был вынесен на обсуждение сессии ЦИК только при дости* жении договоренности между республиками. Лица, оставшиеся относительно некоторых статей Конституции до конца при особом мнении (Раковский, Мдивани и некоторые другие), очевидно, не решились выступить на сессии, так как знали, что их предложения не встретят поддержки со стороны большинства членов ЦИК-

    Вторая сессия ЦИК СССР поручила Президиуму ЦИК Союза ССР: подготовить положения о ЦИК, СНК и отдельных наркоматах Союза ССР, внести их на утверждение ближайшей сессии ЦИК Союза ССР, выра­ботать и утвердить положения о бюджетной комиссии и ОГПУ188, разработать подробное Положение о Верхов­ном Суде СССР, согласовав с ним процессуальные


    184 См.: «2-я сессия ЦИК Союза ССР 1-го созыва». Стеногра­фический отчет. М., 1923, стр. 5.


    185 См. там же, стр. 16.


    186 «История Советской Конституции», стр. 423.


    187 См. там же, стр. 324.


    188 См. там же, стр. 421, 42?.



    кодексы республик и положения о верховных судах рес­публик 189.

    Сессия приняла постановление о реорганизации Го­сударственного банка РСФСР в Государственный банк СССР и об учреждении ЦСУ Союза ССР ,90.

    В. И. Ленин единогласно был избран председателем СНК Союза ССР. Затем сессия избрала состав Совнар­кома СССР.

    Введение в действие Конституции СССР имело важ­нейшее политическое значение: отныне Советское мно­гонациональное государство зиждилось на твердой кон­ституционной основе. Для лучшего понимания характера союзной Конституции, на наш взгляд, необходимо про­вести сравнительный анализ текста Конституции с Союз­ным договором, принятым I съездом Советов Союза ССР в декабре 1922 г.

    Представители сепаратистской точки зрения в своих выступлениях на заседаниях конституционных комиссий часто пытались доказать, что Конституция СССР нахо­дится якобы в противоречии с Союзным договором. Эти доводы были совершенно несостоятельны, так как ос­новные идеи Союзного договора и Конституции пол­ностью совпадали. В Конституцию СССР была включе­на без каких-либо изменений Декларация об образова­нии СССР, в которой указывалось, что СССР «является добровольным объединением равноправных народов» и «за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза» 191.

    Статья о праве свободного выхода республик из со­става СССР была без каких-либо изменений перенесена из Союзного договора в Конституцию 192. Более того, эта статья в Конституции СССР получила дальнейшее раз­витие: в тексте Конституции было указано, что для от­мены ее требуется согласие всех союзных республик193.

    Идея равноправия союзных республик и доброволь­ности их объединения получила дальнейшее развитие


    См. там же, стр. 423.


    т См. там же, стр. 422.


    1.1   «История Советской Конституции», стр. 460.


    1.2               См. там же. См. так же статью 26 союзного договора и статью

    4                 главы II Конституции СССР 1924 г.


    193 «История Советской Конституции», стр. 462.



    в Конституции сравнительно с Союзным договором. Так, в Конституцию СССР, как мы помним, была включена специальная глава «О суверенных правах Союзных рес­публик и о союзном гражданстве»194, состоявшая из пя­ти статей, четыре из которых посвящались гарантиям суверенных прав союзных республик, а последняя (7-я) устанавливала единое союзное гражданство.

    Конституция СССР по числу статей почти в 3 раза превышала Союзный договор (26 статей в Договоре, 72 статьи в Конституции). Внесение ряда новых статей было вызвано дальнейшим развитием идеи равноправия республик и имело своей целью гарантировать их права и интересы. Характер развития Союзного договора опре­делялся ленинскими указаниями о необходимости мак­симальной гарантии интересов республик.

    Объединение в Конституции СССР вопроса о суве­ренных правах республик с вопросом о едином союзном гражданстве было не случайным, так как тем самым подчеркивалась мысль, что наличие суверенитета рес­публик не исключает единства союзного государства.

    Развитие идеи равноправия наций и всемерной га­рантии их прав получило свое яркое выражение и в соз­дании второй палаты Совета Национальностей в составе верховного органа власти Союза ССР и в ра­венстве прав обеих палат. Учреждение Совета Нацио­нальностей потребовало внесения ряда новых статей в Конституцию СССР, гарантирующих равенство прав Со­вета Союза и Совета Национальностей и определяющих их взаимоотношения.

    Статьи Договора, определяющие количество союзных, союзно-республиканских и республиканских наркоматов, без изменения вошли в Конституцию СССР 195.

    Остановимся на различиях в статьях Договора и Кон­ституции. Глава I Конституции СССР была посвящена предметам ведения верховных органов власти Союза. Она в основном соответствовала 1-й статье Договора, но в то же время между ними были и существенные разли- личия. 1-я статья I главы Конституции включала два но­вых пункта «х» и «ш». В пункте «х» говорилось, что


    «История Советской Конституции», стр. 462,


    195 См. там же.



    к ведению верховных органов Союза относится основное законодательство в области союзного гражданства и в отношении прав иностранцев, в пункте «ш» — что веде­нию этих органов подлежит разрешение спорных вопро­сов, возникающих между республиками 19в.

    Пункт «б», в котором говорилось о том, что ведению союзных органов подлежит «изменение внешних границ СССР», был дополнен в Конституции словами, что ве­дению верховных органов Союза подлежит не только изменение внешних границ СССР, но и урегулирование вопросов об изменении границ между союзными респуб­ликами 197.

    Пункт «д» Конституции предоставлял органам Союза право заключения не только внешних займов, как в До­говоре, но и внутренних, а также и разрешение внешних и внутренних займов союзным республикам 198.

    В пунке «ж» 1-й статьи Договора органам Союза пре­доставлялось право установления системы внешней и внутренней торговли СССР; в Конституции указывалось, что органы Союза осуществляют «руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торгов­ли» 199.

    Редакция пункта «з» в Конституции также расширяла права общесоюзных органов власти.

    В Союзном договоре указывалось, что органы Союза осуществляют «установление основ и общего плана все­го народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров» 200; в Конституции что веде­нию союзных органов власти подлежит «установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как об­щесоюзных, так и от имени союзных республик» 201.

    Пункт «и» Договора предоставлял органам Союза право регулирования транспортного и почтово-телеграф­


    196 См. там же, стр. 462.


    1,7   См. там же, стр. 394, 460.


    См. там же, стр. 394, 461.


    ,w См. там же.


    300 Там же, стр. 394.


    201  Там же, стр. 461.



    ного дела 202; в Конституции говорилось не о регулиро­вании, а о руководстве со стороны союзных органов транспортным и почтово-телеграфным делом. В Консти­туции СССР были усилены также права союзных орга­нов власти в организации обороны Советского государ­ства.

    В пункте «к» Договора органам власти СССР пре­доставлялось право «установления основ организации Вооруженных Сил Союза Советских Социалистических Республик» 203; Конституция устанавливала, что ведению союзных органов власти подлежит «организация и руко­водство Вооруженными Силами Союза Советских Социа­листических Республик» т.

    Пункт «л» Договора, определявший бюджетное право Союза ССР, подвергся значительным изменениям и до­полнениям в Конституции СССР. Характер этих измене­ний будет нами проанализирован в следующей главе. Последующие II пунктов статьи I Договора вошли в

    1-        ю статью II главы Конституции СССР без существен­ных изменений205.

    Таким образом, сравнительный анализ статьи Союз­ного договора о предметах ведения верховных органов СССР и соответствующей главы Конституции показы­вает, что в Конституции права верховных органов вла­сти Союза были значительно расширены и усилены.

    Третья глава Конституции была дополнена, по срав­нению с Договором, указанием, что в тех республиках, где нет губерний, делегаты на Всесоюзный съезд Сове­тов избираются непосредственно на съезде Советов дан­ной республикиж. В 5-ю статью Конституции было внесено изменение, обусловленное созданием двух палат в составе^ЦИК СССР. Так, в Договоре указывалось, что чрезвычайный Всесоюзный съезд Советов может быть со­зван по решению ЦИК СССР, а в соответствующей статье Конституции (11)—что чрезвычайный съезд Советов СССР может быть созван как по решению


    202  «История Советской Конституции», стр. 394.


    203  Там же.


    504 Там же, стр. 461.


    208   См. там же, стр. 395, 461.


    306 .См. там же, стр. 395, 465.



    ЦИК СССР, так и по решению одной из его палат207. В Конституцию была внесена новая статья (12-я), пре­доставлявшая ЦИК СССР право, при чрезвычайных обстоятельствах, отсрочить созыв съезда Советов Союза ССР 208.

    В Договоре было шесть статей, определявших поря­док избрания ЦИК СССР, порядок созыва его сессий, языки, на которых печатаются постановления ЦИК, и права ЦИК по отношению к другим органам власти (статьи 6, 7, 8, 14, 15 и 16-я); в Конституции СССР пра­ва ЦИК СССР определяла IV глава, состоящая из 15 статей. Такое увеличение числа статей было вызвано созданием второй палаты в составе ЦИК СССР, а так­же уточнением и усилением прав ЦИК СССР.

    В Союзном договоре имелось всего две статьи, опре­делявшие компетенцию Президиума ЦИК СССР (9 и Ю-я) 209. В Конституции СССР права Президиума ЦИК СССР определяла V глава Конституции, состоящая из восьми статей 210. Союзный Договор определял Президиум ЦИК как высший орган власти в промежутке между сес­сиями ЦИК СССР211. Конституция СССР уточнила эту редакцию, указывая, что Президиум ЦИК СССР в про­межутке между сессиями ЦИК является «высшим зако­нодательным, исполнительным и распорядительным органом власти Союза Советских Социалистических Рес­публик»212. Статья 31 Конституции предоставляла Пре­зидиуму ЦИК СССР право отменять или приостанавли­вать постановления СНК, наркоматов Союза ССР, а также СНК, наркоматов и ЦИК союзных республик; статья 32 право приостановить постановления съездов Советов союзных республик с последующим внесением этих постановлений на рассмотрение и утверждение ЦИК СССР213. Таким образом, права Президиума ЦИК СССР были в Конституции значительно усилены сравнительно с Союзным договором.


    207 См. там же, стр. 395, 463.


    204  См. там же, стр. 463.


    209  См. там же, стр. 395, 397.


    2,0 См. там же, стр. 465, 466.


    211  См. там же, стр. 396.


    212 Там же, стр. 465.


    213  См. там же, стр. 466.



    Союзный договор определял СНК СССР как испол­нительный орган ЦИК (статья 11); Конституция СССР (глава VI) как исполнительный и распорядительный орган ЦИК (статья 37) .

    В Конституцию СССР была внесена новая статья, указывающая, что за ЦИК республик сохраняется пра­во помилования и реабилитации в отношении осужден­ных граждан (статья 69) 215.

    Подводя некоторые общие итоги сравнительного ана­лиза содержания Союзного договора, принятого I съез­дом Советов СССР, и Конституции СССР, введенной в действие 2-й сессией ЦИК второго созыва, можно сде­лать следующие выводы.

    1) В Конституции СССР получили развитие основные идеи Союзного договора. 2) Эти идеи получили разви­тие в двух направлениях: с одной стороны, появились новые гарантии равноправия союзных республик, добро­вольности их объединения и их суверенных прав, с дру­гой стороны в Конституции были значительно усиле­ны и расширены, сравнительно с Договором, права и компетенция верховных органов власти Союза ССР.

    3)     В таком характере союзной Конституции нашла свое отражение ленинская линия, направленная на борьбу как против излишней бюрократической централизации, зачастую являвшейся прикрытием великодержавного шовинизма, так и против центробежных, сепаратистских тенденций, проявления которых были направлены на ослабление единства союзного государства, подрыв мощи диктатуры пролетариата и зачастую являлись выраже­нием местного национализма. 4) Усиление и расширение компетенции и прав верховных органов власти Союза ССР было проведено с согласия всех союзных респуб лик. Этот факт показывает, что они сознавали необходи­мость создания сильной центральной власти союзного государства для успешного решения стоявших перед на­родами СССР задач социалистического строительства.

    Введение в действие Конституции СССР явилось крупной вехой в процессе государственного строитель­ства СССР и послужило исходным моментом для созда­ния союзных органов власти.


    гм «История Советской Конституции», стр. 396, 467.


    *15 См. там же, стр. 473.



    После 2-й сессии ЦИК СССР первого созыва органы власти РСФСР перестали выполнять функции органов власти Союза ССР.

    13 июля 1923 г. состоялось заседание Президиума ЦИК СССР, которое приняло решение довести до све­дения ЦИК союзных республик, что «Президиум ЦИКа Союза Советских Социалистических Республик, выбран­ный первой сессией ЦИКа Союза ССР, приступил к ра­боте, как высший орган власти Союза Советских Социа­листических республик, согласно главе пятой Конститу­ции Союза Советских Социалистических Республик»216. Президиум ЦИК Союза утвердил ряд постановлений ВЦИК и СНК РСФСР, изданных ими в качестве орга­нов власти Союза ССР и предложил Совнаркому Союза ССР «немедленно приступить к своей деятельности, со­гласно главе шестой Конституции Союза ССР»217. Нар­комам Союза ССР было предложено сформировать кол­легии и приступить к работе. Президиум ЦИК Союза ССР обязал СНК СССР образовать СТО и утвердить Положение о нем, назначить коллегии наркоматов, соз­дать Госбанк Союза ССР, образовать при СНК Союза ССР комиссию законодательных предположений, комис­сию по рассмотрению финансовых вопросов и Главный концессионный комитет 218.

    На этом же заседании Президиум ЦИК Союза ССР принял Обращение ко всем народам и правительствам мира219, в котором извещал все правительства и наро­ды мира об образовании «единого союзного государства» и указывал, что «это объединение равноправных наро­дов остается добровольным, исключающим националь­ный гнет и принуждение какого-либо народа к пребыва­нию в пределах этого государства» 220. В Обращении говорилось о введении в действие Конституции СССР и о создании единых общесоюзных народных комиссариа­


    814 ЦГАОР, ф. 3316, оп. 12, д. 3, л. 142.


    2,7   Там же, л. 144.


    îl® См. там же.


    219 См.: «История Советской Конституции», стр. 425.


    **• Там же.



    тов военных и морских дел, иностранных дел, внешней торговли и других.

    В Обращении Президиума ЦИК Союза ССР нашли яркое выражение основные принципы миролюбивой внешней политики Советского Союза. Обращение про­возглашало, что, «будучи естественным союзником угнетенных народов, Союз Советских Социалистических Республик ищет со всеми народами мирных и дружест­венных отношений и экономического сотрудничества. Союз Советских Социалистических Республик ставит себе целью способствовать интересам трудящихся всего мира. На громадном пространстве от Балтийского, Чер­ного и Белого морей до Тихого океана он осуществляет братство между народами и царство труда, стремясь в то же время к тому, чтобы содействовать дружествен­ному сотрудничеству народов всего мира»221. В Обра­щении раскрывались цели внутренней и внешней поли­тики Союза ССР борьба за социальный и культурный прогресс, борьба за укрепление мира и сотрудничество народов всех стран.

    Третьего августа 1923 г. Президиум ЦИК Союза ССР вынес постановление о праздновании 6 июля дня приня­тия Конституции СССР 222.

    17     июля 1923 г. состоялось первое заседание Совета Народных Комиссаров Союза ССР223. В принятом по­становлении СНК Союза ССР извещал ЦИК и СНК союзных республик, что «во исполнение постановления Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик от

    13    июля 1923 г. Совет Народных Комиссаров Союза Со­ветских Социалистических Республик, назначенный

    2-          й сессией Центрального Исполнительного Комитета, приступил к исполнению возложенных на него задач и предлагает ЦИК и совнаркомам союзных республик, а также народным комиссариатам Союза Советских Социа­листических Республик направлять на рассмотрение союзного СНК вопросы, входящие согласно Конституции, в его компетенцию»224.

    я| См.: «История Советской Конституции», стр. 427.

    т См. там же.

    «* См.: ЦГАОР, ф. 5446, on. 1, д. 1, л. 1.



    На этом же заседании СНК Союза ССР создал ко­миссию под председательством В. В. Куйбышева для предварительного рассмотрения проекта Положения о СНК и СГО Союза, разработанного Конституционной комиссией ЦИК Союза ССР.

    Здесь же принято было решение об учреждении Центрального статистического управления при СНК Союза ССР. СНК поручил СТО образовать Госплан Сою» за ССР и выделил комиссию в составе А. Г. Гойхбарга. Г. М. Кржижановского (председатель) и Д. И. Курско­го для разработки в недельный срок Положения о Гос­плане. СНК постановил также образовать комиссии за­конодательных предположений и административно-фи­нансовую. На этом же заседании решено было образовать при СНК СССР Главный концессионный ко* митет225. Этим решением отменялся вызвавший недо­вольство в союзных республиках декрет СНК РСФСР, учреждавший Главный концессионный комитет при СНК РСФСР. В связи с созданием СНК Союза ССР было про­ведено разграничение функций между ним и СНК РСФСР и разделение аппаратов обоих СНК.

    19 мая 1923 г. СНК РСФСР принял решение о лик­видации, согласно постановлению СНК СССР, Малого Совнаркома РСФСР и передаче дел, касающихся Сою­за ССР, в Комиссию законодательных предположений при СНК Союза ССР 226. На этом же заседании СНК РСФСР решено было упразднить Финансовый комитет при СНК РСФСР и передать его дела в СТО и ЭКОСО. СНК РСФСР поручил Г. М. Кржижановскому, А. М. Ле- жаве и П. И. Попову представить доклад об организа­ции Госплана, Наркомвнуторга и ЦСУ и о порядке про­хождения через союзные органы вопросов, касающихся РСФСР227

    В период между 2 и 3-й сессиями ЦИК первого созы­ва были разработаны положения о ЦИК, СНК и нарко­матах Союза ССР. На заседании СНК Союза ССР 24 июля 1923 г. был заслушан доклад В. В. Куйбышева по этому вопросу. СНК СССР утвердил представленное


    т См. там же, л. 2—4.


    *“ См.: ЦГАОР, ф. 130, оп. 7, д. 1, л. 2.


    227 См. там же, л. 2—3.



    комиссией Положение о СНК Союза ССР, внеся в него поправки к перечню лиц, которые могли присутствовать на заседаниях СНК Союза ССР с совещательным голо­сом и к пункту «б» статьи 3 о предметах ведения союз­ного СНК- В проекте, внесенном комиссией, указывалось, что СНК Союза ССР рассматривает и утверждает дек­реты общесоюзного значения. СНК Союза ССР предло­жил дополнить этот пункт указанием, что ему принад­лежит право осуществлять распорядительные мероприя­тия в области управления Союзом ССР228. Положение было дополнено пунктом о том; кому принадлежит право внесения вопросов в СНК Союза ССР229. К ста1ъе 8 По­ложения о СНК Союза ССРо праве опротестовывать решения СНК в Президиум ЦИК Союза ССРСНК внес поправку, в которой указывалось, что протест не Приостанавливает исполнения постановления СНК СССР 230.

    Внесенные поправки уточняли и расширяли права СНК СССР. Они были продиктованы государственной целесообразностью и именно поэтому включены в Поло­жение о СНК Союза ССР, утвержденное 3-й сессией ЦИК Союза ССР.

    Необходимо сказать, что на заседании СНК Союза ССР 24 июля вносились и такие поправки, включение которых в текст Положения привело бы к чрезмерному расширению прав СНК СССР и умалению прав ЦИК Союза ССР и союзных республик. Так, СНК Союза ССР принял решение об ответственности СНК Союза ССР не перед ЦИК СССР, а непосредственно перед съездом Советов СССР 231. Это предположение было исключено из текста Положения при рассмотрении его в Президиуме ЦИК СССР, так как находилось в противоречии с Кон­ституцией Союза ССР. Большое обсуждение вызвало предложение СНК внести в Положение статью, пред­усматривающую руководство СНК деятельностью необъ- единенных наркоматов (ст. 9).

    На заседаниях 31 июля и 7 августа 1923 г. СНК Сою­


    828   СМ.: ЦГАОР, ф. 5446, on. 1, Д. 1, л. 62—63


    829   См.: «История Советской Конституции», стр. 440.


    230  См.: ЦГАОР, ф. 5446, on. 1, д. 1, л. 63.


    231  См. там же, л. 63—64.



    за ССР утвердил с небольшими поправками Положение о СТО Союза ССР 232.

    В октябре 1923 г. СНК СССР обсудил Положение о наркоматах Союза ССР 233 и внес в проект много попра­вок, в частности из него был исключен ряд пунктов й два раздела (VII и VIII). Так как к протоколу СНК нё приложен проект Положения о наркоматах, мы не в со­стоянии судить о характере внесенных поправок.

    23 октября 1923 г. на заседании СНК Союза ССР член ЦИК Антонов доложил о Положении о СНК Сою­за ССР, рассмотренном в Комиссии законодательных предположений ЦИК Союза ССР, с целью вынесения этого Положения для окончательного утверждения на сессию ЦИК234. Комиссия предложила заседания Сов­наркома считать действительными при наличии полови­ны членов СНК вместо шести, как предполагалось ра­нее. Комиссия внесла примечание к статье 8 Положения; в нем указывалось, что решения СНК могут быть опро­тестованы в Президиум ЦИК членами не только СНК Союза ССР, но и СНК и ЦИК союзных республик.

    Комиссия исключила из Положения о СНК статью 3, в которой указывалось, что СНК СССР разрешает разногласия между СНК союзных республик и наркома­тами Союза, а также между последними и СНК Союза. Кроме того, исключена была статья 9, которая предо­ставляла СНК Союза ССР право руководить через осо­бые совещания деятельностью необъединенных нарко­матов.

    После согласования вопроса об этих поправках меж­ду СНК и Президиумом ЦИК СССР было принято сле­дующее решение. Статья 3 Положения была восстанов­лена с оговоркой, что СНК Союза разрешает разногла­сия в пределах своей компетенции 235. В этой редакции данная статья вошла в Положение о СНК Союза ССР, принятое 3-й сессией ЦИК СССР 236.

    Статья 6 о правомочии заседаний СНК вносилась в прежней редакции Комиссии237. Примечание, внесенное

    232   См. там же, л. 139—140.

    233   Там же, д. 2, л. 44.

    234   См. там же, л. 66.

    235   См. там же, л. 122.

    236   См.: «История Советской Конституции», стр. 440.

    237   См. там же, стр. 441.



    комиссией к статье 8 Положения, было исключено, так как право апелляции к Президиуму ЦИК со стороны союзных республик было зафиксировано в Конституции СССР, и поэтому отпадала надобность вносить его в Положение о СНК.

    Президиум ЦИК СССР отверг редакцию статьи 9, предложенную Совнаркомом, опираясь на мнение респуб­лик, которые видели умаление своих прав в стремлении СНК Союза ССР осуществлять руководство деятельно­стью необъединенных наркоматов. Так, СНК РСФСР осенью 1923 г. неоднократно рассматривал вопрос о не­обходимости разграничения функций СНК Союза ССР и СНК союзных республик и возражал против админи­стративного подчинения деятельности необъединенных наркоматов союзным органам 238. Аналогичную позицию в данном вопросе занимали и другие союзные рес­публики. На заседаниях СНК 23 октября 1923 г. были также утверждены положения о ВСНХ и Наркомфине239. После рассмотрения Положения об органах власти Сою­за ССР в Президиуме ЦИК СССР оно было вынесено на обсуждение и утверждение 3-й сессии ЦИК.

    Третья сессия ЦИК Союза ССР состоялась 6— 12 ноября 1923 г. Она заслушала два доклада: «Положе­ние о центральных органах власти Союза ССР» и «О ди­рективных наркоматах Союза ССР».

    В докладе о центральных органах власти Союза ССР сообщалось, что деятельность союзных органов власти за короткий период, прошедший со времени принятия Конституции СССР, получила одобрение со стороны на­родов союзных республик.

    В прениях по этому докладу Н. А. Скрыпник внес ряд поправок к Положению о СНК Союза ССР. Он предлагал, чтобы право издавать декреты было предо­ставлено только ЦИК СССР 240. Эту поправку сессия ЦИК не приняла. Скрыпник считал также, что в Поло­жение нужно внести пункт о сохранении за органами власти союзных республик права помилования в отно­


    См.: ЦГАОР, ф. 130, оп. 7, д. 2, л. 107, 189.


    т См. там же, ф. 5446, on. 1, д. 2, л. 68, 94.


    540 См.: «3-я сессия ЦИК Союза ССР». Стенографический отчет. М., 1924, стр. 20.



    шении лиц, осужденных республиканскими судами. Это предложение также было отвергнуто, потому что ука­занное право республики имели согласно Конституции СССР. На сессии также указывалось, что предстоит еще разработать и утвердить в будущем Положение о судо­устройстве. Сессия приняла решение об исключении из Положения пункта о создании при СНК СССР сове­щаний «еобъединенных наркоматов241, так как этот пункт, как мы уже отмечали выше, действительно нару­шал права союзных республик.

    Доклад о директивных, или объединенных, наркома­тах сделал на сессии М. Д. Орахелашвили. Характерной особенностью этих комиссариатов, говорил доклад­чик, является их двойное подчинение. М. Д. Орахела­швили подчеркнул, что «Конституция СССР и разрабо­танное на ее основе Положение о наркоматах дают до­статочные гарантии для правильной организации работы объединенных наркоматов, при которой интересы рес­публик будут сочетаться с интересами Союза ССР в целом... Мы должны задать себе вопрос, дает ли эта Конституция гарантию того, что разнобоя не будет и что вопросы, входящие в круг ведения этих комиссариатов, будут решаться исходя из принципа целесообразности в интересах достижения максимума полезного эффекта в нашей государственной работе. Я должен заявить, что наша Конституция дает достаточно гарантий, а соответ­ствующие положения дают и дополнительную гарантию этой целесообразной работы» 242.

    Перечисляя гарантии активного участия союзных рес­публик в руководстве объединенными наркоматами, Ора­хелашвили указал, что 1) руководители наркоматов в республиках назначаются ЦИК союзных республик и смещаются ими, 2) союзные наркоматы проводят свои директивы только через одноименные республиканские комиссариаты и 3) постановления этих комиссариатов могут отменяться и приостанавливаться ЦИК союзных республик при явном несоответствии их Конституции СССР 243.


    241 См. там же, стр. 21.


    248 Там же, стр. 35.


    243  См. там же, стр 37.



    Обсудив доклады, 3-я сессия ЦИК Союза ССР утвер­дила Положение о ЦИК Союза ССР, Положение о СНК Союза ССР и Общее положение о народных комисса­риатах Союза ССР. Утверждение сессией ЦИК положе­ний об органах власти Союза ССР знаменовало собою заключительный этап в их организации.

    Одновременно с созданием союзных органов власти проводилось утверждение союзной Конституции на съез­дах Советов союзных республик и внесение изменений в Конституции республик в связи с фактом вхождения их в состав Союза ССР.

    Создание Совета Национальностей в составе ЦИК Союза ССР обусловило необходимость ликвидации На­родного Комиссариата по делам национальностей РСФСР. Наркомнац сыграл большую положительную роль в осуществлении национальной политики Коммуни­стической партии, в сплочении народов советских рес­публик. Однако существование его одновременно с Со­ветом Национальностей ЦИК СССР создало бы ненуж­ный параллелизм в работе. 7 июля 1923 г. 2*я сессия ВЦИК 10-го созыва приняла постановление, в котором говорилось: «Принимая во внимание, что Народный Ко­миссариат по делам национальностей РСФСР закончил свою основную миссию по подготовке дела образования национальных республик и областей и объединения их в Союз Республик, вторая сессия Всероссийского Цент­рального Исполнительного Комитета считает своевре­менным ликвидацию Народного Комиссариата по делам национальностей...» 244 Для представительства интересов национальных меньшинств и народностей, проживающих на территории РСФСР, в составе ВЦИК был создан От­дел Национальностей.

    В январе 1924 г. происходили съезды Советов союз­ных республик, которые ратифицировали Конституцию СССР. 4—7 января состоялся II съезд Советов ЗСФСР, который ратифицировал Конституцию Союза ССР и вменил в обязанность всем государственным органам и учреждениям ЗСФСР руководствоваться в своей дея­тельности требованиями Конституции 245.


    244  См.: «История Советской Конституции», стр. 424.


    245  См. там же, стр. 455.



    В январе 1924 г. Конституцию Союза ССР ратифици­ровал VIII съезд Советов УССР 246.

    В этом же месяце XI Всероссийский съезд Советов принял решение, в котором говорилось: «Основной Закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Рес­публик одобрить, о чем довести до сведения II съезда Советов Союза Советских Социалистических Респуб­лик» 247.

    Введение в действие Конституции Союза ССР и соз­дание союзных органов власти вызвало одобрение широ­ких трудящихся масс всех национальностей. Так,

    XI    Козмодемьянский съезд Советов Марийской автоном­ной области, состоявшийся в декабре 1923 г., приветство­вал ЦИК Союза ССР, заверяя, что «трудовое население кантона по первому зову верховного союзного органа вступит на защиту великих Октябрьских завоеваний» 248. Состоявшийся тогда же II съезд Советов Якутии привет­ствовал создание союзных органов власти: «Советский Союз крепнет, становится мощной твердыней мировой революции, растет его внутренняя спайка. Чувствуя се­бя членом великой семьи, второй всеякутский съезд Со­ветов шлет свой привет главе свободного Союза свобод­ных республик ЦИК Союза ССР» 249. II Наро-Фомин­ский съезд Советов прислал приветствие 3-й сессии ЦИК Союза ССР, работающей, как он отмечал в своем при­ветствии, по созданию «мощного Союза народов» 250. IV съезд Советов Павлодарского уезда приветствовал в лице союзных органов власти «объединение трудящихся братских республик»251. IX губернский съезд Советов Букеевской губернии (Казахстан) приветствовал ЦИК СССР и давал торжественный обет активно встать на защиту Союза ССР 252. Аналогичные постановления вы­носили волостные, уездные и губернские съезды Советов во всех союзных республиках.


    444 См. там же, стр. 456.


    247 Там же.


    т Там же.


    *• ЦГАОР, ф. 3316, оп 16, д. 4, л. 55.


    850 Там же, л. 36.


    151 Там же.


    252  См. там же, л. 50.



    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП В СОЗДАНИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА.

    II   СЪЕЗД СОВЕТОВ СОЮЗА ССР

    Окончательно Конституция Союза ССР принята бы­ла на II съезде Советов Союза ССР, который собрался в скорбные дни смерти В. И. Ленина.

    Второй съезд Советов прошел под знаком дальней­шего сплочения народов Советского Союза на основе верности ленинским заветам и борьбы за их претворение в жизнь. В выступлении на II съезде Советов председа­теля ЦИК Союза ССР М. И. Калинина было выражено горе народов Советского Союза в связи со смертью В. И. Ленина и охарактеризована великая роль В. И. Ленина в решении национального вопроса в СССР. «И лишь Владимир Ильич,— говорил М. И. Калинин,— не только первый бросил клич, но первый и провел практически полное национальное освобождение» ш.

    Подчеркивая великую роль В. И. Ленина в деле вос­питания всех народов в духе пролетарского интернацио­нализма, М. И. Калинин сказал, что В. И. Ленин был «человеком, которому верили, которого слушали и ко­торого считали своим вождем все национальности»254 М. И. Калинин призвал делегатов съезда к выполнению ленинских заветов, в области национальной политики. Важнейшими из них были: соблюдение равноправия на­родов, братская помощь со стороны передовых народов отсталым, уважение национальных особенностей и тра­диций. М. И. Калинин подчеркнул, что В. И. Ленин всег­да отстаивал идею единства и братского союза народов СССР для успешного решения общих задач социалисти­ческого строительства, стоящих перед диктатурой проле­тариата. Характеризуя историческое значение факта создания Союза ССР, М. И. Калинин сказал: «И теперь, вот здесь, в рабочем парламенте мы демонстрируем перед всем миром солидарность всех народов, населяющих наш Союз, их полное братство и желание совместно работать, создавая действительно рабоче-крестьянское государство, где нет угнетателей, где нет угнетенных,


    253         «II съезд Советов Союза ССР». Стенографический отчет. М,

    1924,      стр. 5.


    254  Там же, стр. 6.



    где каждая национальность чувствует себя дома и где рабочий и крестьянин самой небольшой народности счи­тает себя равноправным гражданином великого Союза Советских Социалистических Республик» 255.

    Второй съезд Советов принял в связи со смертью В. И. Ленина обращение «К трудящемуся человечеству». Съезд объявил 21 января днем траура на территории СССР и принял постановление об увековечении памяти В. И. Ленина.

    Съезд заслушал затем доклад СНК Союза ССР о ра­боте правительства 256. Основным содержанием доклада являлось сообщение о работе, проделанной по созда­нию союзных органов на основе Конституции СССР.

    Делегаты съезда Советов в своих выступлениях вы­ражали удовлетворение введением в действие Консти­туции СССР и указывали на необходимость дальней­шей работы по приближению советского аппарата к трудящимся массам национальных республик.

    Делегат от ЗСФСР Элиава говорил: «Наша Консти­туция прекрасна, наш Союз великолепен, об этом спора быть не может, но если мы не улучшим всех аппа­ратов, объединяющих территории Союза, мы можем иметь некоторое искривление и некоторое искажение ве­ликой идеи Союза» 257. Элиава подчеркнул необходи­мость очистки аппарата государственных органов от пробравшихся туда чуждых элементов. Выступавшие в прениях делегаты отмечали, что образование Союза ССР усилило оборонную мощь Советских республик и улуч­шило их международное положение258.

    Так делегат от ЗСФСР Мусабеков в своей речи на съезде говорил: «Если еще год тому назад до образова­ния великого пролетарского Союза Советских Республик имелась в наличии некоторая угроза со стороны акул международного империализма, в особенности в отно­шении малых и слабых наших советских окраинных рес­публик, то после организации Союза мы видим, что бур­жуазные державы наперекор друг другу стараются


    255  Там же, стр. 5.


    256  См. там же, стр. 70—71.


    257  Там же, стр. 98.


    258  «II съезд Советов Союза ССР». Стенографический отчет стр. 108.



    завести с нами, завести с Союзом Советских Республик торговые сношения. Это все показывает, что создание Союза несомненно увеличило нашу военную мощь, укре­пило нашу обороноспособность, а также увеличило наш международный удельный вес»259.

    Делегаты съезда, выступая в прениях, предлагали провести разграничение функций между СССР и РСФСР по тем Наркоматам, по которым оно еще не было проведено, как-то: СТО, ВСНХ, Госплан. Это раз­граничение было произведено позднее.

    Заслушав краткий доклад о Конституции Союза ССР, II съезд Советов утвердил Конституцию Союза Советских Социалистических Республик260.

    На основе Конституции СССР II съезд Советов из­брал ЦИК СССР из двух палат: Совета Союза и Совета Н а цион а л ьностей.

    В феврале 1924 г. состоялась 1-я сессия ЦИК Союза ССР второго созыва. Повестка дня с.рссии была следую­щая: 1) выборы президиума ЦИК Союза ССР; 2) вы­боры председателей ЦИК; 3) выборы председателя СНК Союза ССР; 4) выборы состава СНК Союза ССР. На совместном заседании обеих палат 2 февраля едино­гласно была избрана та часть Президиума ЦИК, кото­рая избиралась от обеих палат261. Союзный Совет так­же единогласно избрал из своего состава в Президиум ЦИК семь человек262. По поводу избрания представи­телей в Президиум ЦИК Союза ССР от Совета Нацио­нальностей на его заседании возникли прения. Заседа­ние Совета Национальностей состоялось 3 февраля. Я. Э. Рудзутак внес предложение избрать в Президиум ЦИК от Совета Национальностей семь человек263. Это предложение вызвало возражения со стороны отдельных членов Совета Национальностей, которые указывали, что в списке нет представителей ряда автономных рес­публик. Представитель Киргизской (Казахской) АССР


    269 «II съезд Советов Союза ССР». Стенографический отчет, стр. 108.


    260  См. там же, стр. 134.


    261  «1-я сессия ЦИК Союза ССР 2-го созыва». Стенографический отчет. М., 1924, стр. 5.


    2** См. там же.


    263 См. там же, стр. 10.



    говорил: «Среди членов Президиума некоторые респуб­лики имеют по 2 места, поскольку я понял. Население Киргизской республики по количеству очень большое, если сравнить с другими республиками»264.

    Выступая против такой точки зрения, Я. Э. Рудзу- так, М. В. Фрунзе и другие указали, что, согласно Кон­ституции СССР, Президиум ЦИК СССР, в том числе и Президиум Совета Национальностей, избирается не на основании принципа представительства от республик, а на основании персонального выдвижения и обсужде­ния кандидатур. М. В. Фрунзе подчеркнул, что автоном­ные республики, в частности Киргизская АССР, входят в состав союзной республики, в данном случае в состав РСФСР, представители которой, без сомнения, будут защищать интересы автономий, входящих в ее состав265. Большинство членов Совета Национальностей поддер­жало это мнение.

    Председатели ЦИК Союза ССР на совместном засе­дании палат были избраны единогласно. Согласно Кон­ституции было избрано четыре председателя ЦИК: М. И. Калинин, Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков266. Единогласно был также избран со­став СНК Союза ССР 267.

    Работа II съезда Советов Союза ССР в основном завершила процесс создания конституционных основ государственного устройства союзного государства. Правда, необходимо отметить, что вплоть до конца 1924 г. продолжалась работа Конституционной комиссии под председательством Д. И. Курского, созданной Президиу­мом ЦИК Союза ССР 15 февраля 1924 г. 268 во исполне­ние решения 3-й сессии ЦИК Союза ССР первого созы­ва, поручившей Президиуму ЦИК разработать кодексы законов, вытекавшие из ряда пунктов статьи 1 Консти­туции Союза ССР 269. Эти пункты предусматривали раз­работку общесоюзного законодательства в области


    ам Там же, стр. 10.


    265  См. там же, стр. 12.


    266  См. там же, стр. 14.


    867 Там же, стр. 15.


    ** См.: ЦГАОР, ф. 3316, оп. 16, д. 5, л. 84.


    ш См.: «3-я сессия ЦИК Союза ССР 1-го созыва». Стенографи­ческий отчет, стр. 37.



    землеустройства землепользования, судоустройства и су­допроизводства, в области труда, установления общих начал народного просвещения, народного здравоохране­ния, разработку законодательства относительно союзного гражданства и прав иностранцев и в других областях 270.

    Комиссия под председательством Д. И. Курского в те­чение 1924 г. разрабатывала ряд кодексов. Мы не будем останавливаться на характеристике работы данной комис­сии: в нашу задачу входит исследование становления основ конституционного устройства СССР, а не всех зако­нов, вытекающих из Конституции СССР. Отметим, лишь что деятельность комиссии протекала довольно интенсивно и в ее работе активное участие приняли представители союзных республик.

    В июне 1924 г. Д. И. Курский сообщил Президиуму ЦИК Союза ССР о деятельности комиссии, указав, что к данному времени разработаны следующие законопро­екты: 1) Основы судоустройства; 2) Основы судопроиз­водства; 3) Основы Гражданского кодекса; 4) Основы Уголовного кодекса; 5) Положение о союзном граж­данстве; 6) Положение о правах иностранцев271.

    Президиум ЦИК принял к сведению сообщение Кур­ского и передал разработанные комиссией законопроек­ты на предварительное рассмотрение СНК Союза ССР272.

    19 декабря 1924 г. Президиум ЦИК Союза ССР об­суждал вопрос о дальнейшей разработке законопроек­тов, связанных с развитием статьи 1 Конституции СССР273, и принял решение: «Работы Конституционной комиссии ЦИК Союза ССР, образованной постановле­нием Президиума ЦИК Союза ССР 15 февраля 1924 г. (во исполнение поручения 3ессии ЦИК Союза ССР), считать законченными» 274. Президиум ЦИК принял также постановление: после рассмотрения представленных ко­миссией законопроектов в СНК Союза ССР и Прези­диуме ЦИК вынести их на обсуждение очередной сессии ЦИК Союза ССР275.


    т См.: «История Советской Конституции», стр. 461.


    271  См.: ЦГАОР, ф. 3316, оп. 16, д. 5, л. 75.


    272  См. там же.


    273  См. там же, л. 84.


    274  Там же.


    275  См. там же.



    Утверждение Конституции Союза ССР II съездом Советов СССР и создание на основе Конституции союз­ных органов власти явилось завершающим этапом в процессе становления государственного устройства Сою­за ССР. В отчете ЦК РКП (б) XIII съезду Коммунисти­ческой партии говорилось: «Вторая сессия ЦИК СССР утвердила окончательный текст Конституции Советско­го Союза. Происходивший в январе этого года 2-й обще­союзный съезд Советов выбрал ЦИК СССР в составе двух палат: Союзного Совета и Совета Национально­стей, которые уже и приступили к своей работе. Теперь функционирует и Совнарком Советского Союза отдель­но от СНК РСФСР. Соответственно реорганизованный СТО сделался органом союзной республики, а при СНК РСФСР существует Экономическое совещание. Таким образом, организация Союза ССР должна считаться законченной» 276.

    Завершенность процесса создания конституционных основ союзного государства не означала, что к данному времени были уже окончательно разделены функции между аппаратом государственных органов союзных республик и государственных органов Союза ССР. В ча­стности, некоторые государственные органы РСФСР в течение долгого времени фактически выполняли функ­ции общесоюзных.

    С другой стороны, предстояло еще проделать большую законодательную работу для претворения в жизнь различ­ных статей Конституции Союза ССР. Рассмотрение всех этих вопросов связано уже не с темой становления кон­ституционных основ Союза ССР, а с темой, посвященной исследованию дальнейшего развития союзного госу­дарства.

    Сделаем некоторые общие выводы относительно проблемы, рассмотренной нами в данной главе.

    1.   Исследованные нами исторические источники по­казывают, что разработка Конституции Союза ССР была результатом творчества не одного лица или орга­на, а коллективной деятельности партийных и советских органов союзных республик и всестороннего обмена мнениями между ними.


    276  «Известия ЦК РКП (б)», 1924, 5, стр. 16—17.



    Огромное историческое значение для определения характера Конституции союзного государства, для по­следовательного отражения в ней принципов равнопра­вия республик и добровольности их объединения имели указания В. И. Ленина, сделанные им в письме «Об обра­зовании СССР» и в работе «К вопросу о национальностях или об „автономизации”. Осуществляя руководство раз­работкой Конституции, Коммунистическая партия следо­вала этим указаниям В. И. Ленина, претворяя их ® жизнь в соответствии с конкретной 'исторической обста­новкой, в которой совершалось становление союзного го­сударства. ЦК РКП (б) осуществлял постоянное руко­водство разработкой Конституции Советского Союза, стремясь к тому, чтобы Конституция союзного государ­ства была основана на правильном сочетании гарантий прав республик и наличия мощной центральной власти союзного государства.

    2.    Процесс разработки Конституции СССР со вре­мени I съезда Советов Союза ССР (декабрь 1922 г.) до II Всесоюзного съезда Советов (январь-февраль

    1924  г.) имел несколько этапов.

    Первый этапянварьапрель 1923 г.; он харак­теризуется тем, что разработка конституционных основ союзного государства происходила в то время главным образом в союзных республиках. Созданная ЦИК Кон­ституционная комиссия не отражала в должной мере представительства союзных республик. Известное не­довольство в союзных республиках было вызвано и допущенными в тот период отдельными ошибками в дея­тельности аппарата государственных органов РСФСР.

    Положение коренным образом изменилось после XII съезда РКП (б). Решения XII съезда партии по во­просам Конституции Союза ССР имели историческое значение. XII съезд партии прошел под знаком борьбы за претворение в жизнь ленинских идей пролетарского интернационализма, равноправия всех народов —как больших, так и малых и их братского сотрудничества во всех областях социалистического строительства. Ре­шения XII съезда о создании второй равноправной пала­ты— Совета Национальностей в составе ЦИК СССР, его решения о других гарантиях прав союзных республик были направлены на претворение в жизнь ленинских



    указаний относительно конституционных основ союзного государства.

    XII     съезд партии нанес удар по всем проявлениям великодержавного шовинизма, указав в своих решениях на недопустимость великодержавно-шовинистического и бюрократического извращения сущности союзного го­сударства. Следуя указаниям В. И. Ленина о необходи­мости особенно внимательного и чуткого отношения к. малым, ранее угнетенным нациям, XII съезд партии вновь подчеркнул задачу всесторонней помощи со сто­роны более развитых народов, в первую очередь рус­ского народа, отсталым.

    Решения XII съезда партии давали также отпор се­паратизму и местному национализму, представители ко­торых культивировали национальную обособленность и вражду, стремились к ослаблению центральной союзной власти, что привело бы к невозможности успешно решить стоявшие перед республиками общие задачи социалисти­ческого строительства.

    3.    XII съезд РКП (б) открыл новый этап в разра­ботке Конституции СССР (апрельиюнь 1923 г.), который завершился введением в действие Конститу­ции Союза ССР. В этот период был разработан окон­чательный текст Конституции Союза ССР, принято согласованное между всеми союзными республиками решение о второй палате ЦИК Совете Националь­ностей, внесена в Конституцию новая глава о суверен­ных правах союзных республик. Одновременно в Кон­ституцию СССР сравнительно с Союзным договором, принятым I съездом Советов Союза ССР, был внесен ряд новых глав и статей, определявших компетенцию союзных органов власти.

    Большое значение в ходе разработки Конституции в этот период сыграло Четвертое совещание ЦК РКП (б* с ответственными работниками национальных респуб­лик и областей. Оно дало суровый отпор местному на­ционализму, проявления которого в известной мере активизировались в данный период, и в то же время в своих решениях по конституционным вопросам вновь подтвердило недопустимость великодержавного извра­щения Конституции Союза ССР. В ходе разработки Конституции Союза ССР на данном этапе большую



    роль сыграла деятельность расширенной Конституцион­ной комиссии под председательством М. И. Калинина, созданной Президиумом ЦИК СССР на основе широко­го представительства от союзных республик. Эта комис­сия обеспечила проведение линии партии на создание мощной центральной власти, с одной стороны, и обес­печение суверенных прав союзных республик, с другой. Давая отпор сепаратистским предложениям, М. И. Ка­линин в то же время чутко и внимательно относился ко всем предложениям представителей союзных республик.

    Большое положительное значение для разработки Конституции Союза ССР имела деятельность комиссии под председательством И. В. Сталина, созданной Пле­нумом ЦК РКП (б). Принятые ею решения становились директивой для членов партии, участвовавших в разра­ботке Конституции Советского Союза. Зачастую при выявлении расхождений в мнениях в комиссии ЦИК спор переносился в комиссию ЦК РКП (б), где и дости­галось согласованное решение. И. В. Сталин учел ука­зания и критику, сделанную в его адрес В. И. Лениным, и стремился выправить ошибки, допущенные им при руководстве комиссией, работавшей в период подготов­ки к образованию СССР.

    И. В. Сталиным был внесен ряд предложений отно­сительно гарантий прав республик и, в частности, такое важное, как предложение о создании Совета Нацио­нальностей. Однако на заключительном этапе деятель­ности комиссии ЦК РКП (б), при рассмотрении окон­чательного проекта Конституции, представленного ко­миссией ЦИК, И. В. Сталин уделил главное внимание расширению прав союзных органов власти, не подверг­нув должному анализу и обсуждению статьи, гаранти­рующие права республик. Эту односторонность в работе комиссии исправил июньский Пленум ЦК РКП (б)

    1923    г., решениями которого в текст Конституции СССР был внесен ряд поправок, направленных на обеспечение прав союзных республик.

    В разработке Конституции Союза ССР принимали активное участие выдающиеся партийные и советские деятели: М. И. Калинин, В. В. Куйбышев, Д. И. Кур­ский, Н. Н. Нариманов, Г. К. Орджоникидзе, Г. И. Пет­ровский, И. В. Сталин, М. В. Фрунзе, Г. В. Чичерин и другие.



    Конституция союзного государства была выражени­ем реальных отношений между нациями СССР и соот­ветствовала чаяниям широких трудящихся масс всех советских наций. Проект Конституции обсуждался не только в комиссиях ЦИК и ЦК, но и на партийных съездах и конференциях, съездах Советов и сессиях ЦИК всех союзных республик, где он получил едино­душное одобрение.

    4.    Разработка Конституции Союза ССР проходила в обстановке сложной идейно-политической борьбы, кото­рая являлась отражением острой классовой борьбы в стране. В имевших место выступлениях националистиче­ского, сепаратистского и великодержавно-шовинистиче­ского характера со стороны отдельных членов конститу­ционных комиссий отражалось давление на партию и советский аппарат со стороны чуждых элементов, враж­дебных пролетариату. Коммунистическая партия сумела дать отпор этим враждебным тенденциям, всем попыт­кам извратить ленинскую идею добровольности союза равноправных народов. Конституция Союза ССР была разработана на основе ленинских принципов, которые обеспечивали суверенные права наций и создавали наи­более благоприятные условия для осуществления общей задачи строительства социализма.

    Нельзя трактовать все имевшиеся в ходе разработки Конституции расхождения во мнениях как проявление идейно-политической или классовой борьбы. Такая трак­товка обесценила бы значение коллективной работы. Многие расхождения во мнениях были чисто деловыми и объяснялись стремлением наиболее точно и детально разработать основные вопросы Конституции. Необхо­димо подчеркнуть, что ко времени введения в действие Конституции Союза ССР по всем ее вопросам было достигнуто согласованное мнение представителей всех союзных республик.

    5.    Содержание первой Конституции Союза Совет­ских Социалистических Республик отразило и законо­дательно оформило добровольное объединение равно­правных наций в составе многонационального Советского государства. Этот факт явился одним из важнейших результатов победы и развития диктатуры пролетариата на территории многонационального государства. Отно­



    шения братского сотрудничества, сложившиеся между нациями и народностями советских республик в услови­ях диктатуры пролетариата, были новыми отношениями, не существовавшими до сих пор в мировой истории. Эти отношения нашли свое отражение в государствен­ном устройстве СССР, которое, обеспечивая права на­родов, принципиально отличалось от государственного устройства всех существовавших до тех пор в истории многонациональных государств. Первая Конституция Советского Союза гарантировала права союзных рес­публик и добровольность их объединения в составе союзного государства. В то же время содержание Кон­ституции обеспечивало создание центральных органов власти союзного государства, обладающих широкими полномочиями.

    Известно, что В. И. Ленин ставил вопрос о возмож­ности пересмотра Договора, принятого на I Всесоюзном съезде Советов, с целью сокращения числа общесоюзных наркоматов. В. И. Ленин писал в декабре 1922 г.: «...не следует зарекаться заранее никоим образом от того, чтобы в результате всей этой работы вернуться на сле­дующем съезде Советов назад, т. е. оставить союз совет­ских социалистических республик лишь в отношении военном и дипломатическом, а во всех других отноше­ниях восстановить полную самостоятельность отдель­ных наркоматов» 217.

    Мы видим, что Ленин отнюдь не предлагал ликви­дировать союзные наркоматы, а ставил решение этого вопроса в зависимость от двух условий: во-первых, от наличия в Конституции Союза ССР гарантий прав со­юзных республик, гарантий добровольности их объеди­нения и, во-вторых, наличия добровольности согласия со стороны союзных республик на создание общесоюз­ных наркоматов. Оба эти условия, выдвинутые В. И. Ле­ниным, были соблюдены при разработке Конституции Советского Союза. Расширение прав центральных союз­ных органов власти и сохранение союзных наркоматов, помимо Наркомвоенмора и Наркоминдела, было осу­ществлено по взаимному соглашению между союзными республиками, сознававшими необходимость единства


    т В. И. Ленин. Сочинения, т. 36, стр. 558.



    союзного государства. Необходимость создания социа­листического многонационального государства во гла­ве с мощными центральными органами власти была обусловлена конкретными историческими условиями внеш­ней и внутренней обстановки существования народов Советского Союза. В условиях капиталистического окру­жения, в условиях многоукладное™ Советской стра­ны и острой классовой борьбы, происходившей в ней, советским республикам требовалось особое единство действий во всех областях социалистического строи­тельства. Вполне понятно, что статьи Конституции, опре­делявшие права союзной власти и количество союзных наркоматов, не являлись, как и сама Конституция Союза ССР, чем-то застывшим и раз навсегда данным, а отра­жали отношения, сложившиеся в определенной истори­ческой обстановке, могли измениться и изменялись в про­цессе дальнейшего развития советского общества.

    6.    Образование союзного государства и утвержде­ние его конституционных основ явилось важнейшей ве­хой в истории советских народов, крупным шагом впе­ред по пути развития их дружбы и сотрудничества. Вхождение в союзное государство создавало благо­приятные условия для развития экономики и культуры всех народов СССР, издавна связанных исторической общностью интересов. Создание союзного государства явилось одим из важнейших условий успешного реше­ния всемирно-исторической задачи построения социализ­ма в СССР.

    Создание Советского союзного государства имело большое международное значение. Со времени древних империй,— империи Кира, Александра Македонского,— и до образования империалистических государств XX в. мир знал лишь государства, основанные на порабощении одних народов другими, на бесчеловечном угнетении одних наций другими. В лице Союза Советских Социа­листических Республик в мировой истории появился новый тип многонационального государства, основанно­го на добровольном объединении равноправных народов и ставящего своей целью не порабощение наций, а борьбу за мир и безопасность всех народов, борьбу за решение великих созидательных задач коммунистиче­ского строительства.