Институт истории
С. И. ЯКУБОВСКАЯ
СТРОИТЕЛЬСТВО
СОЮЗНОГО СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА 1922-1925 гг.
УТВЕРЖДЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР КОМИССИЯМИ ЦИК СССР И ЦК РКП (6)
Во время работы Четвертого совещания ЦК РКП (б) с ответственными работниками национальных республик и областей в заседаниях комиссий ЦИК СССР и ЦК РКП (б) по выработке Конституции наступил перерыв, так как руководители и члены комиссий активно участвовали в работе совещания. После окончания совещания возобновились заседания конституционных комиссий. Важные принципиальные решения по конституционным вопросам, принятые Четвертым совещанием, значительно облегчили и ускорили разработку Конституции СССР.
13 июня 1923 г. состоялось третье заседание Конституционной комиссии ЦИК СССР, посвященное процедуре дальнейшего обсуждения проекта Конституции и дальнейшей работе комиссии. Было решено ограничить обсуждение теми статьями, по которым имелись расхождения мнений, и отложить разработку Положения о наркоматах до 3-й сессии ЦИК СССР первого созыва,во.
14 июня 1923 г. состоялись утренние и вечерние заседания Конституционной комиссии ЦИК СССР под председательством М. И. Калинина. Комиссия не возвращалась к обсуждению I главы Конституции, которая была, как мы указали, принята с перенесением обсуждения ряда пунктов на утверждение комиссии ЦК. На заседании 14 июня развернулись прения о бюджетных правах Союза и союзных республик. Так как данная проблема будет рассмотрена нами в следующей главе, укажем здесь лишь на то, что комиссия ограничилась вынесением решения об общих основаниях бюджета СССР, поручив ЦИК СССР разработать специальный
|
,и ЦГАОР, ф. 3316, on. I, д 7, л. 12.
|
закон о бюджетных правах Союза и союзных республик.
На заседании комиссии ЦИК 14 июня 1923 г. имели место прения также по вопросу о способе избрания представителей республик на Всесоюзный съезд Советов и
о составе съезда. Представители Украины настаивали на том, чтобы Съезд считался собранием делегаций республик, которые выделялись бы верховными органами союзных республик. Это мнение встретило возражения со стороны М. И. Калинина, Д. И. Курского и других, которые отстаивали принцип избрания делегатов от республик на съездах Советов. М. И. Калинин не возражал, чтобы представители республик считались делегацией от них, но считал обязательным, чтобы делегаты «были представителями федерирующего съезда Советов. Это принципиально правильнее. Я считаю, что нужно, чтобы они избирались на губернских съездах Советов» '5|.
Резко возражал представителям Украины по данному вопросу Д. И. Курский: «Здесь говорится не о составе представителей, а о делегации, и я считаю, что это чрезвычайно неудобно. Выходит принципиально так, что мы имеем не объединенный съезд Советов, а имеем отдельные делегации республик. Это не принцип федерации, а принцип конфедерации..»т. Возражая против определения союзного съезда Советов как собрания делегаций республик, М. И. Калинин, Д. И. Курский и другие отстаивали принципы советской демократии и идею единства союзного государства.
Было принято предложение М. И. Калинина об избрании делегатов на Всесоюзный съезд Советов на губернских съездах Советов, а в тех республиках, где не было губерний, на съездах Советов этих республик153 На вечернем заседании комиссии ЦИК СССР 14 июня
1923 г. возникли прения по вопросу об обязательной силе законов и распоряжений ЦИК СССР. Часть членов комиссии настаивала на внесении оговорки в данный пункт, что обязательную силу имеют лишь законные распо ряжения ЦИК СССР. Возражая против этой поправки. М. И. Калинин указал, что любой гражданин может об
|
151 ЦГАОР, ф. 3316, on 1, д. 25, л. 64—65.
|
153 См.: «История Советской Конституции», стр. 462.,
|
жаловать решения ЦИК на съезде Советов, но вносить оговорку в распоряжения означает подорвать законность, сеять сомнения и анархию. М. И. Калинин говорил: «Если мы введем „все законные распоряжения", то получится, что каждое лицо, внося сомнения в распоряжения ЦИКа, может объявить его незаконными... Каждый имеет возможность не выполнять эти решения до съезда Советов, который потом будет решать, правильно он не выполнял или неправильно»154. Пункт об обязательной силе декретов и распоряжений ЦИК СССР был принят комиссией без поправок. За принятие его без поправок голосовало девять членов комиссии, против — четыре155.
Оживленные прения возникли по статье проекта Конституции о союзном гражданстве. Представители Украины и некоторые другие члены комиссии предложили, чтобы наряду со статьей о едином союзном гражданств»' в Конституции СССР было оговорено право республиканского гражданства. При этом Раковский, Н. А. Скрыпник и другие члены комиссии настаивали на том, чтобы союзное гражданство было введено для сношений с иностранными государствами, а в сношениях республик друг с другом действовал закон о республиканском гражданстве. Против этой неправильной точки зрения возражали в своих выступлениях на заседании комиссии ЦИК М. И. Калинин, Д. И. Курский, И. В. Сталин, Г. В. Чичерин. М. И. Калинин охарактеризовал большое принципиальное значение статьи о союзном гражданстве. «Кргда я был у горцев,— говорил М. И. Калинин,— я им сказал: вы не только граждане горцы, вы граждане громадной обшесоветской территории, там все национальности объединяются, там вырабатывается новая государственность, вы являетесь гражданами нового государства, не бывшего еще в мире государства — СССР... Поэтому я удивляюсь спору, который здесь ведут. Говорят, что мы согласны для внешних сношений, для внутренних не согласны. Внутреннее — это имеет большее значение для огромной массы крестьян, чем для внешних сношений» 156.
|
154 ЦГАОР, ф. 3316, on. 1, д. 25, л 90.
|
Комиссия приняла статью о едином союзном гражданстве.
Большое место в обсуждении на заседании комиссии ЦИК 14 июня занял вопрос о создании Верховного Суда СССР и его правах. Докладчик Д. И. Курский сообщил, что по вопросу о компетенции Верховного Суда имеются проекты: 1) комиссии ВЦИК, 2) ЦИК УССР и 3) ЦИК БССР. Он отметил, что украинский проект имеет существенные недостатки, так как совершенно обходит вопрос о функциях судебного контроля со стороны Верховного Суда и не определяет принципы организации этого суда. Белорусский проект неудачен потому, что авторы в основу принципов Верховного Суда СССР положили принципы организации военных трибуналов157. После обсуждения проектов на голосование был поставлен проект, внесенный представителями Украины, с поправками, принятыми на заседании комиссии ЦИК. В частности, Курский предлагал исключить из украинского проекта абзац о том, что Верховный Суд не имеет права отменять решения и постановления судебных органов союзных республик. За исключение этого абзаца голосовало шесть членов комиссии ЦИК, против — четыре,б8.
Таким образом, Конституционная комиссия ЦИК СССР предоставляла Верховному Суду СССР право отменять решения судебных органов республик, противоречащих Конституции СССР.
На этом заседании был также обсужден вопрос о столице СССР. Комиссия единодушно приняла решение избрать столицей город Москву. Одновременно Москва должна была являться и столицей РСФСР159.
На заседании комиссии 16 июня обсуждались вопросы о языке, на котором должны издаваться постановления и декреты ЦИК СССР, и о гербе СССР; были предложения публиковать постановления ЦИК только на русском языке (Тер-Габриэлян и др.). Комиссия приняла решение о публикации постановлений на националь
|
16» См.: ЦПА ИМЛ, ф 3, on. 1, д. 2479, л. 61.
|
ных языках, общеупотребительных в союзных республиках ,в0.
Обсудив и приняв Конституцию, комиссия ЦИК снова вернулась к вопросу об общем названии принимаемого закона ,61. Как мы помним, этот вопрос возник уже на первом заседании расширенной комиссии ЦИК 8 июня 1923 г., где Раковский и другие настаивали на том, чтобы оставить прежнее название — Договор об образовании СССР.
М. И. Калинин указал на необходимость внесения существенных поправок в утвержденный в основном
I съездом Советов СССР Союзный договор. Предложение М. И. Калинина было принято, а вопрос о названии обсуждаемого проекта закона оставался открытым. Между тем решение его имело не формальное, а принципиальное значение, так как оно в значительной мере определяло характер вновь созданного государства. Наличие Конституции подчеркивало прочность и постоянность государственного объединения народов, тогда как общая характеристика документа как договора в известной мере подчеркивала бы временность объединения. На заседании комиссии ЦИК 16 июня 1923 г. при обсуждении этого вопроса Курский предложил внести в преамбулу к документу следующую формулировку: «Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик составляют Основной закон — Конституцию Союза Советских Социалистических Республик»162.
Это предложение было принято комиссией единогласно при одном воздержавшемся 163. Тот факт, что вопрос, вызывавший ранее столь горячие споры, был на этот раз так быстро решен, свидетельствовал о серьезном ослаблении позиций сторонников децентрализации и сепаратизма. Огромную роль в этом, как мы уже отмечали, сыграло Четвертое совещание ЦК РКП (б) с ответственными работниками национальных республик и областей.
|
180 См.: ЦГАОР, ф. 3316, on. 1, д. 25, л. 201.
|
Большое значение для отпора сепаратистам имела также последовательная позиция комиссии ЦК РКП (б) по разработке практических предложений о СССР, отстаивавшей единство союзного государства, полноту и мощь компетенции его государственных органов.
Комиссия ЦК РКП (б) обсудила, как мы уже указывали, еще до начала работы расширенной комиссии ЦИК проект Конституции СССР и высказала свое мнение по ряду важнейших статей. После обсуждения и принятия проекта Конституции СССР в расширенной ко- миссии ЦИК принятый ею проект Конституции был вновь передан на рассмотрение комиссии ЦК, которая внесла в него значительные изменения. Проект Конституции СССР, принятый расширенной комиссией ЦИК. рассматривался на заседании комиссии ЦК РКП (б), состоявшимся утром и вечером 25 июня 1923 г., которая приняла решение о наименовании документа Основным законом (Конституцией) СССР, отклонив предложение Раковского принять два документа: Конституцию, в основе которой лежала бы Декларация, и Договор об образовании СССР ,64.
По решению комиссии ЦК ряд статей из проекта Конституции, представленного комиссией ЦИК, был исключен, например статьи 18, 20, 28, 35, 36 и 37 главы IV раздела III, т. е. главы, трактующей о полномочиях ЦИК СССР165. Отсутствие в материалах архивов ЦГАОР и ЦПА ИМЛ полного текста проекта Конституции СССР, принятого расширенной комиссией ЦИК, не позволяет нам должным образом показать характер изменений Конституции, обусловленных исключением этих статей. Однако редакция статей, принятых в комиссии ЦК взамен исключенных, свидетельствует о том, что изменения произошли в направлении дальнейшего усиления прав центральных органов власти Союза ССР.
Так, в проекте Конституции, утвержденном комиссией ЦИК СССР, в 1 главе II раздела, трактовавшего о предметах ведения верховных органов власти Союза ССР, в пункте «ж» говорилось, что ведению этих органов подлежит «установление основ системы внешней и основ
|
164 Ом.: ЦПА ИМЛ, ф. 3, on. 1, д. 2479, л. 33—34.
|
165 См. там же, л. 36—38.
|
внутренней торговли» ,6$. Комиссия ЦК РКП (б) изменила этот пункт, приняв его в следующей редакции: «Руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли» 167. Совершенно очевидно, что эта новая редакция расширяла права союзных органов власти. В Конституцию СССР, принятую II съездом Советов СССР, данный пункт вошел в редакции, принятой комиссией ЦК РКП (б) 168. Подвергся изменению и пункт «з» той же главы. В проекте, принятом комиссией ЦИК, он гласил, что ведению органов власти Союза ССР подлежит «установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза ССР, установление отраслей промышленности, имеющих общесоюзное значение, заключение общесоюзных концессионных договоров и установление основных норм, регулирующих условия и порядок заключения союзными республиками концессионных договоров с иностранными государствами». Ко миссия ЦК РКП (б) приняла этот пункт в новой редакции, где указывалось, что ведению союзных органов власти подлежит «установление основ и общего плана всего народного хозяйства, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессион* ных договоров кай общесоюзных, так и от имени союзных республик»16Э. За новую редакцию пункта голосовали все члены комиссии ЦК РКП (б), кроме Раковского. Эта редакция, в отличие от прежней, усиливала компетенцию союзных органов власти, которые получали право определять общесоюзное значение не только отраслей промышленности, но и отдельных предприятий; редакция, принятая комиссией ЦИК, допускала возможность заключения концессионных договоров с союзными республиками, а принятая комиссией ЦК РКП (б) —только общесоюзными органами власти. В Конституцию СССР пункт «з» вошел в редакции комиссии ЦК.
Изменения, внесенные комиссией ЦК РКП (б) в текст пункта «и» той же главы, также усиливали права верховных органов власти Союза ССР. Комиссия ЦИК
|
|ба См.: «История Советской Конституции», стр. 461.
|
169 ЦПА ИМЛ, ф. 3, on. 1, д. 2479, л. 34.
|
предложила, чтобы союзные органы власти ведали общесоюзным законодательством о регулировании транспорта и почтово-телеграфного дела 170; в редакции же комиссии ЦК РКП (б) говорилось, что органы союза осуществляют «руководство транспортным и почтово-телеграф- ным делом» ш. В первую Конституцию СССР этот пункт вошел в редакции, принятой комиссией ЦК РКП (б) т.
Изменения, внесенные комиссией ЦК РКП (б) в другие главы, также в основном усиливали права союзных органов власти. Комиссия ЦК РКП (б) приняла статью 4 главы II в новой редакции, в которой указывалось, что все «декреты и постановления, определяющие общие нормы политической и экономической жизни Союза Советских Социалистических Республик, а также вносящие коренные изменения в существующую практику государственных органов, обязательно должны восходить на рассмотрение и утверждение ЦИКа Союза ССР» 173. Данная редакция полностью вошла в текст Конституции 1924 г.174
Комиссия ЦК РКП (б) включила в проект Конституции новую статью (20-ю), в которой указывалось, что «Центральный Исполнительный Комитет имеет право приостанавливать или отменять декреты, постановления и распоряжения Президиума ЦИК СССР, а также съездов Советов и ЦИКов союзных республик и других органов власти на территории Союза ССР» 175.
Статья 7 главы II раздела II, устанавливавшая единое союзное гражданство для граждан СССР и вызвавшая большие споры в комиссии ЦИК, была принята комиссией ЦК РКП (б) без изменений в редакции проекта комиссии ЦИК, и в этой же редакции включена в Конституцию СССР ,76. В связи с обсуждением этой статьи комиссия ЦК РКП (б) занесла в протокол специальное постановление, в котором говорилось, что «установление
|
70 См.: «История Советской Конституции», стр. 461.
|
71 ЦПА ИМЛ, ф. 3, on. 1, д. 2479, л. 34.
|
74 См.: «История Советской Конституции», стр. 461.
|
78 ЦПА ИМЛ, ф. 3, on. 1, д. 2479, л. 37.
|
74 См.: «История Советской Конституции», стр. 464.
|
75 ЦПА ИМЛ, ф. 3, on. 1, д. 2479, л. 37.
|
78 Ом.: «История Советской Конституции», стр. 464.
|
союзного гражданства не исключает вместе с тем н гражданства республиканского» т.
Комиссия ЦК РКП (б) подчеркнула значение общесоюзной Конституции, внося в I главу II раздела Конституции статью 2, в которой указывалось, что утверждение и изменение «основных начал настоящей Конституции подлежит исключительному ведению съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик»178.
Таким образом, проект Конституции, принятый комиссией ЦИК СССР, подвергся существенным дополнениям и изменениям в комиссии ЦК РКП (б). Давая общую оценку характера этих изменений, мы можем сделать вывод, что в основном они были направлены на усиление полномочий и расширение компетенции союзных органов власти. Такой характер поправок был обусловлен политической необходимостью: сильная центральная власть, единство союзного государства были необходимым условием успеха дела социалистического строительства. Тот факт, что пункты и статьи, принятые в редакции комиссии ЦК РКП (б), вошли без каких-либо изменений в Конституцию СССР, принятую 2-й сессией ЦИК СССР, а затем окончательно утвержденную II съездом Советов СССР, показывает, что комиссия ЦК РКП (б) действовала в соответствии с интересами как всего Союза в целом, так и союзных республик.
Давая, таким образом, в целом положительную оценку деятельности Конституционной комиссии ЦК РКП (б), мы в то же время не можем не отметить известной односторонности, проявленной ею. В начале своей работы, вскоре после ознакомления членов Политбюро со статьей В. И. Ленина, продиктованной им в декабре 1922 г., комиссия ЦК РКП (б) уделила должное внимание внесению таких изменений в союзный договор, которые обеспечивали бы права союзных республик. Так, было сформулировано предложение о создании Совета Национальностей и некоторые другие, идущие в том же направлении. В то же время в работе комиссии имелись и отдельные недостатки, а также была проявлена некоторая односторонность. Это особенно ярко обнаружилось
|
177 ЦПА ИМЛ, ф. 3, on. 1, д. 2479, л. 36.
|
на заседании комиссии ЦК РКП (б) 25 июня 1923 г., когда при обсуждении проекта Конституции, представленного комиссией ЦИК, внимание было уделено преимущественно статьям, трактующим предметы ведения органов власти Союза ССР.
Известная односторонность, допущенная комиссией ЦК РКП (б) и, в частности, ее руководителем И. В. Сталиным при рассмотрении проекта Конституции, была исправлена решениями состоявшегося 26—27 июня 1923 г. Пленума ЦК РКП (б). На Пленуме ЦК РКП (б) был заслушан доклад комиссии ЦК РКП (б) о проекте Конституции СССР и практических вопросах, связанных с подготовкой 2-й сессии ЦИК СССР.
Заслушав доклад комиссии, Пленум ЦК РКП (б) принял развернутое решение по конституционным вопросам, которым были внесены дополнения в проект Конституции СССР, направленные на усиление гарантий прав и суверенности союзных республик. Так, Пленум ЦК РКП (б) предложил дополнить статью 6 главы II Конституции абзацем, в котором указывалось, что «для изменения, ограничения или отмены статьи 4-й главы II (статьи, сохраняющей за союзными республиками право свободного выхода из состава СССР.— С. Я.) требуется согласие всех республик, входящих в Союз» т. Это добавление вошло в текст Конституции СССР. Пленум ЦК РКП (б) подтвердил также решение комиссии ЦК РКП (б) о том, что толкование статьи 7 главы II «подразумевает, что установление союзного гражданства не исключает вместе с тем и гражданства республиканского» 180.
Пленум поручил Политбюро выработать наказ по партийной линии о взаимоотношениях между наркоматами Союза и наркоматами союзных республик и признал необходимым ввести в состав коллегий союзных наркоматов представителей крупных национальностей. Кроме того, он подтвердил решение октябрьского Пленума ЦК РКП (б) 1922 г. о необходимости привлечения представителей союзных республик в заграничные представительства НКИД и НКВТ181. В решении Пленума
179 ЦПА ИМЛ, ф. 17, оп. 2, д. 99, л. 2.
180 Там же,
181 См. там же, л. 3.
|
было отмечено, что при разработке Положения о СНК Союза ССР необходимо предусмотреть участие на заседаниях СНК с совещательным голосом представителей союзных республик ш. Приняв ряд постановлений, направленных на гарантию прав республик, Пленум ЦК РКП (б) в то же время отверг те предложения, принятие которых могло ослабить мощь и единство союзного государства. Так, не была принята поправка Э. И. Кви* ринга, ограничивающая право ЦИК СССР отменять ре^ шения органов власти союзных республик. Пленум также отверг поправку Скрыпника, в которой Совету Национальностей предоставлялись большие права сравнительно с Советом Союза. Пленум одобрил решений комиссии ЦК РКП (б) о количестве союзных наркоматов. Детально рассмотрев и обсудив проект Конституции, он одобрил проект с внесенными в него поправками и предложил вынести его на утверждение 2-й сессии ЦИК СССР первого созыва 183.
Решения июньского Пленума ЦК РКП (б) 1923 г. имели большое принципиальное значение. Пленум вновь подтвердил необходимость единства союзного государства, наличия во главе его мощных, пользующихся широкой компетенцией и полномочиями центральных органов власти. Этим был дан отпор точке зрения сепаратистов, которые, отстаивая децентрализацию как основу конституционного устройства союзного государства, тем самым по существу объективно вели к ослаблению многонационального государства диктатуры пролетариата. С другой стороны, Пленум ЦК РКП (б) выправил известную односторонность, имевшую место в работе комиссии ЦК РКП (б), и, следуя ленинским указаниям, последовательно проводил линию, направленную на охрану суверенности союзных республик и гарантию их прав.
ВВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР
6 июля 1923 г. открылась 2-я сессия ЦИК СССР первого созыва, которая должна была рассмотреть Конституцию и ввести ее в действие. Порядок дня сессии был
|
182 См. там же, ф. 3, on. 1, д. 2479, л. 25.
|
следующий: 1) Основной Закон (Конституция СССР);
2) выборы председателя СНК СССР; 3) выборы наркомов СССР; 4) текущие дела ,м.
Заслушав доклад по первому пункту повестки дня, сессия ЦИК СССР единогласно утвердила Основной Закон (Конституцию) СССР и постановила ввести ее в действие 185. В постановлении сессии говорилось: 1. «Основ* ной Закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик утвердить и немедленно ввести в действие» 186.
Во втором пункте постановления сессии указывалось, что Конституция будет внесена на окончательное утверждение II съезда Советов Союза ССР; в 3-м пункте — что до образования Президиума ЦИК на основе IV и Vглав Конституции (т. е. до образования двух палат.— С. Я.) все полномочия Президиума ЦИК сохраняются за Президиумом ЦИК СССР, избранным на 1-й сессии ЦИК первого созыва ш. Отсутствие прений на сессии по докладу о Конституции объясняется тем, что все статьи Конституции неоднократно обсуждались в комиссия.'» ЦИК СССР и ЦК РКП (б) и проект Конституции был вынесен на обсуждение сессии ЦИК только при дости* жении договоренности между республиками. Лица, оставшиеся относительно некоторых статей Конституции до конца при особом мнении (Раковский, Мдивани и некоторые другие), очевидно, не решились выступить на сессии, так как знали, что их предложения не встретят поддержки со стороны большинства членов ЦИК-
Вторая сессия ЦИК СССР поручила Президиуму ЦИК Союза ССР: подготовить положения о ЦИК, СНК и отдельных наркоматах Союза ССР, внести их на утверждение ближайшей сессии ЦИК Союза ССР, выработать и утвердить положения о бюджетной комиссии и ОГПУ188, разработать подробное Положение о Верховном Суде СССР, согласовав с ним процессуальные
|
184 См.: «2-я сессия ЦИК Союза ССР 1-го созыва». Стенографический отчет. М., 1923, стр. 5.
|
186 «История Советской Конституции», стр. 423.
|
187 См. там же, стр. 324.
|
188 См. там же, стр. 421, 42?.
|
кодексы республик и положения о верховных судах республик 189.
Сессия приняла постановление о реорганизации Государственного банка РСФСР в Государственный банк СССР и об учреждении ЦСУ Союза ССР ,90.
В. И. Ленин единогласно был избран председателем СНК Союза ССР. Затем сессия избрала состав Совнаркома СССР.
Введение в действие Конституции СССР имело важнейшее политическое значение: отныне Советское многонациональное государство зиждилось на твердой конституционной основе. Для лучшего понимания характера союзной Конституции, на наш взгляд, необходимо провести сравнительный анализ текста Конституции с Союзным договором, принятым I съездом Советов Союза ССР в декабре 1922 г.
Представители сепаратистской точки зрения в своих выступлениях на заседаниях конституционных комиссий часто пытались доказать, что Конституция СССР находится якобы в противоречии с Союзным договором. Эти доводы были совершенно несостоятельны, так как основные идеи Союзного договора и Конституции полностью совпадали. В Конституцию СССР была включена без каких-либо изменений Декларация об образовании СССР, в которой указывалось, что СССР «является добровольным объединением равноправных народов» и «за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза» 191.
Статья о праве свободного выхода республик из состава СССР была без каких-либо изменений перенесена из Союзного договора в Конституцию 192. Более того, эта статья в Конституции СССР получила дальнейшее развитие: в тексте Конституции было указано, что для отмены ее требуется согласие всех союзных республик193.
Идея равноправия союзных республик и добровольности их объединения получила дальнейшее развитие
|
1.1 «История Советской Конституции», стр. 460.
|
1.2 См. там же. См. так же статью 26 союзного договора и статью
4 главы II Конституции СССР 1924 г.
|
193 «История Советской Конституции», стр. 462.
|
в Конституции сравнительно с Союзным договором. Так, в Конституцию СССР, как мы помним, была включена специальная глава «О суверенных правах Союзных республик и о союзном гражданстве»194, состоявшая из пяти статей, четыре из которых посвящались гарантиям суверенных прав союзных республик, а последняя (7-я) устанавливала единое союзное гражданство.
Конституция СССР по числу статей почти в 3 раза превышала Союзный договор (26 статей в Договоре, 72 статьи в Конституции). Внесение ряда новых статей было вызвано дальнейшим развитием идеи равноправия республик и имело своей целью гарантировать их права и интересы. Характер развития Союзного договора определялся ленинскими указаниями о необходимости максимальной гарантии интересов республик.
Объединение в Конституции СССР вопроса о суверенных правах республик с вопросом о едином союзном гражданстве было не случайным, так как тем самым подчеркивалась мысль, что наличие суверенитета республик не исключает единства союзного государства.
Развитие идеи равноправия наций и всемерной гарантии их прав получило свое яркое выражение и в создании второй палаты — Совета Национальностей — в составе верховного органа власти Союза ССР и в равенстве прав обеих палат. Учреждение Совета Национальностей потребовало внесения ряда новых статей в Конституцию СССР, гарантирующих равенство прав Совета Союза и Совета Национальностей и определяющих их взаимоотношения.
Статьи Договора, определяющие количество союзных, союзно-республиканских и республиканских наркоматов, без изменения вошли в Конституцию СССР 195.
Остановимся на различиях в статьях Договора и Конституции. Глава I Конституции СССР была посвящена предметам ведения верховных органов власти Союза. Она в основном соответствовала 1-й статье Договора, но в то же время между ними были и существенные разли- личия. 1-я статья I главы Конституции включала два новых пункта — «х» и «ш». В пункте «х» говорилось, что
|
1М «История Советской Конституции», стр. 462,
|
к ведению верховных органов Союза относится основное законодательство в области союзного гражданства и в отношении прав иностранцев, в пункте «ш» — что ведению этих органов подлежит разрешение спорных вопросов, возникающих между республиками 19в.
Пункт «б», в котором говорилось о том, что ведению союзных органов подлежит «изменение внешних границ СССР», был дополнен в Конституции словами, что ведению верховных органов Союза подлежит не только изменение внешних границ СССР, но и урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками 197.
Пункт «д» Конституции предоставлял органам Союза право заключения не только внешних займов, как в Договоре, но и внутренних, а также и разрешение внешних и внутренних займов союзным республикам 198.
В пунке «ж» 1-й статьи Договора органам Союза предоставлялось право установления системы внешней и внутренней торговли СССР; в Конституции указывалось, что органы Союза осуществляют «руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли» 199.
Редакция пункта «з» в Конституции также расширяла права общесоюзных органов власти.
В Союзном договоре указывалось, что органы Союза осуществляют «установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров» 200; в Конституции — что ведению союзных органов власти подлежит «установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик» 201.
Пункт «и» Договора предоставлял органам Союза право регулирования транспортного и почтово-телеграф
|
196 См. там же, стр. 462.
|
1,7 См. там же, стр. 394, 460.
|
|М См. там же, стр. 394, 461.
|
ного дела 202; в Конституции говорилось не о регулировании, а о руководстве со стороны союзных органов транспортным и почтово-телеграфным делом. В Конституции СССР были усилены также права союзных органов власти в организации обороны Советского государства.
В пункте «к» Договора органам власти СССР предоставлялось право «установления основ организации Вооруженных Сил Союза Советских Социалистических Республик» 203; Конституция устанавливала, что ведению союзных органов власти подлежит «организация и руководство Вооруженными Силами Союза Советских Социалистических Республик» т.
Пункт «л» Договора, определявший бюджетное право Союза ССР, подвергся значительным изменениям и дополнениям в Конституции СССР. Характер этих изменений будет нами проанализирован в следующей главе. Последующие II пунктов статьи I Договора вошли в
1- ю статью II главы Конституции СССР без существенных изменений205.
Таким образом, сравнительный анализ статьи Союзного договора о предметах ведения верховных органов СССР и соответствующей главы Конституции показывает, что в Конституции права верховных органов власти Союза были значительно расширены и усилены.
Третья глава Конституции была дополнена, по сравнению с Договором, указанием, что в тех республиках, где нет губерний, делегаты на Всесоюзный съезд Советов избираются непосредственно на съезде Советов данной республикиж. В 5-ю статью Конституции было внесено изменение, обусловленное созданием двух палат в составе^ЦИК СССР. Так, в Договоре указывалось, что чрезвычайный Всесоюзный съезд Советов может быть созван по решению ЦИК СССР, а в соответствующей статье Конституции (11-й)—что чрезвычайный съезд Советов СССР может быть созван как по решению
|
202 «История Советской Конституции», стр. 394.
|
208 См. там же, стр. 395, 461.
|
306 .См. там же, стр. 395, 465.
|
ЦИК СССР, так и по решению одной из его палат207. В Конституцию была внесена новая статья (12-я), предоставлявшая ЦИК СССР право, при чрезвычайных обстоятельствах, отсрочить созыв съезда Советов Союза ССР 208.
В Договоре было шесть статей, определявших порядок избрания ЦИК СССР, порядок созыва его сессий, языки, на которых печатаются постановления ЦИК, и права ЦИК по отношению к другим органам власти (статьи 6, 7, 8, 14, 15 и 16-я); в Конституции СССР права ЦИК СССР определяла IV глава, состоящая из 15 статей. Такое увеличение числа статей было вызвано созданием второй палаты в составе ЦИК СССР, а также уточнением и усилением прав ЦИК СССР.
В Союзном договоре имелось всего две статьи, определявшие компетенцию Президиума ЦИК СССР (9 и Ю-я) 209. В Конституции СССР права Президиума ЦИК СССР определяла V глава Конституции, состоящая из восьми статей 210. Союзный Договор определял Президиум ЦИК как высший орган власти в промежутке между сессиями ЦИК СССР211. Конституция СССР уточнила эту редакцию, указывая, что Президиум ЦИК СССР в промежутке между сессиями ЦИК является «высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти Союза Советских Социалистических Республик»212. Статья 31 Конституции предоставляла Президиуму ЦИК СССР право отменять или приостанавливать постановления СНК, наркоматов Союза ССР, а также СНК, наркоматов и ЦИК союзных республик; статья 32 — право приостановить постановления съездов Советов союзных республик с последующим внесением этих постановлений на рассмотрение и утверждение ЦИК СССР213. Таким образом, права Президиума ЦИК СССР были в Конституции значительно усилены сравнительно с Союзным договором.
|
207 См. там же, стр. 395, 463.
|
204 См. там же, стр. 463.
|
209 См. там же, стр. 395, 397.
|
2,0 См. там же, стр. 465, 466.
|
211 См. там же, стр. 396.
|
213 См. там же, стр. 466.
|
Союзный договор определял СНК СССР как исполнительный орган ЦИК (статья 11); Конституция СССР (глава VI) — как исполнительный и распорядительный орган ЦИК (статья 37) 2Н.
В Конституцию СССР была внесена новая статья, указывающая, что за ЦИК республик сохраняется право помилования и реабилитации в отношении осужденных граждан (статья 69) 215.
Подводя некоторые общие итоги сравнительного анализа содержания Союзного договора, принятого I съездом Советов СССР, и Конституции СССР, введенной в действие 2-й сессией ЦИК второго созыва, можно сделать следующие выводы.
1) В Конституции СССР получили развитие основные идеи Союзного договора. 2) Эти идеи получили развитие в двух направлениях: с одной стороны, появились новые гарантии равноправия союзных республик, добровольности их объединения и их суверенных прав, с другой стороны — в Конституции были значительно усилены и расширены, сравнительно с Договором, права и компетенция верховных органов власти Союза ССР.
3) В таком характере союзной Конституции нашла свое отражение ленинская линия, направленная на борьбу как против излишней бюрократической централизации, зачастую являвшейся прикрытием великодержавного шовинизма, так и против центробежных, сепаратистских тенденций, проявления которых были направлены на ослабление единства союзного государства, подрыв мощи диктатуры пролетариата и зачастую являлись выражением местного национализма. 4) Усиление и расширение компетенции и прав верховных органов власти Союза ССР было проведено с согласия всех союзных респуб лик. Этот факт показывает, что они сознавали необходимость создания сильной центральной власти союзного государства для успешного решения стоявших перед народами СССР задач социалистического строительства.
Введение в действие Конституции СССР явилось крупной вехой в процессе государственного строительства СССР и послужило исходным моментом для создания союзных органов власти.
|
гм «История Советской Конституции», стр. 396, 467.
|
*15 См. там же, стр. 473.
|
После 2-й сессии ЦИК СССР первого созыва органы власти РСФСР перестали выполнять функции органов власти Союза ССР.
13 июля 1923 г. состоялось заседание Президиума ЦИК СССР, которое приняло решение довести до сведения ЦИК союзных республик, что «Президиум ЦИКа Союза Советских Социалистических Республик, выбранный первой сессией ЦИКа Союза ССР, приступил к работе, как высший орган власти Союза Советских Социалистических республик, согласно главе пятой Конституции Союза Советских Социалистических Республик»216. Президиум ЦИК Союза утвердил ряд постановлений ВЦИК и СНК РСФСР, изданных ими в качестве органов власти Союза ССР и предложил Совнаркому Союза ССР «немедленно приступить к своей деятельности, согласно главе шестой Конституции Союза ССР»217. Наркомам Союза ССР было предложено сформировать коллегии и приступить к работе. Президиум ЦИК Союза ССР обязал СНК СССР образовать СТО и утвердить Положение о нем, назначить коллегии наркоматов, создать Госбанк Союза ССР, образовать при СНК Союза ССР комиссию законодательных предположений, комиссию по рассмотрению финансовых вопросов и Главный концессионный комитет 218.
На этом же заседании Президиум ЦИК Союза ССР принял Обращение ко всем народам и правительствам мира219, в котором извещал все правительства и народы мира об образовании «единого союзного государства» и указывал, что «это объединение равноправных народов остается добровольным, исключающим национальный гнет и принуждение какого-либо народа к пребыванию в пределах этого государства» 220. В Обращении говорилось о введении в действие Конституции СССР и о создании единых общесоюзных народных комиссариа
|
814 ЦГАОР, ф. 3316, оп. 12, д. 3, л. 142.
|
219 См.: «История Советской Конституции», стр. 425.
|
тов военных и морских дел, иностранных дел, внешней торговли и других.
В Обращении Президиума ЦИК Союза ССР нашли яркое выражение основные принципы миролюбивой внешней политики Советского Союза. Обращение провозглашало, что, «будучи естественным союзником угнетенных народов, Союз Советских Социалистических Республик ищет со всеми народами мирных и дружественных отношений и экономического сотрудничества. Союз Советских Социалистических Республик ставит себе целью способствовать интересам трудящихся всего мира. На громадном пространстве от Балтийского, Черного и Белого морей до Тихого океана он осуществляет братство между народами и царство труда, стремясь в то же время к тому, чтобы содействовать дружественному сотрудничеству народов всего мира»221. В Обращении раскрывались цели внутренней и внешней политики Союза ССР — борьба за социальный и культурный прогресс, борьба за укрепление мира и сотрудничество народов всех стран.
Третьего августа 1923 г. Президиум ЦИК Союза ССР вынес постановление о праздновании 6 июля дня принятия Конституции СССР 222.
17 июля 1923 г. состоялось первое заседание Совета Народных Комиссаров Союза ССР223. В принятом постановлении СНК Союза ССР извещал ЦИК и СНК союзных республик, что «во исполнение постановления Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик от
13 июля 1923 г. Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, назначенный
2- й сессией Центрального Исполнительного Комитета, приступил к исполнению возложенных на него задач и предлагает ЦИК и совнаркомам союзных республик, а также народным комиссариатам Союза Советских Социалистических Республик направлять на рассмотрение союзного СНК вопросы, входящие согласно Конституции, в его компетенцию»224.
я| См.: «История Советской Конституции», стр. 427.
т См. там же.
«* См.: ЦГАОР, ф. 5446, on. 1, д. 1, л. 1.
|
На этом же заседании СНК Союза ССР создал комиссию под председательством В. В. Куйбышева для предварительного рассмотрения проекта Положения о СНК и СГО Союза, разработанного Конституционной комиссией ЦИК Союза ССР.
Здесь же принято было решение об учреждении Центрального статистического управления при СНК Союза ССР. СНК поручил СТО образовать Госплан Сою» за ССР и выделил комиссию в составе А. Г. Гойхбарга. Г. М. Кржижановского (председатель) и Д. И. Курского для разработки в недельный срок Положения о Госплане. СНК постановил также образовать комиссии законодательных предположений и административно-финансовую. На этом же заседании решено было образовать при СНК СССР Главный концессионный ко* митет225. Этим решением отменялся вызвавший недовольство в союзных республиках декрет СНК РСФСР, учреждавший Главный концессионный комитет при СНК РСФСР. В связи с созданием СНК Союза ССР было проведено разграничение функций между ним и СНК РСФСР и разделение аппаратов обоих СНК.
19 мая 1923 г. СНК РСФСР принял решение о ликвидации, согласно постановлению СНК СССР, Малого Совнаркома РСФСР и передаче дел, касающихся Союза ССР, в Комиссию законодательных предположений при СНК Союза ССР 226. На этом же заседании СНК РСФСР решено было упразднить Финансовый комитет при СНК РСФСР и передать его дела в СТО и ЭКОСО. СНК РСФСР поручил Г. М. Кржижановскому, А. М. Ле- жаве и П. И. Попову представить доклад об организации Госплана, Наркомвнуторга и ЦСУ и о порядке прохождения через союзные органы вопросов, касающихся РСФСР227
В период между 2 и 3-й сессиями ЦИК первого созыва были разработаны положения о ЦИК, СНК и наркоматах Союза ССР. На заседании СНК Союза ССР 24 июля 1923 г. был заслушан доклад В. В. Куйбышева по этому вопросу. СНК СССР утвердил представленное
|
*“ См.: ЦГАОР, ф. 130, оп. 7, д. 1, л. 2.
|
комиссией Положение о СНК Союза ССР, внеся в него поправки к перечню лиц, которые могли присутствовать на заседаниях СНК Союза ССР с совещательным голосом и к пункту «б» статьи 3 о предметах ведения союзного СНК- В проекте, внесенном комиссией, указывалось, что СНК Союза ССР рассматривает и утверждает декреты общесоюзного значения. СНК Союза ССР предложил дополнить этот пункт указанием, что ему принадлежит право осуществлять распорядительные мероприятия в области управления Союзом ССР228. Положение было дополнено пунктом о том; кому принадлежит право внесения вопросов в СНК Союза ССР229. К ста1ъе 8 Положения о СНК Союза ССР — о праве опротестовывать решения СНК в Президиум ЦИК Союза ССР — СНК внес поправку, в которой указывалось, что протест не Приостанавливает исполнения постановления СНК СССР 230.
Внесенные поправки уточняли и расширяли права СНК СССР. Они были продиктованы государственной целесообразностью и именно поэтому включены в Положение о СНК Союза ССР, утвержденное 3-й сессией ЦИК Союза ССР.
Необходимо сказать, что на заседании СНК Союза ССР 24 июля вносились и такие поправки, включение которых в текст Положения привело бы к чрезмерному расширению прав СНК СССР и умалению прав ЦИК Союза ССР и союзных республик. Так, СНК Союза ССР принял решение об ответственности СНК Союза ССР не перед ЦИК СССР, а непосредственно перед съездом Советов СССР 231. Это предположение было исключено из текста Положения при рассмотрении его в Президиуме ЦИК СССР, так как находилось в противоречии с Конституцией Союза ССР. Большое обсуждение вызвало предложение СНК внести в Положение статью, предусматривающую руководство СНК деятельностью необъ- единенных наркоматов (ст. 9).
На заседаниях 31 июля и 7 августа 1923 г. СНК Сою
|
828 СМ.: ЦГАОР, ф. 5446, on. 1, Д. 1, л. 62—63
|
829 См.: «История Советской Конституции», стр. 440.
|
230 См.: ЦГАОР, ф. 5446, on. 1, д. 1, л. 63.
|
231 См. там же, л. 63—64.
|
за ССР утвердил с небольшими поправками Положение о СТО Союза ССР 232.
В октябре 1923 г. СНК СССР обсудил Положение о наркоматах Союза ССР 233 и внес в проект много поправок, в частности из него был исключен ряд пунктов й два раздела (VII и VIII). Так как к протоколу СНК нё приложен проект Положения о наркоматах, мы не в состоянии судить о характере внесенных поправок.
23 октября 1923 г. на заседании СНК Союза ССР член ЦИК Антонов доложил о Положении о СНК Союза ССР, рассмотренном в Комиссии законодательных предположений ЦИК Союза ССР, с целью вынесения этого Положения для окончательного утверждения на сессию ЦИК234. Комиссия предложила заседания Совнаркома считать действительными при наличии половины членов СНК вместо шести, как предполагалось ранее. Комиссия внесла примечание к статье 8 Положения; в нем указывалось, что решения СНК могут быть опротестованы в Президиум ЦИК членами не только СНК Союза ССР, но и СНК и ЦИК союзных республик.
Комиссия исключила из Положения о СНК статью 3, в которой указывалось, что СНК СССР разрешает разногласия между СНК союзных республик и наркоматами Союза, а также между последними и СНК Союза. Кроме того, исключена была статья 9, которая предоставляла СНК Союза ССР право руководить через особые совещания деятельностью необъединенных наркоматов.
После согласования вопроса об этих поправках между СНК и Президиумом ЦИК СССР было принято следующее решение. Статья 3 Положения была восстановлена с оговоркой, что СНК Союза разрешает разногласия в пределах своей компетенции 235. В этой редакции данная статья вошла в Положение о СНК Союза ССР, принятое 3-й сессией ЦИК СССР 236.
Статья 6 о правомочии заседаний СНК вносилась в прежней редакции Комиссии237. Примечание, внесенное
232 См. там же, л. 139—140.
233 Там же, д. 2, л. 44.
234 См. там же, л. 66.
235 См. там же, л. 122.
236 См.: «История Советской Конституции», стр. 440.
237 См. там же, стр. 441.
|
комиссией к статье 8 Положения, было исключено, так как право апелляции к Президиуму ЦИК со стороны союзных республик было зафиксировано в Конституции СССР, и поэтому отпадала надобность вносить его в Положение о СНК.
Президиум ЦИК СССР отверг редакцию статьи 9, предложенную Совнаркомом, опираясь на мнение республик, которые видели умаление своих прав в стремлении СНК Союза ССР осуществлять руководство деятельностью необъединенных наркоматов. Так, СНК РСФСР осенью 1923 г. неоднократно рассматривал вопрос о необходимости разграничения функций СНК Союза ССР и СНК союзных республик и возражал против административного подчинения деятельности необъединенных наркоматов союзным органам 238. Аналогичную позицию в данном вопросе занимали и другие союзные республики. На заседаниях СНК 23 октября 1923 г. были также утверждены положения о ВСНХ и Наркомфине239. После рассмотрения Положения об органах власти Союза ССР в Президиуме ЦИК СССР оно было вынесено на обсуждение и утверждение 3-й сессии ЦИК.
Третья сессия ЦИК Союза ССР состоялась 6— 12 ноября 1923 г. Она заслушала два доклада: «Положение о центральных органах власти Союза ССР» и «О директивных наркоматах Союза ССР».
В докладе о центральных органах власти Союза ССР сообщалось, что деятельность союзных органов власти за короткий период, прошедший со времени принятия Конституции СССР, получила одобрение со стороны народов союзных республик.
В прениях по этому докладу Н. А. Скрыпник внес ряд поправок к Положению о СНК Союза ССР. Он предлагал, чтобы право издавать декреты было предоставлено только ЦИК СССР 240. Эту поправку сессия ЦИК не приняла. Скрыпник считал также, что в Положение нужно внести пункт о сохранении за органами власти союзных республик права помилования в отно
|
См.: ЦГАОР, ф. 130, оп. 7, д. 2, л. 107, 189.
|
т См. там же, ф. 5446, on. 1, д. 2, л. 68, 94.
|
540 См.: «3-я сессия ЦИК Союза ССР». Стенографический отчет. М., 1924, стр. 20.
|
шении лиц, осужденных республиканскими судами. Это предложение также было отвергнуто, потому что указанное право республики имели согласно Конституции СССР. На сессии также указывалось, что предстоит еще разработать и утвердить в будущем Положение о судоустройстве. Сессия приняла решение об исключении из Положения пункта о создании при СНК СССР совещаний «еобъединенных наркоматов241, так как этот пункт, как мы уже отмечали выше, действительно нарушал права союзных республик.
Доклад о директивных, или объединенных, наркоматах сделал на сессии М. Д. Орахелашвили. Характерной особенностью этих комиссариатов, говорил докладчик, является их двойное подчинение. М. Д. Орахелашвили подчеркнул, что «Конституция СССР и разработанное на ее основе Положение о наркоматах дают достаточные гарантии для правильной организации работы объединенных наркоматов, при которой интересы республик будут сочетаться с интересами Союза ССР в целом... Мы должны задать себе вопрос, дает ли эта Конституция гарантию того, что разнобоя не будет и что вопросы, входящие в круг ведения этих комиссариатов, будут решаться исходя из принципа целесообразности в интересах достижения максимума полезного эффекта в нашей государственной работе. Я должен заявить, что наша Конституция дает достаточно гарантий, а соответствующие положения дают и дополнительную гарантию этой целесообразной работы» 242.
Перечисляя гарантии активного участия союзных республик в руководстве объединенными наркоматами, Орахелашвили указал, что 1) руководители наркоматов в республиках назначаются ЦИК союзных республик и смещаются ими, 2) союзные наркоматы проводят свои директивы только через одноименные республиканские комиссариаты и 3) постановления этих комиссариатов могут отменяться и приостанавливаться ЦИК союзных республик при явном несоответствии их Конституции СССР 243.
|
Обсудив доклады, 3-я сессия ЦИК Союза ССР утвердила Положение о ЦИК Союза ССР, Положение о СНК Союза ССР и Общее положение о народных комиссариатах Союза ССР. Утверждение сессией ЦИК положений об органах власти Союза ССР знаменовало собою заключительный этап в их организации.
Одновременно с созданием союзных органов власти проводилось утверждение союзной Конституции на съездах Советов союзных республик и внесение изменений в Конституции республик в связи с фактом вхождения их в состав Союза ССР.
Создание Совета Национальностей в составе ЦИК Союза ССР обусловило необходимость ликвидации Народного Комиссариата по делам национальностей РСФСР. Наркомнац сыграл большую положительную роль в осуществлении национальной политики Коммунистической партии, в сплочении народов советских республик. Однако существование его одновременно с Советом Национальностей ЦИК СССР создало бы ненужный параллелизм в работе. 7 июля 1923 г. 2*я сессия ВЦИК 10-го созыва приняла постановление, в котором говорилось: «Принимая во внимание, что Народный Комиссариат по делам национальностей РСФСР закончил свою основную миссию по подготовке дела образования национальных республик и областей и объединения их в Союз Республик, вторая сессия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета считает своевременным ликвидацию Народного Комиссариата по делам национальностей...» 244 Для представительства интересов национальных меньшинств и народностей, проживающих на территории РСФСР, в составе ВЦИК был создан Отдел Национальностей.
В январе 1924 г. происходили съезды Советов союзных республик, которые ратифицировали Конституцию СССР. 4—7 января состоялся II съезд Советов ЗСФСР, который ратифицировал Конституцию Союза ССР и вменил в обязанность всем государственным органам и учреждениям ЗСФСР руководствоваться в своей деятельности требованиями Конституции 245.
|
244 См.: «История Советской Конституции», стр. 424.
|
245 См. там же, стр. 455.
|
В январе 1924 г. Конституцию Союза ССР ратифицировал VIII съезд Советов УССР 246.
В этом же месяце XI Всероссийский съезд Советов принял решение, в котором говорилось: «Основной Закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик одобрить, о чем довести до сведения II съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик» 247.
Введение в действие Конституции Союза ССР и создание союзных органов власти вызвало одобрение широких трудящихся масс всех национальностей. Так,
XI Козмодемьянский съезд Советов Марийской автономной области, состоявшийся в декабре 1923 г., приветствовал ЦИК Союза ССР, заверяя, что «трудовое население кантона по первому зову верховного союзного органа вступит на защиту великих Октябрьских завоеваний» 248. Состоявшийся тогда же II съезд Советов Якутии приветствовал создание союзных органов власти: «Советский Союз крепнет, становится мощной твердыней мировой революции, растет его внутренняя спайка. Чувствуя себя членом великой семьи, второй всеякутский съезд Советов шлет свой привет главе свободного Союза свободных республик — ЦИК Союза ССР» 249. II Наро-Фоминский съезд Советов прислал приветствие 3-й сессии ЦИК Союза ССР, работающей, как он отмечал в своем приветствии, по созданию «мощного Союза народов» 250. IV съезд Советов Павлодарского уезда приветствовал в лице союзных органов власти «объединение трудящихся братских республик»251. IX губернский съезд Советов Букеевской губернии (Казахстан) приветствовал ЦИК СССР и давал торжественный обет активно встать на защиту Союза ССР 252. Аналогичные постановления выносили волостные, уездные и губернские съезды Советов во всех союзных республиках.
|
444 См. там же, стр. 456.
|
*• ЦГАОР, ф. 3316, оп 16, д. 4, л. 55.
|
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП В СОЗДАНИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА.
II СЪЕЗД СОВЕТОВ СОЮЗА ССР
Окончательно Конституция Союза ССР принята была на II съезде Советов Союза ССР, который собрался в скорбные дни смерти В. И. Ленина.
Второй съезд Советов прошел под знаком дальнейшего сплочения народов Советского Союза на основе верности ленинским заветам и борьбы за их претворение в жизнь. В выступлении на II съезде Советов председателя ЦИК Союза ССР М. И. Калинина было выражено горе народов Советского Союза в связи со смертью В. И. Ленина и охарактеризована великая роль В. И. Ленина в решении национального вопроса в СССР. «И лишь Владимир Ильич,— говорил М. И. Калинин,— не только первый бросил клич, но первый и провел практически полное национальное освобождение» ш.
Подчеркивая великую роль В. И. Ленина в деле воспитания всех народов в духе пролетарского интернационализма, М. И. Калинин сказал, что В. И. Ленин был «человеком, которому верили, которого слушали и которого считали своим вождем все национальности»254 М. И. Калинин призвал делегатов съезда к выполнению ленинских заветов, в области национальной политики. Важнейшими из них были: соблюдение равноправия народов, братская помощь со стороны передовых народов отсталым, уважение национальных особенностей и традиций. М. И. Калинин подчеркнул, что В. И. Ленин всегда отстаивал идею единства и братского союза народов СССР для успешного решения общих задач социалистического строительства, стоящих перед диктатурой пролетариата. Характеризуя историческое значение факта создания Союза ССР, М. И. Калинин сказал: «И теперь, вот здесь, в рабочем парламенте мы демонстрируем перед всем миром солидарность всех народов, населяющих наш Союз, их полное братство и желание совместно работать, создавая действительно рабоче-крестьянское государство, где нет угнетателей, где нет угнетенных,
|
253 «II съезд Советов Союза ССР». Стенографический отчет. М,
1924, стр. 5.
|
где каждая национальность чувствует себя дома и где рабочий и крестьянин самой небольшой народности считает себя равноправным гражданином великого Союза Советских Социалистических Республик» 255.
Второй съезд Советов принял в связи со смертью В. И. Ленина обращение «К трудящемуся человечеству». Съезд объявил 21 января днем траура на территории СССР и принял постановление об увековечении памяти В. И. Ленина.
Съезд заслушал затем доклад СНК Союза ССР о работе правительства 256. Основным содержанием доклада являлось сообщение о работе, проделанной по созданию союзных органов на основе Конституции СССР.
Делегаты съезда Советов в своих выступлениях выражали удовлетворение введением в действие Конституции СССР и указывали на необходимость дальнейшей работы по приближению советского аппарата к трудящимся массам национальных республик.
Делегат от ЗСФСР Элиава говорил: «Наша Конституция прекрасна, наш Союз великолепен, об этом спора быть не может, но если мы не улучшим всех аппаратов, объединяющих территории Союза, мы можем иметь некоторое искривление и некоторое искажение великой идеи Союза» 257. Элиава подчеркнул необходимость очистки аппарата государственных органов от пробравшихся туда чуждых элементов. Выступавшие в прениях делегаты отмечали, что образование Союза ССР усилило оборонную мощь Советских республик и улучшило их международное положение258.
Так делегат от ЗСФСР Мусабеков в своей речи на съезде говорил: «Если еще год тому назад до образования великого пролетарского Союза Советских Республик имелась в наличии некоторая угроза со стороны акул международного империализма, в особенности в отношении малых и слабых наших советских окраинных республик, то после организации Союза мы видим, что буржуазные державы наперекор друг другу стараются
|
256 См. там же, стр. 70—71.
|
258 «II съезд Советов Союза ССР». Стенографический отчет стр. 108.
|
завести с нами, завести с Союзом Советских Республик торговые сношения. Это все показывает, что создание Союза несомненно увеличило нашу военную мощь, укрепило нашу обороноспособность, а также увеличило наш международный удельный вес»259.
Делегаты съезда, выступая в прениях, предлагали провести разграничение функций между СССР и РСФСР по тем Наркоматам, по которым оно еще не было проведено, как-то: СТО, ВСНХ, Госплан. Это разграничение было произведено позднее.
Заслушав краткий доклад о Конституции Союза ССР, II съезд Советов утвердил Конституцию Союза Советских Социалистических Республик260.
На основе Конституции СССР II съезд Советов избрал ЦИК СССР из двух палат: Совета Союза и Совета Н а цион а л ьностей.
В феврале 1924 г. состоялась 1-я сессия ЦИК Союза ССР второго созыва. Повестка дня с.рссии была следующая: 1) выборы президиума ЦИК Союза ССР; 2) выборы председателей ЦИК; 3) выборы председателя СНК Союза ССР; 4) выборы состава СНК Союза ССР. На совместном заседании обеих палат 2 февраля единогласно была избрана та часть Президиума ЦИК, которая избиралась от обеих палат261. Союзный Совет также единогласно избрал из своего состава в Президиум ЦИК семь человек262. По поводу избрания представителей в Президиум ЦИК Союза ССР от Совета Национальностей на его заседании возникли прения. Заседание Совета Национальностей состоялось 3 февраля. Я. Э. Рудзутак внес предложение избрать в Президиум ЦИК от Совета Национальностей семь человек263. Это предложение вызвало возражения со стороны отдельных членов Совета Национальностей, которые указывали, что в списке нет представителей ряда автономных республик. Представитель Киргизской (Казахской) АССР
|
269 «II съезд Советов Союза ССР». Стенографический отчет, стр. 108.
|
260 См. там же, стр. 134.
|
261 «1-я сессия ЦИК Союза ССР 2-го созыва». Стенографический отчет. М., 1924, стр. 5.
|
говорил: «Среди членов Президиума некоторые республики имеют по 2 места, поскольку я понял. Население Киргизской республики по количеству очень большое, если сравнить с другими республиками»264.
Выступая против такой точки зрения, Я. Э. Рудзу- так, М. В. Фрунзе и другие указали, что, согласно Конституции СССР, Президиум ЦИК СССР, в том числе и Президиум Совета Национальностей, избирается не на основании принципа представительства от республик, а на основании персонального выдвижения и обсуждения кандидатур. М. В. Фрунзе подчеркнул, что автономные республики, в частности Киргизская АССР, входят в состав союзной республики, в данном случае в состав РСФСР, представители которой, без сомнения, будут защищать интересы автономий, входящих в ее состав265. Большинство членов Совета Национальностей поддержало это мнение.
Председатели ЦИК Союза ССР на совместном заседании палат были избраны единогласно. Согласно Конституции было избрано четыре председателя ЦИК: М. И. Калинин, Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков266. Единогласно был также избран состав СНК Союза ССР 267.
Работа II съезда Советов Союза ССР в основном завершила процесс создания конституционных основ государственного устройства союзного государства. Правда, необходимо отметить, что вплоть до конца 1924 г. продолжалась работа Конституционной комиссии под председательством Д. И. Курского, созданной Президиумом ЦИК Союза ССР 15 февраля 1924 г. 268 во исполнение решения 3-й сессии ЦИК Союза ССР первого созыва, поручившей Президиуму ЦИК разработать кодексы законов, вытекавшие из ряда пунктов статьи 1 Конституции Союза ССР 269. Эти пункты предусматривали разработку общесоюзного законодательства в области
|
** См.: ЦГАОР, ф. 3316, оп. 16, д. 5, л. 84.
|
ш См.: «3-я сессия ЦИК Союза ССР 1-го созыва». Стенографический отчет, стр. 37.
|
землеустройства землепользования, судоустройства и судопроизводства, в области труда, установления общих начал народного просвещения, народного здравоохранения, разработку законодательства относительно союзного гражданства и прав иностранцев и в других областях 270.
Комиссия под председательством Д. И. Курского в течение 1924 г. разрабатывала ряд кодексов. Мы не будем останавливаться на характеристике работы данной комиссии: в нашу задачу входит исследование становления основ конституционного устройства СССР, а не всех законов, вытекающих из Конституции СССР. Отметим, лишь что деятельность комиссии протекала довольно интенсивно и в ее работе активное участие приняли представители союзных республик.
В июне 1924 г. Д. И. Курский сообщил Президиуму ЦИК Союза ССР о деятельности комиссии, указав, что к данному времени разработаны следующие законопроекты: 1) Основы судоустройства; 2) Основы судопроизводства; 3) Основы Гражданского кодекса; 4) Основы Уголовного кодекса; 5) Положение о союзном гражданстве; 6) Положение о правах иностранцев271.
Президиум ЦИК принял к сведению сообщение Курского и передал разработанные комиссией законопроекты на предварительное рассмотрение СНК Союза ССР272.
19 декабря 1924 г. Президиум ЦИК Союза ССР обсуждал вопрос о дальнейшей разработке законопроектов, связанных с развитием статьи 1 Конституции СССР273, и принял решение: «Работы Конституционной комиссии ЦИК Союза ССР, образованной постановлением Президиума ЦИК Союза ССР 15 февраля 1924 г. (во исполнение поручения 3-й.сессии ЦИК Союза ССР), считать законченными» 274. Президиум ЦИК принял также постановление: после рассмотрения представленных комиссией законопроектов в СНК Союза ССР и Президиуме ЦИК вынести их на обсуждение очередной сессии ЦИК Союза ССР275.
|
т См.: «История Советской Конституции», стр. 461.
|
271 См.: ЦГАОР, ф. 3316, оп. 16, д. 5, л. 75.
|
Утверждение Конституции Союза ССР II съездом Советов СССР и создание на основе Конституции союзных органов власти явилось завершающим этапом в процессе становления государственного устройства Союза ССР. В отчете ЦК РКП (б) XIII съезду Коммунистической партии говорилось: «Вторая сессия ЦИК СССР утвердила окончательный текст Конституции Советского Союза. Происходивший в январе этого года 2-й общесоюзный съезд Советов выбрал ЦИК СССР в составе двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей, которые уже и приступили к своей работе. Теперь функционирует и Совнарком Советского Союза отдельно от СНК РСФСР. Соответственно реорганизованный СТО сделался органом союзной республики, а при СНК РСФСР существует Экономическое совещание. Таким образом, организация Союза ССР должна считаться законченной» 276.
Завершенность процесса создания конституционных основ союзного государства не означала, что к данному времени были уже окончательно разделены функции между аппаратом государственных органов союзных республик и государственных органов Союза ССР. В частности, некоторые государственные органы РСФСР в течение долгого времени фактически выполняли функции общесоюзных.
С другой стороны, предстояло еще проделать большую законодательную работу для претворения в жизнь различных статей Конституции Союза ССР. Рассмотрение всех этих вопросов связано уже не с темой становления конституционных основ Союза ССР, а с темой, посвященной исследованию дальнейшего развития союзного государства.
Сделаем некоторые общие выводы относительно проблемы, рассмотренной нами в данной главе.
1. Исследованные нами исторические источники показывают, что разработка Конституции Союза ССР была результатом творчества не одного лица или органа, а коллективной деятельности партийных и советских органов союзных республик и всестороннего обмена мнениями между ними.
|
276 «Известия ЦК РКП (б)», 1924, № 5, стр. 16—17.
|
Огромное историческое значение для определения характера Конституции союзного государства, для последовательного отражения в ней принципов равноправия республик и добровольности их объединения имели указания В. И. Ленина, сделанные им в письме «Об образовании СССР» и в работе «К вопросу о национальностях или об „автономизации”. Осуществляя руководство разработкой Конституции, Коммунистическая партия следовала этим указаниям В. И. Ленина, претворяя их ® жизнь в соответствии с конкретной 'исторической обстановкой, в которой совершалось становление союзного государства. ЦК РКП (б) осуществлял постоянное руководство разработкой Конституции Советского Союза, стремясь к тому, чтобы Конституция союзного государства была основана на правильном сочетании гарантий прав республик и наличия мощной центральной власти союзного государства.
2. Процесс разработки Конституции СССР со времени I съезда Советов Союза ССР (декабрь 1922 г.) до II Всесоюзного съезда Советов (январь-февраль
1924 г.) имел несколько этапов.
Первый этап — январь — апрель 1923 г.; он характеризуется тем, что разработка конституционных основ союзного государства происходила в то время главным образом в союзных республиках. Созданная ЦИК Конституционная комиссия не отражала в должной мере представительства союзных республик. Известное недовольство в союзных республиках было вызвано и допущенными в тот период отдельными ошибками в деятельности аппарата государственных органов РСФСР.
Положение коренным образом изменилось после XII съезда РКП (б). Решения XII съезда партии по вопросам Конституции Союза ССР имели историческое значение. XII съезд партии прошел под знаком борьбы за претворение в жизнь ленинских идей пролетарского интернационализма, равноправия всех народов —как больших, так и малых — и их братского сотрудничества во всех областях социалистического строительства. Решения XII съезда о создании второй равноправной палаты— Совета Национальностей в составе ЦИК СССР, его решения о других гарантиях прав союзных республик были направлены на претворение в жизнь ленинских
|
указаний относительно конституционных основ союзного государства.
XII съезд партии нанес удар по всем проявлениям великодержавного шовинизма, указав в своих решениях на недопустимость великодержавно-шовинистического и бюрократического извращения сущности союзного государства. Следуя указаниям В. И. Ленина о необходимости особенно внимательного и чуткого отношения к. малым, ранее угнетенным нациям, XII съезд партии вновь подчеркнул задачу всесторонней помощи со стороны более развитых народов, в первую очередь русского народа, отсталым.
Решения XII съезда партии давали также отпор сепаратизму и местному национализму, представители которых культивировали национальную обособленность и вражду, стремились к ослаблению центральной союзной власти, что привело бы к невозможности успешно решить стоявшие перед республиками общие задачи социалистического строительства.
3. XII съезд РКП (б) открыл новый этап в разработке Конституции СССР (апрель — июнь 1923 г.), который завершился введением в действие Конституции Союза ССР. В этот период был разработан окончательный текст Конституции Союза ССР, принято согласованное между всеми союзными республиками решение о второй палате ЦИК — Совете Национальностей, внесена в Конституцию новая глава о суверенных правах союзных республик. Одновременно в Конституцию СССР сравнительно с Союзным договором, принятым I съездом Советов Союза ССР, был внесен ряд новых глав и статей, определявших компетенцию союзных органов власти.
Большое значение в ходе разработки Конституции в этот период сыграло Четвертое совещание ЦК РКП (б* с ответственными работниками национальных республик и областей. Оно дало суровый отпор местному национализму, проявления которого в известной мере активизировались в данный период, и в то же время в своих решениях по конституционным вопросам вновь подтвердило недопустимость великодержавного извращения Конституции Союза ССР. В ходе разработки Конституции Союза ССР на данном этапе большую
|
роль сыграла деятельность расширенной Конституционной комиссии под председательством М. И. Калинина, созданной Президиумом ЦИК СССР на основе широкого представительства от союзных республик. Эта комиссия обеспечила проведение линии партии на создание мощной центральной власти, с одной стороны, и обеспечение суверенных прав союзных республик, с другой. Давая отпор сепаратистским предложениям, М. И. Калинин в то же время чутко и внимательно относился ко всем предложениям представителей союзных республик.
Большое положительное значение для разработки Конституции Союза ССР имела деятельность комиссии под председательством И. В. Сталина, созданной Пленумом ЦК РКП (б). Принятые ею решения становились директивой для членов партии, участвовавших в разработке Конституции Советского Союза. Зачастую при выявлении расхождений в мнениях в комиссии ЦИК спор переносился в комиссию ЦК РКП (б), где и достигалось согласованное решение. И. В. Сталин учел указания и критику, сделанную в его адрес В. И. Лениным, и стремился выправить ошибки, допущенные им при руководстве комиссией, работавшей в период подготовки к образованию СССР.
И. В. Сталиным был внесен ряд предложений относительно гарантий прав республик и, в частности, такое важное, как предложение о создании Совета Национальностей. Однако на заключительном этапе деятельности комиссии ЦК РКП (б), при рассмотрении окончательного проекта Конституции, представленного комиссией ЦИК, И. В. Сталин уделил главное внимание расширению прав союзных органов власти, не подвергнув должному анализу и обсуждению статьи, гарантирующие права республик. Эту односторонность в работе комиссии исправил июньский Пленум ЦК РКП (б)
1923 г., решениями которого в текст Конституции СССР был внесен ряд поправок, направленных на обеспечение прав союзных республик.
В разработке Конституции Союза ССР принимали активное участие выдающиеся партийные и советские деятели: М. И. Калинин, В. В. Куйбышев, Д. И. Курский, Н. Н. Нариманов, Г. К. Орджоникидзе, Г. И. Петровский, И. В. Сталин, М. В. Фрунзе, Г. В. Чичерин и другие.
|
Конституция союзного государства была выражением реальных отношений между нациями СССР и соответствовала чаяниям широких трудящихся масс всех советских наций. Проект Конституции обсуждался не только в комиссиях ЦИК и ЦК, но и на партийных съездах и конференциях, съездах Советов и сессиях ЦИК всех союзных республик, где он получил единодушное одобрение.
4. Разработка Конституции Союза ССР проходила в обстановке сложной идейно-политической борьбы, которая являлась отражением острой классовой борьбы в стране. В имевших место выступлениях националистического, сепаратистского и великодержавно-шовинистического характера со стороны отдельных членов конституционных комиссий отражалось давление на партию и советский аппарат со стороны чуждых элементов, враждебных пролетариату. Коммунистическая партия сумела дать отпор этим враждебным тенденциям, всем попыткам извратить ленинскую идею добровольности союза равноправных народов. Конституция Союза ССР была разработана на основе ленинских принципов, которые обеспечивали суверенные права наций и создавали наиболее благоприятные условия для осуществления общей задачи строительства социализма.
Нельзя трактовать все имевшиеся в ходе разработки Конституции расхождения во мнениях как проявление идейно-политической или классовой борьбы. Такая трактовка обесценила бы значение коллективной работы. Многие расхождения во мнениях были чисто деловыми и объяснялись стремлением наиболее точно и детально разработать основные вопросы Конституции. Необходимо подчеркнуть, что ко времени введения в действие Конституции Союза ССР по всем ее вопросам было достигнуто согласованное мнение представителей всех союзных республик.
5. Содержание первой Конституции Союза Советских Социалистических Республик отразило и законодательно оформило добровольное объединение равноправных наций в составе многонационального Советского государства. Этот факт явился одним из важнейших результатов победы и развития диктатуры пролетариата на территории многонационального государства. Отно
|
шения братского сотрудничества, сложившиеся между нациями и народностями советских республик в условиях диктатуры пролетариата, были новыми отношениями, не существовавшими до сих пор в мировой истории. Эти отношения нашли свое отражение в государственном устройстве СССР, которое, обеспечивая права народов, принципиально отличалось от государственного устройства всех существовавших до тех пор в истории многонациональных государств. Первая Конституция Советского Союза гарантировала права союзных республик и добровольность их объединения в составе союзного государства. В то же время содержание Конституции обеспечивало создание центральных органов власти союзного государства, обладающих широкими полномочиями.
Известно, что В. И. Ленин ставил вопрос о возможности пересмотра Договора, принятого на I Всесоюзном съезде Советов, с целью сокращения числа общесоюзных наркоматов. В. И. Ленин писал в декабре 1922 г.: «...не следует зарекаться заранее никоим образом от того, чтобы в результате всей этой работы вернуться на следующем съезде Советов назад, т. е. оставить союз советских социалистических республик лишь в отношении военном и дипломатическом, а во всех других отношениях восстановить полную самостоятельность отдельных наркоматов» 217.
Мы видим, что Ленин отнюдь не предлагал ликвидировать союзные наркоматы, а ставил решение этого вопроса в зависимость от двух условий: во-первых, от наличия в Конституции Союза ССР гарантий прав союзных республик, гарантий добровольности их объединения и, во-вторых, наличия добровольности согласия со стороны союзных республик на создание общесоюзных наркоматов. Оба эти условия, выдвинутые В. И. Лениным, были соблюдены при разработке Конституции Советского Союза. Расширение прав центральных союзных органов власти и сохранение союзных наркоматов, помимо Наркомвоенмора и Наркоминдела, было осуществлено по взаимному соглашению между союзными республиками, сознававшими необходимость единства
|
т В. И. Ленин. Сочинения, т. 36, стр. 558.
|
союзного государства. Необходимость создания социалистического многонационального государства во главе с мощными центральными органами власти была обусловлена конкретными историческими условиями внешней и внутренней обстановки существования народов Советского Союза. В условиях капиталистического окружения, в условиях многоукладное™ Советской страны и острой классовой борьбы, происходившей в ней, советским республикам требовалось особое единство действий во всех областях социалистического строительства. Вполне понятно, что статьи Конституции, определявшие права союзной власти и количество союзных наркоматов, не являлись, как и сама Конституция Союза ССР, чем-то застывшим и раз навсегда данным, а отражали отношения, сложившиеся в определенной исторической обстановке, могли измениться и изменялись в процессе дальнейшего развития советского общества.
6. Образование союзного государства и утверждение его конституционных основ явилось важнейшей вехой в истории советских народов, крупным шагом вперед по пути развития их дружбы и сотрудничества. Вхождение в союзное государство создавало благоприятные условия для развития экономики и культуры всех народов СССР, издавна связанных исторической общностью интересов. Создание союзного государства явилось одим из важнейших условий успешного решения всемирно-исторической задачи построения социализма в СССР.
Создание Советского союзного государства имело большое международное значение. Со времени древних империй,— империи Кира, Александра Македонского,— и до образования империалистических государств XX в. мир знал лишь государства, основанные на порабощении одних народов другими, на бесчеловечном угнетении одних наций другими. В лице Союза Советских Социалистических Республик в мировой истории появился новый тип многонационального государства, основанного на добровольном объединении равноправных народов и ставящего своей целью не порабощение наций, а борьбу за мир и безопасность всех народов, борьбу за решение великих созидательных задач коммунистического строительства.
|
| |