Институт истории
С. И. ЯКУБОВСКАЯ
СТРОИТЕЛЬСТВО
СОЮЗНОГО СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА 1922-1925 гг.
РАЗРАБОТКА КОНСТИТУЦИИ СССР
После XII съезда партии развернулась основная работа по выработке проекта Конституции СССР. Первая Конституционная комиссия ЦИК СССР, образованная на
|
заседании Президиума ЦИК СССР, состояла из 13 человек ,09. Эта комиссия образована была, как мы знаем, из шести подкомиссий, созданных для разработки различных конституционных вопросов.
После XII съезда РКП (б) было решено создать новую расширенную комиссию ЦИК СССР для разработки Конституции СССР. В нее должны были войти представители всех союзных республик. 27 апреля 1923 г. Президиум ЦИК СССР обсудил вопрос о работе Конституционной комиссии, созданной на первом заседании Президиума ЦИК, и постановил считать ее работу законченной ш. Президиум ЦИК постановил далее «создать новую расширенную комиссию в составе 25 человек из представителей всех союзных ЦИКов, в каковую и передать все материалы прежних комиссий» ш. Ядром новой комиссии должны были явиться, согласно постановлению Президиума ЦИК СССР, члены прежней Конституционной комиссии и затем—10 новых членов комиссии: от РСФСР — четыре, от УССР — два, от БССР — два и от ЗСФСР — два113. ЦИК союзных республик было предложено представить своих кандидатов в состав комиссии не позднее 10 мая 1923 г. Созыв комиссии был назначен на 25 мая 1923 г.1|4. Окончательно комиссия была сформирована к началу июня 1923 г. Председателем расширенной комиссии ЦИК СССР по разработке Конституции был избран М. И. Калинин.
За основу комиссия Центрального Исполнительного Комитета СССР приняла проект Конституции СССР, разработанный первой Конституционной комиссией ЦИК, точнее говоря — представителями ВЦИК, входившими в состав данной комиссии. Однако, прежде чем поставить этот проект на обсуждение расширенной комиссии ЦИК СССР, он был обсужден в комиссии ЦК РКП (б). На заседании этой комиссии 5 июня был заслушан доклад представителя первой комиссии ЦИК СССР о проекте Конституции и о спорных вопросах, выдвигаемых союзными республиками. Комиссия ЦК наметила сле
|
108 См.: «Известия ВЦИК», 1 июля 1923 г
|
111 См.: ЦГАОР, ф. 3316, оп. 12, д. 2, л. 16.
|
дующий порядок рассмотрения спорных вопросов: в первую очередь рассмотреть вопросы, связанные с созданием второй палаты, затем — о компетенции Президиума ЦИК СССР, количестве слитных комиссариатов, бюджетных правах республик, предметах ведения высших органов Союза, Верховном Суде СССР и гарантиях прав ■отдельных республик п5.
По этим важнейшим конституционным вопросам комиссия ЦК РКП (б) приняла конкретные решения.
Комиссия признала, что в состав второй палаты должно входить пять представителей от каждой национальной республики — как союзной, так и автономной — и по одному представителю от национальных областей. Единогласно было решено, что вторая палата именуется Советом Национальностей и является равноправной с Советом Союза. Единогласно также было принято решение считать Президиум ЦИК СССР высшей законодательной властью союзного государства в промежутках между съездами Советов и сессиями ЦИК. Однако вопрос о способе конструирования Президиума ЦИК вызвал разногласия. В проекте, разработанном комиссией ЦИК, предлагалось, чтобы в Президиум ЦИК входило от каждой палаты по семь человек и, кроме того, семь человек, выбираемых на совместном заседании паЛат. Некоторые члены комиссии ЦК настаивали на том, чтобы Президиум ЦИК формировался путем делегирования равного числа представителей от палат. Прошло предложение комиссии ЦИК о формировании Президиума из трех семерок116.
Наибольшие прения вызвал в комиссии ЦК вопрос о количестве союзных, или, как их называли, слитных, наркоматов и количестве объединенных наркоматов. Раковский, отстаивая сепаратистскую точку зрения, внес предложение, чтобы союзными наркоматами являлись НКПС, Наркомвоенмор и Наркомпочтель, а Наркоминдел и Наркомвнешторг предлагал перевести в разряд объединенных наркоматов. Это предложение, находившееся в прямом противоречии с ленинскими указаниями, было единодушно отклонено всеми членами комиссии
|
"* См.: ЦПА ИМЛ, ф. 3, on. 1, д. 2479, л. €4.
|
ЦК. М. В. Фрунзе предложил считать союзными наркоматы иностранных дел, внешней торговли и военно-мор- ских дел, а НКПС и Наркомпочтель перевести в разряд объединенных. Это предложение было также отклонено комиссией ш.
Комиссия ЦК постановила пять наркоматов считать союзными: НКИД, Наркомвоенмор, Наркомвнешторг, НКГ1С и Наркомпочтель. В специальном решении по этому вопросу говорилось: «Руководство иностранными, внешнеторговыми, военным, транспортными и почтовотелеграфными делами сосредотачивается в СНК Союза республик. Соответствующие наркоматы союза республик имеют в республиках своих уполномоченных, подчиненных им непосредственно и входящих в состав совнаркомов республик с правом совещательного или решающего голоса по решению ЦИКов республик»118. К объединенным наркоматам комиссия предложила отнести Наркомфин, Наркомпрод, Наркомтруд, РКИ и ВСНХ. Кроме того, она полагала, что в коллегии наркоматов и в представительства Союза за границей нужно ввести представителей союзных республик1,9 .
Комиссия ЦК отвергла предложение Раковского о делении предметов ведения высших органов власти Союза на две категории: дела, решаемые 1) непосредственно ими, 2) по согласованию с республиками120. Детальное решение вопроса о предметах ведения высших органов власти Союза комиссия ЦК передала на рассмотрение комиссии ЦИК СССР.
Важное значение имело принятие комиссией ЦК предложения о дополнении Конституции СССР специальной главой о гарантиях прав союзных республик со стороны Союза. Это предложение было внесено от имени представителей Украины и после обсуждения его и внесения дополнений принято комиссией ЦК РКП (б). Столь же важное значение имело решение комиссии о том, что первый абзац Договора об объединении республик «в одно союзное государство» должен остаться без
|
117 См.: ЦПА ИМЛ, ф. 3, on. 1, д. 2479, л. 66
|
изменения. Этим решением комиссия ЦК подчеркнула единство образовавшегося Советского многонационального государства и отвергла попытки сепаратистов рассматривать его как конфедерацию государств, заключивших соглашение по отдельным вопросам. Вопросы о бюджетных правах союзных республик и о Верховном суде комиссия передала на рассмотрение комиссии ЦИК СССР ш.
Решения, вынесенные комиссией ЦК РКП (б) на заседаниях 5 и 6 июня по важнейшим вопросам Консти- ции СССР, имели большое принципиальное значение и во многом определили ход и результаты работы Конституционной комиссии ЦИК СССР.
Первое заседание расширенной комиссии ЦИК СССР по выработке проекта Конституции СССР состоялось под председательством М. И. Калинина 8 июня
1923 г. На этом заседании рассматривался вопрос о порядке обсуждения проекта Конституции. В комиссию было представлено два проекта Конституции: один из них разработан Конституционной комиссией ЦИК, существовавшей до создания расширенной комиссии, другой — Конституционной комиссией УССР. Украинский проект отличался от проекта комиссии ВЦИК рядом пунктов, в том числе — о способе формирования второй палаты, количестве союзных наркоматов и некоторыми другими. Так как большинство пунктов проекта РСФСР было накануне одобрено комиссией ЦК, то на заседании расширенной комиссии ЦИК никто, в том числе и представители УССР, не выступал с предложением взять украинский проект за основу при обсуждении Конституцииш. Раковский внес предложение обсуждать не проект, представленный комиссией ВЦИК, а текст Союзного договора. Это была попытка перечеркнуть всю работу обеих комиссий — ВЦИК и ЦК* С резкими возражениями против подобной неправильной точки зрения на заседании комиссии ЦИК выступил М. И. Калинин: «Здесь текст договора противопоставили проекту Конституции. Есть ли какая-нибудь разница по существу? Нет. В чем дело? Разница только в том, что работала комиссия ЦК,
|
ш См. там же.
т См.: ЦГАОР, ф. 3316, on. 1, д. 25, л. 4.
|
которая внесла поправки к тексту договора. Мы имеем в том и в другом случае текст договора, принятого съездом Советов с поправками комиссии ЦК- Встает вопрос практический. Что легче обсуждать: или снова первоначальный текст, или взять то, что переработано, что имеет печать политического центра»123.
Точку зрения М. И. Калинина поддержало большинство членов комиссии, в том числе и делегаты от УССР Мануильский и Фрунзе. Выступая на заседании комиссии ЦИК, Д. 3. Мануильский говорил: «Вчера было заседание партийной комиссии, и она очень остро дебатировала вопрос о второй палате. Те решения, которые были приняты — это решения заранее продуманные»124. Мануильский предложил взять за основу обсуждения проект Конституции, разработанный комиссией ВЦИК125- Большинством голосов комиссия приняла решение принять за основу для обсуждения «текст, предложенный комиссией, не предрешая вопроса о наименовании его» 126, т. е. оставив открытым вопрос о наименовании основного конституционного документа союзного государства Договором или Конституцией. Таким образом, попытка сепаратистов во главе с Раковским игнорировать поправки к первоначальному тексту Союзного договора, внесенные комиссией ВЦИК и комиссией ЦК, не имела успеха. С другой стороны, выступления Раков- ского и его сторонников против принятия Конституции, так как они отстаивали взгляд на СССР как на конфедерацию, все же оказали определенное влияние на большинство членов комиссии ЦИК, в результате чего вопрос о названии обсуждаемого документа оставался нерешенным.
На этом же заседании, 8 июня, комиссия ЦИК приступила к обсуждению 1-й статьи 1 главы — о предметах ведения Союза ССР127. Пункт «а» — о представительстве Союза в международных сношениях был принят единогласно. Пункт «б», в котором говорилось, что предметом ведения союзного государства является изменение
т См.: ЦГАОР, ф. 3316, on. 1, д. 25, л. 5.
124 Там же, л. 8.
125 См. там же.
126 Там же, д. 7, л. 4
127 См. там же.
|
внешних границ Союза, а также разрешение вопросов об изменении границ между союзными республиками, был принят с заменой слов «разрешение вопросов» словами «урегулирование вопросов»128. В такой редакции он и вошел затем в Конституцию СССР,29. Пункты «в» и «г» — о приеме в состав СССР и об объявлении войны и заключении мира были приняты единогласно без поправок 13°. Пункт «д» был принят большинством голосов комиссии в редакции украинской Конституционной комиссии. В этом пункте речь шла о том, кому принадлежит право заключать и объявлять внешние и внутренние займы. Проект комиссии ВЦИК предусматривал предоставление этого права высшим государственным органам Союза ССР. Согласно же проекту украинской Конституционной комиссии право заключения внешних займов предоставлялось союзному правительству, а право объявления внутренних займов — правительствам союзных республик. После голосования часть членов комиссии, в том числе и один из представителей Украины— Д. 3. Мануильский, заявили, что они не согласны с принятым решением и требуют перенесения данного вопроса в комиссию ЦК РКП (б) ш.
На следующем заседании расширенной комиссии ЦИК, состоявшемся 9 июня 1923 г., продолжалось обсуждение 1-й статьи I главы Конституции. Пункт «е» — о ратификации международных договоров и пункт «ж» — о руководстве внешней торговлей были приняты единогласно без поправок; пункт «з» принят в редакции украинского проекта132. Отличие в данном случае состояло в том, что украинский проект предусматривал право заключения концессионных договоров не только от имени Союза, но и союзных республик, а проект комиссии ВЦИК — только от имени Союза.
Таким образом, на первых заседаниях расширенной Конституционной комиссии ЦИК СССР по ряду существенных вопросов выявилось расхождение мнений
|
129 См.: «История Советской Конституции», стр. 460; ЦГАОР, ф. 3316, on. 1, д. 7, л. 5.
|
181 См.: ЦГАОР, ф. 3316, on. 1, д. 7, л. 5.
|
между членами комиссии. По некоторым пунктам была принята, как мы видели, формулировка украинского проекта. Однако принятие некоторых из этих формулировок не могло считаться окончательным, так как часть членов комиссии, в том числе и отдельные представители Украины, заявила особое мнение, поскольку данные предложения противоречили решениям комиссии ЦК по конституционным вопросам.
Было очевидно, что для широкого и всестороннего выявления мнений республик относительно характера Конституции недостаточно обсуждения этого вопроса в комиссиях ЦК и ЦИК СССР. Именно поэтому ЦК РКП (б) решил поставить этот вопрос на обсуждение широкого совещания членов ЦК РКП (б) с ответственными работниками национальных республик и областей. Состоявшееся в июне 1923 г. Четвертое совещание ЦК РКП (б) с ответственными работниками национальных республик и областей сыграло большую роль в определении характера Конституции СССР.
|
ЧЕТВЕРТОЕ СОВЕЩАНИЕ ЦК РКП (б)
С ОТВЕТСТВЕННЫМИ РАБОТНИКАМИ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИК И ОБЛАСТЕЙ
Четвертое совещание ЦК РКП (б) с ответственными работниками национальных республик и областей происходило 9—12 июня 1923 г. в Москве. В совещании участвовали члены и кандидаты ЦК РКП (б) и 58 представителей национальных республик и областей. Первым пунктом повестки дня совещания был доклад ЦКК об антипартийной, антисоветской деятельности Султан- Галиева. Докладчиком выступал В. В. Куйбышев. Сул- тан-Галиев был членом коллегии Наркомнаца и председателем Федерального комитета по земельным делам Наркомнаца. Как выяснилось, Султан-Галиев вступил в партию для проведения подрывной работы изнутри. Он попытался использовать свое пребывание в Нар- комнаце для установления широких связей с националистическими элементами Татарской, Башкирской, Туркестанской и Казахской республик, стремясь создать тайную буржуазно-националистическую панисламист
|
скую организацию. Органы ОГПУ обнаружили, что Сул- тан-Галиев вел шифрованную переписку с советскими и партийными работниками республик Советского Востока, побуждая их вступить в создаваемую им панисламистскую организацию. Более того, Султан-Галиев пытался установить связь с одним из руководителей басмачей, известным башкирским буржуазным националистом Заки Валидовым. Будучи арестован органами ОГПУ, Султан-Галиев признал во время следствия свои преступления перед партией и Советской властью.
Разоблачение антипартийной и антисоветской деятельности Султан-Галиева имело большое политическое значение. Оппортунистические элементы внутри партии, в частности Троцкий, пытались использовать это дело в целях компрометации ЦК РКП (б) и лично И. В. Сталина. Так, выступая на совещании, Троцкий особенно подчеркивал тот факт, что Султан-Галиев был членом коллегии Наркомнаца|33.
Клеветнические выступления Троцкого получили должный отпор. Члены партии и, в частности, участники Четвертого совещания, хорошо помнили, что на недавно состоявшемся XII съезде РКП (б) именно троцкисты и Бухарин защищали и поддерживали националистические элементы в республиках, предлагая опустить из резолюции съезда положение о борьбе против местного национализма, тогда как И. В. Сталин занимал в этом вопросе правильную, марксистскую позицию. Дело Султан-Га- лиева воочию показало всю опасность местного буржуазного национализма и необходимость непримиримой борьбы против всех проявлений его.
Разоблачение Султан-Галиева нанесло удар по проявлениям местного национализма в вопросах строительства Союзного государства. В процессе обсуждения Конституции СССР некоторые националистически настроенные татарские и башкирские работники выступали с всякого рода националистическими, предложениями направленными на подрыв союза трудящихся масс национальных республик с русским рабочим классом
|
133 См.: «Четвертое совещание ЦК РКП (б) с ответственными работниками национальных республик и областей». Стенографический отчет. М., 1923, стр. 3.
|
Разоблачение Султан-1'алиева показало, что татарские и башкирские националисты, а также националисты Туркестана, на деле стремились превратить свои народы в вассалов Турции и колонии иностранного империализма. Это было прямой изменой коренным интересам трудящихся республик Советского Востока.
При обсуждении доклада ЦКК по делу Султан-Га- лиева участники Четвертого совещания заостряли внимание ha Необходимости борьбы против всех проявлений Местного буржуазного национализма. Выступая по этому вопросу, И. В. Сталин призвал к усилению борьбы против местного Национализма: «Следует помнить, что наши коммунистические организации на окраинах, 6 республиках и областях, могут развиться и стать на ноги, сделаться настоящими интернационалистическими марксистскими кадрами только в том случае, если они преодолеют национализм»|34. В то же время И. В. Сталин отметил необходимость борьбы против так называемых «левых» в коммунистических организациях Советского Востока, которые игнорировали особенности национального развития, не желали привлекать к сотрудничеству лучших представителей местной интеллигенции, не вели должной борьбы против проявлений великодержавного шовинизма.
Обсудив доклад ЦКК, совещание постановило исключить Султан-Галиева из партии и отметило в резолюции, что работу создаваемой им антипартийной, нелегальной организации Султан-Галиев старался направить в сторону «подрыва доверия ранее угнетенных национальностей к революционному пролетариату, в сторону подрыва союза между этими силами, представляющего одно из основных условий существования Советской власти и освобождения зависимых стран Востока от империализма» 135. Резолюция совещания ставила перед коммунистическими организациями республик и областей Советского Востока задачу непримиримой борьбы против национализма и воспитания марксистских интернационалистических кадров. Эти решения Четвертого сове
|
134 И. В. Сталин. Сочинения, т. 5, стр. 308.
|
135 «КПСС в резолюциях.ч. 1, стр. 760.
|
щания ЦК РКП (б) с ответственными работниками национальных республик и областей имели большое значение для успешной борьбы партии против местного национализма и сыграли решающую роль в деле разгрома буржуазных националистов Татарии, Башкирии и других национальных республик и областей.
Вторым пунктом повестки дня совещания был вопрос «Практические мероприятия по проведению в жизнь резолюции XII съезда партии по национальному вопросу». И. В. Сталин изложил проект платформы по национальному вопросу, одобренный Политбюро ЦК РКП (б) 4 июня 1923 г. и представленный на утверждение совещания. Значительное место в платформе занимали вопросы, касающиеся разработки Конституции СССР. Платформа определяла состав второй палаты ЦИК СССР — Совета Национальностей. Представители республик и областей во второй палате должны были утверждаться съездом Советов СССР136. Платформа Политбюро ЦК РКП (б) предусматривала равенство прав обеих палат и разрешение конфликтов между ними в особой согласительной комиссии. В платформе указывалось о создании пяти слитных союзных комиссариатов (Наркоминдел, Наркомвнешторг, Наркомвоенмор, НКПС и Наркомпоч- тель), пяти директивных или объединенных наркоматов (Наркомфин, ВСХН, Наркомпрод, Наркомтруд и РКИ); остальные наркоматы являлись республиканскими13*. Платформой Политбюро ЦК РКП (б) предусматривалось также введение в коллегии наркоматов представителей наиболее крупных национальностей и расширение бюджетной самостоятельности республик. Следующие разделы платформы содержали предложения о мерах по вовлечению трудовых элементов местного населения национальных республик и областей в партийное и советское строительство, о мероприятиях по повышению культурного уровня местного населения, о хозяйственном строительстве, создании национальных войсковых частей, постановке партийно-воспитательной работы в национальных республиках и областях и о подборе кадров
|
186 См.: И. В. Сталин. Сочинения, т. 5, стр. 295.
|
187 См. там же, стр. 295—296.
|
партийных и советских работников для обеспечения проведения в жизнь решений XII съезда по национальному вопросу 13
Совещание заслушало информационные сообщения представителей 20 национальных республик и областей. Основное внимание в этих сообщениях уделялось вопросу о создании национальных кадров пролетариата и работников партийного и советского аппарата в республиках и областях, необходимости борьбы против великодержавного шовинизма и местного национализма и вопросу о создании условий для решения задачи ликвидации фактического неравенства наций. Большое внимание в прениях уделялось второму пункту повестки дня — обсуждению вопросов Конституции СССР.
В некоторых выступлениях представителей республик сказалось влияние националистической идеологии. Сепаратистски настроенные элементы, выдвигавшие предложения, направленные на умаление прав союзного государства, пытались навязать совещанию решения, не соответствующие решениям Конституционной комиссии ЦК. Так, Раковский заявил, что, желая расширить права отдельных республик, представители Украины вошли в комиссию ЦК РКП (б) с предложением о переводе трех объединенных комиссариатов — Наркомпрода, РКИ и Наркомтруда — в состав самостоятельных. Он вновь предложил перевести Наркомвнешторг и Нар- коминдел из слитных комиссариатов в объединенные и повторил предложение о создании двух отдельных президиумов ЦИК СССР139.
Националистические тенденции прозвучали и в выступлении Скрыпника, требовавшего, чтобы ЦК РКП (б) привел данные о национальном составе центральных органов и учреждений РСФСР, в частности Наркомфина. Он допустил циничное утверждение, что «интернационализм измеряется отпускаемыми средствами»140. Раковский и Скрыпник подчеркивали, что они выражают якобы не только свое мнение, а общее мнение представи
|
138 См.: И. В. Сталин. Сочинения, т. 5, стр. 297—300.
|
138 См.: «Четвертое совещание ЦК РКП (б)...», стр. 89.
|
телей Украины, что вызвало решительные возражения секретаря ЦК КП(б)У Мануильского, который сообщил, что в среде руководящих работников Украины существуют серьезные разногласия по вопросу о Конституции СССР и о характере союзного государства: «Я не скрою, товарищи, что у нас на Украине имеются серьезные расхождения с частью товарищей... Расхождения эти по линии государственной заключаются в том, что часть товарищей стоит на точке зрения, что тот союз, который сейчас организуется и будет проведен на ближайшей сессии ЦИКа, должен представлять из себя конфедерацию государств, мы же стоим на точке зрения, что этот союз должен являться и является союзным государством, а отнюдь не конфедерацией государств ш.
Против Мануильского выступил Скрыпник, который, неправильно утверждал, что Мануильский якобы отражает точку зрения великодержавного шовинизма. В то же время Скрыпник стремился отмежевываться от идеи конфедерации.
Сепаратистские националистические выступления получили отпор со стороны подавляющего большинства участников совещания. Выступавшие указывали на необходимость обеспечить создание могучего союзного государства, а не конфедерации.
О братском единстве народов Советских республик и издавна сложившейся исторической общности их судеб горячо говорил в своем выступлении Г. К. Орджоникидзе. Особенно подробно осветил Г. К. Орджоникидзе вопрос об исконных связях грузинского и русского народов. «Грузинские крестьяне, говорил Орджоникидзе, видели в России свою защитницу от турок, персов...» ш.
Представитель Белоруссии Богуцкий, выступая на совещании, подчеркнул, что именно Советская Россия, русский народ «помогали Советской Белоруссии создать и возродить культуру» мз.
В выступлениях других делегатов также говорилось о необходимости крепить дружбу народов и вести борьбу как против великодержавного шовинизма, так и мест- ного национализма.
|
141 Там же, стр. 202—203.
|
Выступая на совещании вторично, Раковский пытался отрицать, что он сторонник конфедерации. Он говорил, что, очевидно, хотят «в историю партии и нашего конституционного строительства внести такое представление, что вот здесь борются федералисты и конфедера- листы»144. Понимая, что большинство совещания настое- но в пользу единства союзного государства, Раковский заявил о своем признании пункта Конституции СССР об объединении республик «в одно союзное государство», в то время, как ранее он выступал против этого пункта, предлагая заменить его пунктом о союзе государств Одновременно Раковский продолжал отстаивать сепаратистскую точку зрения на построение верховных органов СССР и Конституцию СССР. Принятие этой точки зрения по существу означало бы изменение характера союзного государства и превращение его в конфедерацию. С резкими возражениями против предложений Ра- ковского выступил И. В. Сталин. В своем заключительном слове он сказал: «Неверно, что вопрос о конфедерации и федерации пустяковый вопрос. Разве это случайность, что тт. украинцы, рассматривая известный проект Конституции, принятый на съезде Союза республик, вычеркнули из него фразу о том, что республики „объединяются в одно союзное государство"?» 145. Напоминая далее о предложениях Раковского и его сторонников относительно второй палаты, президиума ЦИК, Нар- комвнешторга и Наркоминдела, И. В. Сталин делал вывод, что во всем этом проявляется желание добиться в смысле определения характера союза «чего-то среднего между конфедерацией и федерацией с перевесом в сторону конфедерации»146.
Спор о характере союзного государства имел большое принципиальное значение. В советской исторической литературе принято считать, что марксисты в принципе отрицают такую форму государства диктатуры пролетариата, как конфедерация. На деле это не так. И. В. Сталин в письме к В. И. Ленину по поводу ленинских тезисов по национальному и колониальному вопросу для II конгресса Коминтерна, признавал конфедерацию
|
144 См.: «Четвертое совещание ЦК РКП (б)...», стр. 232.
|
145 И. В. Ст а л и н. Сочинения, т. 5, стр. 335.
|
как необходимую форму в определенных конкретных исторических условиях. Пометки В. И. Ленина на этом письме И. В. Сталина свидетельствуют о том, что Ленин также допускал возможность образования конфедерации147. ЦК РКП (б) отвергал предложения о превращении СССР в конфедерацию не потому, что коммунисты были в принципе против такой формы, а вследствие того, что конкретно-исторические условия существования и развития советских республик свидетельствовали, что решить стоявшие перед республиками задачи социалистического строительства можно было наилучшим образом при максимально тесном объединении этих республик в составе федеративного государства, имеющего центральные федеральные органы власти с достаточно широкой компетенцией. Причинами, побуждавшими к теснейшему объединению, были исторически сложившаяся общность экономики и культуры народов советских республик и наличие капиталистического окружения и постоянной угрозы нападения извне. Диктатура пролетариата, осуществляя интернационалистическую политику, являлась основой для сближения народов, но конкретная форма государственного объединения, т. е. образование союзного федеративного государства, определялось теми конкретно-историческими причинами, которые мы отметили выше.
В выступлениях Раковского и его сторонников, фактически отстаивавших конфедерацию и всячески стремившихся умалять права центральных союзных органов, проявилось игнорирование причин, диктующих необходимость федеративного государства. Игнорирование этих причин неизбежно привело бы к ослаблению диктатуры пролетариата, так как в существовавших условиях она могла успешно решить свои задачи только при тесном объединении советских народов в составе централизованного федеративного государства. Именно поэтому партия справедливо оценивала выступления Раковского и его сторонников как проявления сепаратизма и указывала, что они находятся в противоречии с ленинским пониманием единства советских народов.
Четвертое совещание ЦК РКП (б) приняло постанов
|
147 См.: В. И. Ленин. Сочинения, т. XXV, изд. 3, стр 287, 624.
|
ление «Практические мероприятия по проведению в жизнь резолюции XII съезда по национальному вопросу». В раздел о Конституции СССР были целиком, без изменений, включены предложения, содержавшиеся в платформе, одобренной Политбюро ЦК РКП (б) 148.
Резолюция совещания определяла состав Совета Национальностей как палаты, состоящей из представителей всех национальных республик и областей, устанавливала равенство прав обеих палат союзного ЦИК, равенство их компетенции, наличие одного законодательного Президиума ЦИК СССР, создание пяти слитных комиссариатов (Наркоминдел, Наркомвнешторг, Наркомвоенмор, НКПС и Наркомпочтель) , пяти директивных * наркоматов (финансов, продовольствия, труда,, РКИ и ВСНХ), остальные комиссариаты оставались в ведении союзных республик. В резолюции Четвертого совещания специально было указано, что совещание отвергает предложения украинских товарищей о создании двух законодательных президиумов ЦИК СССР и о переводе наркоматов иностранных дел и внешней торговли в разряд директивных комиссариатов149.
Решения Четвертого совещания ЦК РКП (б) с ответственными работниками национальных республик и областей сыграли большую роль в выработке Конституции СССР. Они были направлены на создание наилучших условий для хозяйственного, политического и культурного развития всех советских наций и народностей, мобилизовали членов партии на борьбу против великодержавного шовинизма и местного национализма, за воспитание коммунистов в духе подлинного пролетарского интернационализма. Совещание своими решениями внесло ясность в трактовку ряда важнейших вопросов Конституции СССР и отвергло сепаратистские предложения по вопросу о второй палате, структуре и компетенции центральных органов СССР. Тем самым была значительно облегчена и ускорена разработка Конституции СССР в Конституционной комиссии ЦИК СССР, так как отныне сторонники наиболее тесного объ
|
м$ См.: «КПСС в резолюциях...», ч. 1, стр. 763
|
* Союзно-республиканских.
М9 См. там же, стр 763—764.
232
|
единения народов и необходимой в существующих исторических условиях централизации союзного государства могли опираться в своей борьбе против сепаратистов не только на решения Конституционной комиссии ЦК РКП (б), но и на решения широкого совещания ЦК РКП (б) с работниками всех национальных республик и областей.
|
| |