Институт истории
С. И. ЯКУБОВСКАЯ
СТРОИТЕЛЬСТВО
СОЮЗНОГО СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА 1922-1925 гг.
СОЗДАНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ основ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СОЮЗА ССР
ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ПЕРИОД РАЗРАБОТКИ КОНСТИТУЦИИ СССР
Разработка Конституции СССР происходила в условиях первого периода нэпа. В 1923/24 хозяйственном году выявились первые успехи восстановления народного хозяйства на путях осуществления новой экономической политики. Наиболее явно эти успехи проявились в сельском хозяйстве и в легкой индустрии. Посевная площадь в 1913 г. составила 105,0 млн. га, в 1922 г.— 77,7 млн., в 1924 г.—98,1 млн. га *. Показателен был процент роста посевов технических культур. Посевы хлопка в 1922 г. занимали 70,3 тыс. га, а в 1924 г. уже 447 тыс; посевы сахарной свеклы составляли в 1922 г. 182 тыс. га, а в 1924 г. — 309,2 тыс.; посевная площадь льна приблизилась к довоенной2. В увеличении площади посевов технических культур находил отражение процесс укрепления межобластных экономических связей, экономической смычки между городом и деревней.
Быстрыми темпами восстанавливалась и социалистическая промышленность СССР. 1923-й год дал наибольший темп прироста продукции промышленности за восстановительный период — 52,9% 3. Валовая продукция
|
1 Gm.: «Социалистическое строительство СССР». Статистический ежегодник ЦУНХУ Госплана. М., 1935, стр. 322.
|
* См. там же.
8 См.: «Развитие советской экономики». М., 1940, стр. 203.
|
промышленности в 1924 г. увеличилась сравнительно с 1921 г. более чем в 2 раза4, при этом производство средств производства возросло почти в 2 раза, а производство средств потребления — более чем в 2 раза5.
Борьба народов советских республик за восстановление хозяйства происходила в условиях преодоления больших трудностей, которые особенно проявились в
1922 г., когда возник большой разрыв цен на сельскохозяйственные и промышленные товары. В основе трудностей лежало расхождение в уровне восстановления сельского хозяйства и промышленности. Валовой сбор зерновых культур уже в 1922 г. достиг 70% довоенного уровня, в то время как продукция промышленности составляла в этом году 25% довоенной6. Цены на промышленные товары росли так же в результате больших накладных расходов, плохой работы торговой сети и неправильных установок в области политики цен, которые давали троцкисты, работавшие в хозяйственных органах. Большой разрыв цен на сельскохозяйственные и промышленные товары создал угрозу союзу рабочего класса и крестьянства. Благодаря принятым Коммунистической партией и Советской властью мерам, героической борьбе рабочего класса за снижение себестоимости продукции и подъем производительности труда эти трудности были успешно преодолены.
Хозяйственные трудности 1923 г. не были кризисом, свойственным капиталистической экономике. Резолюция XIII партийной конференции, характеризуя хозяйственные трудности 1923 г., отметила: «...нынешний кризис отнюдь не может быть уподоблен тем кризисам бестоварья и бесхлебья, которые страна переживала в 1919—1920—
1921 годах. Основные элементы народного хозяйства в целом (количество производимого угля, нефти, металла, хлопка, остающегося в руках крестьянства хлеба и пр.), несомненно, возросли. Кризис явился результатом несоответствия между этими отдельными отраслями народного
|
4 См.: «Социалистическое строительство. СССР». Статистический
|
ежегодник ЦУНХУ. Госплана. М., 1936, стр. 2.
|
6 См.: там же.
6 См.: «Развитие советской экономики», стр. 222.
|
хозяйства и, в первую очередь, неумения нашей госпро- мышленности и торговли проложить себе дорогу к крестьянскому массовому рынку» 7.
В области дальнейшего развития советского народного хозяйства встала задача обновления и расширения основного капитала в промышленности, необходимость форсировать восстановление обрабатывающей промышленности, в первую очередь металлообрабатывающей. На очередь дня выдвинулась задача приступа к социалистической реконструкции народного хозяйства.
Народы советских республик вели героическую борьбу за восстановление народного хозяйства, воодушевленные великими целями социалистического строительства. Пути и методы строительства социализма были разработаны в трудах В. И. Ленина. В своем последнем публичном выступлении на пленуме Моссовета В. И. Ленин выразил твердую уверенность, что «из России нэповской будет Россия социалистическая»8.
Историческое значение имело опубликование в 1923 г.. последних работ В. И. Ленина, в которых разработан' план строительства социализма в Советском Союзе- В этих работах В. И. Ленин подчеркнул, что единственно- прочной материальной базой социализма является высокоразвитая социалистическая индустрия, и разработал план вовлечения крестьян в социалистическое строительство на основе упрочения экономической смычки социалистической промышленности с экономикой сельского хозяйства и кооперирования трудового крестьянства.
В качестве органической части плана построения социализма в СССР Ленин выдвигал задачу осуществления культурной революции, социалистической переделки сознания широких трудящихся масс города и деревни.
Борьба за решение трудной задачи восстановления народного хозяйства, а тем более — задач социалистической реконструкции народного хозяйства требовала создания сильных, обладающих широкой компетенцией союзных органов власти. Это и отражено, как мы увидим ниже, в Конституции СССР 1924 г.
|
7 «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов ЦК», ч. 1, изд. 7, М., 1954, стр. 787—788.
|
8 В. И. Л е н и н. Сочинения, т. 33, стр. 405.
|
1923-й год был годом больших не только хозяйственных, но и внешнеполитических трудностей для Советского государства. Правительство Союза ССР, руковод* ствуясь ленинскими указаниями о возможности мирного сосуществования стран с различной социально-экономической и государственной системой, неуклонно проводило политику мира и сотрудничества с народами всех стран.
Однако миролюбивая внешняя политика Советского Союза встречала сильное сопротивление со стороны реакционных империалистических кругов, готовивших новую войну и не оставивших надежду навязать силой оружия народам СССР господство свергнутых в октябре 1917 г. помещиков и капиталистов.
В 1923 г. вследствие действий агрессивных сил, главным образом в США, Англии и Франции, напряженность в международных отношениях чрезвычайно усилилась. Обострение международной обстановки было обусловлено усилением экономических, социальных и политических противоречий в системе стран капитализма. Мобилизуя все силы на подавление революционного движения, новый подъем которого наблюдался в капиталистических странах, империалисты одновременно готовили новую войну. У власти в ряде стран находились группировки воинствующих империалистов: в Италии с
1922 г.— фашисты во главе с Муссолини, во Франции — кабинет Пуанкаре, в Англии — кабинет консерватора Бонар-Лоу, министром иностранных дел в котором был заклятый враг Советской России Керзон. Напряженность международной обстановки и угроза новой войны особенно усилились после оккупации французскими империалистами в январе 1923 г. Рура.
В эти ответственные дни Советская страна подняла свой голос в защиту суверенности германского народа и заявила твердый и резкий протест против захватнических действий французских империалистов. Рабочий класс СССР во время событий в Руре показал высокие образцы интернационализма.
Весной 1923 г. воинствующие имериалистические круги предприняли ряд шагов с целью развязать новую интервенцию против СССР. 8 мая 1923 г. английский министр иностранных дел Керзон направил Советскому
|
правительству от имени английского правительства ноту, содержавшую требования, несовместимые с суверенными правами Советского Союза. Нота Керзона содержала всякого рода измышления по поводу мнимой советской пропаганды в Иране и Афганистане и была составлена в виде ультиматума, согласно которому от Советского правительства требовали в 10-дневный срок удовлетворить претензии Англии. Ультимативный, оскорбительный характер английской ноты свидетельствовал о том, что английское правительство сознательно провоцирует конфликт с Советским Союзом.
Два дня спустя после опубликования ноты Керзона — 10 мая 1923 г. в Лозанне белогвардейцем Конради был убит советский представитель в Италии, делегат Советского Союза на Лозаннской конференции, В. В. Воровский. Убийство В. В. Воровского произошло в обстановке разнузданной антисоветской травли, организованной врагами СССР и поощряемой швейцарским правительством.
Ультиматум Керзона, убийство В. В. Воровского, вынесение швейцарским судом оправдательного приговора его убийце, английские антисоветские демонстрации в Белом море, травля Советского Союза в американских, английских, французских и других реакционных газетах— все это свидетельствовало о том, что дело шло о давно готовившемся выступлении врагов Советского Союза, об их стремлении создать почву для вооруженного нападения на СССР. В этой сложной международной обстановке, в условиях угрозы новой интервенции Советское государство проявило большую стойкость, выдержку и дипломатическое искусство. Советское государство твердо заявило об отказе поступиться какими бы то ни было своими суверенными правами, о непризнании им переговоров в тоне угроз и ультиматумов.
В дни ультиматума Керзона и злодейского убийства белогвардейцами Воровского в Москве, Петрограде, Киеве, Харькове, Минске, Тбилиси, Баку и других городах происходили многотысячные стихийные народные демонстрации, явившиеся ярким проявлением народного гнева и возмущения наглым поведением империалистов, выражением огромной любви советского народа к своему отечеству. Не случайно рабочие Московского механиче
|
ского завода НКПС напомнили в решении своего собрания лорду Керзону, что «он имеет дело не со своей колонией. где привык разговаривать наглым тоном потомственного рабовладельца, а с победоносной республикой рабочих и крестьян»9.
Народы всех советских республик проявили полное единодушие в отпоре проискам агрессоров.
Провокационные выступления агрессоров в 1923 г. вновь напомнили народам советских республик о том, какие огромные трудности и опасности надо преодолеть, осуществляя социалистическое строительство в условиях капиталистического окружения. Преодолеть эти трудности народы Советского Союза могли лишь при сохранении тесного единства, и не случайно поэтому при разработке конституционных основ Союза ССР представители союзных республик единодушно выступили за максимальное единство в вопросах организации обороны СССР. На основе проведения новой экономической политики укрепилась классовая база диктатуры пролетариата, упрочился союз рабочего класса с крестьянством, союз трудящихся всех наций.
Укрепление Советского государства происходило в условиях острой классовой борьбы. В тот период в Советской стране имел место некоторый рост и оживление капиталистических элементов. Враждебные пролетариату классы пытались оказать воздействие на мелкую буржуазию, повести ее за собою. В отдельных случаях, благодаря слабости работ местных партийных организаций и советских органов, кулакам удавалось увлечь за собою часть середняков и даже бедняков и организовать антисоветские выступления. Одним из проявлений деятельности враждебных пролетариату классов были выступления великодержавных шовинистов и местных буржуазных националистов.
Острая классовая борьба в стране находила отражение и в острой идейно-политической борьбе. Чуждые пролетариату классы оказывали определенное идеологическое воздействие на неустойчивые элементы партии, и именно это обусловливало появление в партии всякого рода антиленинских, фракционных группировок.
|
9 Н.Л.Рубинштейн. Внешняя политика Советского государства в 1921—1925 гг. М., 1953, стр. 437.
|
1923—1924 гг.—время разработки Конституции СССР — было временем активных выступлений троцкистской оппозиции, получившей единодушный отпор со стороны абсолютного большинства партии. В ряде работ, опубликованных в 1923 и 1924 гг., Троцкий выступил с открытой ревизией ленинизма, пытался подменить его троцкизмом. В деле разоблачения антиленинской с>ш- ности выступлений Троцкого и его соратников имела огромное значение разъяснительная работа, проводимая Центральным Комитетом партии, опубликование работ И. В. Сталина и других видных деятелей партии.
XIII конференция Коммунистической партии, подведя итоги дискуссии с троцкистами, в своем решении указала, что в лице троцкистской оппозиции мы имеем не только «попытку ревизии большевизма, не только прямой отход от ленинизма, но и явно выраженный мелкобуржуазный уклон. Не подлежит никакому сомнению, что эта оппозиция объективно отражает напор мелкой буржуазии на позиции пролетарской партии и ее политику» 10. Конференция призвала партию к систематической и энергичной борьбе против троцкизма.
В условиях существования антагонистических классов остро стояла задача укрепления всей системы диктатуры пролетариата, задача упрочения пролетарского государства, являющегося основным орудием в борьбе за построение коммунизма.
Борьба за укрепление пролетарского государства предполагала твердое проведение в жизнь социалистической законности, последовательное применение мер пресечения вражеской антисоветской деятельности, предоставление органам государственной власти широких полномочий для борьбы против всех проявлений анархии, дезорганизации и сепаратизма. Основой укрепления диктатуры пролетариата являлось дальнейшее укрепление связи Советов с народными массами, вовлечение широких масс трудящихся в активное участие в государственном строительстве. В неразрывной связи с задачей укрепления пролетарского государства находилась задача строгого соблюдения ленинских принципов демократического централизма и коллективизма в
|
10 «КПСС в резолюциях...», ч. 1, стр. 782.
|
работе партийных и советских органов, задача очистки государственного аппарата от бюрократических и иных чуждых элементов.
Известно, какое большое внимание уделял В. И. Ленин в своих последних выступлениях и работах задаче укрепления пролетарского государства, улучшения работы государственного аппарата и очистки его от чуждых элементов. В статьях «Как нам реорганизовать Рабкрин» и «Лучше меньше, да лучше» В. И. Ленин подчеркнул необходимость вовлечения передовых рабочих в дело улучшения советского госаппарата. В «Письме к съезду» В. И. Ленин выдвинул задачу укрепления связи партии с рабочим классом и привлечения большего числа рабочих в ЦК Коммунистической партии. Большое внимание в этом замечательном документе уделил В. И. Ленин задаче улучшения работы советского государственного аппарата. Он писал: «Достаточно, если мы за пять лет создали новый тип государства, в котором рабочие идут впереди крестьян против буржуазии, и это при условии враждебной международной обстановки представляет из себя дело гигантское» 10а. Ленин отмечал далее крупные недостатки Советского государственного аппарата и формулировал задачи, которые стояли в области улучшения его деятельности и укрепления связи советских государственных органов с рабочими массами.
Обосновывая принципы строительства союзного государства, В. И. Ленин исходил из задач укрепления диктатуры пролетариата, неустанно подчеркивая необходимость при разработке Конституции СССР гарантии прав наций, входивших в СССР.
Создание конституционных основ Союза ССР находилось в неразрывной связи с общей задачей укрепления системы диктатуры пролетариата.
Острая классовая и идейно-политическая борьба в стране в период разработки Конституции СССР 1924 г. нашла свое преломление и в борьбе по вопросу о характере союзной Конституции. Под руководством Коммунистической партии первая Конституция Союза ССР была разработана в соответствии с ленинскими принципами
|
|0а В. И. Ленин. Сочинения, т. 36, стр. 546.
|
строительства пролетарского многонационального государства. Создание конституционных основ СССР явилось процессом, в котором можно наметить ряд конкретно исторических этапов. Первым из таких этапов был период со времени образования СССР до XII съезда Коммунистической партии.
Период до XII съезда РКП (б)
Образование союзного государства, как сказано выше, было встречено единодушным одобрением со стороны народных масс всех советских республик.
Многочисленные телеграммы и приветствия, адресованные ЦК РКП (б) и В. И. Ленину, отражали мысли и настроения трудящихся разных национальностей в связи с образованием СССР. Собрание рабочих Сербской мануфактуры (Московская область) в телеграмме В. И. Ленину писало, что, заслушав доклад о работе X Всероссийского съезда Советов, рабочие горячо приветствуют «организацию Союза Советских Социалистических Республик»11. Съезд водников, состоявшийся в январе 1923 г. в Благовещенске, в приветствии В. И. Ленину писал: «Да здравствует великий съезд Советских республик. Да здравствует Совнарком и вождь трудящихся Владимир Ильич» 12. Шахтеры Кузбасса на своем собрании, состоявшемся в начале 1923 г., приветствовали В. И. Ленина в связи с образованием СССР и писали, что «шахтеры Ленинского рудника в далеком Кузбассе рубят уголь в своих глубоких шахтах с такой же настойчивой энергией, с какой международный пролетариат под твоим мудрым руководством, великий вождь, рубит устои капитализма»13. Многочисленные телеграммы поступали также в адрес ЦИК СССР. Приветствуя ЦИК СССР в связи с образованием союзного государства, 3-й съезд профсоюзов Азербайджана писал, что союзное государство явится мощным «оплотом международного пролетариата»и. Павлодарский уездный съезд Советов послал в адрес ЦИК СССР привет
|
11 ЦГАОР, ф. 130, оп. 7, д. 191, л. 26.
|
14 Там же, ф. 3316, оп 16, д. 4. л.
|
ствие «объединению трудящихся братских республик» ,6.
Семипалатинский губернский съезд Советов (1923 г.) приветствовал в лице ЦИК СССР «выразителя братской солидарности трудящихся всех национальностей»16.
Съезд горняков Кизела (1923 г.) в связи с образованием СССР послал приветствие ЦИК СССР и В. И. Ленину1?. Первое Всеукраинское совещание научных работников, состоявшееся в Харькове, приветствуя ЦИК СССР, выражало уверенность, что деятельность верховных органов СССР создаст «широкие перспективы для научного творчества и новой социалистической культуры» 18.
IX Букеевский губернский съезд Советов (Казахстан) приветствовал образование СССР и от имени трудящихся выражал готовность «в любой момент выступить на защиту СССР» |9.
Собрание трудового крестьянства Сольвычегодского уезда в своем приветствии писало: «Создание Союза Советских Социалистических Республик не встретит ничего иного, кроме искренного сочувствия. Трудящиеся уже .знают цену национальной вражде и солидарности»20. II съезд Советов Якутской Республики в телеграмме ЦИК СССР посылал «свой привет главе свободного ■ Союза свободных республик — ЦИК Союза ССР»21.
Эти приветствия отражали доверие трудящихся всех национальностей советских республик к национальной политике Коммунистической партии, к великому Ленину, осознание ими исторической необходимости объединения в составе социалистического многонационального государства.
Образование союзного государства в соответствии с ленинской идеей добровольного союза равноправных государств соответствовало чаяниям широких трудовых масс национальностей советских республик. Для того,
|
16 ЦГАОР, ф. 3316, оп. 16, д. 4, л. 17.
16 Там же, оп. 14, д. 4, л. 19.
|
40 Там же, оп. 16, д. 4, л. 54.
|
чтобы полностью оправдать эти чаяния, необходимо было разработать конституционные основы союзного государства в строгом соответствии с ленинскими принципами национальной политики.
Создание конституционных основ СССР происходило с 1923 по 1924 г. Первый этап этого процесса — период до XII съезда РКП (б) —характеризуется тем, что функции общесоюзных государственных органов в это время продолжали исполнять государственные органы РСФСР. 1-я сессия ЦИК СССР избрала Президиум ЦИК. Однако Совнарком СССР не был избран. Сессия поручила Президиуму ЦИК к ближайшей сессии ЦИК Союза разработать положение о наркоматах, а также наметить персональный состав союзного СНК и внести на утверждение 2-й сессии ЦИК СССР22. 1-я сессия ЦИК СССР поручила также Президиуму ЦИК разработать к ближайшей сессии ЦИК СССР Положение о СНК и СТО СССР, Положение о ЦИК союза и его членах и проекты государственного флага и герба СССР23.
На первом заседании Президиума ЦИК СССР
10 января 1922 г. было создано шесть комиссий: 1) по выработке Положения о СНК, СТО СССР и наркоматах Союза, причем проект Положения о СНК и СТО должна была разработать сама комиссия, а проекты положений
0 наркоматах — представить наркоматы РСФСР; 2) бюджетная комиссия; 3) комиссия по выработке Положения о Верховном Суде и ГПУ; 4) по разработке проекта государственного флага и герба Союза ССР; 5) по выработке Положения о ЦИК СССР и его членах и 6) по персональному составу коллегий наркоматов24.
На этом же заседании Президиума ЦИК было принято решение в кратчайший срок разослать ЦИК союзных республик тексты Декларации и Договора об образовании СССР с тем, чтобы свои замечания ЦИК республик прислали в Президиум ЦИК СССР не позднее
1 марта 1923 г.25
|
32 См.: «I съезд Советов Союза ССР». Стенографический отчет. М., 1923, стр. 4.
|
24 См.: «Образование СССР». Сб. документов. М.— Л., 1949. стр. 339—340.
|
Таким образом, Президиум ЦИК СССР сразу после своего избрания приступил к деятельности по разработке основ государственного устройства СССР.
Вплоть до июля 1923 г. Президиум ЦИК СССР не осуществлял текущую законодательную и распорядительную работу. По постановлению 1-й сессии до созыва 2-й сессии ЦИК СССР «все полномочия по изданию директив и постановлений, обязательных для всего Союза», передавались ВЦИК и его Президиуму26.
Постановление 1-й сессии ЦИК СССР было вызвано тем, что еще не были созданы исполнительные органы власти СССР (СНК, СТО, наркоматы), через которые ЦИК СССР мог бы осуществлять свою работу по управлению союзным государством. Эту работу продолжали осуществлять государственные органы РСФСР: ВЦИК, СНК и СТО РСФСР. На протяжении этого периода ВЦИК и СНК РСФСР рассмотрели и решили ряд вопросов, затрагивающих интересы всех республик, входящих в состав СССР. Так, б марта 1923 г. СНК РСФСР утвердил Положение об объединении деятельности статистических учреждений автономных и союзных республик27. ВЦИК, однако, не утвердил это постановление и предложил, согласовав его предварительно с республиками, внести новое28. В марте 1923 г. СНК РСФСР принял постановления о внешней торговле СССР, о представительствах иностранных фирм в СССР29, о создании на Украине общества «Экспорт- хлеб», как части общесоюзного общества30.
Восьмого марта 1923 г. ВЦИК и СНК РСФСР издали декрет об учреждении при Совнаркоме РСФСР Главного концессионного комитета, который состоял из председателя и четырех членов, назначаемых СНК РСФСР. Главконцесскому предоставлялось право приглашать на свои заседания представителей ведомств и республик с правом совещательного голоса 31.
В тот же день Президиум ВЦИК постановил распро
|
86 См.: «Образование СССР» Сб. документов. М.— Л., 1949, стр. 338.
87 См.: ЦГАОР, ф. 130, оп. 7а, д. 1, л. 119
|
*' См.: СУ, 1923, № 20, ст. 246.
|
странить действие постановления СТО РСФСР о добыче и учете радия на все союзные с РСФСР республики32. В апреле 1923 г. было опубликовано постановление СТО РСФСР о передаче некоторых рудников Донбасса наркомпути РСФСР33 и о списке предприятий и объединений, имеющих право совершать эскпортно-импорт- ные операции.
Таким образом, органы РСФСР осуществляли руководство союзным государством до создания общесоюзных органов с согласия всех республик. Однако в проведении некоторых общесоюзных мероприятий были допущены отдельные ошибки. Неправильным, например, было то, что такой орган, как Главконцесском, учреждался не при СНК СССР, а при СНК РСФСР. Неправильным было также и то, что в распоряжениях, исходивших от наркоматов РСФСР, иногда указывалось, что они исходят от наркоматов СССР, которые еще не были созданы.
Ошибки, допущенные в этом направлении аппаратом государственных органов РСФСР, вызывали недовольство партийных и советских органов союзных республик. В феврале 1923 г. вопрос о необходимости уточнения функций государственных органов республик был поднят на Пленуме ЦК РКП (б), где было оглашено заявление М. Ф. Фрунзе, в котором он вносил следующие предложения: «1. Подтвердить в категорической форме необходимость отделения органов управления Союза Республик от существующих органов РСФСР. 2. Поручить Политбюро принять меры к немедленному конструированию на указанных в п. 1 началах типов управления Союза и РСФСР. 3. Признать необходимым пересмотр статей союзного договора в части, касающейся финансов (бюджет, займы), в направлении расширения бюджетных прав союзных республик в форме предоставления им права финансовой инициативы и заключения займов. 4. Признать необходимым расширение прав союзных республик в деле заключения концессионных договоров. 5. Избрать специальную комиссию ЦК для конкретной разработки вышеперечисленных предложе
|
32 См. там же, № 21, ст. 252.
|
33 См. там же, К* 32, ст. 357.
|
ний и для общего руководства разработкой Конституции Союза, осуществляемой Президиумом ЦИК Союза. 6. Отсрочить созыв заседаний сессии ЦИКа Союза на
2 месяца» 34. М. Ф. Фрунзе правильно ставил вопрос о необходимости ускорить создание органов Союза ССР. Однако его предложения о расширении прав республик следовало всесторонне продумать и обсудить.
Пленум ЦК РКП (б) на заседании 24 февраля 1923 г. принял решение о создании комиссии ЦК для руководства разработкой проектов Конституции. Комиссии поручалось заслушать доклады о ходе работы комиссии ЦИК по разработке Конституции и в случае необходимости изменить ее персональный состав. Комиссии ЦК поручалось также обсудить по существу предложения М. В. Фрунзе. В то же время Пленум ЦК РКП (б) указал, что до создания союзных органов существующая система взаимоотношений органов должна остаться без изменений35. Решением Пленума созыв сессии ЦИК СССР был отсрочен на два месяца.
21 марта 1923 г. представительство Украинской Советской Республики передало от имени Советского правительства УССР заявление на имя Президиума ВЦИК, СНК РСФСР и Политбюро ЦК РКП (б), в котором выражалось недовольство имевшими место случаями превышения полномочий со стороны наркоматов РСФСР30.
Республики возражали против создания Главконцес- скома при СНК РСФСР; этот декрет, как мы увидим дальше, был позже отменен. Возражение вызвали также и отдельные постановления, отменявшие решения ЭКОСО республик. Между тем разработка Конституции СССР затягивалась по ряду причин. Комиссии, созданные Президиумом ВЦИК для разработки конституционных положений, приступили к работе в начале 1923 г.
13 января 1923 г. состоялось первое заседание комиссии по разработке положений о СНК, СТО и наркоматах СССР. На этом заседании была выбрана подкомиссия для предварительной разработки проектов 37. Подкомис
|
34 ЦПА ИМЛ, ф. 17, оп. 2, д. 93, л. 3.
|
34 ЦГАОР, ф. 3316, оп. 16, д. 19, л. 1.
|
37 См. там же, on. 1, д. 9, л. 8.
|
сия приступила к обсуждению проекта Конституции, разработанного ВЦИК РСФСР. Одновременно на местах в республиках также была начата работа по составлению конституционных проектов.
Союзные республики считали, что в системе органов власти СССР должен быть создан орган, представляющий интересы национальностей. Подобные мнения высказывались уже накануне образования СССР. Исходя из ленинских указаний о необходимости гарантии прав наций, входящих в состав СССР, ЦК РКП (б) поручил И. В. Сталину продумать пути обеспечения этих прав. Выполняя это поручение, И. В. Сталин пришел к мнению о необходимости создания двух равных по своим правам палат в составе ЦИК СССР.
4 февраля 1923 г. И. В. Сталин написал письмо членам и кандидатам ЦК РКП (б) в связи с полученным им от ЦК поручением составить тезисы по национальному вопросу к XII съезду партии. В этом письме И. В. Сталин отмечал, что в вопросе о государственном строительстве «пожалуй, не все еще ясно или по крайней мере не все еще приведено в ясность и возможно придется внести в конституцию о союзе некоторые существенные изменения» 38.
И. В. Сталин отмечал в письме, что желательно выяснить мнение ЦК по трем вопросам.
Первый вопрос: «Входят ли наши республики в Союз через федеральные образования (РСФСР, Закфедера- ция) или самостоятельно, как отдельные государства» 39. И. В. Сталин отмечал, что этот вопрос усиленно обсуждается в восточных советских республиках, в частности в Советской Грузии. Он перечислял положительные стороны непосредственного вхождения республик в Союз и, в частности, отмечал, что этим достигается уничтожение посредствующего звена в системе союзного государства. Однако, как он подчеркнул, отрицательные стороны такого вхождения выразятся в разрушении исторически сложившихся федеральных образований, прежде всего РСФСР. И. В. Сталин делал вывод, что
|
38 ЦПА ИМЛ, ф. 3, on. 1, д 2479, л 83.
|
отрицательные стороны непосредственного вхождения республик в Союз явно превышают положительные.
Касаясь другого вопроса, который был связан с разработкой конституционных основ СССР, И. В. Сталин писал: «Второй вопрос — не следует ли кроме Союзного ЦИКа, составляющего в последнем счете представительство наиболее многочисленной нации, создать еще параллельный союзный орган, являющийся представительством всех национальностей Союза на началах равенства. Я думаю, что в этом пункте мы должны внести в Конституцию Союза поправку, дающую выход стремлениям национальностей Союза» 40.
Третий вопрос касался количества объединенных наркоматов. И. В. Сталин отмечал, что москвичам «не следует взять на себя инициативу в постановке данного вопроса»41, но в то же время указывал, что было бы желательно, чтобы по инициативе республик было увеличено количество объединенных наркоматов и, в частности, чтобы были объединены наркоматы просвещения, внутренних дел, юстиции, здравоохранения и социального обеспечения42. Последнее предложение И. В. Сталина было вызвано, очевидно, тем, что он считал создание в системе высших органов власти СССР органа, отражающего представительство наций, достаточной гарантией их прав, при которой отпадает потребность в самостоятельных республиканских наркоматах. Внося такое предложение И. В. Сталин подчеркивал, что подобная мера может быть осуществлена лишь по желанию самих союзных республик 43.
В начале февраля 1923 г. Политбюро ЦК РКП (б) обсудило письмо И. В. Сталина и приняло решение, которым поручало И. В. Сталину более детально разработать свой проект. С 21 по 24 февраля 1923 года происходил Пленум ЦК РКП (б), обсудивший проект тезисов И. В. Сталина по национальному вопросу к XII съезду партии. В решении Пленума ЦК говорилось: «а) Тезисы тов. Сталина принять за основу, б) Признать
|
40 ЦПА ИМЛ, ф. 3, on. 1, д. 2479, л. 83
|
необходимым развить программную часть тезисов, а также дать краткий обзор практических решений национального вопроса в партии и в органах советских государств в связи с борьбой с контрреволюцией в) Вопрос о двухпалатной системе выразить в более общей форме и в виде рекомендации советским учреждениям от имени партии, как один из наиболее целесообразных путей для разрешения национального вопроса»44. Пленум ЦК партии признал необходимым организовать на XII съезде секцию по национальному вопросу с участием в ней представителей национальных республик и областей. Для окончательной редакции тезисов Пленум выделил комиссию45. Пленум принял также решение сообщить тезисы, с позволения врачей, В. И. Ленину и, если В. И. Лёнин потребует пересмотра их, созвать экстренный Пленум ЦК46.
Нам не известно, смог ли В. И. Ленин по состоянию здоровья ознакомиться с содержанием тезисов. После доработки первоначального проекта, внесенного И. В. Сталиным, вопрос о создании второй палаты в системе высших органов союзного государства был поставлен на широкое обсуждение.
Вплоть до апреля 1923 г. в ЦК РКП (б) и ЦК компартий республик происходило обсуждение вопроса о существенных изменениях, которые предполагалось внести в текст Союзного Договора.
Таким образом, первоначальные сроки разработки конституционных основ союзного государства были отодвинуты. Огромное значение для разработки Конституции СССР имели решения XII съезда партии.
РЕШЕНИЯ XII СЪЕЗДА РКП (Б)
ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ
XII съезд партии имел историческое значение в процессе становления конституционных основ союзного государства.
За месяц до открытия XII съезда на страницах печати была открыта дискуссия по вопросам, стоящим в
|
44 Там же, ф. 17, оп. 2, д. 88, л. 1.
|
46 См. там же.
См. там же.
|
повестке дня съезда. В дискуссионных листах «Правды» и других газет происходило широкое обсуждение тезисов И. В. Сталина по национальному вопросу. Во время дискуссии наряду с выступлениями, содержавшими ценные мысли и соображения по поводу государственного устройства СССР, как например предложения о создании Отдела национальностей в составе ВЦИК, обеспечении прав национальных меньшинств, были и выступления, отражавшие сепаратистские, националистические и великодержавно-шовинистические взгляды. Так, в апреле 1923 г. в дискуссионном листке «Правды» были опубликованы статьи В. Квиркелия47 и Цивцивадзе, в которых отстаивались взгляды грузинских национал- уклонистов. Квиркелия в своей статье требовал уничтожения Закавказской федерации и считал, что республики «не должны входить в Союз через федеративные перегородки»48. С резким протестом против Квиркелия выступили Г. К. Орджоникидзе49 и Жожикашвили. В статье делегата XII съезда Жожикашвили «Старая погудка на новый лад» говорилось, что Квиркелия, требуя ликвидации Закавказской федерации, забывает о том, что «три советские республики: Грузия, Армения и Азербайджан образовали федеративную социалистическую советскую республику по единодушной воле трудящихся всех трех республик»50.
А. Г. Жожикашвили подчеркивал также в своей статье, что взгляды грузинских националистов были осуждены II съездом парторганизаций Закавказья, одобрившим линию Заккрайкома, направленную на обеспечение прочного национального мира в Закавказье51.
Были на страницах печати выступления, отражавшие неверное понимание сущности советского государственного строя: в них предлагалось, чтобы одна из палат была верхней. В органе ЦК КП (б) У — газете «Коммунист» также широко обсуждались тезисы И. В. Сталина по национальному вопросу.
|
47 См.: «Правда», 5 и 20 апреля 1923 г.
|
48 Там же, 5 апреля 1923 г.
|
4а См. там же, 11 апреля 1923 г.
|
w Там же, 15 апреля 1923 г.
|
Большие возражения вызвала в ходе дискуссии статья Лебедя, в которой нашли отражение великодер- жавнические настроения52. Лебедь пытался доказать, что имеет место якобы борьба двух культур — высокой русской культуры, являющейся социалистической культурой города, и более низкой украинской культуры, являющейся культурой деревни. В своих последующих статьях Лебедь, искажая взгляды Маркса и Энгельса, утверждал, что Маркс и Энгельс якобы считали прогрессивным подчинение отсталых национальных государств более развитым в промышленном отношении государствам. Великодержавно-шовинистические выступления Лебедя получили должный отпор со стороны коммунистов.
Одновременно с дискуссией на страницах печати национальный вопрос обсуждался в парторганизациях республик.
Вопрос о характере нового союзного государства занял большое место и в работе партийных конференций компартий союзных республик, состоявшихся накануне XII съезда партии. В конце марта 1923 г. состоялась XII партийная конференция компартии Белоруссии. Конференция одобрила образование СССР и указала: «Имея в виду необходимость предупреждения каких- либо недоразумений на почве определения прав и полномочий национальных советских государств, необходимо стремиться к созданию такой системы отношений между советскими государствами, при которой все советские государства должны иметь единое руководство в вопросах внешней и внутренней политики, с привлечением в то же время каждого национального советского государства к активному участию в едином руководстве»53. Резолюция отмечала также, что, «сохраняя командные высоты нашей промышленности, руководство финансами и внешней торговлей в руках единого центрального органа, должно поставить и разрешить в положительном смысле вопрос о большей децентрали
|
® См.: «Коммунист», 17 марта 1923 г.
|
53 «Решения и резолюции РКП (б) и КП (б) Б по национальному
|
вопросу». Минск, 1926, стр. 37.
|
зации управления теми отраслями хозяйства, которые имеют местное значение»54.
Состоявшаяся 4—10 апреля 1923 г. VII конференция КП(б)У уделила большое внимание национальному вопросу. С докладом по этому вопросу на конференции выступил М. В. Фрунзе. Докладчик правильно охарактеризовал большое значение образования СССР. В то же время он остановился на расхождениях между тезисами ЦК КП(б)У и тезисами И. В. Сталина. Главным пунктом этих расхождений был вопрос о том, как должна быть сформирована вторая палата — Совет Национальностей. В тезисах ЦК КП(б)У указывалось, что в нее должно входить равное число представителей от ■союзных республик, а представители автономных республик должны войти в числе представителей от РСФСР и ЗСФСР. «Идея вхождения только самостоятельных республик — главный пункт расхождения между тезисами ЦК КП(б)У и ЦК РКП(б)»55,— говорил М. В. Фрунзе в докладе на VII конференции КГ1(б)У.
По докладу М. В. Фрунзе VII конференция КП(б)У приняла резолюцию «О национальных моментах в партийном и советском строительстве». Это решение содержало значительно более детальные указания относительно конституционных основ СССР, нежели резолюция компартии Советской Белоруссии. VII конференция КП(б)У одобрила образование союзного государства, отметив в своем решении, что «Советский Союз является сейчас единственным уголком мира, где национальной вражде и борьбе нанесен смертельный удар, национальный гнет уничтожен, где создана обстановка взаимного доверия и заложены основы братского союза трудящихся масс всех национальностей»56.
В то же время конференция отмечала: «...партия не может считать, что национальный вопрос разрешен всецело» 57. Решение национального вопроса, указывала
|
54 «Решения и резолюции РКП (б) и КП(б)Б по национальному
|
вопросу». Минск, 1926, стр. 38.
|
58 «Коммунист», 13 апреля 1923 г.
|
58 «КП(б)У в резолюциях ее съездов и конференций». Харьков, 1927, стр. 254.
17 Там же, стр. 255.
|
VII конференция КП(б)У, есть длительный процесс, в ходе которого надо преодолеть ряд трудностей и опасностей. В своем решении VII конференция подчеркнула, что национальный момент должен «быть со всей полнотой учтен в вопросе об установлении окончательных государственных, правовых форм Союза Советских Социалистических Республик»58. Особую опасность, отмечала конференция, представлял «присущий нашему советскому аппарату уклон в сторону бюрокрэтически - централизованных методов управления, перешедших в наследство от старого царского прошлого. Эта вредная бюрократически-цен-грализаторская тенденция должна быть обезврежена точным разграничением функций органов управления Союза и отдельных республик» 59.
VII конференция КП(б)У намечала следующие начала, которые, по ее мнению, должны были лечь в основу Конституции СССР:
а) Полное равенство прав и обязанностей отдельных республик, членов Союза, как в их взаимоотношениях, так и по отношению к центральной союзной власти60.
б) построение органов власти Союза на началах, гарантирующих правильность отражения интересов народов федерации. «В этих целях наиболее действительной формой гарантии этих интересов явилось бы создание в системе органов верховного управления Союза специального органа, составленного из представителей отдельных республик, членов Союза — на основе принципа равенства» 61. Это положение резолюции было неправильно, так как умаляло права малых народов. В других пунктах резолюции говорилось, что Конституция СССР должна гарантировать: обеспечение за союзными республиками права участия в деятельности союзных наркоматов и осуществления контроля за нею62; предоставление союзным республикам достаточно широких финансовых, в частности бюджетных, прав, обеспечивающих возможность проявления с их стороны ини-
|
** Там же.
59 Там же.
60 Там же, стр. 256.
61 Там же.
и См. там же.
|
циативы и самодеятельности63; предоставление союзным республикам полноты прав во всех вопросах их национально-культурного развития, быта и государственно-административного управления 64.
Мы видим, что решение VII конференции КП(б)У содержало довольно подробно разработанную программу основных начал Конституции СССР. Сущностью этой программы являлось сочетание единства в управлении союзным государством с обеспечением прав членов Союза и возможности их активного, равноправного участия во всех делах, подлежащих ведению Союза.
VII конференция КП(б)У осудила как великодер- жавнические выступления, так и сепаратистские, националистические выступления.
11 апреля 1923 г. состоялась 2-я сессия ВУЦИК седьмого созыва, где с докладом о союзном строительстве выступил М. В. Фрунзе. Он отметил, что в настоящее время комиссия ВЦИК не в состоянии представить проект поправок в Союзный договор. Докладчик указал: «Приступив к разработке деталей, мы убедились, что вопросы союзного строительства еще более сложны, нежели казались нам ранее»65. Далее М. В. Фрунзе сообщил сессии ВУЦИК, что ЦК РКП (б) выдвинул идею создания в системе органов управления Союза двухпалатного представительства. «Идея создания второй палаты крупное новшество по сравнению с тем, что было намечено...»66.
М. В. Фрунзе сообщил делегатам, что 2-я сессия ЦИК СССР в связи с изменениями, которые предполагается внести в Союзный договор, отложена на два месяца, и предложил собрать сессию ВУЦИК для рассмотрения поправок в текст союзного договора через полтора месяца67.
По докладу М. В. Фрунзе о союзном строительстве развернулись оживленные прения. Все выступавшие в прениях делегаты одобряли образование СССР. Вносились также конкретные предложения о государственном
|
63 «КП(б)У в резолюциях ее съездов и конференций». Харьков, 1927, стр. 256.
|
65 «Коммунист», 12 апреля 1923 г.
|
устройстве СССР. Так, один из депутатов в своем выступлении заявил, что, на его взгляд, неправильно, чтобы ВСХН СССР одновременно выполнял функции ВСНХ РСФСР68. Ставился также вопрос о способе формирования второй палаты — Совета Национальностей. В заключительном слове М. В. Фрунзе довел до сведения членов ВУЦИК имеющиеся по этому вопросу расхождения мнений. Сессия ВУЦИК приняла решение обсудить проект Союзного договора через полтора месяца69.
Для Закавказских советских республик одним из важных вопросов, связанных с Конституцией СССР, был вопрос о том, как они войдут в состав СССР — непосредственно или через Закавказскую федерацию. Как известно, грузинские национал-уклонисты во главе с Мдивани возражали против вхождения республик Закавказья в СССР через Закавказскую федерацию и требовали ликвидации последней.
Под влиянием национал-уклонистов Пленум ЦК компартии Грузии в октябре 1922 г. принял решение, требовавшее ликвидации ЗСФСР и непосредственного вхождения Грузии в состав СССР. Это неправильное решение было осуждено ЦК РКП (б), который указал на необходимость сохранения Закавказской федерации. Состоявшийся в марте 1923 г. II съезд компартии Советской Грузии отверг предложения национал-уклони- ствов и указал, что Грузия должна войти в состав СССР через Закавказскую федерацию. В резолюции съезда говорилось: «II съезд КПГ, признавая правильной линию партии в Закавказье в области разрешения национального вопроса и создания Закавказской федерации, считает целесообразным решение о вхождении ССР Грузии в СССР через Закфедерацию»70. II съезд КПГ высказался за создание второй палаты в составе ЦИК СССР с равным представительством всех национальных республик71. II съезд парторганизаций Закавказья также одобрил вхождение Закавказских республик в состав СССР через Закавказскую федерацию.
68 См. там же.
** Там же.
7и «Заря Востока», 20 марта 1923 г.
71 Там же.
|
Таким образом во время подготовки к XII съезду партии происходило широкое обсуждение национального вопроса как на страницах печати, так и в партийных и советских организациях республик. Это обсуждение выявило прежде всего безусловное одобрение парторганизациями и широкими массами трудящихся национальных республик факта образования СССР. В отчете ЦК РКП (б) за декабрь 1922 — январь 1923 г. справедливо отмечалось, что объединение «в Союз Советских Социалистических Республик было встречено с полным сочувствием и энтузиазмом. В рядах нашей партии не было разногласия по этому вопросу. Дело объединения достаточно назрело и отвечало потребностям трудящихся масс всех Советских Республик»72. В опубликованном отчете ЦК РКП (б) XII съезду партии подчеркивались экономические и политические причины, требовавшие создания общесоюзных органов власти73. В частности, в нем указывалось на необходимость «государственного объединения хозяйственных усилий республики и планомерного распределения имеющихся у этих республик ресурсов», а также подчеркивалась важность создания единого фронта республик перед капиталистическим окружением74.
Таким образом, в ходе обсуждения тезисов И. В. Сталина по национальному вопросу основные положения этих тезисов были одобрены партийными организациями союзных республик. Выступления на страницах печати, отражавшие несогласие с тезисами И. В. Сталина,, были мнениями отдельных лиц, сепаратистски или вели- кодержавнически настроенных, и они не были поддержаны. парторганизациями республик. Лишь по одному пункту тезисов имелось расхождение между точкой зрения ЦК РКП (б), нашедшей отражение в тезисах И. В. Сталина, и точкой зрения компартии одной из союзных республик. Речь идет о расхождении по вопросу о способе формирования второй палаты, имевшемся между тезисами И. В. Сталина и решением VII конференции
|
71 «Известия ЦК РКП (б)», 1923, № 2.
|
КП(б)У. Решение VII конференции КП(б)У, приведенное выше, было неправильным, так как умаляло права малых народностей.
Ясность в вопросе о создании второй палаты, так же как и в другие важнейшие вопросы, связанные с разработкой Конституции СССР, должен был внести XII съезд партии.
XII съезд партии состоялся в Москве с 17 по 25 апреля 1923 г. Обсуждение национального вопроса заняло большое место в работе съезда. С докладом «Национальные моменты в партийном и государственном строительстве» выступил И. В. Сталин. Содержание доклада, как и ранее опубликованных тезисов его, свидетельствовало о том, что И. В. Сталин старался внимательно учесть указания, сделанные В. И. Лениным в его статье по национальному вопросу в декабре 1922 г.
В соответствии с мыслями, высказанными В. И. Лениным, в докладе было подчеркнуто международное значение правильного решения национального вопроса в СССР. Докладчик подчеркнул особое значение этого вопроса для угнетенных империализмом наций Востока. «Дело в том,— сказал И. В. Сталин,— что на наш Союз Республик весь Восток смотрит как на опытное поле. Либо мы в рамках этого Союза правильно разрешим национальный вопрос в его практическом применении, либо мы здесь, в рамках этого Союза, установим действительно братские отношения между народами, действительное сотрудничество,— и тогда весь Восток увидит, что в лице нашей федерации он имеет знамя освобождения, имеет передовой отряд, по стопам которого он должен идти, и это будет началом краха мирового империализма. Либо мы здесь допустим ошибку, подорвем доверие ранее угнетенных народов к пролетариату России, отнимем у Союза Республик ту притягательную силу в глазах Востока, которую он имеет,— и тогда выиграет империализм, проиграем мы»75.
В докладе было показано, что базой СССР является добровольность объединения и равноправие союзных республик.
|
76 И. В. С т а л и н. Сочинения, т. 5, стр. 238.
|
В этом докладе были охарактеризованы факторы, содействующие сближению советских народов, и факторы, тормозящие его. Базой сближения народов являлась классовая природа советской власти, интернационалистическая политика коммунистической партии. Факторами, тормозившими дело объединения советских республик, были великодержавный шовинизм и местный национализм, проявления которых росли в условиях перехода к нэпу и известного оживления капиталистических элементов на первой его стадии. В соответствии с указаниями В. И. Левина, И. В. Сталин охарактеризовал великодержавный шовинизм, как «первый и самый эпасный фактор, тормозящий дело объединения народов и республик в единый союз»76. Одним из факторов, тормозивших объединение, являлось наличие фактического неравенства наций по уровню их экономического, политического и культурного развития. В связи с этим выдвигалась задача оказания всемерной и всесторонней помощи со стороны русского пролетариата ранее угнетенным народам, а также задача приближения советской власти к населению в национальных республиках путем большего выдвижения в советские органы представителей трудящихся коренных национальностей. В докладе были подробно охарактеризованы задачи создания второй палаты в составе ЦИК СССР. И. В. Сталин отметил, что создание второй палаты, без сомнения, усложнит систему управления союзным государством, но что оно необходимо для того, чтобы в составе высших органов СССР был орган, отражающий запросы всех национальностей77. При этом в докладе подчеркивалось, что для того, чтобы вторая палата могла правильно осуществлять свою роль, необходимо, чтобы в ее состав входили представители не только союзных республик, но и всех автономных республик и областей 78. На основе указаний В. И. Ленина ЦК РКП (б) сообщил, что партия не исключает возможности пересмотра состава союзных наркоматов, если выяснится, что «некоторые комиссариаты, слившись, дали минус»79.
|
76 И. В. Сталин. Сочинения, т. 5, стр. 247.
|
Национальный вопрос на XII съезде вызвал оживленные прения. Все выступавшие делегаты подчеркивали огромное значение указаний В. И. Ленина для правильного решения вопроса о создании союзного государства.
С содержанием работы В. И. Ленина по вопросу о строительстве союзного государства, хотя она и не была, согласно его желанию, опубликована, делегаты XII съезда были ознакомлены. Последние статьи
В. И. Ленина были в центре внимания съезда во время прений по всем вопросам повестки дня. Так, делегат Бумажный, выступая в прениях по отчету ЦК, говорил: «Товарищи! Я думаю, что прения по докладу ЦК следовало начать со статей тов. Ленина, потому что тов. Ленин сделал и для XII съезда почти столько же, сколько он сделал для предыдущих съездов, в смысле его подготовки... его статьи действительно являются политическим отчетом...»80.
Обсуждение национального вопроса на XII съезде происходило как в прениях по отчету ЦК, так и в прениях по докладу о национальных моментах в партийном и государственном строительстве. В прениях по отчету ЦК выступил Мдивани, который резко обвинял ЦК РКП (б) в якобы неправильном отношении к Грузинской компартии. Мдивани заявлял, что будто ЦК без согласия компартии Грузии провел решение о Закавказской федерации и посылал в Грузию противоречивые директивы81. Письма В. И. Ленина и тезисы доклада И. В. Сталина на XII съезде Мдивани пытался изобразить как признание правильности линии грузинских национал-уклонистов82.
Выступление Мдивани получило резкий отпор со стороны Орахелашвили и Орджоникидзе. Орахелашвили говорил на съезде: «Товарищи! В лице тов. Мдивани перед съездом предстал тип грузинского уклониста... Я самым решительным образом заявляю перед съездом, что, начиная с весны 21 года, т. е. с медового месяца
|
80 «XIII съезд РКП (б)». Стенографический отчет. М,, 1923, стр. 74—75.
|
81 См. там же, стр. 149—150.
|
Советской Грузии, мы только и знаем борьбу именно с этой группой товарищей, которые самым бешеным образом сопротивлялись проведению партийных решений»83. Орахелашвили сообщил, что ЦК РКП (б) не навязывал закавказским парторганизациям решения о создании Закавказской федерации, а что это решение было принято в соответствии с пожеланиями самих партийных и советских органов закавказских республик. «Москва,— говорил в своем выступлении Орахелашвили,— не ставила вопроса о Закфедерации, это была инициатива наших закавказских организаций, и Москва только потом санкционировала все эти решения»84.
Раскрывая оппортунистическую сущность позиции группы Мдивани, Орахелашвили рассказал, что эта группа настаивала на том, чтобы отгородить Советскую Грузию таможенными рогатками от Советского Азербайджана и Советской Армении, и возражала против национализации банков85.
В выступлении Г. К. Орджоникидзе на съезде также была охарактеризована оппортунистическая сущность политической линии грузинских националистов. Орджоникидзе рассказал съезду, что по инициативе грузинских национал-уклонистов в Грузии был издан декрет, запрещавший въезд в Грузию из голодающих местностей РСФСР, и декрет о гражданстве, консервировавший национальную замкнутость и обособленность. Грузинские националисты не осуществили конфискации земли у помещиков, не удовлетворяли справедливых чаяний трудового грузинского крестьянства. «Два года существует Советская власть в Грузии,— говорил Г. К. Орджоникидзе,— а в деревнях князья и помещики живут и берут налог за пользование землей с крестьян... В одном только Горийском уезде, в двух часах езды от Тифлиса, осталось более 40 тыс. дес. земли у помещиков и дворян»86. Орджоникидзе сообщил съезду, что Заккрайком и новый состав ЦК компартии Грузии приступили к исправлению грубых извращений, допущенных уклонистами в аграрном и других вопросах.
|
83 «XII съезд РКП (б)». Стенографический отчет. М., 1923, стр. 152.
|
85 См. там же, стр. 153—154.
|
В выступлениях Орахелашвили и Орджоникидзе бы' ла дана правильная партийная критика оппортунистической сущности идеологии и тактики грузинских националистов. Однако их выступления не были достаточно самокритичными, так как в них отсутствовал должный анализ ошибок, допущенных в деятельности Заккрайкома, на которые указывал В. И. Ленин. Эти ошибки заключались в администрировании, в том, что Заккрайком подчас недостаточно считался с правами ЦК компартий советских республик Закавказья, недостаточно учитывал специфику национального развития. На ошибки, допущенные в деятельности Заккрайкома, указал в выступлении на съезде Ф. И. Махарадзе.
Махарадзе был одним из старейших членов Грузинской компартии и пользовался большим авторитетом в организации. В 1921 г. на I съезде компартии Грузии он вел борьбу против националистической группы Мдивани и подверг резкой критике ее линию. В 1922 г. Махарадзе занял неправильную позицию и примкнул к этой группе. Нельзя не отметить, что это было проявлением известной неустойчивости. Однако этому переходу Махарадзе к национализму, без сомнения, способствовали и промахи, допущенные Заккрайкомом.
На XII съезде Махарадзе занимал в целом неправильную позицию, защищая группу Мдивани, но в то же время в его выступлении частично была дана справедливая критика ошибок Заккрайкома. «Заккрайком,— говорил Махарадзе,— переходит пределы общего руководства организациями. Этот орган через головы, существующих партийных органов руководит местами. Получается путаница и неразбериха»87.
В выступлениях других делегатов съезда подверглись критике грузинские национал-уклонисты и в то же время отмечался недостаточный учет Заккрайкомом ленинских указаний по национальному вопросу. Выступления делегатов Закавказья на XII съезде партии имели большое значение для строительства союзного государства, в частности, потому, что в ходе их выявилось отношение к Закавказской федерации. Подавляющее большинство делегатов от Закавказья в своих выступ-
|
лениях довело до сведения съезда, что народные массы Закавказья желают сохранения Закавказской федерации и вступления через нее в СССР. Делегат XII съезда токарь В. Ф. Стуруа подчеркнул оторванность группы Мдивани от грузинского народа88.
Вопросы строительства союзного государства, характера его конституционных основ заняли большое место в выступлениях делегатов съезда. Большинство одобряло предложения по этому вопросу ЦК РКП (б), выраженные в тезисах И. В. Сталина. Многие делегаты указывали на опасность великодержавно-шовинистического извращения идеи образования СССР *9.
Следуя указаниям В. И. Ленина, съезд мобилизовал партию на борьбу против великодержавного шовинизма и местного национализма, на борьбу за укрепление единства партии.
Отвечая по поручению съезда на приветствия рабочих, М. В. Фрунзе говорил: «Товарища Ленина не было с нами на съезде, но дух его, как неоднократно говорили выступавшие товарищи, постоянно был среди нас, и руководимые им мы шли тем путем, который нам был указан...» *°.
Сепаратистскую, националистическую позицию в национальном вопросе занял на XII съезде Раковский. Ссылаясь на действительно допущенные ошибки органами РСФСР, Раковский неправильно охарактеризовал все законодательство последних месяцев как якобы противоречащее союзному договору91. Выступая с подобным необоснованным утверждением и всячески раздувая имевшиеся ошибки, Раковский сделал обобщающий, неправильный вывод, заявив на съезде, что «союзное строительство пошло по неправильному пути»92. В выступлении троцкиста Раковского фактически пропагандировалась идея ликвидации СССР, и поэтому оно встретило отпор со стороны делегатов съезда.
Бухарин предлагал опустить из резолюции съезда пункт о местном шовинизме. При этом он исказил
|
** «XII съезд РКП(б)». Стенографический отчет. М., 1923, стр. 463.
|
91 См. там же, стр. БЗЗ—534.
|
мысли В. И. Ленина, утверждая, что Ленин в своих последних записках якобы ничего не говорит о местном шовинизме, и поэтому-де на «съезде нечего говорить о местном шовинизме. Это вторая фаза нашей борьбы»93. Совершенно ясно, что предложенное Бухариным деление на фазы борьбы с шовинизмом было неверным, антиленинским, так как оба вида шовинизма были тесно связаны друг с другом и борьба против всех проявлений шовинизма — как великодержавного, так и местного— являлась небходимым условием успешной борьбы за построение социализма.
Итог прениям по национальному вопросу подвел И. В. Сталин. В заключительном слове по орготчету ЦК докладчик дал отпор грузинским национал-уклонистам. Он показал, что группа Мдивани не пользуется поддержкой грузинской партийной организации, сообщив съезду, что на II съезде Грузинской компартии, состоявшемся в начале 1923 г., группа Мдивани едва получила 18 голосов из 140, а на II Закавказской конференции партийных организаций—всего 10 голосов из 244 94. И. В. Сталин показал также, что Закавказская федерация была образована по предложению
В. И. Ленина и ее образование встретило полное одобрение со стороны закавказских советских республик95. Давая справедливый резкий отпор националистическим выступлениям представителей группы Мдивани, И. В. Сталин обошел вопрос об ошибках, допущенных Заккрайкомом, на которые указывал В. И. Ленин.
В заключительном слове по докладу «Национальные моменты в партийном и государственном строительстве» И. В. Сталин, подвергая критике выступления Раковского и Бухарина, подчеркнул, что нельзя рассматривать национальный вопрос как нечто самодовлеющее. Он отметил, что Бухарин и Раковский из-за национального вопроса проглядели вопрос социальный,— вопрос о власти рабочего класса96. В заключительном слове была также подчеркнута необходимость борьбы на два фронта — как против великодержавного шовинизма,
•* Там же, сто. 563.
м См.: И.В.Сталин. Сочинения, т. 5, стр. 230—231.
95 См. там же, стр. 228—229.
96 См. там же, стр. 264.
|
являвшегося главной опасностью, так и против местного шовинизма, порождающего национальную вражду и обособленность: «Мы,— говорил он,— не можем не вести борьбу «а два фронта, ибо только при условии борьбы на два фронта — с шовинизмом великорусским, с одной стороны, который является основной опасностью в нашей строительной работе, и шовинизмом местным, с другой,— можно будет достигнуть успеха, ибо без этой двусторонней борьбы никакой спайки рабочих и крестьян русских и инонациональных не получится»97.
И. В. Сталин ничего не сказал о той критике, которой Ленин подверг его ошибки, допущенные в процессе подготовки к образованию СССР. Содержание выступлений И. В. Сталина на съезде свидетельствовало о том, что он учел указания В. И. Ленина и ленинскую критику недостатков в подготовке образования СССР, однаке он не признал на съезде прямо и ясно эти недостатки.
Во время обсуждения проекта резолюции съезда в секции по национальному вопросу делегаты внесли ряд поправок, в частности поправки, имевшие существенное значение для разработки Конституции СССР. В резолюцию был включен пункт о равенстве прав и обязанностей республик как в отношениях друг с другом, так и по отношению к центральной власти98. Этот пункт был целиком перенесен из резолюции VII конференции КП(б)У по национальному вопросу. В резолюцию съезда был также включен пункт о том, что республикам должны быть предоставлены достаточно широкие финансовые и, в частности, бюджетные права, обеспечивающие возможность проявления их собственной государственно-административной и хозяйственной инициативы99. Данный пункт также полностью соответствовал резолюции VII конференции КП(б)У.
Оживленные прения в секции XII съезда вызвал во- рос о создании второй палаты. В проекте резолюции рекомендовалось, чтобы «в системе высших органов Союза был учрежден специальный орган представительства всех без исключения национальных республик и нацио
|
97 См.: И. В. Сталин. Сочинения, т 5, стр. 268/
|
98 См.: «КПСС в резолюциях...», ч. 1, стр. 716.
|
нальных областей на началах равенства» 10°. Как сказано выше, VII конференция КП(б)У высказалась за участие во второй палате только представителей союзных республик. В секции XII съезда представители КП(б)У отстаивали свое мнение, но оно не было поддержано съездом, тем не менее в резолюции XII съезда не было ясно сказано о методах формирования второй палаты. Определение, данное в проекте резолюции, в котором говорилось, что во вторую палату должны входить на началах равенства представители всех национальных республик и национальных областей не было включено в резолюцию XII съезда. В резолюции XII съезда по национальному вопросу указывалось, что «наряду с существующими центральными органами Союза, являющимися представительством трудящихся масс всего Союза независимо от национальности, должен быть создан специальный орган представительства национальностей на началах равенства» 101.
Отсутствие указания в резолюции XII съезда на конкретный способ формирования второй палаты свидетельствует о том, что партия решила дополнительно проработать и продумать данный вопрос. По предложению делегатов съезда в резолюцию был включен пункт, в котором говорилось, что «результатом наследства старого следует считать стремление некоторых ведомств РСФСР подчинить себе самостоятельные комиссариаты автономных республик и проложить путь к ликвидации последних»т. Кроме того, в резолюцию были внесены пункты о необходимости издания специальных законов, обеспечивающих права национальных меньшинств, карающих «со всей революционной суровостью всех нарушителей национальных прав»103, и об усилении воспитательной работы в Красной Армии «в духе насаждения идей братства и солидарности народов Союза»104.
Резолюция XII съезда РКП (б) по национальному вопросу—документ большого принципиального значения. Она целиком исходила из ленинских идей и дала
|
100 И. В. Сталин. Сочинения, т. 5, стр. 191.
|
101 «КПСС в резолюциях...», ч. 1, стр. 716.
|
глубокий марксистский анализ сущности национального вопроса при капитализме и в условиях диктатуры пролетариата. В ней раскрывались объективные основы сближения наций, создающиеся в ходе развития производительных сил, и было охарактеризовано непримиримое противоречие между тенденцией к сближению народов и империалистической политикой угнетения наций ,05. В резолюции отмечалось, что лишь в условиях диктатуры пролетариата, осуществившей уничтожение всех видов национального и политического гнета, создается почва для ликвидации межнациональной вражды и полного выявления прогрессивной тенденции сближения наций. Раскрывая историческое значение Октябрьской революции для решения национального вопроса в нашей стране, резолюция XII съезда отмечала: «...результаты Октябрьской революции не исчерпываются уничтожением национального гнета, созданием почвы для объединения народов. В ходе своего развития Октябрьская революция выработала еще формы этого объединения, наметила основные линии, по которым должно строиться объединение народов в одно союзное государство»106. Резолюция подчеркивала, что объединение республик в Союз Советских Социалистических Республик является заключительным этапом развития их форм сотрудничества, «принявшим на этот раз характер военно-хозяйственного и политического объединения народов в единое многонациональное Советское государство» 107.
На основании анализа взаимоотношений наций в условиях диктатуры пролетариата в резолюции XII съезда был сделан важный обобщающий теоретический вывод о том, что «пролетариат нашел в советском строе ключ к правильному разрешению национального вопроса, он открыл в нем путь организации устойчивого многонационального государства на началах национального равноправия и добровольности»108.
Резолюция съезда намечала практические задачи в области дальнейшего осуществления ленинской нацио-
105 «КПСС в резолюциях...», ч. 1, стр. 710—711.
106 Там же, стр. 712.
107 Там же.
,0' Там же.
|
нальной политики, важнейшими из которых являлись ликвидация фактического неравенства наций, борьба против пережитков межнациональной розни и вражды, против всех проявлений великодержавного шовинизма и местного национализма. Принятие XII съездом РКП (б) развернутого решения по национальному вопросу имело огромное значение для строительства союзного государства, для разработки его конституционных основ.
Следуя ленинским указаниям, XII съезд РКП (б) подчеркнуд, что для создания устойчивого многонационального государства в основе его Конституции должен лежать принцип полного равноправия союзных республик и гарантии их прав со стороны союзной власти. XII съезд охарактеризовал великодержавный шовинизм, как главную опасность при строительстве союзного государства, и осудил конкретные проявления его в деятельности отдельных органов государственного аппарата РСФСР. В то же время съезд нанес удар я по всем проявлениям сепаратизма и местного национализма, которые точно так же подрывали доверие народов друг к другу, противоречили принципам пролетарского интернационализма.
XII съезд дал четкие указания относительно структуры государственных органов союзного государства, отметив, что в их системе должен быть орган, отражающий специфические интересы наций. В решениях XII съезда подчеркивалось, что строительство союзного государства должно осуществляться в борьбе против тенденции к бюрократической централизации и что союзным республикам должна быть предоставлена возможность проявлять инициативу и самодеятельность в решении вопросов государственного характера. Эти важнейшие принципиальные указания XII съезда определили дальнейшее направление разработки конституционных основ союзного государства.
|
| |