Настоящая брошюра рассчитана на широкие круги советской интеллигенции, студенчества, а также профес- сиональных историков, не занимавшихся специально историографией США. Ее цель — дать представление
о том, ради чего, кем и как пишутся в Соединенных Штатах работы по истории нашей страны.
Брошюра написана авторами на общественных началах.
СОДЕРЖАНИЕ
Cтp.
Историография и монополии 3
С какой целью буржуазные историки США изучают досоветскую Россию 7
Фальсификация истории Великой Октябрьской
социалистической революции 15
Антисоветская интервенция США в освещении
буржуазной литературы 18
Попытки фальсификаторов истории оклеветать
советскую действительность 19
Отрицание решающей роли СССР во второй мировой войне ....... 23
ААиф о «коммунистической угрозе» .... 26 Всемирно-нсторические успехи СССР после XX съезда КПСС и вынужденные признания заокеанских идеологов 29
Авторы Редактор И. И. Макаров
Людмила Валериановна Данилова, Техн. редактор И. Т. Ракитин
Борис Ильич Марушкин; Корректор Э. А. Шехтмал
Майя Григорьевна Панкратова Обложка художника A. fl. Кузнецова
Сдано в набор 5.Х1 1962 г. Подписано к печати 30.Х1 1962 г. Изд. № 12« Формат бум. 60X92*/ie. Бум. л. 1,0. Печ. л. 2,0. Уч.-изд. л. 1,97. А11142. Цена 6 коп. Тираж 51 000 экз. Заказ 3572. Издательство «Знание». Москва, Центр, Новая пл., д. 3/4.
Типография изд ва «Знание». Москва, Центр, Новая пл.» д. 3/4,
Историография и монополии
рудно измерить интерес, который проявляется сейчас в зарубежных странах к истории Советского Союза. После каждого нового успеха нашего народа на земле и в космосе все внимательнее вглядываются в Советскую страну люди, живущие в разных уголках земного шара. Как смогла она в короткий исторический срок, ниоткуда не получая помощи, создать могущественнейшею в мире индустрию? Каковы кратчайшие пути от отсталости к многостороннему развитию всех отраслей экономики, от нищеты, неравенства и безграмотности к мирной, свободной и радостной жизни для всех, к тому, чтобы каждый член общества получал справедливую долю материальных благ и имел равные с другими возможности учиться и трудиться? Исторический опыт СССР — ключ к ответу на все эти вопросы.
Интерес к нашей стране увеличивался по мере того, как росло ее международное значение. Всего полвека назад, до первой мировой войны, Россия была для многих иностранцев страной малоизвестной и загадочной. За границей знали великих русских писателей и публицистов — Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова, Герцена, Чернышевского и других, но мало кто смог бы почитать их произведения на русском языке. Еще меньше было людей, которые имели хотя бы какие-то знания по русской истории.
Ко времени первой мировой войны в университетах США насчитывалось всего три кафедры русского языка и литературы — в Гарварде, Колумбии и Калифорнии. При этом более или менее систематические курсы русской истории читались только в Калифорнийском и Гарвардском университетах.
Стена равнодушия была разбита Великой Октябрьской социалистической революцией, вызвавшей во всем мире громадный интерес к России. Отныне уже не отдельные интеллигенты, а широкие массы населения хотели больше знать о русском народе, о его борьбе с царизмом и буржуазией, о том, что такое революция и почему она произошла. Темы по истории России приобрели небывалую популярность.
Американская буржуазия, контролирующая печать и науку, приняла меры, чтобы ввести изучение прошлого и настоящего нашей страны в нужное ей русло, приспособить его для антисоветской пропаганды. В качестве «ученых специалистов» по России были использованы некоторые белоэмигранты, сделавшиеся поставщиками откровенно антисоветской литературы.
Наиболее заметной фигурой среди осевших в Соединенных Штатах белоэмигрантов, подвизавшихся в области истории, является М. М. Карпович. В США его считают создателем целой «школы» американских историков России. Взгляды Карповича на историческое развитие России и его оценка важнейших событий русской истории до сих пор оказывают влияние на американскую историческую литературу. Чтобы яснее представить характер того влияния, какое оказал Карпович на историографию США по России, посмотрим, кто же он 1акой?
Бывший кадет, затем эсер, после революции Карлович служил в так называемом русском посольстве в Америке. В 1927 г. он устроился преподавателем русской истории в Гарварде. Но деятельность Карповича не ограничилась преподаванием. Он немало потрудился, сплачивая эмигрантов всех оттенков, от монархистов до троцкистов: помогал им выпрашивать деньги у американского правительства и различных «неправительственных» организаций, способствовал их использованию для антисоветской пропаганды. Променяв родную страну на западную «демократию» и «цивилизацию», Карпович в истории России усердно и с удовольствием ищет те моменты, когда Россия «шла на выучку к Западу». Эмигрант, лишенный реальных жизненных перспектив, Карпович идеализирует царизм и крепостничество. Чем революционнее, чем ближе к народу стоит та или иная историческая личность, тем меньше сочувствия вызывает она у Карловича. О Чернышевском, Добролюбове, Писареве он говорит с недоброжелательством, хотя снисходительно признает их «добрые намерения»; народники пользуются его симпатиями лишь в тех случаях, когда они выступают противниками марксизма, и вызывают осуждение, если становятся на путь решительной борьбы с самодержавием; победа же Октябрьской революции для Карповича — «катастрофа».
Таким образом, вся историческая концепция Карповича продиктована его политическим положением эмигранта, непримиримо чуждого новому общественному строю своей страны, а к тому же непосредственно находящегося на жалованье у ее врагов.
Теперь познакомимся со специалистами американского происхождения, выступившими с работами по истории России в первые послереволюционные годы. Кем они являлись и что можно было ожидать от их сочинений?
Большинства из них — это те, кому случилось недолгое время побывать в Советской России с различными «эмиссиями». Не сумев после возвращения в США добиться успеха в качестве чиновников или журналистов, они принялись эксплуатировать невежество американского читателя, претендуя на «знание» русского языка и народа, снабжая американский книжный рынок поверхностной и лживой литературой об СССР.
Характерна ученая карьера одного из таких специалистов по «русским делам» Вильяма Чемберлина. Бывший американский корреспондент в Москве в начале 30-х годов, он выпустил клеветнические книги о Советском Союзе: «Советская планируемая экономика» и «Русская революция 1917—1921 гг.», С 1940 г. Чемберлин преподает в крупнейших американских университетах — Йельском и Гарвардском, состоит членом Академии политических наук, сотрудничает во многих журналах и в качестве члена редакции «Рашн ревью» — одного из самых реакционных американских журналов, — руководит использованием истории для антисоветской пропаганды.
Антисоветской пропаганде посвятули свою деятельность известный «историк среди дипломатов и дипломат среди историков» (как его называют в университетских кругах Америки) Джордж Кенан и некоторые другие «ученые».
Совместное участие советского и американского народов во второй мировой войне стимулировало усиление интереса к «ашей стране. Американский народ, с радостью наблюдавший победы советского народа над угрожавшим всему миру германским фашизмом, предъявил возросший спрос на литературу по истории СССР. Историки типа В. Чемберлина постарались «удовлетворить» этот спрос своими произведениями. В самый разгар войны В. Чемберлин выпустил книгу «Русская загадка», в которой призывал американских исто-, риков не складывать оружия идеологической борьбы. Книга В. Чемберлина сама была наглядным образцом такого рода борьбы, давая совершенно искаженную картину русской истории. Во всей истории СССР Чемберлин видел только сплошную линию тирании и варварства, лишь изредка прерываемую «светом», идущим с Запада. Историю России до Октябрьской революции и историю социалистического государства Чемберлин в отличие от Карповича мажет одинаково черной краской. Книга В. Чемберлина была одной из первых ласточек будущей «холодной войны» в историографии.
Послевоенный период стал свидетелем невиданного увеличения количества учреждений, занимающихся «советоведе- нием». Вопросами русской истории с начала 50-х годов инте* ресовались уже почти все американские университеты. При этом следует подчеркнуть особую роль крупнейших моношн листических объединений США в активизации схолоднои вой*
S
лы» в исторической науке. Эта роль выражается не только в финансировании изданий, восхваляющих «преимущество» политики «с позиции силы», но и в создании специальных исследовательских центров, обслуживающих пропагандистские потребности «холодной войны». Ведущую роль в финансировании исследований в области истории играют фонды Рокфеллера, Форда, Карнеги, Слоана, формально считающиеся независимыми благотворительными учреждениями, на деле же всецело зависящие от монополий. С помощью подобных фондов при крупнейших американских университетах — Гарвардском, Колумбийском, Стэнфордском и других созданы специальные «исследовательские центры» и «русские институты». Так, в 1948 г., в разгар «холодной войны», корпорация Карнеги, немало потрудившаяся над активизацией антисоветской кампании в США, совместно с Гарвардским университетом учредила так называемый «Русский исследовательский центр». В деятельности фонда Рокфеллера особое внимание уделяется русскому институту Колумбийского университета, которому было предоставлено более полумиллиона долларов для подготовки специалистов и поощрения «исследований о России и русском народе». Трудно назвать какую-либо американскую работу по истории советского общества, которая не была бы издана на субсидии монополий.
Эта зависимость науки от бизнеса самым непосредственным образом сказывается и на характере продукции, издаваемой буржуазными историками. Как признавалось в отчете «Русского исследовательского центра» Гарвардского университета, крупные фонды выделяют средства для исследовательской деятельности в отношении СССР, исходя из уверенности в прямой или косвенной выгоде от сделанных ими капиталовложений. Если корпорация Рокфеллера выступает за продолжение и усиление «холодной войны», то и финансируемые ею «исторические труды» служат той же цели. Не случайно один из виднейших в США «специалистов» по истории славянских стран К. Мэннинг подчеркивал: «Любое объективное изучение мира, где господствует коммунизм, невозможно, если дополнительной целью является содействие взаимопониманию... При изучении коммунистического мира гораздо большего можно достигнуть путем резкого подчеркивания различий, чем путем их смягчения и сокрытия».
Таким образом, занятия русской историей в США являются почти исключительно монополией самых реакционных элементов американского общества. Среди множества фальсификаторских сочинений, которыми наводняют книжный рынок щедро финансируемые и лелеемые «специалисты по России», трудно появиться трезвому объективному рассказу о действительной истории СССР, о прошлых путях и будущих перспективах нашего народа. Известно, какие мытарства
€ испытала в свое время книга Джона Рида «Десять дней, кото* рые потрясли мир», так как автор этой книги пытался рассказать американскому читателю правду о русской революции.
Не приходится удивляться поэтому, что идет ли речь об истории русского феодального государства или о коллективизации в СССР, мы видим ясно выраженную политическую тенденцию. Под прикрытием заявлений о «беспристрастности» и «объективности» своих работ реакционные американские историки пытаются внушить читателю, мало знакомому с историей СССР (а именно таков в большинстве случаев их читатель), идеи, развиваемые апологетами антикоммунизма я холодной войны, стремящимися помешать развитию дружбы и взаимопонимания между советским и американским народами.
С какой целью буржуазные историки США изучают досоветскую Россию
сновная масса выходящей в Соединенных Штатах литературы по истории нашей страны посвящена советскому периоду и предреволюционной эпохе. Однако и предшествующие периоды русской истории активно изучаются. В популяр* ных курсах, рассчитанных на широкие круги читателей, в учебных пособиях, энциклопедиях и разного рода обобщающих трудах -история России обычно излагается с древнейших времен. Солидное место ранним периодам в истории России отводится в публикуемой в США многотомной серии «История России». Уже вышли написанные Г. В. Вернадским четыре объемистых тома, в совокупности охватывающих развитие нашей страны с древности до начала XVI в. Учениками Вернадского и другими американскими авторами выпущено немало специальных книг и статей по отдельным проблемам русекой древности и средневековья.
Среди американских специалистов по досоветской России, безусловно, есть честные, преданные науке ученые. Но публикация работ, дающих сколько-нибудь объективное изложение исторических событий, сопряжена со многими трудностями. Монополии и государственные учреждения платят деньг* лишь тем, кто служит их интересам. Этот фактор, определяющий лицо американской историографии по СССР, в полной мере сказывается и на изучении даже самых отдаленных от современности эпох.
Связь с текущей политикой, подчинение науки задачам империалистической пропаганды — характерная черта американских работ по истории древней и феодальной России. Изучение ранних периодов русской истории в современной американской историографии меньше всего связано с познанием закономерностей общественного развития, выяснением действительного места России в ходе мировой истории. Большинство американских историков обращается к ранней истории России для «доказательства» мнимой исключительности исторического развития России, в корне будто бы отличного от развития стран «западной цивилизации».
Темы по ранним периодам истории России используются для подтверждения так называемой «теории преемственности» — одного из ходких средств в арсенале антикоммунистической пропаганды. Эта «теория», суть которой сводится к декларированию сходства и преемственности традиций, якобы существующих между средневековой Русью, царской империей и Советским государством, служит основой для «изучения» (а вернее сказать фальсификации) прошлого нашей страны реакционными историками США. Она пронизывает и общие курсы, и монографические работы по истории СССР. Ради ее «обоснования» пишутся специальные труды вроде широко рекламируемого издания «Непрерывность и изменения в русском и советском мышлении». Популярный в США специалист по экономике и истории России В. Гершенкрон пишет в названной книге: «Особенностью современной России является тот факт, что образцы экономического устройства и идеи, которые должны были бы остаться в далеком прошлом, были возвращены к жизни и применены в нынешней советской действительности».
Многие американские «специалисты» по России ищут в ее истории именно такие «образцы и идеи», о которых пишет Гершенкрон, подбирают только такой материал, какой нужен идеоюгам империалистической пропаганды для объяснения советской действительности, изображаемой самыми мрачными красками. «Доказательство» недоказуемого положения, будто бы Октябрьская революция и построение социализма в нашей стране являются плодом особой природы, особых свойств души русского народа и совершенно исключительных, неповторимых исторических событий,—вот иногда явный, иногдп скрытый смысл упражнений реакционных американских историков в досоветской истории России!
В полном соответствии с таким подходом находится тематика и идейно-политическая направленность конкретных работ по ранним периодам истории России. Принадлежность России к Востоку (в лучшем случае к отдаленной окраине «цивилизованного западного мира», которую беспрерывно захлестывают волны азиатских вторжений), исконные экспансионистские и агрессивные устремления русского народа, отсутствие в России в прошлом (а тем самым и тем более в настоящем) элементарных демократических свобод и институтов, противоположность российской автократии просвещенному западноевропейскому абсолютизму, подчинение всех классов и сословий деспотической государственной власти, отсталость, подверженность чужеземным влияниям — таковы ведущие идеи американских буржуазных авторов, пишущих о древней и средневековой России.
Работы Г. В. Вернадского, А. А. Васильева, С. X. Кросса, К. А. Мэннинга, А. Спектора и других американских авторов, посвященные дофеодальной и раннефеодальной России, как правило, основываются на модной в современной буржуазной историографии теории смены «народов — господ». Восточные славяне и их предки представляются в них как объект влияния так называемых «исторических» народов, в разное время появлявшихся на восточноевропейской равнине и подчинявших местное население. Скифы, сарматы, готы, хазары, варяги — вот далеко не полный перечень иноплеменных пришельцев, которым американские авторы отводят главенствующую роль в судьбах восточнославянского населения. Вся многовековая история восточного славянства в эпоху, предшествующую возникновению Киевского государства, делится ими на периоды соответственно «господству» тех или иных завоевателей. Основное внимание при этом уделяется тем культурно-историческим факторам, которые якобы привносили в жизнь восточных славян народы-завоеватели. Для внутренней истории самих восточных славян, особенно для освещения их социально-экономического строя, при таком подходе не остается места.
Один из вариантов теории «смены влияний» представляет так называемая норманская теория, с позиций которой многие американские историки освещают историю Киевской Руси — первого объединенного восточнославянского государства. Игнорируя представленные советской исторической наукой неопровержимые доказательства земледельческого характера экономики и общего высокого уровня развития Киевской Руси, американские авторы продолжают повторять выдвинутую русской дореволюционной историографией точку зрения о преобладании торговли в Русском государстве IX— XI вв. Эго непонятное на первый взгляд упорство имеет вполне определенную подоплеку, ибо признание в качестве главной отрасли хозяйства у восточных славян земледелия снимает вопрос об экономических различиях Руси и других евро* пейских стран в раннее средневековье, ослабляет позицию тех, кто отрицает наличие феодализма в Киевской Руси, подрывает самую основу норманской теории, приписывающей создание первого государства на Руси варяжским викингам. Согласно этой реакционной теории, норманны не только принесли государственную организацию восточным славянам, но и способствовали экономическому процветанию их земель, выполнили культуртрегерскую миссию.
Вымыслы норманистов начисто опровергаются исследованиями советских историков и археологов, показавших, что накануне возникновения Киевского государства и в период его существования население Восточноевропейской равнины стояло на более высоком уровне общественного развития, нежели скандинавы. Восточные славяне начали создавать свою государственность задолго до появления на Руси варяжских викингов. Первые крупные племенные союзы, представлявшие зародышевую форму государственной организации, известны у «их уже в VI в., когда о варягах и слышно не было. Возникновение этих союзов, а затем их слияние в объединенное восточнославянское государство — Киевскую Русь — явилось результатом длительного социально-экономического развития, приведшего к распаду родоплеменного строя у славян и превращению родовой общины в территориальную.
Не в меньшей мере, чем история Киевской Руси, искажается в буржуазной историографии США существо и значение периода, когда над Русью тяготело татаро-монгольское иго. Если некоторым американским знатокам русской древности приходится делать совершенно явное и неприкрытое насилие над историческим материалом, чтобы объявить Киевскую Русь торговым государством или зачислить ее в «полу- феодально-полуабсолютистские общества» (как это делает К. Витфогель), то надергать факты о восточном влиянии на Русь в XIII—XV вв. куда более легкая задача! Применительно к данному периоду американская историография даже в лице ее наиболее эрудированных представителей не касается социально-экономических тем. Все внимание сосредоточено на изучении татаро-монгольского влияния на политический строй, культуру и идеологию Руси. Так, в книге Г. В. Вернадского «Монголы и Русь» внутренняя история русских земель почти полностью отсутствует. Это отразилось даже в оглавлении. Единственная глава книги, специально отведенная для изложения состояния дел на Руси, носит название «Монгольское влияние на Русь». В этой книге и в других работах Вернадского история Руси с середины XIII до конца XV в. изучается главным образом в плане последствий татаро-монгольского вторжения, выразившихся в упадке «свободных политических институтов» Киевской Руси, в росте абсолютизма, крепостничества и т. п.
Автор работ по политической идеологии средневековой Руси М. Чернявский рассматривает татаро-монгольское иго в качестве «наиболее яркого и фундаментального факта русской истории». Для Чернявского татаро-монгольское нашествие — перерыв в «естественной внутренней логике русского исторического процесса». Русь в период татаро-монгольского владычества, по его мнению, была «по крайней мере официально провинцией азиатской империи». Чернявский старательно
Ю
пгщет факты, подтверждающие, по его представлению, постепенное вытеснение в русской политической идеологии, а также практике, идеи христианского правителя (базилевса) образом азиатского хана. Цель подобных поисков весьма недвусмысленно разъяснена самим автором. Он хотел сделать дополнение к тем «бесчисленным теориям об азиатско-варварских элементах в истории России, которые были выдвинуты в течение двух последних столетий».
В большинстве американских работ грубо искажается история образования в конце XV в. единого Русского государства и его дальнейшего развития по пути централизации. При изложении этой темы читателю всячески внушается идея несамостоятельности исторического развития русского народа. Процесс государственной централизации обычно сводится американскими авторами к заимствованию военно-административной машины татаро-монголов. Во многих работах на первый план выступает пропагандистская задача противопоставления абсолютистских монархий Западной Европы и «восточной деспотии» в России, отражающих якобы исконную противоположность «Запада» и «Востока». С этой задачей связывается еще одна: изобразить государственную централизацию в качестве средства, с помощью которого великие князья московские, а затем российские цари осуществляли свои экспансионистские, агрессивные устремления. Причем экспансия и агрессия представляются национальной особенностью русского народа, характеризующей его историю от древности до современности. Все это делается ради того, чтобы объявить советское социалистическое государство преемником Царской империи, унаследовавшим от последней систему беспощадного угнетения народов, деспотизм восточного образца с его бюрократизмом и попранием элементарных естественных прав человека.
Весьма характерен выбор тем по периоду формирования централизованной монархии в России. Это прежде всего темы, касающиеся территориального расширения Русского государства. Колонизация русскими окраин обычно представляется как прирожденное национальное стремление к экспансии и агрессии (работы Г. Ланцева, Г. Лэмба, В. Чеботаревой-Билл и др.). Усиленно изучается также формирование самодержавной власти, политическая идеология XV—XVI вв. (работы У. Медлина, К. Туманова, М. Черняевского, И. Шевченко, К. Витфогеля и др.). Пишутся историко-биографические сочинения о русских царях (работы Г. Лэмба о Иване Грозном, Я. Грея ° Петре I, К. Шермана о Екатерине II и др.).
Предметом наибольшего внимания американских историков, особенно тех из них, кто принадлежит к реакционному лагерю в науке, является внешняя политика Русского централизованного государства, С особенно беззастенчивой фальси-
П
фикацией этой темы выступают украинские, польские и прочие буржуазные националисты. Так, О. Галецкий в статье, тенденциозность которой видна из самого ее названия («Империализм в славянской и восточнославянской истории») возвещает о существовании в Восточной Европе «громадной империи», беспрецедентной, по его словам, по той угрозе, какую она несет миру. Лживый тезис не может основываться на объективном изучении фактов, и Галецкий не пренебрегает прямой фальсификацией исторических событий. Вопреки общеизвестным фактам он отрицает польскую интервенцию в России в начале XVII в. Причиной вторжения польских войск на русскую территорию, если верить Галецкому, оказывается приглашение царем Василием Шуйским шведских отрядов под руководством Делагарди, что было воспринято правительством короля Сигизмунда как враждебный акт. Но вторжение польских войск на русскую территорию, как должно быть хорошо известно Галецкому, произошло в октябре 1604 г., а приглашение наемных шведских отрядов относится к началу 1609 г. Вскоре после своего прибытия шведские войска стали действовать как оккупанты. Спрашивается, как же, если не в качестве интервенции, можно оценить авантюры обоих Лже- дмитриев, начатые ло инициативе и на средства польских магнатов, с ведома польского правительства? Может ли Галецкий отрицать наличие в войсках самозванцев вооруженных отрядов польских шляхтичей?! Против кого, как не против польских интервентов, бесчинствующих в захваченной русской столице, было направлено московское восстание в мае 1606 г.?
Реакционные идеологи хватаются за историю как за средство, при помощи которого они запугивают народы «комму- иистнческой угрозой», «советским империализмом». Галецкий, выступивший с вымышленным тезисом о более чем 600-летней традиции экспансии и империализма России, стал прямым пособником самых реакционных и агрессивных сил империалистического мира, ищущих в истории оправдания политики «холодной войны».
Под стать Галецкому стрялает свои исторические сочинения В. Бачковский, сводящий всю историю России со времен» освобождения от татаро-монгольского ига вплоть до первой мировой войны к истории постоянной экспансии, военных завоеваний и аннексии, жестокого колониального гнета, насильственной русификации и истребления покоренных народов.
В изучении более поздних периодов в истории Русского государства XVII—XVIII вв., а также первой половины XIX в. наряду с темами по внешней политике и колонизации большую популярность имеют темы, связанные с показом запад- тего влияния на развитие экономики, общественно-лолитнче- ской мысли и культуры в России (работы К. О’Брайена» С Томпкинса, X. Роджера и др.).
Тенденциозность в выборе тематики я общие субъективно* идеалистические установки американской историографии, изучающей древнюю и средневековую Русь, являются причиной того, что важнейшие стороны общественного развития — развитие производительных сил в городе и деревне, формы эксплуатации трудящихся, классовая борьба феодально зависимого крестьянства и горожан — остаются за пределами внимания авторов.
Россия — страна, в которой в течение почти целого тысячелетия господствовал феодальный способ производства, основанный на эксплуатации крупными землевладельцами зависимого крестьянства. Одни американские авторы признают, другие отрицают наличие феодализма в России в те или иные периоды. Но это обстоятельство не кладет водораздела между американскими историками ни в области теории, ни 8 решении конкретно-исторических вопросов. Дело в том, что феодализм в понимании медиевистов США отнюдь не означает определенного общественного строя, закономерно возникающего у большинства народов на соответствующей ступени исторического развития. В их понимании феодализм — это одна из форм организации политической власти. Для американских работ характерно заимствование теории феодализма, имеющей хождение в западноевропейской буржуазной науке. За эталон и меру феодальных отношений обычно берется средневековая Франция и некоторые другие страны Западной Европы. В соответствии с ними в России не оказывается феодализма, в лучшем случае признаются лишь некоторые феодальные тенденции. Вопрос о существовании феодализма в России поднимается большинством буржуазных историков США для того, чтобы лишний раз подчеркнуть противоположное«► России и Европы.
Надуманные и преувеличенные «особенности» исторического развития нашей страны, клеветническая теория «преемственности» служат идейным оружием также и тем врагам Советской страны, которые пишут по истории капиталистической России.
В истории пореформенного времени стержневым является вопрос об исторических условиях, подготовивших свержение капитализма в Россия. Создавая впечатление, будто бы развитие России в корне отличалось от развития Запада, реакционные историки старательно подчеркивают «традиции» крепостничества в Россия, ее отсталость по сравнению с западноевропейскими странами и США. Степень же развития капитализма в дореволюционной России, как правило, преуменьшается. И в области промышленности, и в области сельского хозяйства многие американские историки видят лишь то, что было Россией XX в. унаследовано от времен крепостного права: отсталые методы ведения производства, общинное владе-
И.
ние землей в деревне, бескультурье, поголовную неграмотность и т. п.
В то же время в работах американских буржуазных историков нередко можно встретиться с идеализацией дворянско- капиталистической России начала XX в. Царская тюрьма народов некоторыми авторами изображается как счастливая, процветающая страна. Все проблемы, все противоречия царской России сводятся лишь к тому, что буржуазия не имела достаточной власти. Реакционеры от исторической науки не замечают ни жестокой эксплуатации трудящихся, ни политического и национального угнетения — основных зол бывшей Российской империи, в сохранении которых было заинтересовано не только дворянство, но в значительной мере также и буржуазия.
В своем стремлении выдать буржуазию за носительницу «социального прогресса» современные защитники интересов капитализма не хотят видеть, что даже либеральные круги русской буржуазии не были способны решить большие вопросы, стоявшие перед страной. Не случайно, что вопрос о «либерализме» чрезвычайно запутывается. К «либералам» причисляют кого угодно, вплоть до царя Александра II. Особенной популярностью в американской исторической литературе пользуются кадеты, хотя буржуазные историки не упускают случая похвалить и крайних реакционеров. Некоторые труды современных буржуазных историков представляют собой откровенную апологию таких реакционных деятелей прошлого, как Победоносцев или Столыпин.
Специально апологии русской буржуазии посвящена книга: В. Билл «Забытый класс». Цель книги — доказать, что только буржуазия была носительницей социального прогресса в русской истории. Русская буржуазия, заявляет В. Билл, построила дороги, создала и руководила огромными торговыми концернами, занималась филантропией. В этой книге, разумеется, ничего не говорится о том, что русской буржуазии часто были выгодны полуфеодальные методы эксплуатации и потому она не могла активно стремиться к их уничтожению и поддерживала царизм против своего народа.
В соответствии с реакционно-идеалистическим подходом к объяснению истории социально-экономическим процессам, классовой борьбе уделяется очень мало внимания. Ведущей силой исторического развития объявляется интеллигенция, на которую возлагается вся «вина» за революцию. Революционность передовых людей России изображается искаженно. Отнюдь не утруждая себя классовым анализом различных слоев, составлявших дореволюционную русскую интеллигенцию, и изучением их действительной роли, американские историки очень много говорят о «борьбе» против царизма, которую вела интеллигенция, взятая как некое абстрактное, расплывчатое целое. При этом они, не считаясь ни с историческим периодом, ни с обстановкой в стране, беспорядочно смешивают такие совершенно различные вещи, как действительная борьба за дело народа, которую вели Белинский или Чернышевский, и демагогическое политиканство буржуазных партий.
Особенно большие потоки клеветы выливаются на большевистскую партию. Здесь все идет в ход: и измышления белоэмигрантской литературы, и совершенно нелепые аналогии между большевиками и Нечаевым, Ткачевым, бланкистами и т. п. Нет недостатка в рассуждениях о «фанатизме» большевиков, «прирожденной нетерпимости» к инакомыслящим и т. п.
Совершенно ясно, что все подобные «теории» не могут удовлетворить даже самых невзыскательных потребителей буржуазной литературы, посвященной России. Против тенденциозности и грубых фальсификаций в изучении истории России начинают протестовать даже некоторые американские историки, принадлежащие к буржуазному лагерю. В рецензиях американских авторов подверглись, например, уничтожающей критике невежественная книга В. Джексона «Семь дорог в Москву» и не имеющее ничего общего с наукой писание Н. Чировского по экономике России, низводящие исследования по России и СССР на уровень антисоветской пропаганды, превращающие изучение истории в «игру по подысканию в прошлом прецедентов для объяснения современного зла». Бросающиеся в глаза противоречия, замалчивание многих фактов вызывают все большее недоверие читателей и вынуждают реакционных историков все в новых вариантах видоизменять свое объяснение причин крушения русского капитализма. «...Дорога к революции» больше не проходит сквозь мрачные подземелья русской души, — признает буржуазный историк Биллингтон. — По-видимому, настает время для новых точек зрения и интерпретации, для новых фактов и глубины проникновения...».
Но эти «новые интерпретации» по существу пока по-прежнему сводятся все к тем же беспомощным поискам «непреодолимых различий» между Россией и Западом, поискам, которые похожи на заклинания против неумолимых законов общественного развития.
Фальсификация истории Великой Октябрьской социалистической революции
мериканская буржуазная историография Великой Октябрьской социалистической революции возникла сразу же после того знаменательного дня, когда выстрелы «Авроры» возвестили начало новой эры в мировой истории. С оценкой со- быгий, развернувшихся в России в октябре 1917 г., прежде всего выступили официальные круги Вашингтона. Правительство и государственный департамент в своих попытках дискредитировать величайший социальный переворот в России в глазах народных масс Америки не остановились перед выпуском заведомых фальшивок, искажающих действительное положение дел.
Наиболее одиозными из них явились изданные в 1918 г. так называемые «Документы Сиссона», публикация конгресса сБольшевистское движение в России» и др. Содержавшиеся там официальные легенды о «большевистских ужасах», «красной агрессии» и «коммунистической опасности» явились основой для дальнейших писаний буржуазной историографии США.
Правительственная пропаганда вскоре была дополнена показаниями «очевидцев». В 1921 т. нью-йоркское издательство выпустило книгу бывшего американского посла в Петрограде Д. Фрэнсиса «Россия из окна американского посольства». Посол США, о котором даже его соотечественник и коллега Сиссон писал, что у Фрэнсиса «не было иной политики, кроме злобы к большевикам», наполнил свои «воспоминания» низкопробными вымыслами о политике и деятельности большевистской партии. Вместе с тем он развил пущенную правительственными кругами версию о якобы доброжелательном отношении правящих кругов США к русскому народу, совершившему Октябрьскую революцию. Эта версия вполне соответствовала глубоко укоренившемуся в буржуазной пропаганде США мифу о некоем сердобольном «дяде Сэме», постоянно испытывающем жгучее желание оказывать всем «искреннюю помощь», мифу, ничего общего не имеющему с подлинной историей.
Этим и подобным писаниям реакционеров противостоят работы прогрессивных американских писателей и журналистов Джона Рида («10 дней, которые потрясли мир»), Альберта Риса Вильямса («Сквозь русскую революцию»), Линкольна Сгеффенса («Автобиография»), пытавшихся объективно описать величайшую в истории человечества революцию и дать американскому читателю возможность взглянуть на действительную картину событий, развернувшихся в России. Но, к сожалению, книжный рынок Америки завален низкопробной продукцией, не имеющей отношения к подлинной истории.
Основная концепция американской буржуазной историографии Великой Октябрьской социалистической революции вытекает из отмеченной выше общей склонности подчеркивать специфику «всего русского», подчеркивать особый характер исторического пути развития СССР.
В трактовке американских буржуазных историков Октябрьская революция — явление исключительное и «чисто русское», возможное, в лучшем случае, в слаборазвитых странах, но совершенно неприемлемое для «цивилизованного Запада». Более того, даже в применении к России она — «случайный эпизод», «незакономерное явление», происшедшее вопреки всей логике исторического развития, в результате «игры случая» и «злой воли» небольшой кучки «революционных фанатиков».
А. Мурхэд в книжке «Русская революция», написанной по специальному заказу небезызвестного журнала «Лайф», одного из самых громких рупоров политики антикоммунизма и «холодной войны», безапелляционно утверждает: «Октябрьская революция — результат «особенностей русского характера», развившихся под влиянием «климата и географии России», которые обусловливают «крайности и идеализм, а не либерализм или компромисс». Дж. Кеннан в работе «Россия выходит из войны» объясняет свершение Великой Октябрьской социалистической революции «внезапным и преждевременным (?!) крушением российской монархии». Дж. Кертисс в книге «Русские революции 1917 года» сводит все к ошибочной политике царизма, буржуазно-помещичьих партий и деятелей, к бездарности Николая II и Керенского. «В конечной победе русского марксизма не было ничего неизбежного»,— утверждает в своей работе «Россия после 1917 года» Ф. Шуман.
Все эти, с позволения сказать, концепции сдабриваются изрядной дозой клеветы на советский народ, Коммунистическую партию. А. Мурхэд договаривается до утверждения о том, что Октябрьскую революцию якобы финансировало германское министерство иностранных дел.
Хорошо известно, что Великая Октябрьская социалистическая революция произошла и победила ввиду наличия как объективных условий, так и важнейших субъективных факторов.
Весь ход социально-экономического и политического развития России поставил ее перед выбором: «или погибнуть или вручить свою судьбу самому революционному классу для быстрейшего и радикальнейшего перехода к более высокому способу производства», «погибнуть или на всех парах устремиться вперед» К
Что же касается теорий о «неприменимости» «русского пути» для высокоразвитых промышленных стран, то этот вопрос уже решен историей. Опыт Чехословацкой Социалистической Республики и Германской Демократической Республики убедительно свидетельствует о несостоятельности утверждений буржуазных «теоретиков».
Антисоветская интервенция США в освещении буржуазной литературы
равящие круги США, Англии и Франции и других капиталистических стран с нескрываемым озлоблением встретили Октябрьскую революцию. Стремясь задушить первое в мире социалистическое государство, они не останавливались перед поддержкой внутренней контрреволюции, перед прямой вооруженной интервенцией против Советской России. Эти факты, конечно, известны и буржуазным историкам США. Но поскольку подлинные исторические события начис,то опровергают созданный буржуазной историографией США миф о якобы «идеалистической» и «демократической» основе внешнеполитического курса США, буржуазные историки объявляют войну истории.
Прежде всего американские буржуазные историки пытаются снять с правящих кругов Запада обвинение во враждебном отношении к свершившейся в России социалистической революции. Ф. Шуман в книге «Россия после 1917 года», признавая стремление западных держав «удушить коммунизм» в России, пытается оправдать его пресловутой «угрозой коммунизма» для Запада. Революционный марксизм, по его словам, «объявил войну всем буржуазным правительствам уже в 1847 г.». В этом свете позиция западных держав в отношении революционного движения русских рабочих и крестьян, — пишет Шуман, — была вполне «оправдана», ибо «с самого начала действия комиссаров убедили западных государственных деятелей, что с подобным'режимом никакое сосуществование невозможно».
Другой американский историк Дж. Кеннан договорился до того, что даже декрет Советской власти о мире, призывавший немедленно окончить грабительскую мировую войну, назвал «резко недружелюбным актом» Советского правительства.
Некоторые буржуазные историки в своей «критике» заходят так далеко, что говорят даже о «сепаратном» мире, который Советское правительство якобы хотело заключить с Германией. Этот «аргумент», так же как и предыдущие, может вызвать лишь недоумение. Декрет о мире ясно предлагал всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом и демократическом мире, т. е. мире без аннексий и контрибуций. Только отказ правительств США, Англии и Франции откликнуться на эти призывы вынудил Советское правительство согласиться на переговоры с Германией и заключить чрезвычайно тяжелый Брестский мир.
Нелепым измышлениям буржуазных авторов, отрицающих активное участие американской буржуазии в нападении на
Страну Советов, противостоит всем известный факт вооруженной интервенции США против первого в мире государства трудящихся.
Попытки фальсификаторов истории оклеветать советскую действительность
самого момента образования СССР — первой в мире страны социализма — американские буржуазные историки принялись строчить сочинения, извращающие природу государственного, экономического и общественного строя Советского Союза.
Клеветнические измышления реакционных историков США относительно взаимоотношений между отдельными народами СССР особенно усилились в послевоенный период. Освобожденные народы, строящие новую жизнь, видят в СССР и других социалистических странах пример и образец для себя. Именно это обстоятельство вынуждает империалистов активизировать пропагандистскую машину и заказывать фальсификаторские сочинения, вроде сборника «Русский колониализм: царская и советская империи». Между прочим, издатели этого сборника довольно откровенно высказались относительно причин, ради которых он был написан. В рекламирующем сборник тексте, на суперобложке, говорится о том, что «проблема колониализма — злободневна», что «западные державы теряют одни колониальные владения, предоставляют свободу политического самоуправления другим». Это обострение антиколониальной борьбы, сокрушаются апологеты империализма, создает «богатую почву для коммунистической агитации и пропаганды». В таких условиях нужда колонизаторов в материале для клеветы на СССР — державу, к которой тяготеют все антиимпериалистические и антиколониальные силы, особенно возросла. Поэтому защитники колониализма ставят перед историками задачу: дать «новые конструктивные взгляды», которые состоят в клевете на СССР и оправдании колониальной политики западных держав. Реакционные историки весьма интенсивно трудятся над реализацией этой пропагандистской задачи, не имеющей ничего общего с наукой.
Американские буржуазные историки Р. Пайпс, Н. Вакар, О. Галецкий и другие в своих трактатах стремятся представить Союз Советских Социалистических Республик как некую «Советскую колониальную империю». Они извращают ленинскую национальную политику и восхваляют буржуазный национализм. К каким только выдумкам при этом ни прибегают! Утверждается (в частности, в вышеназванном сборнике) в работах Р. Пайпса «Образование Советского Союза» и Н. Ва- кара «Белоруссия. Становление нации», что советская наци-
ш
опальная политика лишь модификация колониальной политика царизма и что образование СССР произошло якобы в ре*
зультате насилия со стороны центральной власти. Американские историки настойчиво протаскивают в своих писаниях клеветническую басню буржуазной пропаганды о «советском завоевания», об «утрате независимости нерусскими национальностями» и тому подобные небылицы. Их не смущает тот хорошо известный факт, что народы нашей страны добровольно объединились в союз для строительства социализма и коммунизма и совместной защиты от империалистической агрессии. Они всячески стараются скрыть ту очевидную истину, что за годы Советской власти некогда отсталые окраины царской России достигли небывалого расцвета экономики и культуры.
Большие усилия буржуазных историков США направлены па го, чтобы извратить классовую структуру советского общества, положение рабочих и крестьян в СССР, а также историю формирования н развития советской интеллигенции. Они грубо фальсифицируют сущность советской демократии, пытаются представить руководящую роль партии как диктатуру партии над трудящимися. Таков основной тезис работ М. Фейнсода, Р. Бауэра, А. Инкелеса, К.. Клукхона, Б. Мура. Новый социально-общественный строй, представляющий собой демократию высшего типа, буржуазные «исследователи» грепадносят как некий «советский тоталитаризм».
Но подобные утверждения — попытки с негодными средствами. Не случайно, что американским буржуазным историкам не удается сколько-нибудь солидно их аргументировать. Они даже вынуждены замалчивать факт отсутствия в СССР частной собственности иа средства производства, делающий невозможной эксплуатацию человека человеком. Отсутствие подлинных аргументов буржуазные «специалисты» по «советским делам» пытаются компенсировать безапелляционными декларациями об уничтожении в СССР «истинной» демократии, нападками на советский строй.
Безудержным нападкам в работах американских историков н социологов подвергается колхозный строй в СССР. Идеолога капитализма и частной собственности дружными усилиями пытаются «доказать», будто бы марксистское учение я Советская власть по самой своей природе враждебны крестьянству. Обобществление мелкой крестьянской собственности в СССР • работах Сэндерса, Внтфогеля, Фейнсода, Рена и других реакционных авторов представляется как экспроприация и разрушение производительных сил в сельском хозяйстве, как превращение крестьянства в неимущих пролетариев.
Общим местом в американской буржуазной историографии является отрицание объективной необходимости коллективизация а СССР, утверждение о том, будто бы советский » колхозный строй вызван к жизми исключительно планамк индустриализации страны, ради которой крестьянство был# принесено в жертву. В работал подавляющего большинства американских историков совершенно надраено искать освеще* ния фактов острой классовой борьбы в деревне накануне коллективизации, фактов серьезной материальной помощи со сто* роны государства бедняцко-середнящиш слоям крестьянства. Зато чуть ли не в каждой работе, касающейся коллективизации, можно встретить голословные заявления о недрочностл колхозного строя.
Американские авторы, излагая историю досоветской Рос* сии, не устают подчеркивать отсталость нашей страны. Но переходя к освещению коллективизации, они почему-то вдруг «забывают» об этом. А уместно вспомнить в данном случае, что до революции в России почти не имелось сельскохозяйственных машин. За 40 лет существования Советской влаетш положение коренным образом изменилось. В 1960 г. в колхо* зах и совхозах насчитывалось 1122 тыс. тракторов, 497 тысь зерновых комбайнов, около 776 тыс. грузовых автомашин.
С 1953 по 1*961 г. валовая продукция сельского хозяйств® увеличилась в i,6 раза. В 1960 г. по сравнению с 1955 г. реаль* ные доходы колхозников возросли на 38%.
Мероприятия, осуществленные с 1953 г. по крутому подъ* ему советского сельского хозяйства, застали врасплох за оке* анских критиков колхозного строя. Первой реакцией большие ства специалистов явилось безапелляционное объявление всеж нартийно-лравительственных постановлений но укреплению сельского хозяйства утопией, пропагандистским трюком. Но по мере того, как стал сказываться практический эффект, по мере того, как подъем сельского хозяйства в СССР становился все ощутимее и ощутимее, реакции менялась. От отрицания важности новых мероприятий многие историки перешли к противопоставлению их всей предшес*вук*ш/ей политике партии* правительства в деревне, заговорили чуть ли не о провале и ликвидации колхозного строя и т. и.
С иемеиъшим рвением американские буржуазные авторы фальсифицируют историю индустриализации СССР. Экономист Д. Ходжмэн в специальном «исследовании» «Советская индустриализация» всеми силами стремится преуменьшить огромное значение пятилеток, превративших некогда отсталую страну в могучую индустриально-колхозную державу. Под предлогом «недостоверности» советской статистики он пытается снизить до минимума достижения советской промышленности. Но поскольку все его манипуляции с цифрами выглядят мало для кого убедительными, Д. Ходжмэн прибегает к ставшему уже стандартным в американской экономической литературе приему: становясь в позу защитника народных интересов, он заявляет, что индустриализация СССР слишком дорого обошлась советскому народу. При этом Д. Ходжмэн, естественно, умалчивает о фактах чудовищной эксплуатации трудящихся в капиталистических странах, как в период осуществления индустриализации, так и после ее завершения.
Еще более «критически» настроен Фейнсод. Он договаривается даже до того, что объявляет политику индустриализации, осуществляемую для поднятия жизненного уровня народных масс, политикой принесения благосостояния народа в жертву интересам государства.
Мотивы подобной фальсификации очевидны. Империалисты более всего опасаются, что другие народы мира применят «советский образец индустриализации» как наиболее быстрый и эффективный для расцвета экономики и культуры.
Естественно, что быстрые темпы индустриализации страны требовали напряжения всех сил советского народа. Тем не менее за годы Советской власти национальный доход (в 1960 г.) увеличился почти в 27 раз. Реальные доходы рабочих в i960 г. по сравнению с 1913 г. увеличились в 5,8 раза, а реальные доходы крестьян выросли почти в 7 раз. В то же время производство предметов потребления в 1960 г. увеличилось по сравнению с 1913 г. в 16 раз.
Таким образом, действительные факты — растущая реальная заработная плата, обеспеченная старость, бесплатный отдых и другие социальные мероприятия, неслыханные при капитализме, опровергают клевету буржуазных идеологов. Характерно, что даже многие приезжающие в нашу страну туристы признают, что уровень жизни в СССР «совсем не так уж низок», как им представлялось под влиянием пропаганды буржуазной прессы.
Что же касается манипуляций с цифрами, к которым прибегают буржуазные «ученые», то все они не смогут скрыть того факта, что валовая продукция промышленности СССР в 1959 г. по сравнению с 1913 г. увеличилась в 45 раз, причем производство средств производства — основы всего народного хозяйства — возросло в 103 раза. Таких высоких темпов развития не знали и не знают капиталистические государства.
Политические цели, которые преследуют американск?!е реакционеры, последовательно искажая картину жизни в СССР, не подлежат сомнению: буржуазные историки США прилагают все усилия, чтобы скрыть от народа огромные успехи и достижения советского социалистического общества и тем самым ослабить притягательное влияние великих марксистско-ленинских идей. Не случаен выпуск ими работ, «анализирующих» выдуманные буржуазной пропагандой «противоречия» между марксистско-ленинской теорией и практической деятельностью Советского государства. Не случайны также их поиски каких-то «разногласий» между Советским правительством и народом. Но напрасно утешают себя несбыточными надеждами идеологи отходящего в прошлое мира. История не раз проверяла прочность морально-политического единства нашего народа, доказательством которой служит исход иностранной военной интервенции и Великой Отечествен» ной войны.
Отрицание решающей роли СССР во второй мировой войне
онцепция, лежащая в основе американской буржуазной историографии второй мировой войны, утверждает, что не Советский Союз, а Соединенные Штаты Америки сыграли решающую роль в минувшем мировом конфликте. Аргументация ее сторонников из числа американских историков сводится к следующему: Соединенные Штаты были «арсеналом демократии», страной, оплачивающей борьбу союзников. Огромный экономический и военный потенциал Америки обеспечил ей положение главного фактора, определившего исход войны.
Отсюда делается вывод: мир был спасен от фашизма западными «демократиями», честь разгрома агрессоров принадлежит вооруженным силам США.
Вот, например, характерная оценка роли США во второй мировой войне, данная в обобщающем труде одного из виднейших современных буржуазных историков США А. М. Шлезингера. Этот профессор Гарвардского университета по сути дела игнорирует решающее значение борьбы СССР для всего хода второй мировой войны. Для него переломный момент наступил в конце 1941 г^ после Пирл Харбора, когда Америка вступила в войну. До этой даты «сокрушительный триумф стран «оси» казался близким и неизбежным». Шлезингер красноречиво живописует о тяжелом положении на фронтах войны для союзников в 1941—1942 гг. Но он игнорирует историческое значение героической битвы под Москвой, лишь вскользь замечая, что «красные» «вновь заняли некоторую территорию у Ленинграда и Москвы».
Сталинградская битва, явившаяся поворотным пунктом всей войны, упоминается Шлезингером в одной фразе. «Единственным лучом радости», юо его словам, были все усиливающиеся бомбардировки Германии англо-американской авиацией. Он полностью замалчивает и огромное значение вступления СССР в тихоокеанскую войну, когда Советская Армия разгромила основные ударные силы японского милитаризма на Азиатском континенте. По словам Шлезингера, в тихоокеанской войне США получили лишь «незначительную помощь» от СССР!
Факты героической борьбы советского народа против германских захватчиков широко известны, и А. Шлезингер при всех своих уловках не может их замолчать, но, и замечая между прочим о «растущих успехах» русских, он тут же говорит в преувеличенных тонах о роли американской помощи — «ленд-лиза». Он всячески раздувает значение бомбардировок Германии англо-американской ав-иацией, которые якобы обеспечили «ослабление силы сопротивления Германии» ко времени открытия второго фронта в Нормандии.
Апологетическая оценка мощи огромной военной машины США, созданной в годы войны, ее «нарастающих успехов» на многочисленных фронтах, ее «глобальной стратегии», искусства американского генералитета наиболее последовательно проводится в официальных трудах, выпускаемых военным ведомством США, а также в многочисленных мемуарах американских военных (Д. Эйзенхауэра, О. Бредли, Дж. Паттона и др.). Она господствует и в работах гражданских историков. Для военной историографии характерно мнение главного редактора многотомной истории армий США в годы войны Р. Гринфилда, изложенное в работе «Историк и армия». Решающую роль в разгроме гитлеровской Германии он приписывает американским вооруженным силам. Открытие второго фронта, пишет он, привело к тому, что «Германия была поражена в сердце, русские поставлены (?!) на Эльбу... Он (второй фронт. — авт.) завершил работу по полному разгрому (Германии. — авт.), которую начали советские силы и воздушные бомбардировки германской территории». «Поражение, нанесенное западными силами германской армии, можно сравнить с результатами Красной Армии», — пишет в книге «Черчилль, Рузвельт, Сталин» видный буржуазный историк, профессор Принстонского университета Г. Фейс.
Попытки буржуазной историографии отрицать решающую роль СССР в разгроме гитлеровской Германии не имеют ничего общего с подлинными историческими фактами. Начиная войну против Советского Союза, Гитлер бросил против него основную массу своих вооруженных сил и армий сателлитов — 190 дивизий, опиравшихся на военно-промышленный потенциал всей континентальной Европы. В дальнейшем немецко-фашистские силы на восточном фронте непрерывно наращивались. Понятны поэтому слова президента Рузвельта, который телеграфировал генералу Макартуру в мае 1942 г.: «С точки зрения большой стратегии ясен простой факт — русские убивают больше солдат противника и уничтожают больше его вооружения и снаряжения, чем остальные 25 государств Объединенных Наций, вместе взятые». В августе 1942 г. президент США писал в Москву: «Соединенные Штаты хорошо понимают тот факт, что Советский Союз несет основную тяжесть борьбы и самые большие потери на протяжении 1942 года...»[1]. Но и с высадкой американских и английских войск в Северной Африке в ноябре 1942 г. положение мало изменилось: против советских войск действовало около 270 дивизий противника, — и это. были наиболее боеспособные и лучше оснащенные дивизии, а против англо-американских — 8 дивизий (5 немецких и 3 итальянских). Само немецкое командование считало восточный фронт главным.
В течение длительного времени Советский Союз фактически один на один сражался с гитлеровской военной машиной, так как правящие круги США и Англии, несмотря на обязательство открыть второй фронт в Европе летом 1942 г., затягивали высадку союзных войск во Франции до 1944 г.
Советская Армия не только сковала огромные силы гитлеровского блока, но и нанесла им решительное поражение. На советско-германском фронте были выиграны такие решающие битвы второй мировой войны, как битвы под Москвой, на Волге, на Орловско-Курской дуге, за Берлин. Надо отметить, что во время войны иностранные, в том числе американские, политики и историки давали более реалистические характеристики. Так, например, оценивая значение битвы под Москвой, генерал Д. Макартур писал в феврале 1942 г.: «Надежды цивилизации лежат на достойных знаменах доблестной русской армии. В течение моей жизни я участвовал в ряде войн и наблюдал другие, так же как и детально изучал кампании выдающихся военачальников прошлого. Но нигде я не наблюдал такого эффективного сопротивления сильнейшим ударам до того времени победоносного противника. Сопротивление, за которым последовала контратака, отбрасывающая противника назад, к его собственной территории. Размах и блеск этого успеха отмечают его как величайшее военное достижение во всей истории». «Именно русская армия выбила дух из немецкой армии», — говорил в августе 1944 г. У. Черчилль, добавляя, что «в мире не существовало другой силы, которая могла бы это сделать».
Что же касается значения борьбы СССР для Соединенных Штатов, то после окончания войны генерал Маршалл признал в своем докладе военному министру США: «Без успешных действий Советской Армии американские войска были бы не в состоянии противостоять агрессору и война была бы перенесена на американский континент». «Мы должны всегда помнить, — отмечал в своих мемуарах бывший государственный секретарь К. Хэлл, — что своей героической борьбой против Германии русские, возможно, спасли союзников от сепаратного мира с немцами».
Миф о «коммунистической угрозе»
онополии, и выполняющие их волю правящие круги Соединенных Штатов изыскивают средства, чтобы удержать освобождающиеся от колониальной зависимости народы Азии, Африки и Латинской Америки в системе капитализма, помешать их вступлению на социалистический путь развития. Они юно обеспокоены тем, что в слаборазвитых странах внимательно изучается исторический опыт СССР и вкгего социалистического лагеря. В борьбе против растущего влияния социалистических и коммунистических идей империалисты действуют всеми доступными им экономическими, политическими и идеологическими методами.
В эту борьбу включаются буржуазные историки. Лица, возглавляющие и направляющие исторические исследования в США, одной из главных своих целей ставят опорочивание советского опыта, противопоставление ему «некоммунистического» пути развития;
Американский профессор Р. Кэмпбелл видит опасность для капиталистической системы в том «вызове», который ей бросает бурное развитие советской экономики, научное превосходство социалистических стран. Кэмпбелла страшит впечатление, производимое ими на слаборазвитые страны, тот факт, что «русская линия развития в целом является более привлекательной». Кэмпбелл призывает правящие круги США приложить максимум усилий к ускорению собственных темпов развития. Бью г тревогу по поводу усиления экономического могущества СССР, а отсюда и заразительности его примера для других стран, лидер буржуазного американское го советоведения Ф. Мозли, Д. Ходжмен и многие другие историки. И специальные монографии, и общие курсы истории нашей страны пишутся ради того, чтобы доказать преимущество «американского», т. е. капиталистического, пути развития перед путем «русским», т. е. социалистическим. Совершенно прямо об этом заявляет, например, автор новейшего популярного курса по истории СССР У. Уолш. Эту же цель преследует большинство других буржуазных авторов, которые не столь откровенно высказывают свои политические симпатии, а подчас пытаются даже всячески замаскировать их видимостью объективности и беспристрастности.
Разрабатывая различные рецепты «некоммунистического» пути развития, американские буржуазные историки вольно или невольно принимают активное участие в «холодной войне», которую наиболее агрессивно настроенные монополистические круги США развернули против СССР сразу же после окончания второй мировой войны. По красноречивому признанию одного из реакционных американских историков, белоэмигранта А. Мазура, исторические работы пишутся в условиях «холодной войны». Названный автор призывает своих коллег не оставаться пассивными в «штормовом море, в которое, по его выражению» брошено современное поколение, чтобы не оказаться увлеченным бесцельным дрейфом' и не быть прибитым к неведомым берегам». Силясь укрепить расшатывающиеся позиции империализма, «специалисты» по истории, подобные Мазуру, активно участвуют в идеологической борьбе, снабжая реакционную пропаганду фальсифицированными «историями».
Надо отметить, что некоторые наиболее реакционные историки выступали трубадурами «холодной войны» еще в те годы, когда Соединенные Штаты вместе с Советским Союзом боролись против гитлеровской Германии. Историки, вроде Чемберлина, и тогда призывали не «льстить» Советскому Союзу, а держать камень за пазухой. В данном случае реакционный историк не отставал от реакционных политиков, вынашивавших планы борьбы против СССР, низведения его на положение второстепенной державы. Победы Советской Армии вызывали растущую злобу в правящих кругах США. «Третья мировая война, — писал, например, сенатор Д. Маккарти, — началась после победы России под Сталинградом». В мае 1945 г. командующий стратегической авиацией США генерал Г. Арнольд подчеркивал: «Наш следующий враг — Россия». Заместитель государственного секретаря Д. Грю отмечал в своих мемуарах: «Будущая война с Россией так же неизбежна, как сама реальность. Она может разразиться в ближайшие несколько лет».
Послевоенное развитие событий показало, что эти высказывания не были лишь частными мнениями: они легли в основу курса «холодной войны» против СССР и народно-демократических стран. Но в условиях, когда тяга к миру и мирному сосуществованию охватила миллионы людей во всех уголках земного шара, когда авторитет Советского Союза как поборника мира вырос необычайно, империалистической пропаганде нужно было потратить немало усилий, чтобы обосновать политику «с позиции силы». В своем бессилии найти позитивную программу, которая оправдала бы гонку вооружений, реакционная историография вновь обратилась к такому «испытанному» оружию, как клевета на советскую внешнюю политику.
Буржуазные историки по прямому заданию реакционных кругов пытаются подорвать растущую популярность советской внешней политики среди народов мира, выступая с клеветническими нападками на советский внешнеполитический курс, обвиняя СССР в «агрессивности» и «экспансионизме» и т. д. В оборот пускаются несколько модернизированные теории «экспорта революции», «красного империализма» и т. д.
Абсурдность всех таких теориГт очевидна. Хорошо известно, что источником агрессивности и войн в наше время является монополистический капитализм, т. е. империализм, а социалистические страны, и прежде всего Советский С<ж>э, составляют ядро сил защиты мира во всем мире.
Особенно активизировалась деятельность империалистической пропаганды по борьбе с коммунистической идеологией после XX съезда КПСС, подтвердившего незыблемость ленинского принципа мирного сосуществования государств с различной социально-экономической системой.
Решения XX съезда нанесли сильнейший удар политике сс позиции силы», главным «обоснованием» которой является миф о «коммунистической угрозе». Они привели к серьезному замешательству в правящих кругах империалистических держав. «Отзвуки XX съезда партии, состоявшегося в Москве, будут в течение длительного времени слышны даже в дружественных нам кругах», — отмечал «Нью-Йорк тайме мэгазин» 4 марта 1956 г. Подчеркивая историческое значение съезда, журнал констатировал: «В Москве произошли события огромной важности. Это непреложный факт. Возможно, что мы достигли глобального водораздела, за пределами которого степень нашего превосходства начнет уменьшаться».
Для сбора материалов и выработки мер по предотвращению дальнейшего роста коммунистического влияния в США учреждаются все новые и новые официальные и неофициальные комиссии, комитеты, курсы. В 1961 г. при Колумбийском университете был организован специальный «Исследовательский институт по коммунизму».
Поток грязной антикоммунистической литературы, вроде выпущенного пресловутой комиссией Конгресса по расследованию антиамериканской деятельности лживого двухтомного сборника «Факты о коммунизме» (а ведь это официальный документ США!), буквально захлестывает американский книжный рынок. Комиссии, комитеты, институты, школы и прочие учреждения, занятые пропагандой, соревнуются между собой в нападках на коммунизм и Советский Союз.
Настоящую панику в кругах империалистической буржуазии и ее идеологических слуг вызвали величественные перспективы, открытые перед человечеством XXII съездом Коммунистической партии нашей страны. Сразу же после съезда главари антикоммунистической пропаганды США собрались на симпозиумы, конференции и съезды по изучению Программы КПСС, начертавшей конкретные пути строительства коммунизма в СССР. Империалистов страшит не только намеченное Программой многократное возрастание экономической мощи нашей страны, но и тот эффект, который Программа должна была произвести и произвела на освобождающиеся от колониальной зависимости слаборазвитые страны.
Но как бы ни извращали апологеты империализма факты о коммунизме, какие бы ни принимали меры по предотвраще- ■ ию растущего влияния социалистического лагеря, жизнь отбрасывает в сторону ухищрения их пропаганды. Иден коммунизма все глубже проникают в сознание миллионов эксплуатируемых в капиталистических странах. Несмотря на огромные затраты средств, империалистическая пропагандистская машина не достигает результатов, на которые рассчитывали ее заправилы, м нередко работает на холосто» ходу. Красноречивым примером этого является недавняя неудача некоего Шварца, пытавшегося организовать в Карнеги-Холл в Нью-Йорке антикоммунистические курсы. Как сообщила американская буржуазная газета «Нью-Йорк тайме», мистер Шварц понес убытки в сумме 7$ тысяч долларов, вследствие плохой посещаемости[2]. Факт весьма примечательный. Он свидетельствует о том, что никакие доллары не смогут остановить неуклонный рост сил мира и прогресса, остановить движение человечества по пути к коммунизму.
Всемирно-исторические успехи СССР после XX съезда КПСС и вынужденные признанна заокеанских идеологов
еобоснованность, шаткость позиций буржуазной антисоветской пропаганды особенно ясно видны на фоне гигантских успехов, достигнутых Советской страной в последние годы. Искореняя недостатки периода культа личности, ленинское руководство Коммунистической партии ведет нашу страну к таким невиданным вершинам, что это не может не признать определенная здравомыслящая часть буржуазии. Спутники, луныикн, исторические полеты в космос Гагарина, Титова, Николаева и Поповича способствовали крушению многих иллюзий буржуазии, прежде всего иллюзии о научном и техническом превосходстве Запада. Они показали, какие подвиги в состоянии совершить народ, взявший судьбу в свои руки.
В Соединенных Штатах Америки все чаще и чаще появляются статьи видных буржуазных фи-яософов, экономистов и историков, в которых выражается беспокойство по поводу экономических успехов СССР и содержится призыв перестать недооценивать силу «советского вызова». Эти статьи и книги, как правило, не рассчитаны на массового читателя. Тем не менее они заслуживают внимания, так как отражают мнение влиятельных кругов буржуазии.
Явное беспокойство по поводу быстрых темпов развития экономики СССР выражено в сборнике докладов американских экономистов «Сравнительный анализ экономики США и Советского Союза», опубликованном в 1959 г. Объединенной экономической комиссией конгресса США. В сборнике признается тот факт, что как по приросту валового национального продукта, так и по производству на душу населения СССР в течение последнего десятилетия обгоняет США. В этом факте авторы сборника усматривают «советскую экономическую угрозу». Страх перед усиливающейся экономической мощью СССР сквозит в работах многих буржуазных экономистов, государственных деятелей и историков США.
«...До появления спутников мы имели обыкновение смеяться над советскими претензиями на приоритет в области технических достижений», — пишет не без известной доли самокритики профессор экономики университета Южной Калифорнии Р. У. Кэмпбелл в своей книге, вышедшей в 1960 г. под весьма красноречивым заголовком «Советская экономическая мощь. Организация экономики, ее рост и вызов, который она бросает нам». «Однако недавние события, признает далее американский профессор, начали наносить удары по вашему самодовольству. Старое представление о советской плановой экономике как о вечном неудачнике разрушается перед ^лицом фактов, свидетельствующих о том, что эта система может добиваться поразительных успехов в науке и технике и завоевывает себе последователей в слаборазвитых странах мира». Знаменательное признание для буржуазного ученого!
«...У нас по давней традиции, — пишет далее Кэмпбелл, — сложилось убеждение, что это (советская экономика. — авт.) очень неэффективная экономическая система... Мы очень любим сравнивать уровень производства автомобилей в США и СССР». Реальные факты экономического развития СССР привели буржуазного ученого к противоположным выводам. Сравнение действительных показателей экономического роста СССР и США, а не одних только данных о производстве «кадиллаков» и «шевроле» явно не в пользу капиталистической системы. Тем самым напрашивается единственно правильный вывод о превосходстве социализма над капитализмом. Но требовать от буржуазного ученого такого вывода — это требовать слишком много.
С призывом не отмахиваться от непрерывного роста могущества СССР выступает другой американский автор О. Хеф- динг на страницах влиятельного журнала «Форин афферс». «В 50-х годах, — пишет он, — Советский Союз добился поразительных успехов в развитии промышленности, науки и техники. Даже в области сельского хозяйства... благодаря личному энергичному руководству Хрущева удалось добиться успеха и удивительного прироста продукции».
Рост и процветание советской экономики явно беспокоит Хефдинга. В расчетах советских экономистов, пишет он, содержится «тревожный факт, который имеет слишком большое значение для американского общественного мнения, чтобы его безучастно игнорировать, либо самодовольно преуменьшать».
(Сравнивая постоянный плановый прирост продукции в условиях социалистической экономики и «кое-как руководимой деятельностью на торговом рынке капитализма», американский автор приходит к выводу о преимуществе советских темпов развития промышленности перед капиталистическими странами. «У нас нет никакой программы, которую можно было бы сравнить с советской!», — горестно восклицает он.
Характерно, что некоторые буржуазные ученые начинают признавать факт постоянно растущего уровня жизни советских людей. В этой связи интересна статья сотрудника эксь номического отдела Уелсли колледжа Маршала Гольдмана «Советский жизненый уровень и наш», напечатанная в журнале «Форин афферс». Автор, манипулируя цифрами, пытается уверить своих читателей в том, что СССР не удастся превзойти уровень жизни в США в течение жизни одного поколения. Но, несмотря на такой вывод, американский экономист под давлением очевидных фактов все же вынужден признать успехи Советской страны в подъеме жизненного уровня народа. «Ясно, что жизненный уровень советского потребителя быстро улучшается», — пишет он. Автор подчеркивает далее, что особенно быстро росло и будет расти в СССР производство промышленных потребительских товаров, что в области производства продовольствия и текстильных товаров СССР нагоняет США. О непрерывном росте реальных доходов советских трудящихся пишет и уже упоминавшийся нами О. Хефдинг. «Заслуга Хрущева, — пишет профессор политических наук Калифорнийского университета Д. Таустер в журнале «Каррент хистори», — состоит в том, что он предпринял определенные усилия для удовлетворения материальных нужд народа, осуществив много мер, имеющих целью обеспечить непрерывный рост жизненного уровня...».
В статье одного из виднейших в США специалистов по СССР, профессора Ф. Мозли, с тревогой отмечается, что «при существующих перспективах в течение 60-х годов мы (т. е. США. — авт.) будем иметь дело с советской системой, быстро растущей в экономической, научной и военной области...».
Американского военного специалиста Т. Хупса волнует, что Советский Союз располагает в настоящее время «оружием, которое подобно атомной бомбе было несколько лет назад монополией Заттада — оружием экономического могущества и экономической помощи». Он считает, что рост международного авторитета СССР, прежде всего в слаборазвитых странах, обусловлен неправильной общей линией американского правительства, базирующейся на мифе о «безусловном моральном, политическом и техническом превосходстве» США над Советским Союзом. В действительности же «тенденция экономического развития и эффективной экономической помощи для нас неблагоприятна», а «соотношение военных сил изменяется просто угрожающим образом».
«Теперь многим странам Советский Союз представляется в новом свете — как доброжелатель, заинтересованный в том, чтобы помочь другим странам развить свою экономику, всеми силами стремящийся уменьшить международную напряженность», — с грустью констатирует адъюнкт-профессор Орегонского университета Роберт JI. Аллен. В то же время слаборазвитые страны «недовольны Западом из-за его действительных или воображаемых несправедливостей и зачастую склонны рассматривать Советский Союз как нечто по контрасту особенно привлекательное». В таких случаях говорят: «Что посеешь, то и пожнешь!»
Как пишет А. Рубинштейн в своей работе «Внешняя политика Советского Союза», мировое соотношение сил заметно изменилось в пользу коммунистического мира, что сделало «сосуществование более чем когда-либо прерогативой Кремля». Но напрасно буржуазный историк пугает своих читателей «дипломатическими последствиями» возросшей советской мощи. Советский Союз никому не угрожал и не угрожает. В основе внешней политики СССР лежит стремление к дружбе и взаимопомощи, к развитию нормального, делового сотрудничества со всеми странами на основе ленинского принципа мирного сосуществования.
[1] Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-Министрами Великобритании во время Великой Отече- сизенной войны 1941—1945 гг., т. 11. M.t Госполитиздат, 1957, стр. 32.
[2] Заметка перепечатана «Известиями» в номере от 4 сентября 1962 г. (Московскай вечерний выпуск).
| |