Юридические исследования - ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОЧНОЙ ЗАКУПКИ ПО ДЕЛАМ О НЕЗАКОННОМ ОБОРОТЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ А.А. Койсин -

На главную >>>

Криминалистика: ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОЧНОЙ ЗАКУПКИ ПО ДЕЛАМ О НЕЗАКОННОМ ОБОРОТЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ А.А. Койсин


    В последнее время для нашей страны все большую остроту приобретает вопрос борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, поскольку наркомания из года в год приобретает все более значительные масштабы, становясь серьезным социальным фактором, негативно влияющим на развитие всего общества. Возрастает профессионализм и организованность преступлений, совершаемых наркодельцами, нередко с использованием значительной природной сырьевой базы, а также специального оборудования в подпольных лабораториях с привлечением профессиональных фармацевтов, химиков, научных работников для изготовления различных наркотиков. Набирает силу контрабанда наркотиков и интеграция наркомафии России в международную систему торговли. «Прозрачность» российских границ, а также географическое положение страны вызывают повышенный интерес к России международной наркомафии как к обширному рынку сбыта и наименее опасному транспортному пути нелегальной доставки наркотиков транзитом через территорию нашей страны. Особую тревогу вызывает тот факт, что в сферу потребления наркотиков втягивается в основном молодое население страны (лица от 14 до 20 лет), представляющее будущее нации. Все это ставит серьезные проблемы перед правоохранительными органами. Масштабы и темпы распространения наркомании, широкий размах незаконного оборота наркотических средств свидетельствуют о том, что результативность принимаемых правоохранительными органами мер продолжает оставаться низкой, особенно это касается раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

     


    Сибирский юридический вестник. 2000. № 3.

     

    ВОПРОСЫ КРИМИНАЛИСТИКИ И СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ

     

     

     

    ©  2000 г.    А.А. Койсин

     

     

    ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОЧНОЙ ЗАКУПКИ ПО ДЕЛАМ

     

    О НЕЗАКОННОМ ОБОРОТЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

     

     


    В последнее время для нашей страны все большую остроту приобретает вопрос борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, поскольку наркомания из года в год приобретает все более значительные масштабы, становясь серьезным социальным фактором, негативно влияющим на развитие всего общества.

     

    Возрастает профессионализм и организованность преступлений, совершаемых наркодельцами, нередко с использованием значительной природной сырьевой базы, а также специального оборудования в подпольных лабораториях с привлечением профессиональных фармацевтов, химиков, научных работников для изготовления различных наркотиков.

     

    Набирает силу контрабанда наркотиков и интеграция наркомафии России в международную систему торговли. «Прозрачность» российских границ, а также географическое положение страны вызывают повышенный интерес к России международной наркомафии как к обширному рынку сбыта и наименее опасному транспортному пути нелегальной доставки наркотиков транзитом через территорию нашей страны.

     

    Особую тревогу вызывает тот факт, что в сферу потребления наркотиков втягивается в основном молодое население страны (лица от 14 до 20 лет), представляющее будущее нации.

     

    Все это ставит серьезные проблемы перед правоохранительными органами. Масштабы и темпы распространения наркомании, широкий размах незаконного оборота наркотических средств свидетельствуют о том, что результативность принимаемых правоохранительными органами мер продолжает оставаться низкой, особенно это касается раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

     

    В соответствии со ст. 112 УПК РСФСР орган дознания, следователь, прокурор при наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело.

     

    Поводы и основания для возбуждения уголовного дела указываются в ст. 108 УПК, и основное требование которое установлено уголовно-процессуальным законом и необходимое для возбуждения уголовного дела – это наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

     

    Наиболее частым поводом к возбуждению уголовных дел рассматриваемой категории является непосредственное обнаружение органами дознания признаков преступления в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности.

     

    Данный вид деятельности закреплен и регламентирован Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», который определяет ее содержание и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ).

     

    Оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая гласно и негласно, проводится в целях обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона «Об ОРД»).

     

    При наличии сведений о фактах совершения противоправных действий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, в целях выявления таких действий, а также лиц и преступных групп, в них участвующих, ст. 6 Закона «Об ОРД» дает возможность осуществлять целый комплекс розыскных мероприятий.

     

    Наиболее часто применяемыми в таких ситуациях являются:

     

    ·       проверочная закупка;

     

    ·       наблюдение;

     

    ·       обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

     

    ·       контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

     

    ·       прослушивание телефонных переговоров;

     

    ·       контролируемая поставка.

     

    Принятие решения о проведении того или иного оперативно-розыскного мероприятия должно быть обоснованным. Основаниями для проведения вышеуказанных мероприятий являются:

     

    1. Наличие возбужденного уголовного дела и поручения следователя по нему, адресованного оперативным работникам. При этом в поручении не должно содержаться указаний на конкретные средства и методы проведения оперативно-розыскной деятельности. Оно должно носить характер постановки общей задачи перед органом дознания о проведении розыскных мероприятий, а орган дознания самостоятельно определяет мероприятия и формы их проведения;

     

    2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого или совершенного противоправного деяния, связанного с незаконным оборотом наркотиков, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

     

    Тактика проведения конкретного оперативно-розыскного мероприятия зависит от складывающейся ситуации, опыта оперативного работника, наличия необходимых сил и средств, дефицита времени и множества других факторов, существенно влияющих на выбор как самого оперативно-розыскного мероприятия, так и на тактику его проведения.1 При этом необходимо отметить, что порядок и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий детально законом не регламентированы. При их проведении и документальном оформлении исходят из положений ведомственных приказов, а также практики использования результатов данных мероприятий при производстве предварительного следствия и судебного разбирательства.

     

    Анализ практики показывает, что чаще всего оперативными сотрудниками применяется такой вид оперативно-розыскного мероприятия как проверочная закупка.

     

    Сущность данного мероприятия заключается в совершении мнимой сделки купли-продажи с лицом, подозреваемым в торговле запрещенными в гражданском обороте предметами (наркотиками) с целью подтверждения факта конкретного правонарушения.2

     

    Лицами, осуществляющими проверочную закупку, являются, в основном, оперативный работник, а также поддерживающая его группа прикрытия. Но закон допускает также и возможность участия в поверочной закупке других лиц, обладающих специальными познаниями и действующих на основании поручения оперативного работника. Лица привлекаются к проведению оперативно-розыскного мероприятия только с их согласия, при этом им должна быть гарантирована правовая защита, связанная с правомерным выполнением ими общественного долга или возложенных на них обязанностей (ст. 17 закона «Об ОРД»).

     

    Документальное оформление проводимого мероприятия должно обеспечивать максимальный уровень достоверности полученных результатов. Для этого необходимо соблюдать ряд тактических рекомендаций по порядку проведения проверочной закупки и процессуальных моментов по оформлению ее результатов.

     

    При установлении факта незаконного оборота наркотических средств оперативным работником составляется рапорт на имя руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в котором указываются обоснования необходимости проведения проверочной закупки. При утверждении руководителем данного рапорта составляется постановление о проведении оперативно-розыскного мероприятия, в котором указывается лицо, привлекаемое в качестве покупателя. Постановление о проведении проверочной закупки подлежит обязательному утверждению руководителем органа, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (ч. 5 ст. 8 Закона «Об ОРД»).

     

    У лица, привлекаемого в качестве покупателя, отбирается заявление (расписка) о его добровольном согласии на участие в ОРМ. С ним обязательно проводится инструктаж о его поведении  в ходе встречи со сбытчиком, возможных вариантах действий, условном знаке об окончании сделки, его действиях в момент намеченного задержания участников сделки.

     

    В соответствии со ст. ст. 8, 11, 15, и 17 Закона «Об ОРД» перед выходом на проверочную закупку в присутствии понятых производится обязательный досмотр покупателя, о чем составляется протокол, в котором указывается время, место, лицо осуществляющее досмотр, данные понятых и отражается факт отсутствия у покупателя каких-либо наркотических средств. Если покупатель направляется на сделку на автомобиле, то производится также досмотр его автомобиля с составлением протокола.3

     

    После этого, также в присутствии понятых производится осмотр и пометка специальными химическими составами денежных купюр, о чем составляется протокол, с указанием достоинства  и количества купюр, которые будут использоваться для оплаты при проведении закупки, их серий и номеров, общей суммы, характера упаковки, вида пометки и состава использованного спецсредства, способа его проявления на деньгах и упаковке. Данные купюры вручаются лицу, непосредственно привлекаемому для проведения проверочной закупки (покупателю), при этом в протоколе указываются данные об этом лице и цель вручения денег.

     

    Непосредственная фиксация факта проверочной закупки осуществляется посредством составления протокола о наблюдении за происходящими событиями. В протоколе должны быть отражены сведения о времени и месте проведения наблюдения, лицах принимавших в нем непосредственное участие; с точностью до минуты зафиксирован ход встречи, момент совершения сделки, контакты и передвижения продавца, сбывающего наркотик, а также действия лиц, пытающихся в момент запланированного и производимого задержания избавиться от уличающих их предметов. Кроме того, в нем должны быть отражены действия сотрудников, принимающих участие в задержании.

     

    В процессе проведения проверочной закупки нередко используются технические средства– звуко- и видеозаписывающая аппаратура, что способствует эффективному доказыванию противоправной деятельности виновного или, наоборот, убеждает в ошибочности имевшего место мнения об участии проверяемого лица в преступной деятельности. Для того чтобы содержащиеся  на образовавшихся в результате ее применения носителях информации сведения были в последующем признаны доказательствами по делу, должны соблюдаться ряд требований.4

     

    Перед проведением ОРМ аудио или видеокассета прослушивается (просматривается) в присутствии понятых для подтверждения факта отсутствия на ней какой-либо информации. Затем оперативный работник надиктовывает на нее условия, место, характер проводимого мероприятия, а понятые – свои анкетные данные. После этого кассета помещается в кассетоприемник, который опечатывается печатью с подписями всех участников, о чем составляется соответствующий протокол, в котором помимо этого указывается тип используемого технического средства.

     

    После проведения оперативного мероприятия технические средства, используемые для фиксации хода сделки, изымаются в соответствии со ст. 15 Закона «Об ОРД» в присутствии понятых и осматриваются. Кассета в присутствии понятых извлекается из магнитофона и опечатывается, о чем составляется протокол. В протоколе обязательно указывается состояние ранее наложенной печати на кассетоприемном устройстве, ее целостность.

     

    После проведения проверочной закупки в присутствии понятых производится досмотр покупателя, ход которого фиксируется в протоколе. В нем указывается место обнаружения приобретенного вещества (в кармане брюк, куртки, в руке и т.д.) и что оно собой представляет, например «порошкообразное вещество бежевого цвета».5 Также описывается материал, в который упаковано вещество, например «прозрачный полиэтиленовый пакет» или «белый бумажный сверток». Обнаруженное у покупателя вещество изымается и опечатывается.

     

    Непосредственно после закупки производится задержание продавца и его личный досмотр. В присутствии понятых составляется соответствующий протокол, в котором указываются анкетные данные лица, подробно описывается его одежда и все обнаруженные при нем предметы. При досмотре изымаются деньги, документы и предметы, свидетельствующие о совершенной сделке, либо запрещенные к гражданскому обороту.

     

    Все изъятые в ходе контрольной закупки предметы соответствующим образом упаковываются, обеспечиваются сопроводительными надпи­сями, подписями понятых, оперативных работников, а по возможности и подписью лица, у которого произведено изъятие.

     

    В том случае, если лицу или лицам, задерживаемым по окончании закупки, удалось в момент задержания выбросить наркотические средства или иные предметы, уличающие их в совершении противоправных действий, необходимо, в целях их обнаружения и изъятия, произвести осмотр места происшествия.6

     

    От покупателя, продавца и других лиц, принимавших участие или присутствовавших при проведении проверочной закупки, отбираются объяснения по существу происшедших событий. Оперативными работниками, принимавшими участие в проведении данного оперативно-розыскного мероприятия, составляются рапорта, в которых указываются обстоятельства наблюдаемых ими событий и их личного участия в этом мероприятии.

     

    В порядке ст. 11 Закона «Об ОРД» все полученные в ходе проведения проверочной закупки результаты (протоколы, рапорта, объяснения, полученные деньги, изъятые вещества, звуко- и видеозаписи) представляются следователю органом, осуществляющим ОРД, на основании постановления, вынесенного начальником этого органа в соответствии с ведомственными нормативными актами.

     

    Следователь, получив указанные материалы, должен проверить соблюдение законности проведения оперативно-розыскных мероприятий и убедиться в достоверности их результатов. После этого он возбуждает уголовное дело по факту незаконного оборота наркотических средств (ст. 228 УК РФ), а изъятые предметы приобщает к делу в качестве вещественных доказательств.

     

     

     

     



    1 Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия. Учебно-практическое пособие. М., 1999/ C.25.

     

    2 Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий. М., 1997. C.209.

     

    3 Попов В.В., Верютин В.Н. Методические рекомендации по использованию результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств// Информационный бюллетень МВД РФ. 1998. №4. С.65.

     

    4 Баяхчев В.Г., Улейчик В.В. О формах и методах легализации материалов, собранных оперативно-розыскными подразделениями органов внутренних дел в целях использования их в качестве доказательств по уголовным делам/ Информационный бюллетень МВД РФ. 1999. №2. С.31-32.

     

    5 Поскольку на данном этапе химическая экспертиза не проводится в силу того, что она является следственным действием и, соответственно, достоверно установить, что приобретенное средство действительно является наркотиком невозможно, в протоколе указывается лишь общие характеристики изъятого вещества, определяемые зрительно.

     

    6 Попов В.В., Верютин В.Н. Указ. соч. С.66.