Г. В. Воронцов,
доктор исторических наук
|
МАРКСИСТСКИЙ
АТЕИЗМ
И
ЕГО СОВРЕМЕННЫЕ ФАЛЬСИФИКАТОРЫ
|
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЗНАНИЕ» Москва 1972
|
Воронцов Георгий Васильевич
75 Марксистский атеизм и его современные фальсификаторы. М., «Знание», 1972.
48 стр. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Естествознание и религия», 10).
В брошюре рассказывается об одном из важнейших участков современной идеологической борьбы, называются главные идеологические центры за рубежом, занимающиеся фальсификацией политики КПСС и Советского государства, раскрываются основные приемы их деятельности
1-5-8 2
|
Редактор К. К- ^абова
Худож. редактор В. Н. Конюхов •
Техн. редактор Г. В. Пичугина Корректор А. Л. Пузакова
А 11129. Сдано в набор 28/УН 1972 г. Подписано к печати 22/УШ 1972 Р. Формат бумаги 60 x 901/и- Бумага типографская № 3. Бум. л. I. Печ« л..2. Уч.-изд. л. 1,98. Тираж 48 900 экз. Издательство «Знание». Москва, Центр. Новая пл.. д. 3/4. Заказ 1715. Типография Всесоюзного общест* ва «Знание*. Москва, Ценлр, Новая пл„ д» 3/4,
Цена 6 коп*
|
Нет, пожалуй, ни одной важной проблемы марксистского атеизма, которая не подвергалась бы сегодня фальсификации со стороны идеологов империалистической буржуазии. Буржуазные философы и богословы стремятся прежде всего в искаженном виде представить ленинское атеистическое наследие. Современные социал-реформисты и ревизионисты извращают принципы политики Коммунистической партии в отношении религии и церкви. Так называемые специалисты в области религиозного вопроса в СССР публикуют статьи на страницах зарубежных газет и журналов, выступают по радио, подбирают клеветнические материалы с целью издания книг и сборников о положении религии и церкви в нашей стране и других социалистических странах.
Буржуазные и клерикальные идеологи, критикуя марксистский атеизм, придают этому вопросу Значение, далеко выходящее за рамки чисто мировоззренческих проблем.
Фальсификация актуальных проблем марксистского атеизма занимает сегодня видное место в планах идеологических диверсий империализма против нашей страны. Значительна^, часть издаваемой в капиталистических странах литературы по проблемам марксистского атеизма посвящена вопросам положения религии и церкви,, а также вопросам атеистической пропаганды в СССР и других социалистических странах.
Как говорил в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии Л. И. Брежнев: «Все инструменты воздействия на умы, находящиеся в руках буржуазии, — печать, кино, радио — мобилизованы на то, чтобы вводить в заблуждение людей, внушать им представления о чуть ли не райской жизни при капитализме, клеветать на социализм» 1.
Философы, историки, богословы, журналисты и другие специалисты, подвизающиеся в области фальсификации марксистского атеизма, не стесняются повторять давно опровергнутые, избитые вымыслы об отсутствии свободы совести в
|
1 Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971, стр. 91.
|
СССР, о преследовании верующих, пытаются в самом неблагоприятном виде представить работу по атеистическому воспитанию населения, проводимую Коммунистической партией, извращают историю атеистического движения в нашей стране. Книги и брошюры советологов содержат разнообразные мифы о методах и средствах пропаганды научного атеизма в массах.
Конечная цель огромного мутного потока книг, статей, листовок и радиопередач, которые используются сегодня для фальсификации марксистского атеизма, заключается в том, чтобы добиться дискредитации идей марксизма-ленинизма в глазах верующих, посеять у них враждебное отношение к идеалам социализма и коммунизма, помешать единству верующих и неверующих в антиимпериалистической борьбе. Раэоблачевие фальсификации марксистского атеизма является поэтому одной из важных задач идеологической борьбы на современном этапе.
Буржуазные и клерикальные фальсификаторы марксистского атеизма
Среди основных идеологических центров, которые используются сегодня империалистической буржуазией для фальсификации марксистского атеизма, наиболее активную деятельность продолжает развертывать Ватикан. Статьи о сущности атеизма вообще и марксистского атеизма в особенности, а также статьи, извращающие политику КПСС в отношении религии, регулярно публикуются на страницах ватиканской газеты «Оссерваторе романо», журнала ордена иезуитов «Чивильта Каттолика> и других периодических изданий католической церкви. Реакционные клерикальные круги интересуются историей русской православной церкви с целью фальсификации ее положения в нашей стране. Эту задачу ставит перед собой, например, Римский понтификальный институт изучения восточных церквей, имеющий целую армию церковных востоковедов. В ряде специальных исследовательских центров, которые финансирует Ватикан,, разрабатываются тактические приемы борьбы с марксистским атеизмом, а также борьбы с марксистско-ленинской идеологией в целом. С этой целью, например, в 1969 г. в Грегорианском университете в Риме был открыт «Центр марксистских исследований*.
Несмотря на то, что в распоряжении реакционных клерикальных кругов имеются современные мощные средства про-
|
иагаивы, решать задачу дискредитации идей марксизма-ле- кинизма стаюовится с каждым днем, асе труднее и труднее. Попытка использовать религиозный, вопрос в СССР и других социалистических странах для воспитания у верующих враждебного отношения к идеалам социализма и коммунизма тер- дят асе больигий провал. И это не является случайным.
В Советском Союзе ликвидирована классовая эксплуататорская база, на которую раньше опиралась церковь. Верующие нашем страны задаются в своей основной массе преданными социалистическому строю людьми.
Служители кудьла в подавляющем большинстве находятся на лояльных позициях но отношению к Советскому государству. Таково же положение н в братских социалистических странах. Влиянию оголтелой антикоммунистической пропаганды не поддается.‘еегодия и большая часть верующих трудящихся кааиталлстических страи. Наиболее проэорлн- вые церковные деятели, эа рубежом, видят, что1 идеалы коммунизма привлекают к себе не только, широкие слон неверующих. НО' и верующих трудящихся. Поэтому многие из них искрение »аут на установление контактов с коммунистами* проявляют стремление к участию в диалогах с ними. Современная действительность дает немало примеров тесного сотрудничества коммунистов и верующих трудящихся в борьбе против агрессивной, аолитщш империализма, лротив. гнета крупных монополий, в защиту демократически* свобод и т. д.
Все это- вьивуждеиы учитывать идеологи империалистической буржуа»» и а том числе идеологи клерикального антикоммунизма, пытаясь использовать в своих интересах релн« пню и церковь* Поэтому наряду с лобовыми атаками против марксизма-лекивизма и атеизма буржуазные и клерикальные идеологи пытаются использовать новые методы и приемы. Примером этому может служить изданная папским Сале- знанским университетом но инициативе, специального Секретариата по делам неверующих ори. Ватикане четырехтомная Энциклопедия «Ь’аЫзто ~ сап 1е трога оео» («Современный атеизм»>, первый том которой — «Атеизм в современной жиэ- ви и совремеиной культуре» — вышел в 1967 г. в Турине. Необходимо сказать, что подавляющее большинство авторов энциклопедии не являются идеологами откровенного аюшком- муиивма и даже заявляют о своем стремлении объективно исследоааггь атеизм как «глобальную, радикальную жизненную альтернативу религии».
Однако истинные цели, таких исследований разъяснил в свое время одш из редакторов энциклопедии, бывший профессор Салезианского университета, Джулио Джирарди, который был обвинен Ватиканом в излишне либеральном и объективистском: подходе к критике атеизма. Возлагая надежды на «эрозию» марксизма и его идеологическое оере-
|
рождение, в книге «Марксизм и христианство» (Сполето, 1966 г.) он писал, что официальный советский марксизм бу- дет преодолен «открытым марксизмом», который, освободившись от атеизма, станет «одной из форм гуманизма, близкого к христианству». Эти взгляды наиболее откровенно изложил журнал иезуитов «Чивильта каттолика» (19 октября 1968 г.), подчеркнув, что диалог между католиками и, коммунистами станет возможным только тогда, когда коммунизм освободится от марксистско-ленинской идеологии, а следовательно, и от атеизма.
Какими бы фразами об объективном подходе к изучению атеизма не прикрывались авторы, это издание в конечном счете рассчитано на то, чтобы извратить его сущность, очернить политику Коммунистической партии в отношении религии. И не случайным, конечно, является то, что в статьях энциклопедии мы находим взгляды и идеи, весьма характерные для идеологов современного антикоммунизма. Так, например, раскрывая соотношение гуманизма и атеизма, авторы отмечают, что идеи гуманизма не могут быть присущи тому общественному строю, для которого характерно освобождение человека от влияния религии. Другими словами, коммунисты не могут быть носителями подлинных идей гуманизма именно потому, что являются атеистами. Авторы энциклопедии подводят читателя к выводу о том, что общество, отрицающее бога, должно якобы «зайти в тупик»,-
Игак, наукообразное по форме изложение используется в конечном счете для обоснования политических выводов, направленных против коммунизма. В данном случае мы имеем дело с традиционным для антикоммунизма приемом фальсификации. Религия отождествляется ими с необходимыми духовными устремлениями людей, а всякое выступление против нее рассматривается, следовательно, как попытка разрушить духовный мир человека. Фальсификаторы не желают считаться с тем фактом, что, осуществляя коренное преобразование общества, коммунизм создает широкие возможности для формирования и раскрытия духовного содержания личности. При этом освобождение сознания человека от религии помогает ему сбросить сковывающие его путы и овладеть подлинными достижениями духовной культуры.
Подлинный гуманизм проявляется в заботе о реальном, а не мифическом счастье людей. Вот к этому подлинному счастью человека и стремится коммунизм, отвергая ложные, нереальные пути его достижения. Буржуазно-клерикальные пропагандисты стремятся доказать, что единственно верным путем, ведущим к достижению этого счастья, является путь, указанный религией. Тем самым они пытаются подорвать доверие к марксистско-ленинскому учению, социалистическим и коммунистическим идеалам.
|
Таким образом, стремление авторов энциклопедии к объективному изучению атеизма представляет собой лишь один из приемов идеологической борьбы, которую ведет сегодня Ватикан против марксистского атеизма.
Однако далеко не всегда мы встречаемся с попытками утонченной фальсификации марксистского атеизма. Об этом свидетельствует, например, деятельность созданного еще в 1956 г. в ФРГ католического «Общества святого Павла», которое является инициатором публичных диалогов с марксистами. В то время как часть членов «Общества святого Павла» искренне стремится к диалогу с неверующими, реакционные круги католическогй церкви стремятся использовать общество для организации идеологических диверсий против социалистических стран.
Есть немало идеологических центров, которые не гнушаются самыми грубыми, избитыми приёмами фальсификации. Ими издается много литературы, освещающей положение религии и церкви в СССР и других социалистических странах с откровенно антисоветских позиций.
Нужно отметить, что идеи и взгляды авторов многочисленных брошюр и статей по данной проблеме опираются на солидную традицию. Еще в годы социалистического строительства в нашей стране за рубежом буржуазными и клерикальными кругами издавалось большое количество литературы, которая содержала грубую клевету по поводу политики КПСС и Советского государства в отношении религии и церкви и организации антирелигиозной пропаганды в СССР. Фабрикация различного рода, клеветнических-документов за рубежом о положении религии и церкви в СССР началась сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Среди них можно назвать материалы пресловутой комиссии Овэрмена, членом которой был бывший священник англиканской церкви в Петрограде Саймонс.
В одном из отчетов Государственного департамента США на основании тенденциозно подобранных материалов делался вывод о том, что в нашей стране все без исключения верующие «рассматриваются как контрреволюционеры». Сбором материалов о положении религии и церкви в СССР в начале 20-х годов занималась дипломатическая миссия США в Риге. В одном из докладов миссии об антирелигиозной пропаганде в Советской России (июнь 1923 г.) говорилось о политике «обострения религиозного фанатизма» в СССР.
Активную деятельность по извращению политики партии и Советского государства в отношении религии развернула за рубежом белая эмиграция, которая стремилась делать религию и церковь орудием объединения всех реакционных сил в борьбе против большевизма. В период гражданской войны специальные осведомительные отделы, действующие
|
при штабах деникинской и других белогвардейских армий, собирали клеветнические материалы о положении церкви к антирелигиозной пропаганде в Советской России.
Со страниц белоэмигрантской печати, начиная от откровенно монархической и кончая более умеренной, мутным потоком полилась грязная клевета по поводу «большевистского террора в отношении церкви». Особое внимание при этом уделялось антирелигиозной пропаганде.
В 1925 г. А. Валентинов и П. Струве подготовили к изданию во Франции и Германии сборник фальсифицированных документов и материалов под названием «Черная книга. Штурм Небес», в которой П. Струве обращался к русской эмигрантской молодёжи с призывом готовить себя к миссии «грядущих крестоносцев-освободителей». Книга эта имела характерный для подобной литературы подзаголовок: «Сборник документальных данных о борьбе советской коммунистической власти против всякой религии, против всех исповеданий и церквей (1917—1925 гг.)». Об этом можно было сегодня и не вспоминать, если бы подобные материалы не заимствовались без всякой проверки современными авторами и не использовались ими для клеветнических измышлений по .поводу положения церкви в СССР.
Так, например, подавляющее большинство материалов названного сборника было использовано составителями клеветнического сборника «Русская революция и религия*, изданного в 1959 г. в США. Любопытно заметить, что этот сборник имеет-и похожий подзаголовок, а именно: «Сборник документов, относящихся к подавлению религии коммунистами в 1917—1925 гг.».
О том, что многие буржуазные фальсификаторы опираются на клеветнические материалы белоэмигрантских изданий, говорят-и другие факты. Так, в конце 1965 г. в Швейцарии был создан сравнительно недолго просуществовавший Цент;) по исследованию и изучению религиозных институтов, тесно связанный с американскими пропагандистскими центрами. Глава этого центра Уильям Флейте опубликовал в 1965 г.- в Нью-Йорке книгу под названием «Изучения выживания. Церковь в России» (1917—1943 гг.), в которой он приводил избитые, заимствованные из белоэмигрантской литературы клеветнические материалы о преследовании церкви в нашей стране.
Белоэмигрантские фальсификаторы продолжают активно служить делу антикоммунистической пропаганды. Они и сегодня печатают клеветнические статьи антисоветского характера, пытаясь очернить большую и благородную работу нашей партии, направленную на воспитание всех советских людей в духе научного мировоззрения. Но этим они не ограничиваются. Они Помогают засылать в нашу страну религиоз
|
ную литературу, ведут миссионерскую деятельность среди советской молодежи.
Современные фальсификаторы марксистского атеизма широко использует также реакционные идеи философов-идеа- листов Н. Лосского, С. Франка, Ф. Степуна, Н. Бердяева, произведения которых В. И. Ленин считал литературным прикрытием белогвардейской организации'. В 20-е годы за границей издавались книги Н. Бердяева, С. Булгакова и В. Ильина, в которых коммунизм связывался с гибелью цивилизации и культуры. Н. Бердяев в книге «Истоки и ймысл русского коммунизма», в сборнике «Проблемы русского религиозного сознания» и ряде других работ пытался доказать, что коммунизм ведет борьбу с религией потому, что сам претендует на роль мировой религии. Стремление коммунистов освободить сознание людей от религиозной идеологии объяснялось Н. Бердяевым отсутствием • у коммунистов жалости и сострадания к людям. Эти же взгляды пропагандировались В. Ильиным в книге «Атеизм' и гибель культуры» (Париж— Варшава^ 1929 г.), в ряде работ Ф. Степуна и других философов-белоэмигрантов.
И разве можно считать случайностью, что эти произведения сегодня переиздаются по инициативе и активном участии тех центров, которые занимаются фальсификацией марксистского атеизма? Так, недавно во Франции была переиздана книга Н. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма». В 1967 г. в ФРГ был переиздан для нелегального ввоза в СССР сборник статей «Вехи», авторы которого, по словам В. И. Ленина, вылили поток помоев на русскую революционную демократию. В издательстве УМСа-ргезз в Париже в 1969 г. выше}] сборник работ Н. Бердяева, Н. Ильина, С. Фр'анка «Христианство, атеизм и современность», содержащий критику идей коммунизма с позиции утонченного клерикализма. Издания подобного рода рассчитываются на определенные круги русских эмигрантов во Франции, Западной Германии и ряде других стран.
Не случайным поэтому является то, что наиболее грубая клевета в адрес марксистского атеизма раздается со страниц тех изданий, которые готовятся идеологическими центрами, тесно связанными с реакционными церковными эми* грантскими кругами.
Остановимся несколько подробнее на этих центрах. Однако предварительно отметим, то далеко не все круги церковной эмиграции за границей поддерживают сегодня выступления, связанные с грубым извращением политики нашей партии и Советского государства в отношении религии я церкви.
|
Необходимо отметить, что церковная эмиграция» как и
эмиграция в целом, никогда не представляла чего-то целостного. Среди православных церковных течений за рубежом не было единства прежде всего по вопросу об отношении к Советскому государству. Немало эмигрантов, связанных с церковными и богословским^ кругами за границей, отказались от активной антисоветской деятельности. Некоторые из них после Великой Отечественной войны вернулись на Родину. Некоторые, находясь и сейчас за рубежом, выступают против использования религии и церкви в политических целях. Однако среди эмигрантских церковных кругов есть немало еще и таких деятелей, которые принимают активно? участие в антикоммунистической пропаганде, печатают клеветнические материалы о положении религиозных организаций и прежде всего православной церкви в СССР. Среди церковных эмигрантских кругов в настоящее время, как и много лет назад, наиболее откровенную и враждебную позицию в отношении нашей страны продолжают занимать представители так называемого карловацкого раскола, центр которого находится в Джорданвилле (штат Нью-Йорк, США).
Начало деятельности этого течения церковной эмиграции относится к концу 1920 г., когда еще по пути в Константинополь генерал Врангель поддержал идею создания высшего церковного управления во главе с митрополитом Антонием (Храповицким), который стал затем председателем архиерейского синода русской православной цёрКви за границей, претендующим на роль руководителя всех русских православных церквей за рубежбм. Это течение зарекомендовало себя как самое крайнее крыло православной эмиграции после принятия в 1921 г. в городе Сремски Кярловци (Югославия) собором русско-православной церкви откровенно политического воззвания к русскому народу о восстановлении на всероссийском престоле православного царя из дома Романовых.
Другой откровенно антисоветской политической акцией карловчан было послание к Генуэзской конференции в марте 1922, г., в котором говорилось о необходимости лишить всякой поддержки на конференции представителей Советской России и содержался призыв к народам мира дать «честным русским гражданам» в руки оружие, дать им «своих добровольцев», чтобы покончить с большевизмом.
О том, что взгляды представителей этого течения практически не менялись, говорит хотя бы тот факт, что воззвание о восстановлении на Российском престоле православного царя вновь было принято представителями карловацкого раскола на заседании собора-в 1938 г.
В период второй мировой войны митрополит Анастасий, возглавлявший в то время карловацкий раскол, сотрудничал
|
с гитлеровцами, восхваляя немецко-фашистское нашествие на Советский Союз. После- войны, переехав из Мюнхена в Нью-Йорк (1950 г.), карловчане вплоть до настоящего времени продолжают вести откровенную антисоветскую пропаганду.
Митрополит Филарет, возглавивший с 1962 г. карловацкую церковь, всячески поддерживает пропаганду антисоветизма и антикоммунизма. На страницах издаваемого в Джордан- вилле двухнедельника «Православная Русь» печатаются измышления о преследовании верующих в СССР. Пропаганду, направленную против нашей страны, карловчане ведут в тесном контакте с такими антисоветскими церковными организациями, как «Православное братство», которое возглавляет глава их женевского филиала архиепископ АнтоНий. Наибо- лее реакционные деятели русской эмиграции выступают с клеветническими статьями в сборнике «Православное дело», издаваемом женевским филиалом.
Издательство карловчан, находящееся в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, выпустило за последние годы не одну книгу, грубо фальсифицирующую положение религии и церкви в нашей стране. К ним относится, например,, книга протоиерея М. Польского «Новые мученики российские», з которой повторяются избитые вымыслы о преследовании священнослужителей в СССР за религиозную деятельность, а церковники, тесно связанные с контрреволюцией* называются людьми, «пострадавшими за веру». Книги карловацких авторов отличаются глубокой ненавистью к коммунизму. Так, протопресвитер Г. Граббе, управляющий делами карловацкого синода, в книге «Правда о русской- церкви на родине и за рубежом» (Джорданвилль, 1961 г.) оправдывает позицию эмигрантов-священнослужителей, благословляющих русских людей на борьбу с коммунизмом, который, но его словам, является «делом антихристовым».
Большая группа авторов, фальсифицирующих проблемы религии и атеизма в СССР, группируется вокруг «Вестника русского студенческого христианского движения», издаваемого в Париже и Нью-Йорке. «Вестник» этот является органом русского христианского движения за границей, которое возникло в 1923 г. среди белоэмигрантской молодежи во Франции, Германии, Югославии, Чехословакии, Болгарии и Прибалтике.
С целью расширения своей пропагандистской деятельности в 1926 г. русское студенческое христианское движение за рубежом начало издавать в Париже журнал «Вестник РСХД». Главным редактором этого журнала долгое' время был белогвардейский офицер И. А. Лаговский, который регулярно печатал в журнале статьи, извращающие-положение религии и церкви в Советском Союзе и деятельность Ком
|
мунистической партн по раввер'тяяняю аитярелвгяомой
пропаганды в пашей стране.
Сейчас его деятельность продолжает один и» руководителей русского студенческого христианского движения м Франции Н. А. Струве, опытный мастер антисоветской пропаганды, автор книги «Христиане и СССР», иудаизм* % Париже в 1963 г. В одной из своих статей, опубликованиях в 1969 г. в «Вестнике русского студенческого христианского движения», Н. Струве призывал возвысить голос «протиз утатвеяия религии в СССР-и других социалистических странах». По заданию Н. Струве в нашу страну под видом туристов приезжали представители возглавляемой им организации для того, чтобы собирать клеветнически* материалы о положения религии в СССР.
Среди авторов, которые регулярно печатают в «Вестнике» клеветнические материалы о политике КПСС в области религии, можно назвать протоиерея Д. Константинова, статьи которого отличаются особенной злобой я ненавистью к атеистической пропаганде, проводимой в нашей стране. Он является также автором клеветнической книга «Гонимая церковь» (русская православная церковь в СССР), изданной в Париже в 1967 г.
-Средн центров, широко использующих реакционные эмигрантские церковные я богословские крути 1 целях фальсификации лоложения религий и церкви в СССР, следует назвать Мюнхенский институт но изучению СССР. Этот институт был создан в 1950 г. на средства международных монополистических компаний с целью широкого привлечения белоэмигрантов в качестве «специалистов по русским делам», «экспертов» и т. д. Среди авторов различных клеветнических книг о положении религии и церкви в СССР долгое время т» институте подвизался активный антисоветчик профессор Мюнхенского университета Ф. А. Степун. В 1959 г. в Мюнхене им была опубликована книга «Большевизм и христианство», в которой он старался доказать «своекорыстность» политики коммунистов в отношении верующих христиан, их стремление использовать социальные идея «русского христианства» для достижения своих политических целей и задач.
Институтом была издана в 1958 г. книга профессора православной духовной академии в Нью-Йорке А. А. Боголепова «Церковь под властью коммунизма», которая и по названию, и по содержанию мало чем отличается от литературы, сообщающей о «массовых гонениях на верующих в СССР», со бесплодности атеистической пропаганды» и т. д. и т. п.
Ярким примером тесной связи 'эмигрантских церковных кругов с антисоветскими пропагандистскими центрами за рубежом может служить деятельность издательства «Посев» (Западная Германии). В этом издательстве, которое принад
|
лежат антисоветской эмигрантской организации — Народнотрудовому союзу, за последние годы появилось немало книг о положении религии и церкви в СССР («Защита веры в СССР», 1966; «Диалог с церковной Россией», 1967 и др.). Предисловия к эгцм книгам написаны опытным мастером антисоветской пропаганды архиепископом Иоанном Сан-Фран* цисским (князем Шаховским). Обе эти книги являются сбор* никами клеветнических материалов о положении православ- ной церкви в нашей стране.
Таковы некоторые эмигрантские центры, специализирующиеся на фальсификации положения религии и атеизма в СССР.
Кроме того, большое число так называемых специалистов по религиозному вопросу в СССР подвизается в различных исследовательских институтах, которые занимаются разработкой концепций, направленных против марксистского атеизма. В США, например, изучение этих проблем ведется в 15 исследовательских центрах. С деятельностью этих «исследователей» тесно смыкаются позиции ревизионистов, извращающих политику Коммунистической партии в отношении религии.
Политика КПСС в отношении религии в кривом зеркале фальсификаторов
Марксистский атеизм является теоретической основой программы и политики КПСС по отношению к религии и церкви. Поэтому, стремясь извратить политику КПСС в отношении религии, фальсификаторы подвергают прежде всего критике основные положения марксизма о сущности и путях преодоления религии.
Наиболее распространенным приемом критики марксистского атеизма является заявление о том, что основные положения марксизма о реакционной сущности религии устарели и не могут быть применены к современным условиям. Социал-реформисты и ревизионисты открыто отвергают, например, положение Маркса о религии как опиуме для народа, которое В. И. Ленин считал краеугольным камнем всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии'.
Для социал-реформистов религия является не опиумом, а необходимой пищей современного человека, который угнетен «современной технической цивилизацией». Социал-рефор
|
мисты стараются доказать, что без религии не может' быть морали. Так, например, австрийский социалист О. Голборн в статье «Опиум сегодня» пишет, что религия является нравственным фундаментом социализма и что поэтому социалист должен признавать «высокую этическую и общественную ценность религии» К
На эти же позиции скатились сегодня и правые ревизионисты. Наиболее полно взгляды ревизионистов по данному .вопросу выразил Роже Гароди, заявив, что положение Маркса—«религия есть опиум народа» не выражает теперь точки зрения марксизма на религию. Религию он объявил, при этом «конструктивной, продуктивной силой».. Это положение Р. Гароди было подвергнуто критике еще на Пленуме ЦК Коммунистической партии Франции в Аржанрее в марте 1966 г. Выступая на пленуме Жан Дюкло и Вальдек Роше подчеркнули, что коммунисты в своем отношении к религии исходят из глубокой противоположности марксизма и религии и не пойдут ни на какую уступку религиозным взглядам2.
Отход от принципиальной марксистской линии в отношении религии совершил и австрийский ревизионист Э. Фишер, который в книжке «Искусство и сосуществование», изданной в 1966 г. в Гамбурге, заявил, что у марксизма и христианства имеется общая этическая основа.
Беспринципная позиция, которую заняли социал-реформи- сты и правые ревизионисты в отношении религии, неизбежно привела их к отказу от идейной борьбы с религией, к возрождению и поддержке раскритикованного основоположниками марксизма-ленинизма оппортунистического лозунга нейтральности партии, рабочего класса к религии.
В книге «Великий поворот социализма», изданной в Париже в 1969 г., Роже Гароди утверждал, например, что Коммунистическая партия «не может быть в принципе ни идеалистической, ни материалистической, ни религиозно», ни атеистической».
Что же касается социал-реформистов, то они, отказавшись от идейной борьбы с религией, включили в свои программы специальные разделы, посвященные союзу религии и социализма. Так, в программе социалистической партии Австрии, принятой в 1958 г., говорится, что «социализм вполне совместим с христианством, как религией любви к ближнему. Социализм и религия не исключают друг друга». О единстве религиозных и социалистических идеалов говорится также в программе социал-демократической партии Западной Германии, принятой в 1959 г.
|
1 01(0 Н о I Ь о г п. «Оршт»—Ьёи1е. — «01е 2икипН», 1964, N 7, з. 26.
|
2 «Ь’НитапКё*, 1966, 15 шагз.
|
«Аелигиоэные убеждения » философия имеют огромное значение для образования и умственного развития», — говорится в «Заявлении о принципах и целях Голландской партии труда». Сближение правосоциалистической идеологии с христианством характерно и для документов социалистического Интернационала.
Таким дбразом, разговоры об устарелости взглядов основоположников научного коммунизма на религию используются ренегатами для оправдания откровенно оппортунистических позиций, которые в свое время подвергались критике со стороны Маркса, Энгельса и Ленина.
Как известно, Маркс и Энгельс последовательно боролись с оппортунистическим извращением лозунга «Религия есть частное дело». Говоря о необходимости объявить религию частным делом по отношению к государству, они вместе с тем считали, что Коммунистическая партия не может ограничиться этим лозунгом. Маркс, .анализируя в 1875 г. программу Германской рабочей партии, считал явно недостаточным осуществление требования свободы совести. Он указывал, что задача рабочей партии заключается в том, чтобы освободить совесть от религиозных предрассудков. Эту же мысль защищал Энгельс, выступая против неправильного толкования пункта Эрфуртской программы, в котором религия объявлялась частным делом по отношению к Коммунистической партии.
Анализируя декрет Парижской Коммуны об отделении церкви от государства, Энгельс подчеркнул, что религия — частное дело только по отношению к государству.
Этот тезис основоположников научного коммунизма отстоял и развил в борьбе с оппортунистами II Интернациона- ла В. И. Ленин. Оппортунисты пытались извратить смысл шестого параграфа Германской социал-демократической партии, принятой на партийном съезде в Эрфурте в 1891 г. Объявление религии частным делом оппортунисты разъясняли как нейтральное отношение к религии со стороны не только государства, но и рабочей партии. Ленин нанес сокрушительный удар оппортунистическим извращениям политики Ком-- мунистической партии в отношений религии. В своей статье «Социализм и религия» он писал: «Мы требуем, чтобы религия была частным делом по отношению к государству, но мы никак не можем считать религжр частным делом по отношению к нашей собственной партии» *.
Идейную борьбу с религией В. И. Ленин требовал рассматривать не как частное, а как общепартийное, общепролетарское дело.
|
В. И. Ленин воспитывал коммунистов в духе воинбтвуюг щего материализма, последовательно выступал протйв всяких попыток примирить науку и религию, соединить религию и социализм. Ленин нетерпимо относился к попыткам «подновить» религию, считал оправдание идеи бога оправданием реакции, видел в этом большую опасность для рабочего движения.
Сегодня с исключительной актуальностью продолжают звучать слова В. И. Ленина, который, развивая положения Маркса о религии как опиуме народа, сравнивал ее с родом «духовной сивухи», «...в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь»
Религия и сегодня продолжает служить эксплуататорам, отвлекая трудящихся от реальной борьбы за освобождение от экономического и политического гнета.
Ревизионисты и социал-реформисты, фальсифицируя марксистский атеизм, отказываются от идейной борьбы с религией и тем самым служат интересам империалистической буржуазии, использующей религию в интересах порабощения масс. Не- случайным поэтому является их переход на позиции, глубоко враждебные марксизму-ленинизму, интересам рабочего класса.
Одним из излюбленных приемов'фальсификации является противопоставление взглядов Маркса на религию ленинскому атеистическому наследию. Стремясь опорочить марксистский атеизм, фальсификаторы различных мастей заявляют, что идейная борьба с религией, которую ведет наша партия, не вытекает якобы из сущности марксистской философии, а определяется политическими концепциями Коммунистической партии. Эту точку зрения пытается обосновать, например, австрийский католический богослов Марсель Рединг-. Борьбу В. И. Ленина и большевиков против религии он объясняет только тем, что в условиях царского самодержавия православная церковь является служанкой самодержавия, и поэтому борьба против царизма неизбежно включала в себя борьбу против религии и церквй. Таким образом, он пытается доказать, что взгляды В. И. Ленина на религию не вытекают из его философских убеждений, а опираются на чисто поли- тические^соображения.
Политика Коммунистической партии в отношении религии объявляется при этом каЩЮнктурной, вытекающей якобы из своекорыстных интереИР коммунистов. Фальсификация ленинского атеистического наследия используется, таким образом, для того, чтобы оклеветать политику нашей партии по отношению к верующим.
|
Хорошо известно, что, защищая и развивая марксистский атеизм, В. И. Ленин особое внимание уделял философскому обоснованию борьбы с религиозной идеологией. Он неоднократно подчеркивал, что. принципиальная позиция Коммунистической партии в отношении к религии определяется глубокой .противоположностью научного и религиозного мировоззрения, опирается на марксистскую философию.
Обосновывая политику Коммунистической партии по отношению к религии, в своей статье «Социализм и религия» он писал о том, что «наша программа вся построена на научном и, притом, именно материалистическом мировоззрении. Разъяснение нашей программы необходимо включает поэтому и разъяснение истинных Исторических и экономических корней религиозного тумана. Наша пропаганда необходимо включает и пропаганду атеизма...»
В статье «Об отношении рабочей партии к религии» В. И. Ленин дал решительный^ отпор клеветникам, обвиняющим коммунистов в том, что, ведя идейную борьбу с религией, они руководствуются якобы чисто «тактическими» соображениями. В. И. Ленин подчеркивал, что «тактика марксизма по отношению к религии глубоко последовательна и продумана Марксом и Энгельсом», что «политическая линия марксизма и в эгом вопросе неразрывно связана с его философскими основами»2.
Фальсифицируя ленинское атеистическое наследие, буржуазные и клерикальные авторы, особое внимание* уделяют проблемам взаимоотношения Коммунистической партии и верующих людей, объявляя, что политика КПСС в отношении религии и церкви строится на основе насилия по отношению к верующим людям.
Во втором томе известной уже нам атеистической энциклопедии («Атеизм в современной философии») при рассмот^ рении атеистических взглядов В, И. Ленина содержатся, например, клеветнические утверждения о том, что Коммунистическая партия нашей страны, являясь сторонницей «насильственного атеизма», ввела его при помощи Советского государства сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции.
Стремясь опорочить политику КПСС и Советского государства по отношению к верующим людям, фальсификаторы извращают .смысл ленинского декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, кричат об отсутствии свободы совести в нашей стране, изображают верующих людей притесняемйми людьми. Так, английский журналист Уолтер Коларз в книге «Религия в Советском Союзе», изданной в
|
1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 12, стр. 145.
|
2 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 17, стр. 418.
|
1961 г. в Лондоне, заявлял, что политика КПСС в отношении религии и церкви «создала в лице верующих новый угнетенный класс»'.
Не случайным поэтому является то, что главное место в произведениях фальсификаторов занимает тема правительственных гонений на церковь в СССР, которые выражались якобы в преследованиях и да^се убийствах служителей культа за их религиозную деятельность. Эта тема не является новой. Давно уже факты преследований церковников за религиозную деятельность в СССР опровергнуты даже самими церковными деятелями. Напомним, например, чго митрополит Сергий в книге «Правда о религии в России» писал: «За годы поеле Октябрьской революции в России бывали неоднократные процессы церковников. За что судили этих церковных деятелей? Исключительно за то, что они, прикрываясь рясой и церковным званием, вели антисоветскую работу. Это были политические процессы, отнюдь не имевшие ничего общего с чисто церковной жизнью религиозных организаций и чисто церковной работой отдельных священнослужителей»2. Измышления фальсификаторов о преследовании служителей культа за их религиозную деятельность вынуждены сегодня опровергать те буржуазные авторы, которые стремятся более или менее объективно излагать историю религии и атеизма в СССР. К ним можно отнести, например, Константина де Грюнваля, который написал по материалам личных впечатлений о поездке в нашу страну книгу «Религиозная жизнь в СССР» (Париж, 1961). В своей работе он показал, что Советское государство гарантирует верующим людям в СССР полную свободу отправления религиозного культа. Он отметил также, что политические процессы, проходившие в стране после Октябрьской революции над отдельными служителями культа, были связаны с их активной политической, а не религиозной деятельностью3.
Вместе с тем необходимо отметить, что в книгах большинства специалистов по религиозному вопросу в СССР и сегодня продолжают печататься давно уже набившие оскомину клеветнические материалы о служителях культа, «мученически пострадавших за веру в России».
При этом фальсификаторы называют «мучениками», пострадавшими за веру в России», ярых врагов Советской власти, справедливо наказанных за свою контрреволюционную деятельность. Они стараются нагнетать всякого рода ужасы, рассказывают о кровавых убийствах «невинных» пастырей'
|
1 XV. Ко1агг. Ке11^юп 1п (Ье 8<те( 1!пюп. Ь., 1961, р. 481.
|
2 Сб. «Правда о религии в России». Изд-во Московской патриархии. 1942, стр. 24—25.
|
3 С. <1е С г и п V а1 (1. Ьа ч>е геПешзе еп 1Щ55, Рапз, 1961, рр. 37, 43—46. - '
|
и т. Д.',-и т. п. В свое время в белоэмигрантской литератур* наиболее популярным был, например, рассказ о «зверском убийстве» большевиками епископа Уфимского Андрея. За свою контрреволюционную деятельность епискои Уфимский заслуживал серьезного наказания, так как, обращаясь в 1918 г. к верующим и духовенству, он призывал вести беспощадную борьбу с большевизмом. Однако он избежал правосудия, бежав в Сибирь, где призывал духовенство и верующих служить в армии Колчака. Рассказы, же о его «зверском убийстве» печатались и смаковались даже тогда, когда он, живой и невредимый, появился в СибириЗ Вымыслы о подобных «убийствах» были разоблачены руководством русской православной церкви в СССР в книге «Правда о религии в России», изданной в 1942 г. Однако.подобные вымыслы, заимствованные из белоэмигрантских брошюрок, продолжают кочевать и сегодня из одной книг» в другую. Среди «мучеников российских, невинно пострадавших за веру от рук большевиков», первым, как правило, называется и сегодня имя киевского митрополита Владимира. В действительности же митрополит Владимир был убит в 1918 г. украинскими националистами, которые опасались, что он будет препятствовать осуществлению их идей отторжения Украины от России и образозания Украинской автономной православной церкви. О том, что .большевики не имели отношёния к убийству митрополита Владимира и. что это убийство было подготовлено украинскими националистами, признал; например; митрополит Евлогий в книге «Путь моей жизни», изданной в Париже в 1947 г.
С целью «доказательств» по поводу так называемых «гонений^ и «зверств» Советской власти по отношению к служителям культа фальсификаторы не брезгуют использованием Откровенно клеветнических материалов. Для разжигания страстей, как правило, нагнетаются различного рода ужасы. Дезинформация и клевета, подтасовка и фабрикация различных фактиков — излюбленные приёмы фальсификаторов. Характерны с этой точки зрения те методы, которые-использует в своих работах протоиерей Д. Константинов. В одной из статей «Итоги гонений на православную церковь в СССР», опубликованной в «Вестнике РСХД» и напечатанной в Бюллетене Мюнхенского института по изучению СССР, Д. Константинов не брезгует использованием самых сомнительных фактов. Так,/например, для того, чтобы доказать, что верующие ц нашен-стране не могут пользоваться свободой совести, он (приводит рассказ о том, что во время богослужения в одном из храмов церковный староста по указанию советского работника изгонял самым зверским образом из храма детей: «брал за воротник и бил об стену головой». Сейчас подобной клевете поверят уже немногие, однако по-
|
добяые, с позволения сказать, «факты» приводятся для «иллюстрации» отсутствия свободы -совести в нашей стране.
Многочисленные религиозные делегации, посещая нашу страиу, убеждаются на фактах в нелепости выдумок буржуазной пропаганды о «гонениях» на религию и верующих а Советском Союзе. Люди с различными политическими и религиозными взглядами открыто заявляют при этом о йаличии в СССР полной свободы совести. Так, например, председатель Всемирного союза баптистов У. Толберт, посетивший СССР в мае 1970 г., писал о незабываемых впечатлениях, которые остались у него от богослужений, свобода которых полностью гарантируется государством *.
В нашей стране свобода совести не только провозглашается, но и строго обеспечивается государством как конституционное право граждан СССР*.
Советское государство обеспечивает за всеми советскими гражданами свободу отправления религиозных культов. Свобода вероисповедания обеспечивается тем, что верующим передаются в бесплатное пользование церковные здания, а также предметы культа, являющиеся народным достоянием. Религиозным организациям предоставлено право на свои средства готовить служителей культа в духовных учебных заведениях. Советское государство пресекает всякие попытки нарушения прав религиозных организаций и верующих. Согласно статье 143 Уголовного кодекса РСФСР наказывается «воспрепятствование совершению религиозных обрядов, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на права граждан». Вместе с тем советские законы о религиозных культах запрещают использовать религию и'церковь в политических целях, направленных прбтив интересов советского общества. Они не допускают действия на территории страны религиозных групп л организаций, которые призывают своих последователей к активной антиобщественной деятельности.
Нужно отметить, что фальсификаторов особенно раздражает тот факт, что, допуская свободу отправления религиозных культов и гарантируя ее, Советское государство не разрешает вместе с тем использовать религию и церковь в политических целях. Именно поэтому архиепископ Иоанн Сан- Францисский с раздражением пишет о том, что церковь в СССР принуждена к «молчанию». Особенно возмущает архиепископа то, что подавляющее большинство церковников в СССР лояльно относятся к Советскому государству. Любой же факт нелояльного отношения отдельных религиозных лиц
|
1 См. «Братский вестник», 1970, № 5, стр. 16.
|
2 Подробнее см. в кн.: В. А. Куроедов. Религия и закон. М., 1970.
|
к госуджрсзву «изымет у подобных авторов восторг <н поддержку.
Необходимо сказать при этом, что «ас « шшзс идейных лротимыйсов разделяет различное понимание принципов свобода совести. Марксизм^ ленинизм под свободой совести понимает не только свободу отправления религиозных культов, но и свободу распространения атеистических взглядов. Буржуазные же идеологи »ту свободу признают только в плане буржуазной веротерпимости, отрицая при этом прав1) на свободу пропаганды атеизма. Они выступают поэтому самым решительным образом против того, что в нашей стране школа отделена от леркви и молодежь воспитывается в духе "научного материалистического мировоззрения. Вот почему они поддерживают исходящие от определенной группы верующих нашей страны требования разрешить обучение детей религии в школах, запретить среди молодежи научяо-втеи- стическую пропаганду и т. д. Такие требования в нашей стране выдвигали, например, так называемые «юшвдативни- ки», или «откольники», среди верующих баптистов, которые добивались неограниченной пропаганды религии не только в молитвенных домах, во и в общественных местах, а также запрещении атеистического воспитания в школе. Они шли на прямое нарушение советских законов, создавая специальные школы и кружки для обучения {религии детей, пытались организовать религиозные митинги и шествия на улицах* Главари этой группы пытаются и сейчас еще вовлекать в антиобщественную деятельность малограмотных, заблуждающихся людей. Наиболее фа*4т«чнме сторонники згой группы завязывал» отношения с иностранными журналистами, передавали им материалы клеветнического характера о положении верующих баптистов в СССР, пытались нелегалы»» издавать и распространять литературу, призывавшую не признавать законодательство нашей страны о религиозных культах.
Деятельность подобных религиозных экстремистов находят всяческую подержку среди фальсификаторов положения религии и церкви в' СССР. Об этом свидетельствует, например, изданная в Лондоне в 1968 г. книга священника англиканской церкви Майкла Бурдо «Религиозное брожение в СССР. Протестантская оппозиция советской религиозной политики». Эта книга направлена в защиту «юиициагявников», которых автор громко называет апостолами XX века, «ревнителями свободы духа» и т. д. Особенно восхищает -Майкла Бурдо тот факт, что руководители «ииициатйвников» сопротивляются законам о религуюзяых -культах в СССР, стремятся воспитывать подрастающее поколение в духе религиозного файатизма. Майкл Бурдо с4№гоет оебя большом специалистом по религиозному вопросу -в СССР, хотя для -втого у неш
|
кет никаких оснований. Будучи стажером Московского государственного университета он использовал время, отпущенное ему с целью научных изысканий в области древней истории, в основном для сбора клеветнической информации, сознательно закрывал глаза на конкретные факты, говорящие об обеспечении за всеми верующими нашей страны, в том числе и верующими баптистами, подлинной свободы совести.
Особую ненависть у фальсификаторов вызывает то,- что Советское государство рассматривает свободу совести не только как свободу отправления религиозных культов, но и как свободу активной пропаганды атеизма. Против атеистической пропаганды,-проводимой Коммунистической партией, они стараются поэтому направить основной удар.
Атеистическая пропаганда и мифы «советологов»
Фальсифицируя марксистский атеизм, так называемые советологи обрушиваются с особой силой на научно-атеистическую пропаганду, считая кощунственной даже саму идею освобождения широких масс трудящихся от религии. Они приписывают, научно-атеистической пропаганде «самые страшные преступления», обвиняют Коммунистическую партию и Советское государство в проведении политики «государственного атеизма», которая направлена, якобы, своим острием против верующих людей.
Для многих работ буржуазных и клерикальных авторов характерен тенденциозный подбор фактов, связанных только с недостатками антирелигиозной пропаганды в нашей стране. При эгом многие авторы не стесняются заявлять о своем стремлении освещать антирелигиозную работу в СССР с «объективных позиций». «Насилием над верующими» они объявляют всю систему идейного воздействия, которая используется Для воспитания трудящихся в духе научного мировоззрения.
Фильсификаторы извращают историю атеистического движения в нашей стране, содержание и методы пропаганды атеизма, проводимые нашей партией. Так, американский социолог Пау ль Андерсон в книге «Народ, .церковь и государство в современной России», изданной в США в 1944 г., писал, что в период строительства социализма в СССР антирелигиозная пропаганда приняла характер «жестокой и 'мстительной атаки на верукнцих».
Всячески пытается исказить историю пропаганды атеизма в нашей стране в своей книге «Христиане в СССР» Н. А. Струве. Так, он сообщает, например, что атеистическая
|
пропаганда буивалы» «обрушиваете* в» советского человека с первых его шагов и продолжается до его смерти». В этой же кш*ге он утверждает,, «по, начиная с 1922 г., антирелигиозная работа стала самой важной областью деятельности коммунистов'.
История развития атеистической пропаганды в нашей, стране опровергает эти вымыслы. Е. М. Ярославский рассказывает, например-, что В. И. Леви»,, заботясь об усилении идейной борьбы против религии, вместе с тем> неоднократно указывал, «что не надо антирелигиозную пропаганду выпячивать на первое место » что ее надо связывать со всей кашей борьбой эа социализм, за улучшение Материального и культурного положения рабочих и крестьян, с пропагандой естествознания».
Принимая участие в подготовке постановления ЦК РКП (б) «О постановке антирелигиозной пропаганды и о нарушении'пункта 13 Программы» (май 1921 г.), В. И). Ленин предложил переделать текст постановления таким образом» «чтобы не выпячивать вопроса о борьбе с религией...»2.
Летом 1921 г. Политбюро ЦК РКП (б) утвердило постановление с теми изменениями, на необходимость которых обращал внимание Владимир Ильич. В нем говорилось: «По вопросу об антирелигиозной агитации дать директивы всем партийным организациям и всем органам печати не выпячивать этого вопроса на первое место, согласовать политику а данном вопросе со всей, нашей экономической политикой, сущность которой заключается в восстановлении действительного соглашения между пролетариатом и мелкобуржуазными массами крестьянства, еще до сих пор проникнутыми религиозными предрассудками»3.
В период строительства социализма партия неуклонно следовала ленинским указаниям ь вопросе преодоления религиозных верований.
Развертывая пропаганду атеизма среди трудящихся, партия исходит из указания В. И. Ленина — не допускать противопоставления верующих людей неверующим, терпеливо разъяснять верующим их заблуждения, смысл политики Советского государства в отношении религии и церкви.
Важнейшим условием успеха воспитательной работы ч верующими является чуткое отношение к ним, недопущение каких-либо оскорблений их религиозных чувств. Уместно вспомнить, например, что в самый разгар столкновений с внутренней и внешней, контрреволюцией — в ноябре 1918 г.— В. И. Ленин предупреждал о недопустимости вносить в кри
|
1 N. 5 I г и V е. Ье$ сЬгёНепз еп 11К55. Раг1$, 1963, р. 45. 1 В. И. Ленин. Поля. собр. соч., т. 54, стр. 440.
|
* Сб. «О религии к церкви». М, 1963, стр. 59.
|
тику религиозных воззрений оскорбления религиозного чувства, чгобы не вызвать усиления религиозного фанатизма. «Самый глубокий источник религиозных предрассудков — это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться»1,— говорил Владимир Ильич.
Материалистически объяснить источник религиозных верований масс; подчинять идейную борьбу с религией борьбе за глубокие социальные преобразования, борьбе за социализм и коммунизм — в этом прежде всего заключается смысл ленинского требования. В. И. Ленин, развивая марксистское. учение о религии и путях ее преодоления, считал, что добиться отхода верующего человека от религии можно лишь методом убеждения. «Мы требуем, — писал он, — полного отделения церкви ог государства, чтобы бороться с религиозным туманом чисто идейным и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом»2.
Но и среди методов идейного воздействия В. И. Ленин категорически отрицал такие, которые могут оттолкнуть верующих ог пропаганды атеизма своими грубыми приемами. Будучи убежденнейшим атеистом, непримиримым борцом против религии и всяких попыток «примирения» ее с наукой, В. И. Ленин одновременно резко выступал против пошлости и вульгаризаторства в антирелигиозной работе, против крикливой, поверхностной агитации. Он требовал глубокого естественнонаучного и4 исторического подхода к критике религии, считал необходимым вызвать сочувственное отношение к этой критике со стороны верующих людей и тем самым заинтересовать их научно-атеистической пропагандой.
Важнейшим условием успеха атеистического воспитания масс партия всегда считала'и считает активное участие верующих в коммунистическом строительстве. Коммунисты решительно восстают прэтому против деления трудящихся на верующих и атеистов, делают все необходимое для вовлечения верующих людей в активную общественно-политическую деятельность. В свою очередь, в большинстве своем верующие считают активное участие в борьбе за построение коммунистического общества своим долгом. Из этого и вытекают основные принципы политики Коммунистической партии по отношению к верующим.
Вопреки фактам фальсификаторы стремятся всячески очернить работу нашей партии в области атеистического воспитания масс. С этой целью используются, в частности, следующие излюбленные ими методы и приемы.
Рассказывав о формах и методах антирелигиозной пропаганды в СССР, буржуазные фальсификаторы наиболее
|
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 37, стр. 186.
|
* В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 12, стр, 145.
|
подробно освещают то, что было признано нашей партией или ошибочным или неудачным, умалчивая при этом о действительных успехах пропаганды атеизма в массах.
Еще в 1921 г. ЦК партии подверг критике поверхностную антицерковную агитацию, советовал перейти к более глубокой критике религиозной идеологии, готовить специалистов по истории религии и атеизма, чтобы поднять пропаганду' атеизма на высокий уровень.
В. И. Ленин в своих замечаниях к проекту постановления Пленума ЦК РКП (б) 1921 г. записал: «Борьбу с религией поставить научнее... начать кампанию после серьезной подготовки»
В связи с указаниями В. И. Ленина а предложениями коммунистов в постановлении подчеркивалось, что в настоящее время должна быть развернута, «серьезная научная культурно-просветительная работа, подводящая естественнонаучный фундамент под историческое освещение вопроса о религии. Задача всей этой работы в совокупности должна заключаться в том, чтобы на место религиозного миропонимания поставить стройную коммунистическую научную систему...»2.
Борьба партии за улучшение постановки атеистической пропаганды давала необходимые результаты. В отчете Агит- пропотдела ЦК XIV съезду партии отмечалось, что антирелигиозная пропаганда «вместе с отказом от шумливых приемов (демонстраций,; кампаний, диспутов и т. п.) и переходом, главным образом, к кружковой работе, стала массовой работой, раззиваемой тысячами кружков с сотнями тысяч участников».
В кружках, семинарах, а затем и в университетах готовились кадры квалифицированных пропагандистов атеизма. В пропаганде атеизма участвовали выдающиеся советские ученые — естественники, историки, философы. Все это поднимало антирелигиозную работу на более высокий научный уровень.
Важную роль в отходе трудящихся от религии в период социалистического строительства сыграла пропаганда атеизма, являющаяся составной частью идеологической работы Коммунистической партии. На отход трудящихся от религии большое влияние оказала антирелигиозная печать. Миллионами экземпляров в 20—30-е годы выпускались антирелигиозные книги и брошюры на самые разнообразные темы. В издании антирелигиозной литературы принимали участи^ издательства «Красная новь», «Атеист», «Безбожник», «Московский рабочий», «Прибой» (Ленинград) и многие другие.
|
1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 54, стр. 440.
|
* Сб. «О религии и церкви», стр. 59.
|
О пэпулярнэсти антирелигиозной литературы среди читателей свидетельствует «реет ее тиражей. Если издательство «Атеист» с 1922 по 1929 г., выпустило 270 названий книг общим тиражом в 24 млн. экземпляров, то только за один 1930 г. было издано 416 названий антирелигиозных книг тиражом в 20 млн. 500 тыс. экземпляров. Издательство «Безбожник» за два года <1927—1928) выпустило 79 антирелигиозных книг, в 1929 г. —137 книг, а в 1930 г. — уже 244 книги.
Быстро росло влияние газеты «Безбожник». В 1927 г. тираж ее был 62 тыс. экземпляров, а в 1931 г. — полмиллнона экземпляров. Большое распространение получили антирелигиозные периодические издания в национальных республиках. Так, в 1932 г. на различных национальных языках издавалось до 10 атеистических газет и более 20 антирелигиозных журналов. Большую работу с населением проводили антирелигиозные музеи: Центральный антирелигиозный музей (ЦАМ) в Москве, Музей истории религии АН СССР в Ленинграде, Ленинградский государственный музей истории религии и атеизма и др.
Научно-атеистическая пропаганда и сегодня продолжает оставаться важным средством воспитания советских людей в духе научного материалистического мировоззрения, с каждым годом все более Совершенствуются формы и методы пропаганды атеизма в мкссах. Широкое распространение полу* чили университеты и клубы атеизма, циклы лекций на естественнонаучные и научно-атеистические темы,.проведение вечеров вопросов и ответов и тематических антирелигиозных вечеров, организация новых советских праздников и обрядов. Все Шире используется для пропаганды атеизма печать, кино, радио, телевидение. Партия проявляет заботу об улучшении всей системы научно-атеистического воспитания в стране, об использовании всех средств идейного воздействия для воспитания советских людей в духе научного материалистического мировоззрения.
Однако несмотря на известные факты, фальсификаторы продолжают искажать историю, смысл и содержание пропаганды научного атеизма, проводимой в нашей стране, В их работах сознательно стирается грань между правительственными мерами, направленными на пресечение враждебной деятельности контрреволюционно настроенной в прошлом части духовенства,'и идейными средствами борьбы партии против религии. При этом на одну доску ставятся административные перегибы, допускавшиеся в антирелигиозной работе, против которых партия вела и ведет решительную борьбу, и такие средства массовой антирелигиозной пропаганды, как изда-. ние популярной атеистической литературы, выпуск атеистических кинофильмов, огкрытие антирелигиозных музеев и т. д.
|
Большое внимание в буржуазной и клерикальной литера* туре уделяется положению религии и антирелигиозной пропаганды в национальных республиках. Особенно много пишется по вопросам положения в ССС^Р ислама. Буржуазные «специалисты» по национальным и религиозным вопросам в СССР стремятся изобразить политику КПСС и Советского государства по отношению к верующим мусульманам как политику своекорыстную. Требования партии осторожно относиться к религиозным обычаям мусульман они рассматривают как «временное заигрывание» с мусульманами. Они договариваются даже до того, что национальные республики получили национальную независимость якобы ценой... «отказа ог принципов ислама». Политику Советского государства в отношении верующих мусульман они сравнивают при этом с политикой «колонизаторской». Все это является гнусной клеветой и наглядно опровергается историей развития атеистического движения в национальных республиках и областях страны.
Для большинства этих областей в прошлом были харакч терными экономическая отсталость, низкий уровень культуры населения, почти поголовная неграмотность, сильное влияние религиозных .организаций, живучесть различных обычаев и традиций, тормозящих рост политической активности и куль^ турного уровня трудящихся.
Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила- социальное и национальное неравенство, отменила религиозные средневековые законы, ставившие граждан в неравноправное положение в зависимости ог отношения к различным нациям и религиям. Важнейшим фактором успешного политического, экономического и культурного развития народов, достижения фактического равенства между ними явилось образование СССР.
Победа социалистического способа производства привела к ликвидации экономической и культурной отсталости в прошлом угнетенных наций. Развитие культуры в национальных республиках нашло свое конкретное воплощение прежде всего в преодолении массовой неграмотности, в развитии сети школ, клубов и библиотек, театров и других очагов культуры, а также в развитии массового атеистического движения.
Ярким примером развития массового атеистического движения в республиках Средней Азии явилось широко развернувшееся в конце 20-х — начале 30-х годов массовое движение за раскрепощение женщины, за снятие ими чадры и паранджи. Эго движение имело большое значение для роста творческой активности женщин и их разрыва с религией. Однако процесс отхода 1рудящихся ог религии в национальных республиках был сложным в силу тесного переплетения
|
ретмчюяилг и наадюшотьтго традиций* * таяже смелого влияния мусульманского духовенства. С эстам; довжиа была считаться Коммунист«ческая партия. Отсюда и ленинские указания: об особо осторожном* подходе к рвлкгновным верования-» мусульман-.
Однако фальсификаторы не хотят считаггьс# с историей. Извращая историю атеистической работы нацией партии, они п-ригтисывадаг ей разработку рзэличньи «секрегаых» аланов «уничтожения религии в нашей стране». Так, а книге «Христиане в СССР*- Н. А. Струве приводит сфабрикованный еще в ЗО-е годы за границей, но приписываемый пашей партии со ссылкой №» советскую печать план «полной ликвидации религии в Совегском Союзе в течение второй пятилетки». Согласно этому «плану» уже в *932—1933 гг. должны были быть уничтожены все внешние признаки религии, а- в 1933— >93Ф гг. «все религиозные представления-, придайте литературой и семьей». В- 1987' г. должны были быть полностью ликвидированы" все религиозные учения и исповедания, все верующие и свян*ем»ики, вне зависимости' от их- отношения к Советскому- правительству, а религия должна была быть «изгнана из самых укромных ее уголков». Господину Струве, одному- из- лидеров студенческого христианского движения, должно бЪюго- бы- зн»ть> что еще в 11933 г. этот так. называемый «пятилетний план ликвидации религии в СССР* был вынужден опровергнуть его предшественник ло движению, белоэмигрант и активный антисоветчик И. А. Лаговский, о котором мы- уже- говорили выше. & «Вестнике русского студенческого движения* в 1933- г. о» был вынужден по поводу этого1 плана писать ‘буквально- следующее; «Справедливость требует указать, что ...эффективного сообщения ст «безбожной пятилетке* ни в одной советской газете не было».
Несмотря на то, что конкретная практика научно-ате»- стического- воспитания в нашей стране опровергает вымыслы фальсификаторов* об осуществлении секретных планов «ликвидации религии в СССР!», в буржуазной* и клерикальной литературе продолжают печататься» сообщения о разработке подобных планов*. Больше того, как правило, каждое новое по- становпеадае ЦК КПСС, направленное на совершенствование методов и средств атеистического воспитания, рассматривается фальсификаторами как начало «нового этапа гонения на религию». Так, например, Н:. А. Струве был одним из инициаторов антисоветской кампании, развернувшейся в марте 196Ф г. в Париже в связи с опубликованием в советской печати документ^ ЦК КПСС «О мероприятиях по усилению атеистического воспитания населения» (февраль 1964 г.).
Известно, что в этом важном документе были определены мероприятия по созданию стройной научной системы воспитания- советских людей в духе материалистического ми
|
ровоззрения. Большое внимание уделялось подготовке квалифицированных кадров в области научного атеизма, совершенствованию разнообразных форм идейного воздействия на массы.
Однако организаторы антисоветской кампании скрыли от верующих людей, собравшихся на митинг в Париже, истинный смысл этого документа. Принятие постановления ЦК было объявлено «началом нового этапа гонений на церковь и верующих в СССР». С целью «защиты интересов верующих в СССР» был создан специальный «комитет информации об антирелигиозном положении в СССР», который развернул широкую деятельность по сбору клеветнических материалов об атеистической работе в нашей стране.
Однако подобные клеветнические камтании терпят провал, так как все больше становятся известными эа рубежом факты, связанные с подлинной (историей массового атеистического движения в СССР.
Успехи в области развертывания массовогр атеистического движения не могли бы иметь места без систематической работы Коммунистической партии по развертыванию пропаганды атеизма в массах. В многочисленных заявлениях трудящихся, освободившихся от влияния религиозной идеологии, мы находим слова глубокой благодарности, с которыми они отзывались о той огромной работе, которую проводит Коммунистическая партия по атеистическому воспитанию советского народа.
Вопреки фактам фальсификаторы продолжают рассказывать различные небылицы об атеистической пропаганде. Вот как, например, они изображают индивидуальную работу с верующими в нашей стране. Протоиерей Д. Константинов в 1965 г. в «Вестнике РСХД» писал, что в СССР «...усилилась до предела так называемая «индивидуальная антирелигиозная пропаганда», ставящая своей задачей «идейно», а фактически путем угроз и насилия, оторвать верующих от религии. Она сводится к тому, что агитаторы-атеисты приходйг на дом к верующему или на место его работы и «убеждают» его отказаться от религии... насилием и угрозами. Известны случаи, когда люди, подвергнутые изнурительной '«индивидуальной» обработке, бросали насиженные места и скрывались в неизвестном направлении». Мы дословно привели слова, изображающие в кривом зеркале пропаганду атеизма в нашей стране потому, что они показывают откровенно тенденциозный подход буржуазных авторов к той большой работе, которую вели и ведут пропагандисты атеизма с верующимл людьми в нашей стране.-
Вряд ли нужно специально опровергать подобные измышления. Однако все же хотелось привести хотя бы одия
|
из типичных фактов, который отражает действительное положение дел в этой области.
Коммунистке прядильно-ниточного комбината «Советская звезда» в Ленинграде А. В. Полосковой не так давно удалось вырвать из-под влияния сектантов молодую работницу М. Нелегко было подойти к девушке. Сектанты не дремали. Узнав, что девушка по совету товарищей возобновила учебу в школе рабочей молодежи, они пытались посеять у нее недоверие к атеистам, угрожали ей. Бывали дни, когда работница опять становилась замкнутой, сторонилась своих новых друзей. Однако терпеливая работа коммунистки принесла свои плоды. Сейчас М; успешно работает и учатся, ее приняли в комсомол. В ее жизни произошло еще одно событие: она вышла замуж за своего товарища по работе. И первым человеком, которого она пригласила на свадьбу, была коммунистка Александра Васильевна Полоскова — ее старый друг и учитель жизни
Так строится на самом деле атеистическая индивидуальная работа в нашей стране.
Предметом фальсификации является также вопрос о развитии массового атеизма в СССР, хотя этот рост является объективным фактором, который в конечном счете, желают они этого или не желают, вынуждены все же признать и наши идейные противники.
Так, английский журналист Уолтер Коларз в своей книге «Религия в Советском Союзе», пытаясь всячески извратить и приуменьшить успехи атеистического воспитания в нашей стране, был вынужден, однако, заявить, что верующие в СССР составляют «только меньшинство населения», что здесь имеются «массы равнодушных, потерявших веру или почти неверующих людей»2.
Большинство буржуазных идеологов вместе с тем отрицает закономерный характер массового атеизма в СССР, рассматривая его или как чисто стихийное явление, или же как результат насилия над верующими и административного воздействия на религиозные организации.
Буржуазные фальсификаторы истории в атеистического движения в СССР пытаются свести на нет значение успехоз социалистического строительства для отхода трудящихся масс от религии. Так* например, Уолтер Коларз (который, кстати, называет рассматриваемые нами факторы «косвенной антирелигиозной пропагандой») пытается доказать, что «выполнение самых поразительных планов строительства или хозяйственных планов не служит аргументом против религии, не понимается так даже самым простым умом никого из ве
|
1 «Вечерний Ленинград», 1968, 15 января.
|
2 №. Ко! а г2. КеПрюп 1п 1Ье $оу1е1 Утоп. Ь., 1961, рр. 1—2*
|
рующих людей... и, следовательно, плохо подходит для целей антирелигиозной пропаганды».
Практика атеистической работы и история атеистического движения в нашей стране убедительно опровергают подобные заявления. Серьезные успехи в области атеистического воспитания стали возможными прежде всего потому, что в ходе социалистического строительства были основательно подорваны социальные корни религии, уничтожена классовая база, на которую опиралась церковь. Исчезла социальная придавленность трудящихся, навсегда было покончено с эксплуатацией человека человеком, окончательно исчезли классы, заин- тересованные в поддержке и распространении религии.
Утверждение новых социалистических отношений во всех сферах общественной жизни, уничтожение безработицы и нищеты, ликвидация неграмотности населения, рост политического сознания и культуры рабочего класса, колхозного крестьянства, всех слоев населения, ликвидация вековой отсталости деревни, грандиозные успехи социалистического строительства — вот те объективные факторы, которые прежде всего определили быстрый процесс секуляризации различных областей жизни в этот период. Огромную роль в развитии этого процесса сыграла идеологическая, воспитательная работа .партии, направленная на формирование марксистско-ленинского мировоззрения трудящихся, на преодоление взглядов и традиций старого общества.
Освобождение трудящихся от религии способствовало росту их культуры и коммунистической сознательности, развертыванию трудовой и общественно-политической активиости.
Однако несмотря на очевидные факты, фальсификаторы продолжают-распространять мифы о «нелреходящей религиозности» советского народа. Они заявляют, что за годы Советской власти в религиозной обстановке в СССР мало чтэ изменилось, несмотря на активность атеистов. По утверждению религиозных комментаторов Би-би-си, например, «число верующих в СССР не меньше, чем 50 лет назад».
Конкретно-социологические исследования религиозности населения в СССР, проводимые как в 30-х годах, так и в современных условиях, не только опровергают подобные измышления, но и говорят о неуклонном росте атеистического движения в СССР.
Конечно, есть в СССР еще верующие люди, в том числе и среди молодежи. Однако неопровержимым является тог факт, что атеистическое движение все больше охватывает самые различные слои населения. И этот процесс не могуг остановить никакие клеветники, стремящиеся помешать полной победе научного материалистического мировоззрения в сознании советских людей.
|
Вместе с тем следует помнить, что фальсификаторы марксистского атеизма не собираются складывать своего оружия. Поэтому перед пропагандистами атеизма стоит задача как можно глубже раскрывать значение ленинского атеистического наследия, смысл политики Коммунистической партии и Советского государства в отношении религии и церкви, конкретную практику атеистического воспитания в СССР, способствующих полному преодолению в сознании советских людей религиозных пережитков.
|
| |