Юридические исследования - МАРКСИСТСКИЙ АТЕИЗМ И ЕГО СОВРЕМЕННЫЕ ФАЛЬСИФИКАТОРЫ. Г. В. Воронцов -

На главную >>>

Иные околоюридические дисциплины: МАРКСИСТСКИЙ АТЕИЗМ И ЕГО СОВРЕМЕННЫЕ ФАЛЬСИФИКАТОРЫ. Г. В. Воронцов


    В брошюре рассказывается об одном из важнейших участков современной идеологической борьбы, называются главные идеологические цент­ры за рубежом, занимающиеся фальсификацией политики КПСС и Советского государства, раскрываются основные приемы их деятельности.




    Г. В. Воронцов,

    доктор исторических наук


    МАРКСИСТСКИЙ

    АТЕИЗМ

    И

    ЕГО СОВРЕМЕННЫЕ ФАЛЬСИФИКАТОРЫ


    ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЗНАНИЕ» Москва 1972



    Воронцов Георгий Васильевич

    75 Марксистский атеизм и его современные фальсификаторы. М., «Знание», 1972.

    48 стр. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Естество­знание и религия», 10).

    В брошюре рассказывается об одном из важнейших участков современной идеологической борьбы, называются главные идеологические цент­ры за рубежом, занимающиеся фальсификацией политики КПСС и Советского государства, раскрываются основные приемы их деятельности

    1-5-8                                                                                                      2



    Редактор К. К- ^абова

    Худож. редактор В. Н. Конюхов

    Техн. редактор Г. В. Пичугина Корректор А. Л. Пузакова

    А 11129. Сдано в набор 28/УН 1972 г. Подписано к печати 22/УШ 1972 Р. Формат бумаги 60 x 901/и- Бумага типографская № 3. Бум. л. I. Печ« л..2. Уч.-изд. л. 1,98. Тираж 48 900 экз. Издательство «Знание». Москва, Центр. Новая пл.. д. 3/4. Заказ 1715. Типография Всесоюзного общест* ва «Знание*. Москва, Ценлр, Новая пл„ д» 3/4,

    Цена 6 коп*




    Нет, пожалуй, ни одной важной проблемы марксистского атеизма, которая не подвергалась бы сегодня фальсификации со стороны идеологов империалистической буржуазии. Бур­жуазные философы и богословы стремятся прежде всего в искаженном виде представить ленинское атеистическое на­следие. Современные социал-реформисты и ревизионисты извращают принципы политики Коммунистической партии в отношении религии и церкви. Так называемые специалисты в области религиозного вопроса в СССР публикуют статьи на страницах зарубежных газет и журналов, выступают по радио, подбирают клеветнические материалы с целью изда­ния книг и сборников о положении религии и церкви в нашей стране и других социалистических странах.

    Буржуазные и клерикальные идеологи, критикуя маркси­стский атеизм, придают этому вопросу Значение, далеко вы­ходящее за рамки чисто мировоззренческих проблем.

    Фальсификация актуальных проблем марксистского ате­изма занимает сегодня видное место в планах идеологических диверсий империализма против нашей страны. Значительна^, часть издаваемой в капиталистических странах литературы по проблемам марксистского атеизма посвящена вопросам положения религии и церкви,, а также вопросам атеистиче­ской пропаганды в СССР и других социалистических странах.

    Как говорил в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съез­ду партии Л. И. Брежнев: «Все инструменты воздействия на умы, находящиеся в руках буржуазии, — печать, кино, радио — мобилизованы на то, чтобы вводить в заблуждение людей, внушать им представления о чуть ли не райской жиз­ни при капитализме, клеветать на социализм» 1.

    Философы, историки, богословы, журналисты и другие спе­циалисты, подвизающиеся в области фальсификации маркси­стского атеизма, не стесняются повторять давно опровергну­тые, избитые вымыслы об отсутствии свободы совести в


    1 Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971, стр. 91.



    СССР, о преследовании верующих, пытаются в самом небла­гоприятном виде представить работу по атеистическому вос­питанию населения, проводимую Коммунистической партией, извращают историю атеистического движения в нашей стра­не. Книги и брошюры советологов содержат разнообразные мифы о методах и средствах пропаганды научного атеизма в массах.

    Конечная цель огромного мутного потока книг, статей, ли­стовок и радиопередач, которые используются сегодня для фальсификации марксистского атеизма, заключается в том, чтобы добиться дискредитации идей марксизма-ленинизма в глазах верующих, посеять у них враждебное отношение к идеалам социализма и коммунизма, помешать единству ве­рующих и неверующих в антиимпериалистической борьбе. Раэоблачевие фальсификации марксистского атеизма являет­ся поэтому одной из важных задач идеологической борьбы на современном этапе.

    Буржуазные и клерикальные фальсификаторы марксистского атеизма

    Среди основных идеологических центров, которые исполь­зуются сегодня империалистической буржуазией для фаль­сификации марксистского атеизма, наиболее активную дея­тельность продолжает развертывать Ватикан. Статьи о сущ­ности атеизма вообще и марксистского атеизма в особенно­сти, а также статьи, извращающие политику КПСС в отно­шении религии, регулярно публикуются на страницах вати­канской газеты «Оссерваторе романо», журнала ордена иезу­итов «Чивильта Каттолика> и других периодических изданий католической церкви. Реакционные клерикальные круги ин­тересуются историей русской православной церкви с целью фальсификации ее положения в нашей стране. Эту задачу ставит перед собой, например, Римский понтификальный ин­ститут изучения восточных церквей, имеющий целую армию церковных востоковедов. В ряде специальных исследователь­ских центров, которые финансирует Ватикан,, разрабатывают­ся тактические приемы борьбы с марксистским атеизмом, а также борьбы с марксистско-ленинской идеологией в целом. С этой целью, например, в 1969 г. в Грегорианском универ­ситете в Риме был открыт «Центр марксистских исследова­ний*.

    Несмотря на то, что в распоряжении реакционных клери­кальных кругов имеются современные мощные средства про-



    иагаивы, решать задачу дискредитации идей марксизма-ле- кинизма стаюовится с каждым днем, асе труднее и труднее. Попытка использовать религиозный, вопрос в СССР и других социалистических странах для воспитания у верующих враж­дебного отношения к идеалам социализма и коммунизма тер- дят асе больигий провал. И это не является случайным.

    В Советском Союзе ликвидирована классовая эксплуата­торская база, на которую раньше опиралась церковь. Веру­ющие нашем страны задаются в своей основной массе пре­данными социалистическому строю людьми.

    Служители кудьла в подавляющем большинстве находят­ся на лояльных позициях но отношению к Советскому госу­дарству. Таково же положение н в братских социалистиче­ских странах. Влиянию оголтелой антикоммунистической пропаганды не поддается.‘еегодия и большая часть верующих трудящихся кааиталлстических страи. Наиболее проэорлн- вые церковные деятели, эа рубежом, видят, что1 идеалы ком­мунизма привлекают к себе не только, широкие слон неве­рующих. НО' и верующих трудящихся. Поэтому многие из них искрение »аут на установление контактов с коммунистами* проявляют стремление к участию в диалогах с ними. Совре­менная действительность дает немало примеров тесного со­трудничества коммунистов и верующих трудящихся в борьбе против агрессивной, аолитщш империализма, лротив. гнета крупных монополий, в защиту демократически* свобод и т. д.

    Все это- вьивуждеиы учитывать идеологи империалистиче­ской буржуа»» и а том числе идеологи клерикального анти­коммунизма, пытаясь использовать в своих интересах релн« пню и церковь* Поэтому наряду с лобовыми атаками против марксизма-лекивизма и атеизма буржуазные и клерикальные идеологи пытаются использовать новые методы и приемы. Примером этому может служить изданная папским Сале- знанским университетом но инициативе, специального Секре­тариата по делам неверующих ори. Ватикане четырехтомная Энциклопедия «Ь’аЫзто ~ сап 1е трога оео» («Современный атеизм»>, первый том которой — «Атеизм в современной жиэ- ви и совремеиной культуре» — вышел в 1967 г. в Турине. Необходимо сказать, что подавляющее большинство авторов энциклопедии не являются идеологами откровенного аюшком- муиивма и даже заявляют о своем стремлении объективно исследоааггь атеизм как «глобальную, радикальную жизнен­ную альтернативу религии».

    Однако истинные цели, таких исследований разъяснил в свое время одш из редакторов энциклопедии, бывший про­фессор Салезианского университета, Джулио Джирарди, ко­торый был обвинен Ватиканом в излишне либеральном и объективистском: подходе к критике атеизма. Возлагая на­дежды на «эрозию» марксизма и его идеологическое оере-


    &



    рождение, в книге «Марксизм и христианство» (Сполето, 1966 г.) он писал, что официальный советский марксизм бу- дет преодолен «открытым марксизмом», который, освободив­шись от атеизма, станет «одной из форм гуманизма, близкого к христианству». Эти взгляды наиболее откровенно изложил журнал иезуитов «Чивильта каттолика» (19 октября 1968 г.), подчеркнув, что диалог между католиками и, коммунистами станет возможным только тогда, когда коммунизм освободит­ся от марксистско-ленинской идеологии, а следовательно, и от атеизма.

    Какими бы фразами об объективном подходе к изучению атеизма не прикрывались авторы, это издание в конечном счете рассчитано на то, чтобы извратить его сущность, очер­нить политику Коммунистической партии в отношении рели­гии. И не случайным, конечно, является то, что в статьях эн­циклопедии мы находим взгляды и идеи, весьма характерные для идеологов современного антикоммунизма. Так, например, раскрывая соотношение гуманизма и атеизма, авторы отме­чают, что идеи гуманизма не могут быть присущи тому об­щественному строю, для которого характерно освобождение человека от влияния религии. Другими словами, коммуни­сты не могут быть носителями подлинных идей гуманизма именно потому, что являются атеистами. Авторы энциклопе­дии подводят читателя к выводу о том, что общество, от­рицающее бога, должно якобы «зайти в тупик»,-

    Игак, наукообразное по форме изложение используется в конечном счете для обоснования политических выводов, на­правленных против коммунизма. В данном случае мы имеем дело с традиционным для антикоммунизма приемом фальси­фикации. Религия отождествляется ими с необходимыми ду­ховными устремлениями людей, а всякое выступление против нее рассматривается, следовательно, как попытка разрушить духовный мир человека. Фальсификаторы не желают считать­ся с тем фактом, что, осуществляя коренное преобразование общества, коммунизм создает широкие возможности для фор­мирования и раскрытия духовного содержания личности. При этом освобождение сознания человека от религии по­могает ему сбросить сковывающие его путы и овладеть под­линными достижениями духовной культуры.

    Подлинный гуманизм проявляется в заботе о реальном, а не мифическом счастье людей. Вот к этому подлинному счастью человека и стремится коммунизм, отвергая ложные, нереальные пути его достижения. Буржуазно-клерикальные пропагандисты стремятся доказать, что единственно верным путем, ведущим к достижению этого счастья, является путь, указанный религией. Тем самым они пытаются подорвать до­верие к марксистско-ленинскому учению, социалистическим и коммунистическим идеалам.



    Таким образом, стремление авторов энциклопедии к объ­ективному изучению атеизма представляет собой лишь один из приемов идеологической борьбы, которую ведет сегодня Ватикан против марксистского атеизма.

    Однако далеко не всегда мы встречаемся с попытками утонченной фальсификации марксистского атеизма. Об этом свидетельствует, например, деятельность созданного еще в 1956 г. в ФРГ католического «Общества святого Павла», ко­торое является инициатором публичных диалогов с маркси­стами. В то время как часть членов «Общества святого Пав­ла» искренне стремится к диалогу с неверующими, реакцион­ные круги католическогй церкви стремятся использовать об­щество для организации идеологических диверсий против со­циалистических стран.

    Есть немало идеологических центров, которые не гну­шаются самыми грубыми, избитыми приёмами фальсифика­ции. Ими издается много литературы, освещающей положе­ние религии и церкви в СССР и других социалистических странах с откровенно антисоветских позиций.

    Нужно отметить, что идеи и взгляды авторов многочис­ленных брошюр и статей по данной проблеме опираются на солидную традицию. Еще в годы социалистического строи­тельства в нашей стране за рубежом буржуазными и клери­кальными кругами издавалось большое количество литерату­ры, которая содержала грубую клевету по поводу политики КПСС и Советского государства в отношении религии и церкви и организации антирелигиозной пропаганды в СССР. Фабрикация различного рода, клеветнических-документов за рубежом о положении религии и церкви в СССР началась сразу же после победы Великой Октябрьской социалистиче­ской революции. Среди них можно назвать материалы пре­словутой комиссии Овэрмена, членом которой был бывший священник англиканской церкви в Петрограде Саймонс.

    В одном из отчетов Государственного департамента США на основании тенденциозно подобранных материалов делал­ся вывод о том, что в нашей стране все без исключения ве­рующие «рассматриваются как контрреволюционеры». Сбо­ром материалов о положении религии и церкви в СССР в начале 20-х годов занималась дипломатическая миссия США в Риге. В одном из докладов миссии об антирелигиозной пропаганде в Советской России (июнь 1923 г.) говорилось о политике «обострения религиозного фанатизма» в СССР.

    Активную деятельность по извращению политики партии и Советского государства в отношении религии развернула за рубежом белая эмиграция, которая стремилась делать религию и церковь орудием объединения всех реакционных сил в борьбе против большевизма. В период гражданской войны специальные осведомительные отделы, действующие


    (



    при штабах деникинской и других белогвардейских армий, собирали клеветнические материалы о положении церкви к антирелигиозной пропаганде в Советской России.

    Со страниц белоэмигрантской печати, начиная от откро­венно монархической и кончая более умеренной, мутным по­током полилась грязная клевета по поводу «большевистского террора в отношении церкви». Особое внимание при этом уделялось антирелигиозной пропаганде.

    В 1925 г. А. Валентинов и П. Струве подготовили к изда­нию во Франции и Германии сборник фальсифицированных документов и материалов под названием «Черная книга. Штурм Небес», в которой П. Струве обращался к русской эмигрантской молодёжи с призывом готовить себя к миссии «грядущих крестоносцев-освободителей». Книга эта имела характерный для подобной литературы подзаголовок: «Сбор­ник документальных данных о борьбе советской коммунисти­ческой власти против всякой религии, против всех исповеда­ний и церквей (1917—1925 гг.)». Об этом можно было се­годня и не вспоминать, если бы подобные материалы не за­имствовались без всякой проверки современными авторами и не использовались ими для клеветнических измышлений по .поводу положения церкви в СССР.

    Так, например, подавляющее большинство материалов названного сборника было использовано составителями кле­ветнического сборника «Русская революция и религия*, из­данного в 1959 г. в США. Любопытно заметить, что этот сборник имеет-и похожий подзаголовок, а именно: «Сборник документов, относящихся к подавлению религии коммуниста­ми в 1917—1925 гг.».

    О том, что многие буржуазные фальсификаторы опирают­ся на клеветнические материалы белоэмигрантских изданий, говорят-и другие факты. Так, в конце 1965 г. в Швейцарии был создан сравнительно недолго просуществовавший Цент;) по исследованию и изучению религиозных институтов, тесно связанный с американскими пропагандистскими центрами. Глава этого центра Уильям Флейте опубликовал в 1965 г.- в Нью-Йорке книгу под названием «Изучения выживания. Церковь в России» (1917—1943 гг.), в которой он приводил избитые, заимствованные из белоэмигрантской литературы клеветнические материалы о преследовании церкви в нашей стране.

    Белоэмигрантские фальсификаторы продолжают активно служить делу антикоммунистической пропаганды. Они и се­годня печатают клеветнические статьи антисоветского харак­тера, пытаясь очернить большую и благородную работу на­шей партии, направленную на воспитание всех советских лю­дей в духе научного мировоззрения. Но этим они не ограни­чиваются. Они Помогают засылать в нашу страну религиоз­



    ную литературу, ведут миссионерскую деятельность среди со­ветской молодежи.

    Современные фальсификаторы марксистского атеизма ши­роко использует также реакционные идеи философов-идеа- листов Н. Лосского, С. Франка, Ф. Степуна, Н. Бердяева, произведения которых В. И. Ленин считал литературным прикрытием белогвардейской организации'. В 20-е годы за границей издавались книги Н. Бердяева, С. Булгакова и В. Ильина, в которых коммунизм связывался с гибелью ци­вилизации и культуры. Н. Бердяев в книге «Истоки и ймысл русского коммунизма», в сборнике «Проблемы русского рели­гиозного сознания» и ряде других работ пытался доказать, что коммунизм ведет борьбу с религией потому, что сам пре­тендует на роль мировой религии. Стремление коммунистов освободить сознание людей от религиозной идеологии объяс­нялось Н. Бердяевым отсутствием • у коммунистов жалости и сострадания к людям. Эти же взгляды пропагандировались В. Ильиным в книге «Атеизм' и гибель культуры» (Париж— Варшава^ 1929 г.), в ряде работ Ф. Степуна и других философов-белоэмигрантов.

    И разве можно считать случайностью, что эти произве­дения сегодня переиздаются по инициативе и активном уча­стии тех центров, которые занимаются фальсификацией марк­систского атеизма? Так, недавно во Франции была переиз­дана книга Н. Бердяева «Истоки и смысл русского комму­низма». В 1967 г. в ФРГ был переиздан для нелегального ввоза в СССР сборник статей «Вехи», авторы которого, по словам В. И. Ленина, вылили поток помоев на русскую ре­волюционную демократию. В издательстве УМСа-ргезз в Париже в 1969 г. выше}] сборник работ Н. Бердяева, Н. Иль­ина, С. Фр'анка «Христианство, атеизм и современность», со­держащий критику идей коммунизма с позиции утонченного клерикализма. Издания подобного рода рассчитываются на определенные круги русских эмигрантов во Франции, Запад­ной Германии и ряде других стран.

    Не случайным поэтому является то, что наиболее грубая клевета в адрес марксистского атеизма раздается со стра­ниц тех изданий, которые готовятся идеологическими цент­рами, тесно связанными с реакционными церковными эми* грантскими кругами.

    Остановимся несколько подробнее на этих центрах. Од­нако предварительно отметим, то далеко не все круги цер­ковной эмиграции за границей поддерживают сегодня высту­пления, связанные с грубым извращением политики нашей партии и Советского государства в отношении религии я церкви.



    Необходимо отметить, что церковная эмиграция» как и

    эмиграция в целом, никогда не представляла чего-то целост­ного. Среди православных церковных течений за рубежом не было единства прежде всего по вопросу об отношении к Советскому государству. Немало эмигрантов, связанных с церковными и богословским^ кругами за границей, отказа­лись от активной антисоветской деятельности. Некоторые из них после Великой Отечественной войны вернулись на Роди­ну. Некоторые, находясь и сейчас за рубежом, выступают против использования религии и церкви в политических це­лях. Однако среди эмигрантских церковных кругов есть не­мало еще и таких деятелей, которые принимают активно? участие в антикоммунистической пропаганде, печатают кле­ветнические материалы о положении религиозных организа­ций и прежде всего православной церкви в СССР. Среди цер­ковных эмигрантских кругов в настоящее время, как и много лет назад, наиболее откровенную и враждебную позицию в отношении нашей страны продолжают занимать представи­тели так называемого карловацкого раскола, центр которого находится в Джорданвилле (штат Нью-Йорк, США).

    Начало деятельности этого течения церковной эмиграции относится к концу 1920 г., когда еще по пути в Константино­поль генерал Врангель поддержал идею создания высшего церковного управления во главе с митрополитом Антонием (Храповицким), который стал затем председателем архиерей­ского синода русской православной цёрКви за границей, пре­тендующим на роль руководителя всех русских православ­ных церквей за рубежбм. Это течение зарекомендовало себя как самое крайнее крыло православной эмиграции после при­нятия в 1921 г. в городе Сремски Кярловци (Югославия) собором русско-православной церкви откровенно политиче­ского воззвания к русскому народу о восстановлении на все­российском престоле православного царя из дома Романо­вых.

    Другой откровенно антисоветской политической акцией карловчан было послание к Генуэзской конференции в мар­те 1922, г., в котором говорилось о необходимости лишить всякой поддержки на конференции представителей Совет­ской России и содержался призыв к народам мира дать «честным русским гражданам» в руки оружие, дать им «своих добровольцев», чтобы покончить с большевизмом.

    О   том, что взгляды представителей этого течения практиче­ски не менялись, говорит хотя бы тот факт, что воззвание о восстановлении на Российском престоле православного царя вновь было принято представителями карловацкого раскола на заседании собора-в 1938 г.

    В период второй мировой войны митрополит Анастасий, возглавлявший в то время карловацкий раскол, сотрудничал


    Л)



    с гитлеровцами, восхваляя немецко-фашистское нашествие на Советский Союз. После- войны, переехав из Мюнхена в Нью-Йорк (1950 г.), карловчане вплоть до настоящего вре­мени продолжают вести откровенную антисоветскую пропа­ганду.

    Митрополит Филарет, возглавивший с 1962 г. карловацкую церковь, всячески поддерживает пропаганду антисоветизма и антикоммунизма. На страницах издаваемого в Джордан- вилле двухнедельника «Православная Русь» печатаются из­мышления о преследовании верующих в СССР. Пропаганду, направленную против нашей страны, карловчане ведут в тес­ном контакте с такими антисоветскими церковными органи­зациями, как «Православное братство», которое возглавляет глава их женевского филиала архиепископ АнтоНий. Наибо- лее реакционные деятели русской эмиграции выступают с клеветническими статьями в сборнике «Православное дело», издаваемом женевским филиалом.

    Издательство карловчан, находящееся в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, выпустило за последние годы не одну книгу, грубо фальсифицирующую положение религии и церкви в нашей стране. К ним относится, например,, книга протоиерея М. Польского «Новые мученики российские», з которой повторяются избитые вымыслы о преследовании свя­щеннослужителей в СССР за религиозную деятельность, а церковники, тесно связанные с контрреволюцией* называют­ся людьми, «пострадавшими за веру». Книги карловацких авторов отличаются глубокой ненавистью к коммунизму. Так, протопресвитер Г. Граббе, управляющий делами карловацко­го синода, в книге «Правда о русской- церкви на родине и за рубежом» (Джорданвилль, 1961 г.) оправдывает позицию эмигрантов-священнослужителей, благословляющих русских людей на борьбу с коммунизмом, который, но его словам, является «делом антихристовым».

    Большая группа авторов, фальсифицирующих проблемы религии и атеизма в СССР, группируется вокруг «Вестника русского студенческого христианского движения», издаваемо­го в Париже и Нью-Йорке. «Вестник» этот является органом русского христианского движения за границей, которое воз­никло в 1923 г. среди белоэмигрантской молодежи во Фран­ции, Германии, Югославии, Чехословакии, Болгарии и При­балтике.

    С целью расширения своей пропагандистской деятельно­сти в 1926 г. русское студенческое христианское движение за рубежом начало издавать в Париже журнал «Вестник РСХД». Главным редактором этого журнала долгое' время был белогвардейский офицер И. А. Лаговский, который регу­лярно печатал в журнале статьи, извращающие-положение религии и церкви в Советском Союзе и деятельность Ком­



    мунистической партн по раввер'тяяняю аитярелвгяомой

    пропаганды в пашей стране.

    Сейчас его деятельность продолжает один и» руководи­телей русского студенческого христианского движения м Франции Н. А. Струве, опытный мастер антисоветской про­паганды, автор книги «Христиане и СССР», иудаизм* % Па­риже в 1963 г. В одной из своих статей, опубликованиях в 1969 г. в «Вестнике русского студенческого христианского движения», Н. Струве призывал возвысить голос «протиз утатвеяия религии в СССР-и других социалистических стра­нах». По заданию Н. Струве в нашу страну под видом тури­стов приезжали представители возглавляемой им организа­ции для того, чтобы собирать клеветнически* материалы о положения религии в СССР.

    Среди авторов, которые регулярно печатают в «Вестнике» клеветнические материалы о политике КПСС в области ре­лигии, можно назвать протоиерея Д. Константинова, статьи которого отличаются особенной злобой я ненавистью к атеи­стической пропаганде, проводимой в нашей стране. Он яв­ляется также автором клеветнической книга «Гонимая цер­ковь» (русская православная церковь в СССР), изданной в Париже в 1967 г.

    -Средн центров, широко использующих реакционные эми­грантские церковные я богословские крути 1 целях фальси­фикации лоложения религий и церкви в СССР, следует на­звать Мюнхенский институт но изучению СССР. Этот инсти­тут был создан в 1950 г. на средства международных моно­полистических компаний с целью широкого привлечения бе­лоэмигрантов в качестве «специалистов по русским делам», «экспертов» и т. д. Среди авторов различных клеветнических книг о положении религии и церкви в СССР долгое время т» институте подвизался активный антисоветчик профессор Мюнхенского университета Ф. А. Степун. В 1959 г. в Мюн­хене им была опубликована книга «Большевизм и христиан­ство», в которой он старался доказать «своекорыстность» политики коммунистов в отношении верующих христиан, их стремление использовать социальные идея «русского христи­анства» для достижения своих политических целей и задач.

    Институтом была издана в 1958 г. книга профессора пра­вославной духовной академии в Нью-Йорке А. А. Боголепо­ва «Церковь под властью коммунизма», которая и по назва­нию, и по содержанию мало чем отличается от литературы, сообщающей о «массовых гонениях на верующих в СССР», со бесплодности атеистической пропаганды» и т. д. и т. п.

    Ярким примером тесной связи 'эмигрантских церковных кругов с антисоветскими пропагандистскими центрами за ру­бежом может служить деятельность издательства «Посев» (Западная Германии). В этом издательстве, которое принад­



    лежат антисоветской эмигрантской организации — Народно­трудовому союзу, за последние годы появилось немало книг о положении религии и церкви в СССР («Защита веры в СССР», 1966; «Диалог с церковной Россией», 1967 и др.). Предисловия к эгцм книгам написаны опытным мастером ан­тисоветской пропаганды архиепископом Иоанном Сан-Фран* цисским (князем Шаховским). Обе эти книги являются сбор* никами клеветнических материалов о положении православ- ной церкви в нашей стране.

    Таковы некоторые эмигрантские центры, специализирую­щиеся на фальсификации положения религии и атеизма в СССР.

    Кроме того, большое число так называемых специалистов по религиозному вопросу в СССР подвизается в различных исследовательских институтах, которые занимаются разра­боткой концепций, направленных против марксистского ате­изма. В США, например, изучение этих проблем ведется в 15 исследовательских центрах. С деятельностью этих «иссле­дователей» тесно смыкаются позиции ревизионистов, извра­щающих политику Коммунистической партии в отношении религии.

    Политика КПСС в отношении религии в кривом зеркале фальсификаторов

    Марксистский атеизм является теоретической основой про­граммы и политики КПСС по отношению к религии и церкви. Поэтому, стремясь извратить политику КПСС в отношении религии, фальсификаторы подвергают прежде всего критике основные положения марксизма о сущности и путях преодо­ления религии.

    Наиболее распространенным приемом критики марксист­ского атеизма является заявление о том, что основные поло­жения марксизма о реакционной сущности религии устарели и не могут быть применены к современным условиям. Со­циал-реформисты и ревизионисты открыто отвергают, напри­мер, положение Маркса о религии как опиуме для народа, которое В. И. Ленин считал краеугольным камнем всего ми­росозерцания марксизма в вопросе о религии'.

    Для социал-реформистов религия является не опиумом, а необходимой пищей современного человека, который угне­тен «современной технической цивилизацией». Социал-рефор­



    мисты стараются доказать, что без религии не может' быть морали. Так, например, австрийский социалист О. Голборн в статье «Опиум сегодня» пишет, что религия является нрав­ственным фундаментом социализма и что поэтому социалист должен признавать «высокую этическую и общественную цен­ность религии» К

    На эти же позиции скатились сегодня и правые ревизио­нисты. Наиболее полно взгляды ревизионистов по данному .во­просу выразил Роже Гароди, заявив, что положение Марк­са—«религия есть опиум народа» не выражает теперь точки зрения марксизма на религию. Религию он объявил, при этом «конструктивной, продуктивной силой».. Это положение Р. Га­роди было подвергнуто критике еще на Пленуме ЦК Комму­нистической партии Франции в Аржанрее в марте 1966 г. Выступая на пленуме Жан Дюкло и Вальдек Роше подчерк­нули, что коммунисты в своем отношении к религии исходят из глубокой противоположности марксизма и религии и не пойдут ни на какую уступку религиозным взглядам2.

    Отход от принципиальной марксистской линии в отноше­нии религии совершил и австрийский ревизионист Э. Фишер, который в книжке «Искусство и сосуществование», изданной в 1966 г. в Гамбурге, заявил, что у марксизма и христианст­ва имеется общая этическая основа.

    Беспринципная позиция, которую заняли социал-реформи- сты и правые ревизионисты в отношении религии, неизбеж­но привела их к отказу от идейной борьбы с религией, к возрождению и поддержке раскритикованного основополож­никами марксизма-ленинизма оппортунистического лозунга нейтральности партии, рабочего класса к религии.

    В книге «Великий поворот социализма», изданной в Пари­же в 1969 г., Роже Гароди утверждал, например, что Ком­мунистическая партия «не может быть в принципе ни идеа­листической, ни материалистической, ни религиозно», ни атеистической».

    Что же касается социал-реформистов, то они, отказавшись от идейной борьбы с религией, включили в свои программы специальные разделы, посвященные союзу религии и социа­лизма. Так, в программе социалистической партии Австрии, принятой в 1958 г., говорится, что «социализм вполне совме­стим с христианством, как религией любви к ближнему. Со­циализм и религия не исключают друг друга». О единстве религиозных и социалистических идеалов говорится также в программе социал-демократической партии Западной Герма­нии, принятой в 1959 г.


    1  01(0 Н о I Ь о г п. «Оршт»—Ьёи1е. — «01е 2икипН», 1964, N 7, з. 26.


    2  «Ь’НитапКё*, 1966, 15 шагз.



    «Аелигиоэные убеждения » философия имеют огромное значение для образования и умственного развития», — гово­рится в «Заявлении о принципах и целях Голландской пар­тии труда». Сближение правосоциалистической идеологии с христианством характерно и для документов социалистиче­ского Интернационала.

    Таким дбразом, разговоры об устарелости взглядов осно­воположников научного коммунизма на религию используют­ся ренегатами для оправдания откровенно оппортунистиче­ских позиций, которые в свое время подвергались критике со стороны Маркса, Энгельса и Ленина.

    Как известно, Маркс и Энгельс последовательно боролись с оппортунистическим извращением лозунга «Религия есть частное дело». Говоря о необходимости объявить религию частным делом по отношению к государству, они вместе с тем считали, что Коммунистическая партия не может огра­ничиться этим лозунгом. Маркс, .анализируя в 1875 г. про­грамму Германской рабочей партии, считал явно недостаточ­ным осуществление требования свободы совести. Он указы­вал, что задача рабочей партии заключается в том, чтобы освободить совесть от религиозных предрассудков. Эту же мысль защищал Энгельс, выступая против неправильного толкования пункта Эрфуртской программы, в котором рели­гия объявлялась частным делом по отношению к Коммуни­стической партии.

    Анализируя декрет Парижской Коммуны об отделении церкви от государства, Энгельс подчеркнул, что религия — частное дело только по отношению к государству.

    Этот тезис основоположников научного коммунизма от­стоял и развил в борьбе с оппортунистами II Интернациона- ла В. И. Ленин. Оппортунисты пытались извратить смысл шестого параграфа Германской социал-демократической пар­тии, принятой на партийном съезде в Эрфурте в 1891 г. Объ­явление религии частным делом оппортунисты разъясняли как нейтральное отношение к религии со стороны не только государства, но и рабочей партии. Ленин нанес сокрушитель­ный удар оппортунистическим извращениям политики Ком-- мунистической партии в отношений религии. В своей статье «Социализм и религия» он писал: «Мы требуем, чтобы рели­гия была частным делом по отношению к государству, но мы никак не можем считать религжр частным делом по отноше­нию к нашей собственной партии» *.

    Идейную борьбу с религией В. И. Ленин требовал рас­сматривать не как частное, а как общепартийное, общепро­летарское дело.



    В. И. Ленин воспитывал коммунистов в духе воинбтвуюг щего материализма, последовательно выступал протйв вся­ких попыток примирить науку и религию, соединить религию и социализм. Ленин нетерпимо относился к попыткам «под­новить» религию, считал оправдание идеи бога оправданием реакции, видел в этом большую опасность для рабочего дви­жения.

    Сегодня с исключительной актуальностью продолжают звучать слова В. И. Ленина, который, развивая положения Маркса о религии как опиуме народа, сравнивал ее с ро­дом «духовной сивухи», «...в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь»

    Религия и сегодня продолжает служить эксплуататорам, отвлекая трудящихся от реальной борьбы за освобождение от экономического и политического гнета.

    Ревизионисты и социал-реформисты, фальсифицируя марксистский атеизм, отказываются от идейной борьбы с ре­лигией и тем самым служат интересам империалистической буржуазии, использующей религию в интересах порабощения масс. Не- случайным поэтому является их переход на пози­ции, глубоко враждебные марксизму-ленинизму, интересам рабочего класса.

    Одним из излюбленных приемов'фальсификации является противопоставление взглядов Маркса на религию ленинскому атеистическому наследию. Стремясь опорочить марксистский атеизм, фальсификаторы различных мастей заявляют, что идейная борьба с религией, которую ведет наша партия, не вытекает якобы из сущности марксистской философии, а определяется политическими концепциями Коммунистической партии. Эту точку зрения пытается обосновать, например, австрийский католический богослов Марсель Рединг-. Борьбу В. И. Ленина и большевиков против религии он объясняет только тем, что в условиях царского самодержавия право­славная церковь является служанкой самодержавия, и поэто­му борьба против царизма неизбежно включала в себя борь­бу против религии и церквй. Таким образом, он пытается до­казать, что взгляды В. И. Ленина на религию не вытекают из его философских убеждений, а опираются на чисто поли- тические^соображения.

    Политика Коммунистической партии в отношении религии объявляется при этом каЩЮнктурной, вытекающей якобы из своекорыстных интереИР коммунистов. Фальсификация ленинского атеистического наследия используется, таким об­разом, для того, чтобы оклеветать политику нашей партии по отношению к верующим.



    Хорошо известно, что, защищая и развивая марксистский атеизм, В. И. Ленин особое внимание уделял философскому обоснованию борьбы с религиозной идеологией. Он неодно­кратно подчеркивал, что. принципиальная позиция Коммуни­стической партии в отношении к религии определяется глубо­кой .противоположностью научного и религиозного мировоз­зрения, опирается на марксистскую философию.

    Обосновывая политику Коммунистической партии по от­ношению к религии, в своей статье «Социализм и религия» он писал о том, что «наша программа вся построена на на­учном и, притом, именно материалистическом мировоззрении. Разъяснение нашей программы необходимо включает поэто­му и разъяснение истинных Исторических и экономических корней религиозного тумана. Наша пропаганда необходимо включает и пропаганду атеизма...»

    В статье «Об отношении рабочей партии к религии» В. И. Ленин дал решительный^ отпор клеветникам, обвиняю­щим коммунистов в том, что, ведя идейную борьбу с рели­гией, они руководствуются якобы чисто «тактическими» со­ображениями. В. И. Ленин подчеркивал, что «тактика марк­сизма по отношению к религии глубоко последовательна и продумана Марксом и Энгельсом», что «политическая линия марксизма и в эгом вопросе неразрывно связана с его фило­софскими основами»2.

    Фальсифицируя ленинское атеистическое наследие, бур­жуазные и клерикальные авторы, особое внимание* уделяют проблемам взаимоотношения Коммунистической партии и ве­рующих людей, объявляя, что политика КПСС в отношении религии и церкви строится на основе насилия по отношению к верующим людям.

    Во втором томе известной уже нам атеистической энцик­лопедии («Атеизм в современной философии») при рассмот^ рении атеистических взглядов В, И. Ленина содержатся, на­пример, клеветнические утверждения о том, что Коммунисти­ческая партия нашей страны, являясь сторонницей «насильст­венного атеизма», ввела его при помощи Советского государ­ства сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции.

    Стремясь опорочить политику КПСС и Советского госу­дарства по отношению к верующим людям, фальсификаторы извращают .смысл ленинского декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, кричат об отсутствии сво­боды совести в нашей стране, изображают верующих людей притесняемйми людьми. Так, английский журналист Уолтер Коларз в книге «Религия в Советском Союзе», изданной в


    1  В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 12, стр. 145.


    2  В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 17, стр. 418.



    1961 г. в Лондоне, заявлял, что политика КПСС в отноше­нии религии и церкви «создала в лице верующих новый уг­нетенный класс»'.

    Не случайным поэтому является то, что главное место в произведениях фальсификаторов занимает тема правительст­венных гонений на церковь в СССР, которые выражались якобы в преследованиях и да^се убийствах служителей куль­та за их религиозную деятельность. Эта тема не является новой. Давно уже факты преследований церковников за ре­лигиозную деятельность в СССР опровергнуты даже самими церковными деятелями. Напомним, например, чго митропо­лит Сергий в книге «Правда о религии в России» писал: «За годы поеле Октябрьской революции в России бывали неод­нократные процессы церковников. За что судили этих церков­ных деятелей? Исключительно за то, что они, прикрываясь рясой и церковным званием, вели антисоветскую работу. Это были политические процессы, отнюдь не имевшие ничего об­щего с чисто церковной жизнью религиозных организаций и чисто церковной работой отдельных священнослужителей»2. Измышления фальсификаторов о преследовании служителей культа за их религиозную деятельность вынуждены сегодня опровергать те буржуазные авторы, которые стремятся более или менее объективно излагать историю религии и атеизма в СССР. К ним можно отнести, например, Константина де Грюнваля, который написал по материалам личных впечат­лений о поездке в нашу страну книгу «Религиозная жизнь в СССР» (Париж, 1961). В своей работе он показал, что Со­ветское государство гарантирует верующим людям в СССР полную свободу отправления религиозного культа. Он отме­тил также, что политические процессы, проходившие в стра­не после Октябрьской революции над отдельными служите­лями культа, были связаны с их активной политической, а не религиозной деятельностью3.

    Вместе с тем необходимо отметить, что в книгах боль­шинства специалистов по религиозному вопросу в СССР и сегодня продолжают печататься давно уже набившие оско­мину клеветнические материалы о служителях культа, «му­ченически пострадавших за веру в России».

    При этом фальсификаторы называют «мучениками», по­страдавшими за веру в России», ярых врагов Советской вла­сти, справедливо наказанных за свою контрреволюционную деятельность. Они стараются нагнетать всякого рода ужасы, рассказывают о кровавых убийствах «невинных» пастырей'


    1  XV. Ко1агг. Ке11^юп 1п (Ье 8<те( 1!пюп. Ь., 1961, р. 481.


    2  Сб. «Правда о религии в России». Изд-во Московской патриархии. 1942, стр. 24—25.


    3  С. <1е С г и п V а1 (1. Ьа ч>е геПешзе еп 1Щ55, Рапз, 1961, рр. 37, 43—46.           -                           '



    и т. Д.',-и т. п. В свое время в белоэмигрантской литератур* наиболее популярным был, например, рассказ о «зверском убийстве» большевиками епископа Уфимского Андрея. За свою контрреволюционную деятельность епискои Уфимский заслуживал серьезного наказания, так как, обращаясь в 1918 г. к верующим и духовенству, он призывал вести беспо­щадную борьбу с большевизмом. Однако он избежал право­судия, бежав в Сибирь, где призывал духовенство и веру­ющих служить в армии Колчака. Рассказы, же о его «звер­ском убийстве» печатались и смаковались даже тогда, когда он, живой и невредимый, появился в СибириЗ Вымыслы о подобных «убийствах» были разоблачены руководством рус­ской православной церкви в СССР в книге «Правда о рели­гии в России», изданной в 1942 г. Однако.подобные вымыслы, заимствованные из белоэмигрантских брошюрок, продолжают кочевать и сегодня из одной книг» в другую. Среди «муче­ников российских, невинно пострадавших за веру от рук большевиков», первым, как правило, называется и сегодня имя киевского митрополита Владимира. В действительности же митрополит Владимир был убит в 1918 г. украинскими националистами, которые опасались, что он будет препятст­вовать осуществлению их идей отторжения Украины от Рос­сии и образозания Украинской автономной православной церкви. О том, что .большевики не имели отношёния к убий­ству митрополита Владимира и. что это убийство было под­готовлено украинскими националистами, признал; например; митрополит Евлогий в книге «Путь моей жизни», изданной в Париже в 1947 г.

    С целью «доказательств» по поводу так называемых «го­нений^ и «зверств» Советской власти по отношению к слу­жителям культа фальсификаторы не брезгуют использова­нием Откровенно клеветнических материалов. Для разжига­ния страстей, как правило, нагнетаются различного рода ужасы. Дезинформация и клевета, подтасовка и фабрикация различных фактиков — излюбленные приёмы фальсификато­ров. Характерны с этой точки зрения те методы, которые-ис­пользует в своих работах протоиерей Д. Константинов. В од­ной из статей «Итоги гонений на православную церковь в СССР», опубликованной в «Вестнике РСХД» и напечатанной в Бюллетене Мюнхенского института по изучению СССР, Д. Константинов не брезгует использованием самых сомни­тельных фактов. Так,/например, для того, чтобы доказать, что верующие ц нашен-стране не могут пользоваться свобо­дой совести, он (приводит рассказ о том, что во время бого­служения в одном из храмов церковный староста по указа­нию советского работника изгонял самым зверским образом из храма детей: «брал за воротник и бил об стену головой». Сейчас подобной клевете поверят уже немногие, однако по-



    добяые, с позволения сказать, «факты» приводятся для «ил­люстрации» отсутствия свободы -совести в нашей стране.

    Многочисленные религиозные делегации, посещая нашу страиу, убеждаются на фактах в нелепости выдумок буржу­азной пропаганды о «гонениях» на религию и верующих а Советском Союзе. Люди с различными политическими и ре­лигиозными взглядами открыто заявляют при этом о йаличии в СССР полной свободы совести. Так, например, председа­тель Всемирного союза баптистов У. Толберт, посетивший СССР в мае 1970 г., писал о незабываемых впечатлениях, которые остались у него от богослужений, свобода которых полностью гарантируется государством *.

    В нашей стране свобода совести не только провозгла­шается, но и строго обеспечивается государством как консти­туционное право граждан СССР*.

    Советское государство обеспечивает за всеми советскими гражданами свободу отправления религиозных культов. Сво­бода вероисповедания обеспечивается тем, что верующим пе­редаются в бесплатное пользование церковные здания, а так­же предметы культа, являющиеся народным достоянием. Ре­лигиозным организациям предоставлено право на свои сред­ства готовить служителей культа в духовных учебных заве­дениях. Советское государство пресекает всякие попытки на­рушения прав религиозных организаций и верующих. Со­гласно статье 143 Уголовного кодекса РСФСР наказывается «воспрепятствование совершению религиозных обрядов, по­скольку они не нарушают общественного порядка и не со­провождаются посягательством на права граждан». Вместе с тем советские законы о религиозных культах запрещают использовать религию и'церковь в политических целях, на­правленных прбтив интересов советского общества. Они не допускают действия на территории страны религиозных групп л организаций, которые призывают своих последователей к активной антиобщественной деятельности.

    Нужно отметить, что фальсификаторов особенно раздра­жает тот факт, что, допуская свободу отправления религиоз­ных культов и гарантируя ее, Советское государство не раз­решает вместе с тем использовать религию и церковь в по­литических целях. Именно поэтому архиепископ Иоанн Сан- Францисский с раздражением пишет о том, что церковь в СССР принуждена к «молчанию». Особенно возмущает ар­хиепископа то, что подавляющее большинство церковников в СССР лояльно относятся к Советскому государству. Любой же факт нелояльного отношения отдельных религиозных лиц


    1 См. «Братский вестник», 1970, № 5, стр. 16.


    2  Подробнее см. в кн.: В. А. Куроедов. Религия и закон. М., 1970.



    к госуджрсзву «изымет у подобных авторов восторг <н под­держку.

    Необходимо сказать при этом, что «ас « шшзс идей­ных лротимыйсов разделяет различное понимание принципов свобода совести. Марксизм^ ленинизм под свободой совести понимает не только свободу отправления религиозных куль­тов, но и свободу распространения атеистических взглядов. Буржуазные же идеологи »ту свободу признают только в плане буржуазной веротерпимости, отрицая при этом прав1) на свободу пропаганды атеизма. Они выступают поэтому са­мым решительным образом против того, что в нашей стране школа отделена от леркви и молодежь воспитывается в духе "научного материалистического мировоззрения. Вот почему они поддерживают исходящие от определенной группы ве­рующих нашей страны требования разрешить обучение детей религии в школах, запретить среди молодежи научяо-втеи- стическую пропаганду и т. д. Такие требования в нашей стране выдвигали, например, так называемые «юшвдативни- ки», или «откольники», среди верующих баптистов, которые добивались неограниченной пропаганды религии не только в молитвенных домах, во и в общественных местах, а также запрещении атеистического воспитания в школе. Они шли на прямое нарушение советских законов, создавая специаль­ные школы и кружки для обучения {религии детей, пытались организовать религиозные митинги и шествия на улицах* Главари этой группы пытаются и сейчас еще вовлекать в антиобщественную деятельность малограмотных, заблужда­ющихся людей. Наиболее фа*4т«чнме сторонники згой груп­пы завязывал» отношения с иностранными журналистами, пе­редавали им материалы клеветнического характера о поло­жении верующих баптистов в СССР, пытались нелегалы»» издавать и распространять литературу, призывавшую не при­знавать законодательство нашей страны о религиозных куль­тах.

    Деятельность подобных религиозных экстремистов нахо­дят всяческую подержку среди фальсификаторов положения религии и церкви в' СССР. Об этом свидетельствует, напри­мер, изданная в Лондоне в 1968 г. книга священника англи­канской церкви Майкла Бурдо «Религиозное брожение в СССР. Протестантская оппозиция советской религиозной по­литики». Эта книга направлена в защиту «юиициагявников», которых автор громко называет апостолами XX века, «ревни­телями свободы духа» и т. д. Особенно восхищает -Майкла Бурдо тот факт, что руководители «ииициатйвников» сопро­тивляются законам о религуюзяых -культах в СССР, стремят­ся воспитывать подрастающее поколение в духе религиозно­го файатизма. Майкл Бурдо с4№гоет оебя большом специали­стом по религиозному вопросу -в СССР, хотя для -втого у неш



    кет никаких оснований. Будучи стажером Московского госу­дарственного университета он использовал время, отпущен­ное ему с целью научных изысканий в области древней исто­рии, в основном для сбора клеветнической информации, со­знательно закрывал глаза на конкретные факты, говорящие об обеспечении за всеми верующими нашей страны, в том числе и верующими баптистами, подлинной свободы совести.

    Особую ненависть у фальсификаторов вызывает то,- что Советское государство рассматривает свободу совести не только как свободу отправления религиозных культов, но и как свободу активной пропаганды атеизма. Против атеисти­ческой пропаганды,-проводимой Коммунистической партией, они стараются поэтому направить основной удар.

    Атеистическая пропаганда и мифы «советологов»

    Фальсифицируя марксистский атеизм, так называемые со­ветологи обрушиваются с особой силой на научно-атеистиче­скую пропаганду, считая кощунственной даже саму идею освобождения широких масс трудящихся от религии. Они приписывают, научно-атеистической пропаганде «самые страшные преступления», обвиняют Коммунистическую пар­тию и Советское государство в проведении политики «госу­дарственного атеизма», которая направлена, якобы, своим острием против верующих людей.

    Для многих работ буржуазных и клерикальных авторов характерен тенденциозный подбор фактов, связанных толь­ко с недостатками антирелигиозной пропаганды в нашей стране. При эгом многие авторы не стесняются заявлять о своем стремлении освещать антирелигиозную работу в СССР с «объективных позиций». «Насилием над верующими» они объявляют всю систему идейного воздействия, которая ис­пользуется Для воспитания трудящихся в духе научного ми­ровоззрения.

    Фильсификаторы извращают историю атеистического дви­жения в нашей стране, содержание и методы пропаганды атеизма, проводимые нашей партией. Так, американский со­циолог Пау ль Андерсон в книге «Народ, .церковь и государ­ство в современной России», изданной в США в 1944 г., пи­сал, что в период строительства социализма в СССР анти­религиозная пропаганда приняла характер «жестокой и 'мстительной атаки на верукнцих».

    Всячески пытается исказить историю пропаганды атеиз­ма в нашей стране в своей книге «Христиане в СССР» Н. А. Струве. Так, он сообщает, например, что атеистическая



    пропаганда буивалы» «обрушиваете* в» советского челове­ка с первых его шагов и продолжается до его смерти». В этой же кш*ге он утверждает,, «по, начиная с 1922 г., ан­тирелигиозная работа стала самой важной областью дея­тельности коммунистов'.

    История развития атеистической пропаганды в нашей, стране опровергает эти вымыслы. Е. М. Ярославский расска­зывает, например-, что В. И. Леви»,, заботясь об усилении идейной борьбы против религии, вместе с тем> неоднократно указывал, «что не надо антирелигиозную пропаганду выпя­чивать на первое место » что ее надо связывать со всей ка­шей борьбой эа социализм, за улучшение Материального и культурного положения рабочих и крестьян, с пропагандой естествознания».

    Принимая участие в подготовке постановления ЦК РКП (б) «О постановке антирелигиозной пропаганды и о на­рушении'пункта 13 Программы» (май 1921 г.), В. И). Ленин предложил переделать текст постановления таким образом» «чтобы не выпячивать вопроса о борьбе с религией...»2.

    Летом 1921 г. Политбюро ЦК РКП (б) утвердило поста­новление с теми изменениями, на необходимость которых обращал внимание Владимир Ильич. В нем говорилось: «По вопросу об антирелигиозной агитации дать директивы всем партийным организациям и всем органам печати не выпячи­вать этого вопроса на первое место, согласовать политику а данном вопросе со всей, нашей экономической политикой, сущность которой заключается в восстановлении действитель­ного соглашения между пролетариатом и мелкобуржуазны­ми массами крестьянства, еще до сих пор проникнутыми ре­лигиозными предрассудками»3.

    В период строительства социализма партия неуклонно следовала ленинским указаниям ь вопросе преодоления ре­лигиозных верований.

    Развертывая пропаганду атеизма среди трудящихся, пар­тия исходит из указания В. И. Ленина — не допускать про­тивопоставления верующих людей неверующим, терпеливо разъяснять верующим их заблуждения, смысл политики Со­ветского государства в отношении религии и церкви.

    Важнейшим условием успеха воспитательной работы ч верующими является чуткое отношение к ним, недопущение каких-либо оскорблений их религиозных чувств. Уместно вспомнить, например, что в самый разгар столкновений с внутренней и внешней, контрреволюцией — в ноябре 1918 г.— В. И. Ленин предупреждал о недопустимости вносить в кри­


    1 N. 5 I г и V е. Ье$ сЬгёНепз еп 11К55. Раг1$, 1963, р. 45. 1 В. И. Ленин. Поля. собр. соч., т. 54, стр. 440.


    * Сб. «О религии к церкви». М, 1963, стр. 59.



    тику религиозных воззрений оскорбления религиозного чув­ства, чгобы не вызвать усиления религиозного фанатизма. «Самый глубокий источник религиозных предрассудков — это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться»1,— говорил Владимир Ильич.

    Материалистически объяснить источник религиозных верований масс; подчинять идейную борьбу с религией борь­бе за глубокие социальные преобразования, борьбе за со­циализм и коммунизм — в этом прежде всего заключается смысл ленинского требования. В. И. Ленин, развивая марк­систское. учение о религии и путях ее преодоления, считал, что добиться отхода верующего человека от религии можно лишь методом убеждения. «Мы требуем, — писал он, — пол­ного отделения церкви ог государства, чтобы бороться с ре­лигиозным туманом чисто идейным и только идейным ору­жием, нашей прессой, нашим словом»2.

    Но и среди методов идейного воздействия В. И. Ленин категорически отрицал такие, которые могут оттолкнуть ве­рующих ог пропаганды атеизма своими грубыми приемами. Будучи убежденнейшим атеистом, непримиримым борцом против религии и всяких попыток «примирения» ее с наукой, В. И. Ленин одновременно резко выступал против пошлости и вульгаризаторства в антирелигиозной работе, против кри­кливой, поверхностной агитации. Он требовал глубокого есте­ственнонаучного и4 исторического подхода к критике религии, считал необходимым вызвать сочувственное отношение к этой критике со стороны верующих людей и тем самым заинте­ресовать их научно-атеистической пропагандой.

    Важнейшим условием успеха атеистического воспитания масс партия всегда считала'и считает активное участие ве­рующих в коммунистическом строительстве. Коммунисты ре­шительно восстают прэтому против деления трудящихся на верующих и атеистов, делают все необходимое для вовлече­ния верующих людей в активную общественно-политическую деятельность. В свою очередь, в большинстве своем верую­щие считают активное участие в борьбе за построение комму­нистического общества своим долгом. Из этого и вытекают основные принципы политики Коммунистической партии по отношению к верующим.

    Вопреки фактам фальсификаторы стремятся всячески очернить работу нашей партии в области атеистического вос­питания масс. С этой целью используются, в частности, сле­дующие излюбленные ими методы и приемы.

    Рассказывав о формах и методах антирелигиозной про­паганды в СССР, буржуазные фальсификаторы наиболее


    1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 37, стр. 186.


    * В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 12, стр, 145.



    подробно освещают то, что было признано нашей партией или ошибочным или неудачным, умалчивая при этом о дей­ствительных успехах пропаганды атеизма в массах.

    Еще в 1921 г. ЦК партии подверг критике поверхностную антицерковную агитацию, советовал перейти к более глубо­кой критике религиозной идеологии, готовить специалистов по истории религии и атеизма, чтобы поднять пропаганду' атеизма на высокий уровень.

    В. И. Ленин в своих замечаниях к проекту постановле­ния Пленума ЦК РКП (б) 1921 г. записал: «Борьбу с рели­гией поставить научнее... начать кампанию после серьезной подготовки»

    В связи с указаниями В. И. Ленина а предложениями коммунистов в постановлении подчеркивалось, что в настоя­щее время должна быть развернута, «серьезная научная куль­турно-просветительная работа, подводящая естественнонауч­ный фундамент под историческое освещение вопроса о рели­гии. Задача всей этой работы в совокупности должна заклю­чаться в том, чтобы на место религиозного миропонимания поставить стройную коммунистическую научную систему...»2.

    Борьба партии за улучшение постановки атеистической пропаганды давала необходимые результаты. В отчете Агит- пропотдела ЦК XIV съезду партии отмечалось, что антире­лигиозная пропаганда «вместе с отказом от шумливых прие­мов (демонстраций,; кампаний, диспутов и т. п.) и перехо­дом, главным образом, к кружковой работе, стала массовой работой, раззиваемой тысячами кружков с сотнями тысяч участников».

    В кружках, семинарах, а затем и в университетах готови­лись кадры квалифицированных пропагандистов атеизма. В пропаганде атеизма участвовали выдающиеся советские ученые — естественники, историки, философы. Все это под­нимало антирелигиозную работу на более высокий научный уровень.

    Важную роль в отходе трудящихся от религии в период социалистического строительства сыграла пропаганда атеиз­ма, являющаяся составной частью идеологической работы Коммунистической партии. На отход трудящихся от религии большое влияние оказала антирелигиозная печать. Миллио­нами экземпляров в 20—30-е годы выпускались антирелиги­озные книги и брошюры на самые разнообразные темы. В издании антирелигиозной литературы принимали участи^ издательства «Красная новь», «Атеист», «Безбожник», «Мос­ковский рабочий», «Прибой» (Ленинград) и многие другие.


    1   В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 54, стр. 440.


    * Сб. «О религии и церкви», стр. 59.



    О пэпулярнэсти антирелигиозной литературы среди читате­лей свидетельствует «реет ее тиражей. Если издательство «Атеист» с 1922 по 1929 г., выпустило 270 названий книг об­щим тиражом в 24 млн. экземпляров, то только за один 1930 г. было издано 416 названий антирелигиозных книг ти­ражом в 20 млн. 500 тыс. экземпляров. Издательство «Без­божник» за два года <1927—1928) выпустило 79 антирели­гиозных книг, в 1929 г. —137 книг, а в 1930 г. — уже 244 книги.

    Быстро росло влияние газеты «Безбожник». В 1927 г. ти­раж ее был 62 тыс. экземпляров, а в 1931 г. — полмиллнона экземпляров. Большое распространение получили антирели­гиозные периодические издания в национальных республи­ках. Так, в 1932 г. на различных национальных языках изда­валось до 10 атеистических газет и более 20 антирелигиоз­ных журналов. Большую работу с населением проводили антирелигиозные музеи: Центральный антирелигиозный музей (ЦАМ) в Москве, Музей истории религии АН СССР в Ле­нинграде, Ленинградский государственный музей истории религии и атеизма и др.

    Научно-атеистическая пропаганда и сегодня продолжает оставаться важным средством воспитания советских людей в духе научного материалистического мировоззрения, с каж­дым годом все более Совершенствуются формы и методы про­паганды атеизма в мкссах. Широкое распространение полу* чили университеты и клубы атеизма, циклы лекций на есте­ственнонаучные и научно-атеистические темы,.проведение ве­черов вопросов и ответов и тематических антирелигиозных вечеров, организация новых советских праздников и обря­дов. Все Шире используется для пропаганды атеизма печать, кино, радио, телевидение. Партия проявляет заботу об улуч­шении всей системы научно-атеистического воспитания в стране, об использовании всех средств идейного воздействия для воспитания советских людей в духе научного материали­стического мировоззрения.

    Однако несмотря на известные факты, фальсификаторы продолжают искажать историю, смысл и содержание пропа­ганды научного атеизма, проводимой в нашей стране, В их работах сознательно стирается грань между правительствен­ными мерами, направленными на пресечение враждебной дея­тельности контрреволюционно настроенной в прошлом части духовенства,'и идейными средствами борьбы партии против религии. При этом на одну доску ставятся административные перегибы, допускавшиеся в антирелигиозной работе, против которых партия вела и ведет решительную борьбу, и такие средства массовой антирелигиозной пропаганды, как изда-. ние популярной атеистической литературы, выпуск атеисти­ческих кинофильмов, огкрытие антирелигиозных музеев и т. д.



    Большое внимание в буржуазной и клерикальной литера* туре уделяется положению религии и антирелигиозной про­паганды в национальных республиках. Особенно много пи­шется по вопросам положения в ССС^Р ислама. Буржуазные «специалисты» по национальным и религиозным вопросам в СССР стремятся изобразить политику КПСС и Советского государства по отношению к верующим мусульманам как по­литику своекорыстную. Требования партии осторожно отно­ситься к религиозным обычаям мусульман они рассматрива­ют как «временное заигрывание» с мусульманами. Они дого­вариваются даже до того, что национальные республики по­лучили национальную независимость якобы ценой... «отказа ог принципов ислама». Политику Советского государства в отношении верующих мусульман они сравнивают при этом с политикой «колонизаторской». Все это является гнусной кле­ветой и наглядно опровергается историей развития атеисти­ческого движения в национальных республиках и областях страны.

    Для большинства этих областей в прошлом были харакч терными экономическая отсталость, низкий уровень культуры населения, почти поголовная неграмотность, сильное влияние религиозных .организаций, живучесть различных обычаев и традиций, тормозящих рост политической активности и куль^ турного уровня трудящихся.

    Великая Октябрьская социалистическая революция унич­тожила- социальное и национальное неравенство, отменила религиозные средневековые законы, ставившие граждан в не­равноправное положение в зависимости ог отношения к раз­личным нациям и религиям. Важнейшим фактором успешно­го политического, экономического и культурного развития народов, достижения фактического равенства между ними явилось образование СССР.

    Победа социалистического способа производства привела к ликвидации экономической и культурной отсталости в прошлом угнетенных наций. Развитие культуры в нацио­нальных республиках нашло свое конкретное воплощение прежде всего в преодолении массовой неграмотности, в раз­витии сети школ, клубов и библиотек, театров и других оча­гов культуры, а также в развитии массового атеистического движения.

    Ярким примером развития массового атеистического дви­жения в республиках Средней Азии явилось широко развер­нувшееся в конце 20-х — начале 30-х годов массовое движе­ние за раскрепощение женщины, за снятие ими чадры и паранджи. Эго движение имело большое значение для роста творческой активности женщин и их разрыва с религией. Однако процесс отхода 1рудящихся ог религии в националь­ных республиках был сложным в силу тесного переплетения



    ретмчюяилг и наадюшотьтго традиций* * таяже смелого влияния мусульманского духовенства. С эстам; довжиа была считаться Коммунист«ческая партия. Отсюда и ленинские указания: об особо осторожном* подходе к рвлкгновным веро­вания-» мусульман-.

    Однако фальсификаторы не хотят считаггьс# с историей. Извращая историю атеистической работы нацией партии, они п-ригтисывадаг ей разработку рзэличньи «секрегаых» аланов «уничтожения религии в нашей стране». Так, а книге «Хри­стиане в СССР*- Н. А. Струве приводит сфабрикованный еще в ЗО-е годы за границей, но приписываемый пашей партии со ссылкой №» советскую печать план «полной ликвидации ре­лигии в Совегском Союзе в течение второй пятилетки». Со­гласно этому «плану» уже в *932—1933 гг. должны были быть уничтожены все внешние признаки религии, а- в 1933— >93Ф гг. «все религиозные представления-, придайте литера­турой и семьей». В- 1987' г. должны были быть полностью ликвидированы" все религиозные учения и исповедания, все верующие и свян*ем»ики, вне зависимости' от их- отношения к Советскому- правительству, а религия должна была быть «изгнана из самых укромных ее уголков». Господину Струве, одному- из- лидеров студенческого христианского движения, должно бЪюго- бы- зн»ть> что еще в 11933 г. этот так. называе­мый «пятилетний план ликвидации религии в СССР* был вынужден опровергнуть его предшественник ло движению, белоэмигрант и активный антисоветчик И. А. Лаговский, о котором мы- уже- говорили выше. & «Вестнике русского сту­денческого движения* в 1933- г. о» был вынужден по по­воду этого1 плана писать ‘буквально- следующее; «Справедли­вость требует указать, что ...эффективного сообщения ст «без­божной пятилетке* ни в одной советской газете не было».

    Несмотря на то, что конкретная практика научно-ате»- стического- воспитания в нашей стране опровергает вымыслы фальсификаторов* об осуществлении секретных планов «лик­видации религии в СССР!», в буржуазной* и клерикальной ли­тературе продолжают печататься» сообщения о разработке по­добных планов*. Больше того, как правило, каждое новое по- становпеадае ЦК КПСС, направленное на совершенствование методов и средств атеистического воспитания, рассматривает­ся фальсификаторами как начало «нового этапа гонения на религию». Так, например, Н:. А. Струве был одним из ини­циаторов антисоветской кампании, развернувшейся в марте 196Ф г. в Париже в связи с опубликованием в советской пе­чати документ^ ЦК КПСС «О мероприятиях по усилению атеистического воспитания населения» (февраль 1964 г.).

    Известно, что в этом важном документе были опреде­лены мероприятия по созданию стройной научной системы воспитания- советских людей в духе материалистического ми­



    ровоззрения. Большое внимание уделялось подготовке ква­лифицированных кадров в области научного атеизма, совер­шенствованию разнообразных форм идейного воздействия на массы.

    Однако организаторы антисоветской кампании скрыли от верующих людей, собравшихся на митинг в Париже, истин­ный смысл этого документа. Принятие постановления ЦК было объявлено «началом нового этапа гонений на церковь и верующих в СССР». С целью «защиты интересов верую­щих в СССР» был создан специальный «комитет информа­ции об антирелигиозном положении в СССР», который раз­вернул широкую деятельность по сбору клеветнических мате­риалов об атеистической работе в нашей стране.

    Однако подобные клеветнические камтании терпят про­вал, так как все больше становятся известными эа рубежом факты, связанные с подлинной (историей массового атеисти­ческого движения в СССР.

    Успехи в области развертывания массовогр атеистическо­го движения не могли бы иметь места без систематической работы Коммунистической партии по развертыванию пропа­ганды атеизма в массах. В многочисленных заявлениях тру­дящихся, освободившихся от влияния религиозной идеологии, мы находим слова глубокой благодарности, с которыми они отзывались о той огромной работе, которую проводит Ком­мунистическая партия по атеистическому воспитанию совет­ского народа.

    Вопреки фактам фальсификаторы продолжают рассказы­вать различные небылицы об атеистической пропаганде. Вот как, например, они изображают индивидуальную работу с верующими в нашей стране. Протоиерей Д. Константинов в 1965 г. в «Вестнике РСХД» писал, что в СССР «...усилилась до предела так называемая «индивидуальная антирелигиоз­ная пропаганда», ставящая своей задачей «идейно», а факти­чески путем угроз и насилия, оторвать верующих от рели­гии. Она сводится к тому, что агитаторы-атеисты приходйг на дом к верующему или на место его работы и «убеждают» его отказаться от религии... насилием и угрозами. Известны случаи, когда люди, подвергнутые изнурительной '«индивиду­альной» обработке, бросали насиженные места и скрывались в неизвестном направлении». Мы дословно привели слова, изображающие в кривом зеркале пропаганду атеизма в на­шей стране потому, что они показывают откровенно тенден­циозный подход буржуазных авторов к той большой работе, которую вели и ведут пропагандисты атеизма с верующимл людьми в нашей стране.-

    Вряд ли нужно специально опровергать подобные измыш­ления. Однако все же хотелось привести хотя бы одия



    из типичных фактов, который отражает действительное по­ложение дел в этой области.

    Коммунистке прядильно-ниточного комбината «Советская звезда» в Ленинграде А. В. Полосковой не так давно уда­лось вырвать из-под влияния сектантов молодую работни­цу М. Нелегко было подойти к девушке. Сектанты не дрема­ли. Узнав, что девушка по совету товарищей возобновила уче­бу в школе рабочей молодежи, они пытались посеять у нее не­доверие к атеистам, угрожали ей. Бывали дни, когда работ­ница опять становилась замкнутой, сторонилась своих новых друзей. Однако терпеливая работа коммунистки принесла свои плоды. Сейчас М; успешно работает и учатся, ее при­няли в комсомол. В ее жизни произошло еще одно событие: она вышла замуж за своего товарища по работе. И первым человеком, которого она пригласила на свадьбу, была ком­мунистка Александра Васильевна Полоскова — ее старый друг и учитель жизни

    Так строится на самом деле атеистическая индивидуаль­ная работа в нашей стране.

    Предметом фальсификации является также вопрос о раз­витии массового атеизма в СССР, хотя этот рост является объективным фактором, который в конечном счете, желают они этого или не желают, вынуждены все же признать и на­ши идейные противники.

    Так, английский журналист Уолтер Коларз в своей кни­ге «Религия в Советском Союзе», пытаясь всячески извра­тить и приуменьшить успехи атеистического воспитания в нашей стране, был вынужден, однако, заявить, что верующие в СССР составляют «только меньшинство населения», что здесь имеются «массы равнодушных, потерявших веру или почти неверующих людей»2.

    Большинство буржуазных идеологов вместе с тем отри­цает закономерный характер массового атеизма в СССР, рас­сматривая его или как чисто стихийное явление, или же как результат насилия над верующими и административного воз­действия на религиозные организации.

    Буржуазные фальсификаторы истории в атеистического движения в СССР пытаются свести на нет значение успехоз социалистического строительства для отхода трудящихся масс от религии. Так* например, Уолтер Коларз (который, кстати, называет рассматриваемые нами факторы «косвенной антирелигиозной пропагандой») пытается доказать, что «вы­полнение самых поразительных планов строительства или хо­зяйственных планов не служит аргументом против религии, не понимается так даже самым простым умом никого из ве­


    1  «Вечерний Ленинград», 1968, 15 января.


    2  №. Ко! а г2. КеПрюп 1п 1Ье $оу1е1 Утоп. Ь., 1961, рр. 1—2*



    рующих людей... и, следовательно, плохо подходит для це­лей антирелигиозной пропаганды».

    Практика атеистической работы и история атеистического движения в нашей стране убедительно опровергают подобные заявления. Серьезные успехи в области атеистического вос­питания стали возможными прежде всего потому, что в ходе социалистического строительства были основательно подорва­ны социальные корни религии, уничтожена классовая база, на которую опиралась церковь. Исчезла социальная придав­ленность трудящихся, навсегда было покончено с эксплуата­цией человека человеком, окончательно исчезли классы, заин- тересованные в поддержке и распространении религии.

    Утверждение новых социалистических отношений во всех сферах общественной жизни, уничтожение безработицы и нищеты, ликвидация неграмотности населения, рост полити­ческого сознания и культуры рабочего класса, колхозного крестьянства, всех слоев населения, ликвидация вековой от­сталости деревни, грандиозные успехи социалистического строительства — вот те объективные факторы, которые преж­де всего определили быстрый процесс секуляризации различ­ных областей жизни в этот период. Огромную роль в раз­витии этого процесса сыграла идеологическая, воспитатель­ная работа .партии, направленная на формирование маркси­стско-ленинского мировоззрения трудящихся, на преодоление взглядов и традиций старого общества.

    Освобождение трудящихся от религии способствовало ро­сту их культуры и коммунистической сознательности, развер­тыванию трудовой и общественно-политической активиости.

    Однако несмотря на очевидные факты, фальсификаторы продолжают-распространять мифы о «нелреходящей религи­озности» советского народа. Они заявляют, что за годы Со­ветской власти в религиозной обстановке в СССР мало чтэ изменилось, несмотря на активность атеистов. По утвержде­нию религиозных комментаторов Би-би-си, например, «число верующих в СССР не меньше, чем 50 лет назад».

    Конкретно-социологические исследования религиозности населения в СССР, проводимые как в 30-х годах, так и в со­временных условиях, не только опровергают подобные из­мышления, но и говорят о неуклонном росте атеистического движения в СССР.

    Конечно, есть в СССР еще верующие люди, в том числе и среди молодежи. Однако неопровержимым является тог факт, что атеистическое движение все больше охватывает самые различные слои населения. И этот процесс не могуг остановить никакие клеветники, стремящиеся помешать пол­ной победе научного материалистического мировоззрения в сознании советских людей.



    Вместе с тем следует помнить, что фальсификаторы марк­систского атеизма не собираются складывать своего оружия. Поэтому перед пропагандистами атеизма стоит задача как можно глубже раскрывать значение ленинского атеистиче­ского наследия, смысл политики Коммунистической партии и Советского государства в отношении религии и церкви, кон­кретную практику атеистического воспитания в СССР, спо­собствующих полному преодолению в сознании советских людей религиозных пережитков.