Юридические исследования - Общая теория бюджета. Гастон Жез. (Предисловие. Введение.) -

На главную >>>

Финансовое право: Общая теория бюджета. Гастон Жез. (Предисловие. Введение.)


    Предлагаемый читателю русский перевод книги Гастона Жеза1), профессора парижского университета, в известной степени (хотя несом­ненно не в исчерпывающей мере)  заполняет этот существующий в нашей литературе пробел.  В  числе положительных качеств  «Общей теории бюджета» следует прежде всего указать на богатство и свежесть фактического материала, относящегося к важнейшим странам и даю­щего выразительную картину бюджетного строя Франции, Германии, Италии, Англии и Соед. Штатов. Г. Жез умеет оригинально, отступая от шаблонов, обычно принятых в учебниках, группировать докумен­тальный материал, и это позвол|яет ему нащупать характерные черты и особенности бюджетной организации, не отмечаемые другими авто­рами. Слабой стороной книги является трактовка автором бюджетных вопросов  вне связи с  экономическими проблемами;  совершенно вне поля зрения остается, напр., проблема соотношения между бюджетом и народным доходом. Точно также в области государственного хозяй­ства вопросы трактуются автором формально-юридически, напр., проб­лемы государственного железнодорожного хозяйства обойдены, и изло­жение сведено к описанию   только   форм  увязки   этого   хозяйства   с бюджетом. Итак, теория бюджета трактуется Г. Жезом исключительно под  углом   зрения   государственного  и   финансового  права, как  оно сложилось в основных буржуазных государствах. Детали парламент­ской процедуры, финансовые права палат и т. п. представляют с точки зрени|я практических надобностей советского бюджетного строительства интерес второстепенный; но ряд глав затрагивает (вполне актуальные зрения крупного капитала, добивающегося  «обуздания»   парламента, для советской практики вопросы.


    ГАСТОН   ЖЕЗ

    ПРОФЕССОР ПАРИЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

    ОБЩАЯ ТЕОРИЯ БЮДЖЕТА

    ПЕРЕВОД ПОД РЕДАКЦИЕЙ Г. Г. СОЛОВЬЯ и К. К. ШМАКОВА.

    ПРЕДИСЛОВИЕ Г. Я. СОКОЛЬНИКОВА

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО СССР
    МОСКВА 1930


    Напечатано в типо-литографии

    им. т. Воровского, Москва,

    ул. Дзержинского, 18.

    Главлит А 33094.

    Тираж 3.000


    ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                               Стр.

    Предисловие Г. Я. Сокольникова ..............................................................................          V

    От редакторов русского издания............................. -.................................................          IX

    Предисловие автора к французскому изданию.......................................................           1

    Введение (источники бюджетного права, библиография по бюджету и госу­
    дарственной отчетности)................................................................................. '.             7

    ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ БЮДЖЕТА.

    ГЛАВА  I. Бюджет с финансовой точки зрения........................................................ 16

    ГЛАВА П. Историческое происхождение бюджета..........................................          18

    Раздел    I. Происхождение бюджета в Англии...........................................          19

    Раздел   П. Происхождение бюджета во Франции......................................          23

    Раздел III. Происхождение бюджета в Германии.......................................          28

    Раздел IV. Происхождение бюджета в России и СССР............................          29

    ГЛАВА III. Правовое значение бюджета :...........................................................          32

    Раздел    I. Общие теоретические положения .   ........................................          32

    Раздел   П. Правовое   значение   бюджета   в   действующем   законода­
    тельстве ....................................................................................................... 36

    § 1. Английская   система.........................................................................          37

    § 2. Французская   система......................................................................          39

    § 3. Итальянская система.................................................................................. 42

    § 4. Прусско-германская система..........................................................          42

    ГЛАВА IV. Политическое значение бюджета.............................................................. 44

    Раздел    I. Использование бюджета парламентом   для   критики   дей­
    ствий правительства ......................................................................          45

    Раздел  II. Изменение и отклонение кредитов и отклонение бюджета,

    как политическое средство...........................................................          50

    § 1. Общие теоретические положения..................................................          51

    § 2. Решение вопроса в  парламентской  практике................................... 55

    Раздел III. Бюджетные загромождения.................................................................... 62

    ВТОРАЯ  ЧАСТЬ'.

    КОМПЕТЕНЦИЯ  ПРАВИТЕЛЬСТВА  И  ПАРЛАМЕНТА  В ОБЛАСТИ  ФИ­
    НАНСОВ    .....................................................................................................................           09

    ГЛАВА I. Об инициативе в области финансов: исчисление сметных пред­
    положений и сбалансирование бюджета.......................................................           69

    § 1. Общие теоретические  положения................................................          70

    § 2. Практическое разрешение вопроса о финансовой инициативе.    72

    ГЛАВА П. Компетенция правительства и парламента при проведении меро­
    приятий, касающихся государственных   доходов   ....                                   89
    Раздел   
    I. Принципы и степень участия парламента в установлении

    государственных доходов....................................................................... 80

    § 1. Общие теоретические   положения...............................................          89

    § 2. Положительное законодательство......................................................... 92

    Раздел   II. Принцип недопустимости целевого закрепления   государ­
    ственных доходов...................................................................................... 99

    § 1. Целевое закрепление доходов за определенными катего­
    риями кредиторов государства в целях укрепления государ­
    ственного кредита...............................................................................         102

    § 2. Целевое закрепление доходов в интересах ограничения раз­
    мера какого-либо расхода или дохода .   .   . ■............................... 105

    § 3. Целевое закрепление чрезвычайного дохода на нужды опре­
    деленной операции..............................................................................         107

    § 4. Целевое закрепление поступлений от займа на покрытие

    чрезвычайных расходов....................................................................         112


    __ jy        

    § 5. Целевое закрепление доходов посредством юридической пер­
    сонификации какой-либо отрасли государственного упра­
    вления
    .......................................................................................................... 115

    Раздел III. Независимость государственных властей  при  установле­
    нии   доходных  источников............................................................... 128

    ГЛАВА III. Компетенция правительства и законодательных   органов   при

    установлении   государственных   расходов .    .  ,.......................................       136

    Раздел I. О независимости органов государственной власти при утвер­
    ждении   государственных расходов
    .........................................       137

    § 1. Общие теоретические положения..................................................      137

    § 2. Положительное   законодательство.................................................. 141

    Раздел II. Принцип специализации бюджета.................................................       147

    § 1.. Общие теоретические положения................................................       147

    § 2. Положительное законодательство   ...........................................      149

    Раздел III. Является ли разрешение парламента на производство рас­хода ограниченным во времени или же оно действительно

    на неограниченный  срок...............................................................      169

    § 1. Общие теоретические  положения................................................      171

    § 2. Положительное законодательство................................................      172

    Раздел IV. Принцип   предварительного   вотирования   государствен­
    ных   расходов :..................................................................................... 180

    § 1. Дополнительные  кредиты.................................................................... 180

    § 2. Вотирование бюджета до наступления периода его испол­
    нения ........................................................................................................      204

    ТРЕТЬЯ  ЧАСТЬ. БЮДЖЕТНАЯ ПРОЦЕДУРА.

    ГЛАВА 1. Содержание бюджета. Методы   предвидения и исчисления. Внеш­
    няя форма бюджета ...................................................................................      203

    Раздел I. Содержание бюджета..........................................................................      204

    § 1. Бюджет должен содержать одновременно доходы и расходы.    204
    § 2. Бюджет должен давать перечень всех расходов и всех до­
    ходов государства.......................................................................................      209

    § 3. Бюджет должен содержать лишь  государственные доходы

    и расходы .    .    :...............................................................................      217

    § 4. Классификация доходов и расходов............................................      219

    Раздел II. Внешняя форма бюджета................................................................      236

    § 1. Единство или множественность бюджетных документов .   .  237

    § 2. Чрезвычайные   бюджеты   ................................................................. 240

    § 3. Присоединенные бюджеты...............................................................      250

    § 4. Специальные счета казначейства....................................................... 256

    Раздел III. Методы предвидения и исчисления................................................ 258

    § 1. Методы предвидения .   ;.................................................................      259

    § 2. Методы   исчисления  .    .    :.......................................................      263

    Раздел IV. Пояснительные документы к бюджету.....................................      273

    § 1. Общие теоретические положения..................................................      273

    § 2. Положительное законодательство.................................................... 275

    ГЛАВА II. Компетенция верхней и нижней   палат   парламента   в   области

    финансов.......;................................................................ 281

    § 1. Общие теоретические положения..................................................      282

    § 2. Положительное  законодательство..............................................      284

    ГЛАВА III. Рассмотрение финансовых мероприятий и бюджета в каждой

    палате........................................................................................................... 299

    Раздел 1. Предварительное рассмотрение в комиссии.............................      299

    § 1. Общие теоретические положения...................................................... 299

    § 2. Положительное законодательство.................................................... 301

    Раздел II. Рассмотрение бюджета в палате........................................................ 320

    3 1- Общие теоретические положения...................................................... 320

    § 2. Практика .'............................................................................... 321

    Раздел III. Должно ли вотирование расходов предшествовать рассмо­
    трению доходов  .    .    :....................................................................... 330

    Раздел IV. Исключительный порядок вотирования кредитов на содер­
    жание законодательных палат......................................................     332

    Предметный указатель.....................................................................................................     334


    ПРЕДИСЛОВИЕ.

    В системе планового хозяйства, как оно сложилось теперь в Советском Союзе, государственный бюджет играет роль одного из основных рычагов. Хотя бюджет не охватывает полностью всей сферы государственного хозяйства и бюджетные планы не включают в себя финансового планирования государственной промышленности, торговли и т. д., тем не менее государственный бюджет занимает центральное место среди хозяйственных планов, которые все, в той или иной мере, связаны с ним. Естественно, что из года в год, вместе с ростом значения государственного бюджета, растет и общественный интерес к нему, вырастает и необходимость более углубленного, более тщательного изучения проблем бюджетной политики, организации бюджета, бюджет­ной техники.

    Для дела социалистического строительства укрепление советских финансов, и в том числе правильное построение бюджета, обеспечиваю­щее наиболее целесообразное использование того максимума ресурсов, который может быть сконцентрирован в руках советского государства, представляет важнейшую практическую задачу. Уже отошли в область предания времена, когда «теоретики» советского бюджета утверждали, что «всякий подход к рассмотрению революционных бюджетов с кри­тикой их, исходящей из того основного положения, что несоразмер­ность доходов с расходами есть симптом пагубного расстройства финан­сов, является подходом неправильным. Расстройство финансов для государства, переходящего от капиталистического строя к социалисти­ческому и имеющего перейти от денежных (финансовых) бюджетов к материальному учету ценностей, не может быть рассматриваемо как явление, препятствующее этому переходу». (Сборник «Социальная революция и финансы» 1921 г.). Современная теория советского бюд­жета, существующая, однако, лишь в основных принципах, а не в раз­работанном стройном виде, исходит из понимания огромной органи­зующей роли бюджета в советском хозяйстве. Краеугольным камнем этой складывающейся теории является не отрицание необходимости сбалансирования бюджета, которое есть не что иное, как выражение реальности бюджетного плана, а понимание бюджета как расширяю­щего, по мере укрепления социалистических начал, свой охват финан­сового плана государственного хозяйства.

    Теоретическая разработка проблем бюджета сталкивается, однако, с крайней скудостью литературы на русском языке, посвященной этим вопросам. Специально посвященное бюджету исследование Р. Штурма «Бюджет» (перевод А. Изгоева, 1907 г.) значительно уста­рело. Бюджетная практика заграничных стран в военное и послевоен­ное время чрезвычайно слабо освещена в русской литературе, а она представляет между тем крупнейший интерес.


    -6-

    Предлагаемый читателю русский перевод книги Гастона Жеза1), профессора парижского университета, в известной степени (хотя несом­ненно не в исчерпывающей мере)  заполняет этот существующий в нашей литературе пробел.  В  числе положительных качеств  «Общей теории бюджета» следует прежде всего указать на богатство и свежесть фактического материала, относящегося к важнейшим странам и даю­щего выразительную картину бюджетного строя Франции, Германии, Италии, Англии и Ооед. Штатов. Г. Жез умеет оригинально, отступая от шаблонов, обычно принятых в учебниках, группировать докумен­тальный материал, и это позвол|яет ему нащупать характерные черты и особенности бюджетной организации, не отмечаемые другими авто­рами. Слабой стороной книги является трактовка автором бюджетных вопросов  вне связи с  экономическими проблемами;  совершенно вне поля зрения остается, напр., проблема соотношения между бюджетом и народным доходом. Точно также в области государственного хозяй­ства вопросы трактуются автором формально-юридически, напр., проб­лемы государственного железнодорожного хозяйства обойдены, и изло­жение сведено к описанию   только   форм  увязки   этого   хозяйства   с бюджетом. Итак, теория бюджета трактуется Г. Жезом исключительно под  углом   зрения   государственного  и   финансового  права, как  оно сложилось в основных буржуазных государствах. Детали парламент­ской процедуры, финансовые права палат и т. п. представляют с точки зрени|я практических надобностей советского бюджетного строительства интерес второстепенный; но ряд глав затрагивает (вполне актуальные зрения крупного капитала, добивающегося  «обуздания»   парламента, для советской практики вопросы. Таковы, напр., вопросы о целевом закреплении доходов (нередко являющиеся у нас предметом дискуссии в заинтересованных кругах), о юридической персонификации государ­ственных учреждений и предприятий, о присоединенных бюджетах, о специализации бюджета, о переносе кредитов, о порядке производства расходов при несвоевременном утверждении бюджета, о классифика­ции бюджета, о методах составления  и  исчисления бюджета  и т. п. О другой стороны, аналитическая точность изложения, блестящая юри­дическая трактовка бюджетных проблем, свойственная Жезу, имеют то ценное свойство, что очень способствуют воспитанию финансового мышления   (внимательного   читателя. Конечно,   далеко   не   со   всеми формулировками книги можно согласиться. Автора нельзя упрекнуть в излишнем «демократизме» даже с точки зрения буржуазной демо­кратии. Чего   стоят, напр., следующие   утверждения: «Опытом   дока­зано, что   законодательные   собрания   особенно   в   демократических странах   относятся   расточительно  к   народным   деньгам. Они   очень легко поддаются всяким гуманитарным побуждениям и подчиняются интересам выборной рекламы. Эту расточительность необходимо обуз­дывать, иначе парламент может погубить страну» (стр. 70). «Парламент расточителен,  некомпетентен  и  безответственен»   (там  же).  Излишне пояснять, что «расточительность» парламента Г. Жез видит не в гигант­ских расходах, напр., на милитаристские надобности, а в расходах социально-культурного порядка. Иначе говоря, автор выражает точку поддающегося, де   «гуманитарным побуждениям», т.-е. заигрывающего с рабочими и мелкой буржуазией. Крайне характерна также основная мысль, защищаемая Г. Жезом в предисловии к французскому изданию: <чВ настоящее время бюджет прежде всего является средством прове-

    *) .Theorie generate du budget"; эта книга представляет собой вторую честь шеститомного курса под общим заглавием: „Cours de Science des finances et de legis­lation financiere iranpaise".


    -7-

    дения в жизнь какой-либо политической программы». В этом откро­венном определении отбрасывается обычное лицемерие слащавых раз­глагольствований буружуазных финансовых теоретиков, замазывающих классовый характер бюджета. «Правительство находится у власти для того, чтобы проводить в жизнь программу поддерживающей его партии» (там же). Класс, партия, правительство, бюджет-эту цепочку, •>; где первое звено определяет последнее звено,—при чем весь государственный механизм поставлен на службу классовой/политике,—Жез обрисовы­вает с полной отчетливостью. Следует отметить, что, если к такому определению пришел французский профессор, то это показывает, насколько быстро <в послевоенной Франции тают мелко-буржуазные иллюзии, обостряются классовые противоречия и завершается захват крупным капиталом государственной машины. История сокращения в последние годы «вольностей» французского парламента (изложенная в книге Жеза) является яркой иллюстрацией этого процесса.

    Г. Сокольников.


    ОТ РЕДАКТОРОВ  РУССКОГО   ИЗДАНИЯ.

    Предлагаемый читателю русский перевод «Общей теории бюджета» Га стона Жеза сделан с б-го французского издания, вышедшего в Париже в 1922 г.1). Помимо полного текста оригинала в русское издание целиком включены те дополнения, которые Фритц Неймарк снабдил выпущенный им в 1927 г. немецкий перевод работы Ж,еза2). Дополне­ния Неймарка, нередко весьма обширные по своим размерам, идут по двум направлениям:- он, во-первых, значительно расширил те части работы Жеза, которые касаются бюджетного дела в Германии, и, во-вторых, включил факты эволюции бюджетной практики, имевшие место с момента выхода последнего французского издания (1922 г.) до конца 1926 года. Он, кроме того, дополнил библиографические ссылки указаниями на те важнейшие работы по бюджету, которые вышли за яти четыре года.

    Г. Жез почти никакого внимания не уделяет дореволюционной России. У него ни слова нет о бюджетном устройстве в СССР. Мы не считали возможным выпустить русское издание, не дополнив его данными о бюджетном законодательстве и бюджетной практике Совет­ского Союза. Недостаток, места заставил нас ограничиться приведением лишь самых основных сведений о порядке составления и рассмотрения нашего бюджета. Вместе с тем нам казалось необходимым отметить главнейшие изменения, происшедшие в бюджетном законодательстве иностранных государств за 1927/28 г.г., дополнить библиографические ссылки новейшими иностранными работами в области бюджета и при­вести имеющуюся на русском языке до-и послереволюционную литера­туру по бюджету. Все наши дополнения заключены в скобки с отмет­кой «Ред.». Разумеется, что оба нижеподписавшиеся в одинаковой мере несут полную ответственность как за перевод, так и за сделанные ими дополнения.

    Перевод работы, подобной «Общей теории бюджета» Гастона Жеза, связан со значительными трудностями. Последние обусловлены, глав­ным образом, необходимостью точно передать смысл множества специ­альных терминов. Существующая у нас бюджетная терминология, в силу целого ряда причин (особенно в силу кратковременности «консти­туционного» режима в дореволюционной России) гораздо менее раз­вита, нежели бюджетная терминология в других странах, в частности во Франции. Ряд явлений бюджетного хозяйства, имеющих свои адэк-ватные наименования на французском языке, у нас часто охватываются одним понятие». В некоторых случаях ни русская бюджетная прак­тика,  ни  специальная  литература  вовсе  не  имеют  соответствующих

    !) Jeze Gaston, "Cours de Sciences ct de legislation financier francaise." Theorie generate d» budget. Sixieme ed. Paris, libraire-editeur Marcel Giard, 1922. P. 280.

    2) ;Allgemeine Theorie des Budgets" von Qaston Jeze. Deutsche Ausgabe von Dr. Fritz Heumark, Verlag von.J. G. B. Mohr (Paul Siebeck), Tubingen, 1927, S. 377.


    терминов. Тем не менее, мы, чтобы не затруднять читателя, старались, по возможности, не создавать новых терминов. Это вынуждало нас нередко прибегать к определению рассматриваемых явлений путем описания существа их и максимальному использованию уже употре­бляемых в русской бюджетной литературе терминов, правда, пе всегда удачных, но обладающих тем преимуществом, что они уже знакомы русскому читателю.

    Г. Соловей. К. Шмаков.


    Предисловие автора к французскому изданию.

    Бюджет, по существу, является актом политического зна­чения. Я считаю необходимым выдвинуть на первый план это положе­ние в самом начале своего исследования. Оно найдет более полное раз­витие в дальнейшем изложении. Но оно может затеряться среди много­численных финансовых и экономических вопросов, выдвигаемых бюд­жетом, ж потому я особенно его подчеркиваю.

    Ученые, занимавшиеся до сих пор бюджетом, не обращали внима­ния на его политическую сущность. Штурм и Поль-Леруа-Болье в своих классических работах «Le Budget» и «Traite de la Science des finances» обходят молчанием политический характер бюджета.

    Даже государственные деятели, писавшие по финансовым вопро­
    сам, казалось, не замечали этой отличительной черты бюджета. Так, на­
    пример, бывший министр финансов Леон Сей в своей любопытной
    книжке «Les Finances» следующим образом рисует роль министра фи­
    нансов: «В качестве главного контролера государствен­
    ных расходов министр финансов изготовляет бюджет». Он
    составляет бюджет «как лицо, облеченное полномочиями по управлению
    имуществом государства», как «министр казначейства», но не
    «как министр финансов».                            )

    Таким образом, по ходячему мнению, бюджет прежде всего являет­ся операцией счетного порядка. Это слишком узкое и устарелое воззре­ние. Оно может извратить все теории бюджета.

    Разумеется, бюджет—это операция счетного порядка, но не в этом его сущность. В настоящее время бюджет прежде всего является средством проведения в жизнь какой-либо политической программы: это правительственный акт par excellence. Вот почему он имеет такое огром­ное значение в жизни современных государств.

    Всякое находящееся у власти правительство обязательно имеет план деятельности. В современном государстве политические партии противопоставляют друг другу свои программы, свои пожелания. Пра­вительство находится у власти для того, чтобы проводить в жизнь про­грамму поддерживающей его партии. Это совершенно очевидно-, когда у власти стоит партия социальных и политических реформ. Но это также имеет место и при консервативном правительстве, которое стремится лишь к сохранению существующих установлений. Последнее—тоже план деятельности. Программой консервативного правительства и пар­тии является противодействие демократическим и социальным рефор­мам, и, как обычное следствие, материальная и моральная поддержка существующего положения вещей: усиление армии, уменьшение расхо­дов на народное образование.

    Проведение в1 жизнь политической программы необходимо влечет за собой увеличение одних и уменьшение других расходов. Всякий план


       4 

    национальной защиты неизбежно приводит к расширению военных кре­дитов. И, наоборот, пацифистское правительство будет сокращать рас­ходы на содержание армии. Всякая программа социальных реформ вы­ражается в больших кредитах на социальное обеспечение (пенсии пре­старелым рабочим и крестьянам, страхование против безработицы, здра­воохранение и т. д.), на народное образование.

    Расходный бюджет является ничем иным, как перечнем кредитов, требуемых правительством и согласованных с политической партией, имеющей большинство в парламенте, для осуществления определенной политической программы. Отрицать политический по существу харак­тер расходного бюджета, мне кажется, это — отрицать очевидность.

    С другой стороны, необходимо изыскать средства для оплаты рас­ходов. Тогда встает вопрос о внимании налогов, о распределении налого­вого бремени между различными социальными группами—вопрос, по су­ществу, политический, так как речь идет о том, кто, сколько' и ка­ким обр а з о м б у д е т платить. Тут на первом пиане возникает вопрос о социальной справедливости, п о д л и н н о м ра­вен от'в ей национальной с о л и д ар и о с т и.

    Вели мы упустим из виду политическую сторону бюджета — а это случается со многими писателями и даже политиками—-то будет со­вершенно непонятно, почему в настоящее время обсуждение бюджета во всех свободных странах сводится по большей части и даже исключи­тельно к целому ряду запросов правительству относительно проводимой им: политики. Отпуск кредитов, уменьшение или отказ в них являются указаниями, даже приказаниями, даваемыми правительству большин­ством для того, чтобы последнее приняло определенную политическую линию- и проводило определенную политическую программу.

    Из этого также отчетлив» выявляется значение кредита. По боль­шей части он не представляет собой приказа произвести расход. Во в некоторых случаях он носит императивный характер.

    Возьмем еще проблему отказа в кредитах en bloc, отказа в утверждении- налогов. Большинство усматривает в подобном отказа опасное дл:я существования государства злоупотребление парламента своей властью. Такое воззрение является ребяческим, объясняемым пре­небрежением к политической стороне бюджета. Если парламентское большинство отказывает правительству в1 утверждении кредитов en bloc, то это не делается по капризу. Это не своенравная выходка упрямого ребенка. Этот отказ имеет лишь политическое значение, сводя­щееся к тому, что находящиеся у власти министры <ие пользуются дове­рием народных представителей. Вот единственный мотив от­каза — и мотив политический. Здесь не приходится говорить о злоупотреблении парламента своей властью. Злоупотребление властью имеет место со стороны министров, не желающих расстаться со своими портфелями. Конфликт между правительством и парламентом разре­шается либо отступлением министров, их выходом в отставку, либо аппе-ляцией- к народу путем роспуска парламента и назначения новых вы­боров.

    Я отмечу, наконец, в качестве одного из естественных следствий — есть и ряд других — политического характера бюджета, повсюду на­блюдаемое движение в пользу цент рал ив ации бюджетного делай усилеяия бюджетных полномочий исполнительной власти.

    Так кж; бюджет представляет собой план деятельности правитель­ства, то из этого логически вытекает не только то, что бюджет должен


    5

    быть целиком разработан самим правительством и что правительство должно быть ограждено от всяких несвоевременных попыток, клоня­щихся к нарушению хода подготовительной бюджетной работы, но и то, что в рядах правительства должно существовать единство в отноше­нии к бюджетным вопросам.

    Для того1, чтобы обеспечить это- единство, усиливаются полномочия министра финансов под верховным контролем кабинета. В соответствии с политической сущностью бюджета, кредиты предоставляются не ка­ждому министру в отдельности, а правительству в целом. Пра­вительство, под своим контролем, поручает министру финансов подго­товку бюджета и проведение его в жизнь.

    Таково традиционное разрешение вопроса в Англии. Широкие полномочия канцлера казначейства имеют там свое историческое про­исхождение в том обстоятельстве, что кредиты всегда испрашивались у палаты общин к о р о л е м и отпускались королю же. Органом ко­роля в области, финансов является казначейство, то есть канцлер казначейства. Последний, таким образом, имеет преобладающее значе­ние в финансовых вопросах. Фактически он, под контролем кабинета, составляет весь бюджет; остальные министры лишь представляют ему проекты своих расходных смет. Он несет полную ответственность за ис­полнение в сего бюджета перед парламентом, кабинетом и короной; он наблюдает за финансовым хозяйством остальных министров; эти послед­ние только с его раврешения производят свои расходы. С другой стороны, палата общин совершен н о воздерживается от внесения изменений в предлагаемый правительством проект расходного бюджета. Позиция правительства стала настолько сильной, что палата общин, наконец, начала оказывать ей сопротивление. Палате общин пришлось вступить на путь организации действительного контроля бюджета при помощи специальных комиссий. Однако, осуществление этого контроля является делом довольно трудным. '

    * В Ооед. Штатах закон от 10 июня 1921 года о федеральном бюджете определенно ориентируется в сторону централизации бюджет­ного дела. Там, в силу существующей формы государственного управле­ния, сам президент Ооед. Штатов является верховным руководителем в области финансов. Закон 1921 года подчеркивает политический харак-. тер бюджета и его значение, как правительственной программы, тем, что •запрещает министрам отдельно испрашивать кредиты у конгресса. Разу­меется, осталось еще многое сделать для того, чтобы конгресс перестал перекраивать финансовые законопроекты правительства-. Здесь прихо­дится преодолевать вековые привычки.

    Во Франции, Италии и Бельгии до сих нор еще не сде­ланы логические выводы из политической сущности бюджета. Кредиты там испрашиваются внешне — правительством в целом, а в действи­тельности— каждым министром в отдельности. Независимость, или вернее, соперничество министров приходится здесь весьма кстати. С другой стороны, во Ф р а н ц и и расходный бюджет, вносимый по внешности правительством в целом, а в действительности каждым министром по принадлежности, подвергается перекройке' в финансовой комиссии палаты депутатов. Эта комиссия известна на весь мир своей сварливостью и непримиримостью. Она меньше всего является исследо­вательской комиссией, она скорее представляет собой группу «пиратов» («naufrageurs»), стремящихся к тому, чтобы поскорее свергнуть находя­щихся у власти министров и самим занять их места. Кредиты, наконец, предоставляются не правительству, а министрам, что является отрица­нием принципа солидарности правительства. Все это'имеет отрицатель-


    _   6   _

    ные последствия с точки зрения хорошей организации публичных: финан­сов страны. Было бы желательно, чтобы французский бюджет более от­четливо принял физиономию правительственной политической про­граммы.

    * * *

    Естественно, что и «счетная» (comptabilite) сторона бюджета весьма существенна. Отрицать это было бы нелепо. Но нет никакого1 риска, если мы пренебрежем, этой стороной. Бюджетная рутина и без того уже до­статочно хорошо установилась в этом направлении. Чтобы дать верное представление о сущности бюджета, необходимо подчеркнуть именно его политический характер.

    Гастон Жез.

    Париж, март 19-22 г.


    Введение.

    Под государственной отчетностью («la comptabilite publique») в широком смысле следует понимать совокупность тех пра­вил, которые, вытекая из закона, распоряжения или обычая, регулируют порядок ведения государственного хозяйства: исчисление и утвержде­ние доходов и расходов, производство и оплату расходов, взимание до-' ходов, управление денежными и материальными средствами и контроль.

    Источники.

    Франция — первая страна, которая кодифицировала правила государ­ственной отчетности. Частичные кодификации производились во время Револю­ции и при Реставрации. Первая д о л н а я кодификация была произведена королев­ским ордонансом о государственной отчетности от 31 мая 1838 г.—В настоящее время действует декрет о государственной отчетности от 31 мая 1862 г. (883 статьи).—В 1878 г. (декрет от 31 января) была назначена комиссия для подготовки пересмотра декрета 1862 г.; в 1888 г. (декрет от 23 июня) эта комиссия была реор­ганизована. Работы комиссии были прерваны и пересмотра не последовало.

    Текст декрета 1862 г. с изменениями, последовавшими до 1887 г., издан A. Lanjalley et G, Renaux, Recueil des modifications au decret du 31 mai 1862 portant reglement general sur la comptabilite publique, Paris, 1887, изд. Berger-Levrault. Более позднее издание декрета 1862 г. и его излтенений принадлежит G. Voguet, Reglement general sur la comptabilite publique, Paris, 1912 (2 изд. переем, при участ. J. Т. Aris и J. Pallant, 1924,—Ред.). Орав, также Belot et Lepetit, Table des circulaires de la direction generate de comptabilite publique, 2 т., 1910, изд. Berger-Levrault.

    Много стран последовало примеру Франции, придерживаясь в большей или меньшей мере французского образца В особенности должны быть упомянуты:

    1.     Бель г и я: Закон о государственной отчетности от 15 мая 1846 г.; общий
    регламент об отчетности государства от 10 декабря 1868 г.

    2.     Испания: Закон о государственной отчетности от 25 июня 1870 г.

    3.     Италия: Исправленный и дополненный текст законов об управлении
    и общей отчетности государства от 17 февраля 1884 г., № 2016 (серия 3), опубли­
    кованный на основании закона от 8 июля 1883 года, 1455 (серия 3); исправлен­
    ный и дополненный текст регламента об управлении и общей отчетности госу­
    дарства от 4 метя  1885  г., 3074 (678 статьи). Новый порядок регулирования
    государственной отчетности принес  королевский декрет   от   18  ноября 1923 г.,
    № 2440, «Gazetta Uffiziale», 275 от 23 ноября 1923 г.

    4.     Р осей я: (до революции 1917 г.)—Правила 22 мая 1862 г.; указ от 8 марта
    1906 г.

    [Бюджетное законодательство ООСР не «кодифицировано. Важнейшим зако­нодательным актом в этой области является «Положение о бюджетных правах СССР и Союзных республик» от 25 мая 1927 г. Относящиеся к бюджетному устрой­ству  СССР  узаконения   собраны  в   «Систематическом   собрании  законов  Союза


    — 8 —

    ССР, книга ill, Финансово-бюджетный строй, М. 1927 (по законодательству на 25 октября 1926 г.)—Ред.].

    5.     Швейцария: Регламент об.отчетности от 19 февраля 1877 г.

    6.     Пруссия: Закон о бюджете от 11 мая 1898 г. (Собр. Узак., стр. 77),
    дополнен ст. II закона от 22 марта 1912 г. Ср. также ст.ст. 63—69 и 84 конституции
    Пруссии от 30 ноября 1920 г. Кроме Пруссии, ряд других германских республик
    (Lander) имеет законы или распоряжения относительно организации бюджетного
    дела, напр. Гессен, Баден, Бавария, Любек, Гамбург и Тюрингия. Особенно сле­
    дует отметить закон о государственном хозяйстве Саксонии от 31 мая 1922 г.

    7.     Германия: (Deutsches Reich): Положение о государственном бюджете—
    Reichshaushaltsordnung—от 31 дежабря 1922 г. (Reichsgesetzblatt, 1923 г., II, стр 17)..
    Ср. также ст.ст. 85—87 конституции Германии от 11 августа 1919 г.

    8.     Турция: Закон от 24 мая 1910 г. (66 статей); большей частью повторяет
    французский декрет 1862 г.

    а. Болгария: Закон от 22 марта 1921 г.

    10.  Сое д. Штаты  Сев,  Америки:   «Budget   and   Accounting   Act»   or
    10 июня 1921 г.

    А н г л и я не имеет общего закона о бюджете и государственной отчетности.' Можно только упомянуть «Exchequer and Audit Department Act» 1866 г. (47 статей)-и «Treasury Minute» от 2 марта 1867 г. г).

    Библиография по бюджету и государственной отчетности.

    I. Общие р а б о ты,— Лишь сравнительно недавно появились системати­ческие работы по бюджету и государственной отчетности. Следует отметить: Schrott. «Lehrbuch der Verrechnungswissenschaft, 5 изд.. Wien, 1886; Seidler, Budget und Budgetrecht im Staatshaushalte der constitutionellen Monarchie, Wien, 1885; Seid-ler, Grundsatze der allgemeinen Verrechnungslehre; Grundsatze des Staatsrechnungs-und Koutrollwesens, Wien, 1886; 7 изд. 1906/09; R. Stourm, Le Budget, 1 изд. 1889, 6 изд.. 1909 [имеется русский перев. с 5 изд. А. Изгоева, СПБ, 1907—Ред.].

    Из авторов, опубликовавших наиболее значительные работы общего харак­тера по вопросам бюджета и государственной отчетности, следует отметить: С. v. Czoernig, Darstellung der Einrichtungen tiber Budget, Staatsrechmmg und Controle in Oesterreich, Preussen, Sachsen, Bauern, Wiirttemberg, Baden, Prankreich und Belgien, Wien, 1866; L. v. Stein, Lehrbuch der Finanzwissenschaft, I, 5 изд., Leipzig, 1885, стр. 191 и ел.; Adolph Wagner, Finanzwissenschaft, I ч, 3 изд. Leipzig 1883, стр. 61 и ел.,. особ. 183 и ел.; Max v. Heckel, Das -Budget, Leipzig, 1898; E. Gaglardi, II bilancio dello Stato, Turin, 1908. (Первая часть 1-го тома—стр. 1—217—содержит хорошее изло­жение вопросов государственной отчетности, но автор оставляет в стороне кон­ституционную и юридическую точку зрения); G. Jeze, Le Budget, Paris, 1910; G. Vi-tagliano, 11 Contenuto giuridico della legge del bilancio, Rome, J910.

    [В. А. Лебедев, Финансовое право, Т. I. В. Ill, 2 изд. 1891; И. X. Озеров, ' Основы финансовой науки, В. II, изд. 1914; С. И- Иловайский, Учебник финансо­вого права, 5 изд., перераб. Г. И. Тиктиным, Одесса, 191Й; М. Боголепов, Финансы, правительство и общественные интересы. СПБ. (год не обозначен). Очерк 1-ый— Бюджет и бюджетное право; А. А. Алексеев, Бюджетное право представительных учреждений, Харьков 1918; см. также «Бюджет государственный» в «Большой Совет. Энциклопедии», т. VIII-^Ред.].

    11.  Специальные работы:                                                                                   '
    Австрия. N.
    Konrad, Kurzgefasster Grundriss des osterreichischen Finanzre-

    chtes, Wien 1910 '(прекрасный обзор) [устар.—Ред.];  Handbuch  des  osterreichischen

    Собрание законов о государственной отчетности разных стран см. в выпу­щенной итальянским министерством казначейства работе Bernardi .L'ordinamento della contabilita di Stato alFestero* (Rome, 1911). [На русском языке имеется «Сборник иностранных законов о контроле", СПБ., 1914.—Ред].


     - 9- 

    Pinanzverwaltungsrechts, Wien, 1913 [устар.—Ред.], ст.р. 26 и ел.; О. Wittschieben, Das osterreichi'sche Pinanzrecht, 1-й том: Die allgemeinen Rechtsgrundlagen des. osterreischen Pinanzwesens (Finanzverfassung, Finanzwirtschaft, Finanzverwaltung),. Graz, 1926.

    [W. Neidl, Das osterreichische Budget und Budgetrecht, Wien 1927; G. Seidler, Lehrbuch des 6sterreichischen Staatsverrechnung, 10 изд. Leipzig und Wien, 1927—Ред.]. Англия. Ряд сведений по вопросам бюджета и государственной отчет­ности можно найти в работах по государственному праву Англии таких авторов,. как Е. May, Anson, *) Todd, Redlich и т. д, В особенности следует отметить: A. Law­rence Lowell, Le Gouvernement de TAngleterre, 2 тома, франц. пер. Nerincx (Собрание Жеза), Paris, 1910 I т., стр. 138 и ел. [имеется русск. перев., 1915.—Ред.]; Sir Coutney Ilbert, Legislative Methods and Forms, стр. 284—299; J. Hatschek, Englisches Staatsrecht, 1905, т. I.—Особого внимания заслуживают официальные отчеты, в; частности: Report from the Select Committee on Estimates Procedure (Giants of Supply;, July 13, 1888, House of Commons, Nr. 281; Report from the Select Committee on Natio­nal Expenditure, December 4, 1902, H. of C, Nr. 387; 7-th Report (Form of Public Accounts) from .the Select Committee on National Expenditure, -July 31, 1918, H. of C, Nr 98; 9-th Report (Procedure of the House) from the Select Committee on National Expenditure, October 22, 1918, H. of C, Nr. 121; Reports from the Committees of Public Accounts (Epitome of the Reports from the Com. of Pub]. Ace. 1857 to 1910, and of the Treasury Minutes thereon, February 11, 1911, H. of С Nr. 36); далее, Н. Higgs, The Financial System of the United Kingdom London, 1914; A Primer of National Finance, 1919; E. Hilton Young, The System of National Finance, London, 1015, 2 изд., 1924; Memorandum by the Comptroller and Auditor General (Sir H. J. Gibson): Fifty years of the Exchequer and Audit Departments Act, London, 1916 (французский перевод в жур­нале «Revue de Science et de legislation financieres», 1917, стр. 479 и ел.); W. F. Wil-loughby и др., The System of financial administration of Great Britain, New-York, 1917; Durell, The Principles and Practice of the system of parliamentary grants, London, 1917; Сравн. также три статьи под заглавием «The Modern English Exchequer» в журнале «Accountant» от 23 и 30 марта и 6 апреля 1912 г.; [S. W. Hills, The Finance of Govern­ment, 1925; R. G. Hawtrey, The Exchequer and the Control of expenditure, 1921; H. X. Бунге, Государственное счетоводство и финансовая отчетность в Англии, 1890; Г .П. Каменский, Государственное хозяйство Англии за шесть лет управления министерства тори 1887/8—1892/3 г., 1895; П. П. Гензель, История английского-бюджета и современная его организация, «Научное слово», 1903, кн. VI, VII и VIII; А. А. Алексеев, Финансовые полномочия английского парламента, Журн. М-ва Юст., 1914, январь.—'Ред.].

    Бельгия. Очень хороша книга Е. Dubois, Etude sur le systeme beige en
    matiere de budget de l'Etat, Bruxelles-Paris, 1904; резюмирована Е. Dubois в «Revue
    de Sc. et de leg. fin.», за 1903 г., стр. 534—550; H. Matton, Precis de droit budgetaire
    beige, Braxelles,
    1908; Matton, Traite de Science financiere et de comptabilite publique-
    beige et coloniale, 2 тома, Paris, 1919/20; Gagliardi, И bilancio dello 'Stato, Torino, 1908,
    том
    I, стр. 218—-644. '                                   i

    [В. А. Татаринов, Государственная отчетность в Бельгии, 2 изд., с доп. И. И. Кауфмана, СПБ, 1881.—Ред.].

    •Венгрия. Klimes, Das Rechnungs-und Kontrollwesen des Ungarischen Staates,
    Berlin,
    1910. | '                                          , j                                                                     ,

    Гер м'а н и я. (Пруссия и Германская Империя). Прекрасной работой по бюд­жету и государственной отчетности в Пруссии и Германской Империи является небелыпая книга О. v. Schwarz, Formelle Finanzverwaltung in Preussen iund im Reich, Berlin, 1907, i(177 стр.). Превосходна также (работа Laband, Das- fStaatsrechtf ;de» Deutschen Reiches, 5 изд., 4 т., Tubingen, 1914, стр. 330 и ел.; сравн. G. Herrfurth, Das  Preussische  Etats-,  Kassen-und  Rechhungswesen,   4 над.,   Berlin,   1905,  4  тома;

     (Имеется русг-к. перев.: В. Энсон, .Английская корова", 1914.—Ред.)


    — 10 —

    H. Schreiber, Gesetz betreffend den Staatshaushalt vom 11 mai 1898 , 2 изд., Potsdam, 1917 (содержит текст закона 1898 г., выдержки из подготовительных к этому закону материалов, министерские циркуляры и другие документы); W. Lotz, Pinanzwissenschaft, Tubingen, 1917, стр. 63—153. Из новейших работ следует в пер­вую очередь отметить J. Hatschek, Deutsches und preussisches Staatsrcoht, Berlin, ' 1923, 2 тома, и Schulze-Wagner, (Kommentar zur) Reichshaushaltsordnung, Stilkes Rechtsbibliothek, Nr. 20, 2 изд., Berlin, 1926. По вопросу о необходимых реформах в области бюджетного дела ср.: .Hovermaim, Zur Reform des Ktats, Kassen und Rechnungswesens, Bonn, 1905, и Loffler, Die notwendigen Aenderungen unseres Btats-, Kassen-und Rechnungswesens, в Conrads Jahrtmchem, 1907. [P. Buchholtz, Grundriss des Haushalts-, Kassen- und Rechnungswesens in Reich, Staat und Gemeinde, 4 изд., 1925; P. Buchholtz, Finanztechnik in Reich, Staat und Gemeinde, 1926; W. Spielhagen und A. Jessen, Der Reichshaushalt 1927; P. Kirschner, Grundlagen des Reichshaus-haltsplanes, 1927; W. Prinz und W. Ertingshausen, Haushalts-, Kassen- und Rechnungs-wesen der Reichsfinanzvenvaltuijg, 4 изд., 1926; Заблоцкий-Десятовекий, Финансо­вое управление и «финансы Пруссии, т. I, СПБ, 1871; В. А. Татаринов, Государ­ственная отчетность в Пруссии, 2 изд. с доп. И. И. Кауфмана, СПБ, 1882. — Ред.].

    Греция. 'Применение (положений, развитых в «Cours de Science des Finances» проф. Т. Жеза, к бюджетному делу в Греция см. у В. Georganta, Та anmoeia oikonomika kai hellhnikh oikonomikh nomooesia (3 тома, Афины, 1915).

    И с п а н и я. Diego Pazos у Garcia, Reformas que convendria introducir en la formation" de Jos Presopuestos del Estado, Madrid, 1905; Antonio Mora, iPresopuestos ■generates del Estado, Madrid, 1906; Villa у Lindeman, Administracion у contabilidad de la Hacienda Publics, Madrid, 1907 (3 тома).

    Италия. De Cupis, Legge sull' amministrazione del patrimonio dello stato, 3 изд., 1919, в 2 томах (прекрасная работа); A. Graziani, II bilancio e le spese pub-liche, в Primo Trattato completo di diritto amministrativo italiano, изд. Orlando, т. IX, Milano, 1908, стр. 369—549; Gagliardi, II bilancio dello stato, Torino, 1908 (очень полез­ное пособие); E. Bruni, Contabilita generale dello stato, 4 -изд. Milano, 1925; Alessandro de Brim, Contabilita dello Stato, 1911 (Piccola Bibl. Scientifica); Raccolta dei vari atti riguardanti l'amministrazione e la contabilita generale dello Stato dal 1852 al 1910 (4 тома), Министерство Казначейства, Рим, 188—1911. [Пясецкий, Счетная Палата и система гос. отчетности Итальянского Королевства, СПБ, 1884. — Ред.].

    Канада. R. С. Matthews, The Canadian budgetary system, Journal of Political Economy, Jan. 1909; Thomas M. Fraser, The budget system in Canada (Political Science Quarterly, December, 1920, стр. 621—636), [H. С Villard and W. W. Willoughby, The Canadian Budgetary System.—Р-ед.].

    Росой я. (До революции 1917 г.). A. Raffalovich, Les Finance de la Russie, в «Revue Economique Internationale», 1907, II, стр. 319—371; A. Raffalovich, Evolu­tion de la legislation budgetaire en Russie, в «Seances et travaux de l'Academie des Sciences morales et politigues, Comptes-rendus, 1907, 2 Sem., т. LXVIII, стр. 28 и ел.; •Systeme financier de la Russie, La legislation budgetaire в «R. S. L. F.», 1908, стр. 377—396; H. Landau, Das B.udgetrecht in Russland, Berlin, 1911. [Л. Н. Яснополь-ский, Очерки русского бюджетного права, 1912; М." И. Фридман, Наше законода­тельство о бюджете, статья в сборнике «Вопросы гос. хозяйства и бюджетного права», В. I, 1907; М. И. Боголепов, Финансы, правительство и общественные интересы, СПБ, (год не обозначен), Очерк 2-ой: Бюджетное право Гос. Думы; Бюджетные законы России, сост. И. Плехан,, 1911; Правила и формы сметного, кассового и ревизионного порядка, 4 изд. сост. В. Сакович и Н. Широков, СПБ. 1908; дальнейшую литературу см. у С. И. Иловайского, Учебник финансового права, 5 изд., перераб. Г. И. Тиктиным, стр. 305—306 и у П. П. Гензеля, Библи­ография финансовой науки», 1907.— Ред.].

    С. С. С. P. W. Hessen, Das Staatsbudget Sovetrusslands, Berlin, 1925; [Наша государственная роспись. Историч. обзор законов и правил о госуд. росписи в России (1862 по 1918 г.г.), 1918; А. М. Гурвич, Бюджетное право по'законодатель-


    — 11 —

    ству РСФСР, 1918; G. А. Котляревский, Бюджетное .право РСФСР и ООСР, 2 изд., 1926; его же, Бюджет ССОР. Как он составляется, утверждается и исполняется, 1925; его же, Бюджет и местные финансы, 1926; его же, Финансовое право, 1926 (главы II и V); Основы советского права, 1927; Бюджет государственный, статья Д. Кузовкова и Г. Сокольникова в VIII томе Бол. Сов. Энциклопедии; С. Б. Кры­лов, Бюджетное право СССР, 1928 (содержит хорошие библиографические указа­ния по бюджетному строю ООСР, особенно о работах, игомещ. в разных экономич. журналах); В. С. Домбровский, Составление и исполнение финансовых смет по госбюджету, 1926; см. также И. Рейнгольд, К твердому бюджету, 1925; его же, Основные вопросы нашего бюджета, 1-926; Н. П. Брюханов, Новый бюджет Совет­ского Союза, 1925; его же, Государственный бюджет Союза OOP на 1925/26 г. и хозяйственное строительство, 1926; его же, Бюджет, финансы, хозяйство СССР в 1926/27 г, 1927; его же, О бюджетной политике ССОР. К проекту гос. бюджета ли 1926/27 г., 1927; P. Haensel, Die Finanz-und Steuerverfassung der Union der socia-listichen Sowiet-Republiken, Jena, 1928; G. Dobbert, Die Budgetrechte der Union und der Unionsrepubliken in Sowjetrussland, Finanz-Archiv, 44, B. II; Brjuchanow, Das Staats-budget der Sowjet-Union und der wirtschaftliche Aufbau des Landes, Berlin, 1026—Ред.].

    Румыния. Meteanu, Die Ordnung des rumanischen Staatshaushalts, Berlin, 1911.

    Соед. Штаты Сев. Америки. А. Федеральное правительство. Н. С. Adams, The Science of Finance, New-York, 1906, стр. 102 ел.; Ephr. D. Adams, The.con­trol of the Puise. in the United States Government, в «Kansas University Quarterly» 1894, II, Nr. 4; Winthrop More Daniels, Introduction au systeme financier des Etats-Unis de ГАтёпгще du Xord, в «R. S. L. F.», 1903, I, стр. 150 и ел.; ежегодная финансовая хро­ника проф. Е. L. Bogart'a в «R. S. L. P.»; Accounting System of the U. S. from 1789 to 1910, 1911; Hotchkiss, The judicial Work of the Comptroller of the Treasury, 1911; Report of the Accounting officers of the Treasury (Commission on Economy and Efficiency 1012); C. W. Collins, The National Budget system and american finance, New York; 1917; The Need for a National Budget: Report of the Commission on Economy and Efficiency, June 27, 1912, Washington, 1912; Edward A. Fitzpatrick, Budget Making in a Democracy, New «York, 1918; F. A. Cleveland and A. E. Buck, The Budget and responsible government, New York, 1920; Charles G. Dawes, The First year of the Budget of the United States, New York;, 1923; O. Witt, Vorgeschichte und Gestaltung des Haushatplanes der Verei-nigten Staaten yon Amerika, Jena, 1926. См. также комплекты газеты «The Budget», основанной в 1920 г. в целях поддержания кампании за проведение бюджетного закона (New York). [W. F Willoughhy, National Budget System, 1927; W. F. Wil-loughby, The Legal Status and Functions pt the General Accounting Office of the Na­tional Government, 1927; M. H. Hunter, Outlines of Public Finance, 1926; F. Cleveland, The Budget' System, в «American Year book 1926»; Charles A. Beard, American Government and Politics, 4 изд., 1924; barell Hevenor Smith, The General Accounting Office,-1927; С. Вебер, Бюджетная реформа, в Соод. Штатах Сев. Америки, «Вест. Финансов», 1925, № 5.— Ред.].

    Б. Отдельные штаты: Есть две хорошие1 работы: Е. Е. Agger, The Budget in the American Commonwealth, New York, 1907; E. L. Bogart, Financial Pro­cedure in State Legislatures, в «Annals of the American Academy of Political and Social Science», 1896, стр. 236 и ел.; см. также State Budget Systems in the United States, Boston, 1917, (в «The Constitutional convention», 1917, Bulletin Hr. 2). Некоторые инте­ресные указания о бюджетном устройстве отдельных штатов содержатся в ра­боте Harley Leist Lutz, Public Finance, New York-London, 1924, стр. 615 и ел. [и у Ch. Bullock, «Selected Readings in Public Finance», 3 изд., 1924, § 99.—'Ред.].

    Турция: La reforme en Turquie: la loi sur comptabilite publique du 24 mai 1326 (1910), в «R. S. L. F.», 1910, стр. 624 и ел.

    Франция: R. Stourm, Ы Budget, 6 изд., Paris, 1909; Магсё, Comptabilite publique, в «Code des lois pol. et adm.», Dalloz'a т. 4, стр. 481 и ел. (прекрасный ком­ментарий); Е. Besson, Le Controle des budgets en France et a I'etranger, Paris, 1899;


    _ 12                 .            '

    [2 изд. 1901; имеется русск. дерев. Халютина, 1901; Sarrette, Etude sur le controle du budget de l'etat en Prance, en Angleterre et en Italie, Paris, 1902.—Ред.]; G. Jeze, Le Budget, Paris, 1910; G. Jeze, Rapport general sur les mesures propres a assurer Ie vote du budget a sa date normale (9 mars 1914), Journal Officiel, 27 Novembre 1917, приложение, стр. 270—290; De Mereuil, Le Budget de la fin de l'Ancien Regime a la Restauratio'n, 1912. [G. Perrot, Le controle des depenses engagees, 1926; A. Girault, Manuel de legislation financiere, P. 1. Les budgets et le tresor, 1924; E. Allix, Traite elementaire de science des finances et de legislation financiere francaise, 7 ed., 1927; В. А. Татаринов, Государ ственная отчетность во Франции, с доп. И. И. Кауфмана, 2 изд. 1884 г.; И. Зе-дерштедт. Опыт исследования формального порядка финансового хозяйства, В. I, Бюджет Франции, 1884 г.; А. А. Алексеев, Бюджетное право французского парламента, Журн. Д-ва Юстиции, 1915 г., сент.—окт.—Ред.].

    Швейцария: G. Delahaut, Etude sur le systemebudgetaire de la Confederation Suisse, Lille (диссертация), 1909; L. de Lichtervelde, Les methodes budgetaires d'une democratie, Etude sur le budget suisse, 1912.

    Швеция: [Э. ,Н. Берендс, Государственное хозяйство Швеции ч. II, в. II, Формальный строй гос. хозяйства Швеции, Ярославль, 1894.—Ред.] *).

    III. Журналы, посвященные фи н а со вы м вопросам. Име-.ются четыре журнала, ^специально занимающихся вопросами финансовой науки и финансового законодательства; в них помещаются документы и иссле­дования, касающиеся бюджета и государственной отчетности.

    1.     Bulletin' de    Statistique    et    de    Legislation    compaiee
    (выходит  ежемесячно),  изд.  французским министерством  финансов  (с 1877   г.).
    Содержит ряд ценных .материалов  (статистические сведения и тексты  законов
    и распоряжений по Франции и по другим странам). ((Сокращенное наименование
    журнала: В. S. L. С).

    2.       Finanz-Archiv (2 тома в год), основан в 1885 г. Г. Шанцем. Прекрас­
    ный журнал, посвященный   преимущественно   финансовым проблемам немецких
    государств. {Сокращенное даименование:
    F. А.).

    3.       Bolletino    di    Statistica    e    di    legislazione    com pa rat a,
    официальное издание итальянского министерства финансов.

    4.       Revue   de   Science   et   de   Legislation financieres   (выходит
    каждые 3 месяца), основан s 1903 г., редактор проф. Г. Жез; посвящен вопросам
    бюджета и отчетности Франции и иностранных государств. (Сокращенное наиме­
    нование: R. S. L. F.).

    [На русском языке — Вестник Финансов, ежемесячное издание НКФ СССР, основан в 1922 г.; в нем помещаются статьи и обзоры, посвященные вопро­сам финансовой теории, практики и общей экономики и ее связи с государствен­ными и местными финансами. Финансы и народное хозяйство, еже­недельный журнал НКФ СССР, выходит с  1926 г.  взамен существовавшей до

    ') [Кроме указанных выше могут представлять интерес еще следующие работы на русском языке, посвященные бюджетному устройству иностранных государств. Краткий очерк порядка рассмотрения государственных бюджетов во Франции, Пруссии и Англии. Состав. Гос. Канцелярией, 1907; Финансовый контроль в государствах Зап. Европы (Англия, Франция, Германия, Италия, Бельгия). 1928; Г. Г. Соловей, Государственные бюджеты, Англия, Франция. Германия, Италия, Соед. Штаты и СССР, Москва, 1928; П. В. Микеладзе, Очерки финансовой организации союзных и федеральных государств, 1926; Г. Г. Соловей, Германский имперский бюджет и 1924—25 и 1925—26 гг., 1926; М. Д. Загряцков, Счетный суд, как орган госуд. контроля, Вести. Фин. 1926 г., № 11; М. Д. Загряцков, Роль правительства и мини­стерства финансов в бюджетном деле Германии, Вестн. Фин. 1927. .№ 3; К. К. Шмаков. О прохождении бюджета (Англия, Франция, Германия, Соед. Штаты, СССР), Вестн. Фин. 1927, № 4; К. К. Федяевский, О кассовом устройстве в Англии, Вестн. Фин., 1924, № 8; Н. А. Падейский, Финансовый контроль во Франции, Вестн. Фин., 1926, № 2; М. А. Сиринов, Финансовый контроль в Англии, Вестн. Фин., 19Д6, № 9; М. А. Сиринов, Финансовый контроль в Италии, Вестн. Фин., 1926, № 5/6; М. Д. За­гряцков, Финансовый контроль в Англии, Вестн. Фин., 1927, № 9.—Ред.].


    -12-   

    того времени «Финансовой газеты». Известия НКФ СССР, официальное из­дание, выходит еженедельно, в нем помещается законодательный и распоря­дительный материал по финансам.—Ред.].

    IV. Словари: Есть ряд прекрасных общих и специально финансовых справочных изданий, в которых помещены очень ценные изыскания по бюджету и государственной отчетности. Наиболее важные из них: Leon Say, Louis Foyot et A. Lanjalley, Dictionaire des finances, 2 тома, изд. Berger-Levrault, 1889; Handworter-buch der Staatswissenschaften, изд. L. Bister., Ad. Weber u. P. Wieser, 4 изд., Jena, 1923, $ томов; Lalor, Cyclopaedia of Political Science, political Economy and political History of the United States, 3 тома. New-York; Halsbury, The Laws of England, 31 том с дополнениями (1907—17); Palgrave's Dictionary of Political Economy, 3 тома (по­следнее издание 1923—26 г.г.). [Финансовая Энциклопедия, 1924; 2 изд., 1927; Популярный финансово-экономический словарь,  1925.—Ред.].



  • Распродажа. Ковры и ковролин - напольные газовые котлы.