Юридические исследования - ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И АДВОКАТУРЫ. Е.А. Ефименко -

На главную >>>

Периодика: ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И АДВОКАТУРЫ. Е.А. Ефименко


    26 апреля 2002 года Государственной Думой Российской Федерации принят Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее Закон об адвокатуре), заменивший действовавшее Положение об адвокатуре РСФСР от 20.11.1980. Указанный закон впервые дал определение понятию "адвокатская деятельность", установил гарантии независимости адвоката, расширил перечень прав адвоката, предоставив ему возможность собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, и совершать иные действия, ранее не предусмотренные законодательством. Определены в Законе об адвокатуре и правовые основы взаимодействия государства и адвокатских образований.

     Ранее действовавшее Положение об адвокатуре содержало главу 9, посвященную вопросам взаимодействия адвокатуры с государственными органами, прежде всего с союзным Министерством юстиции, Министерством юстиции РСФСР и соответствующими советами. Органам юстиции принадлежали существенные полномочия по осуществлению контроля за соблюдением коллегиями адвокатов требований закона СССР "Об адвокатуре в СССР", Положения об адвокатуре, иных нормативных актов, по установлению порядка оказания юридической помощи гражданам и организациям, изданию инструкций и методических рекомендаций по вопросам деятельности адвокатуры, а также иные полномочия, связанные с общим руководством адвокатурой. Новый Закон об адвокатуре избежал столь явного давления со стороны государства, указав в ст.3, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Деятельность ее основана на принципах законности, независимости, самоуправления, корпоративности, равноправия адвокатов. Следовательно, адвокатура - не государственная структура.

     Действовавшее Положение об адвокатуре среди ее задач предусматривало содействие соблюдению и укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов и т.д. Отметим, что в первоначальных проектах Закона об адвокатуре также предусматривалось возложение на нее задач по содействию в укреплении правопорядка и законности. Однако указанные положения в ныне действующий закон не вошли, поскольку реализация подобных полномочий относится к исключительной компетенции государства. Оказывать содействие правоохранительным органам в выполнении функций по укреплению законности, представляя при этом интересы граждан, быть своеобразным агентом государства и при этом оставаться от него независимой адвокатура не может в силу своей юридической природы.




    ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И АДВОКАТУРЫ

    Е.А. Ефименко,
     студентка международно-правового ф-та
     ЮИ ДВГУ

    26 апреля 2002 года Государственной Думой Российской Федерации принят Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее Закон об адвокатуре), заменивший действовавшее Положение об адвокатуре РСФСР от 20.11.1980. Указанный закон впервые дал определение понятию "адвокатская деятельность", установил гарантии независимости адвоката, расширил перечень прав адвоката, предоставив ему возможность собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, и совершать иные действия, ранее не предусмотренные законодательством. Определены в Законе об адвокатуре и правовые основы взаимодействия государства и адвокатских образований.
     Ранее действовавшее Положение об адвокатуре содержало главу 9, посвященную вопросам взаимодействия адвокатуры с государственными органами, прежде всего с союзным Министерством юстиции, Министерством юстиции РСФСР и соответствующими советами. Органам юстиции принадлежали существенные полномочия по осуществлению контроля за соблюдением коллегиями адвокатов требований закона СССР "Об адвокатуре в СССР", Положения об адвокатуре, иных нормативных актов, по установлению порядка оказания юридической помощи гражданам и организациям, изданию инструкций и методических рекомендаций по вопросам деятельности адвокатуры, а также иные полномочия, связанные с общим руководством адвокатурой. Новый Закон об адвокатуре избежал столь явного давления со стороны государства, указав в ст.3, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Деятельность ее основана на принципах законности, независимости, самоуправления, корпоративности, равноправия адвокатов. Следовательно, адвокатура - не государственная структура.
     Действовавшее Положение об адвокатуре среди ее задач предусматривало содействие соблюдению и укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов и т.д. Отметим, что в первоначальных проектах Закона об адвокатуре также предусматривалось возложение на нее задач по содействию в укреплении правопорядка и законности. Однако указанные положения в ныне действующий закон не вошли, поскольку реализация подобных полномочий относится к исключительной компетенции государства. Оказывать содействие правоохранительным органам в выполнении функций по укреплению законности, представляя при этом интересы граждан, быть своеобразным агентом государства и при этом оставаться от него независимой адвокатура не может в силу своей юридической природы.
     Вместе с тем говорить о полной самостоятельности института адвокатуры было бы неверно. Так, к сфере деятельности государства относится правовое регулирование деятельности адвокатуры. Например, ст.19 Закона об адвокатуре предусматривает, что страхование риска профессиональной имущественной ответственности за нарушение условий заключенного с доверителем соглашения об оказании юридической помощи адвокат осуществляет в соответствии с Федеральным законом. Следовательно, основным направлением деятельности в сфере реализации указанной нормы должно стать принятие соответствующего Федерального закона.
     Определенные полномочия предоставлены и органам исполнительной власти. Указом президента Российской Федерации от 21.01.2003 №67 внесены соответствующие изменения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, в соответствии с которыми на указанный орган возлагаются полномочия по определению порядка ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, ведение реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, утверждению формы ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и форму удостоверения адвоката, осуществление организационного и методического руководства деятельностью территориальных органов, связанной с ведением реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, выдачей удостоверений адвокатов, участием в работе квалификационных комиссий при адвокатских палатах субъектов Российской Федерации и реализацией иных функций, установленных законодательством Российской Федерации об адвокатуре.
     На территориальные органы юстиции возлагаются полномочия по реализации мероприятий, направленных на сохранение статуса адвоката, приобретенного до вступления в силу Закона об адвокатуре; по выдаче удостоверений адвокатам; ведению реестров адвокатов соответствующих субъектов Российской Федерации, внесению в реестр сведений о приостановлении (возобновлении) статуса адвоката в случаях, предусмотренных ст.16 Закона об адвокатуре, а также о прекращении статуса адвоката в соответствии со ст.17 указанного закона.
     Закон об адвокатуре предусматривает, что в случае, когда территориальный орган юстиции располагает сведениями, являющимися основанием для прекращения статуса адвоката, он направляет представление о прекращении статуса в адвокатскую палату. Если совет адвокатской палаты в течение месяца со дня поступления представления не принял решения о прекращении статуса адвоката в отношении данного адвоката, территориальный орган юстиции в праве обратиться в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката. Территориальный орган юстиции исключает сведения об адвокате из регионального реестра, в случае принятия адвокатом решения об изменении членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате иного субъекта Российской Федерации. В указанном случае адвокат обязан сдать удостоверение адвоката в территориальный орган юстиции. Взамен удостоверения адвокату выдается документ, подтверждающий статус адвоката (ст.15 Закона об адвокатуре). В настоящее время в качестве подобного документа выступает справка установленного образца за подписью начальника территориального органа юстиции, действительная в течение 6 месяцев с момента выдачи и подлежащая замене на удостоверение адвоката по истечении указанного срока.
     Закон об адвокатуре определил порядок приобретения статуса адвоката, обозначив новую сферу взаимодействия государства и адвокатуры. Статья 9 указанного Закона устанавливает требования, отвечая которым лица, претендующие на присвоение статуса адвоката, могут быть допущены к сдаче квалификационного экзамена. Для приема указанного экзамена (а также рассмотрения жалоб на действия и бездействие адвокатов) создается квалификационная комиссия. В ее состав входят 13 членов, среди которых 7 представителей адвокатской палаты, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее 5 лет, 2 представителя территориального органа юстиции, 2 представителя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, 1 представитель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа и 1 представитель арбитражного суда субъекта Российской Федерации.
     Квалификационная комиссия, принимая решение о присвоении претенденту статуса адвоката, в 7-дневный срок со дня принятия соответствующего решения уведомляет территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения данного уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение. Претендент, не сдавший квалификационный экзамен, допускается к его повторной сдаче не ранее чем через год
     Закон об адвокатуре предусматривает, что порядок избрания представителей законодательного собрания и предъявляемые к ним требования определяются законом соответствующего субъекта Российской Федерации. В Приморском крае в настоящее время такой закон не принят, однако, учитывая тот факт, что квалификационная комиссия правомочна принимать решения при наличии 2/3 своего состава, первый квалификационный экзамен был проведен в апреле текущего года. Результатом его стало присвоение статуса адвоката 19 претендентам.
     На органы юстиции возложены полномочия по осуществлению контроля за соблюдением законодательства при проведении реорганизации коллегий адвокатов и иных адвокатских образований, созданных до вступления в силу Закона об адвокатуре. Невыполнение требований о приведении форм адвокатских образований в соответствие с Законом предоставляет территориальному органу юстиции право обратиться в арбитражный суд, правомочный назначить внешнего управляющего.
     К числу полномочий органов государственной власти относится также регистрация юридических лиц, возникших в результате приведения коллегий адвокатов и иных адвокатских образований, образованных до вступления в силу Закона об адвокатуре, в соответствие с указанным Законом, налоговый учет доходов адвокатов и т.д.
     В осуществлении вышеуказанных полномочий не просматривается возможность оказания негативного воздействия на адвокатуру со стороны государства. В тоже время реализация государственными органами возложенных на них полномочий влечет за собой и реализацию предусмотренных законом гарантий адвокатской деятельности, в чем, несомненно, представители адвокатского корпуса заинтересованы.