Юридические исследования - МКУБ (МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ) - ШАГ ВПЕРЕД В ПРОЦЕССЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ? А.С. Приймак -

На главную >>>

Периодика: МКУБ (МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ) - ШАГ ВПЕРЕД В ПРОЦЕССЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ? А.С. Приймак


    Международный характер использования Мирового океана для мореплавания предполагает применение международного подхода при решении проблемы обеспечения безопасности мореплавания и требует международно-правового регулирования. К настоящему времени международно-правовая практика накопила достаточное количество нормативных актов, регламентирующих вопросы безопасности мореплавания. К таковым, например, относятся: Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974г. (Конвенция СОЛАС-74); Международная конвенция о грузовой марке 1966г.; Международные правила предупреждения столкновения судов в море 1972г.; Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978г. Положения этих и других международно-правовых документов устанавливают достаточно жесткие требования в области обеспечения безопасности мореплавания, однако международное сообщество столкнулось с проблемой их эффективной реализации.




    МКУБ (МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ)
     - ШАГ ВПЕРЕД В ПРОЦЕССЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ?

    А.С. Приймак,
     студент международно-правового ф-та
     ЮИ ДВГУ

    Международный характер использования Мирового океана для мореплавания предполагает применение международного подхода при решении проблемы обеспечения безопасности мореплавания и требует международно-правового регулирования.
     К настоящему времени международно-правовая практика накопила достаточное количество нормативных актов, регламентирующих вопросы безопасности мореплавания. К таковым, например, относятся: Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974г. (Конвенция СОЛАС-74); Международная конвенция о грузовой марке 1966г.; Международные правила предупреждения столкновения судов в море 1972г.; Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978г. Положения этих и других международно-правовых документов устанавливают достаточно жесткие требования в области обеспечения безопасности мореплавания, однако международное сообщество столкнулось с проблемой их эффективной реализации. В целях выполнения этой задачи 4 ноября 1993 г. Ассамблея ИМО приняла в качестве Резолюции А.741 (18) "Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения" (Международный кодекс по управлению безопасностью - МКУБ). В мае 1994 г. сессия Ассамблеи ИМО постановила считать МКУБ юридически обязательным актом, включив его в качестве дополнения в Главу IX Конвенции СОЛАС-74, которая так и называется "Управление безопасной эксплуатацией судов".
     В соответствии с приказом Минтранса РФ от 26 июля 1994 г. № 63 "О мерах по повышению безопасности мореплавания" МКУБ введен в действие в Российской Федерации.
     Требования, предъявляемые Кодексом, сгруппированы в 16-ти Разделах.
     В соответствии с Разделом 1 "Общие положения" цели Кодекса состоят в обеспечении безопасности на море, предотвращении несчастных случаев или гибели людей и избежании вреда окружающей среде, в частности, морской среде и имуществу. Для реализации целей Кодекса судоходная компания должна разработать, задействовать и поддерживать систему управления безопасностью (СУБ), включающую политику в области безопасности и защиты окружающей среды; инструкции и процедуры для обеспечения безопасной эксплуатации судов и защиты окружающей среды согласно международному праву и законодательству государства флага судна; установленный объем полномочий и линии связи между персоналом на берегу и на судне и внутри их; процедуры передачи сообщений об авариях и случаях несоблюдения положений Кодекса; процедуры подготовки к аварийным ситуациям и действий в аварийных ситуациях; и процедуры проведения внутренних аудиторских проверок и процедуры пересмотра управления.
     Система управления безопасностью - это структурированная и задокументированная система, позволяющая персоналу Компании эффективно внедрять политику Компании в области безопасности и защиты окружающей среды.
     СУБ не является каким-то абсолютно новым понятием. Любая судоходная компания - "добросовестный перевозчик" - всегда имеет, развивает и совершенствует СУБ Компании. Организационные структуры управления безопасностью в современных независимых судоходных компаниях весьма разнообразны и индивидуальны. В настоящее время решается задача несколько иного уровня: введение, поддержание и совершенствование задокументированных СУБ во всех судоходных компаниях мира и на всех эксплуатируемых ими морских судах - на основе единых минимальных требований и принципов, сформулированных в МКУБ.
     Разработка "унифицированных" систем управления эксплуатацией судов Компании активно велась с середины 80-х гг. по двум главным направлениям: Безопасность и Качество. В результате разнонаправленных усилий возникло два класса таких систем: Система управления безопасностью (СУБ) и Система управления качеством (СУК). Конечно же, эти системы управления не являются антагонистичными. Самое главное условие "качественной услуги" в морских перевозках - обеспечение безопасной, сохранной, своевременной доставки грузов (пассажиров) в полном соответствии с условиями Договора морской перевозки (Договора фрахтования). Если судоходная компания (или ее судно) не в состоянии обеспечить сохранную доставку грузов получателю, то о каком еще качестве вообще можно говорить? Поэтому в основе любой СУК всегда лежит СУБ, а перечень документов, на которые опирается СУК, всегда содержит документы, определяющие управление безопасностью. Просто СУК всегда несколько шире СУБ - за счет коммерческих отношений с фрахтователями, поставщиками, партнерами и т. д. Это положение о тесной взаимосвязи СУБ и СУК очень важно для судоходных компаний, так как позволяет оптимизировать процессы разработки, внедрения, сертификации, совершенствования систем управления эксплуатацией судов (и, соответственно, оптимизировать затраты на эти цели). Однако в практическом отношении разница СУБ и СУК остается, к сожалению, весьма значительной. Системы качества, как определено Международной организацией по стандартизации (ИСО), были разработаны как путь соответствия производств постоянно повышающимся требованиям Мирового рынка. Версия ИСО 9000 1994 г. отражает два важных аспекта: подход, ориентированный на удовлетворение нужд клиента или потребителя, и улучшение качества как результат процесса Управления качеством. ИСО 9002 наиболее приемлем для морского транспорта среди Стандартов Серии 9000. Его цель - продемонстрировать способность компании управлять процессами, от которых зависит качество его услуг.
     В судоходстве часто возникает такой вопрос: заменяет ли сертификация по ИСО 9002 сертификацию по МКУБ? Ответ: НЕТ. Эти два процесса имеют различные цели. ИСО 9002 имеет рамки контрактных отношений между двумя сторонами, а МКУБ - управление безопасностью эксплуатации судов и предотвращением загрязнения. Однако вопреки этим различиям возможно разработать программу по одновременной сертификации компании по этим двум пунктам.
     В Кодексе регламентировано не только создание СУБ, но и ее функциональное построение, причем на первое место поставлена философия системы управления, что выражено в требовании разработки политики в области безопасности и защиты окружающей среды (Раздел 2 МКУБ "Политика в области безопасности и защиты окружающей среды"). Компания должна сформулировать политику, которая описывает достижение целей МКУБ, а также обеспечить выполнение этой политики персоналом как в море, так и на берегу на всех уровнях организации.
     Кодекс признает, что материальной основой безопасности является конструкция и текущее состояние судов, однако внимание акцентируется на сугубо эксплуатационных вопросах управления и управленческих процедур: задействования разработанной политики управления безопасностью и защитой среды; ответственности, полномочий и взаимоотношений персонала; издания соответствующих приказов, инструкций и иных документов; разработки планов проведения операций на судах и обеспечения готовности экипажа к аварийным ситуациям; процедур информации руководящих структур об аварийных случаях и случаях несоблюдения требований; проверок соответствия требованиям системы управления безопасностью.
     Принципиально важным является то, что требования МКУБ распространяются не только на судно, но и на судоходную Компанию, управляющую этим судном. Если раньше основная ответственность за безопасную эксплуатацию судов и предотвращение загрязнения ложилась на правительства государства флага судна, а судовладельцы и операторы судов оставались как бы в стороне, то теперь политика мирового морского сообщества кардинально меняется: ответственность за состояние и действия судов, в первую очередь, возлагается на компании.
     Таким образом, рамки "сферы ответственности" МКУБ очень широки. Возникает закономерный вопрос: каким образом МКУБ - такой небольшой документ - может обладать столь широкими полномочиями? Дело в том, что МКУБ - это не Конвенция, а нечто более серьезное: МКУБ - это своего рода "пояс", который охватывает все действующие документы и Конвенции и требует их выполнения.
     Согласно п. 1.2.3 МКУБ Система управления безопасностью должна обеспечивать:
     1. Выполнение обязательных норм и правил; и
     2. Чтобы применимые кодексы, руководства и стандарты, рекомендованные ИМО, Администрациями, классификационными обществами и организациями морской индустрии, принимались во внимание.
     Главная идея МКУБ - переход от обеспечения и контроля безопасности мореплавания и охраны окружающей среды, на чем акцентировалось внимание ранее принятых международных документов, к УПРАВЛЕНИЮ ими.
     Цель Кодекса состоит в обеспечении МЕЖДУНАРОДНОГО стандарта по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (Преамбула МКУБ, п. 1).
     Одновременно с Кодексом была принята Резолюция А.742 (18) "Процедуры контроля за эксплуатационными требованиями, относящимися к безопасности судов и предотвращению загрязнения". Подтверждая в этой Резолюции положение о первостепенной ответственности Администрации флага судна за обеспечение того, "чтобы с точки зрения безопасности человеческой жизни на море судно было пригодно к эксплуатации, для которой оно предназначено и для предотвращения загрязнения морской среды от сбросов вредных веществ", Ассамблея ИМО одновременно напоминает и об обязанностях государства порта по контролю иностранных судов "с целью проверки действительности свидетельств и документов". Ясно, что речь идет об активной проверке в портах захода соответствия судов и судового персонала международным требованиям, то есть государства порта принимают на себя функции "органов надзора и контроля". Впоследствии Резолюция А.742 (18) была заменена Резолюцией А.787 (19) "Процедуры контроля судов государством порта".
     Таким образом, Кодекс вместе с инспекциями государства порта имеет целью гарантировать повышенную безопасность и заложить новую культуру безопасности. Подавляющее большинство аналитиков, авторов газетных и журнальных статей, докладчиков на многочисленных конференциях, представителей ведущих международных морских организаций считают, что внедрение МКУБ было необходимым и полезным шагом, поскольку в нем излагается единая формализованная концепция управления безопасностью на морском флоте.
     Внедрение Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения стало наиболее "громкой" акцией ИМО во второй половине 90-х годов. Можно обоснованно считать, что мировое морское сообщество намерено постепенно устранить из торгового мореплавания моряков, суда, компании, классификационные общества, не соответствующие жестким международным требованиям.


  • Ремонт санузла под ключ как делать ремонт санузла.