Юридические исследования - СВОД ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1906 ГОДА И СОВРЕМЕННОСТЬ. И.И. Карандашов -

На главную >>>

Периодика: СВОД ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1906 ГОДА И СОВРЕМЕННОСТЬ. И.И. Карандашов


    В последнее время мы всё чаще стали обращаться к дореволюционному законодательству России, что вызвано новыми преобразованиями в экономической, социальной, правовой и других сферах общественной жизни. Отечественное законодательство конца XIX - начала XX веков носило авторитарный характер, хотя прослеживается явная тенденция к демократизации последнего. Последним и единственным конституционным актом дореволюционной России был "Свод законов Российской империи 1906 года", или его иначе называют царской Конституцией, потому что содержание данного документа очень схоже, в схематическом плане, с содержанием конституции. Например, в нём впервые были закреплены некоторые права и свободы человека, а также общие направления политики государства, что, в целом, существенно отличает конституционный акт от иных нормативно-правовых актов.


    В последнее время мы всё чаще стали обращаться к дореволюционному законодательству России, что вызвано новыми преобразованиями в экономической, социальной, правовой и других сферах общественной жизни. Отечественное законодательство конца XIX - начала XX веков носило авторитарный характер, хотя прослеживается явная тенденция к демократизации последнего. Последним и единственным конституционным актом дореволюционной России был "Свод законов Российской империи 1906 года", или его иначе называют царской Конституцией, потому что содержание данного документа очень схоже, в схематическом плане, с содержанием конституции. Например, в нём впервые были закреплены некоторые права и свободы человека, а также общие направления политики государства, что, в целом, существенно отличает конституционный акт от иных нормативно-правовых актов.
     Революция 1917 года прервала конституционно-демократическое развитие России на 76 лет. И только в 1993 году, после крушения тоталитарного режима, была принята Конституция Российской Федерации 1993 года. В этой связи интересен тот факт, что новая Конституция оказалась очень схожей со Сводом основных законов Российской империи 1906 года, - это наводит на определённые размышления: не явилась ли в качестве базиса для Конституции России 1993 года царская Конституция. На этот вопрос мы попытаемся дать ответ ниже, проанализировав сходства и различия двух конституционных актов разных эпох, а также их стиль и содержание.
     Данный вопрос крайне важен для истории отечественного государства и права как науки, ведь преемственность Конституцией России 1993 года царской Конституции фактически означает, что истоки современного российского конституционализма нужно искать не столько в советском законодательстве, сколько в законодательстве дореволюционной России и далее, до самой древней Руси! Если посмотреть на данный вопрос с другой стороны, то мы увидим, что он может затрагивать альтернативную историю, то есть в этой связи можно будет поставить вопрос: как развивалось бы законодательство России в условиях отсутствия революции 1917 года - время ещё покажет важность данного аспекта вопроса.
     Прежде всего следует отметить, что когда вставал вопрос о принятии новой Конституции, развернулась широкая деятельность в научных кругах по поднятию правовых документов царского правительства и по изучению их, ведь в условиях рыночной экономики и демократического режима требовалось соответствующее законодательство, схожее с тем, что имело место быть в царской России в конце XIX - начале XX веков, ибо условия того времени почти отвечали условиям современности.
     Итак, сходств в двух конституционных актов может быть найдено немало. Во-первых, сходство это проявляется в правах человека, которые даруются законодателем в 1906 году и которые провозглашаются и гарантируются в Конституции России 1993 года "согласно общепризнанным принципам и нормам международного права". В современной российской Конституции законодатель существенно расширил их значимость: "они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" (ст.18), а также отметил, что права и свободы "неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" (п.2 ст.17).
     В "Своде основных законов Российской империи 1906 года" провозглашаются следующие права и свободы человека: неприкосновенность жилища (ст.75), свобода избрания места жительства и свобода избрания занятия, свобода пользования и распоряжения имуществом, свобода передвижения (ст.76), неприкосновенность частной собственности (ст.77), свобода собраний мирно и без оружия (ст.78) - в этом случае закон оговаривает случаи закрытия их, места проведения и ограничения их, свобода мысли и печати (ст.79), свобода открытия союзов (ст.80). Как мы знаем, все эти права закреплены в Конституции России 1993 года, где их перечень существенно расширен, что можно рассматривать как эволюционный виток в области развития законодательства России.
     Интересен тот факт, что напрямую преемственность царской Конституции в Конституции России 1993 года выражается в обязанностях человека: обязанность российских подданных платить налоги (ст.71 Свода основных законов Российской империи и ст.57 Конституции России 1993 года) и всеобщая мужская воинская повинность (соответственно ст.70 и п.1 ст.59).
     Что касается такого важного права человека как презумпция невиновности, то оно как бы растворено в трёх статьях Свода основных законов Российской империи 1906 года: в ст.ст.72, 73, 74. В Конституции России это право провозглашается прямо и открыто в п.1 ст.49.
     Во-вторых, явное сходство проявляется в правах и обязанностях (здесь речь идёт о моральном долге) особы императора и, соответственно, в правах и обязанностях Президента Российской Федерации. Так, особа императора объявлялась неприкосновенной (ст.5 Свода); Президент Российской Федерации также обладает неприкосновенностью (ст.91). Император обладал законодательной властью (ст.7); Президент, соответственно, обладает правом законодательной инициативы (п.1 ст.104; п.г ст.54). На практике эти права почти эквивалентны. Законы подлежат обязательному заверению императором (ст.9) и, соответственно, Президентом (п.д ст.34). Император, по Своду основных законов Российской империи 1906 года, имел право издавать "указы и повеления", необходимые "для исполнения законов" (ст.11). Президент Российской Федерации, как мы знаем, имеет право издавать указы, которые "не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам", то есть имеют статус подзаконных актов, - в сущности, одно и то же. Император объявлял войну и заключал мир (ст. 13); Президент Российской Федерации "осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации" (равно как и император) (п.а ст.86), а вопросы войны и мира подлежат ведению Совета Федерации после рассмотрения их Государственной Думой (п.е ст.106) - здесь мы можем наблюдать своеобразное разграничение полномочий. Император Российской империи являлся главнокомандующим вооружёнными силами (ст. 14 Свода основных законов Российской империи); Президент является также главнокомандующим вооружёнными силами (п.1 ст.87 Конституции Российской Федерации). Император Российской империи имел право назначать и увольнять председателя Совета Министров, министров и других управляющих (ст.17); Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства России с согласия Государственной Думы (п.а ст.83) и сам назначает и освобождает от занимаемой должности министров по представлению Председателя Правительства Российской Федерации (п.д ст.83), а также обладает рядом других полномочий в сфере назначения на должность и смещения с должности управляющих различными ведомствами (п.п.в, ж, и, к, л ст.83). Император обладал правом помилования (ст.23 Свода основных законов Российской империи); Президент имеет право на помилование (п.в ст.89), а правом на амнистию обладает, соответственно, Государственная Дума (п.е ст.103 Конституции Российской Федерации). Император, равно как и Президент, награждает государственными наградами (соответственно ст.19 - п.б ст.89). Император определял работу Государственного Совета и Государственной Думы и мог её досрочно распускать (ст.99, 105). Президент имеет право, по конституции Российской Федерации, на роспуск Государственной Думы до её переизбрания в определённых случаях (п.б ст.84). Император российской империи имел право вводить военное положение в отдельных областях страны (ст.15); такими же полномочиями наделён Президент (п.2 ст.87, ст.88).
     Что касается обязанностей императора, то он объявлялся верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры и блюстителем правоверия и всякого в церкви святой благочиния (ст.64 Свода основных законов Российской империи). В целом, император призван заботиться о своём народе и отечестве.
     Обязанности Президента Российской Федерации закреплены в присяге, которую он приносит народу по вступлении в должность (ст. 82 Конституции Российской Федерации) - уважение и охрана прав и свобод человека и гражданина, соблюдение и защита Конституции Российской Федерации, обязанность защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, а также верно служить народу.
     Что касается различий, то здесь необходимо отметить, что они проявляются в разграничении полномочий между органами государственной власти по Конституции Российской Федерации 1993 года. Иными словами, отсутствует сильная концентрация полномочий в руках одного человека. Так, например, по Конституции России 1993 года Правительство России формируется с участием Государственной Думы (одобрение кандидатуры Председателя Правительства России) и с участием Председателя Правительства России (назначение министров по его рекомендации), а как уже было сказано выше, император, по Своду основных законов, мог делать это самостоятельно. Иными словами различия здесь проявляются в том, что власть идёт как бы не сверху вниз (от императора к другим органам), а одновременно и сверху вниз и снизу вверх: право Президента распускать Государственную Думу в определённых случаях и право Государственной Думы выражать недоверие Правительству (п.3 ст.117) и выдвигать обвинение против Президента (п.ж ст.103).
     Права и свободы человека в Своде основных законов Российской империи отражены далеко не все - в этом проявляется осторожность верховной власти, а также тот факт, что окончательно права человека в законодательном аспекте сформировались в середине XX века.
     Существенным недостатком Свода основных законов Российской империи можно считать то, что полномочия органов власти оговорены не полностью и сжато, а также то, что в нём не отражены некоторые процедурные вопросы, связанные с возобновлением работы Государственной Думы после досрочного роспуска её императором, и некоторые другие. В Своде основных законов также содержится много ссылок на другие законы, что делает конституционные нормы зыбкими и неполными.
     Если говорить о стиле, то в Своде основных законов Российской империи 1906 года, законодатель проявляет себя крайне сдержанно и местами неясно, чего не скажешь о Конституции России, где законодатель развёрнуто и лаконично излагает мысль.
     В целом, на наш взгляд, Конституция Российской Федерации 1993 года является эволюционным витком в развитии конституционализма нашей страны. Своеобразной основой для неё по праву можно считать Свод основных законов Российской империи 1906 года, потому что сходства, которые мы нашли выше, неслучайны и крайне существенны, что в свою очередь свидетельствует о преемственности Конституцией России царской Конституции.