Юридические исследования - СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Сергейчук А.В. -

На главную >>>

Иные околоюридические дисциплины: СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Сергейчук А.В.


    Книга рекомендуется студентам вузов при изучении дисциплины «Социология управления», представляя интерес для самого широкого круга читателей, занятых вопросами управления, социологии и социальной психологии. В работе предпринята попытка уточнить предметную сферу социологии управления, излагаются основные научные теории социального управления, рассматриваются взгляды и выводы выдающихся представителей классической социологии, психологии и управления.

    Исследование направлено на выявление и систематизацию общих принципов и алгоритмов социального управления различного уровня и масштаба; интеграцию наиболее известных подходов к пониманию человека, группы, общества и управления ими. В ряде случаев автором очевидно ставилась задача не противопоставлять спорные взгляды и суждения, но искать им «общий знаменатель», в то же время не навязывая ответов и стимулируя творчество самого читателя.


    Сергейчук А.В.


    СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ


    Учебник

     

    Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения ВУЗов России по образованию в области менеджмента в качестве учебника по специальности «Государственное и муниципальное управление»

     

    Издательский дом «Бизнес-пресса»

    Санкт-Петербург

    2002

    ББК 60.56

    УДК 316.354:351/354

    С 32

     

    Сергейчук А.В. Социология управления: Учебник. – СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002. – 240 с.

     

    Книга рекомендуется студентам вузов при изучении дисциплины «Социология управления», представляя интерес для самого широкого круга читателей, занятых вопросами управления, социологии и социальной психологии. В работе предпринята попытка уточнить предметную сферу социологии управления, излагаются основные научные теории социального управления, рассматриваются взгляды и выводы выдающихся представителей классической социологии, психологии и управления.

    Исследование направлено на выявление и систематизацию общих принципов и алгоритмов социального управления различного уровня и масштаба; интеграцию наиболее известных подходов к пониманию человека, группы, общества и управления ими. В ряде случаев автором очевидно ставилась задача не противопоставлять спорные взгляды и суждения, но искать им «общий знаменатель», в то же время не навязывая ответов и стимулируя творчество самого читателя.

    В результате предлагаемая работа претендует на право сомневаться, уточнять, корректировать и развивать те истины, которые многими рассматриваются как несомненные и канонические.

    Стержнем изложения является постоянное соотнесение рационального и эмоционального в природе и поведение человека управляющего и человека управляемого.

    Данный учебник дает приращение новых знаний, развивает имеющуюся литературу и является первым изданием, представляющим системно основное содержание социологии управления.

    Полностью соблюдены психолого-педагогические требования при раскрытии материала для потенциальных слушателей, что актуализирует работу преподавателя.

    Практические вопросы отражают актуальные парадигмы социологии управления.

     

    ISBN 5-8110-0046-4

    © Сергейчук А.В., 2002

    © «Издательский дом «Бизнес-пресса», оформление, 2002

     

    «Издательский дом «Бизнес-пресса»

    СПб., наб. р. Фонтанки, д. 156 литер А

    Тел.: (812) 275-75-18. Тел./факс: (812)272-05-61

    E-mail: [email protected]

    ЛР № 065601 от 26.12.97.

     

    Подписано к печати 12.09.02. Формат 60´88 1/16 Печ. л, 15. Печать офсетная. Бумага газетная. Тираж 3000. Заказ № 800

     

    Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП ордена Трудового Красного Знамени «Техническая книга» Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29.


    Оглавление

    Введение.
    Глава 1. Общие положения

    Значимость понимания предметной сферы изучаемой дисциплины

    Объект и предмет исследования социологии управления, ее место в системе научных знаний.

    Принципы и методология исследования

    Цели и значение социологии управления

    Законы и закономерности социальных отношений

    Контрольные вопросы к главе 1

    Дополнительно рекомендуемая литература
    Глава 2. Социальное управление в социальных системах

    Социальный аспект управления

    Эволюции теории управления

    Процесс управления и управленческая деятельность

    Влияние социальных факторов на процесс управления

    Контрольные вопросы к главе 2

    Дополнительно рекомендуемая литература
    Глава 3. Человек и его личность

    От реальности к иллюзии

    Структура личности

    Мотивация деятельности

    Лидеры и лидерство

    Типы лидеров

    Контрольные вопросы к главе 3

    Дополнительно рекомендуемая литература
    Глава 4. Социализация личности

    Социальная зависимость. Психические процессы, обеспечивающие социализацию личности

    Два типа социального единения: рациональное и эмоциональное единств. Общество и общность, организация и толпа.

    От «толпы» к «организации»

    Группа и коллектив

    Культура организации

    Государство как высшая форма социальной организации

    Контрольные вопросы к главе 4

    Дополнительно рекомендуемая литература
    Глава 5. Технология и этика управления

    Методы управления

    Прочие факторы управления, среда управления

    Конфликты в управлении и управление конфликтами

    Манипулирование

    Контрольные вопросы к главе 5

    Дополнительно рекомендуемая литература


    Введение

    Социология является одной из самых молодых и в то же время интенсивно развивающихся наук об обществе и общественных явлениях. Еще не сформировались жесткие каноны этой науки, не приобрели естественной научной строгости изучаемые ею законы. Но уже целый комплекс научных дисциплин, совсем недавно входящих в состав единой социологии, заявил свои претензии на самостоятельность. В их числе и социология управления.

    Возникновение новой науки, как правило, обусловлено как объективными, так и субъективными предпосылками. С одной стороны, накопленный или раскрытый – по-новому понятый объем знаний, потребность общества в исследовании наиболее острых и злободневных его проблем; с другой – естественные амбиции авторов, претендующих на роль основателей и родоначальников новой научной дисциплины.

    Не всеми и небезосновательно изобилие социологических наук принимается положительно. Социология политики, социология культуры, социология брака, семьи, молодежи, конфликтов, войн, организаций, и этот перечень далеко не полный!

    Правомерно ли в зависимости от перемены условий, в которых рассматривается объект исследования, заявлять о необходимости новых наук для его изучения? Не столь же нелепо будет создавать химию водорода, гелия, кислорода и каждого из прочих элементов таблицы Менделеева? Или физику воды, воздуха, твердого, мягкого, горячего и холодного? А может быть, наоборот, накапливая объем знаний, человечество будет вынуждено создавать самостоятельную науку о каждом из известных ей веществ?

    Мы не беремся давать окончательный ответ – можно или нельзя выделять самостоятельное место социологии управления на Олимпе наук. Останавливаясь на этом, хотелось лишь предупредить о существовании сомнений этого рода.

    Но социология управления уже вошла самостоятельным предметом в состав образовательных программ многих вузов. Перед каждым преподавателем и студентом стоит насущная потребность использовать выделенные на ее изучение часы с максимальной пользой, избегая ненужных повторений того, что уже изучалось или будет изучаться студентом в рамках общей социологии, управления персоналом, менеджмента. А с другой стороны, максимально полно изложить то, без чего социологический анализ процессов управления окажется невозможен. Эта потребность явилась отправной точкой при формировании комплекса учебных пособий по социологии управления.

    При этом использовался подход к изложению материала, равно приемлемый как при суверенности социологии управления, так и при ее «частности» в качестве раздела общей социологии.

    С позиции объективных причин, побуждающих тратить время на специальное изучение социологии управления, необходимо отметить то немаловажное обстоятельство, что подавляющая доля общесоциологических выводов и исследований относится именно к сфере социологии управления. Это справедливо и в том смысле, что социологическому изучению подвергались в первую очередь иерархические, организованные общественные процессы и явления, и в том, что толчком к социологическим исследованиям служила необходимость управления и регулирования изучаемых процессов.

    Еще до появления в научном лексиконе понятия «социология» в фокусе научных интересов оказались вопросы социального развития и общественного устройства. Начиная с философских – о природе человеческого общества, о роли сознательной активности человека в созидании социальных институтов, о возможности управления общественным развитием в принципе и методах этого управления в частности – и заканчивая вопросами практического управления людьми и их организациями.

    Общая социология рассматривает выявленные ею законы и закономерности, преимущественно с точки зрения чистой науки, с точки зрения общества в целом. В рамках социологии управления увеличивается возможность рассмотреть уже изученные явления в новом, более прикладном, а в некоторых случаях и пристрастном свете. Как влияют те или иные социальные феномены на эффективность управленческой политики и как руководителю обратить на пользу те социальные ограничения, что при обычных условиях стали бы ему препятствием.

    К числу факторов, оказывающих непосредственное влияние на эффективность управленческой деятельности, относятся практически все социально значимые характеристики общества, организации, группы и личности. Общество представляет собой целостную систему взаимозависимых элементов, изменение каждого из которых влечет реакцию всей системы. Элементы управления открыто или завуалированно присутствуют во всех типах социальных контактов. В связи с этим, говоря о социологии управления, необходимо затрагивать все вопросы, уже изученные общей социологией. Но всякий раз при рассмотрении уже известных характеристик личности или социальной общности здесь внимание будет уделяться их значимости именно с позиций управления, управленческой деятельности.

    Тот же подход будет использован при разговоре о духовных (психических) особенностях общественной жизни.

    Социальные отношения отличаются от межличностных своей стандартностью, схематичностью, формальностью, но эта стандартизация все-таки опирается на процессы, находящиеся в сфере психологических исследований. Социальный контакт в конкретной ситуации чаще всего проявляется через межличностные отношения. Тем будет объясняться неоднократное обращение к области психологии.

    И наконец, усиление социологических позиций в управлении имеет свою предысторию. Та, в свою очередь, и выражает соотношение различных групп методов управления. Только понимая потенциал и пределы возможного использования чисто экономических стимулов, организационных, технологических приемов, можно оценить роль и место социальных и социально-психологических форм и методов управления.

    Внешне видимые повторения здесь неизбежны. Но точно так же все мы повторяемся, используя уже существующие алфавит, язык. Все мысли, все книги написаны одними и теми же буквами, с использованием одних и тех же слов, но это не доказывает их тождественности друг другу. И мы тоже надеемся, что использование терминов и выводов других наук еще не повод рассматривать данную работу в качестве бесполезного дублирования уже известных истин. Цель и логика социологии управления являются вполне самостоятельными, и именно им будут подчинены структура и содержание представляемого курса.

    По сути названия социология будет рассматриваться методом познания, а управление – предметом исследования. Поэтому, начав с общего описания социологии управления, чему посвящена первая глава, необходимо перейти к определению сути процесса управления, представленного во второй главе, в том числе кратко описав основные научные теории, отражающие развитие гуманистических тенденций в системе общественных наук. Ими лучше всего иллюстрируется процесс осознания теоретиками управления опережающей значимости социальных и психологических факторов по сравнению с объективными и материальными условиями. Ф. Тейлор, А. Файоль вряд ли могут быть отнесены к числу социологов, но социологическое понимание управления невозможно без учета выявленного ими действия технических, технологических, организационных факторов эффективности управления.

    Общество не есть простая сумма составляющих его элементов. Суть социологического подхода именно в том, что исследователем выявляются и анализируются те процессы и явления общественной жизни, которые не находят объяснения в характеристиках человека, его деятельности, окружающих условий. На поверхность поднимаются те общественные проявления, которые возникают только в обществе и обусловлены только обществом (группой, организацией, государством). Но по большей части это явления субъективного характера, то есть существующие только в человеческом воображении, хотя и несущие реально ощутимые объективные последствия. Например, общественное мнение. Представление о нем существует в первую очередь в сознании каждого индивида. Продукты культуры, права, религии, средства массовой информации сохраняют, распространяют и преумножают общественное мнение, но оно живо и в их отсутствии. Человек, его душа (психика) является первым и важнейшим сосудом хранения социальных фактов.

    Поэтому разговор о социуме необходимо начинать именно с изучения индивидуального сознания, в той части, в которой оно обеспечивает возникновение и формирование этого социума. Соответственно, третья глава предлагаемой работы посвящена вопросам, связанным с личностью индивида, ее структурой, потребностями, желаниями, ресурсами и способностями, обеспечивающими ее социализацию.

    Характеристика личности, ее способностей и потребностей позволяет понять механизмы объединения людей в группы, организации, сообщества. Понять причины и формы социального единения, роль и место управленческих фактов в системе социальных и межличностных отношений.

    Интеграция индивида в систему общественных отношений протекает по различным направлениям, на различных уровнях и в различных масштабах.

    Повторяемость, устойчивость и локализация межличностных отношений образуют почву для формирования социальных групп. Это простейшая форма социальных систем. В группе социальные отношения достигают наибольшего развития. Именно в группе возникает феномен социума. Именно группа трансформирует простые межличностные отношения в социальные, которые сами начинают формировать личностные характеристики членов группы.

    Формализовавшейся, институциональной формой социальных отношений являются организации людей, организаций и государства.

    Каждая из перечисленных форм социального взаимодействия людей, являясь результатом социализации, вносит свой вклад в социализацию следующих поколений. Перечисленные процессы и формы социализации индивида описаны в четвертой главе.

    Пятая глава посвящена собственно технологии управления.

    Необходимо сразу предупредить, что простое прочтение данной книги, равно как и прослушивание курса лекций, сами по себе не в силах создать эффективного руководителя. Слова без дел, теория без практики и знания без опыта не помогут стать искусным управленцем, не воспитают лидерских качеств. Книга, лекции – это всего лишь опорный материал, ориентир или компас в океане жизни. Но, чтобы научиться плыть по ней, надо плавать.

    Стремящийся стать руководителем должен учиться всегда, каждый миг наблюдая и анализируя собственные поступки и поступки других людей, находя и формулируя их общие закономерности, вырабатывая собственный характер, стиль управления.

    И подобно призыву, обращенному к представителям другой профессии: «Врач, излечись сам!», можно посоветовать и претенденту на звание руководителя: «Чтобы управлять другими, научись управлять собой!»