Юридические исследования - Основы региональной экономики. Гранберг А.Г. -

На главную >>>

Иные околоюридические дисциплины: Основы региональной экономики. Гранберг А.Г.


    В советской высшей школе региональная экономика не преподавалась. Проблемы, относящиеся к современному пониманию предмета региональной экономики, частично рассматривались в дисциплине "Экономическая география", а также в разделах дисциплин по планированию и управлению народным хозяйством. При этом экономическая география (или экономическая и социальная география) входила только в начальный цикл экономического образования, т.е. изучалась раньше экономической теории (как правило, в первый год учебного плана), и уже, поэтому представляла собой в основном описательную дисциплину.

    Курс "Размещение производительных сил", заменивший в некоторых высших школах (университетах) экономическую географию, по сути, является ее усложненной модификацией. Он включает некоторые конструктивные дополнения описательной экономической географии: методы обоснования размещения производства, начальные представления о задачах и инструментах региональной политики и т.п. И экономическая география, и размещение производительных сил мало связаны с фундаментальными дисциплинами современного экономического образования (макроэкономикой и микроэкономикой), оставляют в стороне изучение основных проблем рыночной экономики, только обозначают возможности и методы регулирования регионального развития.


    Гранберг А.Г. Основы региональной экономики


     

    Сведения об авторе

    Александр Григорьевич Гранберг — видный российский экономист. Академик Российской академии наук, доктор экономических наук, профессор. Основные направления научных исследований — математическое моделирование экономики, теории и методы пространственного экономического анализа и прогнозирования, программы регионального развития. Председатель Совета по изучению производительных сил (СОПС) — старейшего научного учреждения России. Заведует кафедрой региональной экономики в Государственном университете — Высшей школе экономики. '

    В течение многих лет работал в Институте экономики Сибирского отделения РАН и Новосибирском государственном университете. Автор серии учебников для экономических вузов, в числе которых "Основы разработки межотраслевого баланса", "Динамические модели народного хозяйства", "Моделирование социалистической экономики".

    В 1990—1993 гг. — народный депутат России, председатель Комитета по межреспубликанским отношениям и региональной политике, советник Президента Российской Федерации. В 19% г. избран президентом Международной академии регионального развития и сотрудничества (МАРС). Действительный член Нью-Йоркской академии наук.

    Лауреат Государственной премии и премии Правительства Российской Федерации.




    Оглавление

    От издателя.

    Предисловие автора.

    Глава 1. Региональная экономика как наука.

    1.1. Что изучает региональная экономика.

    1.2. Основные понятия региональной экономики.

    1.2.1. Регион и системы регионов.

    1.2.2. Экономическое пространство.

    1.3. Региональная экономика в системе наук.

    Ключевые понятия.

    Вопросы к главе.

    Рекомендуемая литература.

     

    Часть I. Теории и методы региональной экономики.

    Глава 2. Теоретические основы региональной экономики.

    2.1. Структура теорий региональной экономики.

    2.2. Генезис теорий региональной экономики.

    2.2.1. Фактор пространства в истории экономической мысли.

    2.2.2. Первые теории размещения производства.

    2.2.3. Теория центральных мест.

    2.2.4. Региональные рынки и пространственная теория цены.

    2.2.5. Теории региональной специализации и межрегиональной торговли.

    2.2.6. Общая теория размещения.

    2.2.7. Учение о пространственной организации хозяйства А. Лёша.

    2.2.8. Формирование региональной науки

    2.3. Отечественная школа региональных экономических исследований.

    2.3.1. Основные направления исследований.

    2.3.2. Интеграция в мировую науку.

    2.4. Современные направления развития теорий региональной экономики.

    2.4.1. Новые парадигмы и концепции региона.

    2.4.2. Размещение деятельности.

    2.4.3. Пространственная организация экономики.

    2.4.4. Межрегиональные экономические взаимодействия

    Ключевые понятия

    Вопросы к главе

    Рекомендуемая литература

     

    Глава 3. Методы регионального анализа

    3.1. Схема функционирования экономики региона

    3.2. Статистическая база регионального анализа

    3.3. Направления анализа экономики региона

    3.4. Типологизация регионов.

    3.5. Анализ межрегиональных связей и территориальной структуры экономики

    Ключевые понятия

    Вопросы к главе

    Рекомендуемая литература

     

    Глава 4. Моделирование региональной экономики.

    4. Общие вопросы моделирования региональной экономики

    4.2. Модели отдельного региона.

    4.2.1. Модель межотраслевых материальных связей.

    4.2.2. Модель межотраслевых зависимостей цен и добавленной стоимости

    4.2.3. Межотраслевые зависимости конечного спроса и добавленной стоимости.

    4.2.4. Межотраслевые модели региона с открытыми внешними связями

    4.2.5. Оптимизационные модели

    4.2.6. Региональные эконометрические модели

    4.2.7. Укрупненная модель функционирования экономики региона

    4.2.8. Совершенствование моделирования экономики региона.

    4.3. Модели размещения.

    4.3.1. Модели транспортировки грузов.

    4.3.2. Модели размещения производства.

    4.3.3. Модели миграции населения.

    4.4. Межрегиональные модели национальной экономики.

    4.4.1. Межрегиональный межотраслевой баланс.

    4.4.2. Оптимизационные межрегиональные модели.

    4.4.3. Модель экономического взаимодействия регионов.

    Ключевые понятия.

    Вопросы к главе.

    Рекомендуемая литература.

     

    Часть II. Региональные проблемы России.

     

    Глава 5. Региональная динамика и трансформации экономического пространства.

    5.1. Региональные аспекты переходного периода.

    5.1.1. Физико-географический фон и исторические наслоения.

    5.1.2. Пространственная структура на начало 1990-х гг.

    5.1.3. Влияние переходных процессов на региональное развитие.

    5.2. Региональная социально-экономическая динамика.

    5.2.1. Динамика населения.

    5.2.2. Динамика производства и инвестиций.

    5.2.3. Занятость и доходы населения.

    5.2.4. Внешнеэкономическая деятельность.

    5.3. Усиление неоднородности экономического пространства и перспективы сближения регионов по экономическому и социальному развитию.

    5.3.1. Дифференциация уровней экономического развития регионов.

    5.3.2. Дифференциация региональных уровней доходов населения.

    5.3.3. Перспективы сближения регионов.

    5.4. Дезинтеграционные тенденции и возможности их преодоления.

    5.4.1. Внешние факторы дезинтеграции.

    5.4.2. Внутренние факторы дезинтеграции.

    5.4.3. Реинтеграция или новая интеграция?

    5.5. Необходимость новой стратегии территориального развития страны.

    Ключевые понятия.

    Вопросы к главе.

    Рекомендуемая литература.

     

    Глава 6. Проблемные регионы.

    6.1. Общие черты и особенности типов проблемных регионов.

    6.2. Отсталые (слаборазвитые) регионы.

    6.3. Депрессивные регионы.

    6.4. Приграничные регионы.

    6.5. Зона Севера.

    Ключевые понятия.

    Вопросы к главе.

    Рекомендуемая литература.

     

    Часть III. Государственное регулирование регионального развития.

     

    Глава 7. Мировой опыт государственного регулирования регионального развития.

    7.1. Проблемы региональной экономики в странах мира: общее и особенное.

    7.2. Сущность государственного регулирования регионального развития. Место региональной экономической политики.

    7.3. Институциональные и правовые основы регулирования регионального развития.

    7.3.1. Государственное устройство и роль регионов.

    7.3.2. Институты регулирования регионального развития.

    7.3.3. Правовые основы.

    7.4. Инструменты экономического регулирования.

    7.4.1. Планирование и прогнозирование.

    7.4.2. Бюджетный федерализм.

    7.4.3. Макро- и микроинструменты региональной политики.

    7.5. Особые региональные формы.

    7.5.1. Проблемные регионы и программы регионального развития.

    7.5.2. Специальные экономические зоны.

    7.6. Региональное развитие и наднациональная региональная политика Европейского союза.

    7.6.1. Региональный аспект развития ЕС.

    7.6.2. Наднациональная региональная политика.

    7.6.3. Реформирование политики.

    7.6.4. "Европа регионов".

    7.7. Об использовании зарубежного опыта.

    Ключевые понятия.

    Вопросы к главе.

    Рекомендуемая литература.

     

    Глава 8. Государственное регулирование регионального развития в Российской Федерации

    8.1. Становление государственного регулирования регионального развития в переходном периоде. Место региональной экономической политики.

    8.2. Основы региональной экономической политики.

    8.2.1. Цели и задачи.

    8.2.2. Нормативная правовая база.

    8.2.3. Институциональная структура.

    8.2.4. Средства реализации РЭП.

    8.3. Экономические механизмы регулирования регионального развития.

    8.3.1. Бюджетный федерализм в России.

    8.3.2. Макроэкономические регуляторы.

    8.4. Федеральные программы регионального развития.

    8.4.1. Принципы разработки и реализации региональных программ.

    8.4.2. Практика регионального программирования.

    8.5. Территории с особым экономическим статусом.

    8.5.1. Свободные экономические зоны.

    8.5.2. Другие особые формы.

    8.6. Об усилении действенности регулирования регионального развития.

    Ключевые понятия.

    Вопросы к главе:

    Рекомендуемая литература.


    От издателя

    Программа Тасис, инициированная Европейским союзом в 1991 г., призвана способствовать развитию плодотворных экономических и политических связей между Европейским союзом, с одной стороны, и странами бывшего СССР и Монголией, с другой. Программа реализуется путем предоставления на безвозмездной основе грантов на осуществление проектов, вносящих вклад в процесс перехода к рыночной экономике и демократическому обществу.

    Данная книга входит в серию учебников для средней и высшей школы, подготовленных по проекту Тасис "Преподавание экономических и бизнес-дисциплин в средних школах, технических и классических университетах", осуществлявшемуся Фондом экономических исследований Университета "Эразмус" (Роттердам) и Государственным университетом — Высшей школой экономики (Москва) в 1994—1998 гг.

    Основная задача проекта — распространение современных экономических знаний и методов обучения в Российской Федерации, создание жизнеспособной системы преподавания экономических дисциплин. В рамках проекта организовывались курсы краткосрочной переподготовки преподавателей экономических дисциплин, как в Москве, так и в регионах (пилотные центры проекта — Новосибирск, Пермь) — ряд преподавателей, прошедших переподготовку в Москве, продолжали обучение в Нидерландах и Великобритании; модернизировались учебные программы региональных университетов; проводились консультации с западными экспертами; профессорами университетов "Эразмус" и Париж—1, Пантеон—Сорбонна читались лекции; молодым преподавателям из регионов предоставлялась возможность обучения в магистратуре ГУ ВШЭ и МЭСИ; осуществлялась поддержка в формировании современных библиотек и компьютерных классов.




    Предисловие автора

    В советской высшей школе региональная экономика не преподавалась. Проблемы, относящиеся к современному пониманию предмета региональной экономики, частично рассматривались в дисциплине "Экономическая география", а также в разделах дисциплин по планированию и управлению народным хозяйством. При этом экономическая география (или экономическая и социальная география) входила только в начальный цикл экономического образования, т.е. изучалась раньше экономической теории (как правило, в первый год учебного плана), и уже, поэтому представляла собой в основном описательную дисциплину.

    Курс "Размещение производительных сил", заменивший в некоторых высших школах (университетах) экономическую географию, по сути, является ее усложненной модификацией. Он включает некоторые конструктивные дополнения описательной экономической географии: методы обоснования размещения производства, начальные представления о задачах и инструментах региональной политики и т.п. И экономическая география, и размещение производительных сил мало связаны с фундаментальными дисциплинами современного экономического образования (макроэкономикой и микроэкономикой), оставляют в стороне изучение основных проблем рыночной экономики, только обозначают возможности и методы регулирования регионального развития.

    В российской науке региональная экономика давно признана как самостоятельная и важная отрасль знаний, что находит отражение в названиях научно-исследовательских институтов, научных советов, диссертационной специальности, рубрик научных библиографий и т.п.

    Таким образом, в этой области образовался разрыв между наукой и образованием. И только в самые последние годы вузы вводят курс "Региональная экономика". Однако анализ используемых программ показывает, что базой данного курса продолжают оставаться "Экономическая география" или "Размещение производительных сил". Это характерно, например, для учебника "Региональная экономика" под редакцией профессора Т. Г. Морозовой (1998).

    Наша позиция состоит в том, что, во-первых, региональная экономика не обязательно должна заменять экономическую географию, во-вторых, экономической географии не следует камуфлироваться в одеждах региональной экономики. Обе учебные дисциплины имеют право на существование. Все дело — в разумном их взаимодополнении и качестве учебно-методического обеспечения. (В Государственном университете — Высшей школе экономики "Экономическая география" изучается на первом курсе бакалавриата, а "Основы региональной экономики" — на третьем курсе. Обе дисциплины ведутся кафедрой региональной экономики и экономической географии по согласованным программам).

    В России издается много литературы по теории и практике региональной экономики, которая может использоваться и уже используется для преподавания различных разделов курса региональной экономики. Однако ни одна из имеющихся на русском языке книг не может заменить сбалансированный учебник.

    На Западе наиболее популярна как учебник книга X. Армстронга и Дж. Тэйлора "Региональная экономика и политика", выдержавшая уже несколько изданий (H. Armstrong and J. Taylor. Regional Economics and Policy). Признан также учебник М. Тэмпл (M. Temple Regional Economics). Ранее широко использовался учебник X. Ричардсона (H. Richardson. Regional Economics). Авторитетен написанный интернациональным коллективом видных регионалистов хэндбук по региональной и городской экономике (Handbook of Regional and Urban Economics). Значительными достоинствами как учебно-справочное пособие обладает книга А. Бендавида-Вала "Региональный и локальный экономический анализ для практиков" (A. Bendavid-Val. Regional and Local Economic Analysis for Practioners). Автор использует эти книги, но ни одна из них не имеет доминирующего влияния.

    Перевод на русский язык отмеченных и других интересных книг по современной регионалистике помог бы поднять интерес к региональной экономике и активизировать ее преподавание. Для подтверждения этой гипотезы сошлюсь на опыт издания и использования многочисленных западных учебников по макроэкономике и микроэкономике (не менее 20—30 томов). Однако, как известно, по этим дисциплинам с успехом издаются учебники и отечественных авторов. Тем более необходимы российские учебники по региональной экономике, ибо российские региональные сюжеты из-за своего неповторимого своеобразия не могут полноценно вписаться ни в какой западный учебник.

    Автор рассматривает подготовку настоящего учебника как небольшой шаг на пути регионализации экономического мышления и образования. В идеале же региональная экономика должна занять место третьего кита в фундаментальной подготовке экономистов вместе с макроэкономикой и микроэкономикой.

    Главными задачами преподавания с помощью настоящего учебника являются:

    осознание роли региональных аспектов и факторов в социально-экономическом развитии;

    овладение теоретическими основами региональной экономики (включая альтернативные подходы), методами региональных исследований, инструментами региональной экономической политики;

    усвоение современных проблем регионального развития и региональной экономической политики в России;

    ознакомление с зарубежным опытом региональных исследований и региональной политики.

    Главные проблемы при подготовке учебника, помимо очевидной сложности рассказать обо всем важном в рамках ограниченного объема, были связаны с необходимостью, во-первых, найти приемлемое сочетание отечественных (российских) и мировых (западных) традиций в исследованиях и практике регионального развития (территориальной организации хозяйства); во-вторых, отразить особенности переходных процессов в России и обусловленные этими процессами возможности и пределы использования теорий, методологии, мирового и отечественного опыта регионального развития.

    Учебник, помимо вводной главы (гл. 1 "Региональная экономика как наука") включает три части: I. Теории и методы региональной экономики; II. Региональные проблемы России; III. Государственное регулирование регионального развития.

    Чтение учебника предполагает знание основ современной экономической теории (как минимум в объеме макро-и микроэкономики-1), высшей математики, теоретической и экономической статистики. Для ускоренного или прикладного режимов изучения (первого чтения) отдельные главы могут пропускаться. При этом ускоренный режим обходит теоретическую и математико-экономическую главы, а прикладной сосредоточивает внимание на практике функционирования и регулирования региональной экономики (см. табл. 1).

    Подготовка учебника велась при поддержке программы Тасис и Университета Эразма (Роттердам, Нидерланды). Значительную помощь в выборе структуры учебника и селекции западных источников оказывал официальный консультант доктор С. Вагенаар. На всех этапах работы, начиная с первоначального замысла, автор ощущал доброжелательное содействие руководителя программы профессора С. Козна. Много ценных рекомендаций по рукописи учебника дали виднейшие специалисты по региональной экономике профессора П. Нийкэмп (Нидерланды) и Ф. Сникарс (Швеция).

    При подготовке отдельных разделов книги автор использовал материалы, которые любезно предоставляли С.С. Артоболевский, М.К. Бандман, О.П. Бурматова, В.С. Варламов, Н.И. Ларина, В.Н. Лексин, А.Н. Пилясов, А.Ю. Скопин, С.А. Суспицын, А.Н. Швецов. Основные расчеты и графические иллюстрации выполнила к.э.н. Ю.С. Зайцева. Техническую подготовку рукописи осуществляла к.э.н. Т.Н. Зайцева с участием З.М. Чечеткиной, Ж.Б. Васильевой, И.В. Фарафоновой. Автор приносит им большую благодарность и выражает надежды на продолжение сотрудничества.

    Проект учебника обсуждался в Новосибирском государственном университете и Новосибирском государственном техническом университете, на совещании, проводившемся Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Государственным университетом — Высшей школой экономики, в Школе Международной академии регионального развития и сотрудничества. Автор благодарит рецензентов Г.В. Былова, И.В. Липсица, А.А. Нещадина, а также Г.П. Литвинцеву, Л.Л. Любимова, А.С. Маршалову, А.С. Новоселова, Н.Г. Шишацкого, Б.М. Штульберга и других коллег за ценные рекомендации, которые нашли отражение в переработанном варианте.

    Публикация данной книги предполагает подготовку более продвинутых учебников как в целом по предмету региональной экономики, так и по отдельным его частям. Автор надеется, что "Основы" облегчат решение этой задачи новым авторам и авторским коллективам.