Юридические исследования - УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ. Н.Н. ТРЕНЕВ -

На главную >>>

Иные околоюридические дисциплины: УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ. Н.Н. ТРЕНЕВ



        Н.Н. ТРЕНЕВ
        УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ



    Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям



    Москва

    "Финансы и статистика"

    2000

     УДК 336

    ББК 65.26-2

    Т66

    РЕЦЕНЗЕНТЫ:

    факультет управления и прикладной математики Московского физико-технического института: доктор экономических наук, профессор С.В. Ильдеменов


    Тренев Н.Н. Управление финансами: Учеб. пособие.– М: Финансы и статистика, 2000 – 496 с.: ил.

    ISBN 5-279-01931-3

    Одна из первых книг, в которой системно изложены современные профессиональные приемы и методы управления финансами. В целях облегчения понимания материал проиллюстрирован примерами и графиками отражающими основные типы зависимостей Рассматривается практика использования методов управления финансами на действующих предприятиях (из опыта работы ЗАО “РОЭЛ Консалтинг”). Дается материал по управлению финансами в условиях экономического кризиса.

    Для студентов и аспирантов по экономико-математическим специальностям, практиков-профессионалов (финансовых директоров, аналитиков финансово-плановых работников, разработчиков систем управления финансами).


     

    Учебное пособие

     

    Тренев Николай Николаевич

     

    УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

     

    Заведующая редакцией Н.Ф. Карпычева

    Ведущий редактор Л.В. Тимошенкова

    Младший редактор Г.В. Серебрякова

    Художественный редактор О.Н. Поленова

    Технические редакторы Е.В. Кузьмина. И.В. Завгородняя

    Корректоры Т.М. Колпакова, Г.В. Хлопцева

    Обложка художника А.В. Лебедева


    ИБ № 3828 Лицензия ЛР № 010156 от 29.01.97


    Подписано в печать 01.08.2000. Формат 60´ 88/16. Гарнитура “Таймс”. Печать офсетная. Усл.п.л. 30.38. Уч.-изд.л.26,89. Тираж 4000 экз. Заказ 2608. “С” 144


    Издательство “Финансы и статистика”. 101000, Москва, ул. Покровка, 7. Телефон (095) 925-35-02, факс (095) 925-09-57. E-mail: [email protected] http://www.finstat.ru


    Великолукская городская типография Комитета по средствам массовой информации и связям с общественностью администрации Псковской области. 182100, Великие Луки, ул. Полиграфистов, 78/12. Тел./факс: (811-53) 3-62-95. E-mail:

    [email protected]


    Оглавление

    Введение

    Раздел 1. Основные понятия финансового анализа

    Глава 1. Точка безубыточности

    Глава 2. Издержки

    Глава 3. Структура капитала

    Глава 4. Налоговый щит

    Глава 5. Правило рычага

    Глава 6. Управление запасами

    6.1. Оптимальные объемы запасов и наличности

    6.2. Длина очереди и оптимальный объем запасов

    Глава 7. Вопросы ценообразования

    Раздел 2. Финансовые потоки

    Глава 8. Типы финансовых (денежных) потоков и процентов

    Глава 9. Бюджетинг и финансовые потоки

    Глава 10. Временная стоимость денег

    10.1. Приведенная стоимость и внутренняя ставка дохода

    10.2. Скидка при оплате наличными

    10.3. Стоимость задержек во времени, трансакционная стоимость и свэп (SWAP)

    10.4. Погашение кредита равными частями

    10.5. Налоговый щит и финансовые потоки

    Глава 11. Стоимость ценных бумаг

    Глава 12. Рыночная стоимость фирмы

    12.1. Рыночная стоимость капитала фирмы

    12.2. Стоимость капитала фирмы без заемного капитала и с заемным капиталом

    12.3. Стоимость фирмы

    12.4. Влияние налогообложения на структуру капитала

    Глава 13. Амортизация

    13.1. Налоговый щит амортизации

    13.2. Методы расчета амортизации

    Глава 14. Учет инфляции

    Глава 15. Аренда и покупка

    Глава 16. Эвристические приемы и методы

    Раздел 3. Финансовый анализ в условиях риска и неопределенности

    Глава 17. Колебания курса акции

    Глава 18. Лотереи

    18.1. Отношение к риску

    18.2. Страхование

    Глава 19. Правило арбитража

    Глава 20. Составление портфеля

    20.1. Доходность портфеля

    20.2. Премия за риск

    20.3. Коэффициент бета (b)

    20.4. Возможности уменьшения риска

    20.5. Абсолютная премия за риск

    20.6. Обобщенная модель стоимости капитальных активов

    20.7. Арбитражная модель стоимости

    20.8. Определение коэффициента b j

    Глава 21. Хеджирование финансового риска

    Глава 22. Опционы

    22.1. Прибыль опциона на право покупки ценных бумаг

    22.2. Прибыль опциона на право продажи ценных бумаг

    Глава 23. Модели стоимости опционов

    23.1. Взаимосвязь стоимостей опционов на право продажи и покупки

    23.2. Паритет американского и европейского опционов

    23.3. Биноминальная модель стоимости опционов

    23.4. Модель Блэка-Шоулза

    23.5. Доказательство формулы Блэка-Шоулза

    23.6. Формула Тренева для расчета стоимости опциона

    23.7. Интерпретация формулы Блэка-Шоулза

    23.8. Коэффициент бета (b) для опциона

    Глава 24. Применение моделей стоимости опционов в управлении финансами фирмы

    24.1. Собственность как опцион на право покупки

    24.2. Инвестиционные решения

    24.3. Стоимость рискового долга

    24.4. Слияния и разделения фирм

    24.5. Ликвидация проекта

    Глава 25. Составление портфеля

    25.1. Анализ типового поведения акций

    25.2. Эффективность финансовых рынков

    25.3. Диверсификация

    25.4. Обвалы рынка

    Раздел 4. Интегрирующие подходы финансового анализа

    Глава 26. Дерево решений

    26.1. Пути повышения дохода

    26.2. Риск возврата на собственность

    26.3. Решение о выходе на рынок

    26.4. Деревья сетевого типа

    Глава 27. Методы повышения эффективности

    Глава 28. Коэффициенты

    Глава 29. Роль развитых финансовых рынков и институтов

    29.1. Ценность доступа к финансовым рынкам

    29.2. Ценность кредитов

    29.3. Общий подход к стоимости кредитов

    Глава 30. Стоимость поддержания организации

    Глава 31. Методы и приемы управления бизнесом

    31.1. Методология Тренева построения матриц стратегического выбора

    31.2. Принятие решений

    31.3. Планирование

    31.4. Выбор формы собственности

    Глава 32. Сигналы

    Глава 33. Этика и управление финансами

    33.1. Проценты за пользование деньгами

    33.2. Ростовщические проценты, накладные расходы и внутренняя ставка дохода

    33.3. Краткосрочная и долгосрочная выгоды

    33.4. Контроль финансов

    33.5. Формы оплаты труда

    33.6. Форма оплаты и стратегическая ориентация служащих

    33.7. Репутация – основной капитал фирмы

    Раздел 5. Практическое использование методов управления финансами

    Глава 34. Стратегическое управление предприятием

    34.1. Формирование стратегии управления

    34.2. Стратегия предприятия и его самоорганизация

    Глава 35. Принципы экономической самостоятельности

    Глава 36. Методы психологической поддержки при реструктуризации предприятий

    36.1. Знания по аналогии

    36.2. Психологические деловые игры

    Глава 37. Финансовый анализ

    Глава 38. Анализ сбоя при внедрении информационной системы управления финансами

    Глава 39. Анализ стратегической ориентации фирмы PC

    Глава 40. Антикризисное управление

    40.1. Анализ происходящих перемен (среды)

    40.2. Выявление возникающих проблем, их ранжирование

    40.3. Формирование подходов к решению проблем

    Глава 41. Типовое техническое задание по постановке информационной системы управления финансами

    41.1. Цели и задачи создания системы управления финансами

    41.2. Структура системы управления финансами

    41.3. Модульная структура системы управления финансами

    Литература


    Введение

    Большинство российских предприятий находится в критическом состоянии, одна треть из них по формальным признакам подходит к банкротству. Практически 100% директоров неблагополучных предприятий называют главными причинами такой ситуации:

    нехватку оборотных средств;


    падение платежеспособности спроса;


    неразумную налоговую политику властей.


    Чем же похожи все неблагополучные предприятия? Они похожи не только неблагополучным финансовым состоянием (это скорее следствие) и не только одинаковыми проблемами. Общее – это видение руководящим звеном проблем предприятия. По мнению руководства, все причины находятся вне предприятия. К ним относятся:

    отсутствие оборотных средств в результате денежных реформ и нестабильности рынка;


    падение спроса из-за отсутствия денежной массы;


    бартерные взаиморасчеты, представляющие собой нарушения привычных экономических и производственных связей;


    налоговое бремя, порожденное некомпетентностью чиновников.


    Видно, что позиция руководства предприятий – позиция “внутренней жертвы”, ищущей все причины своего неблагополучия вне рамок собственного поведения.

    Теперь посмотрим на эти же проблемы с позиции сильного менеджера:

    не хватает оборотных средств –


    анализируем сверхнормативные запасы на складах;


    продаем лишние;


    работаем с:


    неликвидами;

    незавершенной продукцией;

    дебиторами;

    сокращаем продолжительность коммерческого цикла;


    падает объем сбыта –


    усиливаем (создаем) службу маркетинга;


    налаживаем работу дилерской сети;


    создаем механизм реализации программы продвижения продукции на рынок.


    Таких мероприятий, проводимых целенаправленно и комплексно, достаточно для слома негативных тенденций.

    Опыт ЗАО “РОЭЛ Консалтинг” (Москва) по реализации программ реформирования и реструктуризации конкретных предприятий с целью повышения их экономической эффективности и конкурентоспособности показывает, что полная реализация комплексной программы:

    в течение полугода выводит предприятие из убыточного функционирования;


    за год-полтора:


    увеличивает рост экономической эффективности предприятия на 20–40%;


    удваивает:


    прибыль;

    зарплату;

    наполняемость бюджета.

    Разработка и последующее внедрение комплексной программы реформирования предприятия состоят из процесса взаимодействия локальных рабочих групп (подразделений, временных трудовых коллективов и т.п.) в рамках единой системы управления предприятием.

    Каждая рабочая группа разрабатывает и затем участвует в реализации отдельных фрагментов плана реструктуризации, таких, как постановка системы управления затратами, системы формирования ассортиментной политики, системы пополнения оборотных средств и прочих систем.

    Процесс формирования и принятия решений в отдельных группах происходит параллельно и практически независимо. Поэтому должен существовать механизм, обеспечивающий согласование решений, формирующихся в различных частях системы. Процедуры, направленные на координацию и формирование согласованных (непротиворечивых и находящихся в рамках единой стратегии) решений, формируются в группах стратегического планирования и управления изменениями.

    Основой такого механизма координирования деятельности подразделений и рабочих групп могут служить, как и происходит на практике, приемы и методы управления финансами.

    Сейчас особенно актуальна задача обучения верхнего и среднего звеньев управления предприятием профессиональным методам финансового планирования, включая методы выявления и “расшивки узких мест”, формирования и реализации приоритетных направлений деятельности.

    Переход к рыночной экономике вызвал потребность в хорошо разбирающихся во всех нюансах своей профессии специалистах и руководителях. Особенно высоки требования к специалистам в области управления финансами: любая ошибка, любой просчет могут обернуться и оборачиваются порой невосполнимыми финансовыми потерями.

    Профессиональное управление финансами неизбежно требует владения количественными методами. Современные количественные методы позволяют более точно оценивать неопределенную ситуацию и, как следствие, получать дополнительную прибыль.

    В последние годы появились учебники по финансовому менеджменту, которые достаточно успешно прикрыли имевшуюся брешь по подготовке специалистов (уровня бакалавра) в этой области. Это же дало возможность определить, что и в каком направлении нужно делать. Ряд предприятий сделал первые шаги по созданию системы управления финансами (бюджеты, управленческий учет и др.).

    Однако этого недостаточно. На предприятиях уже возникли вопросы: Как лучше считать? Почему и в каких ситуациях целесообразно применять те или другие методы расчетов? Когда можно или нельзя использовать подходы, отработанные зарубежными специалистами? Как принимать эффективные финансовые решения? Как провести многочисленные расчеты (какой математикой надо владеть)? и др. На такие вопросы (особенно по применению мирового опыта) могут ответить только профессионалы на уровне магистра и кандидата наук.

    Учебное пособие включает ряд новых вопросов (таких, как управление финансовыми рисками, работа на фондовом рынке и др.) и дает более фундаментальную основу по финансовой математике, характерную для западных изданий на такую тему.

    В то же время следует отметить, что предлагаемое учебное пособие – попытка системно изложить проблему с адаптацией к российским условиям и особенностям образования. Описаны математические соотношения, в том числе оригинальные компьютерные программы, результаты параметрических расчетов по которым проиллюстрированы во всех разделах. Последние позволяют глубже понять сложные взаимозависимости.

    В данной книге изложены современные методы управления финансами, для облегчения их понимания приведены примеры и графики, отражающие основные типы зависимостей. Особое внимание уделено принципам построения моделей и методов проведения количественных оценок. Все финансовые модели и методы приведены в единую систему.

    Автор благодарит директора ЗАО “РОЭЛ Консалтинг” В.Н. Тренева за оказанную помощь при подготовке некоторых материалов к учебному пособию.