Юридические исследования - МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ. А. М. СМОЛКИН -

На главную >>>

Иные околоюридические дисциплины: МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ. А. М. СМОЛКИН


    Учебник охватывает ряд дисциплин, предусмотренных Государственным образовательным стандартом по специальности “Менеджмент”. В основном это “Теория организации” и “Организационное поведение”, а также другие вопросы, связанные с реализацией организационной функции менеджмента.

    Для студентов высших учебных заведений и слушателей системы дополнительного профессионального образования, а также преподавателей и специалистов-практиков.


    ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ   
    серия основана в 1996 г.

     

    А. М. СМОЛКИН

     
    МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ

    УЧЕБНИК

    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям

    УДК 338.2(075.8)

     


    ББК 65.290-2я73

    С51

    Рецензенты: д.э.н., проф. Коротков Э.М.;

    д.э.н., проф. Кочикян В.П.;

    д.э.н., проф. Павленко А.П.

    Смолкин А. М. Менеджмент: основы организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002.- 248 с. - (Серия “Высшее образование”).

    ISBN 5-16-000598-6

    Учебник охватывает ряд дисциплин, предусмотренных Государственным образовательным стандартом по специальности “Менеджмент”. В основном это “Теория организации” и “Организационное поведение”, а также другие вопросы, связанные с реализацией организационной функции менеджмента.

    Для студентов высших учебных заведений и слушателей системы дополнительного профессионального образования, а также преподавателей и специалистов-практиков.

    УДК 338.2(075.8)

    ББК 65.290-2я73

    ISBN 5-16-000598-6

    Смолкин А. М., 1999, 2000



    Оглавление

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ

    1.1. Основные понятия

    1.2. Формирование и развитие теории организации

    1.3. Cистемный подход к определению сущности организации

    ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ в производственных системах

    2.1. Сущность организационной деятельности в производственных системах

    2.2. Три сферы организационной деятельности в производственной системе

    2.3. Организационные функции управления и самоорганизация

    ГЛАВА 3 Организационное проектирование

    3.1. Системный подход к анализу и проектированию организационных связей

    3.2. Моделирование надежности организации производственной системы

    3.3. Проектирование структур управления

    ГЛАВА 4 РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

    4.1. Организационное управленческое решение: сущность и особенности

    4.2. Требования к решению и ограничения

    4.3. Технология принятия организационного решения

    4.4. Методы формирования идей организационного решения

    ГЛАВА 5 АДАПТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

    5.1. Адаптивное управление

    5.2. Организационные преобразования

    5.3. Комплексный программно-целевой подход к управлению организационным развитием

    5.4. Управление процессом организационного совершенствования

    ГЛАВА 6 ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

    6.1. Роль человека в организации

    6.2. Организационное поведение

    6.3. Мотивы организационного поведения

    6.4. Поведение в процессах организационных нововведений

    6.5. Конфликты в организации

    ГЛАВА 7. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ПЕРСОНАЛ

    7.1. Культура организации и организационная культура

    7.2. Требования к менеджерам производства

    7.3. Требования к функциональным менеджерам (руководителям и специалистам функциональных служб)

    7.4. Требования к специалистам по организации производственных систем

    ГЛАВА 8. ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА — ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

    8.1. Организация обучения кадров предприятия

    8.2. Концепция взаимосвязанного развития организационной культуры и знаний

    8.3. Формирование и подготовка резерва адаптивных менеджеров

    8.4. Формирование активной позиции и экономического мышления как факторов организационной инициативы работников

    8.5. Инновационная подготовка кадров

    8.6. Содержание, формы и методы обучения

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Процесс подготовки кадров в системе высшего профессионального образования по специальности 061100 — “Менеджмент” наряду с общепрофессиональной дисциплиной “Менеджмент” включает также изучение таких дисциплин, как теория организации, организационное поведение, инновационный менеджмент, управление персоналом, разработка управленческого решения и др. Во всех этих дисциплинах в той или иной мере освещаются вопросы организационной функции менеджмента. Важность этих вопросов в системе знаний менеджера не подлежит сомнению. Более того, трудно представить себе управление без организационной деятельности. Любое дело, прежде чем им управлять, надо организовать, а затем постоянно поддерживать организацию в состоянии, адекватном условиям и требованиям рынка.

    Организация как специфическая область деятельности менеджмента проявляет себя и в качестве одной из функций управления, и в виде организационного проектирования (принятия решений по совершенствованию организации). В современных условиях последнее приобретает особое значение и актуальность. Организационное проектирование и совершенствование организации выступают как часть инновационного или инвестиционного проектирования и как непременное условие реализации того и другого, но также вносят самостоятельный вклад в повышение эффективности предприятия (организации) за счет роста производительности труда, снижения издержек производства и т. п. В условиях острого дефицита капиталовложений в реконструкцию или техническое перевооружение предприятия совершенствование организации становится одним из радикальных способов выживания и развития. Любая реструктуризация, естественно, сопровождается и преобразованием организации. Вместе с тем, при всей значимости этих вопросов в научной и учебной литературе им не уделяется достаточного внимания. Часть из них освещается в различных учебниках по менеджменту, однако специальной учебной литературы, посвященной проблеме организации как специфической области деятельности, пока, к сожалению, мало.

    В настоящей книге предпринята одна из первых попыток представить вопросы организации в сконцентрированном виде, охватив тематику теории организации, организационного поведения, а также частично — инновационного менеджмента и управления персоналом. Особое внимание уделяется вопросам организационного проектирования, технологии разработки и принятия организационных решений, управления организационным развитием и формирования организационной культуры. В основу изложения и определения многих понятий автором положен системный подход к организации. С этих позиций он предлагает читателю по-новому взглянуть на некоторые известные или привычные явления в управлении, на роль менеджмента и процессы самоорганизации. Контрольные задания, логические и практические задания для самоподготовки (практикум), а также анализ конкретных ситуаций и деловые игры, предлагаемые автором, позволяют обучаемому перейти от теории к ее практическому применению. Автор как бы предлагает читателю не только усваивать, но и практически осваивать и развивать полученные знания.

    Цель курса — дать читателю основы теоретических знаний и показать область их применения; сформировать представление о смежных дисциплинах, позволяющих углубить изучение предмета; наконец, сформировать или усовершенствовать его профессиональные навыки в организационной деятельности менеджмента. Книга представляет собой учебник для высших учебных заведений и системы дополнительного профессионального образования. Ее с интересом и пользой для себя прочтут руководители и специалисты (практикующие менеджеры), а также преподаватели, читающие курс “Менеджмент”. Последним, в частности, адресован заключительный подраздел учебника, где приводятся рекомендации по методам активного обучения.

    Автор учебника Абрек Маркович Смолкин - первый проректор Высшей школы приватизации и предпринимательства, профессор — имеет большой практический опыт организатора производства на промышленном предприятии. Более 25 лет он преподает в вузах и системе дополнительного профессионального образования, занимается научной и консультационной деятельностью. Широко известен как специалист в области применения методов активного обучения. Под его руководством и при его участии выпущено 11 сборников ситуационных производственных задач, три сборника деловых игр и ряд других дидактических разработок. В число его работ входят книги: Методы активного обучения. - М.: Высшая школа, 1991; Организационная перестройка на предприятии. — М.: Экономика, 1991; Принятие решения как процесс управленческого труда. — М.: Экономика, 1977 и др. В книге в немалой степени отражен личный управленческий и педагогический опыт автора.

    Учебник в основном построен на примерах и сюжетах производственного менеджмента. Однако его основные положения и выводы с небольшими коррективами вполне применимы к любой области организационно-управленческой деятельности.

    В. И. Кошкин,

    доктор экономических наук, профессор