ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ серия основана в 1996 г.
А. М. СМОЛКИН
МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНИК
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям
УДК 338.2(075.8)
ББК 65.290-2я73
С51
Рецензенты: д.э.н., проф. Коротков Э.М.;
д.э.н., проф. Кочикян В.П.;
д.э.н., проф. Павленко А.П.
Смолкин А. М. Менеджмент: основы организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002.- 248 с. - (Серия “Высшее образование”).
ISBN 5-16-000598-6
Учебник охватывает ряд дисциплин, предусмотренных Государственным образовательным стандартом по специальности “Менеджмент”. В основном это “Теория организации” и “Организационное поведение”, а также другие вопросы, связанные с реализацией организационной функции менеджмента.
Для студентов высших учебных заведений и слушателей системы дополнительного профессионального образования, а также преподавателей и специалистов-практиков.
УДК 338.2(075.8)
ББК 65.290-2я73
ISBN 5-16-000598-6
Смолкин А. М., 1999, 2000
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Основные понятия
1.2. Формирование и развитие теории организации
1.3. Cистемный подход к определению сущности организации
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ в производственных системах
2.1. Сущность организационной деятельности в производственных системах
2.2. Три сферы организационной деятельности в производственной системе
2.3. Организационные функции управления и самоорганизация
ГЛАВА 3 Организационное проектирование
3.1. Системный подход к анализу и проектированию организационных связей
3.2. Моделирование надежности организации производственной системы
3.3. Проектирование структур управления
ГЛАВА 4 РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
4.1. Организационное управленческое решение: сущность и особенности
4.2. Требования к решению и ограничения
4.3. Технология принятия организационного решения
4.4. Методы формирования идей организационного решения
ГЛАВА 5 АДАПТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
5.1. Адаптивное управление
5.2. Организационные преобразования
5.3. Комплексный программно-целевой подход к управлению организационным развитием
5.4. Управление процессом организационного совершенствования
ГЛАВА 6 ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
6.1. Роль человека в организации
6.2. Организационное поведение
6.3. Мотивы организационного поведения
6.4. Поведение в процессах организационных нововведений
6.5. Конфликты в организации
ГЛАВА 7. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ПЕРСОНАЛ
7.1. Культура организации и организационная культура
7.2. Требования к менеджерам производства
7.3. Требования к функциональным менеджерам (руководителям и специалистам функциональных служб)
7.4. Требования к специалистам по организации производственных систем
ГЛАВА 8. ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА — ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
8.1. Организация обучения кадров предприятия
8.2. Концепция взаимосвязанного развития организационной культуры и знаний
8.3. Формирование и подготовка резерва адаптивных менеджеров
8.4. Формирование активной позиции и экономического мышления как факторов организационной инициативы работников
8.5. Инновационная подготовка кадров
8.6. Содержание, формы и методы обучения
ПРИЛОЖЕНИЯ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРЕДИСЛОВИЕ
Процесс подготовки кадров в системе высшего профессионального образования по специальности 061100 — “Менеджмент” наряду с общепрофессиональной дисциплиной “Менеджмент” включает также изучение таких дисциплин, как теория организации, организационное поведение, инновационный менеджмент, управление персоналом, разработка управленческого решения и др. Во всех этих дисциплинах в той или иной мере освещаются вопросы организационной функции менеджмента. Важность этих вопросов в системе знаний менеджера не подлежит сомнению. Более того, трудно представить себе управление без организационной деятельности. Любое дело, прежде чем им управлять, надо организовать, а затем постоянно поддерживать организацию в состоянии, адекватном условиям и требованиям рынка.
Организация как специфическая область деятельности менеджмента проявляет себя и в качестве одной из функций управления, и в виде организационного проектирования (принятия решений по совершенствованию организации). В современных условиях последнее приобретает особое значение и актуальность. Организационное проектирование и совершенствование организации выступают как часть инновационного или инвестиционного проектирования и как непременное условие реализации того и другого, но также вносят самостоятельный вклад в повышение эффективности предприятия (организации) за счет роста производительности труда, снижения издержек производства и т. п. В условиях острого дефицита капиталовложений в реконструкцию или техническое перевооружение предприятия совершенствование организации становится одним из радикальных способов выживания и развития. Любая реструктуризация, естественно, сопровождается и преобразованием организации. Вместе с тем, при всей значимости этих вопросов в научной и учебной литературе им не уделяется достаточного внимания. Часть из них освещается в различных учебниках по менеджменту, однако специальной учебной литературы, посвященной проблеме организации как специфической области деятельности, пока, к сожалению, мало.
В настоящей книге предпринята одна из первых попыток представить вопросы организации в сконцентрированном виде, охватив тематику теории организации, организационного поведения, а также частично — инновационного менеджмента и управления персоналом. Особое внимание уделяется вопросам организационного проектирования, технологии разработки и принятия организационных решений, управления организационным развитием и формирования организационной культуры. В основу изложения и определения многих понятий автором положен системный подход к организации. С этих позиций он предлагает читателю по-новому взглянуть на некоторые известные или привычные явления в управлении, на роль менеджмента и процессы самоорганизации. Контрольные задания, логические и практические задания для самоподготовки (практикум), а также анализ конкретных ситуаций и деловые игры, предлагаемые автором, позволяют обучаемому перейти от теории к ее практическому применению. Автор как бы предлагает читателю не только усваивать, но и практически осваивать и развивать полученные знания.
Цель курса — дать читателю основы теоретических знаний и показать область их применения; сформировать представление о смежных дисциплинах, позволяющих углубить изучение предмета; наконец, сформировать или усовершенствовать его профессиональные навыки в организационной деятельности менеджмента. Книга представляет собой учебник для высших учебных заведений и системы дополнительного профессионального образования. Ее с интересом и пользой для себя прочтут руководители и специалисты (практикующие менеджеры), а также преподаватели, читающие курс “Менеджмент”. Последним, в частности, адресован заключительный подраздел учебника, где приводятся рекомендации по методам активного обучения.
Автор учебника Абрек Маркович Смолкин - первый проректор Высшей школы приватизации и предпринимательства, профессор — имеет большой практический опыт организатора производства на промышленном предприятии. Более 25 лет он преподает в вузах и системе дополнительного профессионального образования, занимается научной и консультационной деятельностью. Широко известен как специалист в области применения методов активного обучения. Под его руководством и при его участии выпущено 11 сборников ситуационных производственных задач, три сборника деловых игр и ряд других дидактических разработок. В число его работ входят книги: Методы активного обучения. - М.: Высшая школа, 1991; Организационная перестройка на предприятии. — М.: Экономика, 1991; Принятие решения как процесс управленческого труда. — М.: Экономика, 1977 и др. В книге в немалой степени отражен личный управленческий и педагогический опыт автора.
Учебник в основном построен на примерах и сюжетах производственного менеджмента. Однако его основные положения и выводы с небольшими коррективами вполне применимы к любой области организационно-управленческой деятельности.
В. И. Кошкин,
доктор экономических наук, профессор
| |