Юридические исследования - Основы судебно-психологической экспертизы. Нагаев В.В. -

На главную >>>

Иные околоюридические дисциплины: Основы судебно-психологической экспертизы. Нагаев В.В.


    В настоящее время трудно себе представить высококвалифицированное расследование, разбирательство в суде или в другом компетентном органе без привлечения знаний психологии. Вместе с тем пока относительно разработанными можно считать лишь несколько направлений использования таких знаний.


    Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы.- М., 2003.- 431 c.


    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Предисловие    3
    Глава 1. История станомения судебно-психологической экспертизы    8
    Глава 2. Сущность и значение экспертизы    16
    Глава 3. Цели и задачи судебно-психологической экспертизы    23
    Глава 4. Формы использования специальных психологических знаний в экспертизе    30
    Глава 5. Предмет и виды судебно-психологической экспертизы
    5.1. Предмет судебно-психологической экспертизы    37
    5.2. Виды судебно-психологической экспертизы    44
    Глава 6. Специфика и порядок назначения судебно-психологической экспертизы
    6.1. Компетенция судебно-психологической экспертизы    54
    6.2. Порядок назначения судебно-психологической экспертизы    59
    6.3. Специфика назначения судебно-психологической экспертизы в стадии рассмотрения дела в суде    65
    6.4. Этический аспект судебно-психологической экспертизы    67
    Глава 7. Права и обязанности лица (органа), назначающего экспертизу    72
    Глава 8. Права и обязанности эксперта    77
    8.1. Права и обязанности эксперта-психолога    80
    Глава 9. Права и обязанности подэкспертного (подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, свидетеля, потерпевшего)    85
    Глава 10. Организация проведения судебно-психологической экспертизы    99
    10.1. Этапы проведения психодиагностического исследования    99
    10.2. Методические подходы к организации судебно-психологической диагностики    105
    Глава 11. Некоторые общие положения для судебно-психологической экспертизы во всех видах юрисдикции    114
    Глава 12. Некоторые особенности судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе    118
    12.1 Поводы обязательного назначения СПЭ в уголовном процессе и постановка вопросов перед экспертом    123
    12.2. Поводы факультативного (необязательного) назначения СПЭ в уголовном процессе    129
    Глава 13. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний
    13.1. Основные понятия аффективных процессов    142
    13.2. Психическая напряженность    152
    13.3. Стрессовые состояния    154
    13.4. Фрустрация    156
    13.5. Юридическое значение экспертизы эмоциональных состояний    163
    13.6. Формулировка вопросов, выносимых на экспертизу физиологического аффекта    166
    13.7. Психологические механизмы физиологического аффекта. Оценка по стадиям аффективного процесса    167
    13.8. Убийство, совершенное в состоянии аффекта    171
    13.9. Характер убийства, совершенного в состоянии аффекта    173
    13.10. Аффект и мотив ревности    174
    Глава 14. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних
    14.1. Понятие психологической экспертизы несовершеннолетних    179
    14.2. Особенности психологических способностей несовершеннолетних давать показания по делу    183
    14.3. Психологические особенности несовершеннолетнего, имеющие значение для уголовного    190
    14.4. Юридическое значение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних    194
    14.5. Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых    198
    14.6. Формулировки вопросов судебно-следственных органов экспертам    202
    14.7. Основные принципы и критерии производства судебно-психологической экспертизы по делам несовершеннолетних    216
    Глава 15. Судебно-психологическая экспертиза по делам против половой неприкосновенности и фактам сексуального насилия    222
    15.1. Тенденции роста сексуального насилия    223
    15.2. Объект и характер половых преступлений    224
    15.3. Требования к материалам, представляемым на экспертизу    233
    15.4. Общий план экспертного исследования личности потерпевшей    234
    15.5. Психологические особенности понимания потерпевшей характера и значения совершаемых с ней действий    242
    15.6. Особенности исследования личности обвиняемого в ходе судебно-психологической экспертизы    246
    15.7. Судебно-психологическая экспертиза в ситуациях группового изнасилования    256
    Глава 16. Социально-психологическая оценка суицидного поведения и его судебно-психологическая экспертиза    260
    16.1. Некоторые концепции формирования суицидов    262
    16.2. Суицидальная настроенность    265
    16.3. Психолого-правовая оценка доведения человека до самоубийства    267
    16.4. Основные признаки состава преступления — доведения до самоубийства    268
    16.5. Посмертная экспертиза, ее особенности и значение    269
    16.6. Комплексные психолого-психиатрические экспертизы по факту самоубийства    276
    Глава 17. Социально-психологическая оценка организованной преступности и ее судебно-психологическое исследование
    17.1. Психология организованной преступности    282
    17.2. Организованная преступность несовершеннолетних    290
    17.3. Юридическая оценка организованной преступности    293
    17.4. Судебно-психологическое исследование организованной преступности    295
    Глава 18. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе
    18.1. Основания для назначения судебно-психологической экспертизы в гражданском процесс    298
    18.2. Обстоятельства и поводы к назначению судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе    299
    18.3. Компетенция судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве    302
    18.4. Этапы, методы и процедуры судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве    303
    18.5. Формулирование вопросов эксперту. Заключение эксперта-психолога    307
    18.6. Судебно-психологическая экспертиза в судах по спорам о праве на воспитание детей    316
    18.7. Споры между родителями о месте проживания детей (статьи 24, 65 СК РФ)    320
    18.8. Спор между родителями о порядке участия в воспитании ребенка отдельно проживающего родителя    321
    18.9. Дела о лишении родительских прав (ст. 69 СК РФ)    322
    18.10. Дела, связанные с отменой усыновления по основаниям статей 140 и 141 СК РФ    324
    Глава 19. Судебно-психологическая экспертиза по делам о моральном вреде    325
    19.1. Определение понятия 'моральный вред'    325
    19.2. Правовой регламент судебно-психологической экспертизы по делам о моральном вреде    327
    19.3. Судебная оценка морального вреда    328
    19.4. Последствия морального вреда (медико-психологические, социально-моральные)    330
    19.5. Судебно-психологическая экспертиза по делам о моральном вреде    331
    19.6. Критерии и метод оценки размера морального вреда    332
    Глава 20. Судебно-психологическая экспертиза по делам о защите чести и достоинства и деловой репутации граждан    338
    20.1. Оценка психоэмоциональных и нравственных страданий    338
    20.2. Психологическая экспертиза по делам о защите чести и достоинства и деловой репутации граждан    340
    Глава 21. Особенности психологической экспертизы по делам об административных правонарушениях    344
    21.1. Компетенция психологической экспертизы по делам об административных правонарушениях    347
    Глава 22. Общие требования и правила оформления заключения судебно-психологической экспертизы    351
    Глава 23. Комплексные экспертизы с участием психолога    360
    23.1. Комплексная медико-психологическая экспертиза    370
    23.2. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза    374
    23.3. Комплексная психолого-сексологическая экспертиза    391
    23.4. Комплексная психолого-искусствоведческая экспертиза печатных изданий эротического и порнографического содержания    401
    23.5. Судебно-психологическое исследование фонограмм и видеозаписей    412
    23.6. Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза (по В.Ф. Енгалычеву и С.С. Шипшину)    416
    Приложение    420
    Библиографический список    423


    ПРЕДИСЛОВИЕ

     В настоящее время трудно себе представить высококвалифицированное расследование, разбирательство в суде или в другом компетентном органе без привлечения знаний психологии. Вместе с тем пока относительно разработанными можно считать лишь несколько направлений использования таких знаний. Они находят применение в основах профессиограмм работников юридических профессий; в оперативно-розыскной, следственной и судебной деятельности; частично - в перевоспитании лиц, совершивших преступления, и опосредованное - через экспертизы, консультации, участие специалистов-психологов в юрисдикции.

     Однако надо отметить, что хотя подготовленность юристов в области психологии бесспорно возрастает, она все же отстает от потребности в использовании психологических знаний в уголовном и гражданском процессах. К тому же следует иметь в виду, что высокая профессиональная подготовленность одного человека одновременно в двух сложных самостоятельных и чрезвычайно объемных по информативности сферах - психологии и юриспруденции - практически невозможна, да в этом и нет необходимости, поскольку согласно законодательству можно, если требуется, привлекать специалистов, обладающих профессиональными знаниями в определенной области.

     При расследовании и рассмотрении уголовного дела в суде могут возникать вопросы, разрешение которых в силу их узкой специализации и неправового характера может оказаться не под силу следователю и суду. В таких случаях привлекаются другие участники уголовного процесса - лица, обладающие знаниями, достаточными для квалифицированного решения возникшей проблемы, а именно - эксперты.

     Современная теория уголовного процесса под экспертизой понимает деятельность, направленную на получение достоверных фактических данных, имеющих правовое значение для решения дела, полученных с использованием специальных познаний в науке, технике, искусстве и ремесле. В качестве эксперта может выступать любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения.

     Психологические познания - это познания в области психологии, следовательно, в данном случае речь идет о специальных познаниях в науке. Профессиональными знаниями теории и методологии психологии, практическими навыками и умением проведения психологических исследований обладает только психолог, имеющий высшее психологическое образование и работающий по своей специальности. Однако, поскольку психология как наука имеет множество специализаций,

    3

     возникает вполне закономерный вопрос: может ли лицо, не имеющее дополнительной подготовки по судебной психологии, а соответственно, и опыта экспертной работы, относиться к лицам, обладающим необходимыми психологическими познаниями для дачи экспертного заключения?

     Это очень важное обстоятельство для лиц, назначающих экспертизу, так как в нормативных документах вопрос о критериях компетентности при производстве экспертиз не оговаривается. Справедливо полагать, что лица, не являющиеся сотрудниками специализированных экспертных учреждений, могут проводить судебно-психологические экспертизы только в исключительных случаях. При этом обязательно должны учитываться их образование, специализация, стаж работы, опыт экспертной деятельности, наличие ученой степени и другие качества.

     С начала 70-х годов XX в., когда активно стала развиваться судебнопсихологическая экспертиза как разновидность экспертного исследования, в научной литературе не умолкают споры относительно ее предмета. Это объясняется тем, что пока до конца не проанализирована проблема профессионального приложения знаний специалиста-психолога в рамках экспертизы.

     В современной науке и правоприменительной практике сложилось определенное понимание данного вопроса, которое заключается в следующем. Психическая деятельность человека отражает объективную реальность, однако в силу ряда причин (возраст, состояние здоровья) этот процесс может проистекать с различными отклонениями. Для осуществления правосудия очень важно знать характер и степень подобных отклонений у лиц, чьи показания используются в качестве источников доказательств в уголовном судопроизводстве, в связи с чем требуют критической оценки и определения уровня истинности.

     Таким образом, предметом судебно-психологического исследования являются вопросы о деятельности лиц, индивидуальные психологические свойства которых не выходят за пределы нормы (особенности восприятия определенных явлений в данных условиях, способность адекватно их оценивать, особенности реагирования на экстремальные ситуации и т.п.).

     Потребность в использовании психологических знаний в различных областях практики обусловила развитие прикладных отраслей психологии, каждая из которых изучает психику человека в конкретных условиях его жизни и деятельности. Психологические знания используются тогда, когда работник юриспруденции привлекает сведущее в психологии лицо, которое проводит профессиональное психологическое исследование указанных органом дознания, следователем, прокурором, адвокатом, судьей, судом объектов, дает им оценку, предоставляет обобщение об этих объектах юристу, который затем использует полученные сведения в процессе разбирательства уголовного, гражданского или административного дела.

     Итак, судебно-психологическая экспертиза - одно из важных и ответственных направлений практического применения психологии.

    4

     Качество ее проведения определяется квалификацией специалиста, уровнем развития различных областей психологической науки и своевременным внедрением в судебно-психологическую практику современных методов исследования, новых психологических фактов и закономерностей. Дальнейшее распространение судебно-психологических экспертиз и повышение их авторитета в практике требуют и повышения внимания к научной разработке этой области психологического знания.

     В связи с актуальными требованиями времени остро встает вопрос о создании в кратчайшие сроки действенной практической психологии, способной надежно диагностировать психологические качества людей, прогнозировать их поведение и при необходимости управлять ими на основе широкого внедрения в практику фундаментальных научных достижений. Имеется настоятельная потребность и в полном, достаточно глубоком анализе не только объективных, но и субъективных обстоятельств противоправного человеческого поведения. Поэтому психология все чаше получает "заказы" на специальные знания, необходимые для решения проблем и общего, и индивидуального характера.

     Применение психологических знаний способствует правильному решению задач раскрытия и расследования преступлений и перевоспитания лиц, их совершивших. Судебно-психологические знания в правоохранительной деятельности используются по-разному, и в первую очередь непосредственно работниками органов предварительного следствия, обеспечивая правильную диагностику личности, индивидуальный подход к человеку, выбор и применение адекватных ситуациям тактических приемов и решений.

     Экспертное разрешение психологических вопросов, возникающих в следственной и судебной практике, предъявляет к эксперту-психологу много дополнительных требований, а именно: знания процессуального закона в части проведения процедуры экспертного исследования, специфических условий предварительного следствия и судебного разбирательства. Все это обязывает прокурорско-следственных работников оказывать организационно-практическую помощь институту психологической экспертизы.

     Невозможность получения необходимой информации или точного ответа должна быть обоснована. Если однозначный ответ невозможен, то он может быть и вероятностным.

     Подготовка высококвалифицированных юридических кадров требует изучения студентами-юристами основ судебно-психологической экспертизы (СПЭ) как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве. Курс юридической психологии позволяет усвоить общие основы психологии и на этой основе - специальные проблемы судебно-психологических экспертиз, специфику проявления закономерностей психической деятельности в различных сферах юридической практики.

     Вместе с тем надо отметить, что система подготовки судебных психологов-экспертов в нашей стране организована неудовлетворительно. Согласно действующему законодательству судебно-следственные

    5

     органы имеют право привлекать в качестве эксперта любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения, но на практике экспертом обычно назначают человека, имеющего по диплому специальность психолога, независимо от того, является ли он специалистом по судебной психологии (можно допустить ситуации, когда в качестве эксперта выступает человек, занимающийся психофизиологией, инженерной психологией или зоопсихологией). Между тем, за исключением проведения экспертиз в специализированных учреждениях, в целом по стране судебно-психологические экспертизы в основном проводят преподаватели психологии вузов и медицинские психологи, работающие в психиатрических клиниках. Многие из них, приступая к экспертизе, не имеют четких представлений о сущности предстоящего исследования, о необходимых специальных психологических познаниях, пределах своей профессиональной компетенции, о методах исследования объекта экспертизы, процессуальных нормах, которых они должны придерживаться, в результате чего экспертное исследование проводится неквалифицированно. В масштабах страны такое положение дел приводит к судебным ошибкам или большому числу повторных и дополнительных экспертиз, а также к неоправданному продлению сроков пребывания под стражей обвиняемых, т.е. к существенным моральным и материальным издержкам.

     Психолог, регулярно участвующий в проведении судебной экспертизы, должен обладать совокупностью специальных профессиональных познаний, иметь высшее профессиональное образование и ориентироваться во всем спектре современных проблем, прежде всего в областях возрастной, клинической и социальной психологии. Кроме того, необходимо знать основы таких дисциплин, как психиатрия и уголовное право. И наконец, в систему высшего образования судебных психологов в обязательном порядке должны входить теория и практика судебно-психологической экспертизы, основы комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

     Особого внимания требует система постдипломной подготовки специалистов. На сегодняшний день в области судебно-психологической экспертизы сложилась парадоксальная ситуация: в специализированных экспертных учреждениях (например, в ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. Сербского) психологи, которые в основном владеют специальными познаниями в очерченном выше объеме, перед получением права самостоятельной подписи заключений судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертиз обязаны обучаться практике экспертизы около года. На местах же привлекаемые в качестве экспертов психологи могут приступить к экспертной работе, не обладая зачастую ни необходимыми познаниями, ни практическим опытом в этой области. Такое положение дел приводит к мысли о необходимости дополнительного обучения психологов на курсах (с привлечением в качестве преподавателей специалистов по судебной психологии, судебной психиатрии, уголовному, уголовно-процессуальному и гражданскому праву). По окончании обучения слушатели получали бы

    6

     право на привлечение их в качестве судебных экспертов в рамках психологической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы, оформленное в виде сертификата. Для юридических органов подобный документ служил бы достаточной гарантией того, что психолог обладает необходимыми для проведения экспертизы специальными профессиональными познаниями [62, с. 53].

     В подготовке и написании данного учебного пособия мы ориентировались на труды известных в этой области исследователей: М.М. Коченова [27], М.В. Костицкого [26], И.А. Кудрявцева [34], Л.П. Конышевой [23], В.Ф. Енгалычева и С.С. Шипшина [13], М.И. Еникеева [14], В.С. Сафуанова [64], Т.В. Сахновой [68] и других. В публикуемой работе нашел отражение и собственный, более чем двадцатилетний, опыт автора по преподаванию спецкурса и практики по проведению судебно-психологических экспертиз.

    7


    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Аврамцев А.А., Посадков Ф.И. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе // Юрист. - № 4. - 1997.

    2. Алексеева Л.В. Проблема юридически значимых эмоциональных состояний: Учеб. пособие. - Тюмень: Тюм. ГУ, 1996.

    3. Бехтерев В.М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников. - СПб., 1902.

    4. Бородин С.В. Преступления против жизни. - М.: Юрист, 1999.

    5. Васильев В.Л. Юридическая психология. - М., 1991.

    6. Васильев В.Л., Мамайчук И.И. Анализ личности несовершеннолетних жертв половых преступлений // Вопросы психологии. - № 1. - 1993.

    7. Васильев В.Л. Психологический анализ развития коррупции, теневой экономики и организованной преступности // Психология и экономика. - Калуга: КГПУ, 2000.

    8. Виноградов И.В. Экспертиза на предварительном следствии. - М., 1987.

    9. Гинзбург М.Р. Сформированность личностной идентичности как показатель успешной социализации в стадии подросткового и юношеского возраста // Мир психологии. - № 1. - 1998.

    10. Горшенин Л. Подросток, характер, проблемы //Воспитание школьников. - № 3. - 1994.

    11. Грошевой Ю.М. Психологическая экспертиза на предварительном следствии // Криминалистика и судебная экспертиза. - Вып. 7. - Киев, 1970.

    12. Енгалычев В.Ф., Шипшин С. С. Методические указания к практическим занятиям по курсу "Судебно-психологическая экспертиза". - Калуга - Обнинск - Москва, 1997.

    13. Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза: Метод, руководство. - Калуга - Обнинск - Москва, 1997.

    14. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М., 1996.

    15. Ениколопов С.М. Проблемы судебно-психологической экспертизы личности // Вопросы судебно-психологической экспертизы. - 1978.

    16. Епихин А.Ю. Особенности рассмотрения отдельных категорий уголовных дел и проверки законности ареста. - Сыктывкар: Сыкт. ГУ, 1998.

    17. Исаенко В. Использование возможностей судебно-психологической экспертизы // Законность. - № 10. - 1998.

    423

    18. Катаев-Смык Л.Л. Психология стресса. - М., 1983.

    19. Колмаков П.А. Правовое регулирование принудительных мер медицинского характера. - Сыктывкар: Сыкт. ГУ, 1999.

    20. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Особенная часть. - М., 1996.

    21. Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. - М., 1998.

    22. Конева Е.В., Орел В.Е. Судебно-психологическая экспертиза: Учеб. пособие. - Яросл. ГУ, 1998.

    23. Конышева Л. П. Судебно-психологическая экспертиза психического состояния несовершеннолетней жертвы изнасилования. - М., 1988.

    24. Конышева Л.П., Коченов М.М. Использование следователем психологических познаний при расследовании дел об изнасилованиях несовершеннолетних. - М., 1989.

    25. Конышева Л.П. О психологических критериях психически беспомощного состояния // Актуальные проблемы сферы психологии и права. - Калуга, 1998.

    26. Костицкий М.В. Судебно-психологическая экспертиза. - Львов, 1987.

    27. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. - М., 1980.

    28. Коченов М.М. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза (к постановке проблемы) // Вопросы борьбы с преступностью. - Вып. 29. - М., 1978.

    29. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних. - М., 1971.

    30. Коченов М.М. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы. - М., 1991.

    31. Коченов М.М, Николаева В.В. Судебно-психологическая экспертиза соматических больных // Вопросы судебно-психологической экспертизы. - 1978.

    32. Крыгин Е.В. Экспертиза в административном процессе. - Киев, 1976.

    33. Крыгин Е.В. Криминалистическая экспертиза в административном процессе. - Харьков, 1982.

    34. Кудрявцев И.А. Судебно-психолого-психиатрическая экспертиза. - М., 1998.

    35. Кудрявцев И.А., Дозорцева Е.Г. Психологический возраст: методологические проблемы и судебная экспертная практика // Психологический журнал. - № 6. - 1988.

    36. Лосев Д.М. Тактические особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых с учетом их психологии. - Саратов, 1982.

    37.Лупинская П.А. Уголовный процесс. - М., 1995.

    38. Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право РФ. - М., 1997.

    39. Макаренко А.Д. Психологическая оценка причин самовольного оставления части или места службы военнослужащими по 

    424

     призыву// Актуальные проблемы сферы психологии и права. - Калуга, 1998.

    40. Малеин Н.С. О моральном вреде // Государство и право. - № 3. - 1993.

    41. Морозова М.В. Психологический аспект экспертизы способности малолетних и несовершеннолетних давать показания по уголовным делам // Психологический журнал. - Т. 18 - № 4.- 1997.

    42. Нагаев В.В. Сексуальное насилие над детьми, по данным судебно- психологической оценки // Дети России: насилие и защита. - М., 1997.

    43. Нагаев В.В. Дети - жертвы сексуального насилия: психологический анализ по материалам судебно-психологических экспертиз// Актуальные проблемы сферы психологии и права. - Калуга, 1998.

    44. Нагаев В.В. Преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних: психологическая экспертиза и правовая за щита // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - № 4. - 1998.

    45. Научно-практический комментарий к Уголовно-поцессуальному кодексу / Под ред. В.М. Лебедева. - М., 1997.

    46. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. - М., 1987.

    47. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Роспедагентство, 1996.

    48. Осипова Н.Р. Судебно-психологическая экспертиза малолетних свидетелей // Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы. - М., 1978.

    49. О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних / Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 14 февраля 2000 г.

    50. Пашкевич П.Ф. Объективная истина в уголовном судопроизводстве. - М , 1961.

    51. Петелин Б. Роль экспертизы в установлении мотивов преступления// Советская юстиция. - № 13. - 1976.

    52. Печерникова Т.П., Гульдан В.В. Актуальные вопросы комплексной психолого-психиатрической экспертизы // Психологический журнал. - Т. 6. - № 1. - 1985.

    53. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. - М.: Ось-89, 1998.

    54. Пирожков В.Ф. Психологическая характеристика криминальных групп // Актуальные проблемы сферы психологии и права. - Калуга, 1998.

    55. Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов / О.В. Афанасьева, В.Ю. Кузнецов, И.П. Левченко и др.; Под ред. Ю.В. Наумкина. - М.: ЮНИТИ, 1999.

    56. Рагрина Т.Н. Диагностика эмоционального состояния потерпевших по делам о сексуальных преступлениях как составляющая экспертной оценки способности понимать характер и значение

    425

     совершаемых действий и оказывать сопротивление // Актуальные проблемы сферы психологии и права. - Калуга, 1998.

    57. Ракунов Р.Д. .Свидетельские показания в советском уголовном процессе. - М., 1955.

    58. Рван А.А. Судебно-психологическая экспертиза по делам об изнасиловании // Психологический журнал. - Т. 11. - № 2. - 1990.

    59. Романов В.В. Юридическая психология. - М., 1998.

    60. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М., 1970.

    61. Сафин Н.Ш. Допрос несовершеннолетнего. - Казань, 1990.

    62. Сафуанов Ф.С. Об основных категориях судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе // Психологический журнал. - № 3. - 1994.

    63. Сафуанов Ф.С. Судебно-психиатрическая экспертиза аффекта в свете нового Уголовного кодекса Российской федерации: проблемы и перспективы // Психологический журнал. - Т. 18. - № 2. - 1997.

    64. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. - М., 1998.

    65. Сафуанов Ф.С. Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого // Российская юстиция. - № 7.- 1997.

    66. Сафуанов Ф.С. Психолого-психиатрическая экспертиза по факту самоубийства // Российская юстиция. - № 12. - 1995.

    67. Сахнова Т.В. Зачем суду психолог? - М., 1990.

    68. Сахнова Т.В. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам. - М., 1997.

    69. Сборник постановлений пленумов Верховного Суда СССР и РСФСР (РФ) по уголовным делам. - М., 1997.

    70. Селиванов Н.А. Спорные вопросы судебной экспертизы // Социа-, диетическая законность. - № 5. - 1978.

    71. Сидоров Б.В. Аффект и его уголовно-правовое и криминологическое значение. - Казань, 1978.

    72. Синягин Ю.В., Соловьев О.С. Судебно-психологическая экспертиза по делам об изнасиловании. - М., 1993.

    73. Ситковская О.Д. Психологическое содержание общей части ново го Уголовного кодекса. УК 1996 г. // Актуальные проблемы сферы психологии и права. - Калуга, 1998.

    74. Стексова М.В. Дифференциация подростковой лжи по основанию ее мотива // Актуальные проблемы сферы психологии и права. - Калуга, 1998.

    75. Строгович М.С. Материальная истина и судебные доказательства в советском уголовном процессе. - М., 1955.

    76. Студеникина М.С. Административная ответственность. - М., 1990.

    77. Терентьев Е.И. Бред ревности. - М., 1991.

    426

    78. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (с приложением постатейно систематизированных материалов на 1 декабря 1995 г.) / Под ред. Н.М. Кипнис. - 1996.

    79. УПК: комментарий /Под ред. В.М. Лебедева. - М.: СПАРК, 1995.

    80. Утехин С. В. К вопросу о комплексной психолого-психиатрической экспертизе в гражданском процессе //Актуальные проблемы сферы психологии и права. - Калуга, 1998.

    81. Фелинская Н,, Станишевская Н, Использование психологических знаний в уголовном процессе // Советская юстиция. - № 7. - 1971.

    82. Хайдуков Н.П. О производстве альтернативной судебно-психологической экспертизы// Актуальные проблемы сферы психологии и права - Калуга, 1998.

    83. Чериканова Е.А. Способность несовершеннолетних осознавать свои действия и руководить ими: Проблемы диагностики и коррекции// Актуальные проблемы сферы психологии и права. - Калуга, 1998.

    84. Чернова М.В. Проблемы посмертной судебно-психологической экспертизы // Актуальные проблемы сферы психологии и права. - Калуга, ]998.

    85. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - М.: Юристъ, 1995.

    86. Шипшин С.С. О предмете и объекте судебно-психологической экс пертизы по фактам ДТП //Актуальные проблемы сферы психологии и права. - Калуга, 1998.

    87. Шишков С.Н. Судебно-психологическая экспертиза: Учеб. пособие. - М., 1996.

    88. Экменчи А. О судебно-психологической экспертизе // Советская юстиция. - № 6. - 1968.

    89. Эрделевский А.М. Критерии и метод оценки размера компенсации морального вреда // Государство и право. - № 4. - 1997.

    90. Эрделевский А.М. Моральный вред: соотношение с другими вида ми вреда // Российская юстиция. - № 6. - 1998.

    91. Эрделевский. А.М. Ответственность за причинение морального вреда // Российская юстиция. - № 7. - 1994.

    92. Южанинова А.Л. О производстве судебной психологической экспертизы по делам о защите чести и достоинства граждан // Актуальные проблемы сферы психологии и права. - Калуга, 1998.

    427