Лебедев И.Б. и др. Психология в правоохранительной деятельности.- М., 2003.- 310 с.
Содержание
Введение 3 Тема: "Теоретические основы изучения и практического использования психологических закономерностей в правоохранительной деятельности" 7 Основные этапы становления психологии как науки 13 Основные психологические школы зарубежной психологии 16 Выдающиеся деятели отечественной психологии, стоявших у истоков ее зарождения 17 Предмет психологии 21 Методологические и теоретические основы психологии 24 Основные принципы психологии 25 Виды и структура отражения 28 Уровни психического отражения 30 Сознание 30 Естественно-научные основы психики в теориях российских ученых 36 Сущность и особенности функциональных систем психики 38 Связь психологии с другими отраслями научных знаний 45 Общие понятия и частные явления, изучаемые в курсе "Психология в правоохранительной деятельности" 47 Методы психологии 49 Основные структуры головного мозга 52 Процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе 54 Строение нервной системы человека 57 Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности 59 Закономерности высшей нервной деятельности 61 Особенности безусловных рефлексов 63 Виды безусловных рефлексов 65 Особенности условных рефлексов 68 Классификация условных рефлексов 70 Тема: "Формы психологического отражения действительности. Закономерности их проявления и возможности практического использования в правоохранительной деятельности" 73 Основные формы проявления психики и их взаимосвязь 74 Сущность психических состояний 75 Психические образования 77 Сущность навыка 79 Физиологический механизм ощущений и его основные закономерности 82 Восприятие, его виды и свойства 86 Психологические и психофизиологические факторы, влияющие на формирование свидетельских показаний на стадии восприятия 89 Память 90 Память: виды, процессы, формы запоминания, пути развития 93 Память в системе познавательной деятельности 94 Причины, влияющие на продуктивность памяти 95 Психологические факторы, влияющие на запоминание обстоятельств происшествия 96 Психологические факторы, влияющие на воспроизведение события свидетелем-очевидцем 97 Воображение 98 Мышление 103 Виды мышления 107 Интеллект 109 Структура интеллекта 111 Внимание: виды, свойства, возможности 112 Речь: функции, физиологические основы, виды 118 Процессы психического регулирования 124 Функции и классификация эмоций 127 Классификация чувств 128 Аффект 129 Фрустрация 130 Стресс 131 Воля 135 Тема: "Личность как объект психологического познания в правоохранительной деятельности" 141 Соотношение понятий "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность" 143 Биологическое и социальное в личности 146 Модель взаимодействия биологических и социальных факторов в истории развития человека и формирования его личности 149 Социализация личности 150 Механизм социализации личности 151 К вопросу о структуре личности 152 Социальная роль, статус, позиция 153 Конформизм и его значение 156 Общая характеристика и содержание основных компонентов структуры личности (К. К. Платонов) 159 Понятие направленности личности 163 Иерархия основных компонентов направленности личности 165 Потребности и мотивы 166 Классификация уровней потребностей (А. Маслоу) 169 Характеристика интересов 170 Я-концепция 172 Самооценка 175 Учение о типах темперамента 176 Понятие темперамента и типов высшей нервной деятельности 181 Психологическая характеристика основных видов темперамента 184 Характер как свойство личности 189 Структура характера 193 Акцентуации характера личности. Влияние акцентуаций на выбор поведения в сфере правопорядка 194 Способности 201 Способности и их развитие 202 Тема: "Психология социальных групп, значение ее анализа для совершенствования правоохранительной деятельности" 203 Структура социальной группы 207 Классификация социальных групп 208 Классификация групп по социальной направленности 217 Психологические особенности примитивной группы 218 Социально-психологические особенности примитивной группы 221 Субъекты массового внеколлективного поведения 222 Виды толпы 226 Этапы формирования действующей толпы и методы контроля за ней 228 Агрессивная толпа 229 Структура агрессивной толпы 229 Этапы возникновения паники 231 Типология слухов 232 Тема: "Психологические закономерности общения. Специфика их проявления и особенности реализации в правоохранительной деятельности" 233 Общение: формы, функции, виды 234 Коммуникативная (информационная) сторона общения: модель коммуникативного процесса 235 Барьеры общения 237 Перцептивная сторона общения 242 Факторы, влияющие на формирование модели партнера по общению 243 Какую информацию о партнере можно получить благодаря объективным параметрам 244 Субъективные факторы, влияющие на формирование модели партнера по общению 245 Восприятие человека человеком 251 Сигнальный комплекс восприятия человека человеком 252 Интерактивная сторона общения: основные формы взаимодействия в общении 253 Специфика профессионального общения сотрудников правоохранительных органов 255 Психологический контакт 256 Факторы, определяющие межличностную привлекательность при общении 258 Условия успешного установления психологического контакта 259 Этапы психологического контакта при общении 260 Мы не слушаем собеседника 261 Психологическое воздействие 262 Некорректные приемы, методы и средства юридического диалога 263 Конструктивные приемы и средства ведения юридического диалога 264 Тема: "Психологические особенности предварительного расследования" Общие психологические закономерности 266 Преступное поведение 269 Элементы поведения преступника 270 Признаки поведения преступника 271 "Улики поведения" 272 Психология осмотра места происшествия 273 Психологическая характеристика обыска 278 Психологические аспекты производства обыска 282 Психология допроса. Психологические особенности формирования показаний 284 Психологические аспекты подготовки допроса. Взаимодействие с допрашиваемым на различных стадиях допроса 288 Ложные показания 293 Тактико-психологические приемы разоблачения лжи 294 Глоссарий (краткий терминологический словарь) 295 Литература 303
Введение
Перед участковыми инспекторами милиции, оперуполномоченными УР и ОБЭП, следователями и другими сотрудниками органов внутренних дел постоянно возникает множество вопросов, решение которых требует хорошего значения практической психологии. Эти знания нужны для того, чтобы уметь изучать людей, их интересы, потребности, мотивы деятельности, правильно разбираться в конкретных ситуациях, владеть навыками самопреодоления, быстро и эффективно устанавливать психологический контакт с людьми.
"Значение и роль психологических знаний для сотрудников правоохранительных органов, - отмечает начальник Московского университета МВД России генерал-лейтенант милиции, доктор педагогических и доктор юридических наук, профессор В.Я. Кикоть, - весьма существенны, поскольку они находятся на "острие" сложнейших социальных отношений, от них зависит жизнь и судьба многих граждан".
В условиях перехода Московского университета МВД России на единые программы обучения предлагаемое пособие весьма актуально и обоснованно. Предыдущий труд кафедры выдержал несколько переизданий и пользовался заслуженным интересом и спросом у курсантов. Но это не усовершенствованное ранее издаваемое в течение шести лет пособие. Несомненно была соблюдена определенная преемственность, взято все лучшее. Вместе с тем наука не стоит на месте, появилось много нового, наметились другие подходы и совершенствуется методика преподавания. Суммируя это лучшее, авторы постарались выйти на более качественный уровень.
Учебное пособие "Психология в правоохранительной деятельности" разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и законодательства России, направленного на совершенствование профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Оно содержит учебные и методические материалы по всем темам курса "Психология в деятельности сотрудников ОВД", краткий терминологический словарь, а также список рекомендованной литературы.
Основное предназначение учебного пособия - интенсификация учебного процесса, активизация познавательной деятельности сотрудников правоохранительных органов, совершенствование методической работы профессорско-преподавательского состава.
3
Учебное пособие иллюстрирует и разъясняет методические, теоретические, прикладные проблемы курса, излагает сущность основных законов, принципов, категорий и понятий психологической науки, показывает их взаимосвязь с практикой правоохранительной деятельности.
Система изучения курса складывается из разнообразных форм усвоения учебного материала. По общему замыслу на лекциях курсант должен уяснить сущность изучаемой темы курса, ее взаимосвязь с юридическими и специальными дисциплинами.
На семинарах и практических занятиях полученные на лекциях знания должны быть углублены на основе анализа конкретных вопросов использования психологии и педагогики в правоохранительной деятельности, а также преобразованы в умения и навыки принятия правильных решений в ситуациях профессиональной деятельности.
Особое место в системе форм изучения курса занимает самостоятельная подготовка курсантов. По существу, работа на семинарах и практических занятиях является итогом, конечным результатом внеаудиторной подготовки курсантов в часы самостоятельной работы. Каким бы совершенным ни был учебный процесс, каким бы квалифицированным ни был преподаватель, курсант не может ничему научиться, если он не будет самостоятельно работать. Умение самостоятельно работать необходимо не только для овладения знаниями вузовского курса. Такое умение является условием творческой деятельности в органах внутренних дел. Вот почему курсант должен научиться самостоятельно работать, добывать знания, уметь учиться.
Овладение навыками самостоятельной работы применительно к изучению курса психологии и педагогики имеет и специфический смысл. Дело в том, что понимание психологии другого человека всегда начинается с понимания самого себя, а воспитание другого - с самовоспитания. Поэтому овладение психологическими знаниями в час самоподготовки предлагает одновременно и выработку навыков самовоспитания, самообразования и саморегуляции.
При подготовке к семинарам и практическим занятиям следует обратить внимание на работу с рекомендательной литературой. К сожалению, в настоящее время не существует учебников и учебных пособий по психологии и педагогике, подготовленных специально для курсантов вузов МВД РФ. Имеющиеся учебники и иная учебная литература, как правило, содержат информацию общепсихологического
4
и общепедагогического содержания, не отражающую специфики деятельности органов внутренних дел. В то же время усвоение наиболее существенных моментов этой информации составляет основу для изучения специфических вопросов психологии и педагогики в деятельности органов внутренних дел.
В связи с этим перед началом работы с рекомендованной литературой необходимо восстановить в памяти то, что было воспринято на лекции, прочитано в предыдущий раз по этому или аналогичному вопросу, обсуждалось на семинаре или практическом занятии. Главное на этом этапе - уяснить, какое значение может иметь изучаемый материал для профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел.
В ряде случаев изучение рекомендованной литературы сопряжено с необходимостью прочитывать большой объем материала, излагаемого в учебных пособиях, не профилизированных для вузов МВД. Преодолеть эту трудность помогает уяснение цели чтения соответствующих источников. Наличие цели позволяет читать быстро, концентрируя внимание на главном. При быстром чтении устанавливается более тесная связь между смысловыми частями текста, параграфами, главами.
Цели чтения могут быть различными: - общее знакомство с содержанием источника; - сбор дополнительного материала по изучаемому вопросу; - отыскание определений, понятий, терминов; - подбор доказательств и примеров; - изучение источника для решения определенной проблемы, практической задачи или игровой ситуации.
Организующее значение для самостоятельной работы с литературой имеют специальные проблемные вопросы, которые выносятся на обсуждение в часы аудиторных занятий.
В целях активизации самостоятельной работы курсантов при изучении курса предусмотрены также иные внеаудиторные мероприятия, направленные на реализацию творческих способностей обучающихся: работа над рефератами, участие в деятельности научного кружка кафедры, проблемной группы слушателей.
Плодотворному усвоению психологических знаний курсантами, как показывает опыт, способствует: - активная позиция в процессе обучения, которая усиливается при осознании цели обучения, - стремлении полнее проявить и раскрыть свои творческие способности; - систематичность и последовательность работы над изучаемым материалом;
5 - нацеленность на последующее активное использование полученных знаний для решения практических задач.
При этом полезно следовать таким рекомендациям: - чтобы осмысленно усвоить новые понятия, категории, термины, целесообразно вести в своей рабочей тетради специальный словарик, который поможет успешно овладеть новой терминологией и практикой ее употребления в профессиональном лексиконе. Ведь еще Р. Декарт писал: "Определите значение слов, и Вы избавите свет от половины заблуждений"; - по большинству тем курса курсант для индивидуального пользования будет иметь учебную схему, отражающую взаимосвязи определенных психологических явлений, их структуру и функции. Следует иметь в виду, что активная работа со схемой - это последовательное заполнение ее содержательной информацией, углубляющей и расширяющей то основное содержание, которое графически представлено на схеме. Эффективность использования такого метода доказана психологами: из того, что мы слышим, в памяти остается 10%; из того, что видим - 50-60%; из того, что делаем - 90%; - не следует бояться непонятного, если при изучении материала возникают вопросы, - это свидетельствует о том, что мышление проникает вглубь явления; вопросы, которые не удалось решить самостоятельно, ставьте на семинарах и практических занятиях, активно участвуйте в их коллективном обсуждении, памятуя, что в споре рождается истина.
6
Литература
Авдеев В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных ситуациях. - М., 1989.
Аминов И.И. Занимательная психология для юристов. - М., 2001.
Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2000.
Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд. МГУ, 1990.
Ассаджоли Р. Психосинтез: Теория и практика. - REFL-book, 1994.
Бакеев В.А. Слухи: пути их предупреждения и пресечения. (Социально-психологический аспект). - М., 1989.
Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2001.
Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. - М., 1996.
Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. - Горький, 1974.
Илларионов В.П. Переговоры с преступниками, - М., 1993.
Китов А.И. Психология управления. - М., 1979.
Кречмер Э. Телосложение и характер. - М., 1995.
Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. -М., 2000.
Крысько В. Г. Социальная психология. Схемы и комментарии. - М., 2001.
Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1993.
Лукьян Я. Л. Барьеры общения, конфликты, стресс. - Минск, 1986.
Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Конфликтология. Учебное пособие. - М.: Издательство "Щит-М", 2002.
Ниренберг Д. Читать человека как книгу. - М., 1986.
Организация психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел. - М., 2002.
Основы педагогического мастерства. - М., 1989.
Панасюк Ю.А. Управленческое общение. - М., 1990.
Педагогика и психология профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел: В 3 ч. - М., 1990.
Платонов К. К. Способности и характер // Теоретические проблемы психологии личности. - М., 1974.
303
Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. A.M. Столяренко. - М., 2001.
Психология и педагогика / Под ред. А.А Радугина., Е.А. Короткова. - М., 1996.
Психология, педагогика, этика / под ред. Ю.В.Наумкина. - М.: ЮНИТИ, 2002.
Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: Учеб. пособие. - М., 1993.
Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.
Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Николаенко - М., 2001.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер. 2001.
Свирская И.Б., Андреев Н.В. Переговоры: психологическая характеристика и методы отбора инструкторов по переговорной деятельности. - М.: Академия МВД России, 1995.
Сластенин В.А., Каширин В.Л. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М., 2001.
Социальная психология / Под ред. А.М. Столяренко. - М., 2001.
Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику. ~ М., 1992. - (Библиотечка сотрудника органов внутр. дел).
Юстицкий В.В. Психологическая подготовка сотрудников уголовного розыска. - М., 1982.
304
| |