Юридические исследования - Административное право зарубежных стран. Козырин А.Н. -

На главную >>>

Административное право: Административное право зарубежных стран. Козырин А.Н.


    Прошло более шести лет с момента выхода в свет учебного пособия по административному праву зарубежных стран. За это время заметно возросло количество юридических вузов и факультетов, в которых зарубежное административное право изучается в качестве самостоятельной учебной дисциплины либо в качестве раздела общего курса административного права. При этом интерес к зарубежному законодательству появился не только у студентов. Юристы, а также специалисты в области государственного и муниципального управления стали обращать внимание на сравнительно-правовые исследования в связи с готовящимися в России крупномасштабными реформами в административной сфере.


    Козырин А.Н. и др. Административное право зарубежных стран.- М., 2003.- 464 cтр.


    СОДЕРЖАНИЕ


    Предисловие    3
    Глава I. Административное право как правовая отрасль и наука
    § 1. Понятие административного права в зарубежных странах
    1.1. Особенности возникновения и развития административного права    6
    1.2. Характерные черты административного права    11
    1.3. Цели административного права    12
    1.4. Предмет административного права    14
    1.5. Система административного права    15
    § 2. Источники административного права
    2.1. Нормативные правовые акты    16
    2.2. Судебные прецеденты и судебная практика    21
    2.3. Правовые обычаи    22
    2.4. Нормы и принципы международного права    23
    § 3. Принципы административного права    23
    3.1. Принцип законности    24
    3.2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина    25
    3.3. Принцип правовой стабильности    26
    3.4. Принцип разумности и необходимости    26
    Глава II. Публичная администрация
    § 1. Понятие публичной администрации
    1.1. Характерные черты публичной администрации    28
    1.2. Принципы организации и деятельности публичной администрации
    1.2.1. Принципы организации публичной администрации    32
    1.2.2. Принципы деятельности публичной администрации    34
    § 2. Централизованная публичная администрация
    2.1. Аппарат правительства    35
    2.2. Министерства    42
    2.3. Ведомства    55
    § 3. Функциональная децентрализованная администрация
    3.1. Возникновение и развитие децентрализованных учреждений    58
    3.2. Правовой статус децентрализованных учреждений    60
    3.3. Особенности правового положения децентрализованных учреждений в различных странах    62
    3.4. Создание децентрализованных учреждений    65
    3.5. Состав и структура децентрализованных учреждений    66
    3.6. Виды децентрализованных учреждений    67
    3.7. Контроль за децентрализованными учреждениями    70
    § 4. Местное самоуправление    72
    4.1. Характерные черты местного самоуправления    73
    4.2. Местное самоуправление как объект административно-правового регулирования    76
    4.3. Компетенция местного самоуправления    78
    4.4. Виды органов местного самоуправления    84
    4.5. Системы местного самоуправления    88
    Глава III. Публичная служба
    § 1. Понятие и организация публичной службы    91
    1.1. Характерные черты публичной службы    92
    1.2. Юридическая природа публичной службы    97
    1.3. Организация публичной службы    98
    1.4. Классификация публичных служащих    101
    1.5. Органы управления публичной службой    103
    § 2. Правовое положение публичных служащих
    2.1. Набор на публичную службу    107
    2.2. Продвижение по службе и продвижение в должности    115
    § 3. Обязанности и права публичных служащих    117
    3.1. Служебные обязанности    118
    3.2. Служебные права
    3.2.1. Административные права    121
    3.2.2. Политические права    123
    3.2.3. Социальные права    124
    § 4. Ответственность публичных служащих    125
    § 5. Прекращение службы    128
    Глава IV. Формы административной деятельности
    § 1. Административные акты
    1.1. Понятие и виды административных актов    129
    1.2. Подготовка и принятие административных актов    134
    1.2.1. Инициатива принятия административного акта    135
    1.2.2. Определение компетентности административного органа    136
    1.2.3. Участники процесса подготовки административного акта    137
    1.2.4. Полномочия администрации в процессе подготовки административного акта    138
    1.2.5. Права сторон в процессе подготовки административного акта    139
    1.2.6. Определение содержания административного акта    141
    1.2.7. Оглашение административных актов    142
    1.3. Условия действительности административных актов    142
    1.4. Действие административного акта    144
    § 2. Административные договоры
    2.1. Понятие и критерии административного договора    146
    2.2. Виды административных договоров    153
    2.3. Правовой режим административного договора    155
    Глава V. Контроль за деятельностью публичной администрации
    § 1. Понятие и формы контроля за административной деятельностью    161
    § 2. Административный контроль    163
    § 3. Омбудсман
    3.1. Понятие омбудсмана    173
    3.2. Компетенция омбудсмана    177
    3.3. Порядок осуществления контрольных полномочий омбудсмана    178
    § 4. Юрисдикционный контроль
    4.1. Понятие юрисдикционного контроля    182
    4.2. Системы юрисдикционного контроля    184
    § 5. Административная юстиция как форма юрисдикционного контроля
    5.1. Понятие административной юстиции    189
    5.2. Организация административной юстиции    192
    5.3. Компетенция органов административной юстиции    199
    5.4. Административный процесс    202
    § 6. Контроль общих судов за публичной администрацией
    6.1. Понятие и виды контроля общих судов    209
    6.2. Процедуры прямого судебного контроля    211
    6.3. Решения общих судов по результатам контроля    215
    Глава VI. Административное право Франции
    § 1. Понятие административного права во Франции
    1.1. Становление французского административного права    218
    1.2. Эволюция предмета административного права    219
    1.3. Источники административного права    222
    § 2. Публичная администрация
    2.1. Понятие публичной администрации    224
    2.2. Государственная администрация
    2.2.1. Центральная администрация    226
    2.2.2. Местные органы государственной администрации    230
    2.2.3. Консультативные и контролирующие административные органы власти    233
    2.4. Территориальные коллективы    236
    2.5. Функциональная администрация    238
    § 3. Публичная служба
    3.1. Понятие публичной службы    240
    3.2. Статус чиновника    240
    3.3. Организационно-правовые основы публичной службы    242
    3.4. Карьера служащего
    3.4.1. Поступление на публичную службу    246
    3.4.2. Продвижение по службе    247
    3.4.3. Прекращение карьеры    248
    3.5. Деонтология государственных служащих    248
    3.6. Местная публичная служба    251
    § 4. Правовой режим административных актов
    4.1. Исполнительные административные акты    252
    4.2. Административные договоры    261
    § 5. Контроль за деятельностью публичной администрации
    5.1. Виды контроля за деятельностью публичной администрации    266
    5.2. Формы административного контроля    267
    5.3. Особенности судебного контроля за публичной администрацией. Административная юстиция    270
    5.4. Система органов административной юстиции    275
    5.5. Административно-спорная процедура (procedure administrative contentieuse)    279
    5.6. Административный спор    283
    Глава VII. Административное право Германии
    § 1. Понятие административного права    288
    § 2. Структура администрации    290
    § 3. Материальное административное право. Общее административное право
    3.1. Административные процедуры
    3.1.1. Принципы, вытекающие из Основного закона    291
    3.1.2. Принципы, вытекающие из норм закона    293
    3.2.Формы административной деятельности    294
    3.2.1. Административный акт    295
    3.2.2. Публично-правовой договор    299
    3.2.3. Простое или неформальное административное действие    302
    3.2.4. Решения в сфере планирования    302
    3.2.5. Абстрактно-общие правовые акты администрации    304
    § 4. Материальное административное право. Особенное административное право
    4.1. Общие положения    306
    4.2. Полицейское право и право охраны общественного порядка    307
    4.3. Право публичной службы    309
    § 5. Процессуальное административное право
    5.1. Формы контроля за администрацией    311
    5.2. Система административных судов    312
    5.3. Принципы административного судебного процесса    314
    5.4. Виды исков
    5.4.1. Индивидуальная правовая защита    317
    5.4.2. Производство по контролю за действующими нормами    320
    5.5. Предварительная судебная защита
    5.5.1. Восстановление отлагательного действия средств правовой защиты    321
    5.5.2. Принятие судом временного распоряжения    322
    5.6. Плотность судебного контроля    322
    5.6.1. Общие положения    323
    5.6.2. Неопределенное правовое понятие    324
    5.6.3. Усмотрение    325
    Глава VIII. Административное право Великобритании
    § 1. Понятие и источники административного права Великобритании
    1.1. Понятие административного права    328
    1.2. Источники административного права    330
    § 2. Система органов исполнительной власти
    2.1. Центральная администрация    331
    2.2. Региональная администрация    338
    2.3. Местное управление    338
    § 3. Гражданская служба
    3.1. Понятие и эволюция содержания гражданской службы    342
    3.2. Правовое регулирование гражданской службы    348
    3.3. Классификация гражданских служащих    349
    3.4. Органы управления гражданской службы    352
    3.5. Права и обязанности гражданских служащих    352
    3.6. Ответственность гражданских служащих    354
    § 4. Контроль за деятельностью административных органов
    4.1. Судебный контроль    355
    4.2. Административная юстиция    357
    4.3. Омбудсман    360
    Глава IX. Административное право Соединенных Штатов Америки
    § 1. Особенности административного права и его источников
    1.1. Понятие административного права    362
    1.2. Источники административного права    364
    § 2. Организация администрации
    2.1. Федеральные административные учреждения    368
    2.2. Административные учреждения штатов и местное самоуправление    372
    2.3. Гражданская служба    375
    § 3. Регулирование административной деятельности
    3.1. Административное нормотворчество    377
    3.2. Административная квазисудебная деятельность    382
    3.3. Сущность и виды квазисудебной деятельности    383
    3.4. Административная процедура    387
    § 4. Контроль судов над администрацией    392
    4.1. Обращение в суд    393
    4.2. Виды судебного контроля    394
    4.3. Масштабы судебного контроля    396
    § 5. Ответственность администрации за вред (tort liability)    400
    Глава X. Административное право Японии
    § 1. Понятие и система источников    404
    § 2. Публичная администрация
    2.1. Особенности публичной администрации в Японии    412
    2.2. Кабинет министров    415
    2.3. Секретариат кабинета    418
    2.4. Канцелярия кабинета    419
    2.5. Министерства    420
    2.6. Органы местного самоуправления    422
    § 3. Государственная служба    427
    § 4. Административные действия и административные процедуры
    4.1. Ринги и нэмаваси    438
    4.2. Административное руководство    441
    4.3. Закон об административной процедуре    444
    4.4. Закон об опубликовании информации, принадлежащей административным органам    446
    § 5. Контроль за деятельностью публичной администрации
    5.1. Обжалование административных актов в органах исполнительной власти (административное обжалование)    448
    5.2. Примирительные процедуры и урегулирование споров в сфере государственного управления    450
    5.3. Особенности судебного контроля за деятельностью публичной администрации    451
    5.4. Особенности конституционного контроля за деятельностью публичной администрации    454

    Предисловие

     Прошло более шести лет с момента выхода в свет учебного пособия по административному праву зарубежных стран.1 За это время заметно возросло количество юридических вузов и факультетов, в которых зарубежное административное право изучается в качестве самостоятельной учебной дисциплины либо в качестве раздела общего курса административного права. При этом интерес к зарубежному законодательству появился не только у студентов. Юристы, а также специалисты в области государственного и муниципального управления стали обращать внимание на сравнительно-правовые исследования в связи с готовящимися в России крупномасштабными реформами в административной сфере.

     Тираж учебного пособия быстро разошелся, и уже практически через год книга стала библиографической редкостью. Сами авторы упомянутого пособия, читавшие курс "Административное право зарубежных стран" в ряде московских вузов, вскоре вновь столкнулись с проблемой отсутствия учебной литературы (справедливости ради замечу, что проблема не была бы столь острой, если бы вузы в должной мере заботились о комплектации студенческих абонементов). Книгу начали копировать на множительной технике; отдельные "умельцы" размещали сканированный текст в Интернете, грубейшим образом нарушая права авторского коллектива и издательства "Спарк" В этих условиях авторский коллектив принимает решение отказаться от переиздания учебного пособия и приступить к подготовке учебника, который включал бы как общую часть, объединяющую основные институты административного права зарубежных стран, так и особенную часть, в которой рассматриваются отдельные образцы зарубежного административного законодательства (Франция, Великобритания, Германия, США и Япония). В ходе работы над учебником совершенствовались концепция и программа учебного курса, были учтены и проанализированы последние изменения зарубежного законодательства.

     И вот наконец учебник появился. Означает ли это, что авторский коллектив считает свою задачу полностью выполненной? Конечно же нет.

    3

     В конце учебника мы ставим многоточие: работа будет продолжаться и в дальнейшем. Для нас очевидно, что на следующем этапе должен существенно пополниться "страноведческий" раздел учебника, а также появиться раздел, представляющий зарубежный опыт государственного управления отдельными сферами общественной жизни.

     Надеемся, что появление новой редакции учебника не затянется на долгие годы. Как известно, темпы работы над учебниками чаще всего зависят от двух основных факторов - состояния соответствующей отрасли юридической науки и финансирования работы авторского коллектива.

     Вплоть до сегодняшнего дня работа над учебным курсом, начавшаяся еще в 1994 г., велась исключительно на энтузиазме участников авторского коллектива. Она не нашла грантовой или иной финансовой поддержки, несмотря на очевидную научную и практическую актуальность темы.

     Что же касается состояния отечественных научных исследований по данному вопросу, то заметим, что административное право по-прежнему остается одной из наименее разработанных тем сравнительного правоведения в России1. Надеемся, что сегодняшние читатели учебника вскоре пополнят ряды тех, кто посвятил себя изучению административного права зарубежных стран.

     В завершение хотел бы исполнить приятный долг и поблагодарить тех, кто оказал помощь и поддержку нашему начинанию.

     Я благодарю всех моих коллег - соавторов, бесстрашно ввязавшихся в этот научно-педагогический проект и продемонстрировавших чудеса долготерпения...

     От имени авторского коллектива выражаю признательность издательству "Спарк", которое делает очень многое для популяризации в России сравнительно-правовых исследований.

     Наши слова благодарности профессору, доктору юридических наук Н. Ю. Хаманевой, а также коллективу кафедры административного и международного

    4

     права Академии ФСБ России (начальник кафедры В. Я. Насонов), ознакомившимся с рукописью учебника и сделавшим свои замечания в качестве рецензентов.

     Наконец, мы благодарны всем, кто захочет высказать свои предложения и замечания по учебнику. Направляйте их, пожалуйста, по адресу: 115093, Москва, а/я 50.

    Доктор юридических наук, профессор
    А. Н. Козырин.

    5
    1 Административное право зарубежных стран. Учебное пособие / Под. ред. проф. А. Н. Козырина М. Спарк., 1996. 229. с.
    1 И это несмотря на то, что совсем недавно в России была защищена докторская диссертация по сравнительному административному праву. О ее появлении авторы данного учебника, многие годы занимающиеся изучением административного права зарубежных стран, узнали совершенно случайно, столкнувшись с ее авторефератом. О вкладе данной диссертации в развитие административно-правовой науки пусть читатель сделает вывод самостоятельно. Мы же ограничимся лишь информацией о самой диссертации: Абдуллаев Эльшад Ислам оглы. Сравнительное административное право. Докторская диссертация была представлена к защите по специальности 05.13.10 "Управление в социальных и экономических системах". Защита состоялась в ноябре 2000 г. на заседании диссертационного совета ССД 159.01.01 в Институте экономико-математического моделирования автоматизированных информационных систем промышленности. (Официальные оппоненты - доктора юридических наук А. П. Шергин, С. П. Ломтев, Г. П. Серов; ведущая организация -Российский государственный гуманитарный университет).