Юридические исследования - Евразийское экономическое сообщество. Правовые и экономические основы. Кулматов Т.Ш. -

На главную >>>

Международное публичное право: Евразийское экономическое сообщество. Правовые и экономические основы. Кулматов Т.Ш.


    29 марта 1996 г. президенты четырех государств - Б.Н. Ельцин, А.Г. Лукашенко, Н.А. Назарбаев и А.А. Акаев подписали Договор между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

     Главы государств провозгласили: "Стремление братских народов к сближению продиктовано как схожестью судеб, так и общей заинтересованностью в равноправном партнерстве, четко выраженными потребностями и возможностями взаимовыгодного экономического сотрудничества".

     Заключение Договора 1996 г. означало закрепление ранее достигнутых договоренностей в рамках Таможенного союза, соглашения по которому были заключены в 1995 г. Основными положениями Договора определены поэтапное ускорение и углубление интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере и в иных областях


    Кулматов Т.Ш. и др. Евразийское экономическое сообщество. Правовые и экономические основы.- М., 2004.- 271 cтр.

    ОГЛАВЛЕНИЕ


    Предисловие    3
    Часть первая. Международно-правовой статус органов ЕврАзЭС
    Глава 1. Правовой статус основных органов ЕврАзЭС
    1.1. Межгосударственный Совет (МГС)
    1.1.1. Общие положения о Межгосударственном Совете на уровнях глав правительств и глав государств    10
    1.1.2. Правила процедуры МГС    17
    1.2. Интеграционный Комитет
    1.2.1. Общие положения об Интеграционном Комитете    20
    1.2.2. Правила процедуры Интеграционного Комитета    30
    1.3. Межпарламентская Ассамблея
    1.3.1. Общие положения о Межпарламентской Ассамблее    32
    1.3.2. Регламент Межпарламентской Ассамблеи    38
    1.4. Суд ЕврАзЭС
    1.4.1. Общие положения о Суде ЕврАзЭС    38
    Глава 2. Вспомогательные органы Сообщества, советы и комиссии
    2.1. Вспомогательные органы ЕврАзЭС
    2.1.1. Общие положения о вспомогательных органах    44
    2.1.2. Совет руководителей национальных / центральных банков    48
    2.1.3. Совет по пограничным вопросам государств - участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г.    53
    2.2. Советы и комиссии при Интеграционном Комитете
    2.2.1. Общие положения о советах и комиссиях при Интеграционном Комитете    58
    2.2.2. Совет министров юстиции    58
    2.2.3. Совет руководителей налоговых служб    63
    2.2.4. Совет руководителей таможенных служб    67
    2.2.5. Совет по взаимному признанию и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях    72
    2.2.6. Совет по транспортной политике при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС    75
    2.2.7. Совет по энергетической политике при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС    78
    2.2.8. Комиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию    81
    2.2.9. Комиссия по взаимодействию в области экспортного контроля    85
    2.2.10. Комиссия по стандартизации, метрологии и сертификации    88
    2.3. Комиссии и советы при Межпарламентской Ассамблее
    2.3.1. Комиссии при Межпарламентской Ассамблее    91
    2.3.2. Советы при Межпарламентской Ассамблее    96
    Часть вторая. Правовые основы налоговых систем государств - членов ЕврАзЭС
    Глава 3. Налоги и налогообложение в Республике Беларусь
    3.1. Общая характеристика налоговой системы    102
    3.2. Налоги на сделки (с оборота)
    3.2.1. Налог на добавленную стоимость    102
    3.2.2. Акцизы    103
    3.3. Налоги на доходы
    3.3.1. Налог на прибыль организаций    107
    3.3.2. Налогообложение иностранных юридических лиц    108
    3.3.3. Подоходный налог с физических лиц    111
    3.4. Налоги на имущество
    3.4.1. Налог на недвижимость    112
    3.4.2. Земельный налог    112
    3.5. Специальные налоговые режимы
    3.5.1. Упрощенная система налогообложения    113
    3.5.2. Налогообложение в свободных экономических зонах    114
    3.6. Прочие налоги и сборы    118
    3.7. Налоговое администрирование и ответственность за нарушения налогового законодательства    120
    Глава 4. Налоги и налогообложение в Республике Казахстан
    4.1. Общая характеристика налоговой системы    127
    4.2. Налоги на сделки (с оборота)
    4.2.1. Налог на добавленную стоимость    127
    4.2.2. Акцизы    128
    4.3. Налоги на доходы
    4.3.1. Корпоративный подоходный налог    131
    4.3.2. Налогообложение иностранных юридических лиц    132
    4.3.3. Индивидуальный подоходный налог    134
    4.4. Налоги на имущество
    4.4.1. Налог на имущество    135
    4.4.2. Земельный налог    135
    4.5. Специальные налоговые режимы    138
    4.5.1. Специальный налоговый режим на основе разового талона    139
    4.5.2. Специальный налоговый режим на основе патента    139
    4.5.3. Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации    140
    4.5.4. Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств    141
    4.5.5. Специальная экономическая зона 'Астана - новый город'    141
    4.6. Прочие налоги
    4.6.1. Налог на транспортные средства    142
    4.6.2. Социальный налог    143
    4.6.3. Налоги с недропользователей    144
    4.7. Налоговое администрирование и налоговая ответственность    145
    Глава 5. Налоги и налогообложение в Кыргызской Республике
    5.1. Общая характеристика налоговой системы    149
    5.2. Налоги на сделки (с оборота)
    5.2.1. Налог на добавленную стоимость    150
    5.2.2. Акцизы    153
    5.3. Налоги на доходы
    5.3.1. Налог на прибыль юридических лиц    155
    5.3.2. Налогообложение иностранных юридических лиц    158
    5.3.3. Подоходный налог с физических лиц    158
    5.4. Налоги на имущество
    5.4.1. Земельный налог    160
    5.5. Специальные налоговые режимы
    5.5.1. Упрощенная система налогообложения    161
    5.5.2. Налогообложение в свободных экономических зонах    163
    5.6. Прочие налоги и сборы
    5.6.1. Налог за пользование автомобильными дорогами    165
    5.6.2. Отчисления средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций    166
    5.6.3. Отчисления на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы    167
    5.6.4. Налог на рекламу    168
    5.6.5. Налог за оказание платных услуг населению и с розничных продаж    168
    5.6.6. Отчисления в Социальный фонд    168
    5.7. Налоговое администрирование и ответственность за нарушения налогового законодательства    169
    Глава 6. Налоги и налогообложение в Российской Федерации
    6.1. Общая характеристика налоговой системы    172
    6.2. Налоги на сделки (с оборота)
    6.2.1. Налог на добавленную стоимость    178
    6.2.2. Акцизы    180
    6.2.3. Налог с продаж    183
    6.3. Налоги на доходы
    6.3.1. Налог на прибыль организаций    184
    6.3.2. Налогообложение иностранных юридических лиц    189
    6.3.3. Налог на доходы физических лиц    193
    6.4. Налоги на имущество
    6.4.1. Налог на имущество предприятий    199
    6.4.2. Налог на имущество физических лиц    201
    6.4.3. Плата за землю    202
    6.5. Специальные налоговые режимы
    6.5.1. Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства    205
    6.5.2. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности    206
    6.5.3. Соглашение о разделе продукции    209
    6.5.4. Налогообложение в свободных экономических зонах    210
    6.6. Налоговое администрирование и ответственность за нарушения налогового законодательства    214
    Глава 7. Налоги и налогообложение в Республике Таджикистан
    7.1. Общая характеристика налоговой системы    217
    7.2. Налоговая система Республики Таджикистан    217
    7.3. Налоги на сделки (с оборота)
    7.3.1. Налог на добавленную стоимость    218
    7.3.2. Акцизы    220
    7.3.3. Налог с продаж (хлопка-волокна и алюминия)    223
    7.3.4. Налог с розничных продаж    224
    7.4. Налоги на доходы
    7.4.1. Налог на прибыль (доход) юридических лиц    225
    7.4.2. Налогообложение иностранных юридических лиц    227
    7.4.3. Подоходный налог с физических лиц    229
    7.5. Налоги на имущество
    7.5.1. Налог на имущество предприятий    232
    7.5.2. Налог на недвижимое имущество физических лиц    232
    7.5.3. Земельный налог    233
    7.6. Специальные налоговые режимы
    7.6.1. Налоги на недропользователей    233
    7.6.2. Упрощенная система налогообложения малого бизнеса    235
    7.7. Прочие налоги и сборы
    7.7.1. Социальные взносы    236
    7.7.2. Налог с владельцев транспортных средств    237
    7.7.3. Налог на пользователей автомобильных дорог    238
    7.7.4. Налог для содержания общественного пассажирского транспорта    238
    7.8. Налоговое администрирование и ответственность за нарушения налогового законодательства    238
    Глава 8. Вопросы повышения эффективности функционирования налоговых систем в государствах - участниках ЕврАзЭС    243
    Глава 9. Перспективы гармонизации национальных налоговых законодательств государств - членов ЕврАзЭС    257
    Заключение    263
    Библиографический список    265


    Предисловие

     29 марта 1996 г. президенты четырех государств - Б.Н. Ельцин, А.Г. Лукашенко, Н.А. Назарбаев и А.А. Акаев подписали Договор между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях1.

     Главы государств провозгласили: "Стремление братских народов к сближению продиктовано как схожестью судеб, так и общей заинтересованностью в равноправном партнерстве, четко выраженными потребностями и возможностями взаимовыгодного экономического сотрудничества"2.

     Заключение Договора 1996 г. означало закрепление ранее достигнутых договоренностей в рамках Таможенного союза, соглашения по которому были заключены в 1995 г. Основными положениями Договора определены поэтапное ускорение и углубление интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере и в иных областях.

     Желание сформировать Таможенный союз во многом дало толчок к созданию так называемых региональных международных организаций по типу "группы государств с разноскоростной интеграцией". Это означало, что в зависимости от готовности государств бывшего СССР к реальной интеграции необходимо создание соответствующих групп (имеются в виду Союзное государство Беларуси и России, государства - участники соглашений о Таможенном союзе - Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан, Центрально-Азиатское экономическое сообщество - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан).

     В соответствии со ст. 17 Договора от 29 марта 1996 г. были учреждены совместные органы управления интеграцией - Межгосударственный Совет, Интеграционный Комитет и Межпарламентский Комитет3. В период с 1996 по 1999 гг. напряженная работа Интеграционного Комитета и других органов управления интеграцией показали поступательное движение к более высокой ступени сближения суверенных и независимых государств.

    3

     В рамках государств - участников Таможенного союза была выработана своя формула действий, отличная от других объединений в СНГ, - принятие согласованных решений органами управления интеграцией на основе консенсуса. Любое решение, по которому не достигнуто согласия, не может быть принято. При этом акты подлежат подписанию всеми Сторонами без каких-либо оговорок. В СНГ и других интеграционных объединениях такой практики нет: решения подписывают только те государства, которые его приемлют, и исполняют в том объеме, в каком они считают это возможным или необходимым. Естественно, такой подход не способствовал реальной интеграции.

     Вместе с тем трехлетний опыт реализации Договора подтвердил необходимость конкретизации ближайших целей интеграции. 26 февраля 1999 г. главы уже пяти государств - Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве1 (Договор о ТС и ЕЭП), инициатива разработки которого, как известно, принадлежала Президенту Республики Казахстан Н.А. Назарбаеву.

     Новый Договор явился логическим продолжением базового Договора от 29 марта 1996 г. Он констатировал выполнение Сторонами определенной части положений Договора 1996 г. - создание и целенаправленное функционирование органов управления интеграцией, реализацию ими мероприятий в экономической, социальной и других областях сотрудничества.

     Новый Договор развил и конкретизировал дальнейшие шаги по реализации основных положений базового Договора. Он направлен на углубление и расширение этих положений в части формирования общей экономической политики и развития инфраструктуры, общего рынка услуг, труда и социальной политики, аграрного рынка, научно-технологического и информационного пространства, правовых основ и сближения национальных законодательств. Формирование в целом единого правового пространства в рамках пяти государств означало создание правовой системы данного интеграционного объединения.

     Вместе с тем в 2000 г. главы государств пришли к мнению о целесообразности дальнейшего совершенствования интеграционного взаимодействия. Процессы стабилизации экономики государств - участников Таможенного союза, результаты их структурной перестройки и наметившийся экономический рост явились реальной основой для более интенсивного развития общего рынка товаров,

    4

     услуг, капитала и труда, углубления интеграционного взаимодействия. Они определили необходимость дальнейшего поиска направлений взаимовыгодного торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества его государств-участников.

     Главы государств на майском 2000 г. заседании Межгосударственного Совета в г. Минске приняли решение об использовании новых подходов в интеграционной политике, включая задачи согласования тарифной политики и нетарифных мер регулирования торгового режима с третьими странами, унификацию порядка исчисления и взимания косвенных налогов, формирования единой таможенной территории, гармонизацию национального законодательства. Предложен по инициативе Президента Российской Федерации Путина В.В. оптимальный вариант интеграционного взаимодействия - создание на базе Таможенного союза новой международной экономической организации с самостоятельной международной правосубъектностью, что предполагает возможность расширения организационно-правовых возможностей для решения поставленных интеграционных задач.

     Была создана межправительственная рабочая группа, в состав которой вошли заместители министров иностранных дел, юстиции, экономики, финансов, представители аппаратов правительств и Интеграционного Комитета. В результате полугодовой работы был подготовлен проект Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества. 10 октября 2000 г. в Астане данный Договор был подписан президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан. В Договоре нашел отражение ряд новых организационно-правовых отличий Сообщества от Таможенного союза и других образований в СНГ, к которым относятся:
     четкая выраженность международной правосубъектности организации. Представляя интересы государств - членов ЕврАзЭС, Сообщество вправе вступать во взаимодействие с другими международными организациями, заключать договоры с третьими странами и т.п. При этом, представляя и защищая интересы государств Сообщества, ЕврАзЭС будет способствовать их выходу на международные торговые рынки и заключению взаимовыгодных договоров с третьими странами и их объединениями, включая Всемирную торговую организацию (ВТО);
     наличие нового порядка принятия решений органами ЕврАзЭС. Высший орган Сообщества - Межгосударственный Совет - принимает все решения на основе консенсуса; во всех других органах, в том числе вспомогательных, решения принимаются большинством в 2/3 голосов. В случае, если за принятие решения проголосовали четыре

    5

     Стороны, но оно все же не набрало большинства в 2/3 голосов, вопрос передается на рассмотрение Межгоссовета. Количество голосов каждой Стороны соответствует ее взносу в бюджет Сообщества и составляет: Республика Беларусь и Республика Казахстан - по 20 голосов; Кыргызская Республика и Республика Таджикистан - по 10 голосов; Российская Федерация - 40 голосов;
     введение нового механизма реализации актов Сообщества. Согласно статье 14 Договора решения органов ЕврАзЭС исполняются Сторонами путем принятия необходимых национальных нормативных правовых актов в соответствии с национальным законодательством. Договором от 26 февраля 1999 г. было определено, что Межгоссовет вправе принимать решения, устанавливающие единые для государств - участников Договора правила, которые являются обязательными во всех своих частях и подлежат непосредственному применению государствами-участниками. Несмотря на значимость данной нормы авторы настоящего пособия считают, что условия к ее применению пока не созданы. На практике эта норма не могла быть востребована, поскольку она затрагивала конституционные положения государств-участников. Новый подход к решению данной проблемы согласно статье 14 Договора от 10 октября 2000 г. открывает возможность для реализации актов Сообщества без ущерба национальным законодательствам;
     наличие предпосылок для введения нового механизма контроля за выполнением Сторонами принятых обязательств в рамках ЕврАзЭС. Такой контроль в ЕврАзЭС предусмотрен со стороны самих органов Сообщества в пределах их компетенции. Иначе говоря, эти органы получают возможность анализировать и оценивать уровень исполнения актов Сообщества не на основе справок и информации, а путем рассмотрения фактического положения дел;
     новые подходы по гармонизации национальных законодательств государств - членов ЕврАзЭС. В соответствии с Договором 2000 г. на Межпарламентскую Ассамблею возложена обязанность по разработке Основ законодательства ЕврАзЭС в базовых сферах правоотношений. Эти Основы, в отличие от модельных законодательных актов, разрабатываемых в настоящее время в СНГ и ранее - в Таможенном союзе и имеющих рекомендательный характер, будут актами, носящими обязательный характер;
     новые требования к членам Сообщества. В случае нарушения принятых обязательств к ним могут быть применены санкции: от приостановления участия в работе органов Сообщества до исключения из членства.

    6

     Совершенствование организационно-правовых механизмов путем принятия дополнительных договоров между государствами тем не менее не изменяет интеграционные цели и задачи. Согласно ст. 2 Договора об учреждении ЕврАзЭС Сообщество создается для эффективного продвижения процесса формирования Сторонами Таможенного союза и единого экономического пространства, а также для реализации других целей и задач, определенных в ранее принятых соглашениях о Таможенном союзе, договорах от 29 марта 1996 г. и от 26 февраля 1999 г. в соответствии с указанными в них этапами.

     Одним из основных рычагов достижения поставленных перед Сообществом задач являются его органы, поэтому цель настоящего учебного пособия - доведение до студентов, аспирантов, преподавателей средних и высших учебных заведений, практических работников, деятельность которых связана с международными правоотношениями, сведений о праве ЕврАзЭС. Во втором разделе речь идет о правовом статусе налоговых органов и о налоговых системах государств - членов ЕврАзЭС.

     В учебном пособии освещается деятельность базовых органов Сообщества - Межгосударственного Совета, Интеграционного Комитета, Межпарламентской Ассамблеи, Суда Сообщества. Приводятся материалы, касающиеся правовой основы деятельности этих органов, сведения об их составах, компетенции (функции), принципах голосования, порядке исполнения решений, методах контроля за их реализацией. Кроме того, излагаются правила процедуры деятельности органов.

     Представлены также сведения о вспомогательных органах ЕврАзЭС, советах и комиссиях, созданных при Интеграционном Комитете, советах и комиссиях при Межпарламентской Ассамблее, об актах ЕврАзЭС, регламентирующих их деятельность.

     Становление и развитие ЕврАзЭС является предпосылкой для создания общего рынка товаров и услуг, капитала и рабочей силы, что требует активизации процесса гармонизации (сближения, унификации) налоговых законодательств государств - членов Сообщества. В этом процессе одним из направлений взаимодействия в рамках ЕврАзЭС является создание взаимовыгодных правовых основ сотрудничества в налоговой сфере.

     Авторы излагают правовые основы налоговой системы каждого государства - члена Сообщества. Все элементы налогообложения (налоговая база, ставки, льготы и др.) приводятся в

    7

     соответствии с законодательствами стран-членов по состоянию на 1 января 2003 г.

     Кроме того, отдельные главы второй части настоящего учебного пособия посвящены вопросам повышения эффективности функционирования налоговых систем в государствах-членах, а также перспективам гармонизации национальных налоговых законодательств.

     Учебное пособие может быть использовано также для изучения в рамках учебной дисциплины "Налоговые системы зарубежных стран", предусмотренной по специальности 351200 "Налоги и налогообложение".

     В дальнейшем авторы в своих трудах планируют дать читателям более глубокое представление о Сообществе, правовой системе ЕврАзЭС, Основах законодательства ЕврАзЭС, предпринимаемых мерах по трансформации актов Сообщества и их имплементации в национальные правовые акты, о международно-правовом механизме исполнения актов ЕврАзЭС и др.

    8

    1Бюллетень развития интеграции. - 1996. - № 1. - М.: М-Око

    2Там же.

    3Таможенный союз пяти государств. Интеграция: реалии и перспективы. - Алматы: Изд.-во КазгосИНТИ, 1996.

    1Бюллетень интеграции. Специальный выпуск. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. - Алматы: Изд.-во КазгосИНТИ, 1999.