Юридические исследования - Право Европейского Союза. Правовое регулирование торгового оборота. Безбах В.В. -

На главную >>>

Международное публичное право: Право Европейского Союза. Правовое регулирование торгового оборота. Безбах В.В.


    Продолжавшийся более 45 лет период холодной войны с ее трагическим и подчас жестким противостоянием двух систем породил определенную стабильность в западном мире, прежде всего в Западной Европе. Однако распад Союза ССР вызвал не только чувство триумфа, но и поставил ряд острых вопросов относительно будущего. Не приведет ли объединение Германии к ее экономическому доминированию в Европе? Не пойдет ли она по пути возможного лавирования между Востоком и Западом в своей внешней политике? Смогут ли бывшие восточноевропейские страны - члены СЭВ и Варшавского договора параллельно с развитием демократии приблизиться к достигнутому Западом уровню экономических успехов, избежав при этом серьезных конфликтов, уже послуживших причинами двух мировых войн?


    Безбах В.В. и др. Право Европейского Союза. Правовое регулирование торгового оборота. М., 2000. 400 cтр.


    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение    VIII
    Глава I. Становление и организационно-правовая структура EС
    § 1. История создания ЕС    1
    § 2. Органы Сообщества и их компетенция    10
    Глава II. Право ЕС (европейское право), его источники
    § 1. Право ЕС, его специфика и юридическая природа    22
    § 2. Правотворческая процедура в рамках ЕС    32
    § 3. Источники права ЕС    42
    § 4. Гармонизация национального права    55
    § 5. Применение норм европейского права    62
    Глава III. Правовые основы свободного перемещения рабочей силы и социальная политика ЕС
    § 1. Общие положения о рынке труда    67
    § 2. Права работников-мигрантов и членов их семей    70
    § 3. Общие положения социальной политики ЕС    74
    § 4. Основные положения социального законодательства ЕС    78
    Глава IV. Правовые основы свободного перемещения товаров, капиталов и услуг в ЕС
    § 1. Правовые основы свободного перемещения товаров    88
    § 2. Правовые основы свободного перемещения капиталов    97
    § 3. Общие положения о предоставлении услуг в ЕС    101
    Глава V. Правовое регулирование таможенных отношений в праве ЕС
    § 1. Общая характеристика норм права, регламентирующего таможенные отношения в ЕС    106
    § 2. Классификация товаров    108
    § 3. Определение таможенной оценки товаров    110
    § 4. Определение страны происхождения товара    111
    § 5. Иные таможенные правила    114
    Глава VI. Правовое обеспечение свободы конкуренции и предупреждения недобросовестной коммерческой практики в Европейском Союзе
    § 1. Понятие и общая характеристика источников конкурентного права Европейского Союза    115
    § 2. Антиконкурентные соглашения    116
    § 3. Положения права ЕС о злоупотреблении доминирующим положением на рынке    121
    § 4. Положения права ЕС об антиконкурентных слияниях и приобретениях    124
    § 5. Понятие недобросовестной коммерческой практики    127
    § 6. Правовое регулирование антидемпинговых мер в ЕС    128
    § 7. Положения права ЕС о мерах, направленных против импортных субсидий (компенсационных пошлинах)    135
    Глава VII. Правовые и экономические основы создания единой европейской валютной системы
    § 1. Проблемы и предпосылки создания единой валютной системы ЕС    137
    § 2. Факторы, обусловливающие необходимость единой европейской валюты    139
    § 3. Европейская валютная единица    144
    § 4. Порядок образования Европейского валютного союза    146
    § 5. Европейский Центральный Банк    148
    Глава VIII. Правовое регулирование внешних сношений Европейского Союза
    § 1. Правовая природа внешних сношений ЕС    150
    § 2. Международная правосубъектность Европейского Союза    154
    § 3. Правовое регулирование отношений ЕС с международными организациями    160
    § 4. Распределение компетенции в области внешних сношений между органами ЕС    164
    § 5. Место международных соглашений в системе источников права внешних сношений ЕС    167
    Глава IX. Правовые основы единой внешней политики стран ЕС
    § 1. Общая характеристика правовых основ проведения единой внешней политики странами ЕС    172
    § 2. Сотрудничество по вопросам безопасности и внешней политики    173
    § 3. Сотрудничество в области оборонной политики    177
    § 4. Сотрудничество в области правосудия и внутренних дел    179
    Глава X. Правовое регулирование внешнеторговых связей Европейского Союза
    § 1. Правовое регулирование внешнеэкономических отношений ЕС с европейскими странами, США и Японией..    183
    § 2. Правовое регулирование внешнеэкономических отношений ЕС со странами Восточной Европы и СНГ    193
    § 3. Правовое регулирование экономических отношений ЕС с развивающимися странами    198
    Глава XI. Европейский суд правосудия
    § 1. Общая характеристика Европейского суда правосудия    205
    § 2. Деятельность Европейского суда правосудия по проверке актов органов ЕС    206
    § 3. Право на обращение в ЕСП    207
    § 4. Основания требований о признании недействительными актов органов ЕС    211
    § 5. Иск о признании бездействия компетентного органа ЕС    214
    § 6. Рассмотрение в Европейском суде требований частных лиц о возмещении ущерба, причиненного действиями органов Сообщества    215
    § 7. Принципы, закрепляемые Европейским судом в области правового регулирования отношений гражданского оборота    219
    Глава XII. Судебная практика по вопросам свободного перемещения капиталов и оказания услуг в ЕС
    1. Дело Касатти (Casatti)    222
    2. Дело Ламберта (К. Lambert)    223
    3. Дело Джона Ричарда (Richard), Алана Иста (East) и других против Томаса и Винифред Кадди (Cuddy)    224
    4. Дело Гаэтано Дона (Dona) против Марио Монтеро (Montero)    225
    5. Дело Вальрейва (В.N.О. Walrave) против Международной объединенной организации мотоспорта, Нидерландского союза мотоспорта и Испанской федерации мотоспорта    225
    6. Дело Комиссии Европейского сообщества против Республики Франция    225
    7. Дело Брукмулена (Broekmeulen) против Комиссии    226
    Приложения
    Маастрихтский договор
    Договор о Европейском Союзе (Документ 1)    229
    Декларация о Западноевропейском Союзе (Документ 2)    238
    АНТИМОНОПОЛИСТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОБОДЫ КОНКУРЕНЦИИ
    Регламент Совета № 17 от 16 февраля 1962 года
    о применении статей 85 и 86 Договора (Документ 1)    241
    Регламент Совета № 19/65/ЕЭС от 2 марта 1965 г. относительно применения раздела 3 статьи 85 Договора об определении видов соглашений и согласованных действий (Документ 2)    253
    СВОБОДА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КАПИТАЛОВ И СТРАХОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    Директива Совета ЕЭС № 88/361/СЕЕ от 24 июня 1988 года о применении ст. 67 Договора (Документ 3)    256
    Первая Директива Совета № 73/239/СЕЕ от 24 июля 1973 года о координации норм законодательных, регламентарных и административных актов, относящихся к ведению страховой деятельности в сферах, не связанных со страхованием жизни (Документ 4)    262
    СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
    Директива Совета от 25 февраля 1964 года о координации специальных мер для иностранцев в сфере их размещения и проживания, принимаемых в интересах общественного по рядка, безопасности и общественного здоровья (Документ 5)    265
    Регламент Совета № 1612/68 от 15 октября 1968 года о свободном передвижении трудящихся внутри Сообщества (Документ 6)    271
    Директива Совета № 68/360 от 15 октября 1968 года об отмене ограничений на передвижение и пребывание трудящихся, являющихся гражданами государств - членов Сообщества и членов их семей в пределах Сообщества (Документ 7)    292
    Регламент (СЕЕ) № 1251/70 Комиссии от 29 июня 1970 года о праве [работников-мигрантов остаться на территории государства-члена после завершения работы в этом государстве (Документ 8)    299
    Регламент (СЕЕ) № 312/76 Совета от 9 февраля 1976 года о внесении изменений в положения, касающиеся права трудящихся на участие в профсоюзах, указанного в Регламенте (ССЕ) № 1612/68 о свободном перемещении трудящихся в пределах Сообщества (Документ 9)    304
    Директива Совета от 28 июня 1990 года о праве на проживание (Документ 10)    306
    Директива Совета от 28 июня 1990 года о праве на проживание для лиц, осуществляющих трудовую деятельность за чужой или собственный счет, оставивших свою профессиональную деятельность (Документ 11)    310
    Директива Совета от 28 июня 1990 года о праве студентов на проживание (Документ 12)    314
    Регламент Совета № 1408/71 от 14 июня 1971 г. о применении режимов социального обеспечения работников и их семей, перемещающихся по территории Европейского сообщества (Документ 13)    318
    Директива Совета № 75/117 от 10 февраля 1975 года, касающаяся сближения законодательства государств-членов, касающегося применения принципов равенства оплаты труда работающих мужчин и женщин (Документ 14)    333
    Директива Совета № 76/207 от 9 февраля 1976 года о применении принципа равенства мужчин и женщин при приеме на работу, в профессиональном обучении, продвижении по службе и определении условий труда (Документ 15)    336
    Директива Совета № 77/187/СЕЕ от 14 февраля 1977 года о сближении законодательств государств-членов, связанных с защитой прав работников в случаях передачи предприятий, центров занятости или части центров занятости (Документ 16)    341
    Директива Совета № 77/486 от 25 июля 1977 года об образовании детей работников-мигрантов (Документ 17)    346
    Директива Совета № 79/7 от 19 декабря 1978 года о применении принципа равенства мужчин и женщин в сфере социальной защиты (Документ 18)    348
    Директива Совета № 80/987 от 20 октября 1980 года о сближении законодательств государств-членов, касающемся защиты наемных работников в случае несостоятельности работодателя (Документ 19)    352
    Директива Совета № 86/378 от 21 июля 1986 года о применении принципа равенства мужчин и женщин в профессиональных регламентах о социальном обеспечении (Документ 20)    360
    Директива Совета № 86/613 от 11 декабря 1986 года о применении принципа равенства мужчин и женщин в сфере осуществления независимой трудовой деятельности, включая сельскохозяйственную, а также о защите материнства (Документ 21)    366
    Директива Совета № 87/164/СЕЕ от 2 марта 1987 года о внесении изменений в Директиву № 80/987/СЕЕ об унификации законодательства государств-членов в области защиты наемных работников в случае несостоятельности работодателя в связи с присоединением Испании (Документ 22)    371
    Регламент Совета № 4255/88 от 19 декабря 1988 года о порядке применения Регламента № 1052/88 о Европейском социальном фонде (Документ 23)    373
    ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПРАВОСУДИЯ
    Протокол об Уставе Суда Европейского экономического сообщества (Документ 24)    381


    Введение

     Продолжавшийся более 45 лет период холодной войны с ее трагическим и подчас жестким противостоянием двух систем породил определенную стабильность в западном мире, прежде всего в Западной Европе. Однако распад Союза ССР вызвал не только чувство триумфа, но и поставил ряд острых вопросов относительно будущего. Не приведет ли объединение Германии к ее экономическому доминированию в Европе? Не пойдет ли она по пути возможного лавирования между Востоком и Западом в своей внешней политике? Смогут ли бывшие восточноевропейские страны - члены СЭВ и Варшавского договора параллельно с развитием демократии приблизиться к достигнутому Западом уровню экономических успехов, избежав при этом серьезных конфликтов, уже послуживших причинами двух мировых войн?

     Нынешние европейские представления об условиях долгосрочной стабильности целиком связаны с жизнеспособностью тех социально-экономических и политических институтов, которые были созданы еще в период холодной войны. Ведь одной из особенностей Европейского Союза является одновременное действие значительного числа правовых норм, принятых на предыдущих этапах интеграции, - Парижского договора об образовании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1951 г., Римских договоров об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и ЕВРО-АТОМа 1957 г., а также Единого Европейского Акта, подписанного в 1986 г. всеми государствами - членами Сообществ, с одной стороны, и актов, принятых и принимаемых органами Европейских сообществ на основе имеющихся у них полномочий, - с другой. В то же время эти представления связаны нынче с ощущением потребности в новых факторах сохранения динамичного развития Европейского Союза.

     Одним из важнейших направлений в поисках такого фактора стало продолжение и усиление общеевропейского интеграционного процесса. Подписание Единого Европейского Акта (The Single European Act) нацелило страны - участницы общее рынка на установление всеобъемлющего экономического и валютного союза. Маастрихтский договор, подписанный 12 членами ЕЭС в декабре 1991 г., обозначил курс на достижение еще более высокого уровня интеграции, что даже вызвало обеспокоенность со стороны отдельных политиков  и ученых тем, что в нем предусмотрена беспрецедентная уступка государствами-членами Сообществу элементов своего суверенитета; Договор вызвал проведение референдумов и специальных парламентских слушаний по поводу содержания закрепленных им соглашений.1

     Маастрихтский договор, вступивший в силу 1 ноября 1993 г., действительно стал новым крупным шагом в общеевропейской интеграции. Он не только заменил прежнее наименование - "Европейское экономическое сообщество" новым - "Европейский Союз", но и расширил полномочия Европейского парламента, закрепил курс на достижение валютного объединения к 1999 г., предусмотрел осуществление единой политики в областях борьбы с преступностью, в области иммиграции, социальной помощи, а также в сфере экологии. Кроме того, в этом договоре получил одобрение курс на проведение странами-участницами "единых действий" в области внешней и оборонной политики. Европейский Союз провозгласил своей целью расширение Союза и углубление внутрисоюзных связей, одобрил вступление в качестве новых членов Норвегии2, Швеции, Финляндии и Австрии. Провозглашено союзное гражданство для всех лиц, имеющих гражданство в одном из государств-членов. Наряду с единой валютной системой предусмотрено образование центральной банковской системы Союза.

     Что касается договоров, то они сохраняют основополагающее значение для современной европейской интеграции. Они не только управомочили органы Европейских сообществ на издание нормативных актов, но и обязали государства-члены не издавать акты, противоречащие целям Сообществ. Отчасти поэтому Европейский Союз продолжает в научном и практическом обиходе именоваться Сообществом (реже - Сообществами).

     Главное же в таких договорах заключается в том, что они составляют так называемое "первичное право" ЕС, выступающее основой "вторичного (производного) права", воплощающегося в актах, принимаемых органами Сообществ во исполнение норм первичного права и для реализации установленных им целей, - регламентах, директивах и решениях, а также в так называемых конвенционных

    1

     актах, т. е. соглашениях, заключенных Сообществами с третьими странами или международными организациями.

     Исключительно велика в деятельности органов ЕС роль Европейского суда правосудия (именуемого также Европейским судом). Суд занимает в системе учреждений Сообществ место, позволяющее ему толковать и применять нормы права ЕС независимо от иных учреждений. Он реализует функцию контроля за соответствием актов Сообщества целям первичного права, координирует процесс проникновения европейского права в правовой порядок государств-членов.

     Таковы, вкратце, основные политико-юридические мотивы беспрецедентной в истории межгосударственных отношений экономической интеграции западноевропейских стран. Авторы настоящего пособия надеются не только познакомить читателей с основными положениями действующего права Европейского Союза в области торгового оборота, но также и побудить их к поиску самостоятельных ответов на проблемы, вызываемые сохраняющейся дезинтеграцией экономического пространства в СНГ.

     Учебное пособие подготовлено авторским коллективом в составе:

    д.ю.н. проф. В.К. Пучинский (введение, глава 11, совместно с В.В. Безбахом), д.ю.н. проф. В.В. Безбах (глава 7; глава 11 совместно с В.К. Пучинским), ст. преп. Е.П. Ермакова (главы 4 и 12), к.ю.н. доц. А.Я. Капустин (глава 5, § 5-7 главы 6, главы 8-10), д.ю.н. проф. Г.И. Муромцев (глава 2), к.ю.н. проф. Н.А. Муцинова (глава 3), к.ю.н. доц. Г.И. Никеров (§ 1-4 главы 6), к.ю.н. доц. О.В. Протопопова (глава 1).

     Переводы помещенных в приложении документов выполнены к.ю.н. доцентом Г.И. Никеровым (документы 1 и 2), магистрами юридических наук, старшим преподавателем Е.П. Ермаковой (документы 3 и 4), С.И. Ковалевым (документы 5-12), О.Б. Яковлевой (документы 13-23).

     Ответственные редакторы выражают искреннюю признательность сотрудникам Научной библиотеки РУДН за помощь в подборе материалов для пособия.

    2

    1Национальный референдум был проведен во Франции; в Дании референдум был проведен в два этапа (на первом итоги опроса оказались не в пользу Маастрихтских соглашений); в Англии сменивший М.Тэтчер на посту премьер-министра Дж. Мэйджор едва не привел к падению свое правительство на пути получения парламентского одобрения названных соглашений, которого он в конце концов добился в июле 1993 г.

    2Население Норвегии, принявшее участие в голосовании по поводу присоединения к Европейскому Союзу, проголосовало против такого присоединения.