Юридические исследования - Происхождение государства и права. Кашанина Т.В. -

На главную >>>

Теория государства и права: Происхождение государства и права. Кашанина Т.В.


    Происхождение государства и права - это одна из кардинальных проблем юриспруденции. На протяжении многих десятилетий доминирования в нашей стране марксистско-ленинской идеологии ее трактовка была таковой, которая была представлена Ф. Энгельсом в его работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Отступление от энгельсовского понимания процессов происхождения государства и права в тот период для ученых было чревато многими неприятностями.

     После того, как были сняты идеологические барьеры, в науке, как это и полагается, обнаружился плюрализм мнений ученых-юристов по данной проблеме.

     Многие из них настолько свыклись с теорией происхождения государства и права, разработанной, как указывает в предисловии к своей работе Ф. Энгельс, совместно с К. Марксом, что отказываться от нее и не собирались. Даже при искреннем желании осовременить трактовку данной проблемы в их рассуждениях "уши" Маркса и Энгельса все равно торчали.

     Другие ученые заняли противоположную позицию: позицию полного отвержения воззрений классиков, в том числе и поданному вопросу, а то и позицию оголтелой критики, однако при этом не предлагая ничего взамен.

     Третьи оказались хитрее. Вопрос о происхождении государства и права они излагали в виде перечисления теорий происхождения государства и права, созданных на протяжении всего периода развития человечества. При этом, не добавляя от себя ничего нового, они великодушно предоставляли читателю право выбора.


    Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., Высшая школа, 2004. 325 стр.


    СОДЕРЖАНИЕ

    Предисловие    5
    Раздел I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
    Глава 1. Возникновение государства как объективный исторический процесс
    1.1. Характеристика первобытного общества    7
    1.2. Структура первобытного общества    15
    1.3. Власть и органы управления в первобытном обществе    16
    1.4. Вождество как предгосударственная форма власти    23
    1.5. Предпосылки возникновения государства    29
    1.6. Трансформация власти вождей во власть государственную    34
    1.7. Основные составляющие звенья государства    40
    1.8. Способы (пути) образования государства    41
    Глава 2. Теории происхождения государства
    2.1. Причины многообразия теорий о происхождении государства и права    46
    2.2. Ирригационная теория    47
    2.3. Патриархальная теория    48
    2.4. Теологическая теория    51
    2.5. Теория насилия    53
    2.6. Расовая теория    58
    2.7. Инцестная (половая) теория    61
    2.8. Спортивная теория    63
    2.9. Патримониальная теория    66
    2.10. Органическая теория    68
    2.11. Экономическая теория    70
    2.12. Классовая теория    72
    2.13. Психологическая теория    78
    2.14. Договорная теория    81
    2.15. Диффузионная теория    88
    2.16. Теория специализации    92
    Глава 3. Российская цивилизация
    3.1. Славяне в догосударственную эпоху    100
    3.2. Периодизация истории Российской цивилизации    102
    3.3. Российская цивилизация в сообществе мировых цивилизаций    105
    Глава 4. Древнерусское государство: от зари до заката
    4.1. Славянские племена до призвания Рюрика    111
    4.2. Призвание варягов или диффузия государственности из Скандинавии    114
    4.3. Диффузия диффузии или образование государственности у полян    116
    4.4. Фактор насилия в образовании Древнерусского государства    118
    4.5. Ирригационный (фортификационный) фактор в происхождении Древнерусского государства    123
    4.6. Патримониальный фактор в процессе создания Древнерусского государства     126
    4.7. Политическая специализация на российских просторах    129
    4.8. Характеристика Империи Рюриковичей    132
    4.9. Расцвет Древнерусского государства    138
    4.10. Упадок и распад Древней Руси    140
    Глава 5. Возникновение Российского государства
    5.1. Российская цивилизация после распада Древнерусского государства    146
    5.2. Фактор насилия в образовании Российского государства    149
    5.3. Диффузия как непременный атрибут российской государственности    153
    5.4. Патримониальный фактор в создании Российского государства    157
    5.5. Экономический фактор как основа прочности государства    163
    5.6. Теория специализации как концепция, объясняющая образование Российского государства    166
    5.7. Первый российский государь    172
    Раздел II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА
    Глава 6. Социальные нормы первобытного общества
    6.1. Саморегуляция как признак человечества    176
    6.2. Понятие и виды социальных норм первобытного общества    180
    6.3. Ритуалы    184
    6.4. Обряды    187
    6.5. Мифы    191
    6.6. Обычаи    194
    6.7. Религиозные нормы    197
    6.8. Моральные нормы    203
    6.9. Нормы этикета    206
    6.10. Мононормы: вымысел или реальность?    209
    Глава 7. Детство права — архаичное право
    7.1. Стадии развития права    211
    7.2. Время появления первых письменных источников архаичного права    214
    7.3. Особенности (черты) архаичного права    216
    7.4. Достоинства архаичного права    228
    Глава 8. Юность права — сословное, или корпоративное, право (право отдельных социальных слоев)
    8.1. Понятие и виды корпораций    230
    8.2. Сословные, или корпоративные, нормативные системы в традиционном обществе    236
    8.3. Феодальное (поместное) право    239
    8.4. Материальное (крепостное) право    244
    8.5. Городское (полицейское) право    250
    8.6. Торговое (купеческое) право    259
    8.7. Гильдейское (цеховое) право    268
    8.8. Каноническое (церковное) право    273
    8.9. Сословное, или корпоративное, право (право отдельных слоев общества) как протоправо    286
    Глава 9. Зрелость права — развитое (общегосударственное) право
    9.1. Королевское (общее, имперское) право как этап перехода к развитому праву    291
    9.2. Характеристика развитого права    296
    9.3. Структура развитого права    304
    Глава 10. Теории происхождения права
    10.1. Примирительная теория    308
    10.2. Регулятивная теория    310
    10.3. Теологическая (божественная) теория    313
    10.4. Теория естественного права    315
    10.5. Историческая теория    317
    10.6. Классовая теория    320
    10.7. Теория специализации    322
    Заключение    325



    ПРЕДИСЛОВИЕ

     Происхождение государства и права - это одна из кардинальных проблем юриспруденции. На протяжении многих десятилетий доминирования в нашей стране марксистско-ленинской идеологии ее трактовка была таковой, которая была представлена Ф. Энгельсом в его работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Отступление от энгельсовского понимания процессов происхождения государства и права в тот период для ученых было чревато многими неприятностями.

     После того, как были сняты идеологические барьеры, в науке, как это и полагается, обнаружился плюрализм мнений ученых-юристов по данной проблеме.

     Многие из них настолько свыклись с теорией происхождения государства и права, разработанной, как указывает в предисловии к своей работе Ф. Энгельс, совместно с К. Марксом, что отказываться от нее и не собирались. Даже при искреннем желании осовременить трактовку данной проблемы в их рассуждениях "уши" Маркса и Энгельса все равно торчали.

     Другие ученые заняли противоположную позицию: позицию полного отвержения воззрений классиков, в том числе и поданному вопросу, а то и позицию оголтелой критики, однако при этом не предлагая ничего взамен.

     Третьи оказались хитрее. Вопрос о происхождении государства и права они излагали в виде перечисления теорий происхождения государства и права, созданных на протяжении всего периода развития человечества. При этом, не добавляя от себя ничего нового, они великодушно предоставляли читателю право выбора.

     Позиция четвертой группы ученых мне представляется не просто весьма любопытной, но и в определенной мере опасной. Они встали на позицию ученых-историков, большинство которых, не зная досконально специфику таких явлений, как государство и право (и это нельзя им поставить в упрек), представляют процесс образования государства и правообразования столь эволюционно, что теряют грань возникновения явлений нового качества: государственно-правовых феноменов. Вероятно, по этой причине они любые обычаи относят к праву, не видят разницы между обычаями

    5

     и обычным правом, а процесс государствообразования относят на более поздний период, нежели процесс появления права. Опасность состоит в том, что при таком подходе возникает возможность потери всего того, что накопила юридическая наука, пристально и под своим углом зрения высвечивающая процесс возникновения государства и права.

     На мой взгляд, более плодотворным является подход, при котором бережно используется все накопленное при исследовании проблемы происхождения государственно-правовых явлений, но не бездумно, а с сортировкой того, что выдержало испытание временем, и с аргументированной критикой того, что социальная практика отвергла. Только встав на плечи других ученых можно получить больший обзор и видение этого сложного и эпохального процесса, который к тому же покрыт тайной многих тысячелетий. Однако при этом обязательно надо стремиться к продвижению вперед и добавлению новых знаний. Сейчас мы располагаем значительно большим объемом информации, добытой учеными, работающими в различных сопредельных областях науки (этнографов, антропологов, историков, философов, политологов и т.д.), нежели наши предшественники. Кроме того, у нас есть возможность использовать более прогрессивные научные технологии. Одним словом, каждому исследователю время, в котором он творит, дает свой шанс сказать что-то новое. Я думаю, что было бы непростительной ошибкой его не использовать.

    6


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Cum excusation itaque veteres audiendi sunt1.

     Мы стоим на фундаменте, заложенном предшествующими поколениями, и с достигнутых высот смутно ощущаем, что его закладка стоила человечеству долгих и мучительных усилий. Культура первобытного общества слишком часто подвергается презрительным и насмешливым оценкам. Между тем в числе ценностей человечества, которые мы обязаны с благодарностью чтить, многие, если не большинство, зародились в первобытном обществе. В частности, государство и право возникли в недрах именно того, скрытого веками, периода.

     Многому из того полезного, что так бережно люди сохраняли на протяжении всей истории существования человечества, мы обязаны именно нашим грубым предкам, накопившим и передавшим по наследству представления об обществе (в том числе такие ценности, как государство и право), которые мы склонны рассматривать как нечто данное само собой. Мы как бы являемся наследниками этого достояния, которое переходило из рук в руки столько раз, что изгладилась память о тех, кто заложил его основу.

     Несмотря на несовершенство наследия наших предков, мы поступим благоразумно, если будем взирать со снисхождением на их социальные институты и нормы. Это даст нам право на снисхождение наших потомков.

     Итак, cum excusation itaque veteres audiendi sunt.

    325

    1Предков следует выслушивать снисходительно (лат. пословица).