|
Прежде чем перейти к анализу названных основополагающих феноменов и укрупненных терминов, необходимо сформулировать замечания общего характера, без учета которых невозможны новый модернизированный подход к самой проблематике современного административного права России, обоснование и формулирование концепции административного права, ее основных начал, устоев и параметров.
Речь идет главным образом о таких основополагающих для административного права понятиях, как государственное управление, исполнительная власть.
Раскрытие, дифференциация этих фундаментальных категорий и одновременно феноменов открывают простор, перспективы и возможности для всестороннего и объемного углубленного анализа административного права - глобального и специфического юридического феномена, его ведущих и конкретных институтов, форм, структур и норм.
В первую очередь, имеются в виду такие, как предмет и метод в административном праве, его ведущий (после конституционного права) сложный и комплексный характер, отграничения от других правовых отраслей, формулирование определения, другие элементы и аспекты, которые наиболее существенны и актуальны при исследовании проблем административного права.
Поэтому анализируются не просто и не вообще названные выше феномены, а в определенных ракурсе и контексте, в плане их статутных аспектов и в особенности проблемы их соотношения, которые продолжают оставаться далеко не решенными и в то же время достаточно актуальными для дальнейшего развития и совершенствования, модернизации административного права.
С учетом и на базе вышесформулированных общих положений подробнее рассмотрим вопрос об этих двух категориях.
В административно-правовой литературе вопрос о характере и содержании двух указанных выше фундаментальных категорий обоснованно связывается с административным правом.
Профессор Ю. М. Козлов, например, справедливо подчеркивал, что социальное управление как научная категория управления имеет, помимо иных особенностей, и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как государственное управление, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличный от иных ее проявлений - законодательной, судебной, прокурорской деятельности, а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовых коллективов, коммерческих структур и т.п.).
Государственное управление - разновидность социального управления, с функционированием которого традиционно связывается формирование обособленной правовой отрасли, а именно - административного права. |
Чернявский, А.Г. и др. Административное право.- Москва, 2004.- 480 cтр.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3 ОБЩАЯ ЧАСТЬ Раздел I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: СТАТУС И СООТНОШЕНИЕ 4 Раздел II. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глава 1. Современная концепция административного права Российской Федерации 19 Глава 2. Предмет административного права 26 Глава 3. Метод в административном праве 31 Глава 4. Институциональная характеристика и определение административного права 35 Глава 5. Место административного права в правовой системе России 37 Раздел III. СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Глава 6. Система административного права 40 Глава 7. Источники административного права 44 Раздел IV. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ОТНОШЕНИЯ Глава 8. Административно-правовые нормы 48 Глава 9. Административно-правовые отношения 54 Раздел V. СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Глава 10. Общая характеристика субъектов административного права 63 Глава 11. Понятие и особенности органов исполнительной власти 64 Глава 12. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти 69 Глава 13. Система исполнительной власти в Российской Федерации 72 Глава 14. Президент Российской Федерации и исполнительная власть 75 Глава 15. Правительство Российской Федерации 86 Глава 16. Виды и классификация органов исполнительной власти 98 Глава 17. Административно-правовые аспекты статуса местного самоуправления и его органов в современный период 108 Глава 18. Административно-правовой статус физических лиц - граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства 116 Глава 19. Общественные объединения: административно-институциональный аспект 124 Глава 20. Предприятия и учреждения 139 Раздел VI. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глава 21. Общая характеристика органов государственной власти субъектов РФ 148 Глава 22. Органы законодательной (представительной) власти республик в составе РФ 152 Глава 23. Органы исполнительной власти субъектов РФ 165 Раздел VII. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА Глава 24. Понятие и виды государственной службы. Законодательство о государственной службе 174 Глава 25. Принципы государственной службы 180 Глава 26. Понятие и классификация государственных должностей и государственных служащих 182 Глава 27. Прохождение государственной службы 191 Глава 28. Правовые основы муниципальной службы 193 Глава 29. О служебном ("чиновном") праве § 1. Государственная служба в системе российского права 196 § 2. Служебное ("чиновное") право как отрасль российского права 199 § 3. Служебное право как учебная дисциплина 201 Раздел VIII. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 204 Раздел IX. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 218 Раздел X. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ Глава 30. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - новый этап в развитии законодательства РФ об административных правонарушениях и административной ответственности 225 Глава 31. Общая часть. Общие положения 229 Глава 32. Особенная часть (раздел II КоАП РФ) 234 Глава 33. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (раздел III КоАП РФ) 237 Глава 34. Производство по делам об административных правонарушениях. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях 244 Глава 35. Административно-правовые режимы 263 Раздел XI. ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ 267 ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Раздел XII. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВА, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Глава 36. Множественность и разнообразие организационных форм управления промышленностью 282 Глава 37. Управление в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства 297 Раздел XIII. УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ 301 Глава 38. Министерство транспорта РФ 302 Глава 39. Управление железнодорожным транспортом 303 Раздел XIV. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ 308 Раздел XV. УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ Глава 40. Управление в области образования 310 Глава 41. Управление в области культуры 317 Глава 42. Управление в области труда и социального развития 320 Глава 43. Управление здравоохранением 323 Глава 44. Управление в сфере печати, телерадиовещания и других средств массовой информации 327 Раздел XVI. УПРАВЛЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ Глава 45. Управление в области обороны 330 Глава 46. Управление в области безопасности. Понятие и содержание безопасности 337 Глава 47. Управление в области внешней разведки 346 Глава 48. Охрана государственной границы Российской Федерации. Федеральная пограничная служба 349 Глава 49. Управление в области иностранных дел 356 Раздел XVII. УПРАВЛЕНИЕ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ Глава 50. Управление в области внутренних дел 364 Глава 51. Управление в области юстиции 398 Раздел XVIII. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖОТРАСЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ Глава 52. Понятие, специфика и содержание межотраслевого управления 407 Глава 53. Управление в сфере экономики, энергетики, финансов и банковско-кредитного дела 412 Глава 54. Управление в области налогообложения и сборов 433 Глава 55. Административно-правовой статус налоговой полиции (ФСНП России) 435 Глава 56. Управление в области статистики, стандартизации и метрологии 438 Глава 57. Управление таможенным делом. Понятие и структура таможенного дела 439 Глава 58. Управление в бюджетной сфере 452 Глава 59. Управление в области градостроительства 454 Глава 60. Управление в сфере антимонопольной деятельности и предпринимательства 456 Глава 61. Управление в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий 463 Глава 62. Управление в экологической сфере 467
ПРЕДИСЛОВИЕ
Это наш третий учебник по административному праву России1. Он имеет несколько иную внутреннюю структуру, в него включены новые, ранее отсутствовавшие разделы и главы. Кроме того, учебник значительно обновлен и обогащен современным нормативно-правовым материалом.
Структурные новеллы учебника состоят в следующем.
Во-первых, разработана и включена новая глава "Современная концепция административного права России", представляющая собой авторское видение сложной и недостаточно разработанной крупной проблемы административного права.
Во-вторых, это новый в теоретическом и прикладном планах аспект, связанный с принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., ознаменовавший очередной этап в развитии российского законодательства об административных правонарушениях и административной ответственности. Данной проблематике посвящен целый раздел, состоящий из пяти глав.
В-третьих, это обозначение и анализ процесса диверсификации категории "внутренние дела", состояния и уровня реформирования системы управления в этой сложной и многогранной сфере.
В-четвертых, это акцентирование внимания на детальном рассмотрении проблематики межотраслевого управления, которому в литературе не уделялось необходимого внимания.
В-пятых, это стремление авторов максимально полно и развернуто представить новые нормативно-правовые акты, касающиеся регулирования отношений в сфере административного права России.
Данный учебник - это динамичное, мобильное издание, сориентированное на быстротекущие изменения и новации, органически присущие развитию управления, активной деятельности органов исполнительной власти в разных по характеру сферах и областях (отраслях) жизнедеятельности российского общества и государства.
3
1См.: Габричидзе Б. Я., Елисеев Б. П. Российское административное право. М., 1998; Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право Российской Федерации. М.,2001.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Раздел I
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: СТАТУС И СООТНОШЕНИЕ
Прежде чем перейти к анализу названных основополагающих феноменов и укрупненных терминов, необходимо сформулировать замечания общего характера, без учета которых невозможны новый модернизированный подход к самой проблематике современного административного права России, обоснование и формулирование концепции административного права, ее основных начал, устоев и параметров.
Речь идет главным образом о таких основополагающих для административного права понятиях, как государственное управление, исполнительная власть1.
Раскрытие, дифференциация этих фундаментальных категорий и одновременно феноменов открывают простор, перспективы и возможности для всестороннего и объемного углубленного анализа административного права - глобального и специфического юридического феномена, его ведущих и конкретных институтов, форм, структур и норм.
В первую очередь, имеются в виду такие, как предмет и метод в административном праве, его ведущий (после конституционного права) сложный и комплексный характер, отграничения от других правовых отраслей, формулирование определения, другие элементы и аспекты, которые наиболее существенны и актуальны при исследовании проблем административного права.
Поэтому анализируются не просто и не вообще названные выше феномены, а в определенных ракурсе и контексте, в плане их статутных аспектов и в особенности проблемы их соотношения, которые продолжают оставаться далеко не решенными и в то же время достаточно актуальными для дальнейшего развития и совершенствования, модернизации административного права.
С учетом и на базе вышесформулированных общих положений подробнее рассмотрим вопрос об этих двух категориях.
В административно-правовой литературе вопрос о характере и содержании двух указанных выше фундаментальных категорий обоснованно связывается с административным правом.
4
Профессор Ю. М. Козлов, например, справедливо подчеркивал, что социальное управление как научная категория управления имеет, помимо иных особенностей, и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как государственное управление, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличный от иных ее проявлений - законодательной, судебной, прокурорской деятельности, а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовых коллективов, коммерческих структур и т.п.).
Государственное управление - разновидность социального управления, с функционированием которого традиционно связывается формирование обособленной правовой отрасли, а именно - административного права1.
1См.: Атаманяук Г. В. Теория государственного управления. М., 1997; Государственное управление: Основы теории и организации / Под ред. В. А. Козбаненко. М., 2000.
1Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1994. С. 6.
1Атаманчук Г. В. Указ. соч. С. 29-30 и др.
2Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 36, 39, 44-45 и др.
1См.: Атаманчук Г. В. Обеспечение рациональности государственного управления. М., 1990. С. 16-111.
| |