Юридические исследования - Законодательное регулирование товарного сектора потребительского рынка. Цимбалистов И.Б. -

На главную >>>

Административное право: Законодательное регулирование товарного сектора потребительского рынка. Цимбалистов И.Б.


    Термин потребительский рынок введен в законодательство сравнительно недавно. Появление этого термина обусловлено расширением сферы гражданско-правовых отношений в сфере товарооборота, который в свою очередь значительно изменился в связи с приходом в него помимо государственных, кооперативных собственников, огромного числа частных собственников в лице производителей и продавцов, и возможности свободного товарообмена между ними, т.е. рыночных отношении. Вместе с тем определение рынка как потребительского указывает на присутствие еще одной стороны отношений - покупателя, приобретающей стороны, потребителя. Термины потребительский и потребитель в свою очередь производны, так как отношения на рынке между сторонами складываются исключительно ввиду появления на нем товара с его главным свойством обязательным наличием потребительской стоимости.

     Осуществление эффективной потребительской политики - необходимое условие успеха современных экономических реформ, залог прочного положения потребителей на рынке товаров, работ, услуг. В свою очередь, реформирование экономики, насыщение потребительского рынка постепенно создают материальную базу для практической реализации государственной политики защиты прав потребителей.

     Современное положение российской экономики характеризуется неоднозначными оценками. Так, имеются положительные сдвиги по ряду направлений: восстанавливается и начинает активно функционировать потребительский рынок, почти полностью разрушенный к концу 1991 г. При этом взаимоотношения предприятий все более формируются на принципах рыночной экономики с соответствующей нормативной базой; возрастает роль негосударственного сектора экономики.

     Вместе с тем новый экономический курс осуществляется в весьма сложных условиях. Причем характерной чертой переходного периода является противоречие между нарастанием потребностей в условиях насыщения товарного рынка и отставанием платежных возможностей значительной части населения. Кроме того, ощущается острая потребность в наведении порядка в части достоверного и полного информирования населения о товарах, работах и услугах, их изготовителях, исполнителях, продавцах, в том числе и зарубежных.

     В этих условиях вопросы совершенствования и эффективной реализации государственной политики защиты прав потребителей становятся весьма актуальными.


    Цимбалистов И.Б. Законодательное регулирование товарного сектора потребительского рынка.- Домодедово, 2003.- 154 cтр.


    ОГЛАВЛЕНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ    3
    ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, СУБЪЕКТЫ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ    5
    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    15
    Лицензирование    22
    Сертификация    26
    Маркировка подакцизных товаров    34
    ТОВАРНЫЙ ЗНАК, ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ И НАИМЕНОВАНИЯ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА    46
    ПРАВИЛА РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ    56
    ПРАВИЛА ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ    82
    ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН    89
    МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ    91
    АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ТОВАРНОМ СЕКТОРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА    103
    СИСТЕМЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ И САМОКОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРНОГО СЕКТОРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА    146
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ    149
    ЛИТЕРАТУРА    150



    ВВЕДЕНИЕ

     Термин потребительский рынок введен в законодательство сравнительно недавно. Появление этого термина обусловлено расширением сферы гражданско-правовых отношений в сфере товарооборота, который в свою очередь значительно изменился в связи с приходом в него помимо государственных, кооперативных собственников, огромного числа частных собственников в лице производителей и продавцов, и возможности свободного товарообмена между ними, т.е. рыночных отношении. Вместе с тем определение рынка как потребительского указывает на присутствие еще одной стороны отношений - покупателя, приобретающей стороны, потребителя. Термины потребительский и потребитель в свою очередь производны, так как отношения на рынке между сторонами складываются исключительно ввиду появления на нем товара с его главным свойством обязательным наличием потребительской стоимости.

     Осуществление эффективной потребительской политики - необходимое условие успеха современных экономических реформ, залог прочного положения потребителей на рынке товаров, работ, услуг. В свою очередь, реформирование экономики, насыщение потребительского рынка постепенно создают материальную базу для практической реализации государственной политики защиты прав потребителей.

     Современное положение российской экономики характеризуется неоднозначными оценками. Так, имеются положительные сдвиги по ряду направлений: восстанавливается и начинает активно функционировать потребительский рынок, почти полностью разрушенный к концу 1991 г. При этом взаимоотношения предприятий все более формируются на принципах рыночной экономики с соответствующей нормативной базой; возрастает роль негосударственного сектора экономики.

     Вместе с тем новый экономический курс осуществляется в весьма сложных условиях. Причем характерной чертой переходного периода является противоречие между нарастанием потребностей в условиях насыщения товарного рынка и отставанием платежных возможностей значительной части населения. Кроме того, ощущается острая потребность в наведении порядка в части достоверного и полного информирования населения о товарах, работах и услугах, их изготовителях, исполнителях, продавцах, в том числе и зарубежных.

     В этих условиях вопросы совершенствования и эффективной реализации государственной политики защиты прав потребителей становятся весьма актуальными.

     Международные основы цивилизованной потребительской политики заложены в "Руководящих принципах для защиты интересов

    3

     потребителей", принятых Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция № 39/248 от 09.04.1985г.).

     К основным правам потребителей относятся:
    - право на безопасность товаров;
    - право на информацию;
    - право на выбор товаров;
    - право на выражение своих интересов;
    - право на удовлетворение основных потребностей;
    - право на возмещение ущерба;
    - право на потребительское образование;
    - право на здоровую окружающую среду.

     Гарантия курса на создание условий для реализации прав потребителей товаров, работ и услуг закреплена в Конституции Российской Федерации. Свое развитие они получили в законодательстве о защите прав потребителей, а также в ряде других законодательных и нормативных актах. С апреля 1992 г. с введением в действие закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" началась целенаправленная, организованная реализация государственной политики в этой сфере, которая успешно проводится и в настоящее время. Причем, в эту работу активно включились не только соответствующие органы государственной власти Российской Федерации, но и ее субъекты, а также органы местного самоуправления. Развиваются межправительственные связи по проведению согласованной государственной политики в области защиты прав потребителей. Все громче и эффективнее заявляют о себе различные общественные организации, чья деятельность состоит в защите прав потребителей.

     Потребительский рынок товаров, работ и услуг включает в себя не только товарное предложение. В настоящее время уже созданы и развиваются рынки жилья, медицинских, образовательных, культурных, туристических, финансовых, страховых услуг. Однако собственно рынок товаров является наиболее массовым с точки зрения частоты его контактов с потребителем. По этой причине настоящее учебное пособие посвящается исключительно товарному сектору потребительского рынка.

    4