Юридические исследования - Система государственного управления. Пикулькин А.В. -

На главную >>>

Государственное право: Система государственного управления. Пикулькин А.В.


    Россия переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ демократического общества. Предстоит усовершенствовать методы и формы государственного регулирования экономики, гарантировать законные права экономических субъектов, ускорить социальное и духовное развитие людей, активизировать мирохозяйственные связи.

     Первым условием успешных преобразований является сильная, дееспособная власть. Без нее не создать предпосылок экономического роста, невозможны подлинная демократия, высокая культура и нравственность. Государственность была и остается основной ценностью гражданина России. С твердой государственной властью он связывает надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства, конституционного строя, безопасности границ, справедливости в сфере имущественных отношений. Естественно, что для выполнения этих функций власть должна не только обладать профессионализмом в управлении, но и иметь надежные правоохранительные органы, средства национальной обороны.

     В демократическом государстве власть открыта для людей, ее решения им понятны, органы власти работают в интересах страны, ее граждан. Власть ограничивается правом, иначе она становится опасной; право обеспечивается властью, без которой оно бессильно. Все ветви власти объединяет и уравновешивает президент, перекос в сторону одной из них не допускается, так как это расшатывает всю пирамиду власти. Точно регламентируются функции и ответственность аппарата управления. Народ России сделал выбор в пользу демократической власти. Проголосовав за новую конституцию, граждане тем самым приняли закон, обязательный к исполнению как органами власти, так и населением.

     Кратология - наука о власти - выделяет такие ее характеристики, как распределение функций, структуры (явные и скрытые), инструменты, носители, профессионализм, ответственность, личностные особенности.


    Пикулькин А.В. Система государственного управления.- М., 2004.- 543 cтр.


    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение    3
    Глава 1. ПРЕДМЕТ И НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
    1.1. Предмет системы государственного управления    7
    1.2. Формы государственного устройства    13
    1.3. Становление российской государственности    23
    1.4. Методы государственного управления    30
    1.5. Государственное управление за рубежом    42
    Глава 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ    52
    2.1. Президент Российской Федерации    54
    2.2. Федеральное Собрание    63
    2.3. Исполнительная власть    70
    2.4. Суды Российской Федерации    80
    2.5. Принятие нормативных актов    91
    Глава 3. РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ    102
    3.1. Разграничение предметов ведения и полномочий    103
    3.2. Органы государственной власти субъектов РФ    112
    3.3. Государственная региональная политика    122
    3.4. Север как объект управления    129
    3.5. Региональные модели управления    133
    3.6. Местное самоуправление    142
    3.7. Межбюджетные отношения    157
    Глава 4. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
    4.1. Основные функции государственного управления    169
    4.2. Стратегическое планирование    175
    4.3. Разработка государственной политики    185
    4.4. Реализация государственной политики    193
    4.5. Государственная служба    203
    4.6. Государственный контроль    213
    Глава 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
    5.1. Необходимость и организационные основы    223
    5.2. Методы регулирования и их классификация    234
    5.3. Регулирование материального производства    254
    5.4. Регулирование фондового рынка    277
    5.5. Регулирование денежного обращения    292
    5.6. Валютное регулирование    314
    Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫМИ ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ КОМПЛЕКСАМИ    326
    6.1. Государственная научная и промышленная политика    328
    6.2. Управление топливно-энергетическим комплексом    340
    6.3. Управление агропромышленным комплексом    369
    6.4. Управление оборонно-промышленным комплексом    378
    6.5. Управление транспортным комплексом    384
    6.6. Управление государственным имуществом    394
    Глава 7. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ    412
    7.1. Социальная политика государства    414
    7.2. Регулирование доходов населения    419
    7.3. Государственная политика в области занятости    425
    7.4. Управление отраслями социальной сферы    441
    7.5. Социальная защита населения    451
    Глава 8. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНЫМИ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМИ СИТУАЦИЯМИ
    8.1. Управление конфликтными ситуациями    462
    8.2. Управление общественными чрезвычайными ситуациями    469
    8.3. Управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях    474
    Глава 9. ВЛАСТЬ И БИЗНЕС    490
    9.1. Основы взаимодействия власти и бизнеса    492
    9.2. Влияние власти на бизнес    496
    9.3. Влияние бизнеса на власть    500
    9.4. Взаимодействие власти с бизнес-структурами    504
    9.5. Лоббирование    510
    9.6. Партнерство власти и бизнеса    514
    Библиографический список    518
    Приложения    519
    Краткий словарь терминов и понятий    525




    Введение

    Россия переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ демократического общества. Предстоит усовершенствовать методы и формы государственного регулирования экономики, гарантировать законные права экономических субъектов, ускорить социальное и духовное развитие людей, активизировать мирохозяйственные связи.

     Первым условием успешных преобразований является сильная, дееспособная власть. Без нее не создать предпосылок экономического роста, невозможны подлинная демократия, высокая культура и нравственность. Государственность была и остается основной ценностью гражданина России. С твердой государственной властью он связывает надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства, конституционного строя, безопасности границ, справедливости в сфере имущественных отношений. Естественно, что для выполнения этих функций власть должна не только обладать профессионализмом в управлении, но и иметь надежные правоохранительные органы, средства национальной обороны.

     В демократическом государстве власть открыта для людей, ее решения им понятны, органы власти работают в интересах страны, ее граждан. Власть ограничивается правом, иначе она становится опасной; право обеспечивается властью, без которой оно бессильно. Все ветви власти объединяет и уравновешивает президент, перекос в сторону одной из них не допускается, так как это расшатывает всю пирамиду власти. Точно регламентируются функции и ответственность аппарата управления. Народ России сделал выбор в пользу демократической власти. Проголосовав за новую конституцию, граждане тем самым приняли закон, обязательный к исполнению как органами власти, так и населением.

     Кратология - наука о власти - выделяет такие ее характеристики, как распределение функций, структуры (явные и скрытые), инструменты, носители, профессионализм, ответственность, личностные особенности.

     Власть в рамках выполняемых функций порождает отношения распоряжения и подчинения, направленные прежде всего на поддержание и воспроизводство сложившегося порядка, зафиксированного в конституции, законах и других нормативных актах, и требует обязательного исполнения.

     В обществе власть осуществляет политическое руководство, в то же время она несет перед ним конституционную и нравственную ответственность, которая наступает при невыполнении обязанностей, злоупотреблениях правами. Носителями власти являются не только избранные и назначенные на государственные должности лица, но и представители политической и экономической элиты, партии власти.

    3

     Властвовать и эффективно управлять - далеко не одно и то же. Государство может иметь все необходимые атрибуты, однако создаваемые им управленческие структуры могут действовать вхолостую. Многие экономические и политические задачи остаются нерешенными из-за несовершенства системы управления.

     В послании Президента РФ Федеральному Собранию неэффективность государственной власти признана главной причиной длительного и глубокого системного кризиса, а произвол чиновников, разгул криминала названы в числе основных препятствий экономическому росту. Поэтому поставлен вопрос о строительстве сильного государства, основанного на новом общественном договоре, для зашиты гражданских, политических, экономических свобод, обеспечения прав личности, предпринимательства.

     Сила власти измеряется способностью задействовать в полной мере административные рычаги, прагматизмом, умением учитывать реальность ситуации. Сильная власть - это власть результативная. И результатом усиления власти должно быть не увеличение или, наоборот, ограничение числа чиновников, привилегированных кланов, а подлинная независимость суда, действенность правоохранительных органов, конкурентность рынка, защищенность человека. За осознанием необходимости возрождения сильного и эффективного государства, способного обеспечить внутренние и внешние условия достойной жизни для всех граждан, должны следовать конкретные шаги по его становлению.

     Россия не впервые ищет свой путь, свою модель. Маятник ее развития отклоняется то влево, то вправо; возможно, существует середина, устраивающая всех или большинство. В такой ситуации нельзя полагаться на чудодейственную силу, которая все устроит как надо, на советы со стороны.

     В настоящее время в стране формируется механизм государственного управления на всех уровнях. Он включает совершенствование федеративных отношений и региональной политики; рационализацию структуры органов государственной власти; повышение роли и авторитета судебной власти; активную борьбу с преступностью; перестройку кадровой политики; становление полноправного гражданского общества, уравновешивающего и контролирующего власть.

     На основе укрепления государственной власти, создания системы управления Россия сможет построить динамично развивающуюся, социально ориентированную экономику и остаться великой нацией, вызывающей уважение и восхищение своим вкладом в развитие мировой культуры, неоднократно доказанной способностью с честью выходить из самых суровых испытаний.

     Эффективное управление предъявляет требования к институтам государства: наличие честного правительства, подготовленных и достойно оплачиваемых чиновников, защита исторического, культурного наследия как главного источника самосознания народа, функционирование развитого гражданского общества. Чтобы управлять, надо быть государственником, иметь твердые патриотические и нравственные убеждения.

    4

     Знание основ государственного управления является обязательным элементом фундаментального и широкопрофильного образования. Поэтому в структуре учебных дисциплин подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления система государственного управления занимает ведущее место. Она ориентируется на самые стабильные сферы деятельности - промышленность, сельское хозяйство, строительство, социальную жизнь, и ее востребованность не зависит от характера и состояния общественного строя.

     В учебнике дается обоснование необходимости ускорения социально-экономического развития России с помощью активизации организаторско-хозяйственной и других функций государственного управления, что только и может служить мобилизации всех природных, материальных и интеллектуальных ресурсов, способных осуществить модернизацию страны в более короткие сроки, чем это делали другие страны.

     На всех уровнях управления, во всех звеньях хозяйствования возрастает роль специалистов, умеющих постоянно соотносить текущую работу с перспективами, принимать оптимальные решения. Изучение данной дисциплины ставит задачу формирования у будущих специалистов ценностных ориентиров, соответствующих современной цивилизации, освоения ими теории и практики государственного управления.

     В результате изучения дисциплины студенты должны усвоить механизм функционирования государственной власти, уметь разбираться в структуре органов управления на всех уровнях, знать основные политические и социально-экономические институты, влияющие на принятие и исполнение управленческих решений.

     В учебнике освещаются как теоретические вопросы государственного управления, так и реальное развитие политических процессов, деятельность органов управления и государственных служащих, зарубежный опыт в этой сфере.

     В сжатой, но достаточной для понимания сути вопросов форме систематизированы накопленные, порой разнонаправленные знания в области государственного управления в России, управления не производственными процессами, а обществом, отношениями между людьми.

     Каждый орган власти рассматривается как сложившийся институт, имеющий организационно оформленные способы ее осуществления. При этом оцениваются востребованность его обществом, политический и управленческий потенциал, эффективность выполнения функций. В случаях отрицания жизнью каких-либо институтов взамен рекомендуются новые, по мнению автора, больше отвечающие требованиям времени.

     Системный подход к изложению материала позволяет объяснить и понять явления, конкретные процессы и события общественной жизни, раскрыть цели и мотивации их участников. Учебник не претендует на всеохватывающий анализ, в нем рассматриваются не все объекты государственного управления, отсутствуют вопросы внешней политики.

     Государственное управление в России отличается динамичностью, оно не приняло застывшие формы и даже в процессе работы над учебником

    5

     отдельные положения приходилось перерабатывать и дополнять более проверенными продолжительным опытом формами, методами, приемами управления.

     Учебник не дает готовых рецептов практикам в сфере государственного управления, не учит, как улучшить работу правительства, а содержит эмпирическое обобщение практического опыта в той или иной организационной сфере, раскрывает поведение, действия людей в управлении, влияние их идеологии и разделяемых ценностей на решения государственных органов, обязательных для всех. Рекомендации по совершенствованию государственного управления могут быть лишь результатом анализа конкретных ситуаций, и они могут быть применимы в строго определенных условиях.

     За пять веков до новой эры уже была написана книга "Наука об управлении государством", по ней учили правителей Индии. Благополучие государей и государства видели в мирной жизни и труде. Под трудом понимали объем затраченных усилий для достижения результатов. Если результат не достигнут, то нельзя называть усилия трудом. А в отношении мира сказано коротко и ясно: "если кто крепкий и сильный, то ему никто не страшен".

     В России предыдущими поколениями созданы необходимые материальные и духовные предпосылки для вхождения в постиндустриальное информационное общество, страна обладает самыми крупными природно-сырьевыми ресурсами, большим научным потенциалом и поныне остается одной из самых образованных стран мира. Это вселяет надежды. Но для преодоления трудностей нужна сильная своим достоинством, правотой и поддержкой народа государственная власть.

     Основы российской государственности заложены в Конституции РФ. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

     Единственным источником власти в России выступает ее многонациональный народ. Президент РФ является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов власти.

     Представительным (законодательным) органом власти служит Федеральное Собрание (парламент). Исполнительную власть осуществляют Правительство РФ, федеральные и региональные органы власти, местное самоуправление. В систему органов власти включается правосудие, осуществляемое только судом на основе состязательности и равноправия сторон.

     Граждане имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, т.е. через органы государственной власти и местное самоуправление.

     Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы и другие нормативные акты государства, способствовать его укреплению и повышению авторитета внутри страны и на международной арене.

    6