Юридические исследования - Конституционное право зарубежных стран. Вопросы и ответы. Алебастрова И.А. -

На главную >>>

Государственное право: Конституционное право зарубежных стран. Вопросы и ответы. Алебастрова И.А.


    Конституционное право - это основополагающая отрасль права конкретной страны, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы устройства общества, государства и положения человека в них.


    Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. Вопросы и ответы.- М., 2003.- 192 cтр.


    ОГЛАВЛЕНИЕ


    ОБЩАЯ ЧАСТЬ
    Тема 1. Понятие конституционного права зарубежных стран    3
    Тема 2. Основы теории конституции    9
    Тема 3. Конституционно-правовой статус человека и гражданина    13
    Тема 4. Конституционно-правовые основы общественного строя    18
    Тема 5. Формы правления в зарубежных странах    27
    Тема 6. Народные голосования (выборы, отзыв, референдум)    32
    Тема 7. Законодательная власть    42
    Тема 8. Конституционно-правовой статус главы государства    49
    Тема 9. Правительство в зарубежных странах    54
    Тема 10. Конституционное регулирование судебной власти    57
    Тема 11. Территориальная организация публичной власти    63
    ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
    Тема 12. Основы конституционного права США    73
    Тема 13. Основы конституционного права Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии    84
    Тема 14. Основы конституционного права Франции    96
    Тема 15. Основы конституционного права ФРГ    114
    Тема 16. Основы конституционного права Италии    129
    Тема 17. Основы конституционного права Испании    144
    Тема 18. Основы конституционного права Японии    160
    Тема 19. Основы конституционного права КНР    171




    ОБЩАЯ ЧАСТЬ

    Тема 1 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

    Конституционное право как отрасль права

     Конституционное право - это основополагающая отрасль права конкретной страны, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы устройства общества, государства и положения человека в них.

    Предмет конституционного права образуют важнейшие отношения между человеком, государством и обществом, а также отношения, связанные с участием населения в осуществлении публичной власти. Таким образом, предмет конституционного права является двуединым. Его составляют, во-первых, комплекс самых разнообразных отношений между человеком, обществом и государством и, во-вторых, отношения политического характера. При этом отношения первой группы регулируются конституционным правом лишь в основном (более детально они регламентируются другими отраслями права), а отношения второй группы - в полном объеме. Соответственно первая группа отношений регулируется конституцией данной страны, а вторая - другими источниками

    3

     конституционного права. К отношениям политического характера, подробно регулируемым конституционным правом, относятся: отношения, связанные с проведением народных голосований; отношения, возникающие в связи с организацией и деятельностью общественных политических объединений; отношения, определяющие статус парламента; отношения по организации и деятельности местного самоуправления.

     Конституционное право использует все три традиционных метода правового регулирования: дозволение, обязывание и запрещение. При этом они чаще всего неравномерно распределяются между субъектами правоотношений, т.е. субъекты неравноправны: один из них выступает преимущественно управомоченной стороной, а другой - обязанной. Например, в тех случаях, когда человек является субъектом того или иного права, признанного конституцией, он может требовать от государства гарантий реализации данного права, государство же обязано предоставить такие гарантии. Наоборот, государство может требовать от человека исполнения его конституционных обязанностей. В данном случае государство является управомоченным субъектом, а человек - обязанным.

    Система конституционного права

     Система конституционного права - это его внутреннее строение, характеризующееся единством и взаимодействием множества элементов. К числу таких элементов относятся конституционно-правовые институты и нормы.

    Конституционно-правовые институты - это обособленный комплекс норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения, являющиеся частью предмета данной отрасли. Они неодинаковы по объему и значимости. Самыми крупными институтами являются основы общественного строя, основы правового статуса человека и гражданина, основы устройства государства. Каждый из них включает ряд более частных институтов (например, основы устройства государства охватывают институты государственного механизма и территориального устройства), которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких институтов (например, государственный механизм - из таких институтов, как парламент, правительство, суды и т.п.).

    Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, регулирующие конкретные общественные отношения, входящие в предмет конституционного права. Особенностями конституционно-правовых норм являются: скрытый бланкетный характер многих из них (т.е. наличие санкций за их нарушение в нормах не конституционного, а уголовного или административного права);

    4

     полное отсутствие санкций у ряда норм, а у некоторых из них и гипотез; значительный удельный вес норм обобщенного характера, не порождающих непосредственно субъективных прав и юридических обязанностей, т.е. норм-дефиниций, норм-принципов и норм-целей.

     Конституционно-правовые нормы можно классифицировать по множеству оснований. По способу воздействия на общественные отношения они делятся на регулятивные и охранительные; по характеру предписания, содержащегося в диспозиции, - на управомочивающие, обязывающие и запрещающие; по характеру регулируемых отношений ~ на материальные и процессуальные; по действию во времени -на постоянные (с неопределенным сроком действия), временные (рассчитанные на тот или иной период времени, чаще всего это переходные положения) и чрезвычайные (предусмотренные на случай чрезвычайных обстоятельств и приостанавливающие на это время действие отдельных постоянных норм).

    Источники конституционного права

     В материальном смысле источники конституционного права - это причины, породившие его нормы и институты. В формально-юридическом смысле источниками данной отрасли являются способы внешнего выражения конституционно-правовых норм и институтов. Основными видами формальных источников конституционного права являются нормативные правовые акты, судебные прецеденты, конституционно-правовые обычаи, доктринальные и религиозные источники. Среди нормативных правовых актов - источников конституционного права - можно выделить законы, договоры, нормативные акты исполнительной власти, нормативные акты органов конституционного контроля, парламентские регламенты, акты местного самоуправления.

     Законы подразделяются на конституционные, органические и обычные (простые). Среди конституционных законов следует выделить конституцию - акт, обладающий наивысшей среди источников внутреннего права юридической силой. В некоторых странах существуют и иные конституционные законы, причем определяются они по-разному: либо как законы, дополняющие конституцию (бывшая Чехословакия), либо как законы, принимаемые по наиболее важным вопросам, указанным в конституции, и обладающие большей юридической силой, чем простые законы, но меньшей, чем конституция (Италия), либо как законы, принимаемые одновременно с конституцией и содержащие переходные положения (Югославия).

    Органические законы существуют лишь в ряде стран (Франция, Испания). Они подобны конституционным законам итальянской модели.

    Обычные законы - это законы, не относящиеся ни к конституционным, ни к органическим.

    5

     Договоры как источники конституционного права подразделяются на международные и внутригосударственные.

    Нормативные акты исполнительной власти включают акты главы государства, правительства и отдельных ведомств.

    Акты органов конституционного контроля как источники конституционного права - это их решения по вопросам о конституционности тех или иных документов или действий, о толковании конституции, по спорам о компетенции государственных органов и т.д.

    Регламенты парламентов или их палат являются источниками конституционного права, т.к. они определяют порядок их деятельности и структуру.

     Среди актов местного самоуправления лишь немногие могут выступать источниками конституционного права. Как правило, это местные уставы, статуты и т.п.

    Судебные прецеденты, т.е. постановления судов по конкретным делам, являющиеся обязательными для судов при рассмотрении аналогичных дел в будущем, выступают источниками конституционного права только в страна англосаксонской правовой семьи.

    Конституционно-правовые обычаи - это сложившиеся в сфере осуществления публичной власти правила поведения, не зафиксированные ни в каких официальных источниках, но применяемые в течение длительного периода времени с молчаливой санкции государства. Обычаи как источники конституционного права широко распространены в Великобритании.

    Доктринальные положения, т.е. опубликованные мнения ученых-юристов по конституционно-правовым вопросам, можно лишь условно считать источниками конституционного права в Великобритании, т.к. британские суды вправе ссылаться на них для обоснования своих постановлений.

    Религиозные источники права, в том числе конституционного, встречаются лишь в мусульманских странах. Это прежде всего шариат, превосходящий по юридической силе даже конституцию.

    Конституции, конституционные и органические законы, а также акты органов конституционного контроля всегда, причем в полном объеме, являются источниками конституционного права. Все остальные формы права могут выступать источниками конституционного права целиком, частично или вообще не являться таковыми.

    Конституционно-правовые отношения

     Конституционно-правовые отношения - это отношения, урегулированные нормами конституционного права. Их структура включает субъекты, объекты и содержание.

    6

    Субъектами конституционно-правовых отношений являются физические лица (например, граждане, иностранцы, избиратели, депутаты, их группы) и общественные образования (государство в целом, его органы, иногда их части, территориальные единицы, их органы, общественные объединения).

    Объектами конституционно-правовых отношений выступают блага, ради которых субъекты вступают в эти отношения, например, участие в осуществлении публичной власти, достоинство личности, членство в общественном объединении и т.п. Объектами большинства конституционно-правовых отношений являются нематериальные блага.

    Фактическое содержание конституционно-правовых отношений составляет реальное поведение субъектов, а юридическое - их субъективные права и юридические обязанности. Многие права и обязанности в конституционном праве имеют обобщенный характер и реализуются через комплекс прав и обязанностей более конкретных, устанавливаемых другими отраслями права. Поэтому и сами конституционно-правовые отношения часто носят общий характер, являясь отношениями-состояниями, включающими ряд более конкретных отношений. В конституционно-правовых отношениях с участием физических лиц правам одних субъектов, как правило, соответствуют обязанности других. Применительно же к таким субъектам, как государственные органы, их права выступают одновременно обязанностями и именуются полномочиями.

    Современные тенденции развития отрасли
     конституционного права

    Социализация - это тенденция, означающая, что конституционно-правовые нормы все шире регулируют основы устройства не только государства (как это делали первые конституции), но и общества в целом, включая его экономическую, политическую, социальную и культурную системы. Действие этой тенденции связано с тем, что государство перестало ограничиваться ролью "ночного сторожа", все более активно проводя политику предотвращения и урегулирования социальных конфликтов, установления разумного баланса различных интересов. Данная тенденция проявляется в пополнении перечня конституционных прав, свобод и обязанностей правами и обязанностями социально-экономическими и культурными, в регулировании отношений между трудом и капиталом, в установлении социального предназначения собственности и т.д.

    Демократизация - это тенденция, проявляющаяся в расширении у человека возможностей влиять на публичную власть и отстаивать свои интересы в конфликтах с ней. Она выражается в разрастании избирательного

    7

     корпуса, в появлении административной юстиции, активизации институтов непосредственной демократии и т.п.

    Интернационализация - это тенденция, проявляющаяся в большем или меньшем сближении отраслей национального конституционного права друг с другом и с международным публичным правом.

    Конституционное право как наука и учебная дисциплина

     Наука конституционного права - это часть правоведения, представляющая собой систему знаний о конституционно-правовых принципах, нормах и институтах, а также отношениях, породивших их и регулируемых ими, о закономерностях их развития, о различных конституционно-правовых взглядах и теориях. Наука конституционного права существует в каждой стране как единое целое, конституционное право зарубежных стран - ответвление от этой единой науки. Методология науки включает формально-юридический, исторический, компаративный, социологический, статистический и системный методы познания. Основными разделами науки являются общее понятие о конституционном (государственном) праве зарубежных стран, основы теории конституции, конституционно-правовой статус человека и гражданина, конституционные основы общественного строя, основы организации государственного механизма, территориальная организация публичной власти.

    Конституционное право зарубежных стран - это один из учебных курсов, преподаваемых в юридических вузах, имеющий своим предметом изучение зарубежного опыта конституционного развития. Система дисциплины включает общую и особенную части: общая направлена на концептуальное, обобщенное изучение основных институтов конституционного права, а особенная - на изучение основ конституционного права отдельных стран.

    8