|
Административное право - одна из ведущих отраслей права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти.
Административное право определяет правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления, устанавливает формы и методы деятельности исполнительной власти, регламентирует порядок образования ее органов, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов, способы обеспечения законности в государственном управлении, взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами, регулирует управленческие отношения в экономике, социальной, культурной и других сферах жизнедеятельности. |
Воронцов В.Г. и др. Административное право.- М., 2003.- 507 cтр.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 6 Раздел I. Понятие административного права Глава 1. Предмет, метод и система административного права 7 Глава 2. Механизм административно-правового регулирования 11 Раздел II. Субъекты административного права Глава 3. Понятие и виды субъектов административного права 20 Глава 4. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства 22 Глава 5. Органы исполнительной власти 31 Глава 6. Административно-правовой статус государственных служащих 39 Глава 7. Органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения и общественные объединения как субъекты административного права 54 Раздел III. Административно-правовые формы и методы реализации исполнительной власти 65 Глава 8. Понятие и виды административно правовых форм 66 Глава 9. Правовые акты управления 68 Глава 10. Административно-правовые методы реализации исполнительной власти 74 Глава 11. Административное принуждение 77 Раздел IV. Административная ответственность Глава 12. Административное правонарушение и административная ответственность 83 Раздел V. Административно-процессуальная деятельность Глава 13. Сущность и виды административного процесса 99 Глава 14. Производство по делам об административных правонарушениях 102 Раздел VI. Обеспечение законности в сфере деятельности органов исполнительной власти Глава 15. Способы обеспечения законности в сфере государственного управления 125 Глава 16. Административно-правовые режимы 135 ЧАСТЬ II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ 147 Раздел VII. Административно-правовые основы организации государственного управления Глава 17. Сущность административно-правовой организации государственного управления 148 Глава 18. Отраслевое и межотраслевое государственное управление 153 Глава 19. Современная система и структура государственного управления в Российской Федерации 158 Раздел VII. Административно-правовое регулирование межотраслевого государственного управления Глава 20. Управление в области финансов и кредита 164 Глава 21. Управление имущественными отношениями 179 Глава 22. Управление в области природных ресурсов и охраны окружающей среды 184 Глава 23. Управление в области государственной статистики 198 Глава 24. Управление в области стандартизации, сертификации и метрологии 202 Глава 25. Управление государственным резервом 208 Раздел IX. Административно-правовое регулирование управления в экономической сфере Глава 26. Управление в области прогнозирования и реализации государственной социально-экономической политики 212 Глава 27. Управление в области антимонопольной деятельности 219 Глава 28. Управление промышленностью 226 Глава 29. Управление агропромышленным комплексом 243 Глава 30. Управление транспортом и связью 251 Глава 31. Управление строительно-жилищным комплексом 266 Глава 32. Управление торговлей и таможенным делом 273 Раздел X. Административно-правовое регулирование управления в социально-культурной сфере Глава 33. Управление образованием 284 Глава 34. Управление в области науки 291 Глава 35. Управление в области культуры 303 Глава 36. Управление в области труда и социального обеспечения 312 Глава 37. Управление в области здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма 320 Раздел XI. Правовое регулирование управления в административно-политической сфере Глава 38. Управление иностранными делами 328 ЧАСТЬ III. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ 336 Глава 39. Управление в области юстиции 337 Глава 40. Управление в области обороны 344 Глава 41. Административно-правовое регулирование охраны государственной границы Российской Федерации 392 Глава 42. Управление в области безопасности 401 Глава 43. Управление в области внутренних дел 419 Глава 44. Правовые основы оперативно-розыскной, частной детективной и охранной деятельности 490 Приложение 500 Библиографический список 503
Раздел I. Понятие административного права
Глава 1. Предмет, метод и система административного права
Административное право как отрасль права, его предмет и метод
Административное право - одна из ведущих отраслей права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти.
Административное право определяет правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления, устанавливает формы и методы деятельности исполнительной власти, регламентирует порядок образования ее органов, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов, способы обеспечения законности в государственном управлении, взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами, регулирует управленческие отношения в экономике, социальной, культурной и других сферах жизнедеятельности.
Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами.
Предмет административного права - это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти1. Поскольку они неразрывно связаны с государственно-управленческой деятельностью их обычно характеризуют в качестве управленческих отношений. В этих отношениях:
7 опосредуются связи между управляющими (субъект управления) и управляемыми (объект управления), в основе которых целенаправленное и упорядочивающее воздействие на поведение людей и их объединений; находят свое непосредственное выражение публично-правовые интересы и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи; реализуется государственная политика соблюдения и защиты прав и свобод граждан, их объединений, а также регулирования в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни государства и общества; получает наглядное выражение одна из ветвей государственной власти, а именно механизм реализации исполнительной власти1.
В обобщенном виде общественные отношения, регулируемые административным правом, возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления. По своей направленности и целям регулирования их нормами административного права они могут быть внешними и внутренними. Внешними называются отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти, например, отношения между органами исполнительной власти и гражданами. Внутренние (внутриорганизационные или внутрисистемные) возникают в процессе деятельности не только органов исполнительной власти, но и субъектов представительной (законодательной) и судебной властей, а также органов прокуратуры при руководстве их аппаратами.
Метод правового регулирования - это совокупность способов и средств воздействия на волю и поведение участников общественных отношений.
Для любой отрасли права характерны следующие методы правового регулирования: распоряжение (повеление) - возложение на участников общественных отношений юридической обязанности действовать в полном соответствии с требованиями правовой нормы (метод прямого распорядительства-предписания); запрет - предписание иного юридического содержания, смысл которого состоит в том, что норма права возлагает на их адресатов прямую юридическую обязанность воздержаться от совершения определенных юридически значимых действий в условиях, предусмотренных данной нормой; дозволение - разрешение совершать те или иные юридически значимые действие в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержание от их осуществления по своему усмотрению.
8
Каждая правовая отрасль использует названные методы с учетом особенностей своего предмета регулирования, т.е. соответствующих общественных отношений. В связи с этим различия между отраслями права можно провести по степени используемого на практике того или иного метода. Так, для уголовного права наиболее характерны запреты, для гражданского права - дозволения, для административного права - предписания, поскольку отношения, регулируемые им, построены не на равенстве их участников, а на началах "власть - подчинение".
Большая часть норм административного права носит повелительный (императивный) характер. Нормы в виде распоряжений выражают государственную волю, побуждают и принуждают участников управленческих отношений к определенному виду действий или формам правомерного поведения. Предписание, исходящее от органа исполнительной власти и выражающее его односторонне-властное волеизъявление, обязательно для других участников общественных отношений, регулируемых административным правом1.
Однако в определенных ситуациях административное право предусматривает возможность возникновение управленческих отношений, построенных на началах юридического равенства сторон (например, заключение договоров между субъектами РФ).
Система административного права
Административное право есть целостная система правовых норм и институтов, тесно взаимосвязанных между собой. Их объединяет предмет, цель и метод регулирования.
Система административного права делится на Общую и Особенную части. Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а Особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных отраслей и сфер деятельности исполнительной власти.
Общая часть включает в себя институты:
9 устанавливающие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права) и негосударственных организаций; регулирующие организацию и деятельность исполнительной власти (аппарата государственного управления), в том числе государственно-служебные отношения; обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти; регламентирующие административное принуждение и административную ответственность.
Особенная часть включает институты, регулирующие: организационно-хозяйственную деятельность; социально-культурную деятельность; административно-политическую деятельность; межотраслевую управленческую деятельность. Административное право регулятивное действие осуществляет путем реализации следующих функций: а) правоисполнительной; б) правоустановительной; в) правоохранительной; г) организационной; д) координационной.
Свою служебную роль, выражающуюся в его функциях, административное право выполняет, руководствуясь принципами, положенными в основу практической реализации исполнительной власти. В их числе приоритетность интересов личности, разделение властей, законность, федерализм, ответственность.
Цели административного права составляют: создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти; обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связанно с функционированием исполнительной власти; защита граждан и общества от административного произвола.
10
1 См.: Российский Б.В. Административное право. Вопросы и ответы: Учебное пособие. - М., 2000. - С. 15.
1 См.: Козлов Ю.М. Административное право в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М., 2000. - С. 17.
1 См.: Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. 3-е изд. - М" 2000. - С. 33.
| |