|
Административное право как отрасль правовой системы Российской Федерации объективно связано с социальным явлением, получившим в Древнем Риме обозначение латинским термином "administratio", что означает руководство, управление.
Государственное управление - разновидность социального управления, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т. п.).
Термин "государственное управление" широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.
Конституция РФ 1993 г. отказалась от этого термина. Вместо него в оборот введен новый термин - "исполнительная власть".
Объясняется это конституционным провозглашением принципа разделения властей. Так, в соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
В связи с этим представляет интерес соотношение государственного управления и исполнительной власти. Но прежде всего выясним, какое содержание вкладывалось в понятие государственного управления до 80-х гг. |
Алехин А.П. и др. Административное право Российской Федерации.- М., 2002.- 608 cтр.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Раздел I. Административное право в правовой системе Российской Федерации Глава 1. Государственное управление, исполнительная власть § 1. Государственное управление 3 § 2 Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением 5 Глава 2. Предмет и метод административного права § 1. Общественные отношения, регулируемые административным правом 13 § 2. Метод административного права 19 § 3. Место административного права в правовой системе 24 § 4. Понятие и система субъектов административного права 29 Глава 3. Административно-правовые нормы § 1. Понятие и особенности административно-правовых норм 34 § 2. Виды административно-правовых норм 39 § 3. Реализация административно-правовых норм 44 § 4. Источники административного права 46 Глава 4. Административно-правовые отношения § 1. Основные черты административно-правовых отношений 51 § 2. Юридические факты в административном праве 59 § 3. Виды административно-правовых отношений 60 Раздел П. Субъекты административного права Глава 5. Физические лица § 1. Основы административно-правового статуса граждан Российской Федерации 67 § 2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления 75 § 3. Административно-правовые гарантии прав граждан 83 § 4. Обращения граждан 88 § 5. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства 93 Глава 6. Органы исполнительной власти § 1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти 96 § 2. Виды органов исполнительной власти 100 § 3. Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти 105 § 4. Правительство РФ 109 § 5. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти 113 § 6. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти 119 § 7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 122 § 8. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти 131 Глава 7. Органы местного самоуправления 134 Глава 8. Государственные служащие § 1. Понятие государственной службы 139 § 2. Виды государственной службы 141 § 3. Принципы государственной службы 143 § 4. Система правовых актов о государственной службе 146 § 5. Понятие и виды государственных служащих 147 § 6. Основы административно-правового статуса государственных служащих 155 § 7. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы 158 § 8. Стимулы деятельности государственных служащих 163 § 9. О муниципальной службе 165 Глава 9. Предприятия, организации и учреждения § 1. Понятие и виды предприятий, учреждений 167 § 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений 171 § 3. Создание и ликвидация предприятий и учреждений 179 § 4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений 182 § 5. Фонды 184 Глава 10. Общественные объединения § 1. Понятие и виды общественных объединений 186 § 2. Основы административно-правового статуса общественных объединений 189 § 3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений 193 Раздел III. Административно-правовые формы и методы Глава 11. Административно-правовые формы § 1. Понятие административно-правовых форм 196 § 2. Виды административно-правовых форм 199 § 3. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение 204 § 4. Виды правовых актов управления 206 § 5. Действие правовых актов управления 212 § 6. Административно-правовой договор 218 Глава 12. Административно-правовые методы § 1. Понятие административно-правовых методов 222 § 2. Виды административно-правовых методов 227 § 3. Административное принуждение: сущность, виды 233 Раздел IV. Ответственность по административному праву Глава 13. Административная ответственность § 1. Понятие и основные черты административной ответственности 239 § 2. Законодательные основы административной ответственности 241 § 3. Административное правонарушение 243 § 4. Освобождение от административной ответственности 252 § 5. Ограничение административной ответственности 253 § б. Понятие и виды административных наказаний 254 § 7. Наложение административного наказания 259 § 8. Административная ответственность юридического лица 263 Глава 14. Дисциплинарная ответственность 266 Глава 15. Материальная ответственность 269 Раздел V. Административно-процессуальное право Глава 16. Административно-процессуальная деятельность § 1. Административный процесс: сущность, виды 272 § 2. Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура 277 Глава 17. Производство по делам об административных правонарушениях § 1. Основы производства 284 § 2. Участники производства 287 § 3. Доказательства 290 § 4. Меры обеспечения производства 292 § 5. Возбуждение дела 295 § 6. Рассмотрение дела 298 § 7. Пересмотр постановлений и решений 300 § 8. Исполнение постановлений 302 Раздел VI. Административное право и 'законность в управлении Глава 18. Законность в сфере управления § 1. Законность, дисциплина, целесообразность 306 § 2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении 309 Глава 19. Способы обеспечения законности и дисциплины в управлении § 1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации 313 § 2. Контроль органов законодательной (представительной) власти 316 § 3. Контроль органов исполнительной власти 318 § 4. Административный надзор 320 § 5. Органы судебной власти и законность в управлении 324 § 6. Общий надзор органов прокуратуры 330 ЧАСТЬ ВТОРАЯ. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ, СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРАМИ Раздел VII. Основы административно-правовой организации управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами Глава 20. Основы административной организации управления в современных условиях § 1. Необходимость и характер государственного управления 337 § 2. Понятие и цели организации управления 342 § 3. Правовые основы организации управления 351 Глава 21. Территориальные, отраслевые и межотраслевые начала в управлении § 1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов 356 § 2. Региональные начала 364 § 3. Межотраслевые начала в управлении 372 § 4. Отраслевые начала в управлении 387 Глава 22. Развитие системы функций, методов и форм управления в современных условиях § 1. Функции 391 § 2. Государственное регулирование как функция управления 392 § 3. Государственный контроль 394 § 4. Методы 396 § 5. Формы 400 Глава 23. Организация управления в особых условиях 407 Раздел VIII. Административное право и управление экономикой Глава 24. Управление промышленностью § 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью 416 § 2. Предприятия и объединения в промышленности 423 § 3. Местное самоуправление и промышленность 425 § 4. Государственный контроль (надзор) в управлении промышленностью 425 Глава 25. Управление сельским хозяйством § 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством 430 § 2. Предприятия и организации в сельском хозяйстве 433 § 3. Местное самоуправление и сельское хозяйство 434 § 4. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве 434 Глава 26. Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством § 1. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством 439 § 2. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство 441 § 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве 442 Глава 27. Управление коммуникациями § 1. Организационно-правовые формы управления коммуникациями 444 § 2. Местное самоуправление и коммуникации 452 § 3. Государственный контроль и надзор на транспорте и связи 452 Глава 28. Управление использованием и охраной природных ресурсов § 1. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов 454 § 2. Органы местного самоуправления и использование и охрана природных ресурсов 459 § 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов 459 Глава 29. Управление финансами и кредитом § 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом 466 § 2. Местное самоуправление, финансы и налоги 473 § 3. Финансовый контроль 473 Глава 30. Управление в области внешнеэкономических связей § 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей 477 § 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи 482 § 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей 482 Раздел IX. Административное право и управление социально-культурной сферой Глава 31. Управление образованием § 1. Организационно-правовые формы управления образованием 484 § 2. Учреждения образования 492 § 3. Органы местного самоуправления и образование 497 § 4. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений 497 Глава 32. Управление здравоохранением § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением 499 § 2. Учреждения здравоохранения 505 § 3. Местное самоуправление и здравоохранение 508 § 4. Санитарно-эпидемиологический надзор 509 Глава 33. Управление наукой § 1. Организационно-правовые формы управления наукой 514 § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества 517 Глава 34. Управление культурой § 1. Организационно-правовые формы управления культурой 522 § 2. Местное самоуправление и культура 528 Глава 35. Управление в области социальной защиты граждан § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан 529 § 2. Местное самоуправление и социальная защита граждан 534 Раздел X. Административное право и управление административно-политической сферой Глава 36. Управление обороной § 1. Организационно-правовые формы управления обороной 537 § 2. Органы местного самоуправления и управление обороной 541 § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации 543 § 4. Военная служба 544 Глава 37. Управление безопасностью § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью 546 § 2. Государственная граница, ее защита и охрана 550 Глава 38. Управление внутренними делами § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами 556 § 2. Органы местного самоуправления и управления в области внутренних дел 560 § 3. Служба в органах внутренних дел 562 § 4.. Милиция 564 § 5. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения 568 § 6. Государственный пожарный надзор 571 § 7. Паспортная система 573 § 8. Внутренние войска 575 Глава 39. Управление иностранными делами § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами 578 § 2. Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом 581 § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации 583 Глава 40. Управление юстицией § 1. Организационно-правовые формы управления юстицией 587 § 2. Регистрация актов гражданского состояния 589 § 3. Организация нотариальной службы 590 § 4. Адвокатура 594
РАЗДЕЛ I
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
§ 1. Государственное управление
Административное право как отрасль правовой системы Российской Федерации объективно связано с социальным явлением, получившим в Древнем Риме обозначение латинским термином "administratio", что означает руководство, управление.
Государственное управление - разновидность социального управления, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т. п.).
Термин "государственное управление" широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.
Конституция РФ 1993 г. отказалась от этого термина. Вместо него в оборот введен новый термин - "исполнительная власть".
Объясняется это конституционным провозглашением принципа разделения властей. Так, в соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
В связи с этим представляет интерес соотношение государственного управления и исполнительной власти. Но прежде всего выясним, какое содержание вкладывалось в понятие государственного управления до 80-х гг.
Место и роль государственного управления в механизме государственной власти определялись следующими характеристиками:
3 а) государственное управление - конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти; б) государственное управление - деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство); в) государственное управление - прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления', г) государственное управление - исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства была обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства; д) государственное управление - подзаконная деятельность, осуществляемая "на основе и во исполнение закона"; она вторична по отношению к законодательной деятельности.
Такова обобщенная характеристика государственного управления, к которой можно добавить и некоторые иные специфические его признаки, в числе которых: вертикальность (субординационность, иерархичность) системы исполнительно-распорядительных органов; реализация принадлежащих этим субъектам юридически-властных полномочий в административном, то есть во внесудебном порядке; предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением); включение в механизм (систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий) и т. п.
В таком понимании органы государственного управления рассматривались в качестве исполнительного аппарата государственной власти, являющегося основным звеном практической реализации законодательства, а также иных правовых актов органов государственной власти, то есть Советов различных уровней. В своих основных организационных проявлениях эти органы были "привязаны" прямо или опосредованно к системе Советов народных депутатов.
4
Изложенное позволяет обратить внимание еще на два принципиальных обстоятельства. Прежде всего - государственное управление и осуществляющие его функции государственные органы есть составная часть единого механизма государственной власти.
Второе обстоятельство связано с тем, что при характеристике государственного управления акцентируется его исполнительное назначение. В связи с этим возникает вопрос: как совместить управляющее воздействие с исполнительством?
Суть данной проблемы заключена в следующем. Управление различными сторонами государственной и общественной жизни не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти. При этом главное в содержании управляющего воздействия состоит не столько в принятии соответствующих решений (например, законов), а в их реализации, то есть в строгом проведении в жизнь содержащихся в них юридически-властных требований. А это и есть процесс исполнения. Конечно, и сам законодатель осуществляет те или иные действия, обеспечивающие исполнение принятых им законов. Но он не в состоянии взять на себя данную функцию в полном объеме, учитывая многообразие общественных отношений, нуждающихся в упорядочивающем, то есть постоянном управляющем воздействии. Вообще недопустимо законодателю самому исполнять законы. Поэтому и возникает необходимость в специализированном управленческом звене государственного аппарата, осуществляющем такое воздействие в исполнительно-распорядительном варианте. Значит, исполнение - это, в рассматриваемом аспекте, и есть, по существу, непосредственная государственно-управленческая деятельность, то есть управляющее воздействие и исполнительство полностью совместимы. При этом не имеет принципиального значения, кто является субъектом принятия соответствующего решения - законодательный либо исполнительно-распорядительный орган (исполнение закона либо подзаконного нормативного акта).
Таковы наиболее емкие черты, свойственные государственному управлению как разновидности социального управления.
5
| |