Юридические исследования - Административное право Российской Федерации. Алехин А.П. -

На главную >>>

Административное право: Административное право Российской Федерации. Алехин А.П.


    Административное право как отрасль правовой системы Российской Федерации объективно связано с социальным явлением, получившим в Древнем Риме обозначение латинским термином "administratio", что означает руководство, управление.

     Государственное управление - разновидность социального управления, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т. п.).

     Термин "государственное управление" широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.

     Конституция РФ 1993 г. отказалась от этого термина. Вместо него в оборот введен новый термин - "исполнительная власть".

     Объясняется это конституционным провозглашением принципа разделения властей. Так, в соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

     В связи с этим представляет интерес соотношение государственного управления и исполнительной власти. Но прежде всего выясним, какое содержание вкладывалось в понятие государственного управления до 80-х гг.


    Алехин А.П. и др. Административное право Российской Федерации.- М., 2002.- 608 cтр.


    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
    Раздел I. Административное право в правовой системе Российской Федерации
    Глава 1. Государственное управление, исполнительная власть
    § 1. Государственное управление    3
    § 2 Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением    5
    Глава 2. Предмет и метод административного права
    § 1. Общественные отношения, регулируемые административным правом    13
    § 2. Метод административного права    19
    § 3. Место административного права в правовой системе    24
    § 4. Понятие и система субъектов административного права    29
    Глава 3. Административно-правовые нормы
    § 1. Понятие и особенности административно-правовых норм    34
    § 2. Виды административно-правовых норм    39
    § 3. Реализация административно-правовых норм    44
    § 4. Источники административного права    46
    Глава 4. Административно-правовые отношения
    § 1. Основные черты административно-правовых отношений    51
    § 2. Юридические факты в административном праве    59
    § 3. Виды административно-правовых отношений    60
    Раздел П. Субъекты административного права
    Глава 5. Физические лица
    § 1. Основы административно-правового статуса граждан Российской Федерации    67
    § 2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления    75
    § 3. Административно-правовые гарантии прав граждан    83
    § 4. Обращения граждан    88
    § 5. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства    93
    Глава 6. Органы исполнительной власти
    § 1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти    96
    § 2. Виды органов исполнительной власти    100
    § 3. Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти    105
    § 4. Правительство РФ    109
    § 5. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти    113
    § 6. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти    119
    § 7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации    122
    § 8. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти    131
    Глава 7. Органы местного самоуправления    134
    Глава 8. Государственные служащие
    § 1. Понятие государственной службы    139
    § 2. Виды государственной службы    141
    § 3. Принципы государственной службы    143
    § 4. Система правовых актов о государственной службе    146
    § 5. Понятие и виды государственных служащих    147
    § 6. Основы административно-правового статуса государственных служащих    155
    § 7. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы    158
    § 8. Стимулы деятельности государственных служащих    163
    § 9. О муниципальной службе    165
    Глава 9. Предприятия, организации и учреждения
    § 1. Понятие и виды предприятий, учреждений    167
    § 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений    171
    § 3. Создание и ликвидация предприятий и учреждений    179
    § 4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений    182
    § 5. Фонды    184
    Глава 10. Общественные объединения
    § 1. Понятие и виды общественных объединений    186
    § 2. Основы административно-правового статуса общественных объединений    189
    § 3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений    193
    Раздел III. Административно-правовые формы и методы
    Глава 11. Административно-правовые формы
    § 1. Понятие административно-правовых форм    196
    § 2. Виды административно-правовых форм    199
    § 3. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение    204
    § 4. Виды правовых актов управления    206
    § 5. Действие правовых актов управления    212
    § 6. Административно-правовой договор    218
    Глава 12. Административно-правовые методы
    § 1. Понятие административно-правовых методов    222
    § 2. Виды административно-правовых методов    227
    § 3. Административное принуждение: сущность, виды    233
    Раздел IV. Ответственность по административному праву
    Глава 13. Административная ответственность
    § 1. Понятие и основные черты административной ответственности    239
    § 2. Законодательные основы административной ответственности    241
    § 3. Административное правонарушение    243
    § 4. Освобождение от административной ответственности    252
    § 5. Ограничение административной ответственности    253
    § б. Понятие и виды административных наказаний    254
    § 7. Наложение административного наказания    259
    § 8. Административная ответственность юридического лица    263
    Глава 14. Дисциплинарная ответственность    266
    Глава 15. Материальная ответственность    269
    Раздел V. Административно-процессуальное право
    Глава 16. Административно-процессуальная деятельность
    § 1. Административный процесс: сущность, виды    272
    § 2. Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура    277
    Глава 17. Производство по делам об административных правонарушениях
    § 1. Основы производства    284
    § 2. Участники производства    287
    § 3. Доказательства    290
    § 4. Меры обеспечения производства    292
    § 5. Возбуждение дела    295
    § 6. Рассмотрение дела    298
    § 7. Пересмотр постановлений и решений    300
    § 8. Исполнение постановлений    302
    Раздел VI. Административное право и 'законность в управлении
    Глава 18. Законность в сфере управления
    § 1. Законность, дисциплина, целесообразность    306
    § 2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении    309
    Глава 19. Способы обеспечения законности и дисциплины в управлении
    § 1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации    313
    § 2. Контроль органов законодательной (представительной) власти    316
    § 3. Контроль органов исполнительной власти    318
    § 4. Административный надзор    320
    § 5. Органы судебной власти и законность в управлении    324
    § 6. Общий надзор органов прокуратуры    330
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ, СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРАМИ
    Раздел VII. Основы административно-правовой организации управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами
    Глава 20. Основы административной организации управления в современных условиях
    § 1. Необходимость и характер государственного управления    337
    § 2. Понятие и цели организации управления    342
    § 3. Правовые основы организации управления    351
    Глава 21. Территориальные, отраслевые и межотраслевые начала в управлении
    § 1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов    356
    § 2. Региональные начала    364
    § 3. Межотраслевые начала в управлении    372
    § 4. Отраслевые начала в управлении    387
    Глава 22. Развитие системы функций, методов и форм управления в современных условиях
    § 1. Функции    391
    § 2. Государственное регулирование как функция управления    392
    § 3. Государственный контроль    394
    § 4. Методы    396
    § 5. Формы    400
    Глава 23. Организация управления в особых условиях    407
    Раздел VIII. Административное право и управление экономикой
    Глава 24. Управление промышленностью
    § 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью    416
    § 2. Предприятия и объединения в промышленности    423
    § 3. Местное самоуправление и промышленность    425
    § 4. Государственный контроль (надзор) в управлении промышленностью    425
    Глава 25. Управление сельским хозяйством
    § 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством    430
    § 2. Предприятия и организации в сельском хозяйстве    433
    § 3. Местное самоуправление и сельское хозяйство    434
    § 4. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве    434
    Глава 26. Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
    § 1. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством    439
    § 2. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство    441
    § 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве    442
    Глава 27. Управление коммуникациями
    § 1. Организационно-правовые формы управления коммуникациями    444
    § 2. Местное самоуправление и коммуникации    452
    § 3. Государственный контроль и надзор на транспорте и связи    452
    Глава 28. Управление использованием и охраной природных ресурсов
    § 1. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов    454
    § 2. Органы местного самоуправления и использование и охрана природных ресурсов    459
    § 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов    459
    Глава 29. Управление финансами и кредитом
    § 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом    466
    § 2. Местное самоуправление, финансы и налоги    473
    § 3. Финансовый контроль    473
    Глава 30. Управление в области внешнеэкономических связей
    § 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей    477
    § 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи    482
    § 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей    482
    Раздел IX. Административное право и управление социально-культурной сферой
    Глава 31. Управление образованием
    § 1. Организационно-правовые формы управления образованием    484
    § 2. Учреждения образования    492
    § 3. Органы местного самоуправления и образование    497
    § 4. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений    497
    Глава 32. Управление здравоохранением
    § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением    499
    § 2. Учреждения здравоохранения    505
    § 3. Местное самоуправление и здравоохранение    508
    § 4. Санитарно-эпидемиологический надзор    509
    Глава 33. Управление наукой
    § 1. Организационно-правовые формы управления наукой    514
    § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества    517
    Глава 34. Управление культурой
    § 1. Организационно-правовые формы управления культурой    522
    § 2. Местное самоуправление и культура    528
    Глава 35. Управление в области социальной защиты граждан
    § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан    529
    § 2. Местное самоуправление и социальная защита граждан    534
    Раздел X. Административное право и управление административно-политической сферой
    Глава 36. Управление обороной
    § 1. Организационно-правовые формы управления обороной    537
    § 2. Органы местного самоуправления и управление обороной    541
    § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации    543
    § 4. Военная служба    544
    Глава 37. Управление безопасностью
    § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью    546
    § 2. Государственная граница, ее защита и охрана    550
    Глава 38. Управление внутренними делами
    § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами    556
    § 2. Органы местного самоуправления и управления в области внутренних дел    560
    § 3. Служба в органах внутренних дел    562
    § 4.. Милиция    564
    § 5. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения    568
    § 6. Государственный пожарный надзор    571
    § 7. Паспортная система    573
    § 8. Внутренние войска    575
    Глава 39. Управление иностранными делами
    § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами    578
    § 2. Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом    581
    § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации    583
    Глава 40. Управление юстицией
    § 1. Организационно-правовые формы управления юстицией    587
    § 2. Регистрация актов гражданского состояния    589
    § 3. Организация нотариальной службы    590
    § 4. Адвокатура    594




    РАЗДЕЛ I

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
     В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
     РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Глава 1

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ,
     ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

    § 1. Государственное управление

     Административное право как отрасль правовой системы Российской Федерации объективно связано с социальным явлением, получившим в Древнем Риме обозначение латинским термином "administratio", что означает руководство, управление.

     Государственное управление - разновидность социального управления, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т. п.).

     Термин "государственное управление" широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.

     Конституция РФ 1993 г. отказалась от этого термина. Вместо него в оборот введен новый термин - "исполнительная власть".

     Объясняется это конституционным провозглашением принципа разделения властей. Так, в соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

     В связи с этим представляет интерес соотношение государственного управления и исполнительной власти. Но прежде всего выясним, какое содержание вкладывалось в понятие государственного управления до 80-х гг.

     Место и роль государственного управления в механизме государственной власти определялись следующими характеристиками:

    3
    а) государственное управление - конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;
    б) государственное управление - деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство);
    в) государственное управление - прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления',
    г) государственное управление - исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства была обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства;
    д) государственное управление - подзаконная деятельность, осуществляемая "на основе и во исполнение закона"; она вторична по отношению к законодательной деятельности.

     Такова обобщенная характеристика государственного управления, к которой можно добавить и некоторые иные специфические его признаки, в числе которых: вертикальность (субординационность, иерархичность) системы исполнительно-распорядительных органов; реализация принадлежащих этим субъектам юридически-властных полномочий в административном, то есть во внесудебном порядке; предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением); включение в механизм (систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий) и т. п.

     В таком понимании органы государственного управления рассматривались в качестве исполнительного аппарата государственной власти, являющегося основным звеном практической реализации законодательства, а также иных правовых актов органов государственной власти, то есть Советов различных уровней. В своих основных организационных проявлениях эти органы были "привязаны" прямо или опосредованно к системе Советов народных депутатов.

    4

     Изложенное позволяет обратить внимание еще на два принципиальных обстоятельства. Прежде всего - государственное управление и осуществляющие его функции государственные органы есть составная часть единого механизма государственной власти.

     Второе обстоятельство связано с тем, что при характеристике государственного управления акцентируется его исполнительное назначение. В связи с этим возникает вопрос: как совместить управляющее воздействие с исполнительством?

     Суть данной проблемы заключена в следующем. Управление различными сторонами государственной и общественной жизни не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти. При этом главное в содержании управляющего воздействия состоит не столько в принятии соответствующих решений (например, законов), а в их реализации, то есть в строгом проведении в жизнь содержащихся в них юридически-властных требований. А это и есть процесс исполнения. Конечно, и сам законодатель осуществляет те или иные действия, обеспечивающие исполнение принятых им законов. Но он не в состоянии взять на себя данную функцию в полном объеме, учитывая многообразие общественных отношений, нуждающихся в упорядочивающем, то есть постоянном управляющем воздействии. Вообще недопустимо законодателю самому исполнять законы. Поэтому и возникает необходимость в специализированном управленческом звене государственного аппарата, осуществляющем такое воздействие в исполнительно-распорядительном варианте. Значит, исполнение - это, в рассматриваемом аспекте, и есть, по существу, непосредственная государственно-управленческая деятельность, то есть управляющее воздействие и исполнительство полностью совместимы. При этом не имеет принципиального значения, кто является субъектом принятия соответствующего решения - законодательный либо исполнительно-распорядительный орган (исполнение закона либо подзаконного нормативного акта).

     Таковы наиболее емкие черты, свойственные государственному управлению как разновидности социального управления.

    5


  • Подробная информация стильные когтеточки тут.